Жерновогорье

Тип: село
Статус: часть другого н.п.

"Основным средством к распространению христианства в здешних местах было построение монастыря первоначаль­но под названием "Пустыни Жерновых гор" в одной версте от слободы Кукарки...".

Д. Трапицын. 1851 год.

Наименование села произошло от названия местности "Жерновая Гора", из которой еще до появления здесь русского населения черемисами добывался жерновой камень. И судя по тому, что на склоне этой горы был образован монастырь, а, как правило, их строили на пустых местах (почему и назы­вались "пустынями"), то поселения здесь еще не было. Время построения "пустыни..." можно отнести ко времени служе­ния архиепископа Казанского Гурия I (1555-1568 г.г). Насто­ятели монастырей назывались "строителями".

Первым строителем "Пустыни Жерновых Гор" был Мака-рий. В 1594 году в монастыре была построена церковь во имя Иоанна Предтечи, а монастырь назывался Иоанно-Предте-ченским.

В окружении черемисских поселенки монастырь неоднок­ратно подвергался нападению и разорению. Уничтожались "грамоты" на землю. В 1609 году при нападении на монас­тырь был сожжён и храм Иоанна Предтечи. Нападения со­вершались в 1650 и в 1660-х годах.

Между 1668 и 1674 годами монастырь был переведен в слободу Кукарку под защиту её жителей и крепости.

Жерновогорская обитель располагалась в нижней части склона горы на берегу реки Вятки. В последующее время веш­ними водами была промыта протока из р. Вятки в р. Пижму. Каждую весну склон горы, на котором располагался монас­тырь, размывался. Постепенно берег настолько ушёл в сто­рону горы, что от монастыря не осталось и признаков.

При монастыре был устроен убогий дом для призрения убогих и немощных, позднее перестроенный в часовню, ко­торая стояла на кладбище, открытом в 1860 году.

Как писал в 1901 году протоиерей Троицкого собора А. М. Добринский: «Стоит она на четырёх больших могилах с уло­жением в них павших в битвах с черемисами. Могилы устро­ены в деревянных срубах с таковыми же покрышками. Около села таких могил было много, по выработке опоки они обру­шились, кроме четырех под часовней. По рассказам стари­ков, в обрушившихся могилах было много человеческих кос­тей и остатков деревянных срубов. К этой часовне издревле народ питал особое уважение. Два раза в год к ней стекалось множество народа — в Мясопустную и в четверг на 7-й не­деле по Пасхе".

После перевода монастыря в слободу Кукарку, около ча­совни в поминальные дни, при стечении множества народа, служили молебны и панихиды, совершался крестный ход. Церковнослужители получали значительные доходы, которые частично поступали в кукарские монастыри, а после их уп­разднения — в образованные приходские церкви. (В 1940-е годы кладбище закрыли, а резные опочные памятники служ­бой быта г. Советска увозили в Киров, где стесывали надпи­си с именами усопших жерновогорских жителей и писались новые).

Спасская часовня (вторая) — деревянная, построенная на месте монастыря в незапамятные времена, вокруг каменного столпа, возможно, на месте престола церкви Иоанна Предте­чи, В 1866 году на средства отставного унтер-офицера Егора Богомолова в память спасения от покушения Александра II эта часовня была перестроена.

К Воскресенской часовне (третьей) совершался крестный ход в Ильин день из Жерновогорской церкви. Она располага­лась недалеко от Спасской часовни.

Поселение, по всей вероятности, стало строиться в то же время, что и монастырь. По архивным документам, в начале 1800 годов деревня Жерновогорская входила в Завертной Приказ. За многовековую историю менялось название селе­ния— "Жерновая Гора", "Жерновогорское", "Гора", "Нагорс-кое", "Жерновогорье" (местное название — "Корынь", кото­рое никем не объяснено и доныне).

Жители деревни не имели прихода, а были приписаны к приходу Троицкого собора слободы Кукарки.

12  июля 1859 года состоялся сельский сход жителей, на
котором было решено организовать свой приход. 29 июля
1860 года указом Святейшего Синода был основан приход в
Жерновогорье, а селом оно стало считаться с 20 октября 1860
года. Управляющий Вятской удельной конторой П. В. Ала­-
бин способствовал открытию села и прихода в нём.

В это же время освящён молитвенный дом, впоследствии перестроенный в церковь, которая 24 февраля 1861 года пе­реосвящена вновь. Названа церковью во имя Казанской Бо­жьей Матери с одним приделом.

На приходском сходе было решено строить каменную цер­ковь, был готов проект, но деятельный и энергичный свя­щенник А. Г Попов решил возвести грандиозный собор. За­ручившись поддержкой своего дяди, отставного подполков­ника Ильи Иоакимовича Сунцова в 10 000 рублей, священ­ник А. Г. Попов заказывает новый проект Вятскому губернс­кому архитектору А. С. Андрееву, который прибыл в село. 10 июня 1873 года началось строительство храма.

13  ноября 1880 года был освящен центральный придел во имя иконы Казанской Божьей Матери старейшим из местно­
го духовенства, протоиереем церкви с. Ильинска Михаилом Трониным.

Правый, во имя Ильи Пророка, освящен 15 декабря 1886 года, левый — Сретенский — 1 февраля 1887 года. Колокольня была сделана временно деревянная. В 1895 году решено было построить каменную в одной связи с храмом, соединив её с церковью коридором. В 1901 году строительство колокольни было закончено.

В 1905 году храм был обнесен железной оградой на опочном цоколе с точеными опочными столбиками, увенчанны­ми глазурованными голубыми шарами. Самый большой ко­локол на колокольне, пожертвованный Дмитрием Барбаши-ным, весил 1670 кг, стоил 7724 руб. 06 коп. (он же оплатил обработку опочного камня на сумму 10 000 руб.). На другие колокола жертвовали Богомолов, Старостин, Милютин, Ель-кин.

Все строительные материалы производились на месте, строили свои мастера. Кладку церковного здания, тёску опо­ки производила артель местных каменщиков во главе с мас­тером Т. М. Тюриным.

Всеми финансовыми и хозяйственными делами ведал свя­щенник А. Г. Попов. В 1879 году Попов был переведен в дру­гое село, и с этого времени хлопоты по возведению храма легли на председателя приходского попечительства С. А. Ель-кина, который кредитовал свои средства без процентов. Так­же использовался доход от перевоза через р. Вятку и от арен­ды земли А. К. Александровой под колокололитейный завод в Жерновогорье. Церковный староста купец 1 гильдии Нико­лай Дмитриевич Якимов оплатил изготовление иконостаса, покраску крыши, установку крестов, косяков в окна и двери. Все кузнечные работы выполнены в его кузнице в Русской Курье.

Прихожане, не имевшие возможности внести деньги, без­возмездно трудились на сооружении храма: носили песок, кирпич, глину, качали воду, заготовляли лес на леса, пилили брус и доски...

Иконы в иконостас написал нижегородский живописец Салабанов. Резной иконостас выполнил вятский мастер Иль­ин. Иконостас не золотили, а покрасили в белый цвет, что создавало гармонию с белокаменным узоречьем фасада цер­кви.

День освящения храма вылился во всеобщее гулянье. Как сообщала губернская пресса:

"Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов создать вели­чественный собор, украсив его местным резным опочным камнем, осуществилась. Собор стал главной достопримеча­тельностью села, живописно раскинувшегося на склоне между Вяткой и Пижмой. Высота этого чудного сооружения дости­гала 31 метра, а ширина и длина — по 25 метров.

В день открытия весь храм был в огнях. Яркий свет, лью­щийся из высоких арочных окон, ритмично прорезавших ба­рабаны глав, наполнял интерьер светом и особой, чисто свет­ской жизнерадостностью, блики солнца преломлялись в вит­ринах окон, зажигались на золотом фоне икон, преломляясь в ажурных завитках 3-ярусного паникадила (люстры), в вечер­ние часы вспыхнувшего всеми 38 свечами. Народа собралось много. Были почти все почтеннейшие жители ел. Кукарки. По окончании литургии С. А. Елькиным была предло­жена в его доме трапеза для

души прихожан всего полсотни лет. Его постигла та же участь, что и многие другие храмы на Руси. Он был разобран на стройматериал в 1938 году. Кирпич купило Вятское речное пароходство и построило дом в г. Кирове. Баржи подходили для погрузки в протоку в весеннее время вблизи от церкви. Обломки церкви использовали для укрепления причала на пристани "Советск". Железную крышу разделили по предпри­ятиям г. Советска: в роно -- 250 листов, дом инвалидов -20, кинотеатру — 30, сельхозартели им. Калинина — на 200 руб. обрезки 1 листов и др.

На месте церкви в Жерновогорье построили городскую баню, а там, где была деревянная церковь, — танцплощадку, а потом кинотеатр, который также существовал недолго.

А.С. Репин.

«На северо-восточной окраине Советска за речкой Кукаркой высоко поднимается Монастырская гора. Обзорная площадка Монастырской горы высоко поднята над окружающей местностью, позволяет одновременно видеть и Вятку, и Пижму. Они разделены низкой поймой острова Бобыльского, вытянувшегося вниз по течению обеих рек почти на шесть километров. Ширина этого водораздела не превышает полутора километров. На левом берегу Вятки видны дома поселка Лесотехникум и отвалы Суводского карьера. А на правом берегу Пижмы, левее Бобыльского острова, по склону высокого холма, раскиданы жилые кварталы Жерновогорья.

В прошлом это село, а ныне городской район, было известно как центр добычи и обработки камня. Недра Жерновой горы и по сей день хранят месторождения прочного плотного песчаника и мягкого, легко поддающегося обработке опоковидного известняка, часто называемого опокой, или пильным камнем.

Из прочного песчаника изготовляли жернова для мельниц, точильные круги и бруски для заточки инструментов. В ту пору на них был большой спрос. Не меньшей популярностью пользовался и опоковидный известняк, вывозившийся далеко за пределы Вятской  губернии. Он шел на всевозможные резные украшения для богатых особняков и общественных зданий. Примеры его использования можно найти почти во всех городах области, где сохранились дома дореволюционной постройки. Их много в областном центре, Слободском, Нолинске, Уржуме и здесь, в Советске. Каменные львы работы местных камнерезов до сих пор украшают улицы в Кирове и Слободском, в Казани и ряде других крупных городов России.

Из пильного камня делали надгробные плиты и резные надгробья, памятники.

Образцы камнерезного искусства можно увидеть на местном кладбище, что рядом с обзорной площадкой Монастырской горы. Здесь разместилась своеобразная коллекция «каменосечной хитрости». Лишь историкам да краеведам известны имеющиеся на кладбище очень древние надписи, вырезанные на могильных плитах в начале XVII столетия из опоковидного известняка.

В прошлом в слободе Кукарке (так раньше назывался город Советск) жили целые династии камнерезов, передававшие секреты своего мастерства из поколения в поколение. Опоковидный известняк добывали шахтным способом. Протяженность подземных выработок к началу XX столетия достигала нескольких километров! В настоящее время добыча и обработка этого прекрасного сырья не ведется, камнерезный промысел полностью утрачен. А жаль! Жерновогорский камень мог бы стать замечательным материалом для украшений интерьеров и наружной отделки современных зданий.»

Источник: Е. Ворончихин «ПО ВЯТСКОМУ КРАЮ» Путеводитель по примечательным объектам природы часть 1.

 

В настоящее время:

Часть Г. Советск - Советский район, Советское городское поселение.

Местоположение:
Иоанно-Предтеченская церковь. Историческое фото.
Иоанно-Предтеченская церковь. Историческое фото.
Иоанно-Предтеченская церковь. Историческое фото.
Иоанно-Предтеченская церковь. Историческое фото.
Окрестности слободы "Кукарки" №38. Село Жерновогорье. Историческое фото.
Окрестности слободы "Кукарки" №38. Село Жерновогорье. Историческое фото.
Окрестности слободы "Кукарки" №38. Село Жерновогорье. Историческое фото.
Окрестности слободы "Кукарки" №38. Село Жерновогорье. Историческое фото.
Вид на Жерновогорье (ныне часть г. Советск). Автор фото k244.
Вид на Жерновогорье (ныне часть г. Советск). Автор фото k244.

Фотографии вблизи этого места с сайта

Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

Вид на Монастырскую гору из Жерновогорья (Дмитрий Зонов)
Вид на Монастырскую гору из Жерновогорья (Дмитрий Зонов)

Список населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 гг.

Название, типПоложениеУезд и станТерриторияОт уезд. города, в.От стан. кварт., в.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейПримечание
17861Жерновы Горы, д. уд.при р. ВяткеЯранский уезд,
Стан 2
По правую сторону Нолинского тракта, отделяющегося от Уржумского тракта751.51204666311097Часовень православных 2. Ярмарка 1. Разработка опоки и жернового камня.

Книга Вятских родов

«Книга Вятских родов» В.А.Старостина

Реестр селений и жителей на 1891 год
Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
20507село ЖерновогорскоеВятская губерния, Яранский уезд,
Ильинская волость, Жерновогорское общество
с. Жерновогорье, Казанская ц.
(церковь в этом селении)
Пижма → Вятка1931362кружевница; плотовщик
Рода, число семей:
Примечания:
Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. мариПроч. нацмен.
9-06-050селоЖерновогорьеЯранский уезд,
Советская волость
Жерновогорский1,5 км217592765896561245

Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

ТипНазваниеРайонСельсовет
370701с.ЖерновогорьеСоветский районЖерновогорский сельсовет

Комментарии

Аватар пользователя Иван Зыков

По всей видимости, село вошло в состав города Советска. А местоположение Вы указали точное, так что галочку снял. Спасибо.

Аватар пользователя tatiana1-51

Добавила проживавших в 1891 году.

Аватар пользователя Ник.

Размещенная здесь карта уже давно устарела. С Чернушинского Кордона в Жерновогорье указано место паромной переправы, хотя паром там уже давно не ходит. Еще в 90-е годы немного левее Кордона и Жерновогорья через Вятку был построен автомобильный мост. Транспорт с левого берега Вятки по трассе Киров- Советск- Яранск идет минуя Чернушинский Кордон и Жерновогорье.

Аватар пользователя Lex

А я как то помниться, даже плавал на этом пароме. :)

Аватар пользователя allaburdina

По реестру 1891г в с.Жерновогорье ещё проживали Птицыны 1 семья,Кодоловы 1 семья,Синцовы 3 семьи.

Аватар пользователя tatiana1-51

Синцовы там уже есть.. Остальных добавила.

Аватар пользователя allaburdina

По реестру 1891г.-Козьмодемьянов -16 семей,Жернаков-6 семей.

Аватар пользователя tatiana1-51

Добавила.

Аватар пользователя xanych

Описание села Жерновых-гор в геологическом, минералогическом и экономическом отношении. Тяжельников. Вят. Губ. Вед. 1876 г. № 96, 98 и 99.

Аватар пользователя КАВ

92 года прожила Клавдия Михайловна Богомолова в с. Жерновогорье, что под Советском, не подозревая о том, что на ее дворе около полутора веков находится за­рытый в земле клад.

Не по­дозревали об этом и ее зять Сергей Анатольевич Седлецкий с женой Верой Алексан­дровной, приехавшие из Ки­шинева навестить старушку.

Решил Сергей Анатолье­вич починить немного поко­сившиеся ворота, построен­ные еще в 1900 году. Стал копать яму для укоса, и на глубине чуть больше полу­метра его лопата наткну­лась на что-то твердое. Из­рядно пришлось поработать Сергею Анатольевичу с Ве­рой Александровной, выгре­бая лопатой содержимое ис­тлевшего, обернутого берес­той деревянного ящика. В тайнике оказалось пять ты­сяч пятьсот десять двухкопе­ечных и несколько трехкопе­ечных медных монет 1800-1818 годов выпуска общим весом 77 килограммов. Вот уж поистине в прямом смыс­ле гребли деньги лопатой…

Н. ПУРТОВ, сотрудник советской районной газеты. (1990 г.)

Аватар пользователя crek

Судьба этого клада печальна, был сдан в металлолом. 

А интересно известен ли адрес этого дома, ну или хотябы улица? Просто недавно купили старенький дом в Корыни, а вдруг тот самый)

РГАДА ф.1209 оп.1 д.153
л.383
Лета 7127 году июня в 4 день, по государеву цареву и великого князя Михайла Федоровича всеа Руси указу и по наказу боярина и воеводы князя Ивана Михайловича Воротынсково да дияков Федора Лихачева, Ивана Васильева, приказной Сухой Останков сыскивал накрепко Кукарские слободы крестьяны старожилцы и новоприезжими крестьяны и черемисы, что бил челом государю царю и великому князу Михайлу Федоровичу всеа Руси Жорновных Гор пустыни чорной поп Еуфимей з братьею, а сказал наперед де сего был в той пустыне строитель Макарей, а к тому де монастырю дано было государева жалования пашенные земли и перелогу и зарослей, // да вниз по Вятке реке по обе стороны рыбные ловли и сенные покосы до Пижемского устья, да перевоз на Вятке реке, и на ту де у них вотчину была государева грамота, и в прошлом в 117-м году в смутное время Казанского уезду черемиса монастырь их разорили и ту грамоту у них взяли и ныне де владети им тою вотчиною не по чему, и про тое б манастырскую вотчинную землю и про сенные покосы и про рыбные ловли и про перевоз сыскать накрепко сторонними рускими людьми и татары и дозрить и сметить на сколько ее четей пашенные земли и перелогу и зарослей и сена и лесу (л.384) и всяких угодей, сколь давно тою монастырскою вотчинною землею и рыбными ловлями и перевозом того монастыря старцы владеют и были ль у них на ту вотчину государевы грамоты и в смутное время те грамоты у них черемиса поимали ль, и ныне у них спору с кем в той вотчине нет ли, и в сыску Кукарские слободы крестьяне старожильцы Гаврило Бушуев, Федот Ураков, Иван Хлупов, Василей Кочнев, Иванко Старев, Третьяк Лызлов, Пахом Хохолков, Поздей Попов, Китай Петров, Сава Демин, Иван Наумов, Оносзуй(?) Жихорев, Федор Гагара, Иван Патрушев, // Степан Барышников, Иван Баглаев, Матфей Лызлов, Назар Скороваров, Василей Курцов, Худяк Тевезихин, Прокопей Кузнец, Туруса Плетенев, Иван Наймушин, Мироша Елизарьев, Илья Бобошин, Иван Дворник, Ганя Толстово, Оника Бобошин, Василей Барышников, Офоня Куприн, Василей Патрушев, Никита Добрынин и все Кукарские слободы старожильцы сказали: по государеву цареву и великому князя Михайла Федоровича всеа Руси крестному целованию на Жерновных Горах над рекою над Вяткою и преже сего была пустыня, а храм был поставлен (л.385) во имя Иванна Предтечи, а в смутное время разорили пустыню сожгли Казанская черемиса в 117-м году, а до разорения в той пустыне стоял храм 15 лет, а строитель тое пустыни Макарей з братьею владел и на Жорновных Горах пашню роспахал черной лес за монастырем на боровой земле, да он же владел пашнею отхожею над курьею над Гарлицыным, а через Вятку реку проежжих людей перевозил, а рыбною ловлею и сенными покосы владел за рекою за Вяткою против Жерновных Гор и вниз по Вятке реке до нижново конца острова; а ниж острова по заречью ж до Пижемсково устья на версту мы владеем Кукарские // крестьяне сенными покосы росчищали лес, а на другой стороне Вятки реки от Жерновних Гор по Вятке вниз владел строитель Макарей сенными покосы до конец верхнево конца острова, да с конец острова с Вятки реки на росоховатую березу, да с тое березы до большие веретеи на логе, да по той большей веретее от логу вверх по Вятке до манастыря; а отводил де ему Кукарские слободы до разорения слоботчик Офонасей Казанцов, а про то де не ведают почему ему отводил, были ль нет ли у строителя у Макарья государевы грамоты, ведал ли нет ли (л.386) слоботчик Офонасей про грамоты и почему отводил, а мы про те государевы про грамоты не слыхали, а про то нам ведомо, что у строителя Макарья благословенная патриаршеская грамота была, а что он через реку перевозил проезжих людей и ныне тот перевоз оттоброчен. И приказной Сухой Останков взяв с собою кукарсково земсково старосту Офонасья Матвеева да прежних кукарских жильцов Гаврила Бушуева, Федота Уракова, Василья Кочнева, Ивана Костарева, Поздея Попова, Китая Петрова, Саву Демина, Ивана Хлупова, Матфея Лызлова и с теми людьми дозрил и сметил сколько пашенные земли и перелогу и заросли // и сена и лесу монастырские вотчины пашенные земли на Жорновных Горах за манастырем по смете на осмину выти, да на Горлицыне перелогу на пол-осмины, да зарослей на осмину ж; а от Горлицыны курьи вниз по Вятке до Жерновных Гор лесу черново на боровой земле на 2 версты, а против Жерновных Гор сенной покос и рыбная ловля, и лесу вниз по Вятке реке на версту до конец нижново конца острова; а сена по сметке на лугу копен на 50, а от Жерновных Гор на той стороне сенных (л.387) покосов по Вятки вниз на лугу копен на 20. И у прежнево строителя у Макарья с теми с кукарскими крестьяны с старожильцы сенные покосы в споре сказал не пота де места отводят пока места слоботчик Офонасей отводил по государеве грамоте отводил де ему того лугу сенных покосов вниз по Вятке по большей веретее да по озерка и по грани, а з граней и до конца тое веретей и граней дозрили от озера на край веретеи береза тесана да две березы на веретее да дуб тесаны ж. // И по сметке на спорном лугу сена копен на 50, а владеют де на лугу сенными покосы кукарские крестьяне ближных деревень окольных русских людей нет, промеж их сыскать не кем, а луг прошел сенные покосы промеж рек Вятки и Пижмы, а роздавал крестьяном слоботчик Офонасей на Кукарке описным деревням покосы, да в сыску ж новоприезжие Кукарские крестьяне Иван Ушаков, Степан Крупин, Конан Исаев, Иван Скочилов, Филип Ветлуженин, Петр Шаров, Никита Ивутин, Кондратей Шастин, Миней Жаравлев, Гаврилов Софронов, Григорей Романов, Кокора Загайнов, Третьяк Софронов, Филип (л.388) Блинов, Иван Загайнов, Олексей Голомуд, Сидор Безсонов, Василей Шалеговец, Бажен Жеребцов, Меньшей Вахромеев, Третьяк Добрынин, Гаврило Марьин, Ярофей Родигин, Степан Ярыгин, и все Кукарские слободы новоприезжие крестьяне сказали: по государеву цареву и великому князя Михаила Федоровича всеа Руси крестному целованию на Жорновных Горах пустыня была Ивана Предтечи, а про вотчинную землю манастырскую и про рыбные ловли и сенные покосы и перевоз и про государеву грамоту про то де нам не ведомо, покаместа владел // и сколько лет стр[о]итель Макарей, потому пришли на Кукарку после манастырсково и кукарсково разорения. Да в сыску ж Казансково уезду черемиса Немдежские волости сотник Яныкей Петров да лутчей их человек Мамаз Мамаев сказали: храм де был на Жерновных Горах до разорения кукарсково, а про манастырскую землю и про рыбные ловли и про сенные (л.389) покосы покаместа владел строитель Макарей и про государеву грамоту не ведам, для тово спору с нами у него ни в чом не бывало, и мы грамоты у нево не пытывали и о том не роспрашивали почему он и покаместа чем владел.

Составляю родословные росписи Елькиных, Скурихиных и Барбашиных. Информация пока только дореволюционная. Например, в росписи Елькиных уже порядка 400 персон. Пишите, поделюсь.

Может кто-нибудь просветить по административному делению в XVII веке? Когда Жерновогорье стало удельным? Почему входило в Ильинскую, а не в Кукарскую волость? Встречал информацию, что и Кукарка была удельной - так ли это?

Аватар пользователя Нина Целоусова

http://rodnaya-vyatka.ru/places/7319 - можно частично по истории Кукарки посмотреть здесь 

godro, буду признателен, если поделитесь данными о Елькиных, проживавших в Жерновогорье. 

МК Свято-Троицкой церкви г. Бирска 1909 г. 

рождение 24 (27) декабря Зоя 

Вятской губ., Яранского у., Ильинской вол., села Жерново-Горского крестьянин Иоанн Павлов Козьмодемьянов и жена Мария Григорьева. 

восприемники: Казанской губ., и у. Чепчуговской вол., дер. Русской Айши крестьянин Димитрий Андреев Тиханов и той же губернии, уезда, волости и деревни крест. девица Пелагия Михайлова Терехина.

МК Свято-Троицкой церкви г. Бирска 1909 г. 

рождение 6 (8) марта Николай 

Вятской губ., Яранского у., Ильинской вол., села Жерново-Горского крестьянин Иоанн Михайлов Негашев и жена Мария Лаврентьева. 

восприемники: Казанской губ., и у. Чепчуговской вол., дер. Русской Айши крестьянин Михаил Васильев Терехин и жена титулярного советника Варвара Иоакимова Зинова.
 

 

МК Свято-Троицкой церкви г. Бирска 1909 г. 

брак 3 июля 

жених Вятской губ., Орловского у., Истобенской вол., Истобенского с. крестьянин Александр Александров Шевелев 1-м браком - 26 лет, невеста Вятской губ., Яранского у., Ильинской вол., села Жерново-Горского крест. девица Мария Иаковлева Скурихина - 18 лет. 

поручители: по жениху Вятской губ., Орловского у., Истобенской вол. крестьянин Николай Александров Шевелев и Бирский мещанин Сергий Павлов Циглинцев, по невесте Бирский мещанин Николай Стефанов Моляев и Бирский мещанин Василий Иаковлев Скурихин.

МК Свято-Троицкой церкви г. Бирска 1906 г. Михайло-Архангельская церковь 

рождение 18 (21) сентября Димитрий 

крестьянин Вятской губ., Яранского у., Ильинской вол., Жернова-Горска с. Иоанн Павлов Космодемьянов и жена Александра Матфеева; 

Восприемники: крестьянин Вятской губ., Яранского у., Ильинской вол., Жернова-Горска с. Иоанн Матфеев Пушкарев и Бирская мещ. жена Варвара Иоакимова Зинова.

МК Свято-Троицкой церкви г. Бирска 1906 г. Михайло-Архангельская церковь 

смерть 15 (17) ноября 

крестьянина Вятской губ., Яранского у., Ильинской вол., Жернова-Горского с., проживающего в г. Бирске Иоанна Павлова Космодемьянова жена Александра Матфеева - 20 лет от родильной горячки. 

МК г. Бирска 1903 г. Михайло-Архангельская церковь 

рождение 13 (17) апреля Григорий 

крестьянин Вятской губ., Яранского у., Ильинской вол., с. Жернова-Гора Иоанн Михайлов Негашев и жена Мария Лаврентьева. 

восприемники: Бирский мещанин Иоанн Михайлов Мотыгин и жена губернского секретаря Варвара Иоакимова Зинова.

МК г. Бирска 1901 г. Михайло-Архангельской церкви 

смерть 25 (27) марта 

Вятской губ., Яранского у., Ильинской вол., с. Жерновогорского крестьянин Николай Стефанов Елкин - 33 года от чахотки.

МК г. Бирска 1911 год Михайло-Архангельская церковь 

смерть 20 (23) июля 

крестьянина Вятской губ., Яранский у., Ильинская вол., с. Жерново-Горского Иоанна Павлова Козьмо-Демьянова дочь Нина - 7 мес. от поноса.

МК г. Бирска 1887 г. Михайло-Архангельская церковь 

рождение 17 (26) августа Раиса 

Вятской губ., Яранского у., Ильинской вол., Жерновогоского с. крестьянин Иаков Феодоров Скурихин и жена Екатерина Иоаннова. 

восприемники: Нижегородской губ., г. Княгинина крестьянин Василий Афонасиев Свиягин и Вятской губ., Яранского у., Ильинской вол., Жерновогоского с. крестьян. жена Анна Прокопиева Бердникова.

МК г. Бирска 1910 г. Михайло-Архангельская церковь 

смерть 18 (20) августа 
Крестьянина Вятской губ., Яранского у., Ильинской вол., с. Жерновогорского Иоанна Павлова Козмодемьянова сын Анатолий - 2 г. 4 м. от воспаления легких

Датой основания села можно считать 1694 год, в котором на этом месте была основана пустынь Жерновых гор (Иоанно-Предтеченский мужской монастырь). Монастырь дважды разорялся казанским черемисами в 1609 и 1650 гг. После первого разорения в Смутное время его восстановили, а после второго, в конце 17 века перевели в слободу Кукарку, где он стал называться Покровским Кукарским монастырем. А на месте бывшего Жерновогорского монастыря открыли село Жерновы Горы.

МК г. Бирска 1910 г. Михайло-Архангельская церковь 

смерть 10 (12) ноября 
Крестьянина Вятской губ., Яранского у., Ильинской вол., с. Жерновогорского Иоанна Михайлова Негашева сын Михаил - 4 г. от скарлатины

МК г. Бирска 1912 г. Свято-Троицкий собор 

рождение 27 дек. 1911 - 4 января Анатолий 

крестьянин Вятской губ., Яранского у., Ильинской вол., Жерновогорского с. Иоанн Павлов Козьмодемьянов и жена Мария Григорьева. 
восприемники: Бирский купеч. сын Петр Михайлов Мотыгин и Казанской губ. и уезда Чунчуговской вол., д. Русской Айши крест. дочь девица Ольга Михайлова Терехина.

Страницы