«Из истории старообрядчества Вятского края первой половины XVIII в., как и второй половины XVII в., известно крайне мало, это главным образом более поздние упоминания об этом периоде. Систематические сведения о староверах начинают фиксироваться местными властями с 60-х гг. XVIII в. Первые старообрядцы, официально зарегистрированные и положенные в двойной подушный оклад, появились в Нолинском уезде в 1765 г.
В сентябре 1764 г. в Вятскую духовную консисторию крестьянином Ошетской вотчины Симоном Фефиловым, выборным от крестьян Куменской, Ошетской, Курчумской, Сунской и Кырчанской вотчин, а также Лудянской и Нолинской пятидесятин, было подано прошение причислить этих крестьян к раскольникам и записать в двойной подушный оклад на основании указа от 3 марта 1764 г. Всего в ведомости значилось 690 человек. Духовными властями была проведена проверка, допрошены представители указанных семей, в результате чего выяснилось, что «они состоят в расколе с разных прошлых годов». Некоторые из них сами, у других «отцы и родственники научились расколу в бытность их для продажи хлеба и по другой надобности Казанского уезда в Керженской и др. волостях, а также в Нижегородской и Симбирской губерниях в разных уездах у тамошних жителей» [42]. При проверке списков людей, не ходивших на исповедь, представителей семей, от имени которых выступал Фефилов, в них якобы не обнаружили, и этим семьям было отказано в зачислении в раскол. Однако крестьяне продолжали настаивать на своем, и в 1765 г. местные власти вынуждены были составить «раскольничьи» ведомости, в которые, наряду с представленными в списке Фефилова, вошли новые старообрядцы, и их общее число составило 955 человек.
Наибольшее количество внесенных в ведомость крестьян проживало в Сунском и Верхне-Cунском [Верхосунском – прим. Shulmin] приходах Нолинского уезда [43].
8 января 1781 г. из Казанской губернской канцелярии в Вятскую казенную палату поступила информация еще о 910 старообрядцах, положенных в двой ной оклад, из числа проживавших на других территориях, вошедших в состав Вятской губернии. Таким образом, в начале 1780-х гг. общее количество зарегистрированных в губернии старообрядцев составило 1865 человек [44].
К какому согласию принадлежали старообрядцы, просившие включить их в двой ной оклад в 1764 г., документы не сообщают».
[42] Фармаковский И. Ф. О первоначальном проявлении раскола в Вятской епархии // ВЕВ. 1868. № 5. Неофиц. ч. С. 77.
[43] См.: Там же. С. 76–82.
[44] См.: Фармаковский И. Ф. О первоначальном проявлении раскола в Вятской епархии. С. 108; Одоев П. Реферат, читанный в общем собрании Вятского братства святителячудотворца Николая. 22.12.1896 // ВЕВ. 1897. № 2. Неофиц. ч. С. 47.
Источник:
Традиционная книжная культура русского населения Вятского края XVII– XX веков / И. В. Починская, А. А. Михеева, Н. В. Ануфриева, С. А. Белобородов, П. И. Мангилев, М. В. Устьянцева, Ю. В. Боровик ; под ред. И. В. Починской. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2023. С. 19.

Цитата из приведенной выше статьи И. Ф. Фармаковского в Вятских епархиальных ведомостях № 5 за 1868 год.
«Таким образом в Апреле 1765 года открытых, за исключением 8 человек, обратившихся к православию, раскольников было 955 душ. Главным гнездом раскола был приход Сунской и Верхосунской – нынешняго Нолинского уезда. В первом раскольников было 476 душ, в другом – 254».
Эх, еще бы эти списки со старообрядцами когда-нибудь бы да увидеть! 😁
Да... Мечта!
Предполагаю, что исследование источников конца 18 – первой половины 19-го вв. может ретроспективно показать часть старообрядческих фамилий из этих списков 1764-1765 годов. Ведь с какого-то момента в ревизских сказках начинают делать пометы «в расколе». Ну и другие материалы тоже должны были отложиться, в фондах Священного Синода в питерском историческом архиве, например.
Исчезновение членов семьи из метрических книг, пометы в исповедных росписях тоже могут прямо или косвенно указывать на принадлежность к старообрядчеству. С 1760-х этих документы уже сохранились, при желании можно изучить население конкретного прихода и н.п.