Родословная

Сделал полное секвенирование генома через предприятие оказался роднёй потомков Каринских князей - в районе 11 века был общий предок по прямой мужской линии.

Вот что мне об этом написал известный генеолог Владимир Волков

"Линия N1b каринских князей явно сибирского происхождения.
Удмуртов из этой линии очень мало. У нас в Томске есть выборка
Таким образом, эти удмурты, скорее всего потомки княжеской династии, пришедшей из Сибири."

Выходит что я один из удмуртов по отцу из этой линии, а ещё в линии есть бесермянин.

А ведь именно в 11 веке Атаманов помещает начало Арского княжества.
В. Е. Владыкин и М. В. Гришкина предполагают, что арские князья (ары, аряне — булгаро-татарское наименование удмуртов) были по своему происхождению южными удмуртами, в золотоордынское, а, возможно, и в булгарское время в качестве выделившейся патриархально-родовой верхушки прошли этап мусульмамизации и усвоили язык господствующего татарского этноса. В силу исторических обстоятельств часть из них вместе с подвластными южными удмуртами-арянами и родственной им группой населения левобережья Волги, которую источники называют «чувашой», а позднее — «бесермянами», оказались на Вятке 4.

В 1489 г. Вятская земля окончательно вошла в состав Великого княжества Московского, аряне были приведены к «роте». Арские князья вместе с русской феодальной верхушкой были выведены в Москву. Но, очевидно, великокняжеская власть предпочла использовать в своих интересах их влияние на коренное нерусское население, поэтому вскоре Иван III «арських князей пожаловал, отпустил их в свою землю»

Комментарии

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Гугл такую инфу выдаёт на - Булгария 12 век. В XII в. булгарские правители расширили свое влияние на Верхнее Прикамье (см. Чулман) и Нижнее Поволжье с центром в городе Саксин.

В XI – начале XII вв. Волжская Булгария контролировала территорию Сурско-Свияжского междуречья, осуществляя в целях защиты своих интересов военные походы на русские города (например, на Муром в 1088 г., Суздаль в 1107 г.).

Источник: https://tatarica.org/ru/razdely/istoriya/srednie-veka/gosudarstva/volzhskaya-bulgariya Онлайн - энциклопедия Tatarica

Аватар пользователя skygrad

Булгарские артефакты явного присутствия на Каме есть только на Обве (Рождественское городище), на Чулмане не так давно что-то нашли. На Иднакаре есть вещи, но и русские уже с 10 века. Вообще, могильники булгар-мусульман появляются на прав. берегу нижней Камы только во второй пол. 13 века, а на Чепце в 14-ом. На Ковровском в 12 веке отдельные вещи, возможно проживание, но пока нет могильника. В домонгольском Саксине (Самосдельское) булгарское присутствие есть, но относительно немного. Булгары в 10-12 веках совершали походы на соседей, брали дани и уводили людей, но далеко от своего центра на Волге не селились, только небольшими торговыми общинами-факториями. 

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Интересно что сам гаплотип зародился примерно во времена прихода булгар на Волгу. Пришли во 2-й половине VII века на среднюю Волгу из Приазовья после распада Великой Болгарии - государственного образования, существовавшего в VII веке между Доном и Кубанью. Булгары вступили во взаимодействие с местными племенами, принадлежавшими к финно-угорской языковой семье.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Совпадаем по времени существования с этим могильником расположенным рядом с деревней деда. археол. пам. эпохи средневековья. Удм. респ., Ярский р-н, верховья р. Сизьмы, пр. притока р. Чепцы, лев. притока р. Вятки, пр. притока р. Камы. Грунтовый могильник открыт и иссл. М.Г.Ивановой. Изучено 274 погребения. Захоронения совершены по обряду трупоположения в неглубоких могильных ямах в деревянных гробах головой в сев.-вост. направлении. Умерших сопровождал богатый инвентарь, позволивший разработать хронологию могильников чепецкой культуры XI-XIII вв., содержавших неорнаментированную керамику. Здесь же собрана большая коллекция древних тканей, специальное изучение к-рых выявило привозной шелк - самит из Византии.
Лит.: Иванова М.Г. Погребальные памятники северных удмуртов XI-XIII вв. Ижевск, 1992; Елкина А.К. Исследование коллекции древнего текстиля из археологических памятников Удмуртии // Новые исследования по древней истории Удмуртии. Ижевск, 1988.
Иванова М.Г.

Аватар пользователя skygrad

Последние годы Чепцу неплохо прошли археологи, надо их работы смотреть. Там жили очень своеобразные люди, даже черепа отличаются от нынешних сев. удмуртов - мужские более продолговатые. Скорее особый народ - биармы, русо-угро-финны с некоторым культурным влиянием булгар. 

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Говорят РАН сейчас активно тестирует могильники России на ДНК, очень жду результатов. А у сына моего очень удлинённый череп как-раз, гунны и сарматы бы оценили =)

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

а вдруг создатели Иднакара это и есть предки (география и время жизни общего предка совпадают) да и то что его гены разошлись на три народа минимум и среди знати в основном говорит что был непростой человек. Ну и гаплогруппа пришлая из Сибири, о пришлости этих богатырей и в легенде есть.

О возникновении Иднакара рассказывает топонимическая легенда северных удмуртов[4]. Когда-то на горе Солдырь поселился богатырь Донды с сыновьями, которых звали Идна, Гурья, Весья и Зуй. Когда они подросли и женились, тесно стало богатырям жить вместе. Донды с младшими сыновьями основали новые поселения, а Идна остался на Солдырской горе. Эти лихие богатыри могли запросто пригорок вытянуть кверху до величины горы, во время ссор спокойно перебрасывались брёвнами или чугунными гирями. До сих пор сохранились деревни Дондыкар и Весьякар в Глазовском районе. Идна удачно промышлял охотой, причём зимой за добычей ходил не на деревянных, а на золотых лыжах. Богатырь, по преданию, вёл борьбу с русскими, скрываясь в Иднакаре.

Судя по всему, эта легенда относительно позднего происхождения, поэтому отношения к реальной истории Солдырского городища она видимо не имеет[5].

Аватар пользователя skygrad

Да, есть версия о соотнесении Иднакара и Чепецкой АК вообще с легендарной третьей Русью Арсанией. Последнее время ее отстаивает Смокотина. Я этот вопрос давно изучаю, пришел к таким же взглядам, но дело не только в Чепце. и на Вятке есть следы (традиции) более раннего пребывания неких русов, на Чепцу они отошли подальше от усилившихся булгар. "Царь Арсы" был по сообщению арабов, но археологических следов его местообитания на Чепце пока не найдено. Саги говорят о правителях Биармаленда. С их богатырями воевали скандинавы, иногда мирились и роднились как с равными, но где был главный город-крепость биармов - понять невозможно, только гипотетично это могла быть Алабуга (4-6 века), Подчуршинское городище (5-10), а позже Иднакар. 

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

То же самое можно сказать о роде Кара-бека, каринских князьях. Основные линии их письменной шаджары, восходящей к XII веку, подтверждаются образцами из нашего проекта. Расселение представителей рода происходило на обширной территории Горной стороны, Заказанья и Закамья.

Надыр Уразметов, который считался ясачным татарином Заказанья, по результатам генетики оказался в одной древней родственной группе с представителями знатного клана Кара-бека, к тому же хранившим доставшиеся от предков тарханные грамоты казанских ханов.

В Каринском стане в XVI–XVII веках сформировались следующие
княжеские фамилии потомков Кара бека:
1. От Мухамеда сын Кара бека – Арслановы, Бузюковы, Долгоаршинные, Дуняшевы, Зянчурины, Хиляловы
2. От Гали сына Кара бека – Байкеевы, Сейтяковы, Хозясеитовы
По результатам ДНК-тестирования выделились три подветви данной
генетической линии. Все они имеют общего предка, жившего 800 лет назад, что примерно соответствует времени жизни Бирде султана или Элвера султана, соответственно деда и прадеда хана Бачмана, т.е. приблизительно началу XIII века.
К первой ветке N1c2-P43>Y3195>Y23785>Y24382>B226>Y64530 относятся один удмуртский образец, а также три образца, выявленные в
д. Верхняя Ошма Мамадышского р-на РТ. Этот населенный пункт был
пожалован в начале XVII века служилому мурзе Ярмухамеду бин Дустмухамеду бин Бакею бин Байкею бию бин Джуашу бию бин Алсуфи бию
бин Гали бию бин Кара беку. По преданиям, Ярмухамед мурза был очень
богатым человеком, который с помощью своих крестьян осушил болота
вокруг деревни и превратил их в большие пастбища. С тех пор в округе,
эту деревню называли еще «Морзалар» или «Ермаково».
Таким образом, эта ветка характерна для потомков сына Алсуфи бека
– Джуаша.

Аватар пользователя skygrad

800 лет назад жил сам Бачман (ум. около 1236), а дед явно ранее. Тут нестыковка с генетикой, но не критичная, так как все эти расчеты времени общего предка очень примерные, реально, плюс минус 100 лет, если не более (с тенденцией к омоложению). Мужчины особенно зажиточные и властные часто "сорят" своими генами, оставляя следы присутствия в местном населении (Ярмухамед). 

Насчет легендарного Карабека и связи его с Каринскими князьями у меня сомнения. Непосредственно с Вяткой никакого Кары в достоверных источниках нет, привязка идет на основе преданий каринцев. Карино (русское название) по-вотски звалось Кара-гурд - город Кары (а может быть и от вотско-пермского Кар - городок). Но надо учесть, что татары-булгары пришли сюда уже на обжитое праудмуртами место. Так что Кара мог быть их вождем или жрецом. В общем, Карабека могло и не быть вообще. Особенно учитывая несостоятельность шеджере каринцев, выявившуюся в результате ген. исследований и изучения ранних документов (одного предка у князей не было, как минимум, три разных семейных клана). 

Вот мои выводы (года три назад):

"Прослеживаются несколько фамильных родов Каринских князей, некоторые из них (Араслановы и Дюняшевы) находятся в установленном родстве, другие только предположительно. Но, видимо, всего существовало не менее трех отдельных родоночальников. Легендарный Карабий мог быть одним из них, но упоминаемый в грамотах 1510г. Карачура явно не подходит для этой роли. Но, возможно, легенда возникла под влиянием преданий о его жизни. Имя Кара не встречается у князей, но было у каринских вотинов. Вообще, оно широко известно у славян и русов 10-18 веков. Да, и само удмуртское название Карино - Кара-гурт - не татарского происхождения, татары зовут его Нукрат".
  
Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Но Бачаман гораздо более мифичен чем Кара-бек - тот хоть зафиксирован в названии, да вот и в историческом источнике Карачура этот проскакивает и позже по времени жил, А Бачман это невозможное происхождение из Анатолии и потомок то Сократа то Македонского, да и престижность его самого как последнего борца с монголами никто не отменял. История в шеджере Карабека гораздо более реальная. 

Основываясь на сведениях из Нусрат-наме, некоторые исследователи возводят происхождение Каринских арских князей к Джучи[2]

У меркитов вполне могла быть гаплогруппа как у нас - они сибиряки как и мы по происхождению. Но это конечно слишком большая Фантастика (уровня родства с Македонским).

Джучи родился около 1182 года от первой, самой уважаемой и влиятельной жены Чингисхана Бортэ, но кто был его настоящим отцом, доподлинно неизвестно. Основной причиной оспаривания отцовства Чингисхана является пленение его жены Бортэ племенем меркитов, вскоре после освобождения из которого родился Джучи. Возможным отцом Джучи, согласно «Сокровенному сказанию монголов», мог быть Чильгир-Боко (который взял Бортэ в наложницы), младший брат Чиледу (уже умер ко времени пленения Бортэ), у которого отец Чингисхана, Есугей, отбил невесту Оэлун из рода олхонут (один из родов племени унгират), будущую мать Чингисхана. Так или иначе, Тэмуджин признал Джучи своим сыном, но «проклятие меркитского плена» висело на Джучи всю жизнь.

Не считал Джучи биологическим сыном Чингисхана учёный Л. С. Клейн[9].

Аватар пользователя skygrad

Бачман историческая личность, о нем во многих источниках есть сообщения. 

Историк 13-14в. РАШИД-АД-ДИН, в своем очень кратком описании похода монголов 1236-37г. на булгар, половцев, русских и др. народы Вост. Европы, довольно подробно описал события связанные с войной против половецкого хана Бачмана.
   "После этого, в ту зиму (1236-37г.), царевичи и эмиры собрались в [доли-нах] рек Хабан и отправили эмира Субэдая с войском в страну асов и в пре-делы Булгара. Они дошли до города [Булгара] Великого и до других облас-тей его, разбили тамошнее войско и заставили их покориться. Прошли тамошние вожди Баян и Джику, изъявили царевичам покорность, были [щедро] одарены и вернулись обратно, [но потом] опять возмутились. Вторично послали [туда] Субэдай-бахадура, пока он не захватил [их]. Затем царевичи, составив совет, пошли каждый со своим войском облавой, устраивая сраже-ния и занимая попадавшиеся им по пути области. Менгу-каан с левого крыла шел облавой по берегу моря [Каспийского]. Бачмана, одного из бесстыднейших тамошних эмиров, из народа кипчаков, из племени олбурлик, и Ка-чир-укулэ, из племени асов, обоих забрал [в плен].
   А дело было так: этот Бачман с группой других воров спасся от меча; к нему присоединилось скопище других беглецов. Он бросался во все стороны и что-нибудь да похищал; бесчинства его увеличивались со дня на день. Постоянного местопребывания он не имел, и поэтому войско монгольское не могло схватить его; он скрывался в лесах на берегу Итиля. Менгу-каан приказал изготовить 200 судов и на каждое из них посадить по 100 человек монголов в полном вооружении. Он же [сам] с братом своим Бучеком шел облавой по обеим берегам реки. В одном из итильских лесов они нашли свежий навоз и прочее, [оставшееся] от спешно откочевавшего лагеря, а среди этого застали больную старуху. От нее узнали, что Бачман перебрался на один остров и что всё, попавшее за это время к нему в руки в результате [его] злодеяний и бесчинств, находится на том острове. За отсутствием судна нельзя было переправиться через Итиль. Вдруг поднялся сильный ветер, вода забушевала и ушла в другую сторону от того места, где была переправа на остров. Благодаря счастью Менгу-каана показалось дно, и он приказал пустить в ход войска и захватить [Бачмана]. Его сообщников истребили - кого мечом, кого [утопили] в реке - и вывезли оттуда много имущества. Бачман умолял, чтобы Менгу-каан [сам] своею благословенною рукою довел его дело до конца; он [Менгу-каан] дал указание, чтобы его брат Бучек разрубил Бачмана надвое. Качир-укулэ, [одного] из эмиров асов, также убили.
  
   Он [Менгу-каан] провел там то лето, а после того, в такику-ил, в год курицы, соответствующий 634 г.х. [4 сентября 1236 - 23 августа 1237 г. н.э.], сы-новья Джучи - Бату, Орда и Берке, сын Угедей-каана - Кадан, внук Чагатая - Бури и сын Чингиз-хана - Кулкан занялись войною с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими. Осенью упомянутого года все находившиеся там царевичи сообща устроили курилтай и, по общему со-глашению, пошли войною на русских".
Про Бачмана у меня собрано Харин Евгений Анатольевич. Русь и Вятка 2 (samlib.ru)
 
 
 
У монголов было принято усыновление, такие дети (иногда уже вполне взрослые) обладали всеми правами настоящих детей хана. Джучи и Бату вполне могли быть таковыми. Есть догадка, что Бату - это князь Ярослав Всеволодович, перешедший на сторону монголов (вместе с частью половцев и бродников) уже в ходе битвы на Калке в 1223г. 
Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

так не факт , что именно тот Бачман стоит у истоков Каринцев , как и не факт что он вообще был в их истоках (откуда там анатолийцам быть ?) Да и половцы не обладатели сибирских гаплогрупп, вот меркиты вполне себе сибиряки сами по себе.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Это моя фратрия по идее и в статье описан наш переход в татары.

Чабъя выжы

Название рода, вероятно, связано с распространенным у народов Среднего Поволжья тюркским мужским именем Чабай. Его формы (Чабай~Чабый~Чабыш~Чаби) зафиксированы в материалах ранних переписей и у удмуртов. В соответствии с антропонимической моделью "имя или прозвище предка" + патронимический суффикс -а от указанного имени было образовано название рода Чабья (удм. Чабъя): Чабай~Чабый + суф. - а > Чаб(а/ы)йа > Чабйа.

В конце XIX в. исследователь удмуртской родовой организации П.М. Сорокин, ориентируясь на различные варианты фиксации имени удмуртского рода в составе русских вариантов названий населенных пунктов, полагал, что существуют два отдельных рода - Чабья и Чипья / Ципья, родоначальники которых носили соответствующие дохристианские имена: Чабей (< удм. 'пшеница') и Чипей (< удм. 'щука').

Появление рассматриваемого рода связано с территорией Заказанья (современные северо-западные районы Татарстана), где, по-видимому, не ранее XIV и не позднее первой половины XV в. мог проживать его родоначальник. Во второй половине XV в. представители уже существующего Чабъя выжы участвуют в переселении из Казанского ханства в пределы Каринской волости Вятской земли, где основывают одно из старейших североудмуртских селений - погост Омсин (совр. д. Омсино Слободского р-на Кировской области, удм. Чабъя), в котором в начале XVII в. насчитывалось уже 28 дворов. Отсюда в ходе освоения Чепцкого бассейна представители рода Чабья расселяются по множеству деревень и починков, некоторые из которых в своих названиях сохраняют обозначение родовой принадлежности жителей: дд. Цыпья (устар. Пудемская, удм. Чабъя, Ярский р-н УР), Большой Унтем (устар. Чабья, удм. Чабьяшур, Балезинский р-н УР), в Кезском р-не УР - дд. Дынгырлуд (устар. Чабья на речке Ю, удм. Дынгырлуд), Ю-Чабья (уст. Унтем, удм. Чабъя), Варсем (уст. Чабья-Варсем, удм. Варсэм).

На исходной территории первые сохранившиеся сведения о селениях представителей Чабъя выжы относятся к последней трети XVII - началу XVIII в. Так, в документе 1674 г. в числе прочих упоминается д. Ципья, которую возможно сопоставить с современной д. Старая Ципья (тат. Иске Чепья, удм. Вуж Чипья, Балтасинский р-н РТ). В 1710 г. она (д. Чибья / д. Чипья Иж у речки Нелбень) находилась в сотне Досмякея Байгозина Арской дороги Казанского уезда и насчитывала 18 дворов крещеных и 11 дворов некрещеных удмуртов. В настоящее время в деревне проживают кряшены. По соседству находилась деревня некрещеных удмуртов Чипья у речки Орбор, в которой в 1710 г. насчитывалось 20 дворов (совр. с. Ципья, устар. Гурьевское, удм. Чабъя, тат. Чепья).

По-видимому, указанием на переход части удмуртов из рода Чабья "в татары / кряшены" являются татарские дд. Старая Чабья (тат. Иске Чәбия, Мамадышский р-н РТ, в 1719 г. - "Чабья", 14 душ), Новая Чабья (тат. Яңа Чәбия, Кукморский р-н РТ), Чабья-Чурчи (тат. Чәбия Чүрчи, Сабинский р-н РТ, в 1719 г. - "Чабья", 19 душ) и кряшенская д. Чабья (вошла в состав г. Нижнекамск, в 1719 г. - "Чабья по речке Чишме", 15 душ).

Переселялись представители Чабъя выжы и на территорию современных южных и центральных районов Удмуртии. В 1710 г. в сотне Андрея Байтемирова была учтена д. Ямын Чабья, насчитывавшая 8 дворов (совр. Айдуан-Чабья, удм. Айдуан-Чабъя, устар. Выль Чабъя, Кизнерский р-н). В сотне Прони Янмурзина отмечена д. Дымтем Чабья (совр. Старое Мартьяново, удм. Тяма, Завьяловский р-н), в которой тогда был 1 двор.

Перед 4 ревизией (1782 г.) часть жителей д. Ямын Чабьи выселилась в починок "Ямин Чабья по речке Айдуав". Перед 7 ревизией (1816 г.) из нее же выселились в дд. Тузьмы Чабья (совр. Тузьмо-Чабья, устар. Средняя Чабья, удм. Тузьмо-Чабъя, Кизнерский р-н) и Янгурчумо по речке Яминь (совр. Нижняя Чабья, устар. Янгур-Чумо-Чабья, удм. Улӥ Чабъя, Кизнерский р-н).

Дальнейшее изучение истории рода Чабья, в том числе методами генетической генеалогии, надеемся, позволит более детально проследить миграции представителей этого рода и их взаимодействие с соседними народами (татарами и кряшенами).

Аватар пользователя skygrad

"Появление рассматриваемого рода связано с территорией Заказанья (современные северо-западные районы Татарстана), где, по-видимому, не ранее XIV и не позднее первой половины XV в. мог проживать его родоначальник. "  ---- Интересно на чем основано такое мнение. Но продвижение совпадает по времени и географии с предполагаемым переселением чуваша-бесермен Ентяка (по Верещагину) в 1400г. из разгромленной московитами Булгарии на Вятку (Карино).

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Заказанье это Арская сторона как-раз - названа в честь - аров - удмуртов.

Аватар пользователя skygrad

Северо-запад Татарстана с прилегающими районами Мари-эл и Чувашии - часть территории бывшей Булгарии и Казанского ханства 14-15 веков. Арская сторона (дорога) - это северо-восток данных государств. Так что ваш предок из чуваш-бесермен, хотя на Вятке наверняка происходило смешение прибывших с местными праудмуртами.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Да нет , вот определения Заказанья , тут нет Чувашии а от Марий Эл - восток.

Арская сторона, Арская земля (тат. Арча ягы «Задняя, тыловая сторона») — историческое название Заказанья в Казанском ханстве в русских источниках.

Ныне это районы Татарстана (1), Марий Эл (2) и Кировской области (3)

Чувашия это Горная сторона.

Аватар пользователя skygrad

Северо-западные районы Татарстана - это не Арская сторона. Если принять во внимание, что в прошлом Казанское царство и Булгария включали в себя на северо-западе Мари-Эл и Чувашию, то именно эти чуваши и понимались под начальными бесерменами. Чувашей считают наиболее сохранившимися потомками булгар. Бесермене в таком случае, это чувашские мусульмане (булгары). 

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Найденные в Поволжье верхние челюсти убитых врагов говорят о пребывании в этой местности финнов
В Поволжье обнаружены следы пребывания западных финнов в 1 веке н.э
Западные финны являются предками марийцев, мокшан и эрзян.

Как уточнили археологи, об этом свидетельствует захоронение, обнаруженное в Нижегородской области.

Ученые считают, что погребение относится к писеральско-андреевской группе, поскольку в захоронении были обнаружены останки воинов с верхними челюстями убитых ими врагов. Также здесь были найдены кольчуги, наконечники копий, шлемы, мечи, стрелы.

Ученые считают, что территория, на которой обнаружили захоронение, было промежуточным между западными и восточными финнами. Теперь они хотят установить точное время, когда западные финны появились в Поволжье.

Аватар пользователя skygrad

Насколько я знаю, протофинны пришли много тыс. лет назад с востока, часть осталась на сев. Вост. Европы, а часть заселила Финноскандию, а уже оттуда спустя время (приобретя типично северные блондинистые черты внешности) стали расселяться в Прибалтике и Вост. Европе. При этом, сохранилась языковая схожесть с жившими здесь восточными финнами, хотя внешне нынешние удмурты, финны и эстонцы мало похожи. 

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Глянул ещё раз время жизни общего предка с Арскими князьями , так вот 950 лет назад это округлённый средний возраст , а неокруглённый указан - 930 лет назад. Время половецкой активности прямо какое-то и начало Крестовых походов. По шеджере князей в их предках числятся - половецкий султан Бачман , да и относят их сюда - Арские князья были главами клана Кыпчак — высшей знатью Ханства (караучи беками — главами одного из четырёх главных племен).
1093г.
13 ноября — гибель Малькольма III в битве при Алнвике во время вторжения в Нортумберленд.
1093—1097 — король Шотландии Дональд III Красивый (ок. 1033—1099), брат Малькольма III.
Средневековый философ и теолог Ансельм Кентерберийский стал архиепископом Кентерберийским.
Началось строительство замка Карлайл в Англии.
В Англии начал возводиться Даремский собор.
1093—1103 — король Норвегии Магнус III Голоногий (1073—1103), сын Олафа III. Войны в Швеции и Британских островах.
Завершилось строительство собора Святого Кнуда в Оденсе, Дания.
Пфальцграфом Генрихом Лаахским заложено Лаахское аббатство Святой Марии — шедевр романской архитектуры и пластики.
Конрад, сын Генриха IV, перешёл на сторону папы. Ломбардская лига.
В благодарность за помощь во время вторжения арабов Альфонс, король Кастилии, сделал Генриха Бургундского графом Португалии.
1093—1112 — граф Португалии Генрих Бургундский. Резиденция в Браге.
Святополк Изяславич дважды потерпел поражение от половцев.
Половцы захватили и сожгли Торческ[1].
Первое письменное упоминание села Триполье[2].
24 апреля — Святополк Изяславич стал великим князем киевским.
Казнь сельджукским султаном эмира Чахи.
Распри в Сельджукском султанате. Его распад.
Сражения
26 мая — Битва на Стугне между русскими князьями и половецкими ханами.
13 ноября — Битва при Алнвике (между шотландцами и англичанами)

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Эта находка замечательна тем, что дьяковцы кремировали умерших (днк не сохранялось), а прах с остатками погребального инвентаря и бронзовых «шумящих украшений» помещали в так называемых «домиках мёртвых» — небольших полуземлянках вдали от городищ (такие же «домики мертвых» находят в Вологодской области, культура которой тесно связана с дьяковской

 

Геном раннего дьяковца, Кубенское озеро.

• NEO538 (397-203 гг. до н. э.; Минино, Вологда, Железный век)
N1a1a1a1a2-L1026>Z1936>CTS1223>Z1934>Z1928>SK1485

https://www.yfull.com/tree/N-SK1485/

Носителей дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси.

Srkz:

Доминируют "Волжско-финский" (удмурты, марийцы) и "Западная Сибирь" (ханты, манси). То есть, можно предположить этот образец ФУ ещё до смешения с западными предками прибалтийских финнов и саамов.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Олег Балановский
«Если рассматривать любую популяцию, говорящую на тюркских языках, то она возникла именно таким способом, что местное население перешло на тюркский язык с сохранением местного генофонда и очень небольшим вкладом той популяции, которая принесла тюркский язык». Эта модель одинакова что для якутов, что для турок и для всех популяций, которые находятся между ними. Всюду вклад тюркской популяции невелик. Разве, что в Саянах и на Алтае это не так.

«По генетическим характеристикам особых отличий татар от башкир, чувашей, удмуртов и коми не видно»

Аватар пользователя skygrad

Балановского часто критиковали при жизни, но в чем-то с ним можно согласиться, перечисленные народы состоят примерно из одних и тех же ГГ, но в различных пропорциях. Комбинации генов и культурные традиции определяют принадлежность к тому или иному этносу. Вообще, процесс смешения народов живущих в соседстве (особенно в границах одного государства) происходит постоянно. Но сами государства обычно образуются (или преобразуются в нечто новое) путем появления некой властной группировки, пришедшей извне или возникшей (собравшейся) внутри существующего этноса. Часто эту роль выполняли пришлые степные кочевники-завоеватели. При этом их было относительно немного, иначе они не смогли бы занять элитную нишу в завоеванном государстве, а просто бы перебили всех. Поэтому в генотипе татар и русских чисто монгольского немного. 

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

конечно будут критиковать, околонаучные круги тюркских сообществ, всем же хочется быть истинными тюрками , при этом в турецких сериалах изображают султанов сельджуков в виде арменоидов из барбершопа вышедших, в то время как скульптуры сельджуков показывают гладковыбритых монголоидов. Не говорю уж о скульптурах которые туркмены поставили первым правителям огузов - там бороды - Толстой отдыхает в сторонке.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Древние Микенцы, Загадочный «феномен Сеймы-Турбино» и древняя ДНК

Территория Горного Алтая учеными и археологами была идентифицирована как точка происхождения культурной загадки, получившей название «феномен Сеймы-Турбино». Феномен Сейма-Турбино - событие, произошедшее около 2200-1900 гг. до н.э. Археологические данные свидетельствуют о внезапном распространении бронзовых артефактов, изготовленных с использованием методов литья по выплавляемым моделям, технологии, совершенно неизвестной в других регионах где до этого жили в основном охотники-собиратели каменного века или скотоводы с более простыми методами металлургии.

Металлургические влияния этой стилистической формы не только распространились далеко, но и оказали значительное влияние на металлургические традиции в западных и восточных евразийских степях, северном Китае и во всем северном евразийском поясе. По мнению археологов Е.Черных и С. Кузьминых происхождение феномена Сеймы-Турбино находится Восточном Казахстане и Синьцзяне, в регионе, где пересекаются Алтай и Тянь-Шань, соединяя Среднюю Азию и Сибирь. Помимо этого они также утверждают, что в основе этого явления, по их мнению, лежала группа из региона Алтая и Джунгарии, которая представляла собой скотоводческие народы, работавшие с металлом. Этот древний «народ умелец и творец Демиург» был источником этой новой традиции металлообработки и распространились через Сибирь в Европу. Авторы назвали их «предшественниками Чингисхана», имея в виду их экспансию на запад. После 1900 г. до н.э. «феномен» прекратился, но стиль обработки металлов продолжал распространяться по всей Евразии. Но за пределами ядра Западного Алтая и Среднего Иртыша сейминско-турбинский горизонт уже не представлял собой культуру, а серию оригинальных и самобытных новых типов металлов которые быстро распространилась по лесостепной зоне с востока на запад.

Предполагается, что изменения климата в Алтайском регионе около 2000 г. до н.э. и последующие экологические, экономические и политические изменения вызвали быструю и массовую миграцию людей на запад в северо-восточную Европу в конечном итоге эти люди достигли территории Фенноскандии, а металлические предметы основанные на этом стиле добрались до территории Микенской Греции, Древнего Китая, и до Юго-Восточной Азии через Вьетнам до Таиланда, длиной около 4000 миль. При этом исторические даты Китая и Микенской Греции достаточно близки друг другу, что очевидно при анализе появления в Европе и в Китае евразийских бронз сейминско-турбинского типа. В Микенской Греции они распространяются в периоды A2b,c, а во втором непосредственно предшествуют началу Шанской Династии. Сейминско-турбинские находки определяются второй четвертью II тыс. до н.э. по балкано-микенской линии «привязок», основанной на сходстве с материалами из шахтных гробниц в Микенах – костяных щитковых псалиев с шипами, серебрянным наконечнику копья, который происходит из уральских центров металлообработки.

Эта миграция произошла всего за пять-шесть поколений и привела к тому, что народы от Финляндии на западе до Таиланда на востоке стали использовать одни и те же технологии обработки металлов, а в некоторых регионах - коневодством и верховой ездой. Как известно коневодство и колесный транспорт попали в древний Китай и Юго-Восточную Азию благодаря носителям «феномена Сеймы-Турбино». Предпологается что металлургия и технологии бронзолитейного производства в древний Китай тоже попали благодаря сейминско-турбинским племенам из Южной Сибири к началу третьей фазы археологической культуры #Эрлитоу, которую китайские и западные учёные связывают с первой и полулегендарной династией Ся. Далее предполагается, что те же самые миграции распространили уральскую группу языков по Евразии: около 39 языков этой группы все еще существуют, включая венгерский, ханты-манскийский, финский, эстонский, саамский и др.

Экспансия носителей феномена Сейма-Турбино происходила преимущественно на северных окраинах степей в частности на территории лесостепной зоне, они мигрировали вокруг степей, позже достигнув территории Восточной Европы, они, видимо спровоцировали миграцию которая привела предков микенцев в Грецию, где около 1600 года до н.э. материковая Греция подверглась ахейскому нашествию, с севера, в котором зафиксировано использование боевых колесниц. В результате образовались новые городские центры - #Микены#Тиринф#Орхомен и др. Вместе с ахейцами на острове Крит появилось линейное письмо. На смешанность населения возникшее также в результате нашествия указывает затруднение с дешифровками группы критских надписей, которые считаются не принадлежащими к индоевропейской группе языков.

По реконструированным лицам древних микенцев из "круглых могил" воссозданные  антропологами Джоном Прагом и Ричардом Нивом, лица у ахейцев (как отмечают антропологи), имеют выраженный уплощенный тип лица. На фотографии изображены ахейцы похороненные в одной из круглых могил в Микенах. Реконструкции лиц семи человек, похороненных в круглых могилах в Микенах сгруппированы в соответствии с их предполагаемым сходством, и показано расположение скелетов внутри Могильного круга (photo: https://vk.com/photo-187832019_457244821). Как отмечают Р.Нив и Дж.Праг захороненные люди находилось по несколько групп в круглой могиле в которых не было подходящего материала для сбора анализа ДНК. Однако сходства лиц древних ахейцев было достаточно, чтобы можно было понять что люди из "круглых могил" были из одной семьи. В сравнении с более поздними классическими ионическими и дорийскими греками у ахейцев из "круглых могил" уплощенный лицевой отдел, увеличенная верхняя губа, укороченный, более широкий и плоский нос, что предполагает миграционную волну людей, вероятно, переходной уральской расы. Более поздние "классические греки" как отмечают антропологи имели более изящный и прямой нос и менее уплощенный тип лица. (J. Prag, R. Neave, Texas A&M University Press, 1997).

В археологическом отношении микенские колесницы, наконечники копий, кинжалы и другие бронзовые предметы обнаруживают поразительное сходство с Сейма-Турбино. Северная зона лесостепей нынешней России обнаружены стоянки войнов-кочевников «феномена Сеймы-Турбино» известных также своей мобильностью (стоянки Сейма-Турбино обнаружены даже в Монголии). Поэтому вполне вероятно, что ахейцы спустились с территории лесостепей Восточной Европы, вероятнее всего с территории Придунавья в Грецию между 1900 и 1650 годами до нашей эры, где они смешались с пеласгами древнейшими жителями Эллады до Микенской эпохи, чтобы заложить основу уникальной греческой культуры бронзового века.

В 2017 году генетиками были протестированы останки микенцев и минойцев для установления ДНК. Микенцы и #минойцы оказались очень близки генетический, причем около ¾ генов и те, и другие получили от населявших берега Эгейского моря фермеров раннего бронзового века, которые генетический были близки древнему населению Восточного Кавказа. Однако между двумя родственными народами было одно существенное различие: #микенцы, в отличие от минойцев, получили около 16% своих генов от мигрантов из Сибири и Восточной Европы. Судя по всему, до Крита эти мигранты не добрались. Микенцы отличаются от минойцев тем, что у них присутствует один уникальный генетический компонент происходящего от охотников-собирателей севера с терриитории Сибири: Siberia/or SE_Asia (photo:https://vk.com/photo-187832019_457244822). Его называют компонентом «Древних северных евразийцев» (#ANE).

Можно предположить, что часть предков микенской культуры изначально обитали где-то на Востоке или как и дорийские племена на севере Балканах и, откуда уже пробрались на территорию Греции. Но если взглянуть на своеобразные микенских колесниц, наконечники копий, кинжалы из бронзы и другие изделия, то можно провести параллель с предметами из Володарской стоянки, которая относится к сейминско-турбинскому феномену. Ученые относят феномен к соединению двух культур коневодов, металлургов алтайского протоэтноса и охотников с Енисея-Байкала. А упомянутая выше Володарская стоянка почти полностью повторяет предметы Микенской культуры. Сложно предположить, что #ахейцы из Балкан и Греции пошли на холодный север и восток, чтобы там основать новые общества. Как минимум при таком маршруте артефактов было намного больше. Что более вероятно - как раз представители енисейско-алтайской группы начали свое движение на запад, которые знаменовали собой новый этап в развитии бронзовой металлургии в Евразии со множеством изделий из оловянной бронзы превосходящей своим качеством мышьяковистую, характерную для региона Южного Урала и Синташтинской культуры.
«Кочевники» двигались планомерно, с Востока на Запад пока конечным их пунктом и не стала #Эллада. Это обуславливается таким стремлением перенять культурные достижения Минойской культуры, так как Микенская цивилизация хоть и обладая более воинственным нравом по своему культурному развитию была ближе к кочевникам, чем к оседлому народу. Как бы то ни было, точного определения о происхождении представителей Микенской культуры пока до сих пор нет. Кто-то больше склоняется к балканской теории, а кто-то к алтайской.

Зато, теперь у нас есть генетические данные носителей феномена Сейма-Турбино. Недавно вышла сенсационная статья "Bronze Age Northern Eurasia Genetics in the Context of Development of Metallurgy and Siberian Ancestry", международной команды генетиков опубликованная недавно 1 октября 2023 года, в которой были представлены генетические данные носителей феномена Сейма-Турбино. Ссылка на статью:https://www.biorxiv.org/content/10.1101/2023.10.01.56... В статье были представлены генетические образцы из сейминско-турбинских стоянок из Ростовки. Могильник Ростовка - одно из главных мест формирования Сейма-Турбино, сторонники которой, придерживаются направления распространения феномена с Востока на Запад, считают своего рода одним из главных «центров» формирования феномена Сеймы-Турбино. Могильник Ростовка известна некоторыми из наиболее интересных находок, таких как лезвия, украшенные изображением человека на лыжах, которого тянут #лошади. Вообще, феномен Сеймы-Турбино разделяют на западную часть (к западу от Урала) и восточную часть (к востоку от Урала). И Ростовка - самый крупный и значимый памятник из восточной группы, насчитывающий 38 захоронений, большинство из которых содержат артефакты сейминско-турбинского стиля. Для материала восточной группы, в том числе Ростовской, характерно почти исключительное использование оловянной бронзы и находки форм для литья. По мнению большинства исследователей, именно здесь на Алтае зародился «транскультурный феномен». Оловянные ресурсы Алтая, скорее всего, эксплуатировались бронзовщиками Ростовки. Могильник Ростовка является особым местом еще и потому, что на нем находится значительное количество захоронений. Могильник является ключевым объектом для исследования с помощью секвенирования генома. Если распространение сеймо-турбинского феномена сопровождалось перемещением скотоводов со стороны Алтая и Джунгарии, то это должно отразиться на Ростовке, поскольку это довольно восточное кладбище и одно из древнейших. Люди, похороненные здесь, не могут быть отделены несколькими поколениями от этого первоначального Исхода, поэтому отпечаток древней ДНК все еще должен быть виден даже после смешения поколений с другими народами. Точно так же, если феномен Сеймы-Турбино со временем стал включать в себя разные народы (о разнородном этнокультурном составе сейминско-турбинцев свидетельствует их пестрый антропологический тип), но был в значительной степени обусловлен расширением уральского населения, мы должны увидеть, что это уральское ядро ​​также представлено либо с точки зрения демографии в Ростовке, либо в примечательных могилах на этом месте. Данные ДНК:

Кластер #Krasnoyarsk_BA:

Индивид ROT002, мужчина, захоронен около 1938-1700 гг. до н.э., вместе с клинком кинжала типа НК-4 был носителем Y-ДНК: N1a1a1a1a-L392 и восточно-евразийской мтДНК: G2a1. Индивид ROT002 был смоделирован как 87,4–92,3% предков #Yakutia_Lena_4780_2490 с наибольшей долей северосибирского происхождения, был отнесен к 399 гаплогруппе N1a1a1a1a (N-L392). Линия N-L392 является одной из наиболее распространенных в современных уральских популяциях и, по оценкам, отделилась от других N-линий около 4995 лет назад. Это открытие еще раз подчеркивает важность Y-ДНК N-L392 как связанного к распространению протоуральцев. Это говорит о том, что этот человек был не просто родственником уральских народов, но, по-видимому, близким родственником сибирских популяций, которые мигрировали в Европу и стали предками европейских носителей уральского языка.

2. Кластер #Western_Siberian

1. Индивид ROT004, мужчина, захоронен около 2202-1983 гг. до н.э., был захоронен вместе с асимметричной пластинкой и куском кости, которая могла быть фрагментом доспехов. Был носителем гаплагруппы Y-ДНК: Q-M346 (Q1b) и западно-евразийской мтДНК: H1.

2. Индивид ROT006, мужчина, захоронен около 4150–3800 лет назад. В могиле имелась асимметричное кремневое лезвие и металлическое шило. У индивида ROT006 определена гаплагруппа Y-ДНК: R1b-M73 и восточно-евразийская мтДНК: A10. Гаплагруппа R1b-M73 образовалось примерно 14 тысяч лет назад. Эта линия практически отсутствует в Западной и Восточной Европы. Снип: М73 будет доиндоевропейской ветвью гаплагруппы R1b, как и североафриканские R1b-V88 и R1b M335. Основная зона распространения R1b-M73 является территория современного Центрального Казахстана, Южной Сибири, Башкортостана, Монголии, Тывы, встречается в Венгрии, на Кавказе, Украине и Киргизии.

3. Индивид ROT011, мужчина, был захоронен около 2054–1174 гг. до н.э. (± 2σ)*. Погребальный инвентарь, обнаруженный вместе с индивидом RОТ011 в могиле 23, состоит из клинка кинжала типа НК-6, кремневого прямоугольного клинка, куска медной руды и неспецифического полированного каменного орудия. У мужчины ROT011 была выявлена гаплагруппа Y-ДНК C2b-M217>L1373 и восточно-евразийская мтДНК: С4. Гаплагруппа C-L1373 выявлена у образца из пещеры Чёртовы Ворота, С-L1373>М48 выявлена комплексах окуневско-чемурчекской общности в Восточном Казахстане и у индивида из элитного могильника Талды-2, Тасмолинской культуры. Гаплагруппа C-L1373 представляет собой кладу восточноазиатского происхождения, которая происходит со стороны Западной Сибири, его материнской линией была гаплагруппа мтДНК: C4 которая имеет древнее северо-евразийское происхождение (ANE).

4. Индивид ROT013, женщина, время жизни около 4150–3800 лет назад. Могила ROT013 не содержало находок. Выявлена восточно-евразийская мтДНК: R1b1.

5. Индивид ROT015, мужчина, дата  примерно 2133-1919 гг. до н.э. Могила не содержало каких либо находок. Выявлена гаплагруппа Y-ДНК: C2-M217>C-F9992 и восточно-евразийская мтДНК: С1е. На основании этого анализа генетики идентифицировали пару родственников второй степени родства (ROT011 и ROT015), оба из которых являются мужчинами, несущими Y-гаплогруппу C2a, и могут представлять собой либо внука/дедушку, племянника/дяди, либо полукровку по отцовской линии. Братьями и сестрами, что соответствует перекрывающимся радиоуглеродным датам для обоих людей.

6. Индивид ROT017, мужчина, возраст 3150-3800 лет назад. ROT017 был похоронен в могиле 34 с описью клинка кинжала типа НК-4, торцевого топора типа 20, наконечника копья типа КД-10, двух золотых колец, большого керамического фрагмента, нескольких небольших кремневых лезвий и имел маленькое костяное шило. По отцовской линии образец относится к гаплагруппе Y-ДНК: Q-L53, енисейский кластер, эта линия предковая для Q-YP4004, Q-L54, Q-L330, Q-Z780, Q-М1107, Q-M3 что указывать на то, что он мог частично происходить из смешанных популяций Древних северных евразийцев (ANE) и Восточной Азии. Аутосомный профиль этого человека на 50% содержал восточносибирское происхождение. 

Как показано в статье генофонд людей из могильника Ростовка происходят из разных групп населения преимущественно восточно-евразийского происхождения. Многие образцы представляют собой смешанное потомство, произошедшее от генетически различных популяций, которые лишь недавно начали взаимодействовать друг с другом. Текст от Master Mogae. Продолжение текста в комментариях.

Статья: Bronze Age Northern Eurasia Genetics in the Context of Development of Metallurgy and Siberian Ancestry. bioRxiv.org

 

пока кто-то носится выдумывая мифических арийцев или гиперборейцев или шумеров (недавно столкнулся с некими мезийцами) как предками марийцев. Есть такой культурный феномен как Сеймо-турбино чей путь совпадает с распространением финно-угорских языков и урало-сибирских генов. Сеймо-турбино раскинувшись по лесостепям Евразии культурно повлияло на две великих цивилизации древности - Китайскую и Микенскую. Появление оловянистых бронз и совершенного вооружения у этих цивилизаций связано с металлургами Сеймо-Турбинскими как и генетика - у первых археологических культур Древнего Китая были распространены урало-сибирские гаплотипы, как и у первых династий вроде Чжоу (именно короли этой династии) , а вот в статье говорится , что и у одного из микенцев обнаружено 16 процентов генов урало-сибиряков (не говоря уж об их похоронных масках где точно не греки изображены.

Эта миграция произошла всего за пять-шесть поколений и привела к тому, что народы от Финляндии на западе до Таиланда на востоке стали использовать одни и те же технологии обработки металлов, а в некоторых регионах - коневодством и верховой ездой. Как известно коневодство и колесный транспорт попали в древний Китай и Юго-Восточную Азию благодаря носителям «феномена Сеймы-Турбино». Предпологается что металлургия и технологии бронзолитейного производства в древний Китай тоже попали благодаря сейминско-турбинским племенам из Южной Сибири к началу третьей фазы археологической культуры #Эрлитоу, которую китайские и западные учёные связывают с первой и полулегендарной династией Ся. Далее предполагается, что те же самые миграции распространили уральскую группу языков по Евразии: около 39 языков этой группы все еще существуют, включая венгерский, ханты-мансийский, финский, эстонский, саамский и др.

Эпоха Чжоу (кит. упр. 周朝, пиньинь Zhōu Cháo, палл. Чжоу Чао; с 1045 года до н. э. по 221 год до н. э.[1]) — эпоха в истории Китая, время правления династии рода Цзи (姬) . Род Цзи сверг правивший дом Шан и установил новую династию. Династия прекратилась после победы династии Ин 嬴 (эпоха Цинь).

Датировка начала эпохи Чжоу остаётся предметом дискуссий, годом установления власти в Китае и победы над Шан традиционно считается 1122 год до н. э., критики указывают на 1027 год до н. э.[2], существуют и другие концепции. Этот период китайской истории считают расцветом китайского производства бронзовых изделий[3]. Последний период династии Чжоу также известен зарождением трёх основных китайских философских учений: конфуцианства, даосизма и легизма. (вся китайская философия выросла из этого периода).

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Ура ! На этом уровне, на Yfull в пермской ветке (моего гаплотипа) появился новый результат (узнаю время появления пермяков среди нас) N-Y24382 id:YF126056new

Может так-же на возраст общего предка повлияет как мой и бесермянский в своё время (сократили время последнего общего предка с Арскими князьями на 150 лет) . Кстати это и уровень родства моего с шаманом из Ундриха культуры КРОМ . N-Y24382Y24382 * FT45810 * FT45772+4 SNPs formed 3000 ybp, TMRCA 3000 ybp

3000 лет назад последний общий предок по прямой мужской линии.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Результат нового теста оказался Кировским (получается это ветка пермско-кировская русскоязычная) жду когда высчитают родство , пока я с ними в таком - 3000 лет до последнего общего прямого предка (это и моё родство с шаманом из могильника Ундрих культуры Рязано-Окцев) . Благодаря любому новому результату в ветке время жительство предка может измениться.

Аватар пользователя Ельцов Станислав Александрович

Интересный образец получился со старой родословной, 30 общих снипов со мной. Старинный предок его - Ivan Kondratevich Shadra b. 1650

Страницы