Композитор Н.Нолинский, родной брат В.Молотова.
Николай Михайлович Нолинский (настоящая фамилия Скрябин) родился 6 мая 1886г. в слободе Кукарка Вятской губернии (г.Советск Кировской области) в семье Скрябиных. Отец — Михаил Прохорович Скрябин, из мещан города Нолинска, был приказчиком в Кукарке. Дед — Прохор Наумович, нолинский мещанин. Мать — Анна Яковлевна Небогатикова из купеческой семьи города НолинскаВ семье родилось десять детей (Михаил, Виктор, Николай (он же — композитор Нолинский), Зинаида, Владимир, Вячеслав, Сергей), ещё трое умерли в раннем возрасте.
Сестра Анны Ольга Небогатикова вышла замуж за купца Петра Чиркова. Их сын Пётр Петрович Чирков – отец актёра Бориса Петровича Чиркова. Таким образом Николай Нолинский и Вячеслав Молотов – двоюродные дяди Б.Чиркова (из ст.Р.Соловьёвой «Дом Чирковых» в газете «Сельская новь», №113, 1992г.,сайт nolinsk.com).
С детства интересовался музыкой. В юности играл в домашнем струнном квартете вместе с братьями, включая Вячеслава. В 1910 окончил юридический факультет Казанского университета. Учился на регентских курсах при Казанском музыкальном училище (класс скрипки; гармонию изучал у Р. Гуммерта). Теорию композиции изучал самостоятельно.
Сочинения:
- для симфонического оркестра — симфонии: I (1941), II (1944), увертюры: I (1944), II (1948), III (1957), Сюита (1944);
- для малого симфонического оркестра — Лирическая сюита (1945), Вальс (1950);
- для струнного оркестра — Классическая сюита (1946), Ария (1946), Вариации на русскую тему (1948), Андантино (1950), Элегия (1953), Думка (1957), Хоровод (1957), Симфониетта (1958);
- для духового оркестра — Сюита (1936), марши;
- для оркестра народных инструментов — фантазии: I (1943), II (1944), III (1946), IV (1949), V (1950), VI (1951), VII (1954), VIII (1955), IX (1956), Х-(1957), увертюры: I (1945), II (1950), III (1952), IV (1958), V (1960), сюиты: I (1944), II (1950), симфония Моя Родина (1948), Романс (1956), Русский танец (1956), Юмореска (1956), Две польки (1956), Лирическая песня (1958), Скерцо (1958), Сказка (1959);
- для 2 скрипок, альта и виолончели — квартеты: I (1939), II (1942), III (1946), IV (1949), V (1950), VI (1951), VII (сюита, 1953), VIII (1953), Менуэт (1952), Адажио, Аллегро (1953);
- для скрипки и фортепиано — пьесы;
- для виолончели и фортепиано — Семь лёгких пьес (1951);
- для балалайки и фортепиано — Танец (1957);
- для домры и фортепиано — Мелодия (1956), Плясовая (1956), Юмореска (1960);
- для 2 скрипок — 20 дуэтов (1930—1936);
- для секстета домр — пьесы, в том числе сюиты: I (1938), II (1943);
- хоры на слова В.Дёмина, С.Васильева, А.Золотушкина, Н.Самарина, С.Смирнова и др.;
- песни (более 100) на слова А. Дельвига, А. Кольцова, В. Демина, Е. Медянцевой,
А.Пришельца, А. Прокофьева, А. Саксе, Н. Сидоренко, Я. Шведова и др.;
- музыка к драматическим спектаклям;
- музыка к стереофильму «Концерт» (1941);
- обработки народных песен.
Николай Нолинский – автор музыки к первому в СССР стереофильму «Концерт» (1941г.).
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нолинский,_Николай_Михайлович.
Из книги Феликса Чуева «Молотов. Полудержавный властелин» (Москва, 2002г.).
— А вот Нолинский — это какой брат был у вас?
— Нолинский? Он старше меня. Он Скрябин и сам композитор, но изменил фамилию, потому что был композитор Скрябин, довольно знаменитый композитор. Он говорит, что ж я буду тоже называться Скрябиным?
— Музыкальная у вас семья. Обучали вас?
— Я обучался. На скрипке.
— Даже Молотов…
— Почему даже Молотов? Даже Сталин, даже Ворошилов и Молотов трое пели! Мы все трое были певчими в церкви. И Сталин, и Ворошилов, и я. В разных местах, конечно. Сталин — в Тбилиси, Ворошилов — в Луганске, я — в своем Нолинске. Это было не тогда, когда мы были в Политбюро, а гораздо раньше. (Смех.) Сталин неплохо пел.
Из книги внука Молотова, политога Вячеслава Никонова «Молотов. Молодость» (Источник: "Молотов. Молодость"):
«Но Михаил Прохорович оставил о себе и приятные воспоминания. Он уделял немало внимания приобщению детей к своим (и Анны) увлечениям и прежде всего к пению и музыке. Скрябины в полном составе пели и в школьном, и в церковном хорах. До конца жизни дед сохранял любовь к церковному песнопению. Кстати, позднее Молотову это пригодилось, поскольку в Политбюро оказалось еще два бывших церковных певчих — Сталин и Ворошилов — и вместе они составляли неплохое трио в минуты отдыха. Дед хорошо знал и любил народные песни, частушки и прибаутки, особенно свои, вятские.
Обучались дети и игре на музыкальных инструментах. Веча особенно любил мандолину и скрипку. Вновь свидетельствует очевидец — Борис Чирков: «В этот раз сижу я в гостиной. Здесь так чинно расставлены по стенам стулья, повсюду разложены кружевные салфетки; за круглым столом сидят... братья Скрябины, внимательно углубившись в нотные тетрадки. Хозяева и гости слушают музыку из соседней комнаты, куда открыта дверь. Вот братья переглядываются, поднимают свои инструменты, один начинает топать ногой по полу, и все они сосредоточенно водят смычками по струнам. Очень ясно я помню, как они потихоньку раскачиваются то вперед, то назад, то в стороны...».
В 1902г. братья Николай, Сергей, Владимир и Вячеслав Скрябины учились в Казани и вместе проживали на ул.Георгиевской. В.Никонов пишет:
«Но не меньше места, чем учеба, в его жизни тогда занимала музыка. Из комнаты в доме на Георгиевской постоянно доносилась какофония струнных инструментов: скрипки, виолончели, мандолины. Заводилой музыкальных занятий выступал старший из четверки — Николай, который, помимо юриспруденции, обучался по классу скрипки на регентских курсах при Казанском музыкальном училище Русского музыкального общества. Он самостоятельно изучал теорию композиции и уже вовсю сочинял собственные произведения. Частные уроки брали и младшие братья. Порой по воскресеньям они устраивали для товарищей скрипичные концерты, и сами не пропускали ни одного мало-мальски существенного музыкального события. Ходили слушать гастролировавшего скрипача де Сикарди, пианиста Боровского, симфонию Шахерезады и лекции по истории музыки Шора.
Дед с юных лет почему-то недолюбливал Чайковского, но очень ценил Мусоргского, Глинку и особенно Бетховена, который стал его первым детским кумиром. Портрет именно Бетховена висел над Вечиной кроватью в Казани: «Бетховен без шапки, руки назад, идет навстречу грозе и буре». Любил дед и русские народные песни, мотивы которых часто мурлыкал себе под нос. Неплохо танцевал на ученических вечеринках».
Внук В.Молотова политолог Вячеслав Никонов выкупил и отреставрировал дом в Нолинске, в котором проживала семья Скрябиных. На первом этаже особняка открыта мемориальная экспозиция, посвящённая Молотову (посмотреть - нажмите на ссылку).
Текст и фото из газеты "Комсомольское племя" (1953г.):
"Специального музыкального образования Николай Михайлович не получил. Но он с детства интересовался русскими народными песнями.
Написал много песен и хоровых произведений, которые неоднократно исполнялись в концертах и передавались по радио в исполнении лучших артистов столицы. С.Я.Лемешев поёт песни Н.Нолинского «Волга реченька глубокая», «С радостью веселье», «Пела, пела пташечка». Н.А.Обухова исполняет «Лучинушку», пользующуюся большой популярностью у слушателей. Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии А.В.Александрова исполняет произведение Н.Нолинского «Победный тост».
Во время Великой Отечественной войны Н.М.Нолинский жил и работал в городе Кирове. Здесь в 1941г. он написал первую симфонию, посвящённую героям Отечественной войны, а также кантату о Сталине (1943г.). Находясь в Кирове, Николай Михайлович был в большой дружбе с коллективами театров. Он написал музыку к одной из лучших постановок облдрамтеатра имени С.М.Кирова «Великий государь», а также патриотической пьесе «Надежда Дурова» и к классической комедии А.Островского «Бедность – не порок». Театру юного зрителя он написал музыку к пьесе «Сказка о правде», а театру кукол – музыку к постановке «Дон Кихот»".
Анна, это Ваша статья?