Иоанн Кибардин – священник-просветитель из села Лекомского (Лекма) Слободского уезда

В середине ХIX века центром краеведческой работы в Вятской губернии был губернский статистический комитет. Именно вокруг него объединились люди, любящие свой край, желающие видеть его процветающим и стремящиеся своим трудом принести благо народу.

В соответствие с Положением 1860 года губернские статистические комитеты состояли из помощника председателя, секретаря и членов: непременных, действительных и почётных. Председателем был губернатор, а непременными членами – высшие чиновники. Что касается действительных членов, то согласно циркуляру Министерства внутренних дел от 8 февраля1861 г. за №397, «в это звание должны быть приглашаемы и избираемы только лица, которые по любви к науке, по участию в общественных интересах и образованию своему могут трудами своими принести действительную пользу статистике в деле разностороннего изучения губернии: особенно важно в этом отношении участие духовенства, которого члены сообщают и ныне много точных и тщательно собранных статистических данных Императорскому Русскому Географическому обществу». (1)

Одним из первых священнослужителей был утверждён в звании действительного члена губернского статистического комитета Иоанн Герасимович Кибардин (1817-1876) из села Лекомского Слободского уезда. И это не было случайностью. Ещё в 1859 году И.Г. Кибардин опубликовал в «Записках Императорского Казанского экономического общества» (№№ 9-10) свою работу «Описание местностей в Вятской губернии Слободского уезда по северному верховятскому краю». (Копия была направлена в Вятку, в губстаткомитет. Сейчас этот экземпляр с пометками В.А. Короваева, и. о. секретаря комитета, хранится в областной библиотеке им. А.И. Герцена.) В этой статье – этнографическом исследовании северо-востока губернии –говорится: «Жители сего края в настоящее время русского наречия, из племен, по сказанию предков, в кайской стороне зырян… А к востоку от города Слободского небольшая часть вотяков и бесермян – людей, окрестившихся по политическим нуждам из татар». (2)

Далее идёт описание природы края, полезных ископаемых, основных занятий крестьян. «За труд составления сведений и описание народного быта в Слободском уезде» И.Г. Кибардину была «изъявлена Советом Казанского Императорского экономического общества полная признательность». (3)

Иоанн Кибардин родился 10 августа 1817 года в семье дъячка с. Воблицкого Слободского уезда. Окончив Вятскую духовную семинарию, в 1837 году он был рукоположен во священники к Лекомской Троицкой церкви, при которой и служил беспрерывно в течение 37 лет, до самой смерти. Всю жизнь он занимался делом просвещения: обучал в домашней и приходской школах крестьянских мальчиков и воспитанников Московского воспитательного дома, за что неоднократно награждался Вятским епархиальным начальством. Жена священника Александра Логиновна обучала крестьянских девочек. В семье Кибардиных было четверо детей: сыновья Александр, Клавдий (впоследствии чиновники в гражданских должностях), Анемподист (стал учителем приходского училища в г. Нолинске) и дочь Августа (вышла замуж за священника Николаевской церкви с. Шестаковского Слободского уезда Н.А. Арбузова).

12 апреля 1863 года И.Г. Кибардин был избран в губстаткомитет, а уже 9 июня Вятская консистория уведомляет, что «дали согласие одновременно представить свои описания народного быта и местности по северо-восточному краю Слободского уезда священники Чернохолуницкий и Лекомский Никандр и Иоанн Кибардины. (4) Однако, родной брат И.Г. Кибардина Никандр, хорошо известный вятчанам по многочисленным публикациям по этнографии в «Вятских губернских ведомостях» за 1840-1850-е годы, в ноябре 1863 года умер. Поэтому «Описание северо-восточного края Слободского уезда» составил один о. Иоанн. Свой труд он и выслал в конце года в статистический комитет.

Ещё раньше, в 1860-м году, И.Г. Кибардин отправлял в «Вятские губернские ведомости» статью с таким же названием, но она не была опубликована как из-за незавершённости, так и из-за того, что в газете уже печаталась аналогичная работа Кибардина. Только из переписки с В.А. Короваевым, секретарём статкомитета, в начале 1864 года выяснилось, что в редакции спутали двух братьев Кибардиных. (5).

В 1864 году проделанный труд был направлен И.Г. Кибардиным на рассмотрение П.В. Алабину, председателю комиссии статкомитета, определявшей ценность присланных работ и необходимость их публикации. К сожалению, отзыва о работе не сохранилось, и причины, по которым «Описание северо-восточного края Слободского уезда» не было опубликовано, неизвестны. В 1864-м году по отношению Министерства путей сообщения статистический комитет поручил действительным членам из Слободского и Глазовского уездов составить описание Кайского и Зюздинского края. 18 марта 1865 года И.Г. Кибардин представил в комитет свои «Заметки о быте жителей Кайского края» (6). В ней он очень своеобразно описывает кайгородцев, которые отличаются независимым характером, полагаются только на себя: «Каец ждёт всех жизненных благ от своей сохи и бороны, лопаты и топора, косы и граблей» (7)

Основные занятия населения - хлебопашество, лесоразработки, поставки кернов и глины для заводов, рыбная ловля. И.Г. Кибардин с чувством описывает вопиющую нужду кайгородцев, их невежество. Его статья заканчивается призывом проводить образование среди юных жителей Кайского края.

В том же 1864 году статистический комитет по инициативе своего непременного члена П.В. Алабина дал задание всем действительным членам провести наблюдение за растительностью Вятской губернии по прилагаемым формам. Интересно, что это поручение, видимо, смогли выполнить только два священника: Иоанн Каменецкий из села Арбажского Котельничского уезда и Иоанн Кибардин. Последнего, похоже, очень увлекла данная тема, и он составляет «Сведения о развитии растительности Слободского уезда» за 1864-1867 годы, ежегодно направляя их в комитет.

Так в 1867 году священником сделаны наблюдения за 23 деревьями и кустарниками. О березе, например, сообщается, что дерево это «дикорастущее, растёт на смешанной почве, на открытом месте. Начало развёртывания листьев - 26 мая. Полное олиствение – 25 июня, начало отпадения листьев – 8 сентября, полное обезлиствение - 12 октября». В заключение И. Г. Кибардин пишет: «Прошедшая зима исключительно была долее других зим. Растительность началась поздно. Цветение шло быстро. Отпадение листьев было самое раннее. Идёт такое поверье, когда лист с дерев отвалился и при этом весь, тот год бывает для народа лёгок, что особенно относится к здоровью.»

О работе 1866 года сохранился такой отзыв действительного члена комитета священника Алексея Емельянова: «Наблюдения эти отличаются точностью и могут служить как данные для определения климата и почвы местного края». (10) Последняя работа, представленная И.Г. Кибардиным в губстаткомитет, - «Сведения по сельскохозяйственной промышленности» в Слободском уезде за 1869 год». К сожалению, автору этих строк о ней пока ничего не известно.

Губернский статистический комитет постоянно требовал от своих членов собирать сведения о древностях Вятского края и по возможности доставлять их. В 1863 году около села Лекма крестьянский мальчик по фамилии Бердинский нашёл клад старинных монет в количестве 197 штук. И.Г. Кибардин доставил этот клад в статкомитет, который 12 монет оставил для будущего «музеума», а остальные отправил в Санкт-Петербург, в Императорскую археологическую комиссию. В 1865 году Иоанн Герасимович прислал в комитет описание «шпаги Петра Великого», которая хранилась у крестьянина Верстакова, а позднее и доставил её в комитет. Этот палаш времён Петра 1 был передан П.В. Алабину для «музеума» (сейчас он хранится в областном краеведческом музее). (11). А в 1870 году в музей поступил еще один дар от И.Г. Кибардина: монета 1704 года с дырой посередине «для ношения вотяками или татарами на лбу или на шее». (12)

В 1870–е годы И.Г. Кибардин избирается действительным членом Вятского миссионерского общества, депутатом епархиального съезда, членом Слободского уездного земского собрания. В 1874 году был произведён в сан протоиерея. Чем бы ни занимался И.Г. Кибардин, он всё делал основательно, серьёзно. В клировой ведомости 1875 года он, говоря о себе, отметил, что за годы службы получил 18 наград и поощрений. (13)

И.Г. Кибардин умер 2 декабря 1876 года на 60-м году жизни. «Вятские епархиальные ведомости» поместили некролог, где в частности сказано, что «останки этого замечательного человека были положены навеки покоиться у подножия алтаря сей (Лекомской кладбищенской – авт.) церкви - священном памятнике его трудов, усердия и любви к Богу и ближним, построенной им на собственное иждивение в 1855 году». (14)

Судьба не очень благосклонно отнеслась к И.Г. Кибардину. Большинство его работ осталось в рукописях. Дела его забылись. В краеведческой литературе, пожалуй, только Г.Ф. Чудова привела некоторые сведения о нём.(15) В 2016 году интерес к личности И.Г. Кибардина проявил молодой исследователь из г. Чистополь (Республика Татарстан) Д.В. Кондрашин.(16)

До сих пор личность И.Г. Кибардина и его труды мало изучены, но заслуживают того, чтобы его помнили потомки и земляки.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. ГАКО. Ф. 574.Оп. 1. Д. 89. Л. 3 об.

  2. Кибардин И.Г. Описание местностей в Вятской губернии Слободского округа по северному верховятскому краю. Рукопись.// Кировская областная научная библиотека им. Герцена., Ф.-Д (рукописи). Лл. 2-2 об.

  3. ГАКО. Ф. 237. Оп. 70. Д. 1310. Л. 85 об.

  4. Там же. Ф. 574. Оп. 1. Д. 89. Л. 218

  5. Там же. Д. 136. Лл. 21-22, 44-44 об.

  6. Там же. Д. 145. Лл. 50-61

  7. Там же. Л. 53 об.

  8. Там же. Д. 152. Л. 91

  9. Там же. Л. 139

  10. Там же. Л. 91

  11. См. Жаравин В.С. Царское сокровище рода Верстаковых// Вятский край, - 1997. - № 100 (31 мая). – С. 3 (вкл).

  12. ГАКО. Ф. 1316. Оп. 1. Д. 3. Лл. 31-31 об.

  13. Там же. Ф. 237. Оп. 70. Д. 1310. Лл. 84-86 об.

  14. Вятские епархиальные ведомости. - 1877. - № 4. — С. 97-98

  15. Чудова Г.Ф. В те далёкие годы. – Киров, 1981. – С. 69-70.

16. Кондрашин Д.В. Краеведческая работа приходского духовенства Вятской губернии во 2-й половине XIX века на примере деятельности протоиерея Ивана Герасимовича Кибардина// Креведческий музей: история, коллекция, люди, Киров, изд-во «О-краткое», 2016, т. 2. С. 19-22

Комментарии

Спасибо Владимир Сергеевич.  Отличная статья. Большой фактический материал, а легко читается. Образец ...