Ревизская сказка починка Коноплянского Куменской вотчины, Кырмыжской пятидесятни, ВУТМ. 1763 год, монастырские крестьяне.

Ревизская сказка починка Коноплянского Куменской вотчины, Кырмыжской пятидесятни, ВУТМ.

1763 год, монастырские крестьяне.

(РГАДА Ф. 350 Оп. 2 Д. 3913 л.л. 206-215об.).

Данная публикация – продолжение предыдущей работы, опубликованной на портале «Родная Вятка». Починок Коноплянский, но уже не черносошные, а монастырские крестьяне, 24 семейства, проживавшие по третьей ревизии 1763 года в том же починке.

(л. 206) Той же Куменской вотчины починка Коноплянского выборной деревенской староста Роман Сагадаков о написанных в том починке сказал по вышеписанному ж истину:

  1. Епимах Федоров сын САГАДАКОВ 64 – умре в 749м году.
     
  2. Тимофей Иванов сын САГАДАКОВ 36 - 54. Унего дети, написанныя в последнюю ревизию: Фирст 18 – 36, Иван 17 – 35; дочери: Ирина - 30 лет, выдана в замужество оного ж монастыря Курчюмской вотчины починка Бакалеевского, за монастырского крестьянина Климонта Короваева; Наталия - 25 лет, выдана в замужество архиерейской Кырмыжской вотчины починка Над Речкою Карапулькою за черносошного крестьянина Ивана Емельянова сына Югова. У Фирста жена Елена Васильева дочь Бердникова - 40 лет, взятая архиерейской Кырмыжской вотчины починка У Речки Мутихи, архиерейская крестьянка. (л. 206об.) У него сын, рожденный после ревизии Костянтин - 13, дочь девка Параскева - 14 лет. У Ивана жена Пелагия Аггеева дочь Куликова - 35 лет, взятая того ж монастыря Ошетской вотчины деревни Карпечевской, монастырская крестьянка. У него дети, рожденныя после ревизии: Яков - 12, Алексей - 10, Кирило - году; дочери девки: Евдокия - 13 лет, Параскева - 3.
     
  3. Пётр Данилов сын ПОПОВ 29 – умре в 758м году. У него сестра родная Татьяна - 60 лет, выдана в замужество оного ж монастыря Курчюмской вотчины деревни Мостовской, за монастырского крестьянина Минея Иглина. У Петра сын, написанный в последнюю ревизию Фёдор 10 – 28; (л. 207) дочь Акилина - 25 лет, выдана в замужество вышеписанной Курчюмской вотчины в деревню Ежевскую, за монастырского крестьянина Дмитрея Микулина. У Фёдора жена Евдокия Иванова дочь Кувалдина - 30 лет, взятая архиерейской Кырмыжской вотчины Верхоключевской, архиерейская крестьянка. У него дети, рожденныя после ревизии: Иван - 6, Андрей - 3.
     
  4. Василей Карпов сын ПОПОВ 52 – умре в 748м году. У него дети, написанныя в последнюю ревизию: Иван 27 – 45, Василей 18 – умре в 758м году; дочь Мавра - 40 лет, выдана в замужество Куменской же вотчины починка Ключей Малых, за монастырского крестьянина Фадея Лобанова. (л. 207об.) У Ивана жена Евдокия Леонтьева дочь Сандалова - 55 лет, взятая архиерейской Кырмыжской вотчины деревни Беляевской, архиерейская крестьянка. У него дети, написанныя в последнюю ревизию: Павел 6 – умре в 748м году, Алексей 4 – 22; дочь Феодосия - 5 лет, выдана в замужество Куменской же вотчины починка Каныповского, за черносошного крестьянина Федота Бобошина. У Алексея жена Евдокия Васильева дочь Шешукова - 27 лет, взятая архиереейской Кырмыжской вотчины деревни Лыстовской, архиерейская крестьянка. У него сын, рожденный после ревизии Максим - 6, дочь девка Елена - 5 лет. У Василья дети, рожденныя после ревизии: Тимофей - 17, Дементей - 13, (л. 208) Захар - 12, Семён - 8. У Тимофея жена Ксения Маркова дочь Маховых - 22 лет, взятая архиерейской Кырмыжской вотчины села Петропавловского, архиерейская крестьянка.
     
  5. Василей Миронов сын ПОПОВ 49 – умре в 746м году.
     
  6. Козма Софронов сын САГАДАКОВ 45 – умре в 759м году. У него сестры родные: Марья - 80 лет, выдана в замужество Хлыновского уезда Филиповы Слободки Ошланской волости в деревню Хорзинскую, за черносошного крестьянина Ивана Хитрина; Татьяна - 42 года, выдана в замужество того ж монастыря Курчюмской вотчины деревни Желонской, за монастырского крестьянина Михаила Бакулева. У Козмы дети, написанныя в последнюю ревизию: Роман 20 – 38, Лука 12 – умре в 759м году. (л. 208об.) У Романа жена Дария Григорьева дочь Шулятева 40 лет, взятая Курчюмской вотчины деревни Быховской, черносошная крестьянка. У них дочери девки: Анна - 7 лет, Евдокия - 3. У Луки сын, рожденной после ревизии Игнатей - 14 лет, дочери девки: Екатерина - 15, Ксения - 7 лет.
     
  7. Логин Алексеев сын МАЛЦОВ 27 – умре в 751м году. У него сын, написанной в последнюю ревизию Василей 1 – 19, дочь девка Параскева - 6 лет. У Василья жена Екатерина Прохорова дочь Лагунова 25 лет, взятая Хлыновского уезда Березовского оброчного стана села Кырмыжского, черносошная крестьянка.
     
  8. (л. 209) Трофим Семёнов сын МАЛЦОВ 17 – 35. У него братья родные Григорей 12 – 30, Павел 9 – 27. У них сестра родная Евфимия - 40 лет, выдана в замужество того ж монастыря Курчюмской вотчины деревни Мостовской, за монастырского крестьянина Степана Гребенкина. У Трофима жена Ирина Степанова дочь Микулина - 30 лет, взятая Хлыновского уезда Филиповы слободки Заилетского десятку деревни Вожгальской Болшей, черносоная крестьянка. У них дети, рожденныя после ревизии: Леонтей - 10, Алексей - 6, Михайло - полугоду, Никита - году, дочь девка Стефанида - 7 лет. У Григорья жена Феодосия Леонтьева дочь Шулакова - 30 лет, взятая Куменской же вотчины починка Вновь Росчисного Долгачевского Над Речкой Чернушкою, (л. 209об.) монастырская крестьянка. У него дети, рожденныя после ревизии: Игнатей - 8, Тимофей - году. У Павла жена Параскева Игнатьева дочь Коробейникова - 23 лет, взятая архиерейской Кырмыжской вотчины починка Щипачевского, архиерейская крестьянка. У него сын, рожденный после ревизии Иван - полугоду, дочери девки: Дарья - 7 лет, Акилина - 2.
     
  9. Исак Фролов сын ПОПОВ 72 – умре в 745м году. У него дети, написанныя в последнюю ревизию: Еремей 44 – умре в 754м году, Ермил 35 – умре в 750м году. У Еремея жена Параскева Васильева дочь Конашева - 55 лет, взятая архиерейской Верхошижемской вотчины деревни Сутяжской, архиерейская крестьянка. (л. 210) У них дети, написанныя в последнюю ревизию: Иван 18 – 36, Зот 12 – 30; дочери: Марфа - 32 лет, выдана в замужество арихиерейской Кырмыжской вотчины в займище Самыловское, за архиерейского крестьянина Романа Коробицына; девка Ирина - 15 лет. У Ивана жена Параскева Иванова дочь Коробейникова - 22 лет, взятая арихиерейской Кырмыжской вотчины починка У той же речки Словут Чюхватки, архиерейская крестьянка. У них дочь девка Дария - полугоду. У Зота жена Гликерия Фадеева дочь Дерюшева - 30 лет, взятая архиерейской Кырмыжской вотчины ис починка Стяшкинского, архиерейская крестьянка. У него сын, рожденной после ревизии Иван - 8; (л. 210об.) дочери девки: Марфа - 10, Ирина - 8 лет, Анна - 6 недель. У Ермила дочери: Евфимия - 40 лет, выдана в замужество оного ж монастыря Курчюмской вотчины в деревню Смоленскую, за монастырского крестьянина Василья Бусоргина; Анна - 24 лет, выдана в замужество Куменской же вотчины в деревню Над Кырмыжем Ардашевскую, за монастырского крестьянина Матвея Блинова; Анна ж - 23 лет, выдана в замужество того ж монастыря Курчюмской вотчины деревни Быковской, за монастырского крестьянина Кирила Прокошева; Ульяния - 22 лет, выдана в замужество вышеозначенной же Курчюмской вотчины в деревню Осиновскую, за монастырского крестьянина Тараса Подлеских; девка Параскева - 16 лет.
     
  10. Степан Леонтьев сын ПОПОВ 31 – умре в 752м году. У него сестра родная Евдокия - 35 лет, выдана в замужество Куменской же вотчины починка (л. 211) Мокеевского, за монастырского крестьянина Пахома Черемискина. У Степана дети, написанныя в последнюю ревизию: Григорей 5 – отдан в рекруты в 749 году. Рожденныя после ревизии: Алексей холост - 16, Гаврило - 13; дочь Татьяна - 25 лет, выдана в замужество оного ж монастыря Курчюмской вотчины Деревни, что был починок Козловской, за монастырского крестьянина Семёна Булдакова.
     
  11. Яков Артемьев сын САГАДАКОВ - 47. Перешед собою поселился с нижеписанным сыном Никоном той же Куменской вотчины При той же деревне в починок вновь Чесноковской и там в скаске объявлен будет. У него дети, написанныя в последнюю ревизию: Ларион 17 – умре в 754м году, Никон - 12.
     
  12. (л. 211об.) Козма Сидоров сын КЛЯЧИН 62 – умре в 760м году. У него брат родной Максим 52 – 70. У Козмы сын, написанной в последнюю ревизию Филип 17 – отдан в рекруты в 754м году. Дочери: Анна - 32 лет, выдана в замужество архиерейской Кырмыжской вотчины в Починок что был займище Савиновское, за архиерейского крестьянина Ивана Хлебникова; Васса - 30 лет, выдана в замужество того ж монастыря Курчюмской вотчины в деревню Рогожскую, за монастырского крестьянина Трифана Булдакова. У Максима жена Параскева Андреева дочь Обухова - 60 лет, взятая того ж монастыря Сунской вотчины деревни Рожинской [привязка условная], манастырская крестьянка.
     
  13. Семён Фефилов сын САГАДАКОВ 28 – умре в 757м году. У него дочь девка Дария - 13 лет.
     
  14. Семён Захаров сын КУРЕМИН - 35. Перешед собою поселился с нижеписанными детми той же Куменской вотчины (л. 212) в деревню Хомяковскую и там в скаске объявлен будет. У него дети, написанныя в последнюю ревизию: Алексей - 6, Пантелей - 5.
     
  15. Павел Обрамов сын ГОЛОВИЗНИН 35 – умре в 752м году. У него брат родной Фетис - 30. Перешед собою поселился с ниже писанными детми той же Куменской вотчины в деревню Вновь написную Кокорскую и там в скаске объявлен будет. У Павла жена Евдокия Аверкиева дочь Солодянкина - 50 лет, взятая того ж монастыря Курчюмской вотчины деревни Быковской, монастырская крестьянка. У него сын, написанной в последнюю ревизию Захар 6 – умре в 759м году; дочери: Евдокия - 38 лет, выдана в замужество той же Куменской вотчины деревни (л. 212об.) Стяшкинской, за монастырского крестьянина Ивана Попова; Евдокия ж - 35 лет, выдана в замужество той же Куменской вотчины в деревню Вновь написную Кокорскую, за монастырского крестьянина Фирста АШИХМИНА; Матрона - 20 лет, выдана в замужество той же Курчюмской вотчины в починок Рокушинской, за манастырского крестьянина Назара Малыгина. У Захара жена Агафия Спиридонова дочь Мохова – 30 лет, взятая архиерейской Кырмыжской вотчины деревни Ямной, архиерейская крестьянка. У них дочь девка Стефанида – 9 лет. У Фетиса дети, написанныя в последнюю ревизию: Меркурей – 4, Корнило 1 – умре в 750м году, Александр – 10 недель.
     
  16. Антон Назаров сын ВЫЛЯГЖАНИН - 3. (л. 213) Перешед собою поселился той же Куменской вотчины в деревню Вновь написную Кокорскую и там в скаске объявлен будет. У него брат родной Илья 2 – умре в 747м году.
     
  17. Умершаго до бывшей последней ревизии Степана ПОПОВА дочери: Елена – 80 лет, выдана в замужество того ж монастыря Курчюмской вотчины деревни Вонючкой, за манастырского крестьянина Филипа [Яковлева] Стяшкина; Евдокия – 77 лет, выдана в замужество архиерейской Кырмыжской вотчины починка Лагуновского Хлебникова, за архиерейского крестьянина Филипа Хлебникова.
     
  18. Отданного в рекруты до бывшей последней ревизии Семёна Иванова сына ПОПОВА жена Марина Яковлева дочь Чюверинова – 45 лет, взятая архиерейской вотчины починка Подле Просницу Речку, архиерейская крестьянка.
     
  19. Умершаго до последней ревизии Семёна МАЛЦОВА жена Марина Савина дочь Докшина – 65 лет, взятая архиерейской Кырмыжской вотчины починка Суслопаровского, архиерейская крестьянка.
     
  20. (л. 213об.) Умершаго до последней ревизии Филипа Якимова сына ЛОШКИНА дочь Марфа – 50 лет, выдана в замужество той же Куменской вотчины деревни Хомяковской, за монастырского крестьянина Семёна Куремина.
     
  21. Фёдор Федотов сын БАЛЕЗИН 19 – 37. Перешед собою с нижеписанным сыном той же Куменской вотчины из деревни Костылевской написанные в той деревне в подушном окладе. У него сын, написанной в последнюю ревизию Иван холост 2 – 20, дочери девки: Анна – 20, Евдокия – 16 лет.
     
  22. Харитон Кондратьев сын КОРШУНОВ 67 – 85. Перешед собою с нижеписанными детми и со внучаты той же Куменской вотчины из деревни Лашуковской, написанные в той деревне в подушной оклад. У него жена Ирина Корнилова дочь Конышева – 40 лет, взятая Куменской же вотчины деревни Стяшкинской, монастырская крестьянка. (л. 214) У него дети, написанныя в последнюю ревизию Федор вдов 38 – 56, Козма 30 – 48, Семён холост 5 недель – 18; дочери: Елена – 25 лет, выдана в замужество того ж монастыря Курчюмской вотчины починка Еловицы, за монастырского крестьянина Захара Филипова; Ксения – 24 лет, выдана в замужество в показанную же Курчюмскую вотчину деревни Галкинской, за монастырского крестьянина Никиту ЛУЖБИНА; девка Мавра – 14 лет. У Федора сын, написанной в последнюю ревизию Иван 20 – 38; дочь Наталия – 25 лет, выдана в замужество Курчюмской вотчины деревни Рогожской, за монастырского крестьянина Шешукова. У Ивана жена Наталия Кирилова дочь Ожегова – 35 лет, взятая той же Куменской вотчины деревни Лашуковской, монастырская крестьянка. (л. 214об.) У них дочери девки: Евдокия – 14, Наталия – 11 лет. У Козмы жена Ирина Фокина дочь Загошина – 40 лет, взятая архиерейской Кырмыжской вотчины деревни Лыстанской, архиерейская крестьянка. У него дети, написанныя в последнюю ревизию: Тимофей 10 недель – 18, рожденной после ревизии Яков – 4, дочь Устиния – 25 лет, выдана в замужество оного ж монастыря Курчюмской вотчины деревни Коровинской, за манастырского крестьянина Петра Гырдымова.
     
  23. Иван Ефимов сын ПОПОВ 12 – 30. Перешед собою той же Куменской вотчины из деревни Чернушской, написанной в той деревни в подушной оклад. У него жена Васса Федотова дочь Колпакова – 32 лет, взятая Курчюмской вотчины Нелюбинской, черносошная крестьянка. (л. 215) У него сын, рожденной после ревизии Зиновей – 13, дочь девка Екатерина – 2 лет.
  1. Иван Никитин сын СИМАНОВ 13 – 31. У него брат родной Зот 5 – 23. Оной Иван з братом Зотом перешед собою той же Куменской вотчины из деревни Козловской, написанные в той деревне в подушной оклад. У Ивана жена Евфимия Степанова дочь Попова – 30 лет, взятая той же Куменской вотчины деревни Стяшкинской, манастырская крестьянка. У них сын, рожденный после ревизии Василей – 8, дочь девка Феодосия – году. У Зота жена Евдокия Исакова дочь Буракова – 22 лет, взятая архиерейской Кырмыжской вотчины деревни Сосновской, архиерейская крестьянка. (л. 215об.) У него дети, рожденныя после ревизии: Михайло – 5, Еким – году.

Итого в починке Коноплянском написанных в последнюю ревизию – 45.

Ис того числа разными случаи выбыло: померло – 20, отдано в рекруты - 2.

Перешедших в другие жителства – 9.

За тем налицо – 14.

Новорожденных – 22.

Перешедших з разныя жителств написных в последнюю ревизию – 11.

Их новорожденные – 5.

Всего налицо состоит мужеска полу – 52 души, женска полу – 53 души.

У подлинной скаски рука приложена тако сию скаску сочинял верно исправно и вместо выборного деревенского старосты Романа Сагадакова Куменской вотчины пищик Пётр Блинов руку приложил.

Комментарии

Добрый вечер!

Поясните, пожалуйста, что означает "перешед собою"? По собственному желанию? Разве в 1763 году монастырским крестьянам это дозволялось?

Вопрос возник в связи с тем, что в ревизиях встречала в качестве причины смены места жительства только "был переведён" (в отношении монастырских крестьян).

Аватар пользователя Сильвер

Для Вятки с её глухоманью, просторами, да вольницей "перешед собою" было обычным явлением. Монастырские - не значит, что они были в крепости (т.е. не крепостные). Вятские крестьяне свободно переходили на новые места и платили по новому месту подушный оклад монастырю, поселившись на его землях. Т.е. платили налог. 😉 По современному это означает следующее "Захотел и перешел на новое место жительство с семейством, никого не спрашивая на прежнем месте жительства, пришел и поселился здесь, получив добро от местных властей". 😉😊

Добрй день,

В отношении монастырских крестьян я, как говорится, в теме - мои предки по одной из веток были монастырскими (до 1764 года, а далее экономическими и государственными) крестьянами Сунской вотчины УТМ. Проследила их жизнь до момента появления на Вятке (в Хлынове) в 1646 году.

Вы пишете: "Для Вятки с её глухоманью, просторами, да вольницей "перешед собою" было обычным явлением". Куменскую вотчину УТМ, рядом со столицей, вряд ли можно "глухоманью" назвать :-) Да и селиться на новых необжитых землях, где вздумается, характерно было скорее для 16 -17 веков. А перемещение приписанных к монастырям крестьян в первой половине 18 века, полагаю, всё-таки регламентировалось монастырскими властями по экономическим или иным соображениям.

В любом случае, по Сунской вотчине (кстати, соседней с Куменской) в ревизских сказках мне встречалось только "переведён туда-то... и там в сказке показан будет". Таких пример масса, и в отношении моих предков тоже.

Так или иначе, "перешед собою" надо будет учитывать при изучении ревизских сказок. Однако надо бы разобраться, почему писали по-разному в пределах одного временного периода и в вотчинах одного монастыря. Спасибо за информацию.

Аватар пользователя Сильвер

Вспомните, какое было время. В аккурат перед или даже во время секуляризации монастырей. 😉 "перешед собою" -  такой категории крестьянства было полным-полно в сказках, как и среди монастырских, так и среди черносошных (а также и архиерейских) крестьян 😉 Они переходили, ничего им за это не было. Платили оклад сначала по прежнему месту жительства, а перейдя на новое - по новому месту жительства. Ни от кого не скрываясь, не таясь, не прячась... Что им нужно было получить для перехода на новое место жительства? Благословение местного управителя? 😉 Местная столица - наверное, Кумёны с 70тью жителями крестьян обоих категорий? 😉 Очень глухие все же были в тех краях места... Бескрайние дремучие леса, с редкими заимочками, деревеньками. В лесах при желании скрыться можно без проблем. Но не особо как-то скрывались, сами шли под руку монастырей. Не так, видимо, и тяжко было платить подати церковникам, в отличие от дворцовых, постоянно бежавших куда глаза глядят...  Были ли монастырские крестьяне на Вятке ограничены в своих перемещениях церковными властями? Самому бы интересно было от квалифицированных историков получить ответ. Пока, по документам, создается впечатление, что нет. Знай, плати налоги исправно, да живи себе. Не можешь заплатить - переходи туда, где можешь. 😁

Такой живописный рассказ-рассуждение, будто сами жили в те времена :-)

А секуляризация монастырей тут не при чём - ведь переходили они (или переводили их) в период между 2-ой и 3-ей ревизиями.

Столица, где и УТМ находился, - это город Хлынов, а не Кумены, конечно.

Насчёт ограничений в перемещениях крестьян и вообще их подчинённости церковным властям, вспомните хотя бы Кырчано-Сунское восстание...

Соглашусь вполне, что получить ответ от квалифицированных историков, было бы и интересно, и важно, и информативно.

Дополнительная информация по налогам:

"Помимо оброка, монастырские крестьяне несли ещё и правительственные налоги: ямскую повинность, стрелецкий сбор, сбор сибирского хлеба, ратную повинность и полоняничные (подымные) деньги. А ещё монастырские крестьяне платили сборы в пользу монастыря и исполняли для него натуральные повинности: платили монастырю хлеб (так называемый окладной) – рожь, овёс, ячмень, пшеницу; хмель, ягоды (малину, смородину, черёмуху); грибы, яйца, мёд; конюшенные припасы: оглобли, плахи липового леса, дрова, жерди, мочало, нитки, лапти, овчины; пахали и обрабатывали монастырскую землю по очереди, высылали в монастырь работников и по 40 коп. оброчных денег с ревизской души мужского пола".            

Аватар пользователя Сильвер

Насколько я понимаю, это относилось в целом, к России, к той  же центральной ее части, а не персонально, к Вятке. Т.е. к находящимся в крепости крестьянам, в разное время (годы) и не одномоментно. 😉😁 На Вятке оброк был в 17м веке популярен, в 18-м лишь кое-где... Да и стрелецкий сбор сам за себя говорит, что это происходило лет за 100 плюс/минус до третьей ревизии. В приведенной выше статье собрано все,  чем облагались монастырские крестьяне сразу во все эпохи, на разных территориях. 😉

"...чем облагались монастырские крестьяне сразу во все эпохи, на разных территориях" 

В разное время - да, на разных территориях - нет, поскольку работа была посвящена исключительно истории Вятского Успенского Трифонова монастыря и его монастырским крестьянам.