Епископ Вятский Нил (Исакович). Журнал наблюдений и действий при посещении Вятской епархии 1836 года.

Нил (Исакович) - епископ Вятский в 1835-1838 годах. После Вятки епископ Нил был поставлен управлять Иркутской епархией. Это был известнейший миссионер ХIХ века, объехавший всю Сибирь, Дальний Восток, Камчатку и Алеутские острова. За 16 лет он крестил тысячи человек, построил десятки церквей, в том числе в тундре Якутии и в северной части Камчатки. Он занимался изучением тибетского буддизма и монгольского языка, обратил в христианство ученого ламу Николая Дорджеева. Епископ Нил написал большой труд "О буддизме". За свои заслуги он был избран почетным членом Санкт-Петербургского университета. Именно преосвященный Нил стал прототипом главного героя повести Николая Лескова "На краю света". (Очень интересная статья о нем - С.В. Мельникова. Миссионер, ученый, философ, поэт: образ автора-путешественника в "Путевых записках" архиеп. Нила (Исаковича). Вестник Пермского ун-та, 2013.)

Во время своего служения на Вятской земле епископ Нил посетил всю епархию, всюду отмечал недостатки приходской жизни и исправлял их. О таких поездках всем епископам велено было писать отчеты в Синод. Обычно эти доклады были краткими, сухими и неинтересными. Другое дело - заметки епископа Нила. Они написаны подробно, живым языком, с упоминанием каждого посещенного храма в селах и городах. Уважаемый вятский читатель может ознакомиться с тем, какое значение в жизни его предков имела православная вера. Рапорт епископа Нила был разыскан в архивах Синода П.Н.Лупповым и опубликован в "Вятских епархиальных ведомостях". Ниже - первая часть заметок епископа Нила. 7 июня 1836 года он выехал из города Вятки и посетил села Красное, Кстинино, Просница, Волма, Ржано-Полом...

Епископ Вятский Нил. Журнал наблюдений и действий при посещении Вятской епархии 1836 года.

 7-го июня. Село Красное. Церковь небогатая; священник преклонных лет, но деятельности и ревности довольно обнаруживает. При кратком наставительном слове заметил в народе приемлемость благих семян.

 Село Кстининское. Церковь благоустроенная, трехштатная, и все три священника состоят на лицо. Судя по знаниям их заключаю, что в чтении книг упражняются. Народу в назидание сказано: откуда зло нравственное в мире и как можно и должно искоренить оное в себе. Испытывал, умеет ли народ молиться Богу. При чем некоторые исправно читали Господню молитву и другие краткие, некоторые же ничего не знают: это священникам поставлено в замечание. На вопрос: давно ли пришел в мир Спаситель, общим почти голосом ответствуемо было: "а Бог то знает", но нашелся тут и такой, который мог сказать, что Рождество Христово последовало в 5508 лето от сотворения мира.

 Село Просницкое. Священник один под запрещением; другой, Гавриил Свешников, малоученый и весьма скудные имеющий понятия о вере. Причетники в ближайшем родстве, отец с двумя сынами, и все непохвальной нравственности, особенно отец - Тимофей Петров и старший сын Иван. При том несмотря на зрелый возраст свой дети сего так невежественны, что не умеют не помолиться, ни перекреститься как должно. Оба сии причетника низведены, до усовершения, в сторожевские должности, а отец их за нетрезвость послан на два месяца в монастырь. На место же священника Мухачева, который указом Священного Синода в причетники низводится, дан священник из кончивших курс семинарии. Беседа моя к собравшемуся сот до двух народу состояла в изъяснении заповедей и знаменовании некоторых священных вещей. Народ много доброты в себе проявляет, но и невежество его велико.

 Село Волменское. По случаю смерти местного священника должность его исправляет один из ближайших. Здание церковное, утварь, библиотека в добром порядке. На лице причетника этой церкви Зонова замечены явные признаки предшествовавшего пьянства, что и благочинный подтвердил. Почему велено выслать его на смирение в архиерейский дом. Являлись соседних селений священники с книгами. Из ответов на предложенные им богословские вопросы можно видеть, что со Св.Писанием не незнакомы. В народе расположение к церкви очень заметно.

 Село Ржано-Полом. Церковь благоустроенная. Два священника из кончивших курс [семинарии], один из малоученых. Приходский народ похваляется в благочестивой ревности, собрание его при моем прибытии было величайшее. Слух о некоторых раскольнических бродягах подал мне повод сказать: сколь опасно вдаваться в веру людей, которые как тати прокрадываются для уловления в сети свои простодушных и неискусных в вере. Народ ответствовал, что он никогда не хотел им верить и всегда чуждался таковых. Являлись некоторые из причтов Пыжинского и Волчевского, при чем священникам предложены вопросы о Святой Троице, Евангелии и Посланиях, - и ответы данные ими удовлетворительны.

 8 июня. Село Филиппово. Священников трое, но все из низших классов и несведущи в предметах веры, прочие же в причте оном еще несведущее. Почему желательно, дабы при церкви находился хотя один священник из ученых. Пока представится случай сделать это, приказано благочинному обратить особенное внимание на причт и приход Филипповский.

 Село Каринка. Холодный храм перестраивается, а теплая церковь в хорошем положении. Священники из кончивших курс. Приход как и предыдущие чужд всякого раскола; люди видимо расположены к церкви, так что мне оставалось только похвалить святую ревность их по дому Божию и пожелать, чтобы Бог наградил их за это сторицей.

 Село Лема. Из трех наличных священников один только Иаков Попов оказался со сведениями скудными, а прочие знающи. Народ причтом доволен и к церкви усерден. Несмотря на большое собрание народа при поучении моем к народу о необходимости молитвы и хождения в церковь глубокая царствовала в храме тишина. Раскольников в приходе нет.

 Село Верхокосинское. Это первое на пути сем село, где встречаются прихожане вотяки. В нем представилось умилительное зрелище: мужчины и женщины, дети и старцы в отдалении от села целыми рядами стояли в ожидании, а у церкви теснилось множество народа и наперерыв старались получить благословение. Вместе с сим радовали вотяцкие мальчики, читавшие наизусть молитвы и заповеди. Я спрашивал народ: приятно ли ему, что дети их так научены, и мне в восторге отвечали, что очень рады и благодарны священнику. Знание сие ощутительно распространяется, ибо наученые молитвам дети сообщают их сверстникам своим, чего я также опыт видел. За такое попечение о просвещении прихожан я поблагодарил священников; а народу сказал в назидание, что научив детей добру, родители оставляют им чрез это самое богатое наследство.

 9 июня. Село Елганское. Собрание народа многочисленно и чувства христианского благочестия сильно выражаются. Священники довольно имеют способности и знаний, но из причетников некоторые очень непросвещены: они штрафованы поклонами и благочинному сказано строго побуждать их к изучению по крайней мере катехизиса.

 Деревня Астерга. Вотяки встретили с хлебом-солью. Я раздал некоторым из них кресты и финифтовые иконы для ношения на персях, что и в других местах делано было, и увидел, что они с восторгом принимают дар. Это дало мне случай поговорить о важности крестного знамения и о пользе иметь всегда при себе Святые Кресты. Потом, дабы увериться, с каким чувством принимает народ это слово, сказал им перекреститься, и мгновенно все не только начали креститься, но и лобызать кресты и иконы, которые были у них в руках или на шее. Зрелище умилительное.

 Деревня Ключи. От Астерги до Ключей новокрещане непрестанно следовали. Тут опять остановился и вошел в беседу о том, как расположены они к вере христианской; народ отвечал, что старики придерживаются старины, а молодые по русской вере живут. Сие придерживание стариками старины состоит в том, что они все еще за долг священный поставляют принести раза два в год жертву по обычаю языческому, хотя в настоящее время делается это большей частью очень скрытно.

 Село Уни. В приходе сем есть остатки язычества. Впрочем, имеющий тут пребывание благочинный и миссионер ревностно подвизается в искоренении оного. Он уступает часть дома своего для школы вотяцкой, и вотяки изъявили согласие учить детей своих чтению. На вопрос мой, охотно ли держат они христианство, не обинуясь отвечали, что охотно молятся христианскому Богу и исполняют христианские обряды. По оному случаю сказал им в урок о том, сколь спасительно следовать христианскому учению и как пагубно быть язычником и вдаваться в языческие суеверия.

 На пути от Уней до Ути на пространстве 28 верст беспрестанно встречались вотяки разных селений с хлебом-солью. Наблюдая при сем направление их мыслей и чувств, не раз приводим был в умиление нелестной простотой их. Но сия самая простота народа виной того, что они так часто становятся жертвой обольщений и так много преданы суевериям старины своей.

 Село Уть. Прибыл довольно поздно, но храм наполнен был народом. В приходе сем значительно число раскольников, и это обстоятельство расположило меня поговорить о ересях и источнике оных. Народ отвечал, что веры бродячим старикам не имеет и видит их обман. О причте отзывались с похвалой. Представившимся доверенным от раскольников делал приличные внушения, и они отошли изъявив готовность принять единоверие и благодарили за наставление.

 10 июня. Село Юкаменское. Прихожане-вотяки к церкви расположены и превосходно оную устроили. Наставление слушали благопокорливо, уверяя при том, что кереметища забыты ими; это подтвердил о них и русский народ. В селе и на пути к оному в деревнях почти против каждого дома на столах, застланных скатертьми, стоял хлеб-соль и вода в ведрах, и все это подносимо было для благословения. На вопрос, какое сделают они употребление с воды этой, отвечали: станут ей кропить поле при посеве хлеба... (ВЕВ.1908 год.№31)

----------

Продолжение следует.

Комментарии

Аватар пользователя allaburdina

Интересная информация.