Фалёнский район Кировской области, 1944-55 гг.

Год: 1944-55
Категория карты: Район
HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Карта Фалёнского района, предположительно 1944-55 гг. Масштаб: 1 км в 1 см.

Карта предоставлена: сайт www.falenki.ru

Обработка изображений и гео-привязка: Денис Шабалин

Анализ карты

Выполнил Виктор Сычёв

Просмотрел всю карту 1940-х -50-х гг.  Сравнил ее с картой 1932 г.,  со списками сельсоветов 1939 и 1950 гг.  и картами-схемами в книге «Откуда мы родом. Фаленский район. История, события, люди». – Киров. – 2007.

ВЫВОДЫ:

О времени составления карты

Село Полынка (нет на карте) исчезло после 1941 г.

Удмуртская АССР стала так называться с 1934 г. Кировская область (в заглавии карты) - с 5 декабря 1936 г. (по Сталинской конституции). Бельский район - с 1935 до 4 июня 1956 г.  Мухинский район (написано у западной границы) существовал с 11 февраля 1944 г.  по 30 сентября 1955 г.

д. Бахтенки Шмелевского сельсовета на карте есть, но зачеркнута красной линией. Мне известно, что на 1.01.1950 ее уже не существовало.

Полагаю, что карта составлена между 1944-50 и позднее подвергалась правке (красным карандашом вычеркивали исчезнувшие деревни, а простым — вписывались не подписанные деревни)

Надписи или условные обозначения

  1. Красные линии на карте - точно не границы сельсоветов. Это какие-то другие хозяйственные обозначения (границы обслуживания МТС, как на карте Бельского р-на или лесопользование…?)
  2. Зачеркиванием красным карандашом названий деревень или крест-накрест на условном обозначении деревни – так кто-то отмечал исчезающие в конце 40-х, 50-е годы деревни.
  3. Простым карандашом кто-то дописывал не подписанные или не отмеченные авторами карты деревни.
  4. Простым карандашом крупно кто-то подписывал названия колхозов (Ленина, Пл. Револ.; Жданова, Свердлова, Буденного, Крупской). Причем надписи эти сделаны уже после 1956, т.к. к-з Крупской до ХХ съезда партии назывался им. Сталина.

И дальше по сельсоветам:

Баранниковский с/с

На карте нет:

  1. Д. Векши – судя по схеме в книге (Откуда мы родом. Фаленский район…) была между д. Ходыри и Осиенки.
  2. Д. Холуянцы - судя по схеме в книге была к северу от д. Мильчаки
  3. Д. Чураки – на карте 1932 она между д. Шоры и Крестьяне
  4. Д. Фофаненки – не подписана к северу от Малахов на дороге в Фаленки, правее надписи Микленки отмечено 2 дома. (там было отделение ГУЛАГа)
  5. П. Чекаловский (Халевичи) – где был – не знаю, нет на карте-32 и в книге (в 1873 записан вместе с п. Белки).
  6. П. Головановский (Головенки) – есть на карте-32 к северу от д. Шешпели. Там, где дорожная развилка.
  7. Д. Зуево – была на р. Святица у Малахов. (кстати, почему-то нет Малахов на карте-32)

Медвеженский с/с

На карте нет:

Д. Васькинцы – судя по карте-32, на карте 40-50х  это восточная часть д. Медвежено.

Больше-Квашневский с/с (самый северный)

Киренки и Зотинцы записаны 2 раза. На самом деле самый северный из них называется д. Семеновцы (на карте-32 он наз. Тришины).

Пименки – это не подписанный н.п. западнее д. Абатуры.

Естественно нет  Знаменки, т.к. возникла в 1963 г. в результате объединения Б. Квашней и Хомяков.

Кононовский с/с (самый северо-восток)

Д. Векшата – подписана простым карандашом.

На карте нет:

Д. Строгаль – судя по карте-32 (плохо видно) и карте Т. Лалетиной она на холме между д. Лалетины и Шайки.

Лесоучасток 752 — вероятно военный поселок — в верховьях р. Белой Холуницы, встречается на некоторых картах периода конца 1940-х — конца 60-х гг. Возможно засекреченный, поэтому здесь не отмечен. (Обсуждался здесь: http://www.falenki.ru/forum/moya-rodoslovnaya?page=10  - http://www.falenki.ru/comment/2496#comment-2496)

Низевский с/с

Неподписанный н.п. к западу от Пригорят – это Бизимово.

На карте нет:

Д. Карпуши – она состояла из 2 частей (Карпуши и Епанечники) была на перекрестке дорог Азово-Низево и Ошланцы-Забегаи. См. так же карту Т. Лалетиной

Макаровский с/с

Не подписаны д. Плеханы – судя по карте-32, это восточная часть д. Демаки.

На карте нет:

Д. Клюи, Кошелята, Щербаки – зато  не подписаны 2 деревни между д. Шалаи и Прозоровы и 1 деревня к северу от д. Шалаи. Как раз где-то там, судя по схеме в книге (Откуда мы родом. Фаленский район…), и были эти деревни. На карте-32 это место не читаемо.

Д. Игнашенки – была в списках 1926 и 39, но ее не ни на этих картах, ни на схеме в книге.

Пыховский с/с (округа с. Николаево)

Д. Бутоленки – подписана простым карандашом к северу от Николаево

К северо-востоку от д. Бутоленки зачеркнутое название неразборчиво – наверное,

д. Кирзенки

Не подписана маленькая деревня на р. Чепце у д. Яровые – на схеме в книге - это

д. Евсютенки (Есютенки)

На карте нет:

  1. Д. Никишонки – судя по схеме в книге (Откуда мы родом. Фаленский район…) была между  западной окраиной с. Николаево. На карте-32 там есть какая-то перечеркнутая неразборчивая надпись.
  2. Д. Маслаки (Махневская) – была в Пыховском с\с в 1926 г. 8 дворов. Но в 1939 ее уже не было. А где находилась – не знаю. На картах не нашел.
  3. Д. Кайдалы была на р. Чепце на карте-32 между д. Воробьи и с. Николаево. (добавлено после отправления письма)

Еще не разобрал надпись на карте-32 название деревни (зачеркнуто) рядом с д. Веселки

Шмелевский с/с

Не понятно, что за н.п. в 2 дома не подписанный и зачеркнутый красным отмечен на дороге Халденки - Власенки

На карте нет:

  1. Д. Князи – записана в 1926 как выселки из д. Декинцы. В Книге  Памяти она наз. Д. Князики, по схеме в книге (Откуда мы родом. Фаленский район…) была д. Князи к северу от д. Сычи. И на карте-32 непонятно зачеркнутое название деревни около д. Сычи.
  2. Д. Левники –
  3. Д. Осинцы – на карте 1932 обе эти деревни еле различимы на границе с Удмуртией к востоку от д. Власенки.

Левановский с/с

Д. Заполяна – подписана простым карандашом у д. Репинцы.

На карте нет:

  1. Д. Ивановцы (хутор Ивановский) – на карте-32 к северу от д. Елупинцы и Куимовцы.

Ленинский с/с (центр – д. Михионки)

Д. Мичунаи и Звери (карандашом) подписаны у одной деревни. На самом деле Звери были на р. Сада, а Мичунаи чуть в стороне, на дороге Никуленки-Козлово – похоже что эти 2 дома перечеркнутые красным.

Д.Дворищено – подписано простым карандашом

Д. Семеновцы – не подписаны 3 мелких дома к югу от д. Князи (отмечены на карте-32)

На карте нет:

  1. Д. Козлёнки – на карте-32 была между д. Ситники и Борисенки, на развилке.
  2. Д. Багаи – были судя по карте-32, на дороге Никуленки-Комарово на развилке, к югу от д. Мичунаи (см. выше).
  3. Д. Ежево – не знаю где она была (нет на картах), знаю только, что на р. Дворищенке. В 1926 г. она уже не числилась.
  4. Д. Ерши –   тоже не знаю где она была (нет на картах). Была в 1926 г. в 15 км. от Фаленок. 5 дворов. А в 1939 г. уже не числилась.

Петруненский с/с

Д. Зоринцы – это Новозоринцы (так они правильно назывались, иначе запутаемся: деревень с названием Зоренки или Зоринцы в этой округе, включая Бельский р-н, было несколько)

Д. Пустовляна (п. Зоринский) – подписана простым карандашом западнее д. Баталы (судя по спискам сельсоветов в 39 г. она входила Бельский р-н, но на карте-36 Бельского р-на ее нет. А в книге она в Петруненском с\с. )

На карте нет:

  1. Д. Рубченки (Рубец) – судя по схеме в книге (Откуда мы родом. Фаленский район…) была на р. Луговке рядом с Петруненками. На карте-32 ее тоже нет.
  2. Д. Шевели (Фуфраненки) - не знаю где она была (нет на картах)

А на карте-32 на месте Подоплёк вообще пустое место.

Советский с/с (с. Святица)

Село Святица – нанесено, но не подписано.

Д. Савинцы – подписана простым карандашом.

На карте нет:

  1. Д. Расказёнки – есть на карте-32 между д. Табани и Сочни
  2. Д. Лезгинцы (местное население называло его Меньшиковым починком)– есть на карте-32 между д. Барминцы и с. Святица
  3. Д. Мысовляна - есть на карте-32 на дороге Крестово-Карманы к северу от развилки на Савинцы
  4. Д. Зверенки – была к северу от д. Барминцы на дороге Барминцы-Сочни у поворота на Шаминцы.

Солдарёвский с/с

Между д. Кретуны и Кипреи не подписан большой н.п. На карте-32 его не было. Значит, это пос. Первомайский (осн. В 1941) — отделение ВЯТЛАГА (Совхоз №4) сначала для немцев Поволжья, а с 1943 до 1957 для ЗК.

Не подписанная деревня к югу от д. Митягины. На карте-32 она на границе р-на подписана, но неразборчиво. Скорее всего это д. Салычи (была в верховьях р. Березовки).

Где было село Полынка? (его не стало в начале 40-х). На карте-32 неразборчиво надписаны 2 н.п. между д. Гришенки. Звери, Соболи. 1 надпись похожа на с. Полынка (зачеркнутая). Известно по книге, что д. Звери была в 700 метрах от села Полынки.

На карте нет:

  1. Д. Баташи  – на карте это неверная надпись Баталы.
  2. Д. Дерендяи – это 3 постройки на северной окраине д. Шуменцы
  3. Д. Соловьи - на карте-32 она южнее д. Галки (на развилке).
  4. Д. Мокинцы
  5. Д. Хомяки – обе эти деревни, судя по схеме в книге (Откуда мы родом. Фаленский район…), были между деревнями Анашкины и Вороны.

Фаленский с/с

Д. Галки – подписаны карандашом.

Д. Дрозды – к юго-западу от Фаленок, название не четкое (размытое)

Д. Бардаши – не подписана вплотную примыкает к д. Слобожане (с  северо-востока)

Д. Косоноги – подписана карандашом к югу от д. Симахи

Пос. Чепецкий - не подписан см. к северу от Фаленок на р. Чепце

На карте нет:

  1. Д. Падерёнки – находилась где-то на р. Березовке, которая впадает в Святицу слева напротив д. Перевоз. А где точнее была эта деревня – не знаю.
  2. Д. Миклины - находилась где-то на р. Сосновке. Между д. Крестьяне и Леваново отмечен какой-то 1 дом и одна деревня у Микленок не подписана. Где-то здесь, судя по схеме в книге (Откуда мы родом. Фаленский район…) и была эта деревня.
  3. П. Первомайский – см. выше в Солдаревском с/с
  4. Д .Широковцы (Новожилы) – уже в составе пос. Фаленки

На карте-32 к северу от Фаленок еще отмечены выселки Веселки. Позднее  они тоже вошли в состав поселка.

Комментарии

Доброго времени суток уважаемому составителю анализа! Мои родственники из деревни Борисенки, которой уже много лет не существует. Хочу приехать со стороны яра в борисенки, то бишь на то место где была деревня , с заездом в д. Сада, вернее на их кладбище . Как Вы думаете как можно раздобыть координаты, ну, или примерное местоположение дер. Борисенки. К сожалению мои родственники, кто знал, кто там бывал уже умерли, спросить не у кого. С уважением Дарья 

Аватар пользователя Rage171

Добрый день, Дарья! 

Приблизительные (к сожалению, я не топограф) координаты места, где была деревня Борисёнки: широта - 58.2806, долгота - 51.7585. К сожалению, уроженцев деревни Борисёнки на территории Кировской области осталось не так уж много - по состоянию на ноябрь 2006 года 3 уроженца этой деревни было зарегистрировано в самих Фаленках, еще двое - в деревне Юсино Фаленского района. Данные могу кинуть в личку.

 

Здравствуйте, Дарья!

Кладбище в селе Сада. Оно на удмуртском берегу. Потом переедите в д. Русская Сада Фаленского района. Она жилая. Местные жители, конечно, знают дорогу в Борисёнки. Покажут направление. Поищите, вдруг там есть бывшие жители Борисёнок. Расскажут что-нибудь про ваших.

Ну и зайдите сюда: http://rodnaya-vyatka.ru/districts/falyonskiy-rayon

Увеличьте карту и в правом верхнем углу в раскрывающемся списке повыбирайте разные карты, найдете Борисёнки, потом посмотрите это же место на снимках с Яндекс или Гугл спутников, сделайте снимки с экрана.

Судя по снимкам из космоса, дорога до Борисенок из Русской Сады еще существует.

По координатам деревни задайте вопрос модераторам сайта. Я в этом не силен.

Кстати, а какая фамилия у Ваших предков?

 

Спасибо за наводку. У моих предков стандартная для борисенок фамилия -Кропотины. Очень трудно искать что либо в архивах, поскольку такая фамилия была почти у всех . 

Все они из одного рода. В 1871 г. был только 1 двор Кропотиных: Диомид Дементьев сын Кропотин 99 л. Все борисёнские Кропотины его потомки.

 

Да? Интересно. А у Вас перепись населения или похозяйственные книги под рукой? Я ищу информацию на своего прадеда. Звонила в архив, отправили в загс фаленковского района для начала. А в загс только письмом можно обратиться по почте. (((( времени на переписку много уйдет 

Ну и обратитесь письмом по почте. На архивы времени не меньше уйдет. Похозяйственые книги есть в Фаленском районном архиве. Но не за все годы сохранились. Примерно с начала 1940-х годов. Можно обратиться туда так же обычным письмом. Переписей советского периода не найти.

Исповедные росписи церкви села Садинского за 1776-1781 гг. я выложил здесь: http://www.falenki.ru/blog/arhiv

Вот, Дарин, для Вас еще нашел по Борисёнкам (п. На поломе Мильчаковском).

Мои предки Сычевы жили в этой деревне между 1802 и 1811 годами. Поэтому кое-какие записи за этот период и имеются.

В 1797 г. – в Исповедных росписях с. Сады починка Поломского:

35) Василий Максимов сын Кропотин 28 л., жена Домна... братья Мартын 21 л., Никифор 18 л... мать их вдова Екатерина Терентьева дочь 59 л...

36) Василий Титов сын Мильчаков 50 л., дети его Григорий 17 л., дочери...

 

Из Ижевска мне прислали:

В росписях Садинской церкви за 1802 год ( фонд 134 ЦГА УР, оп.1, д.1299) есть починок Поломский, где проживают:

1) Вдова Анна Перфилова дочь, 61 год, с сыновьями;

-Сычев Дмитрий Леонтьевич , 27 лет, с женой Ириной Антоновной, 22 года, у них сын Яков,2 года. (Дмитрий в росписи поставлен первым, т.е. он хозяин дома);

-Сычев Иван Леонтьевич, 22 года, с женой Маврой Але (ц?..ч?)иевной (м.б. Алексеевной), 22 года.

2) Кропотин Василий (м.б. Максимович??), 33 года, с женой Домной Ивановной,28 лет.

-брат Мартын 26 л., с женой Марфой Ивановной, 24 года;

-брат Никифор 23 года, , с женой Агриппиной Евтихеевной, с сыном Гавриилом 2-х лет;

-мать их вдова Екатерина Терентьевна, 65 лет;

3) Мильчаков Василий Титович, 56 лет, с женой Варварой Федотовной 53 года и их дети:

-Григорий,22 года, с женой Матреной….?,24 года и сыном Ильей,1 год;

-Марианна 21, Параскева 17, Матрена 12,. (Прислал Кириллов Геннадий Михайлович г. Ижевск).

 

Добрый день ! Спасибо большое за информацию. Вы просто кладезь всего. Большой труд делаете. Здорово, возможно это дед и бабка моих прабабушки или прадеда. Написала я в загс фаленковского района, посмотрим, что ответят.  Жаль, что долго ждать придется. В удмуртских ЗАГСах , например в Глазовском, моментально дают информацию, по компьютеру ищут. 

А что это за Деревня была Вы не знаете ? Я нашла на одном носителе описание усредненное на 1881 год. Где находилась, количество жителей, род их занятий. Я от бабушки знаю, что рядом с борисенками три пруда было. Где то в 30- годы там председатель был тоже по фамилии Кропотин, его дочь за брата моей бабушки вышла замуж, к неудовольствию председателя. Мать моей бабушки грамотная была, ее частенько в сельсовет звали ( не знаю куда в борисенки или в саду например). Говорила, что в первые дни войны забрали молодых людей, которым 20 исполнилось, ни один не вернулся домой. Бабушка с матерью уехали в глазов жить. В середине 50- х приезжали в бррисенки, в деревне почти никто не жил уже тогда. 

Не знаю, надо местных спрашивать. Я там даже ни разу не бывал.

Колхозы в 30-тые годы были в каждой деревне. Ваш назывался "Октябрь" (на 1945 г.).

22 июня 1950 года колхозы «Октябрь» ,«Ударник» (Р.Сада), объединились в один колхоз под названием «Октябрь». Председатель колхоза Кропотин Михаил Степанович. Счетовод Одинцов Николай Андреевич. Историю д. Борисёнки еще никто не писал. Собирайте данные, напишете, я выложу на сайт.

Район у нас не "фаленковский", а Фаленский (Фаленского).

Вот еще из Борисенок: http://www.analizfamilii.ru/Kropotina-Yelena-Gennadyevna-m980409.html     Деда звали Алексей Александрович 1908 г.р.

Попробую. Хотя цель у меня была немного другая, но поскольку начала интересоваться историей семьи буду искать информацию о тех местах откуда родом мои предки. Я уже находила эту ссылку еще год назад написала этой самой Елене Геннадьевне без ответа, недавно повторила свое письмо также без результатно. Возможно человек зарегистрировался на сайте и больше не заходил или почту сменил. Что - то про колхоз Октябрь я тоже слышала. Еще норматив нашла о том, что в начале 19 века борисенки к садинской церкви не относились, а якобы приход был села Святица. 

К Святице в начале 19 века? Вряд ли. Далековато. И я не встречал. Я рубеж 18-19 вв. по исповедным росписям просматриваю и на Борисёнки особое внимание обращаю. В принципе, могло быть еще деление на монастырских (экономических) крестьян и государственных, тогда да, государственные к Святице относились. Видел такое разделение по Торопенкам, Багаям, Михионкам. А позднее почти все деревни по р. Саде относились к с. Сада. А по р. Падерихе, например, Табани и южнее - те к Святице относились. Но Борисёнки к Саде.

Вот я тоже подумала , что далеко и в саде церковь своя была. Да,да, да, торопенки и так далее к Святице относились. 

Торопенки и даже деревни южнее: Шлепиченки, Шаминцы, Зарубенки... во второй половине 19 в. относились к Саде.

Аватар пользователя ru-danko

Улучшил качество карты путём коррекции в графическом редакторе - убрал тёмные пятна, сделал лучше контраст. Старую карту пока оставил отдельным слоем (через некоторое время уберу), поэтому можно оценить разницу.

Вынужденно переделал привязку (старая не сохранилась) и увеличил допустимое увеличение карты на 1 шаг. Если заметите ошибки привязки - пишите, посмотрю.

Аватар пользователя Иван Зыков

Да, стало лучше.

Аватар пользователя дмитрий76

Да, улучшения очевидны, спасибо. Часто пользуюсь этой картой.

Аватар пользователя дмитрий76

Ещё раз прочитал комментарий к карте, точнее анализ карты. Возник вопрос к В.И.Сычёву (vikt0r)

Карта-32? Что за карта?

Знаю карту Бельского р-она 1936 года в 1см-3км, которую, тоже, хотелось бы сдесь увидеть(в разделе "старые карты")

 

 

Аватар пользователя ru-danko

Карту Бельского района мне Виктор Иванович присылал, но привязать её не получилась - она нарисована от руки. Опубликую без привязки или с очень грубой привязкой.

Карту Фаленского района 1932 года из Фаленского архива мне присылал Сергей Шулятников, но она переснята в виде одной фотографии, мелкие надписи мутные. Её бы надо переснять по частям, тогда можно будет публиковать.

Аватар пользователя дмитрий76

Понял, спасибо за разъяснения.

Аватар пользователя татива

Поддерживаю Дмитрия! Пусть и рисованная карта Бельская  1936 года, но чтобы мы без неё делали! У меня это вообще была первая карта, на которой я увидела деревню своих предков!