Легенда о Переплёсниных

Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости.
Александр Сергеевич Пушкин

Введение

Фамилия (лат. familia — семья) — наследственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании — к одной семье.

Переплёснины (Переплеснины) — происхождение фамилии пока не установлено, а "самый первый" предок пока не найден. Да самого первого найти и невозможно.

Носители этой фамилии на сегодняшний день проживают и в Пермском крае, и в Московской области, и в республике Карелия. Найдены Переплёснины и в Екатеринбурге, и в Питере,  и в Сибири . Далеко не все откликаются на предложение к общению, обычно, молча игнорируют - в большей степени это к молодёжи относится — а те, кто постарше, и воспоминаниями делятся, и старые фотоальбомы достают из сундуков. Со многими носителями нашей фамилии попытки установить контакт оказались безуспешными... Видимо, пока, не интересно...

В Пермском крае фамилию произносят через "Ё", а вот в Москве и Карелии - через "Е". Есть предположение, почему такая трансформация произошла с этой буквой, но об этом позже. Всему своё время.

Род Переплёсниных идёт с Вятской земли. Только в конце 19 века ветвь, к которой принадлежу и я, перебирается в Пермскую губернию. А вот что послужило причиной переезда, не знаю. Видимо, поиски лучшей жизни.

Род-то идёт с Вятской земли, но вот в Кировской области этой фамилии я пока не нашла. Может и нет её там...
Если вести счёт от того "самого первого" Переплёснина, сведения о котором я нашла, то я в восьмом поколении, а в древе моём только кровных родственников уже под сотню.

Легенда

Эту историю помню с детства. Когда возникал разговор о нашей фамилии, папа говорил так: "Наша фамилия не простая! Род Переплёсниных идёт от пленного обрусевшего француза, которого звали Пьер Плесье. Он принял Российское гражданство, женился на чувашке...". На этом месте я папу всегда обрывала, мне очень не нравилось, что мой предок Пьер взял в жёны простую чувашку. Я так явно себе представляла чёрную покосившуюся избёнку с землянным полом, с овцами и телёнком, и старуху в армяке, эту самую чувашку, накладывающую французу-Пьеру редьку с квасом. Я говорила папе, что он всё это сочинил, такого в жизни быть не может. Папа только улыбался и отвечал: "В жизни всё может быть". Легенду эту до конца я так ни разу и не дослушала...

А года четыре тому назад услышала подтверждение этой легенды. Впервые встретилась с родственницей по линии дедова брата. Раньше я её никогда не видела, она приехала из другого города. Вот что ей рассказывала её бабушка: "Катя, если тебе в жизни встретится человек с фамилией Переплёснин, знай, что это твой родственник, однофамильцев у Переплёсниных нет. Наша фамилия идёт не от рода занятия предков, и не от названия места, где они жили, а от имени француза, который остался в России".

Дед

Тема деда в семье была под запретом. О деде не говорили, а все разговоры о нём, особенно при посторонних, строго обрывались. Дед был священником. Я только знала, что он сидел в тюрьме, посажен был перед войной. В тюрьме он и умер. Сохранилось свидетельство о смерти деда, которое папе выдали в 1961 году. На официальном бланке "за подписью и печатью" было сказано, что Переплеснин Владимир Иванович умер 26 августа 1943 года в возрасте 55 лет в местах заключения от упадка сердечной деятельности... В этот день его всегда и поминали.

Первое открытие

Ни о какой родословной, ни о каком древе я и думать не думала. Заботы, дела, работа. Однажды в 2006 поздравляла по телефону двоюродного брата. В самом конце разговора он поинтересовался, освоила ли я компьютер. "Осваиваю" - ответила. "А ты сходи на сайт Пермского отделения общества "Мемориал" и посмотри информацию о деде".

Я сходила и вот что там прочитала:

"Переплеснин Владимир Иванович, р. 1888, с. Таборы, Нытвенский р-н, Пермская обл. Русский. Арестован 10.02.1938. Проживал: г. Березники, Пермская обл. Осужден 26.02.1938. Обвинение: контрреволюционная, повстанческая, диверсионная деятельность. Приговор: ВМН, конфискация имущества. Расстрелян 10.03.1938".

Это был шок! Как расстрелян? А свидетельство о смерти за подписью и печатью? Ведь в официальном документе указано - умер 26 августа 1943! Нет, на сайте о другом человеке идёт речь! Это не о деде! Ведь не может власть врать!

Долго не могла прийти в себя...

Когда успокоилась и всё взвесила, поняла - эта страшная информация о моём деде - и жил в Березниках, и 55 лет ему было бы в 1943-м. Стало понятно, почему пресекались все разговоры о нём, поняла, почему папу исключили из института. В то, что дед враг народа, повстанец и диверсант, невозможно было поверить. Неужели его заставили признаться в совершении этих преступлений? Что же нужно было с ним сделать, чтобы он всё это признал? Что он пережил, о чём он думал в те мартовские ночи, в свои последние дни?

А потом через общество "Мемориал" я узнала, что дело моего деда находится в Пермском архиве. Мне посоветовали сделать запрос. Ответ архива не оставил сомнений - это мой дед. Более того, работники архива объяснили происхождение свидетельства о смерти. Оказалось, рабоче-крестьянская власть тоже врала своему народу, и врала на самом высоком государственном уровне. Вместе с ответом на запрос мне прислали копию сов. секретной Директивы КГБ № 46 от 24 августа 1955 г. в которой по пунктам было расписано, как нужно врать родственникам осуждённых к ВМН...

Узнав эту страшную тайну, я дала себе слово восстановить всю биографию деда, мы, внуки и правнуки, не должны забывать о нём. Он достоин нашей памяти.

Открытие второе или чудо

Биография человека начинается с его рождения, вот и мне нужно было начать биографию деда с этого события. Найдя запись о рождении в метрической книге, мне стали бы известны и мои прадед и прабабушка, а так же восприемники, которые могли оказаться родственниками. Для того, чтобы найти запись о рождении обязательно должны быть известны три обстоятельства - имя, место и время. Всё это я знала из информации с сайта "Мемориал" и из ответа архива. Не ясно было, где искать метрическую книгу за этот год, она могла быть как в Пермском архиве, так и в архивном отделе Оханска. В этом вопросе мне помогли специалсты-форумчане с генеалогического форума VGD, даже адрес Оханского архива дали и телефон. Дозвониться до Оханского архива не удалось, поэтому, я сразу написала запрос и отправила его старой доброй почтой. В ожидании ответа изучала правила и рекомендации по ведению генеалогического поиска, знакомилась с генеалогическими источниками. В один из вечеров, выискивая что-нибудь интересное и полезное во всемирной паутине, зашла на Форум Уральской генеалогии. И вот тут произошло необъяснимое чудо! Если вы считаете, что чудес на свете не бывает, вы глубоко заблуждаетесь!

В ветке "Пермский край" увидела тему "Фамилии встречающиеся в метрических книгах Оханского уезда". Этот-то уезд меня более всего и интересовал в тот момент. Тут же зарегистрировавшись я изложила свой вопрос модератору Денису Бояршинову - не располагает ли он интересующей меня информацией по метрическим книгам села Таборы и кратко описала историю моего деда. Менее чем через три часа получила уведомление о ответе.

Денис писал: "Ольга Анатольевна, ответ по почте вам уже выслали... Не поверите, сам лично искал вам эту запись, так как в понедельник был в Оханске и работал с МК Таборской церкви... Если есть электронная почта могу вам выслать скан самой метрической записи...".

И вы скажете, это не чудо? Мне просто по сумасшедшему повезло! Это просто какое-то сверхъестественное совпадение! Через некоторое время я уже смотрела сканы записи о рождении моего деда.

И вот здесь - второе открытие. Родители деда: мещанин г. Уржума Вятской губернии Иоанн Дормидонов Переплеснин и законная жена Глафира Алексеева, православные.

Дорога в Вятку была открыта.

Трудная дорога в Вятку

Вятка. Земля предков. Сумею ли отыскать своих?

В Кирове никогда не была, с Уржумом ассоциирует только "Мальчик из Уржума". С чего начать? Решила отправить запрос в ГАКО, авось что-то и прояснится. Ну и историю Уржума изучать нужно, пока архивисты моих Переплёсниных разыскивают.

Запрос отправила в первых числах октября 2009-го.

Ответ пришёл довольно быстро, согласились поискать прадедушку и его семью - одно поколение - за 4400 рублей. Когда эту цифру увидела, непроизвольно вырвалось непечатное слово, но тут же и застыдилась - неужели потомки француза не стоят этих денег!. К ответу были приложены два экземпляра договора, один из которых, в случае моего согласия с предлагаемыми условиями, я должна была подписать и вернуть. Ну и предоплату нужно было сделать - в 2000 рублей. Всё сделала, отправила...

Скоро только сказка сказывается. Терпеливо ждала, но прошли уже все мыслимые сроки, а известий о уржумском мещанине Иване Дормидонтовиче Переплёснине всё не было. Уже июнь 2010 подходил к концу. Стала звонить, узнавать. Поговорила с исполнителем моего запроса - оказалось, поиск идёт очень трудно, ну просто неуловимые какие-то эти Переплёснины, только отрывочные сведения пока удалось найти. Но, исполнитель, приятный такой по разговору дядечка, заверил, что обязательно их всех разыщет. И попросил ещё немножко подождать.

И вот в самые последние дни июля я получила пакет. Не почтовый конвертик, а именно пакет. Меня это несколько озадачило, я ожидала получить письмо, где должны были написать, что работы по моему запросу закончены, ждут с нетерпением оставшуюся часть денег, и когда их получат, тогда и будет пакет. Но пакет был сейчас. Можно вскрыть, и посмотреть. Вот только что увижу? Перечисление фондов и дел, в которых искали и не нашли?

Уржум

Пока архивисты в фондах, описях и делах своего архива искали моего прадедушку, я погрузилась в изучение истории Уржума. Просмотрела всю справочную и учебную литературу, которую нашла в сети, ознакомилась с Географией Вятской губернии 1890 года, разыскала план Уржума 1874 года. На форуме "Уржумский уездъ Вятской губернии" нашла очень интересные исторические материалы по Уржуму В. Ветлужских и Н. Пентиной. Подковалась основательно, и уже могла видеть Уржум таким, каким его видели мои предки.

Однажды, разыскивая информацию, наткнулась на сайт, где предлагали букинистическую литературу. Часть книг предлагалась "вживую", то есть прямо старые книги, а часть была в электронном виде, и предлагалась на дисках. Меня заинтересовала электронная версия Адрес-календаря Пермской губернии на 1910 г. - я ведь не только в Вятке своих искала. И всего-то за диск с этим календарём просили 150 рублей, вместе с доставкой - совершенно смешная цена. Конечно же, сделала заказ. Тут же получила ответ, что заказ принят, но дополнительно к пермскому календарю предложили Памятную книжку Вятской губернии на 1912 год. И доплатить-то нужно было всего 50 рублей. Конечно, не раздумывая, подтвердила заказ. Уже через неделю была обладательницей двух замечательных справочных дореволюционных изданий.

И вот здесь опять что-то непонятное и необъяснимое! В Вятской памятной книжке оказался раздел "К столетию Отечественной войны". Среди интереснейшей информации этого раздела был и материал "О пленных европейцах, проживавших в Вятской губернии". Вот его начало:

"Во время кампании 1812 г. для жительства пленных назначено было по первому разу только пять губерний: Вятская, Пермская, Оренбургская, Саратовская и Астраханская, а впоследствии их стали селить и в другие губернии. Содержание пленным давалось не равномерное, смотря по чинам; так генералу выдавалось по 3 руб. в сутки, полковнику и подполковнику по 1 руб. 50 коп., маиору по 1 р., обер-офицеру по 50 к. и нижним чинам по 5 коп.

Пленных в Вятскую губернию присылали партиями, начиная со второй половины 1812 г. По спискам, представленным городничими, видно, что в октябре 1813 г. число пленных в губернии простиралось до 1954 человек, в том числе 54 офицера. А затем всех пленных в Вятской губернии считалось до 5851 человека, в числе их находились: Французы, Итальянцы, Иллирийцы, ...... Австрийцы и Прусаки. Размещены они были по городам и находились под присмотром полиции..."

Читала это и глазам не верила! Получалось, папина легенда вполне могла быть реальностью! По крайней мере она имеет право на существование! Вот ведь угораздило какой диск купить!

Далее был приведён даже "Список о военно-пленных французских штаб и обер-офицерах, находившихся в городах Вятской губернии в 1813 году". Но моего Пьера среди тех "штаб" и "обер", которые были в Уржуме, не оказалось. Видно, из нижних чинов был.

А посмотрев табличку по числу пленных по городам, и увидев, что в Уржуме на 16 января 1813 г. было 190 человек, я возликовала - ну точно среди них был и мой Пьер Плесье! Ну прямо всё идёт к подтверждению папиной легенды!

Я стала усиленно прорабатывать французскую тему. Нашла массу интереснейшей информации по этому вопросу - как по Вятской, так и по другим Российским губерниям. Это были и исторические публикации, и дисертации, и научные труды и даже рассказы.

Нашла и вот такие цифры: по данным Министерства юстиции на 1 января 1813 года в стране насчитывалось более 216 тысяч пленных - около 150 тысяч в лагерях и 50-60 тысяч так называемых "шаромыжников". А знаете, почему их называли "шаромыжниками"? Тоже ведь от пленных французов это слово пошло - прося милостыню и ночлег, они обращались к местным жителям "сhег аmi" (дорогой друг), вот и стали "шаромыжниками".

Я всё больше и больше укреплялась в мысли, что семейное предание не придумано папой. И вскоре нашла ещё одно подтверждение тому, что этот француз Пьер, если он был фигурой реальной, мог остаться в России на вполне законных основаниях. Вот выдержки из высочайше утверждённого положения от 9 сентября 1813 года о приеме в Российское подданство военнопленных:

"При вступленіи военноплѣнных въ подданство Россіи и при избраніи ими рода жизни, наблюдается слѣдующее:

1) Военноплѣннымъ, желающимъ навсегда оставаться в Россіи и учинить на подданство присягу, по приведеніи къ оной отъ мѣстных Начальствъ, позволяется имѣть жительство во всѣхъ Россійскихъ Губерніяхъ, кроме возвращенныхъ отъ Польши, также Курляндіи, Финляндіи, Бессарабіи, Области Бѣлостокской и обѣих Столицъ; что и означать в выдаваемыхъ имъ паспортахъ.

4) Поелику каждый подданный по узаконеніямъ долженствуетъ быть причислѣн къ какому нибудь сословію, или званію: то таковых военноплѣнных ремесленниковъ, учинившихъ на подданство присягу, записывать въ мѣщане, освобождая на 10 лѣтъ, со дня записки ихъ въ сіе званіе, отъ всѣхъ мѣщанских податей и повинностей, яко новых подданныхъ, неимѣющихъ осѣдлости и собственности".

Вот теперь и "мещанство" Переплёсниных стало объяснимо! Ну всё одно к одному! Осталось самих Переплёсниных разыскать!

И вот тут пришёл из ГАКО пакет. Не почтовый конвертик, а именно пакет. Можно вскрыть, и посмотреть. Даже не сразу решилась, боязно было. А вдруг разочарование?

Пакет

В каком-то взволнованном состоянии вскрываю пакет. Извлекаю архивную справку на двух листах (а руки-то трясутся!), читаю...

Вот почти полный текст этого документа с моими восторженными возгласами при чтении:

В архивном фонде Вятской духовной консистории в исповедной росписи Троицкого собора г. Уржума значатся мещане:
Петр Иванов Переплеснин, 44 лет. (О!!! Это кто же Петр Иванович?)
Жена Агрипина Петрова, 43 лет.
Дети: Марфа, 20 лет, Ольга, 19 лет, Пелагия, 18 лет, Надежда, 15 лет, Александр, 11 лет, Дормидонт, 5 лет. (Вот он мой прапрадедушка Дормидонтик!!! А Петр, это папа его! Ура! Ура!)
Основание: ф. 237, оп. 71, д. 820, л. 100.

В архивном фонде Уржумской городской управы в посемейных списках по г. Уржуму на 1874 - 1893 гг. значатся:
Переплеснин Павел Петрович, 33 лет, помер.
Его братья: Александр, 22,5 лет - в 1858 г., умер в 1873 г., Дормидонт, 23 года в 1850 г., умер в 1855 г. (Ох ты, жалость какая, всего в двадцать восемь лет!)
Жена Дормидонта Петровича вдова Ольга Алексеевна, 33 лет.
Дети Дормидонта Петровича: Иван, родился 29 мая 1855 г. (Вот он, прадед! В тот же год родился, что и отец умер), Мария, померла, Авдотья, выдана замуж.
Семья Ивана Дормидонтовича: жена Глафира Алексеевна, 24 года - 1874 г., умерла 08 февраля 1893 г. (Прабабушка! Как же мало жили тогда, в сорок три умерла!)
Дети: Валерий, родился 07 марта 1875 г.,
Николай, родился 29 марта 1879 г.,
Дмитрий, родился 26 октября 1880 г.,
Виктор, родился 14 октября 1882 г.,
Алексей, 5 лет на 1890 г.,
Владимир, 1 год на 1890 г., (Дедка мой! Интересно, родился в Пермской губернии, но в Уржумские посемейные списки занесён!)
Сергей, родился в 1890 г.
Основание: ф. 861, оп. 1, д. 5, л. 126 об, 127.

В архивном фонде Вятской духовной консистории в метрических книгах Троицкого собора г. Уржума за 1849-1865, 1883-1887, 1891-1893 гг. Переплеснины не значатся.

Метрические книги Троицкого собора и церквей г. Уржума за 1866-1882 гг. на хранение в архив не поступали.

В архивном фонде Вятской казенной палаты в ревизской сказке по г. Уржуму на 1858 г. Переплесниных нет.

Я ликовала! Я была ошеломлена всей этой информацией! Такое её обилие даже не укладывалось в голове. Поостыв, взяв карандаш, села приводить мысли в порядок, а своих Переплёсниных выстраивать в цепочку - по ранжиру, по возрасту, старшинству. Сначала всё показалось простым: дед Владимир -- его отец Иван -- далее, Дормидонт -- и, наконец, Петр. Вот она стройная цепочка! Но дальше пошла сплошная путаница.

По исповедке Петру 44 года... Хе, хе!? А в каком году ему 44 было? Год-то исповедной росписи почему-то не указан! Ну, ничего страшного, с другого конца зайдём. Можно по возрасту Дормидонта или его брата Александра через посемейный список вычислить. Но, не тут-то было! По исповедке Александр старше Дормидонта на 6 лет, а по посемейному списку - моложе на 8 с половиной. ??? Я была в недоумении, снова и снова рисовала квадратики, писала даты, учитывала возможные неточности, пересчитывала по нескольку раз, но всё равно не сходилось. Ясно, что где-то было серьёзно напутано и делать какие-то выводы по таким данными нельзя. Конечно же, необходимо определить год, в котором составлена исповедная роспись, и хорошо бы воочию увидеть посемейные списки. Вот этим и решила заняться. Ну и, конечно же, новые документы искать. Бросить поиск я уже не могла. Затянуло! А самое главное, мои в Уржуме нашлись!

Пётр

Мысли о моих Уржумских предках не давали покоя. В декабре 2010 г. отправила по почте запрос в ГАКО на изготовление копий исповедной росписи и посемейных списков, благо архивные шифры в справке архива были указаны. Не надеясь на скорое исполнение запроса решила и на форуме VGD задать вопрос по году исповедок, вполне вероятно, что кто-то из форумчан имел "дело" с делом 820. Этот вариант и оказался самым скорым. В середине января мне любезно ответили, что это дело содержит исповедные росписи приходских церквей Уржумского уезда за 1829 год. Вот и ещё одна загадка разрешилась! Осталось разобраться с Александром и Дормидонтом, кто старше, кто моложе, но это уже и не так важно было, главная-то для меня ветка - Дормидонт - Пётр. С известным теперь годом вернулась к Петру Ивановичу Переплёснину. И озадачилась...

В 1829-м ему было 44 года, родился, таким образом, в 1785 году. Так, так! А сколько ему в 1812 было? 27 лет? Самый военный возраст! И имя - Пётр... А может - Пьер?! Пьер - Пётр, а другого ничего и не придумать. А отчество - Иванович. Ну а какое же ещё при принятии православия батюшка мог дать! Вот это да! Всё в семейную легенду вписывается! Ликованию моему и радости не было предела.

Но, оказалось, не всё так гладко. Стала расписывать рождения детей Петра-Пьера, и вот тут споткнулась. Марфа - 1809, Ольга - 1810, Пелагия - 1811, Надежда - 1814, Александр - 1818, Дормидонт - 1824. Вот тебе на! Дедко Пьеро ещё по Парижу гулял, а Марфа с Ольгой уже по Уржуму бегали... Даже если учесть большую неточность записей возраста в исповедках, всё равно Марфа с Ольгой, да и Пелагия с Надеждой, в дочери к Петру ну никак не попадали... Я страшно расстроилась. Такая стройная теория, и вдруг развалилась, от папиной легенды и камня на камне не осталось. Меня это настолько вышибло из колеи, что я потеряла способность мыслить логически...

Помог муж. Он сказал: "А почему ты решила, что за какого-то нищего военнопленного французика пошла замуж порядочная девица? Ведь он же из нижних чинов был, шаромыжник? Уж скорее, вдова какая-нибудь с целым выводком его пригрела, хоть какой, но мужичошка..."
Не очень приятно было выслушать такое о предке, но я подумала - а ведь логично! А чтобы доказать или опровергнуть легенду, нужно искать более ранние документы.

Можно поискать запись о браке в метрических книгах. Вот только это очень трудоёмко, если прямо с метрических начать. Нужно очень внимательно просматривать метрические книги и Троицкого собора, и Воскресенской церкви Уржума год за годом, начиная, скажем, с 1813. Проще просмотреть исповедки в обратном порядке, и найти год, в котором появляется Пётр. А потом за этот год и метрическую запись поискать. В исповедных искать проще, там всех в определённом порядке записывали - духовные, военные, мещане...

Задавалась вопросом, а указывались ли в исповедных падчерицы и пасынки, или же все под одной категорией проходили - "дети". Просмотрела достаточно много исповедных по Пермской губернии, но ни разу ни падчерицы, ни пасынка не встретила. Вот "подкидыши" попадались.

И в качестве иллюстрации. Однажды, совершенно случайно, в метрической книге Рождество-Богородицкой церкви Перми попалась любопытная запись о браке пленного: "19 июля 1815 года. Причисленный в Пермское мещанское общество из военнопленных французов Николай Данилов с дочерью Пермского мещанина Павла Тимофеева девицею Надеждой оба первым браком".

Скажете, не забавно - француз Николай по фамилии Данилов?!

В двух словах

Занимаясь французскими корнями, я не забывала и о дедушке-священнике. Но, поскольку эти поиски и находки имели место вне границ Вятской губернии, и только очень отдалённо относились к профилю сайта, расскажу о них в двух словах. И не о самом поиске, а о результатах. Если найдутся представители рода Переплёсниных в Кировской области, которых я пока не знаю, тогда эта глава для них...

Было не понятно, как, родившись в семье мещанина, дед стал священником. Просмотрела списки окончивших Пермскую духовную семинарию за несколько лет, деда там не нашла. Но ведь просто так священниками не становятся! И снова помогли форумчане ВГД. На мои вопросы по Переплёснину-священнику стали приходить ответы. Это были крупицы, отдельные разрозненные сведения, но из них-то и сложилась биография. Я очень благодарна форумчанке Наташе из Перми, она даже разыскала клировую ведомость церкви, в которой служил дед...

Вот что мне стало известно:

Дед окончил 2-х классное Министерское училище и 4 класса гимназии.
С 1906 по 1911 служил волостным писарем.
В 1906 году женился, а в начале 1912 переехал с семьёй (уже было два сына) в Енисейскую губернию.
До 1915 г. состоял канцелярским чиновником Енисейского Губернского Управления и Енисейской Казенной Палаты.
19 февраля 1915 г. принят на Епархиальную службу и назначен и.д. псаломщика в Канском уезде.
Выдержал экзамен на звание псаломщика и утвержден в должности 24 сент. 1915 г.
Мобилизован на военную службу 11 мая 1916 г., уволен с званием писаря в 1917 г.
Рукоположен во диакона 26 февр. 1918 г.
Рукоположен во священника 22 июня 1919 г.
В августе 1922 г. в виду тяжести условий службы в Сибири принят на службу в Пермской Епархии (к середине лета 1922 года практически все церкви Енисейской губернии были разгромлены). Определен к Владимиро-Богородицкой церкви Усольского уезда Пермской Епархии 13 августа 1922 г.
Содержался на добровольные даяния прихожан.
В семействе у него (по данным клировой ведомости 1922 г.):
- жена - Зинаида Гавриловна, 33 г.
- дети - Константин 15 лет, Борис 14 лет, Валентин 10 лет, Анатолий 8 лет, Вера 5 лет и Елена 7 мес.
Дети обучаются в местной школе.
В 1923 г. представлен к набедреннику за работу по приходу, за усердную службу представлен к скуфье.
Первый раз арестовывался в 1929 г. органами ОГПУ.
После первого ареста и закрытия церкви работал счетоводом в Березниковском горсовете.
Повторно арестован Ворошиловским РО НКВД Свердловской области 10 февраля 1938 г.
Постановлением тройки при УНКВД Свердловской области от 26 февраля 1938 г. был обвинен в «контрреволюционной пропаганде и участии в диверсионно-повстанческой организации» и приговорен к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 марта 1938 г.
Согласно определению Военного трибунала Уральского военного округа от 12 марта 1954 г. дело в отношении Переплёснина В.И. было прекращено за отсутствием состава преступления. Дед был реабилитирован.

О бабушке есть упоминание в Памятной книжке Енисейской губернии на 1915 год: "Канский уезд, Рудянское одноклассное училище, открыто в 1912 г., учительница Зинаида Гавриловна Переплеснина".

Прошедшим летом побывала под Екатеринбургом на 12-м километре Московского тракта. Здесь расположен Мемориальный комплекс жертв политических репрессий. Здесь расстреляли деда. Среди 18 тысяч фамилий есть и его - "Переплеснин В.И. 1888 - 1938". Ему даже не исполнилось 50...

Комментарии

Аватар пользователя Роман

Такая фамили на Вятке по иследованиям В. Старостина не значится — http://family.rodavyatki.ru/p.html

Аватар пользователя Perol

Я знакома с этими исследованиями, действительно, у В. Старостина этой фамилии нет. Эта фамилия, скорее всего, не Вятская. Но в действительности - она на Вятке была, и мной отслежена!

Аватар пользователя Роман

Вам дед наверно помогает.

Аватар пользователя Perol

Да, дедушка мне помогает! Он направляет меня в моём поиске. Он моя путеводная звезда.

Но во многом мне помогли и совершенно незнакомые люди. Я очень благодарна форумчанам VGD и Форума Уральской генеалогии за их советы и помощь в розыске документов.

Аватар пользователя татива

Ольга, очень рада встрече с Вами на вятском сайте.С интересом и огромным удовольствием прочитала Ваш рассказ о фамилии. Она меня заинтересовала! Никогда не встречала людей с такой фамилией... Спасибо!

Аватар пользователя Алевтина

Ольга, я просто поражена вашим рассказом. Вы просто молодец!

 

Здравствуйте,прочитала вашу статью,и решила вам написать.Очень вы хорошо свои мысли излогаете, читала прямо как художественную литературу.Класс...Ну,собственно я не об этом,в вашей статье говориться что у фамилии Переплеснин не может быть однофамильцев.Так вот у меня мужа зовут Алексей Переплеснин,родом он из г.Александровска,Пермского края.Тоже наверное какой-нибудь родственник(дальний).Он с родителями и братом переехали в Псковскую область еще в советское время.Так вот и распространяется ваша фамилия по всей стране=D

Аватар пользователя Perol

Катя, как здорово, что Вы мне написали! Александровская ветвь Переплёсниных идёт от старшего брата моего деда – Алексея Ивановича Переплёснина, который жил в Усть-Игуме. В моём рассказе есть о нём упоминание в главе Пакет: «... Алексей, 5 лет на 1890 г.». По этой Усть-Игум – Александровской ветке у меня ещё очень много неясностей, даже есть непонятные нестыковки. Я надеюсь, что вместе с Вами удастся какие-то вопросы разрешить. Подробней я Вам напишу в личку. А вот здесь можете посмотреть о моей поездке на 12-й км Московского тракта, к месту, где оборвалась жизнь моего деда.

http://rodgersforum.borda.ru/?1-3-0-00000039-000-0-0-1351871697

Добрый день. У моей пробабушки была девечья фамилия Переплеснина, родилась она в 1910 году. Отец ее Алексей, видимо, тот самый , которому 5 лет на 1890. Пробабушка жила в деревне Усть-Игум Пермского края. Видимо, мы родственники.

Аватар пользователя Perol

Здравствуйте! Спасибо за Ваше сообщение, это так неожиданно и так интересно! Если Ваша прабабушка в девичестве была Переплесниной, тогда, конечно же, мы родственницы! А как звали Вашу прабабушку и что ещё Вы о ней знаете? И, может быть, Вам о её братьях и сёстрах что-нибудь известно? А как веточка от неё к Вам протянулась?

У меня Усть-Игумская ветвь почти совсем не исследована, потому и столько вопросов. Но я надеюсь, что найду на них ответы.

Добрый день. Пишу Вам из Усолья. Я руководитель воскресной школы при Усольском женском монастыре, мы с ребятами занимаемся духовным краеведением и собираем информацию о Вашем дедушке, последнем священнике Рубежской церкви. Могли бы Вы нам выслать фото Вашего дедушки и может быть сканы каких нибудь документов... Мы с ребятами сняли фильм, посвящённый разрушенному храму  Владимирской иконы Божией матери. Хотелось бы и с Вами познакомиться.

https://www.youtube.com/watch?v=E7v0cAKOWL4

 

Аватар пользователя Perol

Елена Николаевна, здравствуйте! Посмотрела фильм, спасибо большое! Да, печальна судьба этого храма, судьба одного из многих... А всю известную мне информацию о дедушке и о его церкви я Вам, конечно же, предоставлю. 

Вам можно писать книгу по своим поискам!

Аватар пользователя Perol

А я пишу! Только не так скоро получается, как хотелось бы.

До книги ещё очень далеко, а вот моя «Легенда о Переплёсниных» уже напечатана - вошла в сборник Валерия Ивановича Федяева «И лица предков продолжают сниться …», изданного в Кирове в июне этого года.

В своём поиске я дошла по Уржумским Переплёсниным до 1717 года. Мне даже удалось узнать, что мой далёкий предок в 1769 году был бургомистром Уржума …

Легенда о французе, попавшем в плен во время Отечественной войны 1812 года, конечно же, не подтвердилась. Но ведь француз мог попасть в Россию и не как пленный, и гораздо раньше 1812 года …

Загадок всё прибавляется. Смогу ли разгадать?