К истоку реки Вятки (30 июля 2023 г.)

Во время совместных пеших походов (в 2018 и 2022 гг.) мой друг и родственник Александр Двоеглазов рассказывал мне о своих поездках на «Ниве» по разным медвежьим углам Вятского края. Одним из мест, которое произвело на него особое впечатление, и куда непременно хотелось вернуться, был исток реки Вятки. У меня, конечно, тоже возникло желание побывать там. И вот мы договорились организовать совместную однодневную поездку и поход в это заповедное место. В дорогу отправились втроём: к нам присоединился мой друг и товарищ по «Родной Вятке» Александр Гагаринов.

Исток реки Вятки находится в заболоченном лесу в Ярском районе Удмуртии, недалеко от границы с Омутнинским районом Кировской области. Место является популярным направлением туризма, сюда можно добраться пешим способом, на внедорожниках и даже по железной дороге (вблизи истока Вятку пересекает железная дорога широкой колеи Яр-Верхнекамская). В Интернете можно найти немало отчётов путешественников, посетивших это место. Но я решил, что ещё один отчёт не помешает, и представляю его вашему вниманию.

К истоку Вятки 30.07.2023

Автор карты: ru-danko

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

30 июля в 05:30 выехали из Чёрной Холуницы. По федеральной трассе за полчаса доехали до Омутнинска.

Омутнинск совсем недавно отпраздновал 250-летний юбилей города-завода, это заметно по различным праздничным плакатам и граффити на домах.

Проехав город, мы отправились по грунтовке в южном направлении через деревню Плетенёвская, посёлки Шахровка и Струговский. Последний произвёл впечатление посёлка-призрака: большинство домов выглядят нежилыми, открытые площади зарастают деревьями.

07:00. После Струговского ещё 3 километра проехали по лесной грунтовой дороге, которая используется при обслуживании газопровода. Здесь наш автомобильный маршрут закончился, так как относительно хорошая дорога идёт на юго-запад вдоль газопровода, а нам нужно было двигаться на юг, по слабо заметной на спутниковых снимках лесной дорожке. Машину оставили на обочине и выдвинулись дальше пешком.

С собой у нас были рюкзаки с перекусом и небольшим набором необходимых вещей, оффлайн-карты в телефоне и рации для связи, на всякий случай (мобильной связи там нет). Ещё взяли ведёрки под морошку, которая, по прошлому опыту Александра Двоеглазова, на болоте у истока Вятки растёт в обильном количестве.

Дорога, по которой мы пошли в южном направлении, была вполне пригодна для проезда крупной внедорожной техники. Но есть неприятные сырые места, поэтому лёгкой поездка не будет.

Пересекли верховье Ершовки – притока Омутной. Эта речка берёт своё начало в той же заболоченной местности, что и Вятка, только вытекает в другую сторону (на северо-запад, а Вятка на юго-восток). На дороге через ручей сделан мостик из отходов лесопиления.

07:35. Пройдя чуть больше двух километров, мы обнаружили на обочине дороги столбик с номерами кварталов 1, 2, 16, 17 Ярского лесничества. Примечательно, что и на карте 1960-х гг., и на современных, нумерация кварталов совпадает. Здесь мы решили свернуть налево и далее идти на восток по квартальной грани, чтобы подойти к цели с севера.

На местности просека заметна плохо, поэтому шли напролом через лес, ориентируясь по навигации в телефоне.

Двигаясь дальше по карте, вышли на заросшую лесную дорожку, по которой вновь пересекли речку Ершовку и оказались на лесной полянке.

07:55. После полянки вновь вышли на грань. Просека здесь заметная, широкая, с довольно свежей противопожарной канавой.

На пропаханной земле хорошо видны следы лося.

На всём нашем пути в большом количестве попадались грибы - красные (подосиновики) и белые. Саша Гагаринов особенно охотно принялся их собирать.

Большинство грибов были червивыми, но всё же имеющаяся тара начала наполняться.

Вскоре дорога с пропаханной канавой свернула налево, а дальше просека вновь пошла заросшая.

08:25. Двигаясь дальше прямо, можно было дойти до железной дороги, но у нас такой задачи не было. Подойдя к месту, откуда до истока оставалось около 1 километра, мы пошли через лес строго на юг.

По мере нашего продвижения местность становилась всё более заболоченной, было всё больше мха и багульника, росла черника и голубика.

А вот морошка подвела – кусты были без ягод (нам попалась лишь одна ягодка).

Уже совсем близко к цели заметили ручеёк с характерной для него растительностью - это, видимо, первый приток Вятки :)

09:00. Ровно за два часа пешей прогулки мы были на месте. Нашему взору открылись рукотворные постройки, установленные здесь путешественниками и почитателями памятника природы.

Собственно исток реки представляет собой углубление в земле с водой темного цвета, откуда начинается небольшой ручеёк. Непосредственно над истоком установлен деревянный идол, сделанный из пня и изображающий голову женщины в удмуртском национальном головном уборе. С одной стороны от него установлена табличка «Исток реки Вятка» с упоминанием русской неоязыческой организации, а с другой - православный крест. Вот такое сочетание культур сложилось в этом месте.

На площадке перед истоком выстроена красивая деревянная веранда для отдыха путешественников, где мы расположились на пикник.

Внутри домика есть небольшой тубус, в которую вложены листы А4 с распечатанной справкой о реке Вятке и истории исследования этого места. Ознакомившись с материалом, мы вложили его обратно. Также в домике имеется почтовый ящик, где желающие оставляют друг другу послания. В ящике мы нашли записную книжку, где отмечаются посетившие это место туристы. Предыдущие посетители были до нас совсем недавно. Отметились в блокноте и мы. Кстати, свободного места там почти не осталось, поэтому рекомендуем следующим туристам взять новый:)

Рядом на территории установлены выстроганные из дерева персонажи-идолы.

При входе со стороны болота гостей встречает деревянная табличка-вывеска.

10:25. Завершив осмотр туристического объекта, наша экскурсионная группа двинулась далее по маршруту на юго-запад к железной дороге.

Через болото тут вытоптана целая тропа – очевидно, большинство туристов приходят к истоку от железной дороги, а не из лесу, как мы.

На мху зреет клюква.

Пройдя через перелесок по тропе, мы увидели ручей. Такой Вятка вытекает из болота.

А вот так выглядит первый мост через Вятку - пешеходный.

Впрочем, через реку здесь можно и перешагнуть.

Выйдя к железнодорожному мосту, мы убедились, что течение воды здесь едва заметное.

Рядом с мостом установлена бетонная стела, выкрашенная в белый цвет. На ней с двух сторон чёрными буквами по вертикали нанесена надпись – Исток реки Вятки.

10:49. Как только мы вышли к мосту, послышался звук приближающегося поезда. Мимо нас прошёл локомотив с двумя вагонами.

Проехав мост, поезд замедлил ход и остановился. «Может он остановился, чтобы нас забрать?» - подумали мы удивлённо. Поезд подождал немного и отправился дальше.

Впоследствии выяснилось, что это был поезд Светлополянск-Яр № 6065. Пассажирские поезда тут ходят от силы раз в день, поэтому нам невероятно повезло, что мы увидели его случайно, не подгадывая по времени. А остановился поезд на остановочном пункте Перелом в точном соответствии с расписанием – прибытие в 11:53 (МСК+1), стоянка 1 минута.

Судя по старым топографическим картам, здесь раньше была станция и небольшой посёлок, который так и назывался – Перелом.

Сейчас нет ни станции, ни посёлка, но поезда тут по-прежнему останавливаются. Мы прошли по полотну железной дороги метров 700 и осмотрели место остановки поезда.

11:10. Углядев на спутниковых снимках и старых картах лесную дорогу, которая идёт от железнодорожной ветки на запад южнее истока Вятки, мы свернули на неё.

12:05. Через 3 километра вышли на перекрёсток и свернули направо – на север.

12:37. Пройдя ещё 1.5 км, вышли на пересечение с квартальной гранью, по которой мы ушли утром. Круг нашего похода замкнулся.

13:10. Спустя ещё 2 км вышли к машине. В общей сложности пешеходная часть маршрута составила 14 километров. Расстояние не очень большое, но из-за жары усталость чувствовалась.

Загрузившись в машину, мы отправились домой. Через 1.5 часа были в Чёрной Холунице.

Вот так прошла наша поездка и поход на исток реки Вятки. Место действительно интересное и запоминающееся :)

Большое спасибо Александру Двоеглазову за организацию поездки и Александру Гагаринову за компанию!

Аватар пользователя karavaev959

Спасибо автору и участникам экспедиции! Живописно и информативно, как будто сам прошел заветным путем! Завидно...

Аватар пользователя Сильвер

Интереснейший рассказ, любопытные пейзажи! Как будто сам побывал в этих местах. 😊 Группа неутомимых путешественников в колоритных футболках с логотипом "Родная Вятка" также привлекли внимание. 🙂

Аватар пользователя senicol

Спасибо за интересный материал ! Всегда с удовольствием читаю про путешествия по Вятской земле.

Аватар пользователя skygrad

Спасибо за подробное описание похода! Замечу только, на формирование верований северных предков удмуртов явно оказало влияние язычество славяно-русов, сохранявшееся на Вятке до 14 века. Деревянные идолы и культ птички - от западных славян.

Так здорово, я тоже хочу.

Аватар пользователя allaburdina

А грибы то какие, загляденье! Интересное место - исток Вятки, как из малого получается великое. Хотя бы так увидеть это историческое место - уже здорово. Спасибо за репортаж!

Спасибо за рассказ о путешествии. Там еще где-то на ветвях деревянная скульптура Бабы Яги в ступе была и старичок-лесовичок. Но это в 2010 г. Мне знакомый из г. Глазова фотографии присылал. Они с сыном на поезде ездили до станции Перелом, а затем пешком по тропинке от стелы около 1 км. Но в 2010 г. из-за жары исток Вятки они нашли пересохшим совершенно. Ни капли воды. Поезд ходит редко, поэтому ночевали частично в лесу, вернулись ночным поездом до Яра.

Аватар пользователя ru-danko

Да, есть лесовичок, добавил фото. А вот Ягу не видел, вроде, мог не заметить.

Это уже другой лесовичок). Скульптуры поменяли, 13 лет прошло. Тогда и избушка стояла не на земле, а на метровых столбах и корнях, как на курьих ножках.

добавлю коротенькое видео путешествия к этому же месту: https://youtu.be/YziTBtO4q4U

мы добирались на машине, оставив ее в деревне Малое Малагово, и уже оттуда пешком по лесной дорожке (3,5 км) выходили на ж/д пути.

Аватар пользователя wiki43

Идол (от греч. eidolon) в религиозном значении — это физическое двухмерное (рисунок) или трёхмерное (статуя, статуэтка) изображение божества или духа, служащее образной визуальной интерпретацией духовной силы (Бога), которой производится религиозное поклонение.
То есть, чтобы называть какое-либо изваяние идолом, необходимо наличие трёх признаков:
1) божество, чьим олицетворением оно является;
2) религия, в которой это божество почитается;
3) адепты религии, совершающие поклонения этой скульптуре или иные сакральные, ритуальные действия с ней.

В данном случае имеем не идолов, а деревянные арт-объекты, представляющие скульптуры персонажей удмуртского и славянского фольклора.

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо за уточнение, Владимир Александрович:) Я, конечно, и воспринимаю эти изваяния как арт-объекты, создающие особую атмосферу этого места, и назвал их идолами в переносном смысле.

Аватар пользователя doctorSed

Спасибо за интересную прогулку и фоторепортаж. Покрутились вы изрядно. Хорошо, что место сохраняется и посещается. А за морошкой - в Верхнекамье. Знаю место недалеко от ст.Волосница и почти рядом (1км.) от железной дороги.