Писцовые книги Новгородской земли 1581 г.

Писцовые книги 1581 года.

На сайте РВ появились три писцовые книги Новгородских пятина: одна Бежецкой и две Деревской. ПК Бежецкой пятины оказалась описанием Белозерской половины пятины, она охватывает ее северную часть, а главное она включает описание Богородицкого погоста на Белой (реке). Здесь по переписи 1564 г. зафиксирован Андрей Дудин. Он в моих поисках числится одним из нескольких претендентов на пращура рода. Это с одной стороны, а с другой у меня есть блог ''Перспективы поисков пращура ранее 1600 года''  https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/129247   а также другие заметки по генеалогическом поискам, поэтому возникла эта заметка. 
В одной из своих заметок писал, что есть два основных претендентов: 1) Андрей Дудин из 1564 г.; 2) Михаил Дуда из Шелонской пятины 1539 г. Появилась возможность проверить версию по Андрею. 
Есть купчая от 31 мая 1584 года на продажу трети деревни Ершова Иваном и Андреем Михайловыми детьми Дудкина. Отсюда какое-то время они в ней жили. Их отец именовался Михаил Дудка (Дуда) или Дудин (Дудкин). Эта запись была найдена первой и была ориентиром поисков до обнаружения  отчества Андрея Дудина из дер. Турышкино. О нем есть запись Ондрейко Дудин в ПК 1619/1620 г. Сольвычегодского уезда. Отчество появилось после получения копии купчей 1584 г. Данная версия продолжает быть актуальной, хотя бы в качестве доказательства Шелонской версии от обратного. Для её проверки в РГАДА имеются писцовые книги, в частности: 1581/82 (7090) г. - Писцовая книга Белозерской половины Бежецкой пятины письма кн. Василия Андреевича Звенигородского и подьячего Игнатия Сергеева.  РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 961. Л. 1-827; Д. 962. Л. 1-773. Разбирается с возможностью переселения Андрея Дудина в Сольвычегодский уезд. Начнём с возможности покинуть помещика.  Судебник 1497 г. ограничил срок для «выхода» крестьян и перехода к другому землевладельцу двумя неделями в году — неделя до Юрьева дня (26 ноября) и неделя после.  Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г. Формально он продолжал действовать. Но с декабря 1581 года ситуация меняется. Информация противоречива. Вот несколько из них: 
1)    9 декабря 1581 года – Указ о «заповедных летах», ограничивших выход крестьян от владельцев земли в Юрьев день. Точка отсчета развития крепостного права в России. С первых дней русской истории, даже в большом Московском Царстве, крестьянин был лично свободным и держал земельный участок по договору с владельцем поместья. Он обладал правом выхода или отказа; то есть правом уйти от землевладельца. Землевладелец не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы. Судебник Ивана Третьего устанавливал однообразный срок для крестьянского выхода, когда обе стороны могли рассчитаться друг с другом. Это неделя до Юрьева Дня (9 декабря по новому стилю) и неделя, следующая за этим днём. «Заповедные лета» временно ограничили право выхода. Но как говориться, порой нет ничего более постоянного, чем временное с одной стороны. А с другой  даже Указ о пятилетнем сыске крестьян от 24 ноября 1597 года не отменял крестьянского «выхода» и не прикреплял крестьян к земле. Этот акт лишь определял необходимость возврата сбежавшего крестьянина к прежнему землевладельцу, если уход состоялся «не в срок и без отказу» (то есть не в Юрьев день и не уплатив «пожилое»).
2) Однако в 1581 г., в условиях крайнего разорения страны и бегства населения, Иван IV ввёл «заповедные лета», запрещающие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий. Эта мера являлась на тот момент временной. 
В 1572 завершилась опричнина и разорительные набеги крымских татар. Правительство Ивана IV занялось переписью земель, чтобы оценить масштабы упадка хозяйства. В результате, в 1581 году был введен первый “заповедный год”.
Поскольку исторических источников по этому периоду мало, то у историков до сих пор идут споры о порядке закрепощения крестьян. Например, историк Татищев, который жил в XVIII веке, считал, что заповедные лета оформились в виде закона, который был принят Борисом Годуновым – фактически правителем России в царствование царя Федора (1584-1598). Другая версия, которой придерживался историк Ключевский, состоит о том, что царских указов не было, а переходы крестьян прекратились сами по себе из-за тяжелых условий жизни и разорения.
3) Заповедные лета были в 1581-1592 гг. Наиболее раннее упоминание о них содержится в записи от 12 июля 1585 г. на поместье Б. Сомову в Холовском погосте Женевской пятины Новгородской земли. Введение ''З. л.'' совпадает с составлением писцовых книг 1580-х с целью создания условий для точного учёта крестьянского населения. В  подвергаемых переписи районах правительство запрещало выход крестьян из тягла.
4) Большая советская энциклопедия. Заповедные лета - срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 88 Судебника 1550). З. л. начали вводиться правительством Ивана IV с 1581 одновременно с мероприятиями по всеобщей переписи земель, проводившейся для определения размеров тяжёлого хозяйственного разорения в 70-80-х гг. 16 в. Общегосударственного указа о З. л. в распоряжении исследователей нет. Краткие известия о З. л. содержатся лишь в некоторых грамотах 80-90-х гг. 16 в. В общегосударственном масштабе З. л. были введены указом царя Федора Ивановича около 1592-93. Этот указ запрещал крестьянский выход и объявлял писцовые книги, начатые в 1581 и законченные в 1592-93, юридическим основанием крестьянской крепости (закрепощения). Содержавшиеся в писцовых книгах сведения определяли принадлежность крестьян данному владельцу.
Выводы. Уйти от помещика возможность была. Андрей Дудин мог переселиться: а) до 1581 года. Фактически в 1565-1580 годы; б) после проведения переписи. Для Белозерской половины Бежецкой пятины это 1582 год, для Тверской – 1583 год; Шелонская пятина - 1582 год; Деревская пятина – 1582 или 1583 год в зависимости от части пятины. 
Ожидаемые результаты. Нашёл такую информацию в интернете. Можно предположить, что его действие  распространялось и на Новгородские пятины. Формуляр писцовых книг 1580-х гг. обычен для Северо-Запада России и состоит из шести компонентов: 1. Имя, отчество и фамилия землевладельца. 2. Указание прежних землевладельцев, если они были. 3. Название населенного пункта или пустоши.
4.Перечень «живущих» и «пустых» дворов с указанием их нынешних или сошедших жителей. 
5. Количество пашни паханой, перелога, пашни, лесом поросшей, копен сена, «леса пашенного или не пашенного», «отхожих» угодий с указанием урочища.
6. Итоги, включающие в себя, кроме вышеперечисленных параметров, количество окладных единиц (сошек и сох), перечень поместных дач землевладельца в других волостях и станах уезда, его поместный оклад.
Отсюда можно предположить записи близкие к Дозорам 1615 года Хлыновского уезда и 1640-х годов Сольвычегодского уезда: ''збежал'' и наличием двух членных именований крестьян с вкраплением трёх членных именований. 
Воспроизведем записи в ПК 1564 года:  Стр. 864.     В Богородицком же посте за Гаврилом да за Дмитреем за Воротынскими: Дер. Мостницы, а был двор помещиков, а ныне пуст стоит, пашни перелогом 70 четвертей, а в дву потому ж, сена 300 копен, 10 обеж. Дер. Сторонино, выменил тое у Якова у Мякинина: дв. Данилко Иванов, дв. Ондрейко Дудин, пашни в поле 10 коробей, а в дву по тому-ж, сена 40 копен, обжа. И всего за Гавриилом да за Дмитрием деревни 2, а дворов 3, а людей в них 2, а обеж 11. А доходу дают по четверти ржи, по 2 четверти овса, по гривна по Московской денег. 
Стр. 876-877. В Ыльинском же погосте на Белой в Любытинах. Царева, великого князя пустошь вопче з Гавриилом и Дмитрием с Воротынскими не пахана и не кошена, а запустела 24 годы от худобы, что землею худа и описью дорога, обжа. 
Стр. 877. В Никольском же погосте в Шереховичах (на Белой)  за Гавриилом да за Дмитрием за Воротынскими. Дер. Скорово: дв. Климко Семенов, дв. Мишук Федоров, пашни в поле 6 коробей, а в дву потому ж, сена 30 копен, пол-2 обжи.
Дер. Медветково: дв. Тараско Тимофеев, дв. Кирилко Ондреев, дв. Иванко Михайлов, пашни в поле 3 коробьи, а в дву потому ж, сена 20 копен, пол-обжи. 
И всего за Гавриилом да за Микитою за Волынскими деревень и с пустошами и с вопчими 8, а дворов 13, а людей в них тож, да 2 дворы пусты, а обеж 9 с полу обжею.   
Дополнительно выписаны две деревни. В них имеет место совпадение имён. Конечно, если записи были бы трехчленными, типа:  Мишук Федоров Дуда и Иванко Михайлов Дудин в сочетании с Ондрейко Михайлов Дудин, то можно было бы  сказать, что поиски закончены – это мои. Тем более, что все переписанные деревни принадлежат одним вотчинникам и все три погоста расположены впритык друг к другу, а Богородицкой и Никольской через реку. Может так оно и было, но именования Дуда и Дудин не записаны. Может это просто совпадение, поэтому нужно проверить. 
Всего за деревней Сторонино числится 30 десятин, на один двор приходится 15 десятин и, соответственно, нужно 3 взрослых работника. А Андрей Дудин значится один. Понятно, что зам ним сыновья. Но дело в том, что нам нужен Андрей Михайлов сын Дудин примерно 18 лет (64-46), значит взрослых сыновей нет. На этом можно было бы остановить дальнейшие рассуждения – не наш. Но найдены Иванко Михайлов и Михаил Федоров. Теоретически могут оказаться нашими, поэтому считаем далее.  
В дер. Медведково на двор приходится 3 десятины. В дер. Скорово – 9 десятин. В сумме: 15+3+9= 27 десятин. 27:5*= 5,4 чел. Но у Михаила могло быть ещё два сына. Наш Михаил Дуда примерно 1515-1520 года рождения, а возможно и 1510 г.р., в 1564 году ему от 44 до 54 лет, у него три доказанных сына и один предполагаемый. Вместе с предполагаемым, имеем три сына в возрасте работника, т.е. в наличии 4 пахаря. Недостающие руки мог нанимать. Или могли быть братья Михаила. Против. Более вероятно, что это должен быть двор Михаила, а не Андрея. 
* Примечание: Норма выработки на взрослого мужика при одной лошади. 
Продолжим предположения. Скопировал из ''Поиски пращура Дуда. Части 1 и 2'' * выписку из кандидатской работы: ''Изучение обыскной книги 1573 года показало, что процесс запустения в селениях северных погостов Деревской пятины начинается с середины 50-х гг. Появление же большинства пустых обеж относится к концу 60-х - нач. 70-х гг. Именно в этот период по нашим подсчетам появляется большинство пустошей, которые по писцовой книге 1582 года превращаются в селища.  Таким образом, можно констатировать, что к 80-м годам, только 10% от всех селений северных погостов писцовой книги 1496 года, были жилыми, остальная часть селений была в полном запустении». Нашёл и такие данные. А. А. Зимин, А. И. Копанев "Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XYI в»: "Шелонская пятина в 1582-1583 гг. запустела на 83,58%, другие, кроме Обонежской, на 55-79%". Собственно начало запустения видим в выписках из писцовой книги Бежецкой пятины 1564 года. 
* Примечание: Одна из нескольких моих наработок по родословной Дудиных. 
Переселение возможно: а) в 1570-е годы; б) после переписи в 1582 г. В первом случае проблем не вижу. Рассмотрим вариант возможности переселения после 1581 года. Имеем два документа: писцовая книга Белозерской половины Бежецкой пятины 1581/82 (7090) года и купчая 1584 года, точнее, продажи деревни. Временной разрыв минимальный, если исходить из этой версии переселения. Исходя из двойной даты, перепись  началась в сентябре 1581 г. и окончилась летом или осенью 1582 г. Значит, если с Воротынскими (или другими помещиками) рассчитались, то около 9 декабря смогли уехать. Прибыли в Онтропьевой слободу в феврале-марте 1583 г. Купили любой двор. Выполнили все положенные работы – посеяли рожь. А 31 мая 1584 года продали. В условиях договора оговорено, что урожай им снять и жить до рождества Христова. Но уже в октябре Иван Михайлов покупает двор в дер. Турышкино. В этой же деревне двор приобретает и Андрей, но только в 1601 году. А где жил ранее не известно. Пробуем разобраться. В 1625 году Русин Андреев пишет челобитную, в которой указывает, что купчие на полторы четверти деревни были, но утеряны: 1/4+ 1/8. Борису Андрееву достался двор по купчей 1601 года, а это 1/8. Братья Ортемьевы похоже имели 1/2 деревни. Получается, что полторы четверти Русина включили 1/4, которая была приобретена Иваном Михайловым в 1584 году, а позже передана брату Андрею. Остаётся 1/8 деревни. Когда она появилась у Андрея, не известно. Можно  предположить, что её и мог ранее, одновременно с Иваном в 1584 г., купить Андрей.

Итоговые предположения:
1) Переселение из Бежецкой пятины возможно, как до урочных лет, так и после. 
2) В случае переселения после переписи 1581/82 года есть вероятность получить подтверждение одной из версий. В случае более раннего переселения данные будут отсутствовать. Но все же есть минимальная вероятность нахождения записи, что двор запустел с такого-то года, как это видим по записи 1564 года, есть. 
3) Основным препятствием данной версии является отсутствие объяснения наличия данных об Никоне Тимофеева сыне Дудина и владением им и его предками двух дворов в дер. Дрищев Прислон. Иначе данная версия возможна при условии, что дрищевские и слободские Дудины просто однофамильцы или купчая 1539 г. не указывает на  проживание в ней с этой даты. Как вариант – ямщицкая корпорация и двор был передан позже. 

Появилась возможность проверить эту версию, на сайте появились:
1) 1581/82 (7090) г. - Писцовая книга Белозерской половины Бежецкой пятины письма кн. Василия Андреевича Звенигородского и подьячего Игнатия Сергеева.   Рукопись: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 961. Л. 1-827; 
2) 1581/82 (7090) г. - Писцовая книга Деревской пятины письма Дмитрия Замыцкого и подьячего Третьяка Мокеева.  Рукопись: РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 959. Л. 1-602; 
3) То же, Д. 960. Л. 1-529. 

В первой найдены Богородицкой погост на Белой, Ильинской погост на Белой в Любытинах и Никольской погост в Шереховичах (на Белой). Просмотр показал, что деревни стали пустошами, пашни перелогом, а у многих ещё и лесом поросло. Дер. Сторонино не найдена. Близкое именование – дер. Сторона, но она была за земцами и пашни всего 5х3 чети, т.е. 7,5 дес., сена 20 копен. Пашни перелогом и лесом поросло. В ПК 1564 г. двор помещиков Воротынских был пуст. Поэтому можно предположить переход деревни Сторонино к земцам. Но опять это не надолго – пашня лесом поросло, т.е. это 10 и более лет тому. В целом, дворов помещичьих единицы, единицы крестьянских дворов, Дудин среди них нет. Это касается Богородицкого и других погостов. В общем запустение близкое к 100%. Отсюда записей ''збежал'' нет – просто нет старожилов и некому было что-либо о крестьянах рассказать. 

Выводы: Андрей Дудин из ПК 1564 г. збежал около 1570 г.

Пример анализа данных писцовых книг применительно к родословной Дудиных, дополним кратким описанием самих перечисленных выше трёх книг. Бежецкую пятины описывал Василий Андреевич Звенигородский. Пользователям РВ известен Дозор 1625 года Хлыновского уезда Федора Андреевича Звенигородского. Возможно это братья. Но это не о выяснении их родства. Описания двух регионов схожи в терминологии. Есть починок, деревня и пустошь, что была деревня. Многие деревни указаны, но с дополнением пуста. В описании пустоши, указаны пашни перелогом или перелогом и лесом поросло. Есть и деревня, что был починок, есть просто пустошь. Таким образом можно оценить как давно запустел тот или иной населённый пункт. Величина запустений всей пятины аналогична запустению Богородицкого погоста. 

Описание двух книг Деревской пятины отличаются терминологией: здесь либо деревня, либо пустошь. В остальном схожи с Бежецкой. Деревская пятина по новгородской традиции разделены на две половины: северную 1209-1-960 и южную 1209-1-959. Северная половина запустела тоже почти полностью: единичные сельца помещиков, в них только часть пашни распаханы, единичные дворы крестьянские. В южной половине Деревской пятины кроме поместий есть дворцовые земли. В поместьях сохранилось больше крестьянских дворов. В дворцовых землях запустение меньше. Тоже в монастырских. В целом впечатление, что северные территории Новгородской земли запустели почти полностью, а южные значительно, но меньше северных. 

Во всех трёх писцовых книгах именования крестьян двух членные: имя и отчество. Это то, что увидел при просмотре. Нужно более внимательно изучать. Именования помещика трёх членные, но есть и дву членные.

Предварительные выводы: поиск предка возможен с привлечением ПКН под редакцией  К.В. Баранова при образовании прозвания (будущей фамилии), образованного от прозвища. Вероятность повышается при наличии дополнительной информации. 

 

Комментарии

Аватар пользователя Сильвер

Информация любопытная.  Единственное, не хватает прямых ссылок на писцовые книги.

Аватар пользователя дядя Женя

В ранних переписях отмечены владельцы поместий, крепостные не упоминаются, вольных (черносошных) крестьян тоже не встречал. Если Дуда имел владение, зачем ему переселяться за тысячу вёрст в глухие вятские земли? Повод нужен серьёзный.

Другой вопрос: насколько распространена фамилия в других регионах? Прозвище могло появиться и на вятской земле. Есть же у нас Дудоладовы.
В Яранском уезде был знаменитый изобретатель самобеглой коляски Леонтий Лукьянович Шамшуренков. Фамилия трансформировалась: Шамшурин - Шамшурихин и Шамшуренков - Шамшуров. Есть записи: Шаншуренков. "м" и "н" часто взаимоменялись (Микита - Никита, Миколай - Николай). Полагаю, прозвище могло произойти от санчурёнка - шанчурёнка, выходца из города Санчурск (Санчурин - Шанчурин). Прозвище Дуда и Дудолад, очевидно, связаны с созданием дудочек, духовых музыкальных инструментов. Такое прозвище могло быть в любом русском регионе.

 

Евгений Аркадьевич, Вы плохо проработали вопрос ранних писцовых новгородских книг. Все они, за исключением 1581-1584 годов,  опубликованы и имеются в свободном доступе. Книги под редакцией Баранова имеют указатели имён. Действительно в них только владельцы поместий. Но это не значит, что крестьян нет. Откройте и полистайте и увидите. В томах, изданных до революции, тоже есть именные указатели. Вот в них есть крестьяне. Но с оговоркой, которая сбивает с толку. Её нужно просто понять по другим источникам. Названы имеющие прозвища и фамилии, но фамилии ещё не было. Андрей Дудин - имя и отчество, а не фамилия. Михаил Дуда - два имени, крестильное и русское, даже старославянское имя, но с точки зрения церкви прозвище. Это времена Ивана Грозного и крестьяне свободные!!!  Потому так подробно изложен этот вопрос. 

А бежали не только крестьяне, но и помещики. Я об этом как-то писал. Бежали от разорения и голода. Если бы не бежали, то наверное, не было бы черносошных крестьян на Вятке, точнее их было бы в разы меньше. 

 

Дополнено. Писцовые книги были двух типов: полные, с указанием имён крестьян и без них. Последние служили для уточнения принадлежности поместья. Они давались при условии службы в войсках и отбирались, если не служили. Малолетним погибших поместья сохраняли до совершеннолетия. 

Здравствуйте , позвольте прокомментировать по теме ПК 1564 года , стр 864 и ряд вопросов Автора.

Центральным пунктом нескольких поселений ( деревень , пустошей , починков , пожен , селищ , займищ , луг , заполок , слободка ) служило или село , или погост. Представляло собой группу дворов , которые стоят около церкви . В селах ( погостах) частно-владельческих находиться двор владельца-помещика. Тут же около владельческого двора дворы слуг владельца , холопов полных или кабальных. Хозяйственные разряды слуг ( холопов ) разделялись на холопов больших и холопов меньших. Большие - стоят близко к хозяину и пользуются его доверием. Они живут в дворах рядом и расподаются на людей служивых и приказных.Первые были спутниками своих господ в походах и на службе , так как помещики и вотченники обязаны были являться на цареву службу не только сами в доспехах с оружием и на коне , но еще и имея с собою несколько аналогично в доспехах с оружием и на коне боевых слуг ( послужильцев ). Вторые ( приказные ) ведали различными отраслями хозяйственного управления помещика ( ключники , приказчики , посельские , житники и т.д.). Как первые так и вторые ( послужильцы и приказные ) , как особенные знаки рассположения от помещика-вотченника  обязательно имели дворы рядом с двором помещика и , главное , имели участок земли от помещика в свою личную вотчину , т.е. внутри вотчины помещика было несколько маленьких вотчин его слуг ( до тех пор пока служат из рода в род). Группу меньших холопов составляли как мелкая дворня ( дворовая челядь - она вообще никогда в переписях не фигурирует ) , так и холопы-страдники т.е . холопы - земледельцы, которые получали от помещика участок земли в деревенской пашне и с этого участка должны давать господину свой земледельческий сбор. Но часть участка служит средством его собственного содержания , т.е. он имеет собственное хозяйство , он близок к крестьянину ; главное отличие - есть его личная несвобода. Помещик возделывал свое поместье или поселяя на нем лично зависимых от него лиц - холопов , или с помощью нанятых вольных крестьян на основе порядной грамоты ( поземельный договор ).  И правом на Юрьев день по закону владели только вольное крестьянство . Но фактически таковым правом никто из крестьянство вольного воспользоваться не мог , оно замирало само собой без законодательной его отмены. Им могли воспользоваться считанные крестьяне , поселения которых не соединялось с какими-либо ссудными и льготными затратами от помещика ( а они были практически всегда ) и которым потому нужно было только тогда уплатить в Юрьев день пожилое ( Ссуда от помещика фактически создавала отношения , в которых крестьянину приходилось выбирать между бессрочно-обязанным крестьянством и срочным холопством ). Для остальных крестьян вольных право перехода в Юрьев день выродилось в три формы : побег , своз и сдачу - заместительство уходившего другим жильцом . В описаниях ( писцовых ) в XVI в.первые две из этих форм обозначаются выражениями : выбежал , сшел , сбег безвестно , скитается , вывезен и т.д. Между этими двумя формами существенная разница. Побег , понятно , возвращял задолжавшему крестьянину свободу , но был не законен. По его розыску и возврату - он наказывался. Господствующей формой перехода в Юрьев день был своз .Крестьянин крайне редко мог расплатиться с помещиком , и его " выручал " другой "покупатель"  этого крестьянина , который вносил за должника пожилое , ссуду и вывозил этого крестьянина ( с семьей и с его пожитками ) на свои земли. Такой крестьянин , меняя участок земли и места жительства , не менял своего положения должника , а лишь переходил от одного кредитора к другому . Свозы крестьян начались с XVI в. и чрезвычайно усилились во второй половине XVI века. В этой операции ( свозе) принимали участие все : монастыри , крупные и мелкие вотченники , артельщики всех типов и видов , слободчики , общины черных и дворцовых земель и т.д. Время около 26 ноября было страдной порой , когда в селах и деревнях " зазывалы " полговаривали вольных крестьян к переселению , заманивали их посулами и задабривали льготами , уплачивали за них их долги и за сотни- тысячи верст по новой земельной порядной увозили со старых мест .       С уважением.

Добрый вечер, Синклитикия Васильевна! Извините, но у меня нет вопросов, просто поделился методикой поисков, точнее одной из нескольких и таким образом завершил одну из тем, а именно ''Перспективы''. То о чем Вы написали относится к крупным землевладельцам. Здесь же помещики в несколько деревушек по 2-3 двора крестьянских в каждой. Действительно у ряда владельцев были зависимые люди, но они в книгах записаны иначе. Например, дв. помещиков Григорьев Вельяшова, дв. люцкой, дв. человек его Земчик, а крестьян.

Наверное, не совсем правильный термин применил по отношению к Андрею Дудину збежал. Но предполагаю, что все таки правильно, врядли он уплатил все. Помещики исчезли. Пожитое было или нет - не известно, но государевы налоги то были...

Не сталкивался, но сомневаюсь, что общины черносошных крестьян Сольвычегодского уезда или Вятской земли переманивали таким образом к себе крестьян. Может и были единичные выкупы попавшегося бедолаги. 

Что касается Андрея Дудина, то исключил его из списка претендентов. Свои поиски завершил. Жду еще один документ. Но это  другая тема. 

Синклитикия Васильевна, Вы очень много знаете, пользуясь оказией, задам вопрос - читали оринал судебника 1497 г., не различные переводы а оригинал, написанный скорописью. Распространённая версия об Юрьеве дне известна - декабрь.

Но есть и такая:

''Однако Судебник 1497 г. ввел в общегосударственном масштабе ограничение крестьянского перехода, сформулировав это положение в специальной 57-й статье «О христьянском отказе»: «А христианам отказыватися из волости (в волость), из села в село один срок в году, за неделю до Юрьева дня весеннего и неделя после Юрьева дня осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина».

Таким образом, помимо ограничения срока выхода крестьян двумя неделями в году, Судебник непременным условием выхода ставил уплату крестьянином феодалу «пожилого» в сумме рубль «в полех» и полтину в «лесех», что затрудняло переход к другому владельцу.'' 
Интернет. Юрьев день — церковные дни памяти великомученика Георгия Победоносца. Юрьев день — славянское название дня 23 апреля (6 мая). Юрьев день — славянское название дня 26 ноября (9 декабря).

Хотелось бы убедиться. Одно дело бежать Сибирь зимой и другое дела летом. 

 

Добрый день , уважаемый Александр Федорович.

Оригиналов Судебников 1497 и 1550 годов не существует. Я в курсе википедийной глупости о якобы каких-то копий с части Судебника 1497 года в РГАДА , якобы сделанных около 1545 года в Новоспасском монастыре , и Судебники 1497 и 1550 годов - якобы итог многовековой предшествующей законодательной деятельности Русского государства.

Знаю следующее. В качестве оригинала существует список (копия) ,который был подарен в 1746 году Императорской Академии Наук от канцеляриста Устюжской епархии Ивана Попова , подписанный собственноручно его рукою , но сам список был сделан другой рукою кем-то из монахов Устюжской епархии еще в конце XVII века . Список " величиною в малую полдесть , содержит в себе две части , то есть Судебник 1550 года и Законы из Юстиниановых книг , состоит из 152 страниц , писан на белой бумаге ". В Императорской Академии Наук после " деятельности " там господина Татищева появилось в последствии еще две копии якобы : первая - Татищев без начала , части середины и конца копии Судебника 1550 года  " сфабриковал " якобы копию Судебника 1497 года за якобы авторством Новоспасского монастыря ; вторая - Татищенская версия Судебника 1550 года - он необъяснимым образом внес массу изменений в текст канцеляриста Устюжской епархии Ивана Попова ( часть изменений чисто стилистическая , для чего-то перепутал статьи Судебника , частично исправил и т.д.)  На самом деле Судебник 1497 года не является по википедийной глупости итогом многовековой предшествующей законодательной деятельности Русского государства. , а является сводом прямых законов из Юстиановских книг , которые как часть приданого привезла Софья Полеолог. Падением Западной Римской империи у разных наций как наследие римского права ( от Валентиана III в 429 г.) явилось четыре кодекса : эдикт Феодорика Короля Остроготского в 500 г. ; Аларика , Короля визиготов в 506 г. ; Папианский у бургундов после 500 г. ; наконец Юстиниановые книги , собранные для Восточной Империи византийским Императором Юстином I ( его годы правления 518-527 ) . Из этих книг слово в слово написан Судебник 1497 года , только проставлены свои численные значения : в рублях и т.д.

По списку Ивана Попова ( Из Устюжской эпархии от 1746 года ) статья Судебника 1550 г. написана так : ПЗ ( 87 ) - Попов копировал как есть буквенное написание цифр , а в скобках писал цифру .

" А крестьяномъ отказыватись изъ волости в волость , или изъ села в село одинъ срокъ вгоду , за недълю до Юрьева дни осеннего , и недъля по Юрьеве дни осеннего. А дворы пожилые платятъ : вполях за двор рубль и В(2) алтына ; в лъсе,гдъ за десять верст до хоромного лесу ,за двор полтина да В (2) алтына. А которой крестьянинъ живетъ за немъ годъ  , да пойдет ; и онъ платитъ четветь двора ; а за два года поживетъ - полдвора ; а три года поживетъ , да поидетъ прочь; и онъ платитъ Г(3) чети двора ; а Д ( 4) годы поживетъ; и онъ весь двор платитъ, рубль и В(2) алтына . А пожилое иматис воротъ , а за повозъ имати здвора по два алтына ; а опричь того на немъпошлинъ нетъ. А останетца у которого крестьянина хлъбъ вземле , и как тот хлъбъ пожнетъ , и онъ стою хлъба , или стоячего даст боранъ , В(2) алтына; а покоих мъсто была рожъ его вземле , и онъ подать Цареву и Великого Князя платитъ со ржи , а боярского ему дъла , за ним жилъ , не дълати. А попу пожилово нътъ , и ходити ему вонъ бестрочно воля. А которой крестьянин спашни продастъся кому вполную в холопи ; и онъвыидет безстрочно же , и пожилого снего нътъ ; а которой хлъбъ его останетца вземли ; и онъ стого хлъба подоть Цареву и Великого Князя платитъ ; а не похочетъ подати платити , и онъ своего хлъба земляного лишенъ ".

Как известно , на Судебником 1497 года работали многие историки , но общепризнанным принят текст Б.Д.Грекова , который методом реконструкции , косвенных свидетельсв и т.д. ввел в историческую науку его. При этом Греков по тексту Судебника от 1550 года поменял крестьянин на хрестьянин , изменил цифровые значения денег и скопировал текст до слов " А пожилое имати с воротъ...", вместо статьи 87 сделал её статьей 57.  В.О.Ключевский в своем Курсе русской истории , делая сравнительный анализ статей судебников по праву выхода в Юрьев день , не стал критиковать Грекова за это , но указал на отличие : в Судебнике 1550 появляется последний абзац в отличие от 1497 года со слов : " А которой крестьянин спашни продастъся кому вполную....". Именно этим  законодатель фиксировал так называемый " своз " , который позволил крестьянам законно именно зимой с помощью " покупателей " и за их счет уежать за сотни-тысячи верст на новые земли ( Именно этим активно пользовались государевы слободчики-строители по обустройству новых слобод. Им для этих целей ( привлечения новых крестьян ) выдавались им деньги .

Тот же Ключевский отмечает , что на Руси в XVI веке был ( до Судебника 1550 г.),но только на Псковской земле , другой  день для крестьянского выхода , именно Филиппово заговенье или Филиппов день - 14 ноября . Но принципиально 14 ноября от 26 ноября не отличаются.

С уважением.

Спасибо большое! Все же зима. 

В Вашем сообщении есть интересная информация о государевых слободчиков-строители. У меня есть некоторые соображения по Онтропьевой слободе. Может когда-нибудь займусь вплотную. 

О слободчиках-строителях.

Почему то все известные историки в один голос в своих трудах отмечают , что в авангарде освоения Северо-Востока Руси и Сибири с конца XV в. именно слободское строительство , но никто из них специально этот вопрос не раскрывает, только фрагментарно. Суммируя эти фрагменты вырисовывается следующая картина. Инициаторами строительства и обустройства новой слободы могли быть или частники ( артель с деньгами крестьян ) или сам воевода.В любом случае , выбиралась относительно пустая территория около 400 кв.верст ( чаще всего вытянутая вдоль реки или нескольких речек ) , через воеводскую избу челобитная Царю , через царский указ разрешалось строительство на этой территории со льготой ( чаще всего ) на 10 лет, на этот же срок здесь вводилась особая администрация ( либо воеводский чиновник или частник-устроитель ). Администратор по цареву указу получал огромную власть на эти десять лет , практически независимую от местного воеводы : свозить и селить свободных крестьян , давать им землю по крепости ( купчей) , давать льготы на разные сроки в пределах общего срока в 10 лет , селить служивых по крепости ( купчей ) без налогов за службу ( беломестные , земля- это их жалование для службы) , судить и рядить все судебные дела и споры опричь дел губных старост , обустраивать кабаки , ямские станции и таможни , взыскивать таможенные платежи и все виды налогов.  Вот здесь есть момент , который плохо понимается многими. Исторически, внутри Русского государства существовали внутренние таможни для контроля и взыскания тамги таможенной на перемещение товара из уезда в уезд. Ввиду того , что была масса дорог , то одна из задач слобод было взымание этих таможенных платежей ( поэтому слободы строились по дорогам и рекам  , не обьедешь).Администратор имел большую таможенную печать и взыскав пошлину выдавал документ с печатью , который уже дальше по уезду разрешал безпошлинно двигаться.

С уважением.

 

Разбросанность отдельных анклавов Онтропьевой слободы вписывается в версию таможенных сборов - не объехать 

Здравствуйте, уважаемая Синклитикия Васильевна!

Спасибо за интересную информацию о судебниках! Тоже не знал, что подлинники не сохранились. Не совсем понял по поводу критики Б.Д. Грекова В.О. Ключевским. Греков занимался судебником еще и в дореволюционное время?

Александр Федорович, именно зимой удобнее было переезжать с имуществом с места на место. И если не очень далеко, то и сруб дома можно было по частям на санях перетащить. Реки замерзли, можно не объезжать через броды, использовать ледовые переправы. Но это все касается легальных способов ухода от прежнего владельца. Бежать могли в любое время года. Но все-равно, мало какой крестьянин побежит, не собрав урожай.

Извините , зарапортавалась и неправильно выразила свою мысль о критическом анализе Ключевским соответствующих статей судебников и появлении дополнения в 1550 году в контексте в конце концов уже в советский период признания приоритета версии Грекова по судебнику 1497 года в его изложении.

1) А зачем сеять, если как только сошёл снег, так и в дорогу. Это при условии, что есть разрешение. 

2) Доберитесь за тысячу и более верст при средней скорости 25 верст в сутки. Сколько нужно корма лошади, где и как ночевать и т.п. Понятно можно проситься на ночлег и покупать все в дороге, а денег сколько нужно и где их взять!?

3) Не думаю, что у новгородских крестьян была своя изба. Иначе за что платили ''за пожилое''. 

Наверное, сгустил краски. 

Пожилое платили не за избу, а за жизнь на земле помещика. Имущество у крестьян, включая избу, обычно было свое, в личной собствености. Конечно, на далекое расстояние сруб не повезешь, проще на месте новую избу поставить. Наиболее разумные, наверное поступали так. Сначала сбегал один из братьев, который на новом месте строился, потом перевозил всю семью.

Весной же, как сошел снег, начинается "удополица". Куда поедешь? А зимой санный путь.

 пожилое есть арендная плата за поль зование усадебными постройками, нечто вроде квартирной платы крестьянина землевладельцу.

 

Насчет перевоза изб - мое предположение, спорить не буду. Наверное проще было поставить новую избу, чем перевозить старую. Но с Вашим определением термина не согласен. Это более позднее значение слова "пожилое". Пожилое во времена действия судебников - компенсация части тягла, т.к. землевладелец платил тягло в виде сошного оклада, а не с точного количества крестьян. Количество дворов фиксировалось писцами, переписи, как мы знаем, проводились не часто. Соответственно, уходивший от него крестьянин должен был компенсировать эти расходы на прошлые и будущие годы до следующей переписи. Я так понимаю.

Ст.57. О переходе крестьян. Крестьянам разрешается переходить их волости 
в волость, из села в село лишь в течение одного срока в году: за неделю до 
осеннего Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после осеннего Юрьева 
дня. За пользование двором крестьяне платят в степной полосе рубль, а в 
лесной - полтину. Если крестьянин проживет у господина год, то при уходе 
он платит четверть стоимости двора, если два года -половину стоимости дво-
ра, три года - три четверти, а за четыре года он уплачивает стоимость все-
го двора.
Двор - земля и хозяйственные постройки на нем. За пашни налог взымался по описи в коробьях, обжпх и сохах.  А не по числу крестьян. Так что это ''приработок'' помещика. Причём очень хороший. За 4 года полностью окупался. А строения служили не один десяток лет. 

Двор - единица налогообложения, но таковой она стала однозначно уже по Соборному уложению. А по писцовым книгам с землевладельца брали налог со всей земли по сошному письму. А землевладелец, в свою очередь, раскидывал этот общий налог между крестьянами, т.е. между дворами. Как видите из приведенного Вами же перевода статьи (мне кажется перевод не точный - про степную и лесную полосы), размер пожилого зависел не от количества построек (1 или 2 избы во дворе и пр.),  а в зависимости от близости к хоромному лесу. Если они ставили хоромы на пустошь, им давали льготу на первые годы. Но пожилое не зависело от размеров двора, количества построек. Оно представляло собой довольно конкретную сумму и смысл его был не в оплате аренды построек, а именно в оплате налога за пользование землей. Да, пожилое - "приработок" помещика, т.к. с лихвой перекрывало ту часть налога, который он брал с этого двора в общую соху.

В данном случае это редакция Грекова, и двор есть двор буквально, а не единица чего-то. Обратите внимание плата фиксирована и зависит от зоны земледелия, потому как на двор ещё и огород, а на юге доходнее. А обжа есть обжа и соха тоже. Обжа зависила от качества земли: добрая, середняя и худая. А соха ещё для кого, т.е. статуса, соответственно разное количество пашни. В общем это тема для отдельного разговора. 

Ещё ближе к Вятке. Выть - это площадь пашни в зависимости от плодородия и выть - единица тягла, оброка. Разница выясняетсч только из контекста. Читаем судебник и Грекова буквально. 

Дополнение. В лесу легче построить избу и прочее. Почитал комментарии статьи. По сути это компенсация за временное запустение двора. По судебнику 1550 г. пожилое бралось с ворот, т.е. не зависило от числа крестьян. 

Зависимость от плодородия - это деление пашни на земли худые, середние и добрые.

Размер пожилого зависел от близости леса, пригодного для постройки, очевидно, ближе он и стоил дешевле.

Применительно к Вятке - у нас преобладали черносошные и монастырские крестьяне. Из текста судебника не ясно, платили ли черносошные пожилое. Есть мнение, что тоже платили, но не факт.

Если крестьянин проживет у господина год, то...  Так записано.

У черносошных господином был Вел. князь. По тому времени не знаю, а по более позднему времени черносошный мог покинуть, если на дворе кто-то оставался. Иначе сыновья свободно уходили из отцовского двора и не платили ничего. Здесь похоже с помещиком, в том плане, что должна быть замена. Но за землю черносошные платили оброк и выполняли другие работы по тяглу. Нигде не встречал термин пожилое. В то же время крестьяне могли как-то перейти в другое сословие. Значит была процедура. Но я не интересовался этим. 

Добрый вечер. Возможно вот эта статья " О пожилом Судебников 1497 и 1550 " поможет http://www.spbiiran.nw.ru/wp-content/uploads/2016/07/Shapiro_A_L_12.pdf

Я видел эту статью, но у меня на планшета не открывается. 

Добрый вечер . Просто бегло просмотрел у Вас , Александр Федорович , это сообщение и комментарии . Эту ссылку я дал в первую очередь для Виктора Ивановича . Хочу отметить свою тетушку Синклитикию , ее энтузиазм меня не перестает уважительно восхищать - болеет почти месяц , но оказывается тихонько почитывает РВ.

Пожелаем ей выздоровления!

Спасибо, Сергей Владиславович! Прочитал. К спору о пожилом возвращаться не буду, т.к., основываясь на текстах источников, однозначно ответить нельзя.

Выражение "в лесах" там тоже никто не переводит, как "в степной зоне".

Шапиро А.Л. так же поддерживает идею, высказанную Александром Федоровичем, о возможном свободном выходе со двора части родственников без пожилого и переселения их на новые земли. Допустимо. Но тоже на уровне предположения.

У нас на Вятке я читал, кажется у Спицына А.А., что дети и братья, не записанные в писцовые книги, могли оставлять  общее тягло, считались свободными и могли брать новые земли на оброк. Т.о. демографический рост способствовал колонизации Вятского края.

Помнится, еще Старостин В.А. обосновывал идею "демографического взрыва" на Вятке в 17 веке.

https://cyberleninka.ru/article/n/krestyanskie-perehody-po-sudebnikam-i-...

Это статья Аракчеева В.А. Получается пожилое - компенсация за платежи государевых налогов с крестьянина. Переманивая крестьянина помещик предоставлял льготу, т.е. сам платил эти сборы.

В статье Шапиро сделаны расчёты по доходам крестьянской семьи и показано, что необходимая сумма за пожилое могла быть собрана и крестьяне могли на законном основании покинуть помещика. 

Пожалуй ещё одно соображение. В любом случае переселение из Новгородских пятин в Сольвычегодский уезд или на Вятку - дорогое удовольствие. И если переселенец находил средства на дорогу, то пожилое уж как-то оплачивал. А на новом месте ещё нужно было купить надел земли. Можно было какое-то время ходить в половниках и накопить, но все равно покупать. В оброк землю начали давать позже. В любом случае предки вятчан явно не из бродяг и нищих. Это наверное, можно говорить о семейных. Одинокие могли прорваться через заставы, а они должны быть - розыск был поставлен и многих отлавливали. И скорее всего переселенцы формировали свои обозы. Времена тяжелые в смысле воровских людей. Так что предки ещё и смелые люди. 

Аватар пользователя pbacherikov

Александр Федорович, добрый день! Я новичок на РВ, не могли бы вы помочь с навигацией -- где конкретно выложены на сайте образы упомянутых вами писцовых книг Бежецкой и Деревской пятин? В разделе "Переписи и ревизии Вятского края" они отсутствуют (что логично). Также, вероятно, вам будет интересна вот эта новость: https://vk.com/wall-118599485_5752

Страницы