ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА РОДОСЛОВНОЙ:
мои Вятские корни
Мысль составить родословную моей семьи возникла у меня давно, еще в начале 90-х годов прошлого века.
Родилась я в деревне Еремино Уржумского района Кировской области. Папа однажды рассказал: «Пришел и основал эту деревню наш предок Еремей)» Его потомки были Елизар, Михаил, Егор, Михаил, мой папа, я.
Я записала эту информацию на листок, который потом благополучно потеряла. На этом мое занятие родословной на тот период завершилось. Решив окончательно оставить работу в 2016 году, я увлеклась рисунком и живописью.
Мой папа любил рисовать, был мастером на все руки и я любила рисовать, когда училась в школе. По образованию я инженер-строитель, что очень близко к архитектуре. Стало интересно, откуда у нас способности к рисованию. Начала рыться в Интернете, и наткнулась на петербургского архитектора Свиньина Василия Федоровича (*1865 - 1936). Он оказался выходцем из вятских крестьян. Это подтолкнуло меня заняться интенсивнее родословной.
В интернете начала искать информацию о том, как составить родословную. Перечитала много разных источников. Потом наткнулась на сайт «Родная Вятка», в 2016 году на нём зарегистрировалась. Начала изучать материалы, которые там публикуются.
Раньше в нашей фамилии присутствовал мягкий знак, когда и как он исчез из нее неизвестно. У папы и мамы тоже вначале в написании фамилии присутствовал «Ь». Поэтому, начиная с моего папы и старше буду «Ь» писать в скобках.
Я выяснила к какому приходу относилась деревня Еремино (она же починок Еремин, Орловский и Володимирский). Приход был сначала в селе Лопьял (Троицкая церковь), затем деревня перешла в приход в селе Манылово (Богородская церковь). Сейчас Манылово входит в состав Республики Марий-Эл.
17 февраля 2017 года мной был сделан запрос в Архив Марий-Эл о своем деде Свин(ь)ине Михаиле Егоровиче (Георгиевиче) и его родных (всего получилось 19 пунктов). 12 июля 2017 года была получена Справка № Р-7 от 15.06.2017 из этого архива, из которой стало известно, что у моего прадеда, Свиньина Егора Михайловича, было пять сыновей и две дочери. Для меня это стало большой новостью, так как я знала только о младшем брате деда - Федоре, который пропал без вести в Великую Отечественную войну 1941-1945 г. О его поиске я расскажу позже.
В социальной сети «Одноклассники» я познакомилась с Кравченко Александром из Краснодарского края. Его мама была из рода Свиньиных. Он дал мне электронный адрес Тимофея Калинина, живущего в Москве (его мать тоже в девичестве Свин(ь)ина). У Тимофея Калинина была программа распознавания лиц. Я отправила ему фотографии архитектора Свиньина В. Ф. и моего деда - Свин(ь)ина Михаила Егоровича (Георгиевича). Получила следующий ответ: «Программа определила, что это родственники». Документального подтверждения родства пока не нашла. Тимофей Калинин прислал мне книгу «Шемякин суд» П. П. Свиньина. В этой книге есть описание, как появился на Руси первый Свиньин во времена Василия Темного. Но это художественная литература, а мне были нужны документы.
Параллельно стала заниматься маминой линией - род Торцевых, Серебряковых из Костромской губернии. В ноябре 2017 года были сделаны запросы в Архив Костромской области и в ЗАГС г. Чухломы. Поиски там затруднены, т. к. в Костромской губернии крестьяне в основном были крепостными. А крепостные крестьяне, как правило, не имели фамилий.
В 2017 году, приехав в гости к родственникам в Кировскую область, выделила два дня для похода в Кировский архив (ГАКО). Собиралась начать поиски с метрических книг. В архиве посоветовали начать с Ревизских сказок.
В течение двух дней я нашла своего родоначальника, Свиньина Еремея Моисеевича, черносошного крестьянина в Ревизской сказке 1834 года Вятской губернии Уржумского уезда починка по речке Юргемке Орловский (фонд 176 оп. 2 д. 1363 л. 938, 938). Такая находка взволновала меня и вдохновила на дальнейшие поиски, которые оказались не такими простыми и быстрыми.
Не имея никакого представления о том, кто такие «Черносошные крестьяне», сначала подумала: «Неужели он был разбойником!?». Отогнав плохие мысли, стала искать материалы о крестьянских категориях. Ведь в школе на уроках истории об этом никогда не говорилось (16). Знала только, что были крепостные и свободные крестьяне. Как выяснилось, в России было несколько крестьянских категорий: экономические, черносошные (они потом стали называться государственными), удельные, монастырские и помещичьи (крепостные). Они по-разному наделялись землей и платили налоги
Перелистав Ревизские сказки 1816, 1834, 1850, 1858 годов, мне удалось определить поколения папиной ветви рода. Осталось выяснить разночтения в определении возраста Еремея в Сказках и определить, откуда он со своей семьей пришел.
В Ревизских сказках 1834 года было написано, что он переселился Еремей по Указу № 2867 казначейской палаты от 19 марта 1834 г. Уржумского земского суда из Орловской округи. Найти этот документ не удалось. Листы, где должен был быть этот Указ, были вырваны из дела. Поиски места, откуда пришел Еремей, надо продолжать.
Главная задача - выяснить откуда пришли Свиньины на Вятскую землю. Следующая задача - выяснить куда делись братья и сестры моего дедушки, Свиньина Михаила Егоровича (Георгиевича). Чтобы поиски были целенаправленными, я решила разрабатывать только одну ветку: Свин(ь)ина Михаила Егоровича (Георгиевича). Ветви других близких родственников буду исследовать позже.
В феврале 2018 года я вновь поехала в Киров в ГАКО. Сняла в городе небольшую квартирку. Заранее в интернете я изучила в каких поселениях в Вятской губернии жили Свиньины, Свиньиных. (Из книги Вятских родов Старостина). Скачала себе из интернета старорусский алфавит, стала его изучать, чтобы легче было читать «Ревизские сказки».
Проработав в Кировском ГАКО почти две недели, пересмотрев много книг, переписав много разных Свиньиных, нашей ветки не обнаружила. В Орловской округе тоже ничего не нашла. В последние два дня пошла в Областной краеведческий музей Там оказалось несколько метрических книг Уржумского уезда Троицкой церкви с. Лопьял. Книги за 1870-1874 годы. Нашла там своих родных, удалось выяснить годы жизни и смерти некоторых.
Зимой 2018 года я написала запросы о рождении, бракосочетании и смерти своих родственников по Форме №19 в ЗАГС г. Уржума Кировской области. Вскоре получила несколько справок.
Из них узнала точную дату смерти моей родной биологической бабушки Свиньиной (Софроновой) Ольги Васильевны. Папе было 12 лет, когда его мать умерла от туберкулеза. Дедушка возил ее к врачам в г. Казань, но в 1932 году эту болезнь лечить было нечем. (16)
Мой дед был женат вторым браком на Вахрушевой Дарье Яковлевне. Брат деда Федор тоже был женат вторым браком. В 21 год он овдовел. Его жена Свинина (Соболева) Ираида Николаевна умерла при вторых родах в том же 1932 году. Не спасли и ребенка. У Федора уже был двухлетний сын. Вторым браком он был женат на Свининой (Кожевниковой) Вере Александровне. До войны у них родились: сын и две дочери.
В конце сентября 2019 года я вновь поехала в ГАКО. Еще раз пересмотрела дела фонда №176 в поиске Свиньина Моисея, так как не знала чей он сын. Наконец-то в Ревизских сказках 1816 г. ) в починке Стариковском в Зашижемье нашла Моисея Иванова сына Свиньина (уже умершего в 1812 г.) и его сына Стефана (Степана). А в Ревизской сказке 1811 г. нашла в том же починке Моисея Иванова сына Свиньиных 57 лет и его сына Степана, а также сына Еремея. Здесь же были перечислены дети Еремея: Лукоян, Дей и Данило. Те же, что были перечислены в РС 1834 и 1850 годов. Значит, я нашла свою ветвь! Теперь стояла задача найти Ивана Свиньина (Свиньиных).
Следующая моя поездка состоялась в феврале 2020 года. В эту поездку я еще раз побывала в Областном краеведческом музее в г. Кирове, пересмотрела метрические книги Троицкой церкви с. Лопьял, уточнила некоторые данные. В ГАКО просмотрела некоторые метрические книги. Просмотр принес удачу. В одной из них нашла запись о бракосочетании, цитирую «отрок Еремей Моисеев сын Свиньин 17 лет на невесте того же прихода починка Долгановского крестьянина Федора Володимирова дочь его девка Марфа 20 лет оба первым браком». Теперь, сравнивая разные источники, можно было уточнить возраст Еремея.
В эту поездку я просмотрела много материалов советского периода и начала ХХ века в надежде найти какие-либо сведения о братьях моего дедушки. Но найти ничего не удалось. Решила продолжить поиски дома, исследуя материалы, размещенные на сайте «Родная Вятка».
Вернувшись домой, я стала усиленно искать своих предков в «Ревизских сказках», опубликованных на сайте «Родная Вятка». Чтобы найти своих предков, мне нужно было обязательно выяснить откуда пришел Еремей в Уржумский уезд. Одновременно с поиском я стала изучать жизнь крестьян в те времена.
Просмотрела Статистический отчет за 1858 год по Уржумскому уезду. Меня поразила его подробность. В нем было описано все: сколько каких крестьян, какой национальности жили в то время в Уржумском уезде Вятской губернии, чем они занимались, какой доход имели. Дополнительно прочитала некоторые материалы из «Энциклопедии земли Вятской» издание 1998 г. в Кирове.
В «Подворной переписи 1884-1887 гг.» поч. Орловский (Еремин) имел 12 дворов, в которых жили 39 мужчин и 44 женщины. Всего в починке было 83 взрослых человека. Все были русские православные государственные крестьяне. Починок относился к Пилинской волости Уржумского уезда. В среднем на двор приходилось 22,6 десятин удобной земли, скота при пересчете на крупный рогатый – 6,4 головы. Это была самая богатая деревня в волости.
Мой дед Михаил и его брат Федор жили в одном большом кирпичном доме вместе с родителями. Семья жила в достатке. По сельскохозяйственной переписи 1916-1917 годов в Уржумском уезде Пилинской волости в починке Орловском (Еремин) жил домохозяин Свиньин Михаил Елизарович 60 лет, полуграмотный.
Его семья: сын Егор Михайлович (44 года) - грамотный, внук Сергей (?), внук Михаил (мой дед) - 23 года (мобилизован 5 месяцев) - грамотный, внук Прокопий -18 лет (мобилизованный 4 месяца) - грамотный, правнук Иван Михайлович – 1 год, правнук – 7 лет (возможно от другого сына), сноха Дарья Захаровна - 43 года (жена Егора) - неграмотная, внучка Анастасия (?) - 23 года, грамотная.
Взрослые мужчины участвовали в сельхозработах: пахоте, косьбе, жатве. Женщины участвовали в косьбе и жатве. В хозяйстве было 2 лошади, 2 коровы, 2 бычка, 10 овец, 5 ягнят, 3 свиньи. Усовершенствованный инвентарь: плуг – 2 шт., жнейка – 1 шт., молотилка с конным приводом – 1 шт., веялка – 1шт., было 10 тычин хмеля и 10 ягодных кустов, земли было 27 десятин.
По рассказам мамы, видимо, во времена НЭПа до коллективизации у них еще была лавочка на первом этаже дома. Напротив дома была кузница. В моем детстве кузницы уже не было. В этом помещении сначала жили цыгане, а потом там размещался пункт приема молока от населения. В помещении, где была лавочка, зимой хранили пчел в ульях. У дедушки была небольшая пасека (ульев 10).
В сентябре 2020 года я поработала в Уржумском краеведческом музее. У небольшого городка (примерно 11 тыс. человек населения) замечательный краеведческий музей. Поискала в нем различные материалы о деревне Еремино. Деревня в советские времена относилась к Опаринскому сельсовету Шурминского, а потом Уржумского района, входила в состав колхоза «Родина». В книге, которую я планирую написать, расскажу более подробно о населенных пунктах, в которых жила наша семья в Кировской области.
Тимофей Калинин, о котором я упоминала ранее, прислал мне по электронной почте документ, найденный в интернете. В нем говорилось об осуждении военным трибуналом красноармейца Свин(ь)ина Федора Егоровича по ст. 58 п. 1 УК РСФСР в августе 1942 г.
Об этом факте никогда не говорили в семье дедушки. Все считали, что Федор пропал без вести. Шурминский РВК Кировской области призвал Федора Егоровича Свинина в армию (на войну) в июне 1941 года. В деревне у него остались жена Вера Александровна и четверо маленьких детей: Николай (*1930), Валентин (*1932), Галина (*1934-23.02.2019), Алевтина (*1938-22.02.2019).
Поэтому большой неожиданностью была для меня справка о смерти Свин(ь)ина Федора Егоровича из отдела ЗАГС г. Уржума. Место смерти там не указали. Позвонив своему племяннику Алексею Свинину, попросила его сходить в ЗАГС и уточнить место смерти Федора. Вскоре выяснилось, что он умер в 1951 году в ВостокУраллаге, который размещался в Свердловской области.
Получив эту информацию, я пошла в МФЦ МВД по Свердловской области. Там получила справку о месте захоронения Федора: пос. Керчель Таборинского района Свердловской области, который ныне не существует.
На мои вопросы: за что был осужден Свин(ь)ин Ф. Е., чем занимался и на каких работах был занят в месте заключения, мне ответили: «Обращайтесь в ФСБ Кировской области». После нескольких моих писем в этот орган мне порекомендовали обратиться в Кировский архив социально-политической истории.
В этом архиве мне выдали для ознакомления, а потом выслали копии из судебно-следственного дела №СУ-12904 архивного фонда «Уголовно-следственные материалы на лиц, подвергшихся политическим репрессиям и реабилитированных в установленном законом порядке, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кировской области».
Я прочитала материалы этого дела, в котором были Протоколы допросов от 19, 21 и 25 августа 1942 г., Постановления, обвинительное заключение, приговор, справка о реабилитации. Было очень больно это читать.
Федор Егорович Свин(ь)ин был осужден по статье 58 - 1 «б» УК РСФСР «Лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях сроком на десять лет» за хранение немецкой листовки, которую он подобрал для курения. Немцы выпускали листовки на курительной бумаге. Федор умер от сердечной недостаточности, не дожив до освобождения всего один год. Как он жил в ГУЛаге, чем занимался выяснить пока не удалось, материалы до сих пор засекречены.
Поиски продолжаются. Исследую Ревизские Сказки, размещенные на сайте «Родная Вятка». Удалось найти Ивана Васильева сына Свиньиных (1651 г.р.?) – попа погоста церкви Рождества Пресвятой Богородицы Архиерейской Ошецской вотчины Специнского оборочного стана Хлыновского уезда (РГАДА 1209-1-1098 л.1154 Р.С.1710 г). Григорий Иванов сын Свиньиных (1686-1727) – сторож церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Рождественского Домовой архиерейской Ошецкой вотчины Хлыновского уезда (РГАДА-350-2-3867 Р.С.1746г.) Затем нашла Ивана Григорьева сыны Свиньиных (1725-1760гг) черносошного крестьянина с.Рождественского Домовой Архиерейской Ошецкой вотчины Хлыновского уезда, который перешел в д.Посадскую той же вотчины (РГАДА 350—2-3820 Р.С.(1719-1721 л.44,253,354). Наконец нашла Моисея Иванова сына Свиньина (1753-1812), который рожден в д.Посадской той же вотчины (ГАКО 176-2-511 Р.С.(12.03.1816г) л 148об, 248 об. Стало понятно, что это наша ветвь. Свиньиных или Свиньин – это один и тот же род. Запись фамилий зависел от грамотности переписчиков. Сейчас стоит задача выяснить откуда пришел поп Иван Васильев сын Свиньиных в Вятскую землю.
Начала составление поколенной росписи. Предстоит еще много исследовательской работы, интересной и сложной!

Доброе утро, Вера! Прочитала с удовольствием о твоём путешествии в Родословную, желаю дальнейших находок! Я недавно вернулась из Кирова, работала над линией прабабушек Сусловых, обе оказались из одной деревни Суслиха Кирово-Чепецкого района, (починок Сусловский, Филипповского Троицкого прихода, Селезеневской волости, Вятского уезда). Сбор материалов по родословной отца, Шмакова Александра Александровича завершён, пора браться за книгу.
Здравствуйте! Спасибо, что поделились, чужой опыт важен и история поисков интересная. Вероятно, ваши ранние предки пришли с р.Лузы, из Устюжского/ Сольвычегодского уездов, там были крупные землевладельцы крестьянского происхождения Свиньины, у самых богатых представителей рода было много деревень, которые они заселяли "половниками" , в том числе мои предки были половниками у Свиньиных в деревне Тесенино https://rodnaya-vyatka.ru/places/94753 ( скопировать ссылку и открыть в новом окне) весьма долго, пока однажды после смерти владельца деревня не отошла им, так мои предки стали сами хозяевами деревни, а записано это следующим образом :
1763 год: "Ратмеровской Верхней полуволости Архангельского стану в деревне Тесенине коя по бывшей второй ревизии состояла за деревенским владельцем Лальского посаду купцом Петром Осиповым сыном Свиньиным, а ныне по отдаче за умертвием ево от жены ево Лидии ис платежа подушных денег состоит за мною Иваном Суфтиным три пятины деревенского владения".
Здравствуйте, Вера Михайловна!
В переписи 1646-го года на Бахтинском погосте упоминается пономарь Васка Алексеев сын Свиньин (ссылка).
(в) пономарь Васка Алексеев сын Свиньин женат