Яков Алфеевский. Вятка (очерк 1848 года).

 Представляю вниманию читателей старинный очерк о городе Вятке чиновника Якова Никитича Алфеевского (1802-1874). Очерк этот часто цитируется в различных краеведческих изданиях, где идет речь о Вятке в эпоху императора Николая I. Можно сказать, что некоторые высказывания Алфеевского превратились в афоризмы:
 "по городу Вятке ездят больше в ясную сухую погоду, а пешком ходят в распутицу",
 "в Вятке живут не домами, а дачами",
 "есть у нас и публичная библиотека и кондитерская - в услаждение души и плоти",
 "мы живем, как иные в насмешку скажут, на горах Вавилонских; пусть так, но мы сидим на этих горах не с плачем, а с утехою и весельем".
 В целом же у Алфеевского в коротком очерке получилась довольно живая и интересная картина жизни купеческо-чиновничьего города с населением 8 тысяч душ - и при том столицы громадной губернии с 2 миллионами жителей, равной размерами некоторым европейским странам. К очерку я добавил несколько примечаний и иллюстраций.

Вятка.
 Что это такое? Река или город? И то, и другое, но не одно и то же. Река рекой, а город городом, поговорим о Вятке-городе.
 Город Вятка, расположенный по хребтам и падям левого берега реки Вятки, среди своих амфитеатральных окрестностей, представляет картину редкую, достойную кисти гениального живописца. Не знаешь, чем более любоваться, окрестностями ли из города или городом из окрестностей? Город стоит как бы в обширном блюде, куда ни поглядишь из него, всюду представляется кайма гор, то покрытых перелесками, пажитями и селениями, то увенчанных белеющими Божьими храмами.

Петр Михайлович Шестаков. Панорама г. Вятки из-за реки (литография И.А.Клюквина в С.-Пб.,1859 год).
Рисунок Петра Шестакова - лучшее изображение города в дофотографическую эпоху.

 Правда, из окрестностей город не отовсюду миловиден. При подъезде к нему с запада, по Московской дороге, вас встречает высокий каменный столб с крупными отверстиями под железной кровлей его. Это колокольня церкви Всех Святых (1), предвещающая собой не более как село с расположенной в нем станцией. Только въехав в самый город вы увидите, что это значительный город. Зато со всех прочих сторон вид города восхитительный, особенно с с заречной стороны - с востока. На отвесных почти хребтах противополжного берега высятся и господствуют над всей местностью как два могучих богатыря великолепные исполинские соборы - Кафедральный Троицкий и новоотстраиваемый Александро-Невский. В падях же под ними стоят смиренно и как бы в покорности: пред первым - мужеский монастырь Успенский, а пред вторым - приходская Спасо-Хлыновская церковь. Жаль, что в третьей пади, по левую сторону Троицкого собора, в слободе Луковцове нет церкви, которая довершила бы очарование картины (2). Со временем это будет, а тогда пусть зрячие, которые называют вятчан слепородыми, посмотрят и скажут нам, можно ли и самому просвещенному народу выбрать местоположение для центрального своего обитания удачнее и счастливее.
 Внутренность города чиста и опрятна. Хотя нити улиц проложены по неровной почве, по скатистым холмам и углублениям среди них, но разрыв улиц и тем глубоким оврагом, который рассекает весь город пополам, не мешает их прямизне и стройности. По обеим сторонам улиц то спускается, то вверх подъемлется широкая лента дощатого тротуара, доставляющая жителям величайшее удобство во всякое время года, а особенно в грязную пору, в которую пешеходство предпочитается самой езде в экипажах потому, что проходя по тротуару, не замараешь ни сапога, ни башмака, тогда как в дрожках и линейке забрызжет грязью. От этого-то происходит здесь тот противу других городов контраст, что по городу Вятке ездят больше в ясную сухую погоду, а пешком ходят в распутицу.
 Сверх казенных громадных каменных зданий, могущих с честью стоять в ряду первоклассных столичных улиц, как то: зданий присутственных мест, удельной конторы, гимназии, духовного и канцелярского училищ, а также зданий, занимаемых начальником губернии и кафедральным духовенством (3), немало есть и частных каменных домов, которые украсили бы собой любой губернский город. Эти дома носят на себе отпечаток магнатства. Они как бы не хотят, чтобы что-либо постороннее близко к ним прикасалось, от своих соседей отделяются садами и, находясь внутри города, походят на богатые дачи. Да и вообще можно сказать, что в Вятке живут не домами, а дачами. Здесь вовсе нет сжатых сомкнутых домов. Дом от дома на значительном пространстве, занятом или садиком или палисадником или же огородной зеленью. Так просторно и привольно житье-бытье в Вятке.
 Но с этим простором и привольем соединяется много и других интересов, например: безопасность от пожаров, чистота воздуха и усладительное для глаз в летнюю пору разнообразие.
 Чего бы казалось лучше жить в самом городе, но есть в окрестности его и дачи, принадлежащие архиерейскому дому, дворянину Машковцеву и штаб-офицеру корпуса жандармов подполковнику Андрееву (4), необыкновенному хлебосолу, у которого на даче ежедневно готовится обед для городских посетителей.
 С обедания на Андреевской даче возвратимся в город. Ведь верно у каждого из городских жителей есть свои занятия в городе. Ибо как не быть занятиям в таком городе, где сосредоточено в разных учреждениях высшее управление почти двумя миллионами, где под главным пастыреначалием первостатейного здешнего духовенства находится более четырехсот церквей по губернии рассеянных, где торговля, удовлетворяя потребностям, а пожалуй и прихотям местного края, еще щедро делится избытком собственных его произведений с Нижегородской ярмаркой, портовыми городами С.-Петербургом и Архангельском - и преимущественно с последним, коего капиталы так хорошо обстроили за то город Вятку и домами и церквами. (5)
 Домов в Вятке 850, из коих 100 вместе с казенными каменных, да лавок каменных 140 и деревянных 94. Церквей, включая два монастыря, мужеский и женский, - 22. Все они каменные. Жителей в городе около 8000.
 Кто бы не имел серьезных занятий или кто устал от них, тому есть чем и развлечься здесь. Кроме общественного собрания есть у нас и публичная библиотека и кондитерская в услаждение души и плоти (6). Сверх придомовных, как выше мы сказали, садов есть два общественных сада, нередко оглашаемые музыкой и песнями и расцвечаемые иногда разноцветными огнями (7). По временам тешат нас заезжие русские актеры и фокусники и иностранные волтижёры и виртуозы (8). Отсутствие же их заменяется живыми картинами, представляемыми избранным кружком местного общества, из коего также формируется прекрасная кавалькада для загородных летних прогулок.
 Таким образом, хотя мы и живем в уголку матушки России, а пожалуй иные в насмешку скажут - на горах Вавилонских; пусть так, но слава Богу, мы сидим на этих горах не с плачем, а с утехою и весельем.
------------------------------

Примечания.

 Алфеевский Яков Никитич (1802-1874) - статский советник, служил в должности старшего советника губернского правления, товарищ по службе и хороший знакомый М.Е. Салтыкова (Щедрина) во время пребывания последнего в вятской ссылке. В "Губернских очерках" Алфеевский изображен под именем Якова Астафьевича. Очерк Алфеевского "Вятка" был напечатан в газете "Вятские губ. ведомости" (1848 г., №36).
 1. Старая колокольня церкви Всех Святых, иронически описанная Алфеевским как "высокий каменный столб с крупными отверстиями под железной кровлей его", действительно была довольно неказиста. Церковь Всех Святых стояла на въезде в город с Московского тракта. В 1902-1907 гг. колокольня Всехсвятской церкви была полностью перестроена. Старая колокольня на фотографии церкви конца ХIХ века:

 2. Кафедральный Троицкий собор помещался в вятском кремле (начало улицы Московской), на высоком холме. Внизу, за Засорным оврагом, стояли постройки Трифонова монастыря. Александро-Невский собор стоял на втором высоком холме над рекой Вяткой, на Новой Хлебной площади (ныне - парк им.Гагарина). Спасо-Хлыновская церковь помещалась на южной окраине города, в селе Хлыновском (ныне на месте церкви - гор.больница №4, ул. Верхосунская,8). На северной окраине города приходская церковь (Федоровская) была построена только в 1914-1917 гг.
 3. Здания присутственных мест - Динамовский проезд, дома №2 и 4 (рядом с Александровским садом).
Удельная контора - Московская ул., дом 35, с 1867 года здесь помещалась Мариинская женская гимназия (средняя школа №22).
Мужская гимназия - ул.Спасская, 12а и 12б, ныне - центр творчества на Спасской.

Здание Вятской мужской гимназии (Спасская, 12а), современный вид.

Духовное училище - ул.Урицкого, 38, ныне - инженерный факультет ВГСХА.
Канцелярское училище - ул.Спасская, 40, позднее здесь помещалась фельдшерская школа, ныне - учебный корпус №1 Кировского мед. колледжа.
Дом губернатора - ул.Спасская, дом 20, с 1868 года здесь помещался Вятский окружной суд, ныне - суд Ленинского района г.Кирова.
Дома кафедрального духовенства - на территории кремля и Соборной площади: Динамовский проезд, 14,18,26,28; Набережная Грина, 15,17,19,21.
 4. Андреев Николай Николаевич (ок.1800-1868) - жандармский полковник, позднее - генерал.
Дворянин Машковцев - скорее всего Иван Степанович Машковцев (1786-ок.1850) - городской голова, владелец бумажной фабрики. Или же - Машковцев Егор Петрович (1812-1855) - выпускник московского ун-та, штаб-ротмистр, владелец Талицкого винокуренного завода. Дача Е.П. Машковцева скорее всего находилась в слободе Талице за рекой Вяткой (недалеко от завода), ныне - ул.Талица в Порошино. Архиерейская дача находилась за северной чертой города, рядом с деревней Халкидоново у Филейского тракта (ныне - район площади им.Лепсе). О даче Андреева у меня сведений нет.
 5. "С Архангельском, коего капиталы так хорошо обстроили за то город Вятку и домами и церквами" - речь идет о хлебной торговле Вятки с Архангельском через пристани на реке Сев.Двине и ее притоках. Особенно высоки были прибыли вятских купцов от хлебной торговли с Архангельском во время континентальной блокады Наполеона.
 6. "Есть у нас и публичная библиотека". Вятская публичная библиотека (ныне - Кировская областная библиотека имени Герцена) была открыта в 1837 году, к 1848 году она имела около 2300 томов. Выписывались все основные газеты и журналы (10 наименований) и 6 ведомственных журналов. Помещалась библиотека в доме Степана Сунцова на углу улиц Спасской и Царевской (ныне - Спасская,14), в четырех залах на втором этаже. Библиотекарем состоял молодой учитель Н.Декарлино, в этом же доме помещалась его квартира. За год библиотеку посещало более тысячи человек. Открыта была библиотека три дня в неделю - по средам, пятницам и воскресеньям с 3 часов дня до 8 часов вечера.

Дом Сунцова на ул.Спасской, где в 1848-1863 гг. помещалась вятская публичная библиотека.

 7. Два общественных сада - Александровский и Загородный (ныне на территории Загородного сада - стадион "Машиностроитель" и прилегающие к нему жилые кварталы).
 8. Почти ежегодно в Вятку приезжали разные жонглеры, фокусники, чревовещатели. Бывали здесь и труппы актеров, но из-за скудных сборов они не задерживались. В конце 1840-х - начале 1850-х гг. в Вятке выступали: цирк Родольфа Гверры, труппы Стрелкова и Борщевского.

Комментарии

Аватар пользователя татива

Спасибо за интересный материал!  Дача Машковцева в Талице- это сейчас детский туберкулезный санаторий? 

Ничего не могу сказать. Там и дач могло быть несколько, и хозяева могли меняться.

Аватар пользователя татива

По моему в окрестностях нет ничего более похожего на дачи... Хотя лес у Порошино называется "барский", может и была и другая какая- то усадьба... А интересная тема,  у меня всегда возникал вопрос, когда там бывала "Кто же жил здесь?"

Аватар пользователя татива

Лучше фотографии не нашла... Старинный дом на территории санатория, видимо здесь и была дача. Второй снимок - мой, из окна автобуса. А какая там аллея из лиственниц! И вековые сосны вдоль дорог...

Интересная работа, а о Шестакове что-то известно? Его рисунок выглядит профессионально.

Шестаков Петр Михайлович (1835 - ок.1870) - вятский мещанин, художник-самоучка. Его первые картины были представлены на вятской сельскохозяйственной выставке 1854 года ("Святое семейство", "Странствующие музыканты", "Пряха"), получили похвальные отзывы и были раскуплены. Позднее Шестаков стал учителем рисования в городском училище.

Известны его рисунки интерьеров в доме вятского губернатора, например - https://fotki.yandex.ru/next/users/tornado-8484/album/377146/view/110088....

Другие картины Шестакова, если они сохранились, должны быть в художественном музее.

Аватар пользователя ele-chudinovsk

Как жаль, что мы такуую вятку утратили. А ведь при грамотном ведении хозяйства этот исторический центр можно было и сохранить, как сделали в других российских городах

Аватар пользователя ele-chudinovsk

Только почему очерк 1948 года, наверно, это опечатка

Спасибо, исправил. Конечно же очерк 1848 года - это была опечатка.

Спасибо, интересно!

Не обращал внимание, что новая колокольня церкви Всех Святых была построена лишь в начале ХХ в. По виду, как ранний классицизм.

И еще заинтересовала фраза: "Жаль, что в третьей пади, по левую сторону Троицкого собора, в слободе Луковцове нет церкви..." Насколько я понимаю, слобода Луковцево - это же Шевели? Далековато от Троицкого собора получается.

 

Слобода Луковцево - это улица Луковицкая (Профсоюзная). Здесь есть впадина (падь), понижение берега, из-за чего кстати на этом месте был построен автомобильный мост. Слобода здесь была еще до утверждения регулярного плана города 1812 года. По этому плану территория слободы была включена в состав города. Усадьбы и дома надо было приводить в соответствие с планом. А вот между бывшей слободой и городом долгое время была еще свободная территория, то есть в в начале 19 века дома стояли южнее ул.Раздерихинской (Труда), дальше на север было поле, а затем - дома на Луковицкой улице. Застроили эти места в конце 19 - в начале 20 в., во время быстрого роста населения города. 

Кстати, рядом с Луковицкой слободой, на горе, где сейчас стоит шинный завод и "Искож", в 18 веке был Хлыновский Богословский пригородный монастырь.  

Впадина эта и есть Луковицкий овраг.

Богословский Подгородный монастырь по Генеральным штатам или при Екатерининской секуляризации обращен в приходскую церковь, которая потом стала кладбищенской. Т.е. это и есть будущее Богословское кладбище. Были ли у этого монастыря постройки в районе КШЗ и Искожа - не факт.

Все-таки мне кажется, что Шевели и есть эта слобода, т.к. даже в переписи 1720 г. слободы Луковицкой под городом не числится.

Есть деревня Луковска, вотчина Трифонова монастыря. Поскольку монастырские деревни были обелены, т.е. освобождены от тягла, то их называли слободами.

ПЕРЕПИСНАЯ КНИГА 1710 ГОДА ГОРОДА ХЛЫНОВА И ВЯТСКОГО УЕЗДА ПЕРЕПИСИ СТОЛЬНИКА СТЕПАНА ДАНИЛОВИЧА ТРАХОНИОТОВА. (РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.1098.)

(л.1161) Успенского Трифонова монастыря вотчины в Хлыновском уезде в розных станех и волостех

В Спенцынском стану

Деревня монастырская Луковска в ней половники

Во дворе Иван Васильев сын Шихов ...

 

Посмотрел описание построек монастыря в ведомостях о церковном строении монастырей на 1768 год.

1) Каменная Богословская церковь

2) вторая деревянная церковь того же святого Иоанна Богослова проименованием

3) в том же монастыре одна колоколница над святыми вратами деревянная, в ней 4 колокола

4) деревянного строения в один апартамент

келия настоятельская с сенями и с клетью (строение ветхое)

келие братские, погреб, анбар, кухня, 2 хлебных анбара, конюшня, караульная изба.

Вокруг оного монастыря ограда деревянная в столбах в длину 62, впоперек 56 саженей. (Можно судить о размерах монастыря).

За оградою тоже есть монастырские строения: 2 погреба, кузница, ростильня, овин, поварня, баня, изба, скотской двор близ самого того монастыря, в том двору сарай для сена, изба для скотника.

Все постройки, деревянные небольшие и ветхие.

(Источник: Шабалин В. (сост.) Ведомости и описи о церковном имуществе и строении города Хлынова Кафедрального собора, Крестовой церкви и штатных и упраздных монастырей Вятской и Великопермской Епархии за 1768 год. Вятка : Губернская типо-литография, 1915.)

 

Из чего делаю вывод, что сам монастырь (судя по единственной сохранившейся до ХХ в. каменной церкви) находился в районе ОДНТ, а какие-то отдельные заоградные постройки типа кузницы или скотского двора могли насполагаться на определенном расстоянии от него. Но вряд ли очень далеко.

 

"Плавающий" монастырь!))

П.Н. Луппов, "История Вятских сел": "Хлыновский Богословский монастырь - учрежден в 1718 году около города Хлынова (ниже по течению реки Вятки) на земле, купленной дьяком Сибирской губернии Василием Окоемовым у крестьянина дер. Авдеевской" (ЭЗВ, том 4 - История. Киров, 1995, с. 149). Обратите внимание: "ниже по течению реки Вятки", "на земле, купленной у крестьянина деревни Авдеевской".

Луппов ошибается?

Кроме того, у нас же на сайте "Родная Вятка" отмечены две деревни с названием Богословская (обе рядом с ул.Заводской). Причем одна из них имеет три названия: Богословская (Авдеевская, Монашевская) - http://rodnaya-vyatka.ru/places/75440

-----------------

"Впадина и есть Луковицкий овраг" - Именно так. 

"Все-таки мне кажется, что Шевели и есть эта слобода". Смотрим план города Вятки 1812 года. На северной окраине города, у реки Вятки, при впадении ручья (или речки) Луковицы, короче говоря - там где начало ул. Профсоюзной - пунктиром отмечены старые дома - это и есть Луковцево (Луковицкая). Нажмите на картинку и откройте оригинал большого размера.

Аватар пользователя a-musikhin

Посмотреть в большом размере не получается - "Альбом защищен паролем".

Что-то с обсуждения замечательной зарисовки Алфеевского перешли на обсуждение Луковицкой слободы. Но вот сюда и мои пять копеек:

Впервые этот топоним упоминается в 1601 г. Он записан в дозоре Успенского монастыря: Деревня, что была пустошь Семеновская над рекою над Вяткою над Луховцовым врагом. Точно так же деревня называлась в дозоре 1615 г. В 1629 г. основа Лух- заменена на Лук- : Деревня, что была пустошь Семеновская над рекою над Вяткою над Луковцым врагом. А в переписи 1678 г. уже значится Деревня монастырская ж Луковская в Спенцынском стану.

Извиняюсь, Алексей и Евгений, это я увел обсуждене в сторону.

Прошу не удалять, т.к. у нас на сайте есть тема Монастыри Вятского края.

Может быть будет кому интересно.

Насчет того, что Луппов был не прав. Почему бы нет? Тем более что сам он эту работу не публиковал, и возможно, и не собирался. Читал черновик рукописи в Герценке с рецензией В.А. Бердинских, о том, что не стоит публиковать эту рукопись...

Но в данном случае ошибки не вижу, т.к. не знаю, что Павел Николаевич имеет ввиду: сами постройки монастыря или его вотчины с деревнями. Да и земля крестьянина д. Авдеевской не обязательно находилась в самой деревне.

Я в предыдущем посту ошибался. Нашел у О.Н. Виноградова, что каменная церковь на Богословском кладбище построена лишь в 1784 г. А каменная церковь монастыря строилась раньше в 1740-64 гг.  Но ее так и не достроили, освятив только 1 придел. Т.е.  в 1784 г. на деньги купца Машковцева, получается по О.Н. Виноградову, достроили эту же церковь.

Но факт, что в 1774 г. территория монастыря обращена в кладбище упоминается во многих работах.

О том, что монастырь "плавающий", действительно, есть ощущения, т.к. например Я. Шестаков в 1912 г. в книге "Древние монастыри Прикамского края" и Н.А. Спасский в Календаре Вятской губернии на 1885 год. (С.192-194) пишут, что Богословский монастырь находился в 3 верстах от г. Хлынова.

 

Аватар пользователя a-musikhin

Вот деревня Луковицкая на плане генерального межевания конца XVIII в. Она расположена за оврагом вдоль него, а по р.Вятке расположена деревня Богоявленская:

https://yadi.sk/i/EalCCp68qyfri

т.е. Луковицкий овраг находится за ул. Профсоюзной. На следующей карте 1928 г. на месте деревни Луковицкой находится кож.завод:

https://yadi.sk/i/b8PGrMSCqygwf

 

Не знаю, как тут вставлять картинки, всю башку сломал.

Как вставлять картинки: http://rodnaya-vyatka.ru/help/vstavka-izobrazheniy

А прямоугольник с крестом на плане - это Богословское кладбище?

Странно, получается, что оно с южной стороны от оврага.

И откуда д. Богоявленская? Может опечатка на плане, т.к. на карте Вятского уезда 1886 г. http://rodnaya-vyatka.ru/oldmaps/vyatskiy-uezd-1886

там 2 деревни Богословские и 2 монашевские (1 - не смог прочитать название, должно быть, Анферово и 2 - Луковцева).

Аватар пользователя a-musikhin

Да, это Богословское кладбище. Ну, во-первых, это же план, так что не надо подходить так строго. А потом, на карте 1928 г. видно, что от ул. Ленина овраг разветвляется, так что...

Разъясните мне, где стоял Богословский могастырь? На месте кладбища или на берегу Вятки?

Аватар пользователя a-musikhin

Если честно, я не знаю. По логике, где-то рядом с кладбищем должен бы быть.