Три деревни Ронжиных: Котельнич, Семёнов, Судиславль

Фамилия остается не только в документах переписей, но и в географических названиях сел, деревень, рек и пр. Если у вас распространенная фамилия, например, Смирнов или Лебедев – то вовсе не обязательно село Лебедево и речка Смирновка связаны с вашей фамилией – для уверенности нужен дополнительный контекст. С редкими и сложными фамилиями, например Ронжин, всё гораздо интереснее.  На примере своей фамилии я решил узнать - что же можно выжать из однокоренных географических названий.

В Книге Вятских Родов указано, что в Вятской губернии есть 16 населенных пунктов с однокоренным названием. Еще по одному в Костромской и Нижегородской губерниях. Для подстраховки я заглянул в СНМ Вологодской и Новгородской губерний – там действительно не нашел никаких других однокоренных названий.

Топонимия

Автор карты: Илья 87

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

1

В СНМ Вятской губернии 1859-1793 в Котельничском уезде действительно встречается 16 населенных пунктов с корнем РОНЖ, и еще 6 РЕНЖ/РЕНЬЖ. Они получили название в XVIII-XIX веках от фамилии поселившихся в них крестьян Ронжиных и Ренжиных. Самый древний из них - починок Ронжинский в 2 км. от с. Молотниково  (ныне д. Вагины) – под этим названием он известен с 1678 года:

Починок Ронжинский

(в) Матюшка Карпов сын Кочкин, у него дети Фетка // 12 лет, Арсентейко 4 лет

у него ж половник Сенка Андреев сын Паглазов, у Сенки сын Петрушка 3 лет

у него ж Матюшки подворник Мишка Устюжанин

(мд) пусто Ганки Крылатого, Ганка умре в давных летех, а землею владеет Матюшка Кочкин

(РГАДА 1209-1-340 стр. 439 об – 440)

А в предыдущей переписи 1646 года:

Починок Митки Сидорова
Во дворе Левка Васильев сын Ронжин з детьми с Микифорком, да с Савинком, да з Харкою, да з Гришкою, Микифорко 12 лет, Савинко 3 лет, Захарко 5 лет // Гришка году
Во дворе Ганка Яковлев сын Крилатой с сыном Онашкою, Онашка году, у него ж живет Максимко Яковлев сын Широнин стар

(РГАДА 137-1-Орлов стр. 412 об – 413)

Опустевший двор Ганки Крылатого подсказывает что это один и тот же починок. За 30 с лишним лет он поменял свое название по фамилии проживавших здесь в 1640х гг., в дораскольные  времена, крестьян Ронжиных. В дальнейших поисках предков Ронжиных названия котельничских деревень уже ничем не помогут.

 

2

В СНМ Нижегородской губернии 1859 года в Семеновском уезде под №3689 есть удельная деревня Ронжино при реке Линде и речке Куричке с населением 93 души. Ныне это жилая деревня Роньжино в 22 км от г. Семенова, в 120 км. от р. Унжи. Название тоже образовано от фамилии. В какое время появилась эта деревня и какие события этому предшествовали?

Коренные обитатели этих мест, также как и окрестностей Котельнича – древние марийские племена. По реке Унже они граничили с летописной мерей. По легенде в эти места часть мери бежала в XI веке от христианизации и смешалась здесь с местными марийцами. На это указывает сохранившаяся до наших дней деревня – Мериново, упоминаемая еще в 1622 году. В «письме брата Юлиана о монгольской войне» впервые упоминается Меровия (Merowia[m]), которая наряду с несколькими языческими царствами была завоёвана татарами. Ученые как раз соотносят ее с территорией в треугольнике рек Унжи, Волги и Ветлуги. С XV века сюда проникают русские поселенцы, в том числе монахи. Но основной поток переселенцев начинается после церковного раскола. С 1656 года здесь селятся бежавшие старообрядцы, не признавшие никоновской реформы, возникают знаменитые Керженские скиты. При Петре поток беглецов усиливается.

//varandej.livejournal.com/725418.html

Городинковский некрополь у деревни Мериново. Оригинал: https://varandej.livejournal.com/725418.html

Историк С.В. Сироткин в своей работе "Керженская волость: от XV до XVIII века" приводит даты основания населенных пунктов Семеновского уезда. «При Петре I появились деревни Ларионово, Зиновьево, село Рождественское (начало правления Петра I - 1689 г.). После 1689 года основана деревня Ронжино …».

В доносительном письме боярский человек Лаврентий Баторов в 1713 году сообщил, что в «Керженской волости (Казанской губернии, Балахнинского уезда) есть починки Ларионов и Семенов и многие другие, а между тех починков лес и по тому лесу селятся всякого чина люди, сходцы с Москвы и разных городов, посадские и люди боярские, волостные с женами и детьми». «Такие люди идут в сторону от брадобрития и от солдатского побора и от государственных податей… и селятся по лесу собою и податей никаких не платят». (М. Клочков. «Население России при Петре Великом по переписи того времени».т.1, 1911, стр. 226-227) 

К нач. XVIII в. в Заволжье находилось 94 старообрядческих скита. С этого времени Керженец стал районом концентрации беглых крестьян. В ходе переписи 1720 г. выяснилось, что многие волости, в частности Керженская, были почти полностью заселены беглыми. (Козлова Н. В. Побеги крестьян в России в 1-й трети XVIII в. М., 1983.С. 132).

В переписи 1723 года в деревне Ронжине значатся 71 человек мужского пола, живущих в 18 крестьянских дворах и 2х бобыльских избах. Все безфамильные. 

Могли ли вятские крестьяне бежать в Керженские леса? Вполне могли. Кроме перечисленных тягот, на вятских крестьянах дополнительно лежала повинность давать работников на строительство Архангельского порта. Угнанные на работы крестьяне сбегали, возвращались в родные места или разбредались по всей стране. В числе беглецов могли быть и котельничские Ронжины.

В писцовых книгах Котельничского уезда этого времени есть указания на сбежавших крестьян Ронжиных.

Котельницкого тяглого стана Торощина слободка 

Харитон Ярофеев сын Ронжин с брати ево родной Панфил, у Панфила сын Степан, бежали безвестно.

Книга переписная прежних выборов салдат, их детей и родственников в Хлынове, в пригородах и в уездах. 1709 г.

 

Котельницкого оброчного стана, волость Спаская, Деревня что было займище

Двор пустой Федора Ремжина, он Федор збег с Вятки в давных летех, пашни было четь

Книга переписная переписи стольника и воеводы Степана Даниловича Трахониотова 1709-1711 годов Хлынова города с пригоротки и с уезды пустым дворам, которые написаны в переписных книгах 186-го году в пусте и запустели после переписных книг 186-го году.

Поэтому вполне вероятна версия что деревня Ронжино была основана сбежавшими в петровское время из Котельничского уезда крестьянами Ронжиными.

Возможна и другая версия: носители фамилии появились в керженских лесах гораздо раньше, и прийти они могли не с берегов Вятки, а откуда-то ещё. Через какое-то время они переселились в новую деревню и дали ей свое имя.

Стоит добавить, что названные деревни были отнесены к разряду удельных или дворцовых крестьян. К этому разряду часто относили деревни, построенные на землях инородцев, а часто и населенные ими – в нашем случае марийцами. Поэтому эти Ронжины могли быть и потомками местных марийцев.

Хочется сказать несколько слов о последующей судьбе этих мест. Керженские скиты подвергаются двум жестоким разгромам: в 1720х от местного епископа Питирима, и в 1850х от царской администрации. После чего местные поселения пришли в упадок. Закат этого замкнутого и своеобразного мира застает царский чиновник П. Мельников-Печерский и пишет свою знаменитую дилогию о старообрядцах – романы «В лесах»  и «На горах». Действие романа «В лесах» происходит в окрестностях Семенова и старообрядческая деревня Ронжино упоминается на страницах романа. Например:

"Рябая звонариха  поголосит-поголосит да опять за свою работу - в набат колотить.  Заслышав  тревогу, прибежали мужики, бабы из Ронжина, из Елфимова и других недальних деревень.  Чуть  не  в ноги кланяются им матери, Христом богом молят, денег сулят, вином  потчуют, скачите только, родимые, во все стороны, отбейте у неведомых воров Прасковью Патаповну. 

- Поздненько хватились, матери,- говорят мужики. 

Ни от вина, ни от денег они бы не прочь, да время больно опоздано, ни на каких скакунах теперь воров не догнать. 

-  Еще  солнышко-то не село, говорите вы, матушка? - спрашивал Никанору ронжинский  парень  ростом  в  косую сажень,  с красным лицом и со страшными кулачищами. Очень  подмывало  его  в погоню скакать. Хоть отбить не отобьют, по крайности можно будет подраться, потешиться." 

П. А. Мельников (Андрей Печерский). В лесах. Книга вторая.

    Косвенно, на то что деревня Ронжино была старообрядческой указывает и тот факт что крестьяне деревни хранили у себя древние религиозные книги. В «Рукописях славянских и российских» И.Н. Царского, 1848 г. под №697 сохранился Катехизис Лаврентия Зизания XVII века, принадлежащий крестьянину Петра Васильеву сына Пневу деревни Ронжина. 

    О носителях фамилии Ронжин в это местности информации почти нет. Если в ХХ веке фамилия здесь и существовала, то в единичных случаях. В Книге Памяти ВОВ Семеновского района есть только Ронжин Анатолий Николаевич 1918 г.р. с. Малое Васильево Семеновского района (ныне на территории самого Семенова).

    3

    Наконец, в СНМ 1870-1871 Костромской губернии упоминается еще один населенный пункт в Костромском уезде №189 деревня Ронжица при реке Мере 67 верст от Костромы. 45 душ. По левую сторону почтового тракта из г. Костромы в г. Галич. Деревня находилась между г. Судиславлем и с. Воронье и была жилой до 1989 года. О времени ее возникновения не удалось ничего найти. В отличие от предыдущих населенных мест название образовано не от фамилии, и следов фамилии Ронжин ни в годы в ВОВ, ни раньше в этой местности нет. Если бы фамилия появилась от прозвища выходцев из Ронжицы, то сама фамилия должна была быть Ронжицын. Тем не менее, наличие такого топонима в Костромской земле показательно.

    Деревня Ронжица на карте Судиславского района. С 1989 года объявлена нежилой.

    Исконным населением этих мест была древний летописный народ меря (сохранилось в названии местной реки). С приходом славян, этот финский народ смешался с пришельцами и внес свой вклад в этногенез русского народа. Последний раз меря упоминается в «Житии Авраамия Галицкого», написанного в середине XVI века, и размещается автором на Галичском озере. Сам Судиславль видимо было построен в 1520-30-е годы как крепость от набегов казанцев и марийцев, а село Воронье впервые упоминается в грамоте кн. Трубецкому кн. Пожарскому во времена Смутного времени. После раскола эти места также как и окрестности Семенова стали центром старообрядчества, а еще пользовались у чужаков репутацией разбойничьих мест. В последствии, как и всякий другой центр старообрядчества Судиславль превратился в важный торговый центр.

    ***

    СНМ дали 3 деревни: вятский починок Ронжинский, нижегородская деревня Ронжино, костромская - Ронжица. Связанной версии, которая объединила бы все три деревни, не получается. Пока не хватает информации. Но окрестности Судиславля, Семенова и Котельнича связывают многие миграции XI-XVII веков. По сути, все они находятся по краям гигантского леса, через который проходили лесные дороги (с XV века известны дороги Галич-Котельнич-Вятка, и дорога из Городца на Вятку). Это регион всегда был слабо заселен, и славянский элемент здесь, кажется, никогда не составлял большинства. 

    В летописные времена эти леса – принадлежат родственным друг другу мери и марийцам, постепенно оттесняемым на восток к Вятке. И на вятскую и на костромскую земли, правда в разные века, проникают новгородцы. Для Костромы их присутствие ограничилось Х-XI веками и не было решающим (дальше их сменили пришельцы из Владимиро-Суздальских земель), а в районе Котельнича новгородцы по данным археологии появляются только на рубеже XII-XIII веков. В позднее средневековье (XV-XVI вв.) пространство от Костромы до Вятки - место жестоких войн Москвы и Галича, Москвы и Казани, в которых оказались замешаны и марийские кугызства и вятские ушкуйники. Кровавые походы опустошили и без того слабонаселенный регион, волны беженцев вновь искали спокойные, глухие места и снимались с привычных мест. Спустя столетие очередную волну миграций вызвал церковный раскол, и связанные с ним волнения, и теперь уже жители соседних регионов искали укрытия в заволжских, керженских, ветлужских лесах. Надо заметить что в отличии от прошлых времен - в этот раз бежали не на Вятку, а из Вятки.

    //www.merjamaa.ru/news/merja_mari_i_trjokhletnjaja_vojna/2020-10-21-1501

    Пример одной из войн XV века. На карте не точно показан лыжный поход 1468 г. - летопись сообщают что отряд князя Ярославского вышел из Галича и раззорил земли марийцев, не дойдя до Казани 1 дня.  Источник: http://www.merjamaa.ru/news/merja_mari_i_trjokhletnjaja_vojna/2020-10-21-1501

    Вот такой общий исторический фон, объединяющий эти три, на первый взгляд никак не связанные между собой места. Понятно, что он очень аморфный, но и от него можно отталкиваться при дальнейших поисках.

    Комментарии

    К данному материалу не добавлено ни одного комментария.