Про Шуни Верхние, Средние и Нижние, про Сосмак и Киняусь

Топонимика населенных пунктов Нижние Шуни, Средние Шуни, Верхние Шуни, Сосмак и Киняусь полна противоречивостей и ошибочных фактов.

Чехарда частично связана с тем, что Малмыжский уезд на территории которого находятся эти деревни, образовался только в 1780 году, а в период 1797-1816 вовсе не существовал (его территори входила в Елабужский округ). Другая чехарда возникла из-за существования нескольких деревень с одинаковым названием Верхние Шуни, на которые ошибочно ссылались некоторые исследователи.

 

В ходе своих поисков у меня сформировалось представление истории этих н.п.

 

1. Нижние Шуни

Деревня Нижние Шуни, до 5й ревизии 1795 года встречается в документах под названием деревня по речке Бикмень или просто Шунь (или Шун). В документах переписи 1722 года деревня называется  Посмяс, а в ландратской летописи 1678 года - дер.что был починок по речке Бисмес. Эта связь четко прослеживается по ревизиям, жители которых полностью совпадают.

По поводу речки Бикмен(ь) (Бисмес, Посмяс). В современных Нижних Шунях протекают три речки: Аллаук (она же она же Аллауска, Шуня, Шунка), в которую впадают два ручья: Синяурка (с севера) и безымянный ручей с юга.

Я полагаю, что речкой Бикмень (Бисмес, Посмяс) как раз назывался этот безымянный ручей, текущий с юга со стороны деревни Татарская Тулба. Подтверждение этому встречается в ревизии 1722 года:

   Деревня по речке Бекмень в ней татара
   разстоянием до Зюрейской дороги
   Чимашковы сотни до деревни Туллы 2 версты        
[Тулла - это современная деревня Татарская Тулба. Раньше она называлась Тулла]
   а от деревни Туллы до той деревни по речке
   Бекмень 3 версты

 

2. Средние Шуни

Деревня Средние Шуни до 4й ревизии 1762 года встречается в документах под названием Верхние Шуни (или Верхняя Шунь). В 1678 году как починок Верхний Шун.

Так произошло потому, что в 18 веке на реке Аллаук (Шунка) от устья вверх стояло всего две деревни: Шун (современные Нижние Шуни) и Верхняя Шун (современные Средние Шуни).

Одинаковый состав жителей Средних Шуней (после 1762 года) и Верхних Шуней (до 1762 года) прослеживается полностью по ревизиям - это одна и та же деревня.

 

3. Сосмак

Деревня Сосмак до 9-й ревизии 1834 года именуется исключительно как Княусь, Сосмак тож, а в еще более ранних документах встречается только как Княус, Каняус или Канауш. Это прослеживается по составу жителей.

Не нужно путать Киняусь (который Сосмак) с современной деревней Киняусь (раньше называлась Спасский починок).

Почему так произошло? По преданиям, деревня Сосмак раньше располагалась выше по течению реки Аллаук (Шунки) - примерно в районе устья речки Киняуски. Ранее в тех местах жили марийцы, от которых осталось марийское кладбище. Видимо по названию речки Сосмак и упоминали как Княус или Канауш.

А вот что написано про деревню Канауш в 1-й ревизии 1722-27:

Да на острову, которой против Буян горы, сена ж кошеного ставитца промеж кустов и лесов по двести копен,
да лесу черного и ельнику по правой стороне от речки Канауш длиннику от вершины Киняуски речки
вниз до Шунки речки ж две версты, а поперешнику на версту, а по левую сторону гора
 

Получается было две речки: Киняуска и Канауш. Речка Киняуска есть и сейчас, хотя от ее истока (вершины) до речки Шунки (Аллаук) примерно 4 версты, а не 2. А вот какую речку называли Канауш остается загадкой. Возможно, речь идет о безымянном правом притоке Шунки (Аллаука) в 500 метрах от современного Сосмака.

 

Справедливости ради надо сказать, что на карте Де Лиля 1729 года Сосмак обозначен именно как Сосмак.

 

4. Верхние Шуни

С Верхними Шунями больше всего путаницы, потому что населенных пунктов на южной Вятке с таким названием существовало несколько:

 

1) Верхние Шуни (ныне Кукморский район Татарстана) - вотяцкая деревня, которая ранее назывались Шунбаш или Шумбаш или даже Вотяцкая (Воцкая) Вершина.

В этой деревне не было татар (Сосмак, Ср.Шуни и Нж.Шуни это татарские деревни), только вотяки, которые впоследствии стали новокрещенами.

Кстати, название Шунбаш или Шуньбаш также носила современная деревня Салтык-Ерыкла) - не спутайте.

Почему деревня называется Верхние Шуни?

Деревня стоит на речке Каркаусь. Мое предположение, что раньше речку Каркаусь, впадающую в реку Шунь (Аллаук), ошибочно принимали не за приток, а за саму реку Шунь. Учитывая, что на Шунке уже были деревни Нижние и Средние Шуни, это было логично.

По преданиям, деревня Верхние Шуни была основана выходцами из д.Шун (т.е. из Нижних Шун), но документы эту версию не подтверждают.

 

2) Верхние Шуни (ныне не существуют, входят в состав д.Чекашево Вятско-полянского района)

Упоминаемая деревня Верхняя Шунь на карте ПГМ 1780-1790 гг была обозначена под названием "Верхние Шуни, Чекашево тож".
На карте Стрельбицкого 1870 - 1875 гг. (10 в.) отмечены три располагающиеся рядом деревни: Собакино, Чекашино, Верхняя Шуня.
На почвенной карте Малмыжского уезда 1884 г. (4 в.) отмечена деревня с двойным названием: Собакино и Верхние Шуни (Чекашево).

В "Материалах по статистике Вятской Губернии." - Т.1 - М. 1886 г. - Малмыжский уезд. Усадская волость, Шунинский район. с. 80 сказано "Шунинский р-он. В состав входят поселения:Собакина, Верхние Шуни (Чекашево), Сосмак, Средние Шуни, Нижние Шуни, Киняус. В Собакине 1-е поле по левобережью реч. Чекаша, по правую реч. Чекаша черная земля с известковым камешником (мергель)."

В СНП Малмыжского уезда за 1905 год обозначено "Чекашево (Верхние Шуни)"

Кроме того, в ревизиях прослеживается исключительно русский состав жителей этой деревни, поэтому никаких сомнений в отнесении этих Верхних Шуней к д.Чекашево нет.

 

3)  В Энциклопедии Земли Вятской в статье по дер.Сосмак написано, что прежнее название этой деревни Верхние Шуни.

Мне видится этот факт не соответствующим действительности. Документальных его подтверждений я не нашел.

 

Таким образом, получается следующая картина:

Современная деревня Старое название
Нижние Шуни Шун, Шунь, деревня по речке Бикмен (Бисмес, Посмяс)
Средние Шуни Верхняя Шун, Верхний Шун
Сосмак Княусь, Киняусь, Канауш
Киняусь Спасский починок, Спасская
Верхние Шуни (Кукморский район, Татарстан)

Вотяцкая вершина, Шумбаш,

Шунбаш (прим. не путать с Шуньбаш, который сейчас Салтык-Ерыкла)

Чекашево Чекашево, Верхняя Шунь

 

Комментарии

Впервые опубликованы материалы по истории названных деревень на основании источников доступных в настоящее время. Спасибо, за интерес к Южной Вятке, как-то сразу стало легче.

Аватар пользователя Сильвер

Красивое, внятное и интересное исследование. Кому-то повезет в работе над своими корнями.

Аватар пользователя wiki43

Топоним Киняусь (Княусь) может быть родственным другому, имеющемуся в Кукморском районе, - Балды-Кня.

Очень возможно!

В Кукморском районе еще есть деревни Кня-Юмья, Кня-баш и Княгор.

Еще бы разобраться, как переводится слово КНЯ. Непонятно также это слово удмуртское или марийское?

 

Если рассуждать дилетантски, то, похоже, эти все оригинальные деревни стояли на речке Кня (приток реки Бурец, впадающей в Вятку) - отсюда и название. Выходцы из этих деревень, видимо, основывали выселки тоже с корнем КНЯ.

Аватар пользователя wiki43

Да, скорее всего, по речке Кня.

Воршудная версия отпадает из-за Кня-Юмьи, т.к. Юмья - это воршудное имя. Маловероятно наличие двух разных воршудных имён в одном топониме, хотя имелись такие деревни, где проживали представители разных воршудов. У М.Г. Атаманова, известного исследователя воршудной топонимики, такое воршудное имя (Кня) не упоминается. 

Название деревни Киняусь на удмуртский язык не смогли перевесьти. 

В Интернетах пишут, что деревня Старая Кня (Кукморский район)  - которая, естественно, стоит на реке Кня -  является одной из самых первых деревень появившихся в этой местности. Появление деревни относят аж к XVI веку.

Название деревни происходит от названия речки Кня, протекающей через деревню, а само название речки происходит от марийского слова Кына, что означает цвет розового или алого оттенка. По легенде при заселении этой местности в XVI в. здесь росло много цветов розового/алого цвета.

 

Что интересно, рядом с деревней Старая Кня есть деревня Синер.

Если предположить, что Княусь (современный Сосмак Вятско-полянского района) основали выходцы из деревни Старая Кня (Кукморский район), то становится понятно, почему расположенный рядом поселок Синяур (Вятско-полянского района) назвали именно так - Синяур (Сняур, Синеур).

 

Но я пока не могу подтвердить эту гипотезу, т.к. деревни, содержащие корень Кня, ни в одной писцовой или дозорной книге до 1678 года не упоминаются

Аватар пользователя wiki43

Если искать удмуртские корни, то возможны два варианта удмуртского перевода этого топонима: 
1) Кня - ысь = "из Кни" (т.е. переселенцы из деревни Кня)
2) Кня - йос (Кня-ос) = жители деревни Кня во множественном числе. 

В этом направлении могу высказать такую версию. 
У нас в школе работал учитель родом из Балды-Кни, его дед утверждал, что жители этой удмуртской деревни раньше были бесермянами. То есть в этом кусте деревень с общим топо-компонентом Кня вполне могла иметься финно-угорская диаспора, испытавшая сильное тюркское влияние. И первые переселенцы, основавшие татарскую деревню Кня-усь (Сосмак), могли быть отатарившимися удмуртами. 

Поблизости есть деревня с созвучным названием Каркаусь, тоже татарская. 

Владимир Александрович, а вы пытались перевести Киняусь на удмуртский язык? и прослеживается ли связь с Княусь и Киняусь? 

Фонетически Княусь и Киняусь это одно и тоже. Только "кня" это по-марийски, а "кенә" по-татарски.

В старых метриках и переписях название деревни записывали также как Кинеус и даже Канауш. Но речь везде про одну и ту же деревню

По словам Ямбулатова (автора книги "Ошторма-Кукморские марийицы") гидроним Кня несомненно имеет марийское происхождение.

На территории Мамадышского уезда встречается три реки  с корнями Кня: две реки Княбаш и река Кня. Местные жители (ни татары, ни удмурты) не могут объяснить происхождение названия Кня. Но рассказывают легенду кукморских марийцев:

Когда пришли в этим места первые жители, то вхору их предстал луг, весь покрытый алыми цветами, а среди этой красоты текла речка, впоследствии названная Кына вуд (алая вода).

Алый цвет лугов марийцы объясняли обилием цветов "комбо вуй" (купавы). Однако купавы не алого,а желтого цвета. Есть другое объяснение: алй цвет от "тегыт шудо" (дегтярник). Цветы дегтярника на влажных местах бывают малинового цвета, а на более сухих пригорках алового, светло-розового цвета. Может быть симбиоз дегтярника и купавы придавал этим лугам алый цвет (кына тус), а речка отражала этой алый цвет.

В 16 веке Иван Грозный взял столицу Казанского ханства г. Казань.
Для закрепления своей власти в ханстве он начал проводить насильственное крещение татар.
Многие близлежащие деревни первыми попали под крещение, но были и такие деревни, которые от насильственного крещения скрывались в лесах.
Одна из таких деревень Состамак (Саз-Тамак, Кукморский район, Республика Татарстан), жители которой во главе с местным муллой покинули свою деревню и основали деревню Сосмакно до 1917 г. во всех волостных и уездных документах указано старое название.

// Из сообщения краеведа Афанасьева Ф. 

В Татарстане деревня Вотская вершина называлась Верхняя Шунь.

Эта версия мне знакома, но выглядит всего лишь красивой легендой.

Состамак (раньше назывался "деревня по речке Нурме", "пустошь по речке Нурме") образовался примерно в те же годы, что и Сосмак - во второй половине 17 века.

По данным переписной книги Супонева в 1678 году "деревня по речке Нурме" входила в сотню Маметки Альдергушева, а Сосмак (Княусь) в сотню Рыски Ураева - т.е. это даже разные сотни. В те годы мечетей в этих деревнях не было, муллы тоже быть не могло.

Хотя я не исключаю, что одна-две семьи могли переехать из  Состамка в Сосмак где-нибудь в 1720-1750 годах

 

В Писцовой книге 1619 г. три Шуни: 1. Шунь, 2. Малая Шунь, что пришли из д. Измы, 3. Шунь. Вот и разберись, какая из них к какой нынешней деревни относится)))

Ленар, подскажите, о каком источнике речь? Что за Писцовая книга 1619?

В Дозорной книге Захария Онучина 1619 года деревня Шунь не встречается.

Сергей, я в соавторстве собираюсь начать подготовку к изданию Переписную книгу 1619 г. пятидесятни Янгильды Аксеитова Зюрейской дороги Казанского уезда, писца Болтина. Думаю к осени сделаем, там все эти три Шуни и встречаются. Пока по этой книге пробежались, серьезно за нее еще не садились. Завершили работу над Ревизскими сказками Елабуги 1795 г., нужно напечатать, этим заняты. Но информацию попутно собираю по встреченным в Писцовой книге населенным пунктам. Кстати, видел, что на одном из вятских сайтов не могли идентифицировать деревню Имза, ответ нашелся - Малая Шунь, что пришли из д. Измы.

 

Возможно, в Переписной книге 1619 книге речь все-таки идет о деревнях Большая Сунь (Суни), Малая Сунь и просто Сунь. Это как раз Зюрейская дорога. А Шуни нынешнего Вятскополняского района относились к Арской дороге.

 

Изма - разве это не Измя (Измя-Сунер) Сабинского района?

Ленар, а подскажите, пожалуйста, где хранится это дело (Переписная книга 1619 г. пятидесятни Янгильды Аксеитова Зюрейской дороги)?

в середине июня интереующие вас деревни отправлю вам.

Где-то видел, что Самсак тоже был Шунью. Не могу найти.

В Энциклопедии Земли Вятской в статье по дер.Сосмак написано, что прежнее название этой деревни Верхние Шуни - но это ошибка.

А Дозорная книга Захария Онучина 1619 года издана?

Есть научная статья Ильшата Файзрахманова "ДОЗОРНАЯ КНИГА ПУСТОШАМ АРСКОЙ, АЛАТСКОЙ И ГАЛИЦКОЙ ДОРОГ КАЗАНСКОГО УЕЗДА 1619 ГОДА".

Можно скачать в киберленинке

Многие деревни в приграничье то учитывались в Арской, то в Зюрейской дороге. На счет Шуней нет никаких сомнений, что то именно Вятскопалянские Шуни, кстати далее они уже не учитывались по Зюрейской дороги. То, что касается Имзи Сабинского района, именно ее жители и стали основателями одной из Шуней.

Это очень интересная информация!

Ленар, а можете привести кусок текста из Переписной книги, где встречаются эти Шуни?

чуть позже сделаю. а потом целиком отдам Родной Вятке весь текст.

 

.

Не думаю, что река Канауш это приток Киняуськи.

В ревизии по Сосмаку написано "...да при той деревне по речке Канауш две меленки мутовки оброку платят по осьми алтын". На мелком притоке Киняуськи мельниц (тем более двух) точно не было.

 

Что касается н.п. Большие Шуни и Малые Шуни из писцовой книги 1619 года - большие сомнения, что речь идет именно про современные Средние и Нижние Шуни. Во-первых, "современные" Шуни образовались примерно в середине 17 века с названиями "починок Верхний Шун" и "деревня.что был починок по речке Бисмес". Именно на такие наименования ссылаются описания всех ближлежащих деревень. Во-вторых, между ревизиями 1619 и 1678 года ни один житель не сходится (аргумент слабый, т.к. промежуток сильно большой). В-третьих, в книге 1619 написано, что жителям деревень Большие Шуни и Малые Шуни помогают жители деревни Шудегир - тут тяжело сказать, о какой именно деревне (Шудегир) идет речь, но в радиусе ближайшие 20 км такой деревни нет. В-четвертых, книга 1619 года пишет в основном о районе деревень Кумазан, Ожмяк, Кобек Козя, Уски - т.е. речь явно идет о районе 20-50 км южнее современных Шуней. Я думаю, что Большие и Малые Шуни 1619 года - это Верхняя и Малая Сунь Мамадышского района.

 

Пока частично соглашусь и свой комментарий удаляю. Думаю, что надо искать где был ранее починок Канауш, он упоминается в 1678 г.

Интересно посмотреть переписи Петра Болтина 1619 г.

А как узнать, где именно был починок Канауш в 1678 года? Нет ни карт, ни описания.

Ближайшее описание встречается только 1722 году:

Деревня Канауш в ней татаря селитбою та деревня при речке Канауш
разстоянием от татарской деревни Шунь верста в той деревне Канаушах
платежных шеснатцеть дворов... да при той деревне по речке
Канауш две меленки мутовки оброку платят по осьми алтын ...
да сенных покосов при той деревне по речке Княус
по обе стороны от верхней межи от речки Ташлызанки вниз до Шуньки реки
длиннику на две версты сена кошеного ставитца промеж кустов и болот по сту
копен да в отъезжих лугах при Вятке реке по правой стороне от верхней межи
Буян горы вниз до черного истоку длиннику на полторы версты сена кошеного
на их деревню ставитца промеж дач и покосов других деревень по триста по
пятидесят копен да по другую сторону за Вяткою рекою от верхней межи старой
ватаги вниз до Сарапульского истоку длиннику на две версты а поперешнику от
Вятки реки до бору на полверсты сена кошеного промеж кустов и озеров и
болот по триста по пятидесят копен

По этому описанию, деревня находилась примерно в 1 км от деревни Шунь (современные Средние Шуни) на речке Канауш. Подозреваю, что речкой Канауш назывался приток реки Шунки (Аллаук), который протекал южнее речки Киняуски. Рельеф местности на это как бы намекает - северо-западнее Сосмака остались овраги, где текут безымянные ручьи

Страницы