Унжа

Тип: село
Статус: существующий н.п.

Андрей Зудов, научный сотрудник Макарьевского краеведческого музея.

Село Унжа, Старый город, город Унжа — одна из древнейших русских крепостей северного Заволжья. Его основание относится к XII в., времени усиления Владимиро-Суздальского княжества. Тогда Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и Юрий Всеволодович для укрепления своих границ от набегов булгар, мордвы и черемисов основали крепости Городец, Нижний Новгород, Унжу и другие. Город Унжа располагался на северо-восточной границе княжества и служил защитой от набегов черемисов, обитавших в междуречье Унжи и Ветлуги. Кроме того, по реке Унже проходили крупные торговые пути через волоки на север, требующие контроля и военного прикрытия.

Первое летописное упоминание о городе Унже относится к 1219 году. Московский летописец сообщает, что камские булгары совершили нападение на город Устюг и захватили его. Потом решили захватить и город Унжу, но унжане отбились.

В XIII веке, в промежутке между 1263 и 1282 годами образуется Городецкое княжество со столицей в Городце. Князем становится Андрей Александрович, по завещанию своего отца, великого князя владимирского Александра Невского, который умер в 1263 году. Кроме Городца, княжество включало в себя Нижний Новгород и Унжу. В XIV веке столица княжества переносится в Нижний Новгород и образуется Нижегородско-Суздальское великое княжество, вобравшее в себя эти территории. Унжа входит в состав главного удела Нижегородского княжества – Городецкой волости. Некоторые нижегородские князья были ориентированы на монголо-татар и выступали против объединительных стремлений Московского княжества. В 1382 году они приняли участие в нападении Тохтамыша на Москву.

В 1392 г. московский великий князь Василий I Дмитриевич захватил Нижний Новгород. С этого времени московские великие князья удерживали Поволжье в своих руках, хотя князья Нижегородско-Суздальского княжества с помощью монголо-татар иногда добивались возвращения Нижнего Новгорода (1395, 1411-1414, 1440-е годы).В это время город Унжа выполняет функцию сборщика пошлины (тамги), за провоз товаров по реке Унже при торговле Поволжья с Севером, и все близлежащие земли назывались Унженской тамгой.

В 1410 году князь Владимир Андреевич «духовною грамотою Унженскую тамгу отказалъ сыну своему князю Ярославу».

В 1439 году в Унжу приходит преподобный Макарий с сорока семьями, освобождёнными из татарского плена в Казани. Пленники держали путь в Галичское княжество — земли, занятые и контролируемые русскими, и, выйдя на берега Унжи, решили остановиться здесь. Местное население, знавшее о подвигах и чудесах преподобного, с радостью вышли встречать путников, предложив им всё необходимое. Увидев такую добрую встречу и гостеприимство, часть пришедших поселились в городе, а другие – в окрестностях. Сам Макарий находит уединённое место в 20 верстах ниже по реке Унже, где ставит крест и строит келью, что и явилось основанием Макариево-Унженского монастыря и города Макарьева. Преподобный преставился 7 августа в 1444 году в возрасте 95 лет в городе Унже, куда иногда приходил на богослужение.

В 1448 году князь Василий Ярославич уступает Городец с волостями Московскому государю, а тот отдаёт всё в 1551 году суздальскому князю Ивану Васильевичу.

В 1502 году крымский хан Менгли-Гирей одержал победу над ханом Ших-Ахмедом и окончательно покончил с Золотой Ордой, которая разделилась на мелкие ханства. На средней Волге образовалось Казанское ханство, и татары, совместно с черемисами, стали совершать грабительские набеги на северо-восточные окраины Московского государства. Галичский уезд и город Унжа оказались на их пути. Так 26 мая 1521 года казанские татары с черемисами напали на Унженские волости «и много зла учинили и в полон поведоша а иных иссекоша и поидоша прочь». Унжане вышли им на перехват и отбили пленных. Через несколько дней 4 июня татары уже осадили Унжу, зажгли мост и ворота. Но благодаря помощи Божией и покровительству преподобного Макария унжане отбили татар «и поможе господь бог унжанам татар много побиша пищалмы и пушками». Татары тогда долго стояли под городом, разоряя селения в округе, потом взяли много народа в «полон» и ушли, так и не овладев городом.

При Иване Грозном Унжа была записана в число опричных городов,что означает – особую царскую территорию с войскоми госаппаратом, котораявыведена из управлениябоярской Думы и подчинена лично царю.

В период Смутного времени унженские земли не остались в стороне от грандиозных событий в истории России. Активную деятельность организовал строитель Макариево-Унженского монастырябоярин Давид Хвостов.

Для освобождения Москвы от поляков при сборе первого ополчения унженские земли выставили большое войско прекрасно вооруженных и обученных ратников и речную флотилию. Это ополчение соединилось с другими отрядами, пришедшими из нижегородской земли. И, несмотря на то, что они потерпели неудачу, это открыло дорогу на Москву новому ополчению под предводительством Минина и Пожарского.

Согласно описанию 1616 года, город выглядел следующим образом: крепость на осыпи с воротами «въезжими» и воротами «потайными», четыре башни, церковь соборная Воскресения Христова шатровая, храм во имя Афанасия тёплый. На соседнем мысу острог с тремя воротами, храм Николая Чудотворца и храм Ильи пророка, изба съезжая, изба таможенная, двор государев с приказными людьми и двор земский. Кроме того, шесть дворов пушкарей, двор палача, ямщиковые дворы и дворы для волостных людей. Четырнадцать торговых лавок и 39 жилых дворов.

В 1616 году Унжа уже числилась в Галичском уезде как “Унженская осада”. В 1620 г. окрестные земли были отписаны боярину Ивану Никитичу Романову, прозванному в народе Кашей – дяде царя Михаила Фёдоровича.

Двадцатитысячное войско окружило крепость со всех сторон. Унжа не была настолько большим и укреплённым городом, чтобы выдержать такую осаду, и воевода Фёдор Супонев вместе с горожанами, не надеясь на свои силы и победу, молились в храме, прося помощи у Бога и предстательства преподобного Макария. В это же время в монастыре монахи и жители окрестных селений, три дня и три ночи пребывая в посте, закрывшись в церкви, не ели, не пили и не спали, молились у иконы Богородицы Макариевской и гроба преподобного.

И опять свершилось чудо – унжане не только отбили вражеское войско, но и выступили за ними в погоню, «поиде за ними в погон с галичскими детми боярскими и много побили и взяли в плен”.

К середине XVII века Унжа начинает терять свой статус в связи с ростом Макариево-Унженского монастыря, его почитанием династией Романовых и крупными ярмарками. Несмотря на это, в 1708 г. Унжа вошла в состав Галичской провинции Архангелогородской губернии в качестве уездного города.

В начале XVIII в. город управлялся магистратом, состоящим в малых городах из бургомистров и ратманов. В нём проживало 86 купцов.

Сразу за крепостью размещался городской посад и торговая площадь. Городская застройка вытягивалась вдоль дороги на Макарьев, идущей вдоль реки Унжи, где за оврагом начиналось село Вознесенское, где в 1777 году была построена каменная Трёхпрестольная церковь с колокольней Вознесения Христова с приделами Введения во храм Пресвятой Богородицы и Иоанна Дамаскина. На выездах из города у дорог ставились кузницы.

https://life.kostromka.ru/makariev-16635/

 

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1171, 1762—1764 г.
      2620042в починке Безводном Устюжского уезду Спаского монастыряКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАлатская дорога, Лудянская ясашная волость♂ 15 ♀ 9136—137об

      Комментарии

      Аватар пользователя osokins

      Первоначально поселение, получившее впоследствии название «Кологрив», располагалось выше по течению реки Унжи относительно современного города, при этом расстояние, указываемое в различных трудах, варьируется от 331 до 402 км; от 343 (36,244 км) до 404 (42,64 км) вёрст.

      Из «Записной книги Полоцкого похода 1563 г.» 23 сентября на Вятку, Балахну, Кострому, Чухлому, а также в Галич, Унжу, Парфеньев, Каликино, Шишкилёво, Жохово, Судай, в «Верх-Костромьи» и к Соли Галицкой были посланы дети боярские «збирати пеших людей».

      «(1521 по 1525) Московский князь Василий III (1505–1533) для защиты от опустошительных набегов татар в первой четверти 16 века приказал «срубить» (построить) пограничные крепости с насыпными земляными валами-городами в Ветлуге, Унже, Парфентьеве, Судае, Кологриве (в селе Михаил Архангел)».(З. И. Осипова)

      Относительно происхождения названия села Михаил Архангел можно предположить следующее. Очевидно, что некогда существовала Шишкилёвская волость Галичского уезда, центром которой был погост, получивший название Михаил Архангел (Архангельский) от одноименной церкви, перенесенной впоследствии в крепость, построенную на самом берегу Унжи.

      Основание Кологрива (Старый Кологрив, сожжен при набегах) относят к 1-й четверти XVI века выше по течению реки Унжи, где во времена Василия III выстраивается крепость в Старом селе Михаил Архангел(Архангельском) в 1521–25 гг. Позднее крепость получила название Кологрив».

      З. И. Осипова, указывает, что «Кологрив как поселение известен с первой половины XV века под названием села Михаил Архангел (Архангельское) на реке Унже». 

       

      https://emiltim.livejournal.com/28617.html

       

      Широкой полосой вдоль реки Унжи от города Кологрива до города Унжи тянулась Верховская волость, земли в которой еще в конце XVI века принадлежали брату Анастасии Романовны — первой жены Ивана Грозного. Когда в России борьба боярских партий Романовых с Годуновыми закончилась победой Годуновых и к власти пришел Б.Ф.Годунов, Романовы и их родственники были заточены в монастыри и вотчины у них были отобраны.

       

      Местность соседствует с Вяткой и в историческом развитии приграничные территории разделяли ее судьбу.

       

       

      В 1417 г. вятчане под командованием вятского наместника Михаила Россохина принимали участие в великокняжеском походе на Двинскую землю. В 1418 или 1421 г. (подробнее о дате, см.: Мусихин А. Л. Известие о гибели двинского боярина Анфала Никитина в общерусских и вятских летописях: причины разночтений (постановка вопроса) // Мининские чтения. Нижний Новгород, 2010. С. 361–371) Анфал Никитин с помощью устюжан попытался вернуть себе власть в Вятской земле, но был разбит войском Михаила Россохина и погиб вместе с сыном Нестором.

      С 1433 г. вятчане активно участвовали в событиях Московской усобицы на стороне галицких князей.

      В 1434 г. участвовали в походе на Москву князя Юрия Дмитриевича, завершившемся его вокняжением там. С начала 1450-х гг. великий князь московский Василий II Васильевич Тёмный начал борьбу с Вятской землёй, поддерживавшей галицкого князя Дмитрия Юрьевича Шемяку. В 1451–1459 гг. митрополит Московский и всея Руси Иона отправил на Вятку несколько посланий, в которых предлагал вятчанам подчиниться воле великого князя московского. В это время Вятская земля 6 раз присягала великому князю московскому, но каждый раз нарушала договор. В 1458 г. Василий II отправил на Вятку войско во главе с воеводой Г. М. Перхушковым, но оно не достигло успеха, поскольку московский воевода получил взятку от вятчан. В 1459 г. Василий II послал против Вятской земли ещё одно большое войско – под командованием воеводы князя И. Ю. Патрикеева, которое завоевало Котельнич и Орлов, осадило Хлынов, после чего вятчане признали власть великих князей московских.

      https://bigenc.ru/c/viatskaia-zemlia-e77d68

       

      Аватар пользователя osokins

      (интересный материал:) https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3641/129380

       

      Переписи и ревизии Вятского края | Родная Вятка  Архангелогородцкой губернии города Унжи средней статьи подьячей Федор Розварин да Кунгурской молодой Михайло Безсонов подписались в том, что мы подлинные Кунгурские скаски (податели)

      Аватар пользователя osokins

      1646 1209-1-7222 ч1. л.л. 319 об.-331   Того ж монастыря (Макарьев) вотчина волость Спасская пустыня а в ней погост Спасской на реке на Унже, а на нем два двора поповы. Попы Андрей Мартемьянов да Прокофий Ульянов. Монастырь, в нем сторож Лука Федоров, келья просвирницы вдовы Авдотьи Кириловой, в ней пахотный кр-н нищий Емельян Антонов. А других бобылей и бобылок на том погосте нет.

      Аватар пользователя osokins

      "вдоль дороги на Макарьев, идущей вдоль реки Унжи, где за оврагом начиналось село Вознесенское"

      со слов кр-на Осокина Никиты Лазарева - уроженец он Архангелогородской губернии Вохомской волости Вознесенскаго стана(ок1655г.р.) деревни Медведицы, бестягловый кр-н. Соседи - дети священников на 1685г (той же губернии) из Егорьевского прихода Хорошевских починков Воздвиженского стана Галицкого уезда. (Медведица с раменьем

      Ищу сведения: с.Вознесенское на 1650г

      Аватар пользователя osokins

      казанский хан Улу-Магомет отпустил преподобного Макария и еще сорок человек, взятых вместе с ним при ликвидации Желтоводского монастыря. Теперь надо было похоронить убитых и быстро искать новое место для поселения. Макарий не хотел идти ни на Лух, ни на Решму, где прежде уже бывал. Решил идти в Галичскую землю, на Унжу. Тут тонкость: шел 1439 год, война за Московский престол между Василием Темным и его кузенами вступала в ожесточенную фазу. Лишь три года назад Василий Темный велел выколоть глаза плененному им Василию Косому, и теперь назревала новая схватка: Дмитрий Шемяка против Василия Темного. Макарий основал Желтоводский монастырь при помощи Василия, теперь ему предстояло основать монастырь во владениях Дмитрия.

      https://www.peremeny.ru/column/view/482

       

      Аватар пользователя osokins

      РГАДА Ф.1209 оп.1 д.96 Писцовая книга вотчинных земель Галицкого уезда, писца Н. Беклемишева. (Подлинник). 1627-1631 г.г.
      https://rodnaya-vyatka.ru/blog/19874/148530

      Вотчины Желтоводного Макарьевского монастыря в Спасской пустыни:

      л.938-938 об.
      Того ж монастыря в Унежской осаде, монастырская Спасская пустынь на реке на Унже, а в нём храм Преображения господа нашего и сам христа, да на монастыре ж живут в них монастырские служебники дву монастыря:
      Во дворе: .... Ульян Иванов.
      Во дворе: двор коровей, а в нём живёт дворник Ивашко Григорьев с братом с Родькою.
      Во дворе: служебник Вавилка Иванов с сыном с Сенкою да Володька Дементьев.
      Пашни паханные монастырские середние земли дватцать четыре чет в поле а в дву потому ж. Сена дватцать пять копен. Лесу пашенного три десятины да непашенного лесу две десятины.

      л.938 об.-939
      Починок Соловковка на речке на Саловке,а в нём крестьян:
      Во дворе: Макарка Семёнов с детьми с Мартынком да с Тараском да с Аничком.
      Во дворе: Кирилка Ондронин с сыном с Фочкою.
      Во дворе: бобыль Малашка Ондронов с зятем с Филкою Семёновым.
      Пашни паханные середние земли пол осьмины с получетвериком да перелогом двенатцать чет без полуосьмины и без получетверика в поле а в дву потому ж. Сена восемь копен посупашенного две десятины.

      л.939- 939 об.
      Починок Великуша, а в нём крестьян:
      Во дворе: Ортюшка Иванов сын Белошеин с детьми с Наумком да с Дорошкою да с Емелькою да с Митькою.
      Во дворе: Янка Григорьев с детьми с Матюшкою да с Якимком.
      Во дворе: бобыль Рудачко Семёнов с братом с Нехорошком . У Нехорошка сын Андрюшка да в том же дворе бобыль Федка Лукин.
      Пашни паханные середние земли пол осьмины с получетвериком да перелогом тритцать четыре полуосьмины и без получетверика в поле а в дву потому ж. Сена шесть копен .., девятины.

      л.939 об.-940.
      Деревня Марковица на речке на Марковице, а в ней крестьян:
      Во дворе: Осика Гаврилов с детьми с Якушком да с Ваською
      Во дворе: Насырком Мазыкин с братьями с Тимошкою да с Трофимком да с Миткою.
      Во дворе: Терёшка Васильев с сыном с Микиткою.
      Во дворе: бобыль Евсевейко Гавырин с братом с Игошкою да с Володькою да и в тово ж двора брат их Савка сбежал без вести в 134 году (1626 г.).
      Во дворе: бобыль Гаврила Иванов.
      Во дворе: бобыль Мишка Васильев с сыном с Вавилком да в том ж дворе бобыль Федка Куприянов.
      Пашни паханные середние земли осьмина с полечетвериком да перелогом дватцать семь чет с осминою без получетверика в поле а в дву потому ж. Сена десять копен.

      л.940-940 об.
      Починок Стрелица Горюшкина тож, а в нём крестьян:
      Во дворе: Симока Гаврилов.
      Во дворе: Микифорка Алексеев с братьями с Ивашком да с Дениском да с Онашкою да с Онисимком.
      Пашни паханные середние земли пол осьмины да перелогом пятнатцать чет без полуосьмины в поле а в дву потому ж. Сена пять копен, лесу непаханного пять десятин.

      л.940 об.
      Починок Оксентьев Алексеев тож, а в нём крестьян:
      Во дворе: Ивашка Екимов с сыном с Федкою.
      Во дворе: Фатянка Карманов с сыном с Евсеем.
      Во дворе: бобыль Самсонко Григорьев с сыном с Климком.
      Пашни паханные середние земли пол осьмины с получетвериком да перелогом дватцать шесть чет без полуосьмины и без получетверика в поле а в дву потому ж. Сена семь копен. Лесу пашенного четыре десятины.

      л.941-941 об.
      Починок Магилёв на Туровском озере, а в нём крестьян:
      Во дворе: Стенка Екимов с сыном с Якункою да с братом Аничком.
      Во дворе: бобыль Первушка Кирянов с братом с Ваською.
      Пашни паханные середние земли пол осьмины да перелогом шесть чет без полуосьмины в поле а в дву потому ж. Сена пять копен. Лесу пашенного три десятины.

      л.941 об.
      Починок займище Ефино пониже Усть Нейской волости на Доманском озере, а в нём крестьян:
      Во дворе: Емелька Денисов с сыном с Зиновком.
      Во дворе: Тамилка Савельев да Лёвка Шелыгин . У Тамилка племянник Сенка Григорьев.
      Во дворе: бобыль Тренка Осипов да Осипко Денисов с сыном с Анашком.
      Пашни паханные середние земли осьмина без четверика да перелогом одинатцать чет с осьминою и четвериком в поле а в дву потому ж. Сена двенатцать копен. Лесу пашенного пять десятин не нашенного лесу две десятины.

      л.942
      Починок Хмелёвка, а в нём крестьян:
      Во дворе: Сенка Молчанов.
      Во дворе: Порфенка Сомсонов с пасынком с Ивашком.
      Во дворе: бобыль Богдашка Иванов да Тимошка Власьев.
      Пашни паханные середние земли пол осьмины да перелогом четырнатцать чет без полуосьмины в поле а в дву потому ж. Сена восемь копен. Лесу пашенного пол трети десятин.

      л.942-942 об.
      Починок Рудково займище, а в нём крестьян:
      Во дворе: Осиенко Семёнов с детьми с Бессонком да с Офонкою да с Онтошком.
      Во дворе: бобыль Онкудинка Ондронов да Якушко Кирьянов.
      Пашни паханные середние земли пол осьмины да перелогом восемь чет без полу осьмины в поле а в дву потому ж. Сена семь копен. Лесу пашенного две десятины да непашенного лесу две десятины.

      л.942 об.
      Починок займище Голохтконово, а в нём крестьян:
      Во дворе: Ивашка да Федка да Гераська Ортемьевы.
      Пашни паханные середние земли четверть да перелогом шесть чет без четверика в поле а в дву потому ж. Сена три копны.

      Пол займища в Торнадском лесу, а другая половина того займища за боярином за Иваном Никитичем Романовым, а на монастырскую половину пашни перелогом середние земли две чет в поле а в дву помому ж. А около было займища поле большое.

      Да и всего Желтоводского монастыря вотчины Спасской пустыни с деревнями да починками живущих в них восемьнатцать дворов крестьянских, девять дворов бобыльских, людей в них семьдесят четыре человека.

      В Корякинском лесу расчищено пять займищь. Займище пустотка Сокольское на Сокольском болоте. Займище Осиновское . Займише Гостилково. Займище Макарово. Займище Козлово.

      https://forum.vgd.ru/7456/154170/

       

      Аватар пользователя osokins

      1645(2) Спаского прихода - https://disk.yandex.ru/d/nilpBrAdPU9neg/137-1-68-124.jpg

       

      РГАДА 1209_1_7258
      1678 год
      Переписная книга Унженской осады и Ветлужской волости Галичского уезда, переписи М. Я. Коробьина.