7-й лагпункт (2-е отделения лагеря № 101)

Тип: посёлок
Статус: ныне не существует

Обширная поляна на речке Малый Созим в 8-ми километрах к северу от посёлка Созимского среди жителей этого посёлка известна под названием «Седьмой» [1]. Ещё одно народное название этого места - «Утёмово» (объясняется фамилией последних жителей этого места, покинувших его в 1960-е гг.) [2].

На спутниковых снимках урочища угадываются прямоугольные очертания зоны находившегося здесь лагерного пункта (деревья выросли там, где были ограждения и постройки). На окраине леса у юго-восточной части поляны находится старое кладбище, известное как кладбище военнопленных.


Для увеличения картинки кликните по изображению.

Это место не подписано на имеющихся картах, что затрудняет его идентификацию, но на основании анализа ряда документов и свидетельств можно сделать довольно уверенное предположение, что в 1938-1943 гг. на этой площади располагался 7-й лагпункт Вятского ИТЛ.

В ряде публикаций по истории Вятлага события, происходившие на 7-м лагпункте в этот период, ассоциированы с посёлком Ягодный. Наиболее раннее сообщение о местонахождении 7-го лагпункта в 1941 году в Ягодном найдено в статье В. И. Веремьева «Латыши в Вятлаге: опыт социально-демографического анализа» в 2004 г. [3, с. 115], в последующем это неоднократно повторяется у других авторов (В. А. Бердинских, Н. Ю. Белых). Однако это утверждение, по всей видимости, ошибочно, поскольку лагпункт в п. Ягодный стал 7-м отдельным лагерным пунктом (ОЛП) только в 1944-1945 гг., а до этого на его месте размещался 6-й ОЛП. Это подтверждают карты 1940-х гг. [4, 5], где на месте Ягодного находится 6-й Посёлок, а также документ о структуре Вятского ИТЛ на начало 1945 г., где 7-й ОЛП имеет приписку «бывший 6-й ОЛП-штабной» [6, с. 119].

Железнодорожная ветка 7-го лагпункта

В отличие от первых шести лагерных пунктов, которые последовательно располагались на главной линии Гайно-Кайской железной дороги, предполагаемый 7-й был построен в стороне от неё. К лагпункту была подведена боковая ж/д ветка, которая брала своё начало к северу от станции Малый Созим, где располагался 3-й лагпункт. Расстояние по карте от места разветвления до «Седьмого» - 7 километров. Далее от этого места железная дорога продолжалась ещё около 7 километров к местам лесозаготовок. Ветка существовала примерно до конца 1940-х гг.

Структуру части территории Вятлага от 2-го до 9-го лагпунктов с веткой 7-го лагпункта по состоянию на 1941-й год можно показать на схеме следующим образом.

Примечательно, что следующий по нумерации 8-й лагпункт (п. Заречный) также был построен на боковой железнодорожной ветке, которая отделялась от главной линии в другую сторону.

Наличие железнодорожной ветки к «Седьмому» без указания на то, что это был именно 7-й лагпункт, подтверждается источниками:

  1. Актом проверки состояния кладбищ № 101 от 20 октября 1950 г., в котором сообщается: «Кладбище 2-го лаготделения лагеря военнопленных № 101 МВД (в данном время подкомандировка № 3 ОЛП № 4 Вятлаг’а) находится от ст. М. Созим 24 клм. по бывшей разобранной ж. д. на расстоянии 9 клм. в северном направлении, от зоны подкомандировки 800 метров в юго-восточном направлении» [7, с. 419].
  2. Топографической картой O-39-009, изданной в 1962 г. На этой карте отмечено полотно снятой железной дороги длиной 14 километров в северо-восточном направлении [8].
  3. Воспоминаниями бывшего жителя п. Лесной А. А. Генинга, который сообщил, что в 1967-1968 гг. полотно снятой железной дороги к урочищу Утёмово было ещё в хорошем состоянии [1].

https://rodnaya-vyatka.ru/sites/default/files/filebrowser/user_147/place/1962.jpg
Фрагмент карты O-39-009 1962 г. [8]

О наличии либо строительстве железной дороги в районе 7-го лагпункта можно судить по опубликованному в книге В. А. Бердинских «История одного лагеря» приказе от 7 января 1939 года. В приказе осуждается неподобающее поведения начальника 7-го лагерного пункта по фамилии Гулин, который «в разговоре с прибывшим на лагпункт в командировку инженером ОЖДС з/к - Пифиевым допустил сплошные матерные ругательства и оскорбляющие выражения» [7, с. 35]. Инженер ОЖДС (отдела железнодорожного строительства) прибыл на лагпункт в командировку, вероятно, в связи со строительством либо обслуживанием железной дороги.

Наличие железной дороги при 7-м лагпункте подтверждается рядом сообщений в «Лагерном дневнике» бывшего узника Вятлага Артура Страдиньша, а в одной из его записей упоминается близость 3-го и 7-го лагпунктов и наличие железнодорожной ветки между ними.

«8 АВГУСТА [1941]. Нас везут поездом на центральный пятый лагпункт (комендантский), где мы корчуем пни» [9, с. 16] (автор в это время находился на 7-м лагпункте).

«13 АВГУСТА [1941]. Едем поездом в пятый лагпункт, корчуем пни» [9, с. 17] (автор в это время находился на 7-м лагпункте).

«14 АВГУСТА [1941], ЧЕТВЕРГ. С утра в 10 часов этапом едем из седьмого лагпункта в одиннадцатый» [9, с. 17].

«18 ОКТЯБРЯ [1942], ВОСКРЕСЕНЬЕ. Загружаем вагоны дровами. Места загрузки недалеко от 7-го лагпункта, а железнодорожная насыпь вблизи 3-его лагпункта. Один вагон не был закреплен, стал катиться с горы и на большой скорости врезался в ветку 3-его лагпункта. По этой ветке происходит движение железнодорожных составов...» [9, с. 42].

«2 ИЮНЯ [1943], СРЕДА. Нас переводят из седьмого лагпункта в третий. Нас перевозили на поезде…» [9, с. 62].

На карте 1946-го года данная ж/д ветка не отмечена [4] (возможно, к этому времени уже была разобрана).

Лесной пожар 1938-го года

В 1938-м году в Кайском районе произошли обширные лесные пожары, которые затронули Вятлаг и, в частности, 7-й лагпункт. Упоминание о пожаре содержится в дневнике А. Страдиньша:

«3-4 АВГУСТА [1941]. Заготовка дров у озера. Небольшое озерцо, вокруг лес. В 1939 году в Вятлаге был большой лесной пожар, седьмой лагпункт сгорел весь. Некоторые заключенные спаслись в озере. Тогда, говорят, сгорело много людей. У дороги, что ведет от лагпункта к озеру, находится кладбище. Виден столбик, где мы похоронили первого умершего с нашего этапа - министра Булумберга» [9, с. 16].

В книге бывшего заключённого В. С. Рацевича «Глазами журналиста и актера» история о пожаре описана более подробно в изложении десятника Смирнова, бывшего очевидцем и участником событий.

«В первой половине августа над густым лесом возле второго лагпункта появилось большое облако дыма. К вечеру показались огненные языки. Горел лес. Лесные пожары летом в Вятлаге явление довольно частое и поэтому к событию отнеслись довольно спокойно, уверовав, что, как и в прошлые годы погорит, погорит да и потухнет. Но так, как думали, не получилось. Прошел один день, второй, третий, пожар не только не стихал, но и ширился, огонь приближался к нашему, третьему лагпункту. Сначала загорелись дома вольнонаемного состава, отстоявшие от зоны на 50-75 метров. Постепенно бараки заключенных и административные постройки лагеря оказались в огненном кольце. Начальник третьего лагпункта старший лейтенант Харченко правильно оценил обстановку: заключенным грозит неминуемая гибель, если их сразу же не вывести из зоны лагеря. Возник вопрос: куда выводить? Харченко посоветовался с начальником военизированной охраны, но тот категорически отказался выводить людей из зоны на том основании, что выводить уже поздно и некуда, лес горит кругом и воспротивился решению Харченко открыть лагерные ворота и предложить заключенным самим выбираться от неминуемой гибели кто как сумеет.

Раздумывать долго было нельзя, огонь стремительно приближался к проволочным заграждения третьего лагпункта. Охрана разбежалась. Харченко собрал на вахте всех находившихся в зоне заключенных и предложил им немедленно, спасаясь от гибели, не теряя ни одной минуты драгоценного времени, бежать в том направлении, где, по его мнению, они могли быть вне опасности. Зона быстро опустела, в ней не осталось ни одного человека».

«В то время я отбывал срок на седьмом лагпункте. Меня, в числе десяти заключенных, имевших бригадный пропуск и возвращавшихся после работы в зону, огонь застал в лесу. В зону нам путь преграждало море огня, поэтому приходилось действовать быстро и расчетливо. Отлично зная местный лес, я предложил ребятам кратчайшим путем бежать в сторону лесного озера, находившегося неподалеку, но в стороне от основной нашей трассы… Три дня мы просидели на берегу озера, голодные и мокрые в ожидании помощи извне. На четвертый день пошел дождь, вскоре перешедший в необычайный, мною никогда не виданный страшный ливень. Он погасил огонь, а мы превратились в мокрых, голодных, шатающихся от слабости скелетов, которые кое-как, поддерживая друг друга, добрались до восьмого лагпункта» [10, c. 131-132].

Лесным озером, о котором идёт речь в этих рассказах, может быть озеро Падун (на картах Подловское). Оно находится в 4,5 километрах от «Седьмого». Дорога от него к озеру проходит как раз мимо кладбища, что соответствует описанию Страдиньша.

Последствия лесного пожара 1938 года видны на топографической карте 1946 года [4]. На этой карте обширные площади горелого леса отмечены в районе реки Малый Созим и к востоку от неё. Территория предполагаемого 7-го лагпункта также затронута гарью, что подтверждает правильность его локализации. Примечательно, что к северу от п. Соцгородок гарей не отмечено (включая 6-й Поселок - будущий Ягодный и 9-й Поселок - будущий Брусничный).


Фрагмент карты III-O-39 1946 г. (издание 1948 г.) [4]


Условный знак горелого леса на топографических картах.

Упоминание 7-го лагпункта в контексте лесных пожаров позволяет утверждать, что посёлок возник в 1938-м году, в самом начале становления Вятлага.

Ближайшие лагпункты

Из приведённого выше описания лесного пожара в книге В. С. Рацевича понятно, что 7-й лагпункт был расположен относительно недалеко от 2-го и 3-го (пожар достаточно быстро охватил территорию, на которой находились все три указанные посёлка).

В дневнике А. Страдиньша имеется сообщение о том, что заключённых 7-го лагпункта водили пешком грузить дрова на 2-й лагпункт, а также о том, что на 7-м лагпункте был слышен фабричный гудок 5-го лагпункта.

«31 ДЕКАБРЯ [1942], ЧЕТВЕРГ… Помню, в прошлом году в это время шли из седьмого лагпункта во второй грузить дрова. Обуви и одежды теплой у большинства не было, многие обморозились… Слышен фабричный гудок на пятом лагпункте. Желаем друг другу счастья, начался 1943 год.» [9, с. 45]

Расстояние от «Седьмого» до указанный лагпунктов действительно небольшое: до 3-го лагпункта (п. Малый Созим) – 7 км, до 2-го лагпункта (п. Сорда) – 10 км, до 5-го лагпункта (п. Комендантский) – 7 км.

Латышские этапы 1941 года. Кладбище заключённых

По данным документа о составе заключенных Вятского лагеря НКВД СССР на 17 июля 1941 года, 7-й лагпункт имел самый многочисленный контингент заключённых – 3071 человек [7, с. 40-41].

Согласно статье В. И. Веремьева, значительную часть контингента 7-го лагпункта составляли «следственно-заключённые» латыши, прибывшие в Вятлаг из Юхновского ИТЛ НКВД СССР в составе трех этапов 9, 10 и 13 июля 1941 года. Проанализировав архивную картотеку учреждения К-231, В. И. Веремьев приводит следующую статистику о судьбе этих заключённых: 1) 114 человек были приговорены к расстрелу; 2) не менее 1600 человек умерли 1941-1943 гг., не дождавшись вынесения решений по их делам, 3) не менее 574 человек были подвергнуты лишению свободы, но умерли в лагере до освобождения; 4) 492 человека были освобождены или отправлены в другие лагеря. Таким образом, абсолютное большинство (82%) прибывших в указанные даты латышей погибли в Вятлаге [3, с. 114-115].

В составленном В. И. Веремьевым документе «Сведения о местах и численности захоронений жителей Латвии и этнических латышей, репрессированных по политическим мотивам и содержавшихся в Вятском ИТЛ НКВД СССР (1938-1956 годы, по данным, установленным на 05.04.2001)» приводится информация о числе захороненных на 7-м лагпункте латышей – 942 человека (а на всех лагпунктах вместе 2425 человек) [11, с. 552-554].

Информацию о наличии при 7-м лагпункте места значительного по размерам захоронения заключённых, в том числе латышей, подтверждает «Лагерный дневник» А. Страдиньша. В его записках есть упоминания о том, что на кладбище 7-го лагпункта имели место захоронения заключённых не только 7-го, но и других лагпунктов.

«3-4 АВГУСТА [1941]. Заготовка дров у озера. Небольшое озерцо, вокруг лес. В 1939 году в Вятлаге был большой лесной пожар, седьмой лагпункт сгорел весь. Некоторые заключенные спаслись в озере. Тогда, говорят, сгорело много людей. У дороги, что ведет от лагпункта к озеру, находится кладбище. Виден столбик, где мы похоронили первого умершего с нашего этапа - министра Булумберга» [9, с. 16].

«14 МАЯ [1942]. Чистил туалеты и возил трупы. Из каплиги (маленькая будка за зоной) трупы надо нести к дороге и класть в большой ящик. Один труп несем вчетвером, хоть у трупа ничего нет, кроме обтянутых кожей костей. Нам это тяжело и мы сами похожи на этих трупов. В этих ящиках трупы повезут хоронить в седьмой лагпункт» [9, с. 34].

«17 ИЮНЯ [1942]. Свояка ЯнВса Паварса везут в 7-ой лагпункт, где похоронят в общей могиле. <…> Кладбище вблизи вырубки, среди пней. Ямы для трупов копает целая бригада, поскольку смертность так велика, что иначе не справиться. Наполняют трупами вырытую яму, а сверху заравнивают землей. Вначале устанавливали дощечки с надписями захороненных, а позже и этого делать не стали» [9, с. 35].

Подкомандировки 7-го лагпункта

Имеется информация о том, что 7-й лагпункт имел подкомандировки (подчинённые лагпункты), на которых размещалась и работала часть контингента заключённых.

По «Лагерному дневнику» А. Страдиньша, в 7-ми километрах от 7-го лагпункта в горелом лесу находилась 1-я подкомандировка (1-е подразделение), в район которой была проведена лесовозная ж/д ветка.

«6-15 АПРЕЛЯ [1942]. Работаю на первой подкомандировке. На бирже пилю дрова.
13-15 АПРЕЛЯ [1942]. Солнечно. Пришла весна. Этот лагерь в горелом лесу. Бараки старые и маленькие. Неуютно» [9, с. 33].

«18 ФЕВРАЛЯ [1943]. Потеплело. Идет небольшой снег. Дневальный стационара - Лерх, его часто забирают в бригаду, когда идет срочная погрузка вагонов. Грузить идут в первое подразделение, это примерно семь километров» [9, с. 50].

Подходящее под описание место находится в 6 километрах к северу от «Седьмого» и отмечено как «Подкомандировка 2-я» на топографической карте 1962 г. [8].

Среди жителей п. Созимского данное место известно именно как «1-я подкомандировка», а «2-й подкомандировкой» называют место в 7 километрах на юго-восток от «Седьмого» [1]. На карте 1946-го поблизости обеих подкомандировок, обозначенных просто как бараки («бар.»), находится горелый лес [4].

О своём пребывании на 1-й подкомандировке 7-го лагпункта подробно рассказал в своей книге В. С. Рацевич (он находился там с конца декабря 1941 г. по май 1942 г.). По его рассказу, в 1-ю подкомандировку он прибыл в составе этапа «не осужденных еще эстонцев, латышей, литовцев, русских с ярлыком контрреволюционеров и врагов народа» [10, с. 120]. Рацевич описывает подкомандировку следующим образом:

«В стороне вырубка с разбросанными домиками вольнонаемного состава, а еще дальше зона заключенных, освещенная бледным светом появившейся луны» [10, с. 119].

«Теперь я воочию смог убедиться, какую грустную, безотрадную картину представляла наша первая подкомандировка седьмого лагпункта. В шести, давно не ремонтированных, облезлых бараках, жили работяги, в таких же, как наш, с клопами, вечной грязью, копотью и дымом от печек - времянок. Везде такой же холод, как и у нас, смешанный с сыростью и вонью вечно сырой, не успевающей просохнуть рабочей одеждой. Два, не лучше оборудованных, барака были отведены под стационары. Те же сплошные нары, отсутствие каких бы то ни было удобств для больных (туалет, умывальник и пр.). Отдельные помещения отведены под кухню, хлеборезку, каптерку, амбулаторию. О туалетном сарае я уже писал, он один на весь лагерь, недалеко от проволочных заграждений, без крыши, чтобы часовой с вышки мог видеть каждого, входившего в него» [10, с. 133].

«Лагерная баня напоминала деревенскую с низким, прокопченным дымом потолком и черными от сажи стенами. На щербатом полу с прогнившими досками заключенные не раз оступались, получали вывихи, увечья» [10, с. 128].

В мае 1942 года Рацевича и других заключённых перевели из 1-й подкомандировки 7-го лагпункта на «совхоз 5-го лагпункта» (посёлок Полевой-1). По воспоминаниям Рацевича, заключённых вели пешком через лес по просёлочным дорогам, а когда они вышли из леса, то увидели совхоз, станцию Лесную и Соцгородок. Вот как он это описывает:

«По выходе из леса, нашим взорам открылась довольно живописная картина. С высокого холма спускалась железная дорога, упиравшаяся в станцию Лесная, на которой стояли вагоны, груженные лесом и несколько пассажирских вагонов.

Слева, вблизи железнодорожного полотна, за сторожевыми вышками и проволочными заграждениями, небольшую территорию занимала подкомандировка совхоза пятого лагпункта. Значительно дальше, позади станционных зданий, шла дорога в Соцгородок. Его было отлично видно, поскольку мы находились на возвышенности. Столицу Вятлага составляли исключительно деревянные строения, в которых помещалось управление Вятского исправительно-трудового лагеря, а также квартиры вольнонаемного состава.

Оставшийся в стороне пятый лагпункт, увидеть не удалось. Он скрывался за поворотом железнодорожного полотна на порядочном от нас расстоянии» [10, с. 153].

Из данного описания ясно, что к «совхозу» и станции Лесная заключённые вышли с северо-востока, что соответствует предполагаемому местоположению 7-го лагпункта и его подкомандировок.

Закрытие 7-го лагпункта. 101-й лагерь военнопленных

Согласно дневнику Страдиньша, 15 мая 1943 года начался вывод заключённых из 7-го лагпункта, а 17 и 19 мая 1943 поступили военнопленные в количестве 1100 человек.

«15 МАЯ [1943]. Неспокойный день. Перемещают рабочие бригады и всех больных, а сюда привезут военнопленных...» [9, с. 59-60].

«17 МАЯ [1943]. Все стационары освобождены, только в нашем третьем (он считается для тяжелобольных) оставлено 64 человека, а нас перевели в здание второго стационара...» [9, с. 60].

«19 МАЯ [1943]. Привозят новых военнопленных, среди румын попадаются н немцы. Кормят хорошо. Этого добился старший врач Кирсанов для военнопленных. Но и нам стали давать те же порция. Дают рисовую кашу, молоко до 300 грамм в день. Питания для больных достаточно. В лагере 1100 военнопленных» [9, с. 60].

«2 ИЮНЯ [1943], СРЕДА. Нас переводят из седьмого лагпункта в третий. Нас перевозили на поезде. Узанс дал мне сухарей. Васке помог дойти до поезда. Взял под руку, как немощного старика и, потихоньку вел. Идти было недалеко. Попрощался с соседом по нарам Галдиньшем. Он остался, его считают нетранспортабельным, обреченным на смерть. Попрощался с друзьями Узансом и Васком. Подали друг другу руки. Может быть, в последний раз. В стационаре седьмого лагпункта осталось 20 тяжелобольных. Из нас уехало 10 человек. Из 64 человек за 16 дней умерли 34 человека. Сколько выживет из оставленных. Сегодня уже умер Мартинсон» [9, с. 62].

В книге Н. Белых «Экономика Гулага...» приводится информация, что лагерь военнопленных № 101 «был создан приказом НКВД СССР от 30 апреля 1943 г. № 00786, и уже 17 и 18 мая 1943 года в лагерь прибыли первые два эшелона с военнопленными (1125 человек)» [6, с. 56]. Эти факты полностью соотносятся с записями Страдиньша.

7 июля 1943 года Страдиньш сообщает, что и на 3-й лагпункт планируется прибытие военнопленных:

«7 ИЮЛЯ [1943], СРЕДА. Прохладно. Я готовлю свой силос из овса, подорожника, ромашки и листьев смородины. Здесь, в третьем лагпункте, остаются только больные и актированные, всех других перемещают в другие лагпункты. Сюда привезут военнопленных. Браун назначен дневальным» [9, с. 67].

Уже 10-го июля станционар 3-го лагпункта освобождают для военнопленных, а больных переводят в центральную больницу на 4-й лагпункт:

«10 ИЮЛЯ [1943]. Прекрасная погода. Нас рано подняли. Дали завтрак. Надо готовиться в дорогу. Первая партия едет в четвертый лагпункт, центральную больницу, она от третьего лагпункта недалеко, всего три километра, Врач Чаманис сообщает мне, чтобы я готовился. Он меня внес в список отъезжающих в четвертый лагпункт» [9, с. 67].

В сентябре 1943 года Страдиньш сообщает, что из 7-го лагпункта вывезли всех оставшихся заключённых (то есть остались только военнопленные).

«3 СЕНТЯБРЯ [1943], ПЯТНИЦА. Утром в 5 часов 30 минут звучит звон рельса, ситная вставать рабочим бригадам. В 6 часов гудок на фабрике 5-го лагпункта (фабрика по распиловке пиломатериалов) и звон рельса здесь. Такие сигналы я в 7 часов, когда выводят на работу рабочие бригады. В 4-м лагпункте среди ночи не будят, а в 7-м все поумирали, редких оставшихся распределили по другим лагпунктам» [9, с. 80].

Эта информация согласуется с тем фактом, что в списке подразделений Вятлага к концу 1943 года 7-го лагпункта уже нет [6, с. 117-118].

Дислокация подразделений лагеря военнопленных № 101 известна из акта проверки состояния кладбищ лагеря № 101 от 20 октября 1950 г. Из текста данного акта получается, что в «Седьмом» было размещено 2-е отделение 101-го лагеря, кладбище которого находилось «от ст. М. Созим 24 клм. по бывшей разобранной ж. д. на расстоянии 9 клм. в северном направлении, от зоны подкомандировки 800 метров в юго-восточном направлении» [7, с. 419].


Документы о кладбищах военнопленных из книги В. А. Бердинских «История одного лагеря» [7, с. 419-421]

О кладбище 2-го отделения в акте сообщается следующая информация: «Под кладбище занята площадь размером 100x40 м, местность возвышенная, заросшая молодым лесом и кустарником. Захоронение произведено в квадратном порядке, опознавательные знаки частично погнили, холмики могил разрушены. Обнаружен один гроб на поверхности земли. Изгородь разрушена и в период нашего пребывания на кладбище находится скот» [7, с. 419].

Согласно дислокации кладбищ военнопленных Второй мировой войны в Кировской области, на кладбище 2-го лаготделения 101-го лагеря отмечено 357 захоронений, в том числе австрийцев – 17, венгров – 50, итальянцев – 9, немцев – 219, румын – 55 [7, с. 421].

Скорее всего, для захоронения военнопленных использовалось бывшее кладбище заключённых 7-го лагпункта.

В акте проверки кладбищ также указано, что лагерные отделения № 4 и № 7 находились в 7-ми километрах от 2-го лаготделения каждый (кладбищ на них не отмечено). Здесь, похоже, речь идёт о двух предполагаемых подкомандировках бывшего 7-го лагпункта.

В конце 1945 года 101-й лагерь военнопленных вошёл в состав Вятлага, и на его базе было создано 1-е отделения лагеря в составе 5 лагпунктов и 9-й ОЛП на Мурисе [6, с. 225]. В состав 1-го лаготделения вошли, в том числе: «5 лагпункт (2 отделение 101 лагеря)», т. е. бывший 7-й лагпункт и «2 лагпункт (4 отделение 101 лагеря)» - одна из подкомандировок бывшего 7-го лагпункта.

К январю 1948 г. контингент военнопленных из Вятлага был полностью вывезен [6, с. 85].

3-я подкомандировка 4-го ОЛП

Согласно акту проверки состояния кладбищ лагеря № 101 от 20 октября 1950 г., на момент составления акта железная дорога была разобрана, а на месте бывшего 2-го лаготделения 101-го лагеря располагалась подкомандировка № 3 ОЛП № 4 [7, с. 419]. По данным за 1954-й год, 4-й лагпункт «Больничный» входил в состав сельскохозяйственного лаготделения, поэтому, вероятно, площади бывшего 7-го лагпункта в 1950-е гг. использовались как поля, огороды или сенокосы.

На карте 1962 г. (состояние местности, предположительно, конец 1950-х гг.) на территории «Седьмого» отмечены бараки и сараи без названия. Параллельно разобранной железной дороге по квартальной грани показана гать (дорога в виде настила из бревен, уложенных поперёк движения). Примечательно, что к «Седьмому», а также к местам двух подкомандировок на карте отмечена линия связи от поселка Полевой (4-й лагпункт, Сангородок). Северная (предполагаемая 1-я) подкомандировка обозначена названием «Подкомандировка 2-я» и показана как действующий населённый пункт с 3-мя домохозяйствами, а восточная (предполагаемая 2-я) подкомандировка показана просто как поляна без каких-либо строений [8].

Имеются сведения, что  последними жителями посёлка была семья Утёмовых, которые примерно в 1963-1965 гг. переехали в «1-й совхоз» (Полевой-1). По их фамилии это место в народе стали называть «Утёмово» или «Утёмовка» [1].

На топографической карте 1975-го года на территории бывшего лагпункта отмечены сараи без названия. Также на этой карте отмечено кладбище [12].

Таким образом, выстраивается следующая хронологий событий на бывшем 7-м лагпункте.

  1. 7-й лагпункт создан в начале 1938 г., связан с 3-м лагпунктом ж/д веткой.
  2. В 1938 г. пострадал от пожара (сгорел).
  3. В 1941 г. принял большое количество «следственно-заключённых», среди которых было особенно много латышей.
  4. Кладбище лагпункта было местом массового захоронения заключённых не только этого, но и других лагпунктов.
  5. В середине 1943 г. 7-й ОЛП был закрыт, на его месте создано 2-е лаготделение лагеря военнопленных № 101, а на месте его подкомандировок - 4-е и 7-е отделения. На кладбище хоронили военнопленных.
  6. В конце 1945 г. в связи с принятием 101-го лагеря в состав Вятского ИТЛ создан 5-й лагпункт 1-го лаготделения военнопленных (существовал, вероятно, до 1947-1948 гг.).
  7. К 1950-му году железная дорога была разобрана, а на месте закрытого лагпункта располагалась 3-я подкомандировка 4-го ОЛП (п. Полевой-2).
  8. Окончательное закрытие подразделения Вятлага в этом месте произошло в первой половине 1960-х гг.

Источники

1. Сообщение Шевчук Инны Александровны, краеведа из п. Созимский, 16.12.2014 г.
2. Воспоминания Генинга Андрея Андреевича, бывшего жителя п. Лесной. Записал Д. Ю. Шабалин 23.12.2023 г.
3. Веремьев В. И. Латыши в Вятлаге: опыт социально-демографического анализа // Проблемы истории российских спецслужб. Киров, 2004.
4. Топографическая карта III-O-39 (Омутнинск) 1946 г. (изд. 1948 г.).
5. Карта «Кировская область». Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. Москва 1949 г.
6. Белых Н. Ю. Экономика ГУЛАГа как система подневольного труда (на материалах Вятлага 1938-1953 гг.) / Н. Ю. Белых ; [отв. ред. В. А. Бердинских]. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) ; Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина», 2011.
7. Бердинских В. А. История одного лагеря: Вятлаг. – М.: Аграф, 2001.
8. Топографическая карта O-39-009 (Лесной). Масштаб: 1:100000. Год издания: 1962.
9. Страдиньш А. Лагерный дневник (Вятлаг - 1941-1943); [Пер. с лат. Б. Эзериня, Отв. ред. В. А. Бердинских]; Вят. гос. гуманит. ун-т, Киров. фил. Моск. гуманит.-экон. ин-та — Вятка (Киров). // URL: https://vgulage.name/books/1941-1943/ (дата обращения: 23.12.2023 г.)
10. Рацевич В. С. Глазами журналиста и актера (том 2, часть 1) // URL: https://vgulage.name/books/racevich-s-v-glazami-zhurnalista-i-aktera-tom-vtoroj-chast-pervaja/ (дата обращения: 23.12.2023 г.)
11. Бердинских В. А. Спецпоселенцы: Политическая ссылка народов Советской России. — М.: Новое литературное обозрение, 2005.
12. Топографическая карта O-39-009 (Лесной). Масштаб: 1:100000. Год издания: 1975.

Денис Шабалин

23.12.2023 г.

Оставляйте комментарии или пишите на форму обратной связи, если у вас есть замечания или дополнительная информация.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      plan
      Территория бывшего лагпункта на спутниковых снимках (Bing Maps, Google Maps)
      map_fragment
      Фрагмент карты O-39-009 (Лесной). Масштаб: 1:100000. Год издания: 1962.
      map_fragment
      Фрагмент карты III-O-39 (Омутнинск) 1946 г. (изд. 1948 г.)
      photo
      Территория предполагаемых подкомандировок 7-го лагпункта на спутниковых снимках (Google Maps)
      document
      Приказ от 7 января 1939 г. с упоминанием 7-го лагпункта (Бердинских В. А., История одного лагеря, с. 35)
      document
      Акт проверки состояния кладбищ военнопленных от 29.09.1950 г. (Бердинских В. А., История одного лагеря, с. 419-421)
      former_settlement
      Кладбище 2-го отделения лагеря № 101 (Источник: Мотревич В. П. Захоронения иностранных военнопленных Великой Отечественной войны в Кировской области... // Российский юридический журнал. Электронное приложение. – 2017. № 3. С. 128)

      Комментарии

      К данному материалу не добавлено ни одного комментария.