деревня Верхний Шун (Чекашево тож), ландратская перепись 1716 года [РГАДА 350-1-146]
в сотне татарина Аметки Битянова
в деревне Верхний Шун по переписным книгам 1710 и 1711 годов написано 4 двора ясашного тягла, ясак четырех, а по переписным сего 1716 года ныне на лицо жилых дворов
(В) Иван Прокофьев сын Мошкин 45, у него жена Арина Григорьева 45, у него сын Тимофей Иванов 12 лет, да после переписи 1711 года сын Яким Иванов 1 год, дочь Авдотья 4 лет. По переписным книгам 1710 и 1711 годов написано на нем тягла трет ясака.
(В) Семен Мартынов 45, у него жена Мария Кузьмина 45, да после переписи 1711 года дочь Степанида Семенова 3 лет. По переписным книгам 1710 и 1711 годов написано на нем тягля пол ясака.
(В) Федор Иванов сын Чекашев 40 лет, у него после переписи 1711 гожа жена Анна Федорова 50 лет. По переписным книгам 1710 и 1711 годов написано на нем тягла чет ясака.
(В) Иван Иванов сын Белобородов 45, у него жена Соломония Фролова 35, дочь Матрона Иванова 6 лет, у него мать вдова Фетинья Назарова 60, да приемыш девка Акулина Лукьянова 6 лет, да после переписи 1711 года сын Алексей Иванов 2 лет. По Переписным книгам 1710 и 1711 годов написано на нем тягла чет ясака.
Итого в той деревне ныне на лицо жилых 4 двора. В них людей мужского пола от году до пяти - 2, от десяти до пятнадцати - 1, от сорока до пятидесяти - 4. Итого мужского пола 7 человек. Женского пола от году до пяти - 2, от пяти до десяти - 2, от тридцати до сорока - 1, от сорока до пятидесяти - 2, от пятидесяти до шестидесяти - 1, от шесидесяти до семидесяти - 1. Итого женского пола 9 чевлоек. Всего обоих полов 16 чевлоек.
Тягла по переписным книгам 1710 и 1711 годов написано на вышеписанных дворах ясак с третью.

Вот и узнали откуда пошло Чекашево тож (Федор Иванов сын Чекашев).
Что фамилия Мошкин, что Чекашев, что Белобородов далее вообще не фигурируют, очень странно...
Так они все отбыли согласно разнарядке кто к Ивану Иванову сын Анненкову, а кто поинтересней в село Челны Камазы собирать)))
Возможно со временем, фамилия Чекашев трансформировалась в фамилию Емашев. Если сравнить записи в Метрических книгах. Слова "деревня Чекашева" трудно разобрать не зная заранее названия деревни.
Татьяна, можно попросить у Вас пример из МК, что Чекашевы стали Емашевыми? Там, кстати, еще одна созвучная фамилия позднее имеется - Камашев.
Не Мошкин, а Мошнин.
На 489 стр более чётко видно.
Чекашево. Вопрос: Что назвали ранее: река Чекашка, деревня Чекашево или фамилия Чекашев?
Семен Мартынов без фамилии, можно ли его считать первожителем, а остальные переселились позднее.
Хороший вопрос. По Чекашево вообще очень много жителей пришло во времени 1719 года ревизии, но как же тяжко, что ее нет. А ещё по всем селениям ссылаются на книги 1710 и 1711 годов, но где они, их тоже именно этой местности нет, загадки, да и только
Есть же перепись 1678 года по тогда еще Верхней Шуни, что там? Я как то находил, но не могу найти вновь. Я думаю фамилия, поскольку довольно распространенная фамилия, все остальное производное, ручей был безымянный, а починок Верхний Шунь.
На вопрос об этимологии фамилии Чекашев интернет выдаёт следующее: "чекаш"- горечь, вздох.
Можно предположить, что Чекашев - человек с тяжёлой судьбой, сирота, горемыка.
На счёт топонимики я понимаю следующим образом: какое то время существовало одновременно 3 или даже 4 топонима. Интересно, что все на расстоянии не более версты один от другого. Это Верхняя Шунь, Чекашево (предположу, что потомки Ф.И. Чекашева отселились ближе к лесу, в конец ул Советской ;) Собакино и Красногорье. Не стану утверждать, что это уникальный случай, но забавный.
По поводу старожилов: в Ландратской конкретно написано - 4 двора (Мошнин, Мартынов, Чекашев и Белобородов). Потомки кого-то из них стали Мельниковыми, Ямашевыми, Плотниковыми и Бабушкиными.
Версия Чекашев -> Емашев мне кажется перспективной. Вполне может быть результатом описки при заполнении МК. Найти подтверждение это было бы фантастикой конечно.
Обратите внимание, сначала Ямашевых писали через Е, Емашев. Эта фамилия распространена в Яранском районе, д. Емаши. В Татарстане 2 населенных пункта с названием Ямашево. Могли и оттуда прибыть.
Разделяю мнение Алексея Сергеевича. Верхняя Шунь и Чекашево два населенных пункта, один на речке Шуньке, другой на речке Чекашке. К моменту межевания (в каком году?) слились. Мартыновы жили и в соседней деревне, тоже без фамилии. Мошнин и Белобородов в последствии переселились. Версия Чекашев - Емашев требует времени, но и фото загрузить сложно.
Маленькая поправка: д. Собакина, или Собакинская, но не как не Собакино.
Про Шуни Верхние, Средние и Нижние, про Сосмак и Киняусь. // https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2221/132454
В 2021 году опубликовано первое красивое, внятное и интересное исследование по истории названных деревень на основании источников доступных в настоящее время.
Ссылка обязательна на Блог пользователя sergeygaz https://rodnaya-vyatka.ru/blogs/sergeygaz
Иван Я(Е)рофеев сын Мошнин.
Не Прокофьев!
Он же после упоминается во 2-й ревизии умершим.
Добрый день! Странно что обсуждаются какие то топонимы, концы улиц, еще что то! Если почитать статьи про все деревни и побывать на местности то картина совершенно ясная! Надо еще учитывать про какое время идет речь! Если 1678 год то только поч.Верхняя Шунь(будущее Чекашево), если 1750 то д.Верхняя Шунь Чекашево тож и д.Собакина, если 1850 год то д.Чекашево, д.Собакина и внимание д.Красногорье, если 1950 то д.Чекашево (Чекашево+Собакина+Красногорье), как и сейчас собственно, никуда они не двигались, что думаю можно определить археологическими раскопками, что может показать что собственно д.Чекашево(Верхняя Шунь) может и старше 1650 года и может там жили не русские люди, но это как говориться совсем другая история)))
Странно конечно игнорировать топонимы на страницах сайта, когда эти топонимы приведены на карте того же сайта. https://rodnaya-vyatka.ru/places#layer=yandexmap¢er=56.16654_51.1550...
См также карту Стрельбицкого. А ул.Советскую я приводил в качестве ориентира на местности.
То, что В-Ш возможно имела другое, более старое удмуртское название мне кажется вполне возможным (как Плаксиха и Куршино).
Возможно что-то интересное есть в переписи 1678г, но, мне никак она не дается. Предлагаю всем миром на неё накинуться, сообща прочитаем как нибудь. Как подспорье хочу порекомендовать Тг канал «Familo.Чтение старых текстов» https://t.me/oldreadingrus. Весь текст, конечно, не скромно просить перевести, но сложные слова или фразы могут помочь (мне помогали, там матёрые профи)
Кроме этого, уважаемые коллеги, хотел спросить- знает ли кто в чем смысл написанных в 1-ой Ревизии в конце описания русских деревень , в том числе В-Ш, текста (одна или несколько строк) по-арабски? В конце похоже тамга, одна, иногда несколько? Татары то среди жителей не указаны.
Это же деревни татарского сотника.
На момент 1-й ревизии эти деревни входили в состав сотни Айметки Битянеева (он же Аметка Битянов). Подлинность переписи свидетельствует лично сотник, старосты и выборные. Поэтому в конце приведены тамги этих людей и может быть запись на иске имля арабикой: "кулым куйдым" (дословно "руку приложил")
Разный объем написанного текста и различный контент (текст явно отличается от аналогичного арабского дополнения в ревизиях других деревень) говорит, что это не просто «кулым куйдым», написанному верить, «зуб даю» или «век воли не видать». Мне кажется здесь какая-то другая смысловая нагрузка, не просто формальность. И ещё: разве у русского выборного и старосты могли быть свои тамги?
В переписи 1678 года упоминаются:
1) Починок Верхней Шунь
2) Деревня, что был починок Верхней Шун
3) живут себе усадом по речке Шун новокрещены и татара
В первых двух случаях состав жителей - татары или вотяки. В третьем случае речь про деревню Шушмабаш
Добрый день! Таким образом можно предположить что русская д.Верхний Шунь возникла рядом с уже существующими татарской и удмуртской, или все же заняла ее или их место?
Из переписи 1678 можно предположить, что никакой деревни Чекашево (а также деревень Красногорье и Собакино) на тот момент еще не существовало, но рядом уже были недавно образованные татарские деревни "деревня, что была пустошь Канауш" (ныне Сосмак), починок Верхний Шун, "деревня, что был починок Верхний Шун" (обе теперь Средние Шуни) и "деревня, что был починок по речке Бисмес" (современные Нижние Шуни).
Деревни Матвеево рядом тоже еще не существовало, но, возможно, на тех местах уже были покосные луга, принадлежащие Вятскому Успенскому Трифонову монастырю, который базировался в селе Усад (сейчас это территория гор. Вятские Поляны)
Если я не ошибаюсь, с.Усад это вотчина Тихона, митрополита Казанского и Свияжского.
А вот Вятские Поляны это как раз земля Вятского Успенского Трифонова монастыря.
Последний не побоялся прямого конфликта с Казанским метрополитом , когда застолбил Вятские Полянки в непосредственной близости к с.Усад.
Добрый день! Не ошибаетесь, а вот насчет застолбил, у меня информация что все было наоборот (митрополит потеснил монастырь), поделитесь информацией или ссылкой на источник?
С сайта kraeved.vp43.ru Первое_десятилетие_Вятских_Полян
"В 1607 году «безмесный поп Пантелей Микитин да беспашенные крестьяне Федьки Козьмина с товарыщи, 13-ти человек» решили отделиться и покинуть вотчину Вятского Успенского монастыря, чтобы на отмеченных пустующих расчищенных землях при бывшей старческой усадьбе основать дворцовое село, подчинённое Казани. Так возникло село Усад". По материалам дозорной книги Саввы Аристова.
1. Да, Усад появился позже ВП. Но я всё же убежден, что именно Вятский Трифонов монастырь проводил экспансию на южную Вятку, а не Казанский митрополит. Где Хлынов, а где Казань.
2. В монастырском селе ВП жили крестьяне разных категорий. Находил сведения о том, что монастырь просил отселить не монастырских в Дюм-дюм, а позже, когда монастырские земли стали приходить в запустение, снова заселить бобылей обратно в Поляны.
Это я к разговору могли ли жители Верхних Шунь придти из ВП.
Добрый день!
За информацию спасибо!
Насчет экспансии возможно и так, но вряд ли жители ВШ пришли с ВП или Усада (фамилии в Усаде совсем другие нежели в ВП вряд ли это отделившиеся крестьяне, скорее пришлые со стороны Казани), фамилии не совпадают, да и монастырь рядом, тут же бы и вернули, если бежать то бежать далеко, поэтому всегда в переписях информация "куда бежали, безвестно"
Но я не имел ввиду беглых. Безпашенные крестьяне во главе с безместным попом отселились от ВУТмонастыря и поселились на расчищенных землях рядом с с.Рожественным (ВП). Заметьте - не далеко ушли. Кстати, что это за бывшая старческая усадьба, упомянутая выше? Монастырская? Наврядли, скорее казанского архирея.
Так почему такие же крестьяне не могли придти в ВШ? Фамилии не совпадают? А какие фамилии были у пришедших после Ландратской в Верхнюю Шунь крестьян? Вятская канцелярия начинает использовать фамилии в нач XIX в. (не видел Ревизию 1795г. Может есть у кого?).
Не отрицаю возможность того, что новопоселенцы могли придти и из Заструг (!) и др мест, но безземельных, не монастырских крестьян в Рожественном (ВП) было не мало.
Здравствуйте! Вставлю свои пять копеек)) Задолго до того, как я начала строить древо, в семье у нас ходила легенда о том, что прародитель наш (Ямашев) был ссыльный из Казани. Кто именно, в какой период - уже не узнать) А еще есть история о том, что жители д. Матвеево не пускали наших Чекашевских проезжать по дороге через Матвеево в Поляны. И предок наш ходил к царю просить, чтоб разрешили проезд. Допросился, разрешили. Может, что-то в этой истории и напутано, и какой век - не знаю, но видимо, действительно была граница земель около д. Чекашево.
Еще напишу, что помню. Пока помню) Говорят, раньше Чекашево было окружено густыми лесами - совсем не как сейчас. И примерно в 1929 г был сильный пожар, много домов сгорело.
Вероятные места поселения первых жителей, если обратить внимание на почву то в южной деревне это серые лесные, в центральной - дерново-подзолистая, ну а в д.Красногорье - глина, думаю понятно что определяло порядок заселения и где изначально селились люди)))
Страницы