Образование в Вятской Губернии с 1839 по 1939 г.

     Письменность, книга, школа связана с приходом на Вятскую землю русских. На их городищах – (12-13 в.): Никулицком, Хлыновском, Ковровском – найдены в ходе археологических раскопок костные и металлические письма. Появление в Вятском крае церквей, духовенства, формирование канцелярского аппарата дало мощный толчок к развитию книжного обучения. Грамоте учили священников, дьяконы, пономари, подьячие. Определённый вклад внесли иностранцы, пленники учившие население счёту, письму, чтению.

     В вятских монастырях во 2 половине 16 в. Появились печатные книги «Из приходной книги» Московского печатного двора узнаём, что 12 августа 1650 года Иоаким, архимандрит Трифонова Успенского монастыря вместе с двумя нижегородцами закупили 14 экземпляров азбук, 2 деньги каждая.

     Грамотность распространяется среди посадских людей, ремесленников, черносошных крестьян.

     18 век – век кардинальных преобразований. При Петре I были организованы первые светские школы профессионально-технического характера, введён гражданский алфавит, учреждена Академия наук с гимназией и университетом.

     По сведениям вятского историка Верещагина, до 1721 г. на Вятке не было подготовленных учителей. Только в самом конце 1720 года такой учитель Чарков был прислан в Хлынов. Воевода Чаадаев обратился к преосвященному Алексию с требованием об устройстве цифирной школы при архиерейском доме и в Трифоновом монастыре. Но в результате согласования этого требования, затянувшегося очень долго, школа если и была создана, то работа бы 2-3 месяца.

     Более жизненными оказались низшие духовные дающие словесные знания, архиерейские школы. Преосвященный Алексий в 1721 г. открыл архиерейскую школу в г. Хлынов.

     Переломным и решающим для вятской школы  стал 1735 г. когда свои двери в г. Хлынов архиерейская славяно-латинская школа епископа Лаврентия по прозвищу Горка.

     В 1734 приехала из Киевской академии «учёные мужи» Михаил Финицкий и Василий Лещинский. Из Чердынского монастыря был освобождён и привезён в Хлынов Иоаким Богомедлевский – профессор философии, воспитанник Киевской академии. Под школу отвели помещение при архиерейском доме: двухэтажная деревянная изба и ещё три меньшие по размеру избы. При школе было общежитие и библиотека. Книги передал Л. Горка (235 томов на латинском, польском, греческом, еврейском, русском языках, произведения Сократа, Гомера, Эразма, Сенеки, Цезаря и других). К началу 1735 года в школе обучались 400 учащихся от 7 до 25 лет. Из стен школы вышли: Иакинор Черепанов – близкий друг князя Потёмкина, покровитель вятских стихотворцев; знаток минералогии и ботаники К. И. Щепин; Ф. С. Ефремов, собравший сведения о Бухаре и Хиве; Антон Петров – сатирик и поэт; Ермил Костров – первый переводчик «Илиады». В 1725 году страшный пожар уничтожил архиерейский дом, Успенский монастырь и большую часть города.

     В 1795 году семинария из Успенского монастыря была перевезена на архиерейскую дачу на берегу реки Люльченки, где отстроили  для неё два обширных корпуса. Семинария обрела постоянное место.

     Век Екатерины II внёс серьёзные изменения и дополнения в сословные образования в России. В 1782 году была учреждена комиссия о народных училищах, задачей которой стало правильное устройство во всей империи народных училищ. Они создавались для всех сословий и разделялись на 3 разряда: малые (двухклассные) для больших селений; средний (трёхклассные) для уездных городов; главные (четырёхклассные) для губернских городов.

     22 сентября 1786 года в Вятке состоялось торжественное открытие главного народного училища в составе 3 классов (низших) при 43 учащихся. Это были дети купцов, мещан, крестьян, разночинцев, солдат.

     Были открыты 4 малых училища – в Котельниче, Нолинске, Сарапуле и в Слободском. В главном народном училище обучали чтению, письму, гражданской и церковной печати, краткой священной истории, катехизису, читали книгу «о должностях человека и гражданина». Полный курс обучения составлял 5 лет. В малых училищах к этим предметам добавляли, Евангелие и чистописание.

     В 19 веке Вятская губерния вступила с 6 учебными заведениями: духовной семинарией, главным народным училищем и 4 малыми. Время правления Александра I считали целой эпохой в деле народного образования. В 1802 году было учреждено особое Министерство Народного просвещения с участием видных государственных деятелей: М. М. Сперанского, Н. Н. Новосельцева, А. А. Чарторийского, В. В. Каразина и других. Вся империя была поделена на 6 учебных округов. Центром учебной жизни округа был университет.

     Вятская губерния вошла в состав Казанского учебного округа (Казанская, Астраханская, Саратовская, Нижегородская, Тамбовская, Пензенская, Томская, Иркутская губерния). Реформы Александра I предполагала формирование учебной сети, состоящей из приходских училищ (начальное образование), уездных училищ (неполное среднее образование), гимназий (среднее образование), университетов (высшее образование); 21 сентября 1811 Вятское главное народное училище было преобразовано в гимназию, после окончания которой учащихся продолжали образование в стенах Казанского и Петербургского университетов.

     В начальном народном образовании реформа предусматривала открытие в городах и сёлах уездных и приходятся (Вятка, Елабуга, Сарапул, Яранск, Слободской, Котельнич, Глазов, Вожгалы).

     В 1836 году Священный Синод разрешил священникам и дьякам православного исповедания обучать в частных домах арифметике, письму на русском и древнем языках. К 1864 году в Вятской  губернии было 302 начальных народных училища с числом учащихся 7645 детей обоего пола (1 ученик на 360 человек, 1 училище на 9121 жителя). Вятская губерния только по количеству школ в поселениях государственных крестьян занимала в империи 2 место после Рязанской губернии.

     По новой реформе, проведённой при Александре II, система народного образования включала в себя 4 типа учебных заведений: приходское училище, гимназию, университет. Обнародованы уставы гимназий и народных училищ. Устав 1871 года предоставил воспитанникам классической школы монополию доступа в университеты, реалисты имели преимущественное право поступление в высшие технические училища.

     В 60-е годы 19 века было положено начало организации женского образования. 11 октября 1859 года торжественно открыто Вятское женское училище I разряда, которое стало именоваться с 1865 года Мариинской женской гимназией. К 1907 году женские учебные заведения (приходские училища, гимназии) были уже во всех 12 городах Вятской губернии и в некоторых больших сёлах.

     В 1863 году в г. Вятке открылось женское епархиальное училище, дающее среднее образование.

     Управление школами передавали нарождавшимся земствам. В ноябре 1872 года открылось Вятское земское училище для распространения с/х и технических знаний и подготовки учителей для начальной школы (учительская семинария). Земства организовывали учительские съезды, для повышения мастерства учителей в Москве, Санкт-Петербурге, за границей.

     С конца 80-х годов возникают бесплатные библиотеки при школах. 31 марта 1894 года вышел в свет первый номер « Вятские газеты». В 1897 году Вятское земство организует мастерские учебных пособий. К 1913 было организовано 150 педагогических музеев. Материалы по начальной школе Вятского земства были посланы на Всемирную Парижскую выставку.

     В 1898 году было в Вятской губернии 996 начальных школ, из них 15 – двухклассные. На 1 января 1899 года было 212.288 детей школьного возраста, учителей – 1756.

     Ремесленные школы открывались в г. Вятка, Нолинск, Слободской, Яранск и в других уездах. В 1896 году начинает свою историю с/х школа в Нартасском имении Уржумского уезда. С 1899 года существует Савальское земледельческое училище в Малмыжском уезде. В 1902 году в г. Вятка открыто с/х техническое училище.

     К началу ХХ века Вятская губерния занимала 1 место по количеству школ в Казанском учебном округе. По материалам Всероссийской переписи 1897 года грамотным считали себя 25,6% мужчин и 7,5% женщин.

     В начале ХХ века открылись детские сады в г. Вятка и в г. Сарапул.

     Победа февральской и Октябрьской революции 1917 года, переход власти в руки большевиков, создали условия для перемен в деле народного образования. Вятский губернский отдел народного образования взял на себя руководство работой учебных и культурно-просветительных учреждений. В уездах были созданы уездные отделы народного образования. Сословные школы в 1918-19 учебном году были преобразованы в единые трудовые школы.

    15 октября 1918 года была открыта 1 из первых в России и первая в Вятской губернии школа-коммуна, а затем здесь была организован школьный городок.

     По количеству школ лишь к концу 20-х годов удалось достичь дооктябрьского уровня. В Вятской губернии в 1914-1915 годы насчитывалось 1815 школ и 122 тысячи учащихся, в 1927-1928 годы 1546 школ и 122 тысячи учащихся, в 1927-1928 годы 1546 школ и 166.242 учащихся. Школ повышенного типа стало 77 против 47 в 1914 году. В 1928-1930 годы были открыты 293 новые школы. К концу 20-х годов охват детей начальным обучением составляло 68%.

     Основные задачи, записанные в решение Вятской губкома РКП (б) от 19 января 1923 года: развитие массовой элементарной школы, ликвидация безграмотности, развитие школ рабочих и улучшение их материального положения. Были созданы специальные комиссии по организации питания детей, содействующие открытию в школах столовых и питательных пунктов.

     Часть сельских школ с 1924 года начала преобразование в школы крестьянской молодёжи. В них учащиеся наряду с общеобразовательными предметами осваивали и основы агротехники. В 1926 году таких школ в Вятской губернии было 13.

     Вятский учительский институт в 198 году стал первым вузом на Вятской земле, имел 156 студентов, 6 ноября 1918 года в г. Вятка был открыт народный университет Вятского губона, имевший отделения; общеобразовательное, социальных знаний, политехническое, культурно-просветительное, и курсы по тем или иным специальностям. С 1 октября 1920 года университет был преобразован в губернскую партийную школу.

     Первый шаг в области профессионального образования – открытие в 1918 году с/х технического училища.

     В первые послеоктябрьские годы общеобразовательная школа не имела единых государственных планов и программ. В 1924 году учителя получили комплексные программы, предлагавшие использовать такие методы, как бригадно-лабораторный метод, дельтаплан и др.

     Большое внимание уделялось проведению воспитательной работы. Начиная с 1923-1924 учебного года в большинстве школ 2-й ступени, и в некоторых школах 1-й ступени для проведения внеклассной работы отводится целый день, в течение которого организовывалось активная, творческая и общественно-полезная деятельность учащихся.

     1-ая молодёжная политическая организация появилась на Вятке после Февральской революции (март 1918 года, «Союз учащихся», имевший эсеро-меньшевистскую направленность).

     В начале 1918 года возник «союз техников-коммунистов», 1-ая коммунистическая организация на территории губернии.

     При Народном клубе в мае 1922 года был организован 1-ый пионерский отряд в Вятке. В 1922 году пионеров было 200, в 1925 г. – 780, 1929 г. – 20 тысяч. Пионерские организации стали чисто школьным лишь в 1930-х годах.

     Интенсивно продолжалось открытие новых и расширение существующих школ-семилеток и десятилеток, вследствие чего охват школьников неполным средним и средним обучением составило на 1932 г. – 50,7% и 7,4%, 1939 г. – 84% и 36,3%. Начиная с 1934 года, началось сокращение числа начальных школ за счёт превращения их в семилетки. Сеть средних школ на период 1930-1941 годов выросла в г. Вятке в 3,8 раза, на селе – в 6,1 раза. Средние школы стали основными учебными заведения в областном центре, на селе преобладали и неполные средние школы. В области насчитывались 399 школьных интернатов. Лучшие школы области: средняя школа №9 г. Кирова, начальная школа №9 г. Кирова, Решетниковская начальная школа Шурминского района, Березниковская неполная средняя школа Вожгальского района, Горевская начальная школа Омутнинского района, Вичевская начальная школа Вожгальского района, Истобенская средняя школа Оричевского района, Малмыжско-Татарская средняя школа.

     В 1939 г. насчитывалось в Кировской области 1921 школа, учащихся – 359954, учителей – 12516.

Информация взята из школьного архива.

Источник:

https://vk.com/doc139087646_548462260?hash=9zFUMeIBYqsl7DFmki1ckUrkSaFEM...

Комментарии

Комментарии и поправки:

...славяно-латинская школа епископа Лаврентия по прозвищу Горка - ...славяно-латинская школа архиепископа Лаврентия (в миру Андрей Горка)

В 1734 приехала из Киевской академии «учёные мужи» Михаил Финицкий и Василий Лещинский - В 1736 арх. Лаврентий пригласил из Киево-Могилянской духовной академии студента философии Михаила Евстафьева Финицкого (родом с Украины, из Переяславля; преподавал риторику) и студента Василия Иванова Лищинского (родом из Перемышля Польского за Львовом; преподавал в классе инфимы и фары).

Иоаким Богомедлевский – профессор философии - преподавал греческий язык

В 1725 году страшный пожар уничтожил архиерейский дом, Успенский монастырь и большую часть города - В 1752 году.......

В ноябре 1872 года открылось Вятское земское училище для распространения с/х и технических знаний и подготовки учителей для начальной школы (учительская семинария). - в 1880 году это губернское училище было преобразовано в Вятское Александровское Реальное училище (ВАРУ).

Здравствуйте!  Дед, 1916 гр, родом из дер. , что в 10ти км от Орлова.  Учился в юности (думаю, начале 30-х) ,  в ремесленном училище. Потом в ШМАС ( примерно в 35-36 году) . Вопрос, что это могло быть за училище, может бывшее Орловское реальное училище  https://rodnaya-vyatka.ru/blog/14041/131348  ?  

 

Аватар пользователя Дмитрий Полозов

Здравствуйте. Скорей всего вы правы. Сейчас это заведение называется - Орлово-Вятский сельскохозяйственный колледж КОГОБУ СПО.

Понимаю, что каждый имеет право писать что угодно и о чем угодно. Но уважать потенциального читателя всё же нужно. 

Аватар пользователя Дмитрий Полозов

Это вы к чему?

 

Цитирование чужих произведений в информационных, научных, учебных и культурных целях разрешается. Но нужно делать ссылки на источник заимствования.

Аватар пользователя Дмитрий Полозов

Ссылок нет, т. к эта информация взята в прямом смысле слова со стендов в школе. Висят эти стенды очень давно.

Зачем выкладывать в своем авторском блоге информацию неизвестного авторства и содержания?

Конечно, сразу видно, что данная информация является конспектом школьника, к сожалению, не проверенная учителем. Школе, которую Вы не назвали, это чести мало делает.

Как краевед, занимавшийся историей школ, могу Вам назвать источники этих выписок.

Они выписаны из работ директора музея народного образования Головизниной Н.Л. и доктора педнаук В.Б. Помелова.

Без библиографических ссылок нарушаются авторские права, почитайте ПРАВИЛА ведения блога >>

Аватар пользователя Дмитрий Полозов

Так я и не претендовал на авторство этой информации, т. к хорошо понимаю что плагиатом заниматься нельзя.

Приношу свои извинения, т. к не знал что это лично работы Натальи Леонидовны и Владимира Борисовича.

Еще раз извиняюсь за свою оплошность, такое больше не повторится.

Источник: ЭЗВ том 9.

Аватар пользователя Дмитрий Полозов

спасибо

Это я к тому, что дичайшее количество фактических, орфографических и речевых ошибок в тексте аннулирует смысл

Аватар пользователя a-musikhin

Серёга, сижу ржу )))

Аватар пользователя Дмитрий Полозов

Пожалуйста приведите пример фактических, орфографических и речевых ошибок с информации которую я выложил. Сейчас прочитал, никаких ошибок не нашел. Может я что-то не понимаю?

Аватар пользователя Alexender

Дмитрий  Юрьевич, добрый день. 

Вот во втором предложении Вы пишите "костные и металлические письма", скорее всего имели ввиду предметы для письма, а не документы.

Аватар пользователя Дмитрий Полозов

Здравствуйте.

Во-первых, я ничего не писал, а лишь скопировал и вставил информацию. Во-вторых, все верно, так называемые "писало".

найдены в ходе археологических раскопок костные и металлические письма

Тогда  не письма, а "писала". Еще проверьте правильность написания фамилий членов Негласного комитета, соответствие заголовка содержанию и т.д. Ошибок и опечаток действительно много.

И в историческом плане, отсутствуют целые этапы в развитии образования. Такие как:

-создание поселенских училищ Вятской духовной консистории в 1837-38 гг.;

-открытие училищ МГИ (именно не минпросвещения) в казенных сёлах в 1840-е годы,

- а так же одновременное сосуществование после 1867 г. в сёлах начальных учебных заведений разных ведомств (церковных, земских, частных).

Впрочем, и в указанной статье Н.Л. Головизниной, часть этих ошибок также присутствует)).

Недостойно указать человеку на ошибки, а самому тут же допустить две лишних запятых и грубую орфографическую ошибку: А ТАКЖЕ  в данном случае пишется слитно.

Наталья Андреевна, вот именно поэтому, я  обратил внимание преимущественно на исторические ошибки. И на нарушение авторских прав.

Согласен, с пунктуацией у меня есть проблемы, опечатки тоже случаются. И не только у меня. В Вашем аккаунте тоже ошибка)