Ревизская сказка деревни Муновой, 1762 год (3-я ревизия)

Ревизская сказка деревни Муновой, 1762 год (3-я ревизия)

Реквизиты архивного источника оригинала документа: РГАДА Московский дворцовый архив 1762 г., Каракулинская волость, Ф. 1239, Оп. 48, Д. 44, в деле 214 листов (в том же деле ранее значились ревизские сказки населенных пунктов дворцовой Пьяноборской волости: на л.л. 494-514 – село Тихоновское (Пьяный Бор), на л.л. 519-520об. - деревня Муново; на л.л. 520об.-524об. - село Сергиевское Старый Пьяный Бор тож; на л.л. 525 - 526об. - деревня Березовая Грива).

Нумерация листов в расшифровке приводится согласно копии с данного документа в другом деле (РГАДА Ф. 350, Оп. 2, Д. 3799, л.л. 149об.-151об.), по фактической нумерации на копиях листов.

В том же деле представлены на: л.л. 108-141 - ревизская сказка села Тихоновского; на л.л. 152 – 207 - ревизская сказка села Колесникова.

Информация о количестве дворов и семействах деревни Муновой, согласно ревизии 1762 года:

Нехорошковы – 6

Беляевы - 1

Сибиряковы - 1

Астраханцовы - 1

Романовы – 1

Томуковы - 1

Итого семей: 11

Старейшим упоминанием деревни Муновой является церковная запись Тихоновской церкви от 20 сентября 1722 года о венчании отрока Ильи Осипова деревни Муновой с отроковицей той же деревни Дарьей Фёдоровой (НАРТ 992-1-1, л. 39об.), что подразумевает наличие в деревне Муновой по состоянию на 1722 год не менее двух дворов.

В период проведения в 1762 году ревизии в деревню Муново из села Тихоновского переселилилось семейство Козицыных, в дальнейшем носившее фамилию Филиповых, в память об их предке Филипе Козицыне. В ревизских сказках 1762 года деревни Клестовой Каракулинской волости и села Тихоновского Пьяноборской волости данное семейство дважды было упомянуто как «Козицыны».

Преобладающей фамилией в деревне Муновой была фамилия Нехорошковых, все они являлись выходцами из села Пьяного Бора. Одним из основоположников рода являлся умерший в 1723 году крестьянин села Пьяноборского (Тихоновского) Кондратей Исакиев и четыре известных его сына: Козма, умерший в 1724 году, Антипа, Потап и Андрей, не оставивший известного потомства, а также сын Антипы – Иван и сын Ивана - Илья. Отдельно был представлен род брата Кондратея – Тимофея и его сына Михаила Тимофеева, в 1725 году род проживал в Пьяном Боре, но в 1726 году уже числился в деревне Муновой. Степень родства еще одного рода Нехорошковых – Леонтия из деревни Муновой по отношению к основной ветви Нехорошковых определить не удалось, но известно о венчании в 1725 году после смерти Леонтия его вдовы вторым браком – Марины Ивановой с упомянутым Михаилом Тимофеевым Нехорошковым, перемешав между ними родственные связи. Семейство сына Леонтия – Ермолая Нехорошкова, родившегося в 1716/1717 г.г. и умершего в 1760 году, в дальнейшем значилось отдельным двором и имеет прямое отношение к автору настоящей расшифровки. Из ревизской сказки деревни Муновой за 1747 год известно о смерти в период между 1725 и 1747 г.г. Ивана Антипина сына Нехорошкова, в 1747 году его сыну Илье было записано 14 лет. Можно предположить, что Нехорошковы в прошлом являлись жителями села Каракулина, в 1677 году в грамоте Уфимскому воеводе Венедикту Хитрово упоминался полный тезка Ивана Антипина - каракулинский крестьянин Иванко Онтипин, вероятно, что это один и тот же человек.

По метрическим книгам села Пьяноборского Томуковы в 1725 году числились жителями села Пьяного Бора (Тихоновского); с 1727 года значились жителями деревни Муновой Астраханцовы. Род Сибиряковых к 1759 году в деревне Муновой по мужской линии прекратился.

В документе упоминаются населенные пункты, согласно записанной принадлежности:

Каракулинской дворцовой волости: пригород Каракулино, село Кулюшево, деревня Клестово.

Каракулинского ведомства Пьяноборской дворцовой волости: село Тихоновское, село Сергиевское (Старый Пьяный Бор Тож), деревня Муново.

Казанского уезда: деревня Мазино, деревня Юртово.

Уфимского уезда [Осинской дороги]: село Петровское Чеганда тож.

Ранее уже осуществлялась расшифровка данного документа согласно его оригиналу, причем дважды: в текстовой и в табличной форме. Пользователи могут воспользоваться результатами работы, представленными в дневнике Алексея Голяякова на генеалогическом форуме ВГД, они менее загружены деталями и «заточены» на быстрый поиск информации. В текстовой форме предыдущей расшифровки опущена подробная описательная часть, касающаяся принадлежности населенных пунктов и устоявшихся выражений, применяющихся в ревизской сказке, в некоторых случаях они были заменены на более короткие. В табличной индексации приводится аналогичный объем информации, нормализованный и дополненный осовремененной версией старинных полуотчеств.

Наша расшифровка осуществлена на основании копии архивного документа, сделанной в период создания Вятского наместничества для нужд Вятских властей, в связи с передачей территории и населенных пунктов из состава Уфимского уезда в Сарапульский и Елабужские уезды. Часть закамской территории Пьяноборской волости осталась в Мензелинском уезде Уфимского наместничества, в копию для Вятского наместничества не вошли ревизские сказки населенных пунктов правобережья Камы.

В связи с этим, текст нашей расшифровки отличается от изначальной работы: в ряде случаев отличаются имена, отчества и используемые формулировки. В ходе работы откорректированы неясные текстовые места. Пунктуация и знаки препинания в оригинале документа не соблюдались, мы осуществили расстановку знаков по своему усмотрению.

Итак, текущая, 3-я ревизия была осуществлена в июне 1762 года, предыдущая же (2-я) ревизия в населенном пункте проводилась 15 лет назад, в 1747 году. Дворцовая Пьяноборская волость в 1762 году самостоятельным территориальным субъектом не являлась, она относилась к Каракулинскому ведомству, т.е. к пригороду Каракулино. Ссылки на это можно обнаружить в ревизских сказках большинства населенных пунктов Каракулинской дворцовой волости, например – деревни Пугиной. Отдельным субъектом на территории Уфимского уезда являлось ясашное село Петровское, Чеганда тож – центральный населенный пункт ясашной Чегандинской волости, некоторая часть села была населена удельными крестьянами.

Возраст одних и тех же женщин, выданных/взятых в замужество в(из) деревню(и) не стыкуется, разница в некоторых случаях составляет 5-10 лет.

Источник: РГАДА Ф. 350 Оп. 2. Д. 3799. На обложке: Архивы Сарапульский уезд.

На Титуле: № 14040 по описи 1844 года.

«Копия со сказок, поданных в 762 году от разных селений, положенных в подушной оклад душах отчисленных из Уфимского правления в Вяцкое наместничество». В примечании: «К Сарапулу», на 344 листах.

На Титуле 2: Ревизские сказки (о выборных) о крестьянах Каракулинской дворцовой волости Уфимского уезда за 1762 г.

(л. 1) подлинныя поданы июня 6го числа 1762 года. Копия. 1762 года июня дня Каракулинской дворцовой волости выборные крестьяне Иван Тебенков и Василей Гоголев по силе опубликованного в прошлом 1761 году декабря 20 дня Правительствующаго Сената Указу по согласию всех мирских людей дали сию сказку о положенных в Каракулинской и Пьяноборской волости жителях и по последней 747 года ревизии и после того убылых и вновь рожденных и объявленных по самой истинне и без всякой утайки а буде впредь кем обличены явимся в том повинны будем положенного по указам тяшкаго штрафа без всякаго милосердия, а именно, Уфимского уезду Осинской дорогикрестьяне дворцовые:…

(л. 149об.)

в деревне Муновой

  1. Потап Кондратьев сын Нехорошков 47 – 62. У него сестра Федосья – 60 лет, выдана в замужество Казанскаго уезду деревни Мазиной за ясашнаго крестьянина Афонасья Шандакова. У него дети, написанные в бывшую последнюю ревизию: Егор 13 – 28; Трофим 10 – 25; дочь Параскева - 25 лет, выдана в замужество Уфинскаго уезду села Петровскаго Чеганда тож за ясашнаго кретьянина Дмитрия Морогова.

У Егора жена Параскева - 30 лет, старинная, Пьяноборской волости села Сергиевскаго крестьянская дочь [отчество не указано, факт. – Никитина, в дев. – Бушкова, дочь Никиты Савинова]. У них дети, рожденные после ревизии: Иван - 13 лет; Мирон – 10 лет; Никита – 4 года; дочери: Анна - 3 лет; Евдокея - 2 лет.

У Трофима жена Ирина Иванова - 25 лет, старинная, того ж села [Сергиевскаго, Старый Пьяный Бор тож] крестьянская дочь [в дев. – Пономарёва, дочь Ивана Семёнова, по РС-1762 г. села Сергиевскаго, выдана в замужество той же волости в деревню Муново за крестьянина Трофима Нехорошкова]. У них дети: рожденной после ревизии Алексей – 4 года; дочь: Афросинья – полугоду.

  1. Григорий Козмин сын Нехорошков 20 – 35. У него жена Пелагея Иванова - 40 лет, старинная, Пьяноборской волости села Тихановскаго крестьянская дочь [в дев. – Маренина, сестра Михаила Иванова, двор № 65; Палагея – 55 лет, по ревизии села Тихоновского за 1762 г.]. (л. 150) У них дети, написанной в бывшую последнею ревизию: Егор ½ – 15 ½; рожденные после ревизии: Тихон – 13 лет; Кузма – 9 лет; Евдоким – 4 года; дочери: Василиса - 14 лет [род. 21.09.1746 г.]; Евдокея – 7 лет.

      У Григорья сестра Наталья – 38 лет, выдана в замужество того ж села [Тихоновского] за крестьянина Степана [Петрова] Гоголева [двор № 18].

  1. Михаила Тимофеев сын Нехорошков 42 – умре в 750 году. У него дети, написанные в бывшую последнюю ревизию: Евдоким 15 – умре в 751 году; Яков 3 – 18 лет.
  1. Андрей Кондратьев [сын Нехорошков, упоминается с фамилией в церковных метриках села Тихоновского, 15.08.1745 г., запись № 7.] 58 – умре в 756 году. У него жена Матрёна Сергеева - 60 лет, старинная, того ж села крестьянская дочь [девичья фамилия неизвестна].
  1. Ермолай Леонтьев [сын Нехорошков] 30 – умре в 760 году. У него жена Евдокея Тимофеева – 30 лет, старинная, Каракулинской волости деревни Клестовой крестьянская дочь [в дев. – Ваторопина, дочь Тимофея Семёнова, двор № 13 - «… Евдокея – 30 лет, выдана в замужество дворцовой Пьяноборской волости деревни Муновой за крестьянина Ермолая Нехорошкова …»]. У них дети: написанные в бывшую последнюю ревизию: Аника 9 – 24; Мартын 7 – умре в 750 году; Фёдор 3 – 18; рожденные после ревизии: Захар – 13 лет; Филип – 8 лет; Леонтей – 4 года; Наум – 2 года.

(л. 150об.) У Аники жена Акилина Алексеева - 25 лет, Уфимскаго уезду села Петровскаго от ясашнаго крестьянина Алексея Банникова. У них дети, рожденные после ревизии: Спиридон – 10 лет; Яков – года; дочь: Екатерина – 4 лет.

У Фёдора жена Параскева Васильева - 20 лет, старинная, пригорода Каракулина крестьянская дочь.

  1. Андрей Лукин сын Томуков 52 – умре в 752 году. У него сын написан в бывшую ревизию: Нефед 27 – умре в 750 году. У него жена Аксинья Абросимова – 40 лет, взятая Казанскаго уезду деревни Юртовой от ясашнаго крестьянина Абросима Коровкина. У них дети, написанной в бывшую последнюю ревизию: Борис 10 недель – 15 и 10 недель; рожденные после ревизии: Егор – 13 лет; Яков – 9 лет; дочь Анна – 20 лет, выдана в замужество пригорода Каракулина за крестьянина Василья Киселева.
     
  2. Иван Трофимов сын Сибиряков 30 – умре в 759 году.
     
  3. Василей Иванов [сын Беляев] 26 – 41. У него жена Евдокея Иванова – 35 лет, старинная, Пьяноборской волости села Сергиевскаго крестьянская дочь [в дев. – Чигвинцова, дочь Ивана Ефимова, по ревизии села Сергиевскаго 1762 г. - выдана в замужество в село Тихоновское за Василия Беляева, ей 36 лет.]. У них дети, рожденные после ревизии: Тит – 13 лет; Савелей – 10 лет; Ефрем – 5 лет; (л. 151) дочери: Степанида – 20 лет; Мавра - 2 лет.
     
  4. Фёдор Петров сын Астраханцов 62 – умре в 756 году [умер 10.03.1756 г., запись № 2]. У него дети, написанные в бывшую последнею ревизию: Борис 21 – умре в 752 году; Антон 19 – отдан в рекруты в 754 году; Макар 17 – 32; дочь: Ирина – 30 лет, выдана в замужество пригорода Каракулина за крестьянина Семёна Киселева.

У Бориса дети: написанной в бывшую последнюю ревизию Филип ½ - 15 ½; рожденной после ревизии Антон – 12 лет.

У Макара жена Дарья Анисимова – 36 лет, старинная, Каракулинской волости села Кулюшева крестьянская дочь. У них дети, рожденные после ревизи(и): Трофим - 7 лет; Лаврентей – 6 лет.

  1. Илья Иванов сын Нехорошков 14 – 29. У него жена Аграфена Васильева – 30 лет, старинная, Пьяноборской волости Тихоновскаго крестьянская дочь [в дев. – Чигвинцова, дочь Василья Деева, двор № 46]. У них дочери: Евдокея – 5 лет; Домна – 4 лет; Афимья – 2 лет; Марфа – 1 год.

У Ильи сестра Екатерина – 30 лет, выдана в замужество того ж села [Тихоновского] за крестьянина Максима [Иванова] Конышева [в ревизии села Тихоновского за 1762 год – двор № 74, ей 25 лет].

  1. (л. 151об.) Кирила Лукьянов сын Романов 67 – умре в 752 году [жена у Кирила Лукина умерла 09.05.1752 г., Евдокия Фёдорова, запись № 8]. У него сын, написанной в бывшую последнюю ревизию: Степан 14 – 29. У Степана жена Дарья Алексеева – 30 лет, взятая Уфимскаго уезду села Петровскаго Чеганда тож от ясашнаго крестьянина Алексея Банникова. У них дети, рожденные после ревизии: Остафей – 5 лет; Мосей – году; дочь: Наталья – 15 лет.

      Итого в деревне Муновой мужеска 37 душ.

/далее – дворцовые крестьяне села Колесникова (л. 152)/

           Примечание: согласно ревизской сказке деревни Муновой в межревизионный период умерло - 11 человек мужеска пола (учтенных в предыдущей ревизии); отдан в рекруты - 1 человек. По ревизской сказке 1747 года в деревне Муновой числилось 26 душ мужского пола.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.