От Торощиной слободы – к современному поселку

     Начало 18 века. В стране полным ходом идут преобразования Петра Великого: введена рекрутская повинность, непрерывно идут войны за выход России к морям и торговым путям, империя расширяется за счет новых территорий, проведена административно-территориальная реформа, в результате которой появились губернии, уезды, волости; государство стимулирует переселение своих подданных в необжитые районы.
     Русская православная церковь еще не успела полностью прийти в себя после реформ, спровоцированных патриархом Никоном. Из-за раскола продолжается великое переселение народов. Сторонники протопопа Аввакума, не принявшие никоновские преобразования и не пожелавшие молиться «бесовским кукишем», бегут в глухие места, где их не достанет государева и церковная кара. Православные, согласившиеся с реформированием церкви, переселяются на новые земли под опекой государства, храмов и монастырей.
     Вот в такой обстановке на территории района появляются две слободы - Порельская и Торощина. Первая - в среднем течении Моломы, вторая - по берегам рек Кобры и Даровой. Заглянем в словарь и выясним, что такое «слобода». Это поселение или группа поселений, которые на определенное время освобождаются полностью или частично от податей и сборов. Льготы государство давало переселенцам из других частей российской империи. Истории известны разные типы таких поселений - монастырские, стрелецкие, иноземные.
     В городах были компактные поселения ремесленников, имевших статус «слободы». В Вятской губернии хорошо известны слобода Дымково и слобода Кукарка.
     Откуда взялись основатели починков, составлявших Торощину слободу? В.Ф. Смердов утверждает, что новопоселенцами в наших краях были северяне из Двинской земли и Великого Устюга. Свою мысль он подкрепляет фамилиями переселенцев, обозначенных в переписной книге церковных и посадских дворов 1678 года. В книге часто встречаются фамилии Двинянин, Двинских, Устюжанин, Устюгов, Холмогоров, Мезенцев, Лузянин. Фамилии, по его мнению, имеют северное происхождение. С автором можно согласиться. Есть еще один довод в пользу этой версии. В более поздний период, обжившись в новых местах, даровские мужики хорошо знали, как добраться до Подосиновской пристани, Великого Устюга и Беломорья, поддерживали торговые связи с этими городами и весями.
     Бесспорно его утверждение и о том, что именно в те годы назрела необходимость строительства Божьего храма в Торощиной слободе. Население починков год от года росло. Жизнь русского человека от рождения до тризны была неразрывно связана с православной церковью. Ближайшие церкви находились в 30-40 километрах - в Кобре, Окатьеве, Спасском, но добираться туда нужно было по бездорожью, глухим лесам со зверьем.

     Судя по историческим документам, руку помощи нашим предкам протянул священник Преображенской церкви (с. Кобра) Акиндин. Он написал челобитную на имя архиепископа Вятского и Великопермского Дионисия, в которой изложил все беды и страдания жителей Торощиной слободы из-за отсутствия храма. Владыка, изучив просьбу, выдает храмозданную грамоту на строительство церкви. Сделаем несколько извлечений из исторического документа, изложив его современным языком.

     Грамота датирована 14 октября 1717 года по старому стилю. Дионисий благословляет возведение храма в Торощиной слободе «по Даровой речке да закобрской» во имя святителя Модеста Иерусалимского, повелевает отвести лес на строительство церкви, землю под храм и кладбище, а также под сенокосы и пашни, велит отмежевать земли и закрепить юридически за новым храмом.
Задумаемся над тем, кому повелевает святой отец отмежевать земли, выделить лес на строительство. Собственниками земли в наших краях могли быть государство, церковь или монастырь. Государю он приказать не мог. Тогда кому он велит поделиться землей и лесом в пользу будущей церкви. Ряд краеведов считает, что Торощина слобода была на землях Верхнекуринского монастыря. Однако нет единого мнения о местонахождении обители. Склоняюсь к мнению И.С. Горянского о том, что монастырь был в селе Верхнее Курино. Оно располагалось в водоразделе рек Северной Куринки, Спасской, Белолужицы и Даровой.

     Село Курино, которое стоит на Моломе, к появлению даровского храма отношения не имеет.
     От получения грамоты до завершения строительства церкви прошло какое-то время, в какой день и час открыл свои двери первый храм мы, к сожалению, не знаем. Поэтому точкой отсчета считаем 14 октября 1717 года. Известно, что первая деревянная церковь прослужила без малого 60 лет. В 1775 году в селе была освящена новая теплая деревянная церковь. Каменная церковь во имя Святой Троицы появилась в Даровском в 1812 году. Работы по обустройству храма велись еще в течение 10 лет.
     Если первые два храма были снесены из-за ветхости, то каменная церковь исчезла по велению власти. В феврале 1938 года было принято постановление облисполкома о расторжении договора с общиной верующих «на сдачу ей в аренду Даровской церкви». Согласно постановлению, здание церкви и кирпичная церковная ограда были переданы Даровскому райисполкому на слом. Местная власть не заставила себя долго ждать. Сначала была разобрана ограда, а в 1939 году полностью разрушен весь церковный комплекс.
     У краеведов нет единого мнения о возникновении названия села. Известный в Кирове историк Д.М. Захаров считает, что название появилось от слова «дор». Он объясняет это тем, что жители слободы занимались подсечным земледелием, делали корчевья, росчисти, роспаши на месте лесов. По его мнению, село должно называться «Доровское». Его версия настолько укоренилось среди ученых мужей, что стали появляться исправления в исторических документах. На «Генеральной карте Вятского наместничества Котельничской округи», датированной 1786 годом, названия всех населенных пунктов бывшей Торощиной слободы написаны церковнославянским языком, а на свободном месте в наше время кем-то начертано «ДОРОВСКОЕ». Я с этим мнением не согласен. Если смириться с этим, то надо отрицать наличие речки Даровой, упомянутой в грамоте Дионисия.

     Есть еще два интересных мнения:
     1. «Под застройку села расчищали лесной массив и отдавали крестьянам во временное пользование землю бесплатно, даром».
     2. «Заезжие купцы покупали у местных крестьян излишки продукции за бесценок, почти даром».
     Думаю, что оба мнения спорны. Представьте, кто в то время мог вырубать лес, корчевать пни, распахивать земли, а потом передавать их крестьянам по льготной цене.

     Мелиораторов или других подрядных организаций тогда не было. Жители слободы занимались этой тяжелой работой сами.
     Не может быть речи и об излишках продуктов у новопоселенцев. На отвоеванных у леса подзолах и супесях они получали небогатые урожаи и сами едва сводили концы с концами. Устойчивые торговые связи появились значительно позже, в 19-20 веках.
     Постепенно приходим к выводу, что село поименовано по названию реки Даровая. Потом это название трансформировалось в «Даровку», «Даровушку». На карте области набирается десяток рек и речек с названием Даровая, Даровка, Даровица. Такие названия мы найдем в Костромской и Вологодской областях. В районе есть речка Даровая, которая несет воды в Волмангу.
     Почему наши предки так любовно называли речки, на берегах которых селились. Объяснять это тем, что речки кем-то кому-то подарены, нелогично. Скорее всего, сама река и ее окрестности были богаты дарами природы, рыбой, зверем и птицей, грибами, ягодами и целебными травами. Река бескорыстно одаривала людей, поселившихся на ее берегах, отсюда и получила такое название.
     Построенный в начале 19 века храм стал центром села, постепенно обрастал другими зданиями и сооружениями, которые в наши дни имеют историческую ценность. Напротив церкви появились дома священнослужителей, земское училище, а за Грязновкой был возведен больничный комплекс, жемчужиной которого является главный корпус. От многих земляков слышал, что кирпичное здание больницы построили пленные немцы. Спорил с собеседниками, доказывал, что их утверждение - ошибка, но они оставались со своим мнением. В действительности речь о строительстве главного корпуса впервые шла на заседании Котельничской уездной комиссии в 1912 году. К 1914 году была закончена кладка кирпичных стен и внутренняя отделка. Даже если к концу 1914 года в России и появились пленные немцы, их помощь в Даровском уже не требовалась, так как здание к этому времени было построено. Связь с немцами у этого объекта объясняется тем, что архитектор Ф.М. Захаров при проектировании и строительстве применил отдельные элементы готического стиля. Больше никаких связей с I мировой войной не прослеживается.
     Заметных изменений в облике села в первые годы Советской власти не произошло. Оживление началось с образованием Даровского района в 1929 году с центром в одноименном селе. Появился управленческий аппарат, для него стали необходимы административные здания, жилье для партийных и советских работников. Дома построили по берегам речки Грязновки, а Дом Советов и школу возвели за храмом Святой Троицы. В довоенные годы промышленные предприятия были представлены в селе льнозаводом, пищекомбинатом, промкомбинатом, машинно-тракторной станцией.
     В 50-е годы для обеспечения района кирпичом промкомбинат построил два кирпичных завода на территории Варженского сельсовета в деревнях Хоробровы и Суворовы. Кирпич был крайне необходим, а попытка взять его от разборки храмов успехом не увенчалась. Кладка разборке не поддавалась. Заводы проработали недолго, но на некоторое время сократили дефицит в этом столь нужном для строительства жилья материале.
     В послевоенные годы село Даровское окружали деревни Ренжата, Дымково, Новожилы, Шильниковы, Поздины, Матанцы, Чибенки, Щегоричи.

     Постепенно деревни по мере расширения промышленной зоны, строительства объектов агропромышленного комплекса, жилой застройки оказались в черте поселка и стали его неотъемлемой частью.
     В 1965 году село Даровское обрело статус поселка городского типа. Это придало новый импульс развитию районного центра.

Владимир Петрович Смердов

http://www.trudu-slava.ru/k-iubileiu-raiona/vladimir-petrovich-smerdov-o...

Комментарии

Текст  грамоты  на построение в Котельническом уезде в Торошиной слободке вновь деревянной церкви во имя Святого Модеста Иерусалимского:

Божіею милостью Смиренный Преосвященный Діонисій, Архіепископъ Вятскій и Великопермскій. По благодати Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, даннѣй намъ отъ пресвятаго и животворящаго Духа. Въ нынѣшнемъ 1717 году Октября въ 14 день били челомъ намъ Преосвященному Архіепископу Котелницкого уѣзда, Торощиной слободки по Даровой рѣчкѣ и Закобренской, да Преображенской церкви попъ Акиндинъ, а въ прошеніи ево написано, чтобъ намъ Преосвященному Архіепископу пожаловать, благословить въ томъ Котелницкомъ уѣздѣ, въ Торощиной слободѣ на прикладной землѣ построить вновь церковь во Имя Святителя Христова Модеста Іерусалимскаго Патріарха и о томъ строеніи датибъ нашу архіерейскую благословенную грамоту. И азъ, смиренный Преосвященный Діонисій, Архіепископъ Вятскій и Великопермскій, слушавъ ихъ челобитья, пожаловахъ благословить и повелѣхъ на то церковное зданіе лѣсъ готовить и въ томъ лѣсу построить вновь церковь Божію во имя Модеста патріарха Іерусалимскаго и подъ тое новопостроенную церковь отвести земли вновь подъ кладбище и попу съ причетники подъ селитбу земли длиннику и поперешнику по сту по осмидесяти саженъ, а пашенную землю и сѣнные покосы въ церковные земли отвесть, сверхъ къ усадбѣ въ ближнихъ мѣстѣхъ сряду, а не врозну противъ челобитья своего и сказанія сполна и при писцахъ тое земли написать въ писцовые книги къ той церкви въ церковные земли и отмежевать и о томъ строеніи повелѣхъ имъ дать сію нашу архіерейскую благословенную граммоту. А верхъ бы на той церкви былъ не шатровой и олтарь сдѣлать круглой прирубной и изъ церкви во олтарь построить трои двери: царскіе, сѣверные, южные и святые иконы поставить по чину. А какъ та церковь построитца и къ освященію изготовитца, и тогда намъ преосвященному архіепископу бити челомъ и мы на освященіе тоя новопостроенной церкви укажемъ дать отъ соборные церкви освященный антиминсъ и ту церковь по правиломъ святыхъ апостоловъ и богоносныхъ отецъ освятить, кому мы укажемъ. Писанъ лѣта 1717 Октября 14 дня. Къ сей благословенной грамотѣ Преосвященный Діонисіи Архіепископъ Вятскіи и Великопермскій указалъ печать свою приложить.

Указанный в тексте Преображенской церкви поп Акиндин - это священнослужитель  с. Спасского, в с. Верхокобрском церковь именовалась Введенской.

 

 

 Согласно РГАДА 1209-1-1034  л.196 об.  Куринский монастырь  расположен на землях  бывшего «починка Микиты Пересторонина с товарищы»:  -  «а ныне на той деревне монастырь, а в том монастыре 2 церкви во имя Владимерской Богородицы».  В соответствии с принятым в это время  церковно- территориальным   делением - Котельнический уезд подведомственен  Яранской епархии,  которая  была в свою очередь  приписана  к Великоустюжскому архирейскому дому (РГАДА, описи 1-3 фондов 1206, 2197),  ликвидированному в 1788г.  Сегодня Котельнич с районом  относится к  Центральному благочинию Яранской митрополии, с той лишь разницей, что теперь она управляется  викарным митрополитом.

Находился монастырь не далее чем километрах в полутора-двух от с. Курино вверх по р.Моломе. 

 

Дело  РГАДА 350-2-3816 «Сказки об архирейских крестьянах Котелницкого уезда…» за  1719 г.  -  содержит  подраздел «Котельницкий  уезд Куринского Архангельского монасты- ря вотчины», в составе которых отражён только один  починок Доровой  (18 душ).

 

Под угрозой смертной казни сказкоподатели  раскрыли  фактический  состав  Доровских починков –  дела  № 3825, № 3829   «Сказки о прописных, утаённых, новорож- дённых монастырских и архирейских крестьянах, половниках, срочных работниках, бобылях, монастырских вкладчиках Котельнического уезда»  (вторичные и дополнительные  сказки 1721г.)  содержат подраздел «Котелницкий  уезд  Куринского Архангельского монастыря вотчины  Торошины слободки  Доровских  починков», где  учтены:

                      1) п. Малой Доровой  (д. Матанцы) - 3 души;

                          2) заимка на Болшей Доровой -  5 душ;

                          3) починок подле речку Доровицу - 6 душ;

                          4) починок за Черною речкой -  6 душ (9 душ) .

Сведения  дополнительных учётов показывают, что устроение церкви  послужило  началом формирования Доровского погоста (будущего с/ Даровского).  Начально  Доровские починки ,были отнесены  за  Торошиной слободкой  (десятник Краев проживал  в п. Болшем Доровом), - какая-то часть её земель («прикладная земля»)  отошла к Куринскому Архангельскому монастырю.     

Предки мужа из Даровских мест. В ходе поисков возникли вопросы. Может Вы  разбирались и у Вас найдутся ответы. 1) До середины 18 века церковь в с. Даровское именовалась Модестовская. Её  по какой-то причине переименовали, или потому что поставили новое здание церкви - назвали её в честь Троицы ??  2) Фамилия Торощины встречается только на Вятской земле. Нигде  больше не встретилась.  Значит ли это, что основателем Торощиной слободки могли быть предки рода Торощиных ?

Аватар пользователя Дмитрий Полозов

Здравствуйте. Тоже занимался изучением фамилии Торощины, и уверенно могу вам сказать, что именно из Даровских земель берёт свое начало эта фамилия. И про основателей Торощиной слободы я с тоже вами согласен.