К 100-летию со дня освящения Покрово-Богородицкой церкви села Покровского (деревни Синцы) Орловского уезда Вятской губернии

К 100-летию со дня освящения Покрово-Богородицкой церкви

села Покровского (деревни Синцы) Орловского уезда Вятской губернии

Между смежными деревнями Голомидовская (Саламатовская; Саламатовы) и Сенцы (Синцы) протекает речка Чумовица (Ломовица), через которую был построен деревянный мост, причем деревня Саламатовы и речной берег Чумовицы был расположен выше, чем деревня Синцы и речной берег Чумовицы с другого конца моста в 1930-х – 1940-х  гг.

Часовня в честь Покрова Божией Матери была построена в 1825 г. в деревне Саламатовы (№ 1) на высоком берегу речки Чумовицы.

В Журнале Вятской Духовной Консистории от 6 ноября 1902 г. было указано, что «…Слушали: Прошение священноцерковнослужителей и церковного старосты  села Подрелья, Орловского уезда в коем изъяснении, что при двух смежных деревнях Подрельского прихода Саламатовской и Синцовской, Навалихинской волости,  находится часовня в честь Покрова Божией Матери. В настоящее время часовня эта пришла в ветхость и, как находящаяся на самом краю берега речки, постоянно весной отмываемого, грозит неминуемым падением. Поэтому жители дер. Синцовской по приговору от 27 октября 1898 года отвели под часовню и площадь при ней новый участок земли в длину 40 сажень и ширину 30 сажень.

Жители «Покровского конца» приговорами своими от 25 июня сего года ассигновали на переустройство часовни от 300 до 400 рублей и ввиду удаленности своей от приходского храма (от 10 до 18 верст) выразили в своих приговорах желание построить новую часовню с алтарем, чтобы со временем можно было обратить ее в Храм Божий. Ввиду отсутствия у прихожан строевого леса и полной невозможности их приобрести таковой на свои средства по случаю неурожаев в последние года, священноцерковнослужители со старостою помянутого села просят Епархиальное начальство возбудить ходатайство пред коим следует о безплатном отпуске леса из казенных дач на устройство новой часовни, согласно составленному Архитектором Чарушиным плану и смете, и считать соснового 179 дерев, елового 154 дерева и 4 1/2 куб. саж. дров. На выработку и сплав этих бревен будут употреблены ассигнования  по приговору от 25 июня сего года 300 рублей, которые будут собраны к 1 декабря сего же года.

Приказали: … а.) просимую к постройке часовню приспособить под церковь, построить дома для причта и церковноприходской школы; причем для успешности хода дела предложить: составить на сельских сходах при бытности не менее 2/3 домохозяев сельского общества по сему предмету особые приговоры о принятии на себя, помимо добровольных пожертвований,  чрез раскладку по душам определенных взносов денежных и хлебных с поручением производить сбор обязательных взносов денежных и хлебных сельским властям;

б.)  отвести из своих наделов пахотной и сенокосной земли в пользование причту не менее 33 десятин по возможности в одном месте вблизи церкви, 4 десятины под церковь, церковную площадь и одворицы духовенства и 2 десятины под кладбище, а всего не менее 39 десятин. Приговоры об уступке земли должны быть составлены при бытности не менее 2/3 домохозяев на селенных сходах тех селений, от которых отходит земля к церкви и засвидетельствованы в Волостном правлении, при чем, если бы земля, уступаемая крестьянами, оказалась бы не в одном участке, то предположить им размежеваться между собою так, чтобы сгруппировать уступаемую землю в одно место или в крайнем случае в 2 места;

в.) обеспечить причт желаемою к открытию нового прихода платою за требоисправления не в меньшем размере, чем платить ныне своему приходскому духовенству с подробным указанием в приговоре: сколько за какую требу обязуются платить крестьяне и наделять хлебом и другими сельскохозяйственными продуктами, как и в настоящее время наделяют свое приходское духовенство;   

г.) принять на себя расходы по командированию землемера для отвода причту земли;

д.) доставлять сторожей и ночных караульщиков к церкви, а равно и сторожа для церковно-приходской школы и исполнять другие натуральные повинности по церкви, как и ныне это исполняется ими по своей приходской церкви…»  (№ 2)

В Журнале Вятской Духовной Консистории от 14 апреля 1903 г. было указано, что

«…Слушали: Рапорт Благочинного 1 округа Орловского уезда от 20 марта за № 193, коим, с представлением рапорта причта села Подрелья и отношения Навалихинского волостного Правления за № 235, доносит, что жители Покровского конца Подрельского прихода от устройства храма и открытия самостоятельного прихода  при дер. Синцах в настоящее время  отказываются. В рапорте причта села Подрелья изложено, что прихожане этого села жители отдаленных от села деревень Покровского конца от устройства храма в дер. Синцах и открытия самостоятельного прихода положительно отказываются.

            Главною причиною отказа их от устройства храма в дер. Синцовской служить положительная невозможность выделить 39 десятин земли под церковь, площадь, дома для причта, кладбище и в наделе духовенству в виду общей из малоземельности.

            Другою причиною отказа от устройства храма служить боязнь значительных расходов при их бедности.

            На устройство же молитвенного дома прихожане вышеизложенного конца вполне согласны.

Справка:

            Причт и церковный староста Подрелья 28 октября вышли с прошением в коем изъяснено, что при двух смежных деревнях Подрельского прихода – Соломатовской и Синцовской находится часовня в честь Покрова Божией Матери, которая пришла в ветхость. Поэтому жители дер. Синцовской приговором от 27 октября 1898 г. отвели под часовню и площадь новый участок земли в длину 40 сажень и ширину 30 сажень.

            Празднование в честь Покрова Божией Матери совершается во всех деревнях Подрельского прихода Навалихинской волости (в 3 Обществах – 18 деревнях), которые и носят название «Покровского конца», жители последнего приговорами своими от 25 июня 1902 года ассигновали на переустройство часовни от 300 до 400 руб.

            Будучи  в значительном количестве, они в виду удаленности своей от приходского храма (от 10 до 18 верст), выразили в своих приговорах желание построить новую часовню с алтарем, чтобы со временем можно было превратить ее в храм.

            Вследствие сего, причт села Подрелья просил о ходатайстве бесплатного отпуска леса на вышеозначенный предмет из казенных дач. На сие ходатайство Еп. Начальством постановлением  от 6-18 ноября было определено,  так как:

а)  жители Покровского конца, по свидетельству причта, удалены от своего приходского храма на значительное расстояние (10-18 верст);

б) желают видеть часовню, устроенную в виде церкви, так чтобы ее со временем легко было обратить в храм;

в) весьма желательно, в целях охранения православного населения от пропаганды со стороны раскольников. Устройство вместо ветхой часовни в отдаленных починках зараженного расколом Подрельского прихода церкви, с открытием самостоятельного прихода;

г) бесплатный отпуск леса на устройство часовень Законом не предусмотрен, то с препровождением приговора жителей дер. Синцовской предписать благочинному, при участии полицейского чиновника, собрать и проверенныя дознанием  представить в Консисторию сведения, требуемые ст. 45 и 46 Устава Дух. Консистории.

Приказали:

            Из дела усматривается, что

а) существование церкви в отдаленных починках Подрельского прихода, в целях ограждения с одной стороны православных жителей от пропаганды раскольников и для беспрепятственного удовлетворения религиозных нужд их с другой  стороны, Епархиальным Начальством признано весьма желательным;

б) и сами крестьяне желают выстроить часовню в таком виде, чтобы ее можно было потом обратить в церковь;

в) и так как существование церкви без постоянного проживания при ней священника не удобно, то Консисторией указом от 5 декабря 1902 г. за № 17537 предписано было благочинному произвесть  требуемое ст. 45 и 46 Устава Дух. Конс. дознание, при чем, в виду  важности дела, предписано было просить содействия местного земского Начальника, который прошением и от Консистории об оказании содействия благочинному. Но, последний, не смотря на подтверждение от 27 февраля сего года за № 4207, указ не исполнил, и поручил только, как можно догадываться из дела, причту села Подрелья  предложить означенный указ на обсуждение прихожан Покровского конца, и причт в свою очередь просил Навалихинское Волостное Правление, - приговоры крестьян о желании их или не желании образовать особый приход в Консисторию  не представлено.

            А так как чрез устройство молитвенного дома, чего по словам причта с. Подрелья желают жители Покровского конца, не могут быть достигнуты  те цели,  ради достижения  которых  желательно открытие самостоятельного прихода,

            то Консистория полагает:

            Вновь предписать Благочинному в точности исполнить указ Консистории от 5 декабря 1902 года за № 17537. (№ 3)

Количество дворов (шт.) и жителей (чел.) в деревнях Саламатовская и Синцы

Орловского уезда во второй половине XIX – первой половине XX веков

Населенный пункт

1859 - 1873 гг.

1891 г.

1905 г.

1926 г.

1950 г.

дер. Голомидовская (Саламатовы)

14/  82

21/ 122

22/ 177

24/ 101

18/ 57

поч. Между речками Ландюгом и Чумовицей

(Синцы)

20/ 157

13/ 76

12/ 60

13/ 64

9/ 21

Данные портала «Родная Вятка».

Проект на постройку деревянной часовни при деревне Синцы был утвержден 22.05.1913 г. Строительным Отделением Вятского Губернского правления (№ 4).  

По церковному календарю это был день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари.

На основании вышеуказанного проекта вятский художник Татьяна Павловна Дедова любезно предоставила рисунок «Часовни при деревне Синцы Подрельского прихода Орловского уезда 1914 г.». (№ 17)

В последний раз Вятский архиерей посетил приход Введенско-Богородицкой церкви села Подрелье 02.03.1914 г. (№ 6).

По церковному календарю это был понедельник 1-ой седмицы Великого поста. 

В это время Вятским архиереем был Преосвященный Филарет (Никольский), который уже через несколько дней после посещения церкви села Подрелье приехал в Астрахань и возглавил Астраханскую кафедру с 20.03.1914 г. (№ 7)

Новая часовня в честь Покрова Божией Матери была построена по проекту архитектора Чарушина И.А. в 1921 г. (№№ 4; 8) на северной окраине деревни Синцы в сухом месте на поляне на расстоянии примерно 200 м от речки Чумовицы и в 1 км от сельского кладбища. (по карте Орловского уезда).

Священник Иоанн Симеонов Головин был иереем Введенско-Богородицкой церкви села Подрелье с 30 января 1921 г. и, вероятнее всего, он освятил Покрово-Богородицкую церковь села Покровского (д. Синцы) 21 декабря (8 декабря по ст. ст.) 1921 г. (№ 8)

По церковному календарю это был день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Это единственный факт вновь построенной церкви и ее освящения в Вятской епархии в годы советской власти до начала Великой Отечественной войны.

В протоколе от 12 сентября 1939 года Президиум Халтуринского Райисполкома просит Кировский Облисполком утвердить решение о закрытии Покровской церкви д. Сенцы. (№ 9)

Президиум Кировского Облисполкома постановил закрыть Покровскую церковь д. Сенцы 21 сентября 1939 г. (№ 10)

В протоколе от 29 ноября 1939 года Президиум Халтуринского Райисполкома передает здание бывшей Покровской церкви д. Саламатовы Саламатовской начальной средней школе (примечание: указана дер. Саламатовы, а не дер. Сенцы) и запустить в эксплуатацию здание школы ко дню выборов - к 24 декабря 1939 года. (№ 11)

.

В «Списке священнослужителей и церковнослужителей  Вятской епархии на 1
января 1917 года» в селе Ишеть Нолинского уезда указан диакон Арсений Устюгов (№5).

Священник Арсений Устюгов служил в Покрово-Богородицкой церкви села Покровского (д. Синцы) с 1928 г. (№ 8) и, вероятнее всего, до 29.11.1939 г. Кто служил в этой церкви в 1921 - 1927 гг. и место новой службы священника Арсения Устюгова не удалось установить.

В протоколе от 29 марта 1940 года Исполнительный комитет Халтуринского Райсовета депутатов трудящихся просит Исполнительный комитет Кировского Областного Совета депутатов трудящихся утвердить решение о закрытии Введенско-Богородицкой церкви села Подрелье. (№ 13)

Исполнительный комитет Кировского Областного Совета депутатов трудящихся принял решение о закрытии Введенско-Богородицкой церкви села Подрелье 11 апреля 1940 г. (№ 14)

Священник Иоанн Симеонов Головин был иереем Введенско-Богородицкой церкви села Подрелье с 30.01.1921 г. по 1928 г. (№ 6), и, вероятнее всего, до закрытия церкви – до 11 апреля 1940 г., а после 11 апреля 1940 г. стал иереем Покровской церкви д. Сенцы.

Кем, на каком основании и с какого времени было принято решение о разрешении проводить церковные службы в Покровской церкви д. Сенцы после 11 апреля 1940 г. не удалось установить.

Это единственный факт о повторном открытии церкви (разрешении проводить церковные службы) в Вятской епархии в годы советской власти до начала Великой Отечественной войны.

В «Послужных списках священно-церковных служителей с их семействами … Введенско-Богородицкой церкви села Подрелье  … за 1928 г.» указан: « Священник Иоанн Симеонов Головин, 50 лет, родился в 1878 г. 25 ноября … Женат. В семействе у него: жена Анна Александровна родилась 1881 г., 30 июня …» (Дети не указаны). (6).

По воспоминаниям моих троюродных братьев Кодачигова Александра Сергеевича и Кодачигова Николая Сергеевича (родились в дер. Монастырь), у священника Иоанна Симеонова Головина (умер примерно в 1942 - 1943 гг.) была вторая жена – Мария Арсентьевна; у них были сыновья Валериан (03.12. 1934 г. – 15.12.2012 г.) и Георгий (родился примерно в 1937 г.).

Из этой информации можно сделать вывод, что первая жена священника Иоанна Головина Анна Александровна умерла после 1928 г. и до 1934 г., а он повторно вступил в брак с Марией Арсентьевной не позднее 1934 г. 

По воспоминаниям моих троюродных братьев, священник Иоанн Симеонов Головин крестил в Покровской церкви д. Сенцы их сестру Яровикову Нину Сергеевну (26.06.1939 г. – 15.05.2000 г.) летом 1940 г. до начала Великой Отечественной войны.

Моя троюродная сестра Яровикова Нина Сергеевна вышла замуж за Головина Валериана Ивановича, сына священника Иоанна Симеонова Головина, в 1958 г.

Семья Головиных сначала проживала в своем доме в дер. Быковщина. В конце 1950-х годов семья переехала в г. Халтурин.

По воспоминаниям моей тети Иулии Аверьяновны Головкиной (в девичестве Яровиковой, 14.07.1926 г. – 18.05.2018 г., родилась в дер. Монастырь) после кончины ее отца, моего дедушки Яровикова Аверкия Мартиновича (15.10.1882 г. – 30.01.1941 г.), его отпевали в Покровской церкви д. Сенцы и похоронили на сельском кладбище, примерно в одном километре от д Сенцы.

31 января или 1 февраля 1941 г. отпевать моего дедушку мог только священник Иоанн Симеонов Головин.

Из этой информации можно сделать вывод, что еще летом 1940 г. и зимой 1941 г. священник Иоанн Симеонов Головин мог проводить требы на крещение и отпевание прихожан Покровской церкви д. Сенцы.

Выше было сообщено, что Президиум Халтуринского Райисполкома передал здание бывшей Покровской церкви д. Саламатовы Саламатовской начальной средней школе и обязал запустить в эксплуатацию здание школы ко дню выборов - к 24 декабря 1939 года. (№ 11)

Кто давал согласие священнику Иоанну Головину проводить требы на крещение и отпевание после 24 декабря 1939 г. не удалось установить.

4 мая 1944 г. Исполком Кировского областного Совета депутатов трудящихся сообщил письмом Исполкому Халтуринского Райсовета, что ходатайство группы верующих об открытии церкви в селе Саламатове рассмотрено и отклонено. (№ 16).

18 мая 1944 г. Исполком Халтуринского Райсовета депутатов трудящихся сообщил письмом Председателю Мамаевского сельсовета, что ходатайство группы верующих уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Кировской области об открытии церкви в селе Саламатовском рассмотрено и отклонено. (№ 16).

Из этой информации можно сделать вывод, что прихожане Покрово-Богородицкой церкви села Покровского (д. Синцы) хотели открыть церковь в 1943 – 1944 годах, но Кировский облисполком не разрешил ее открытие.

После Великой Отечественной войны здание церкви использовалось как клуб, в котором организовывались танцы под гармонь в выходные и праздничные дни, проводилась художественная самодеятельность и выпускные вечера учеников Саламатовской школы.

В клубе также показывали кинофильмы и проводили выборы в местные советы.

В 1960-х годах рядом с 8-и летней Саламатовской школой было построено здание интерната для  ночлега учеников из дальних деревень, которые возвращались домой по выходным и праздничным дням, и отдельное здание мастерской с металлообрабатывающими и деревообрабатывающими станками.

В те годы директором школы был Павел Семенович Гридин. Его жена Елизавета Михайловна Гридина преподавала русский язык и литературу. Учительницами начальных классов были Гридина Юлия Кузьмовна, Медведева Нина Ивановна и Хохлова Анна Васильевна. Ее муж, Хохлов Михаил Васильевич преподавал физику и труд. Фоминых Нина Николаевна преподавала биологию, зоологию и географию. Немецкий язык преподавала Голомидова Валентина Евгеньевна.                                                                            1 мая 1971 г. неизвестным лицом был совершен поджог здания Саламатовской школы. До окончания учебного года ученики младших и старших классов доучивались в здании интерната и в здании мастерской.  1 сентября 1971 г. все ученики были переведены в 8-летнию школу дер. Мамаевщины.

Здание деревянной церкви разобрали в 1970-х годах, скорее всего, в качестве топлива для кочегарки, от которой обогревались здания сельского совета, Мамаевской средней школы, магазина и почты в дер. Мамаевщина.

Вот так печально закончилась история существования Покрово-Богородицкой церкви села Покровского (деревни Синцы) Орловского уезда.

 За подготовку этой статьи выражаю огромную благодарность вятским краеведам Шевелевой Надежде Викторовне и Суворову Геннадию Ефимовичу за предоставленные материалы из Журналов Вятской Духовной Консистории и о Саламатовской школе, вятскому художнику Дедовой Татьяне Павловне за любезно предоставленный рисунок «Часовни при деревне Синцы Подрельского прихода Орловского уезда 1914 г.», а также безвременно ушедшему от нас вятскому краеведу Рашковскому Александру Львовичу за материалы об утверждении проекта на постройку деревянной часовни при деревне Синцы.

Отдельная благодарность моему отцу Яровикову Александру Аверьяновичу и моим троюродным братьям Кодачигову Александру Сергеевичу и Кодачигову Николаю Сергеевичу за воспоминания об использовании здания церкви (впоследствии – клуба) в 1930-х – 1970-х годах и за составление карты «Окрестности деревни Монастырь Орловского района» и Людмиле Валериановне Медведевой (в девичестве Головиной), внучке священника Иоанна Симеонова Головина.

1. Вятская Епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картою Вятской губернии). Издание Редакции Вятских Епархиальных Ведомостей. Вятка. 1912 г.

 С. 403. Вятка: тип. Маишеева: 1890 г.

2. Журнал Журнал Вятской Духовной Консистории (ВДК) 1902 года ноября 6 дня. ЦГАКО. Ф. 237, Оп. 1. Д. 246. Л.1620-1624.

3. Журнал ВДК 1903 года 14 апреля 1903 г. ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 1. Д. 247. Л. 1474-1475 об.

4. Проект на постройку деревянной часовни при деревне Синцы от 22.05.1913 г. Строи-тельного Отделения Вятского Губернского правления. ЦГАКО. Ф. 583. Оп. 536. Д.145.

5. Список священнослужителей и церковнослужителей  Вятской епархии
на 1 января 1917 года». ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 80, Д. 49.

6. Ведомость о церкви Введенско-Богородицкой,  состоящей Халтуринского уезда, Вятской епархии  в селе Подрелье 2-го благочиннического округа за 1928-й год.

ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 52. Л. 26–34.

7. «350-летию Вятской епархии. Очерки истории Вятской епархии (1657-2007)». «Буквица». Вятка. 2007. С. 272.

8. Ведомость о церкви Покрово-Богородицкой  села Покровского Халтуринского уезда, Вятской епархии, за 1928-й год. ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 52. Л.45-46.

9. Выписка из протокола № 51 заседания президиума Халтуринского Райисполкома,

Кировской области от 12 сентября 1939 года. ЦГАКО. Ф. Р-1372. Оп. 8. Д. 35. Л.86.

10. Постановление Президиума Кировского областного исполнительного комитета. № 1669 21 сентября 1939 года. О закрытии Покровской церкви Халтуринского района.

ЦГАКО. Ф. Р-1372. Оп. 8. Д. 35. Л. 85.

11. Выписка из протокола № 56 заседания президиума Халтуринского Райисполкома,

Кировской области от 29 ноября 1939 года. ЦГАКО. Ф. Р-1372. Оп. 8. Д. 35. Л. 135.

12. Газета «Халтуринская правда». № 2. 1940 год. 4 января. С. 2. Статья «Будем учиться на отлично».

13. Выписка из протокола № заседания исполнительного комитета Халтуринского Райсо-вета, депутатов трудящихся от 29 марта 1940 года. ЦГАКО. Ф. Р 2169. Оп. 44. Д. 468. Л.2.

14. Решение Исполнительного комитета Кировского Областного Совета депутатов трудя-щихся. № 488. 11 апреля 1940 года. «О закрытии Подрельской церкви Халтуринского района». ЦГАКО. Ф. Р 2169. Оп. 44. Д. 468. Л.33.

15. Письмо Исполкома Кировского Облсовета депутатов трудящихся от 4 мая 1944 г. №79. ЦГАКО. Ф. Р-1372. Оп. 8. Д. 160. Л. 12.

16. Письмо Исполкома Халтуринского Райсовета депутатов трудящихся Кировской области от 18 мая 1944 г. №41. ЦГАКО. Ф. Р-1372. Оп. 8. Д. 160. Л. 11.

17. Рисунок вятского художника Татьяны Павловной Дедовой «Часовня при деревне Синцы Подрельского прихода Орловского уезда 1914 г.». 

pokrovo-bogorodickaya_cerkov_v_der._sincy_orlovskogo_uezda.jpg
Покрово-Богородицкая церковь в дер. Синцы Орловского уезда

pokrovo-bogorodickaya_cerkov_v_der._sincy_orlovskogo_uezda_risunok_v_karandashe.jpg
Покрово-Богородицкая церковь в дер. Синцы Орловского уезда, рисунок в карандаше

chasovnya_v_sincah.jpg
Часовня в Синцах

razrez_a-b.jpg
Разрез А-Б

bokovoy_fasad.jpg
Боковой фасад

 

Ведомость о Церкви Покрово-Богородицкой села Покровского Халтуринского уезда, Вятской губернии, за 1928-й год. ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 52. Л.45-46.

f._237_op._77_d._52_l._45.jpg

f._237_op._77_d._52_l._45ob.jpg

f._237_op._77_d._52_l._46ob.jpg f._237_op._77_d._52_l._46.jpg

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.