Приходы на Вятке в доепархиальный период

5 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Сергей СШ

Не в сети
Последнее посещение: 3 месяца 3 недели назад
Регистрация: 08.05.2020 - 14:37

Известно, что после покорения Казани, формально вятские приходы находились в юрисдикции Казанской епархии (по крайней мере, южные территории).

Однако фактом остается и то, что Никольские протоиреи обращались непосредственно в Москву с различными ходатайствами в конце XVI- начале XVII веков, называя себя патриаршими приказчиками. В доказательство этому приводится предание о том, что преп. Трифон в Москве получает "добро" в 1580-1585 гг. на основание и устройство Успенского монастыря в Вятке.

 В связи с этим вопросы:

1) Какие архиереи рукополагали священство и поставляли их на приходы в конце XVI - начале XVII веков на Вятские приходы?

2) Как и в каких документах фиксировалось назначение на приходы "попов, диячков, пономарей"?

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 18 минут 33 секунды назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Не Казанские, точно.  Южные территории тогда к Вятке (Хлыновскому уезду) не относились. Московскому митрополиту подчинялись. Сохранились некоторые грамоты митрополитов, например митрополита Ионы. В Хлынов до образования епархии назначались митрополичьи, а позднее патриаршие наместники, точнее десятильники или старосты, они как-то этот вопрос и решали. Упоминается Аггей: https://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:1270875

И в 1646 г. в Хлынове записан "Двор патриярший съезжий для патриярших духовных дел".

Священники первое время были выборными. Но кто осуществлял рукоположение точно не знаю: десятильники или все-таки митрополит?

Сергей СШ

Не в сети
Последнее посещение: 3 месяца 3 недели назад
Регистрация: 08.05.2020 - 14:37

Спасибо за информацию. Выходит, что всё же с Москвой решались вопросы назначения десятильников.

Рукоположение может совершать только архиерей, неканонических примеров рукоположения от лица не епископского сана на Вятке, мне не известно. Другое дело, что рукополагать мог любой архиерей, не только московский.

Вероятным мне кажется такое положение дел: выбранных лиц отправляли в Москву на рукоположение, обратно присылались в распоряжение десятильников попы с открепительными грамотами, далее уже распределялись на приходы.

 

vikt0r
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 18 минут 33 секунды назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

неканонических примеров рукоположения от лица не епископского сана на Вятке, мне не известно

А канонические примеры известны? Если брать период до 1489 г., то даже сам митрополит Иона писал в послании 1452 г., что ему неизвестно, кто рукополагал вятских священиков: "От Ионы, митрополита киевского и всея Руси, на Вятку и во все вятские города и в волости, и в погосты, и в села, и во все вятские места, игуменам, и попам, и дьяконам, и черноризцам, и всему нарицающемуся тамошнему священству. Не вемы убо, како вас нарицать священники, от кого имеете поставление и рукоположение".

Тема малоизученная. Источников недостаточно. Ближайшей к Вятке была Пермская епархия.

Точки зрения вятских историков в статье: А.Е.Тарасов, к.и.н. ЕПАРХИАЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ ВЯТКИ В ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

(Епархиальное подчинение Вятки в древнейший период: К постановке проблемы // Православие на Вятской земле (к 350-летию Вятской епархии). Киров, 2007. С.40-47 .)

Сергей СШ

Не в сети
Последнее посещение: 3 месяца 3 недели назад
Регистрация: 08.05.2020 - 14:37

За статью спасибо!

Из нее следует, что несколько игуменов (как минимум двое) точно были на Вятке поставлены архиереем в первой половине 15 века (нижегородско-суздальским или московским - не принципиально для моего вопроса). Это как раз пример того, что канонический пример имел место: помимо беглых, запрещенных и самозванных были и вполне себе "законные" столичные свещенники. 

Боюсь, что я сформулировал изначально вопрос неточно. Меня интересовал период примерно с 1550 по 1657 гг. в доепархиальной истории Вятки.