На фото Михраф Габдуллович Нуруллин в возрасте 37 лет. Город Чайковский Пермской области, 1964 год https://vk.com/wall178274968_3004
В этой части родословной речь пойдёт о внучках и внуке Хаирзамана от первой жены – Мафтухи.
7-е поколение (о 1-6 поколениях см. часть 1)
Тархан Заманович Фаттахов (1900-пропал без вести на фронте 19.07.1942) женился на Хазясте Кашаповне (Кашафовне) Тукаевой около 1925 года, по словам последней, она была из рода Габдуллы Тукая, но никаких доказательств этого до сих пор не найдено. Точное место рождения Хазясты неизвестно, но это Восточное Закамье. У этой пары, было три дочери, родившиеся в Набережных Челнах, в Татарстане:
1. Флера Тархановна Авидзба (Фаттахова,1927-?)
После Татарстана, долгие годы жила и умерла в Душанбе, по профессии была врачём. Замужем была за Сократом Авидзба, абхазцем по национальности.
2.Лена Тархановна Степанова (Фаттахова, 23.02.1929-15.05.2008)
Долгие годы жила и умерла в Казани, где мы и встречались с ней в 1989 году, когда ей было уже 60 лет. Получила высшее образование в Казанском государственном университете по специальности микробиология в 1950-х. Очевидно, была первым кандидатом наук (микробиологических) в нашем роду, это произошло в 1960-х. После окончания университета работала в одном из институтов Академии Наук Татарстана, потом долгое время преподавала в Казанском сельхозинституте на факультете микробиологии, была доцентом. Это была весьма энергичная и деловая женщина, довольно властная. Одно время являлась депутатом городского совета г.Казани, такое впечатление, что карьеру могла сделать не только в науке. Замужем Лена Тархановна была за Владимиром Павловичем Степановым (01.10.1930-2004), известным казанским геофизиком-нефтяником, доктором наук, академиком Академии Наук Татарстана, долгие годы сотрудничавшим с объединением «Татнефть».
3. Роза Тархановна Навроцкая (Фаттахова, 1931)
Жила после Татарстана сначала в Белгороде, затем в Белоруссии, по профессии была врачом. Замужем была за Вячеславом Навроцким, поляком по национальности, является рекордсменом нашего рода по количеству прожитых лет, в этом году - 94 .
Интересна история отца Хазясты муллы Кашафа, родом из неизвестного пока села в Восточном Закамье. В конце 1930-х он открыто выступил против закрытия мечетей, за что был посажен в тюрьму, очевидно в Набережных Челнах. В тюрьме он объявил голодовку и был вскоре освобождён. К сожалению, освободившись, Кашаф неправильно вышел из голодовки, слишком много съев, и умер от этого. Он обладал экстрасенсорными способностями, был ясновидящим, также был знахарем, в частности, вылечил свою внучку Лену от серьёзного заболевания в детстве.
Моя бабушка Рокия Хаирзамановна Хаирзаманова (1896-1971) в 1921 году вышла замуж за Габдуллу Нурулловича Нуруллина (1896-1978). Это был брак по сговору родителей, поскольку у Габдуллы уже была девушка на примете, но мусульманские священники очень любили родниться, а Габдулла и Рокия оба были детьми таких священников, и Габдулла не посмел ослушаться своего отца Нуруллу.
Имеется очерк, посвящённый моему деду https://www.chitalnya.ru/work/3117960/
Возможно в Сафарово, ныне Актанышского района Татарстана, где Габдулла работал учителем, или в Тлянче -Тамаке, ныне Тукаевского района Татарстана у этой пары родился первенец Мизхат примерно в 1922 году. Около 1929 года он умер в Тлянче-Тамаке, где Габдулла приступил к обязанностям муллы.
Вторым ребёнком Габдуллы и Рокии был мой отец Михраф Габдуллович Нуруллин (1927-2000), который родился в Тлянче-Тамаке. Он оставил после себя историко-биографический очерк «Жизнь, равная эпохе» https://www.chitalnya.ru/work/3800316/
Здесь же я сообщу о нём краткие сведения.
Михраф Габдуллович Нуруллин (1927-2000)
Детство моего отца не назовёшь безоблачным, уже в 13 лет он заболел туберкулёзом костей и это сказалось на всей его жизни, кроме того, у него были проблемы с желудочно-кишечным трактом, а в 1980-х он перенёс инфаркт миокарда. К сожалению, мой отец курил в течение 50 лет, начиная с 15-летнего возраста и бросил, только когда уже не мог дышать без препаратов (развилась астма). Думаю, причиной его курения было нервное состояние. Во время войны он с 14 лет работал на тяжёлых сельских работах, а в 17 лет, в 1944 году добровольно пришёл в военкомат, который направил его в лётное училище Челябинска, из которого он демобилизовался в 1946 году по состоянию здоровья. В этом же году комитет комсомола Удмуртии направляет его работать пионервожатым в Июльскую школу Воткинского района. Михраф одновременно поступает в Ижевское педучилище, затем в учительский и педагогический институты в Ижевске, последний он закончил в 1960 году по специальности «история», везде учился заочно, одновременно работая. В 1949 году отец вступает в партию, а в 1950 становится пропагандистом воткинского комитета ВКП(б), в 1952 году назначается директором Галёвской семилетней школы Воткинского района Удмуртии, в которой проработал до июня 1955 года. В дальнейшем, отец работал не только учителем, но и на партийной и советской работе в городе Чайковском Пермской области, в который переехал с семьёй в июне 1956 года. Он довольно много переезжал в своей жизни, перечислим места его проживания: Татарстан, Марийская АССР, Свердловск, Удмуртия, Пермская область, Грозный, Краснодарский край, Приморский край. За год до смерти ему удалось побывать в стране своего идеологического противника - США.
Мой отец был рождён проповедником, как и четыре его предыдущих предка, но уже в школьные годы стал атеистом и место Корана у него занял «Капитал» Маркса, а место Сунны - работы Ленина. Он до конца своих дней был верен марксистко-ленинской идеологии, умер 7 июля 2000 года, а за июнь того же года были уплачены партийные взносы, это когда большинство бывших коммунистов давно покинули родную коммунистическую партию в поисках наживы. Примерно половину своей трудовой жизни Михраф Нуруллин отдал школе и был прекрасным учителем. Он искренне любил всех троих своих детей, но не отдавал всего себя семье. Увы, его отношения с моей матерью были далеки от идеала и после 33 лет совместной жизни в 1983 году они расстались навсегда, на тот момент их младшему ребёнку уже было 18 лет. Второй его женой была Надежда Александровна Макушкина (1939-2005?), у которой тоже было трое детей, они оба оформили разводы и зарегистрировали второй брак. Мой отец был очень общительным человеком, быстро сходился с людьми, уважительно относился ко всей своей родне, но со своим отцом, после их развода с матерью, практически не контактировал, за 20 лет они встречались в Чайковском лишь дважды, а в Кояново, насколько мне известно, Михраф был только на похоронах своего отца. Я не видел ни одного их письма друг другу. Мне неизвестна причина таких отношений, ведь мы жили на расстоянии около 300 км друг от друга. Много лет отец был моим корреспондентом, мы поддерживали друг друга в письмах. Благодаря его материальной поддержке, двое его детей получили высшее образование, а старший сын Владислав учился на помощника машиниста поезда (трагически погиб в возрасте 21 года).
Что же поддерживало моего отца в минуты испытаний? Это был человек, крепкий духом, который не сдавался, как бы тяжело ему не было, тоже самое можно сказать об его отце и деде.
За год до смерти отец, вместе со второй женой, вернулся на вторую родину - Удмуртию. Умер Михраф Габдуллович Нуруллин в Ижевске 07.07.2000, в окружении детей и родственников в возрасте 73 лет, у него была энфизема лёгких.
Рашида Габдулловна Нуруллина (1934-1977)
В 1934 году в Ижевске у Рокии и Габдуллы Нуруллиных рождается третий ребёнок – Рашида . Детство её в военные годы не назовёшь благополучным: в возрасте 10 лет в 1944 году они с матерью остались одни в чужом селе в Пермском крае, думаю, жили в нужде, могли и голодать. В 1950-х Рашида закончила медицинское училище в Удмуртии и какое-то время работала там медсестрой, затем, возможно в 1956 году, переехала вместе с матерью в Чайковский, где устроилась медсестрой в районной больнице. В 1971 году, после смерти матери, Рашида переехала в Ижевск вместе с дочерью Розой. Хочу добавить, что в отличие от моего отца (её брата), она была правоверной мусульманкой, вероятно, могла читать по-арабски, поскольку родители владели этим языком, свободно говорила на русском и татарском языках. Она не была официально замужем, хотя никях (мусульманский обряд бракосочетания), скорее всего был. Я был свидетелем, когда в возрасте 32-35 лет ей дважды делали предложение (один из делавших это был Анвар - отец её дочери) и она оба раза отказала. Думаю, причиной этого было её слабое здоровье. Моя тётя была немногословной и довольно замкнутой. Всю свою энергию она вложила в свою единственную дочь Розу. Рашиде удалось дотянуть до окончания Розой средней школы. Большая её заслуга и в том, что она жила с матерью до самой смерти последней от рака.
Рашида Габдулловна Нуруллина умерла от болезни сердца в 1977 году, в Ижевске, в возрасте 43 лет.
Глядя на занятия представителей 7-го поколения, бросается в глаза их стремление к интеллектуальному труду. Будучи учителем чуракаевской школы, их бабушка Мафтуха сама должна была иметь образование не ниже мектеба (татарская школа), она положила начало нашей учительской династии, которая длится не менее 120 лет. Хаирзаман, скорее всего, закончил медресе, что соответствует современному колледжу, в любом случае, как мулла он был сельским интеллигентом. Не вызывает сомнения, что Рокия и Тархан закончили чуракаевскую школу. Тархан и Хазяста, Рокия и Габдулла, несмотря на репрессии, создали условия для получения их детьми среднего и семилетнего образования соответственно. Все эти дети, кроме Рашиды, имевшей слабое здоровье, смогли получить высшее образование в нелёгкие послевоенные годы.
Хочу добавить, что кроме учительской династии, в нашем роду есть династии врачей и геофизиков.
Георгий Нуруллин, правнук Хаирзамана, 10.12.2025

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.