Слобода и слободки.

Слобода и слободки.

Начало Онтропьевой слободы. Часть VII. Вспомогательное изыскание.

Для завершения исследований по Онтропьевой слободе нужны дополнительные данные. Однозначные ответы по созданию слободы и о первом старосте могут дать документы, относящиеся к ее образованию. Но проблема в том, что они пока не найдены, возможно они не сохранились. Поэтому попробуем обобщить данные по другим слободам. Ищем их и обобщаем. 

***

Слобода. В XII — первой половине XVI веков слобода — это отдельное поселение или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которого временно освобождалось от местных повинностей (отсюда название «слобода» — свобода, то есть «свободное поселение»). Освобождение от государственных или феодальных повинностей, как правило, не было полным. Характер льгот менялся и зависел от времени и места. Первоначально жители поселений освобождались от уплаты податей и воинской повинности. Многие из таких поселений основывались на вновь осваиваемых землях, к примеру, слободскими казаками, и освобождение от податей побуждало заселять эти территории. (Интернет).

По первому типу слободы исчерпывающие примеры находим у Ю.И. Чайкиной в ее книге "Словарь географических названий Вологодской области. Населенные пункты." Вологда, 1993 г. 

СЛОБОДА, д., центр Перцевского с/с Грязовецкого р-на. В документах второй по­ловины XVII в. селение именовалось Комельская ямская слобода (ПК Вол 1678, 323), располагалось в Комельской волости на тракте, соединявшем Москву с Архан­гельском. Названо по волости, типу поселе­ния и профессии жителей. Слово слобода употреблялось в древнерусском языке в зна­чении ‘поселок, иногда пригородный, с жителями одной профессии’ (ямская слобода, стрелецкая слобода, рассыльная слобода и т. д.). Основная профессия жителей Комельской слободы в XVI — XVIII вв.— ямской промысел. В XVIII-XIX вв. проис­ходит упрощение ойконима: Комельская ямская слобода > Слобода. (стр. 323).

СЛОБОДА, д., центр Пригородного с/с Сокольского р-на. В Списках селений сере­дины XIX в. именуется как с. Спасо-Преображенское или Рабангская Слобода, а в ней 25 дворов. Первое название по церкви. Второе - по типу поселения и гидрониму. В далеком прошлом (1447 г.) в этих местах на р. Рабанге был основан небольшой Рабангский монастырь. Возникшее под монастырем селение с церковью и ярмаркой, жители которого в большинстве своем не занимались хлебо­пашеством, именовали слободой. Рабангой же в глубокой древности называли Верхнюю Сухону. Рабанга — слово финно-угорского происхождения: в вепс, ruba — ‘гута (пив­ная), таким образом, Рабанга — илистая река. С течением времени церковное название отпало, произошло упро­щение и ойконима Рабангская Слобода путем утраты первого компонента. (стр. 324). 

Онтропьева слобода явно — группа поселений, потому продолжаем разбираться. По писцовым книгам это волость: "В Усольском уезде волость Онтропьева слобода, а в ней деревни и починки черные. (РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 15039; 1619/20, л. 340)." В ее составе есть три НП с названием, производным от слобода. Два из них отмечены в ПК 1619/20 г.: деревня, что был починок Слободище, выставок из Загарья (л. 356) на речке на Лундонге; деревня Слоботка пуста (л. 359 об.). Третье — погост Преображенский. На карте 1870 г. он называется Слободской- Преображенский. Первая составляющая явно первичное название поселения. 

Далее. В Сольвычегодском уезде имеются следующие слободы:

Login-nk предоставил статью краеведа из Котласа — А.Н. Арсеев "Четыре слободки Юшки Роспопова." Цитата из неё: "Юшка Распопов однозначно был человеком расторопным. Ведь он осмелился создать не одну новую слободу, а целых четыре. Они получили названия – Моршенина, Шалимова, Ямская и Пырская. Моршенина слободка располагалась по берегам и притокам небольшой речки Городишны (приток Виледи). Позже эта местность вошла в Спасо-Поршенский приход Вилегодской волости.   

Шалимова слободка появилась параллельно течению Вычегды, в стороне от реки. Позже она стала Шалимовским приходом, Беляевским сельским обществом, а затем Беляевским сельсоветом Вилегодского района.

Пырская слободка возникла на небольшой возвышенности к юго-западу от Шалимовой.

 Наконец, Ямская слободка расположилась на речке Ямской и ее притоках."

Login-nk предоставил и карту, на которой обозначены эти слободы. Все они расположены на дорогах. Смотрим их по порядку, начиная с Лальска. Из Лальска на север уходит большая торговая дорога Лальск — Сольвычегодск. Вначале она идет вдоль реки Залеская Лала. Ямская слободка расположена на речке Ямская, по другим источникам речка называется Емская. Название слободы созвучно с ямская гоньба. Более того у Гурлянда есть описание второго этапа реформы ямской службы, по которой с 1560 г. началось создание ямских слобод, в которых поселили ямских охотников. (И.Я. Гурлянд "Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII в., 1900 г.", стр. 85-91). Как правило, они создавались в городах или рядом в виде отдельного поселения. [см. Выше у Чайкиной]. Ямская слободка на речке Ямская включает группу поселений. Иначе это другой тип слобод(ок). 

Севернее ее по той же дороге расположена Пырская слободка. В дер. Калдино имеется ответвление — проезжая дорога, которая уходит на восток параллельно реки Вычегда до пересечения с рекой Виледь. Далее она идет вдоль Виледи до ее устья и, по всей видимости, сливается с почтовой дорогой Вел. Устюг — Сольвычегодск — Яренск — Устьсысольск. На этой дороге расположены слободки Шалимова и Моршенина. 

В статье Арсеева, точнее в списке использованных источников, оказались две грамоты. Первая о назначении слободчиков. И хотя она относится к гораздо позднему периоду, но содержит очень ценную информацию для изысканий по Онтропьевой слободе. В статье имеется ссылка на один момент в ней, мне же представляется, что нужно полностью ее рассмотреть. К тому же их, грамот, оказывается две, связанных между собой: Грамота Верхотурскому воеводе Ивану Хитрово о построении новой слободы на реке Чусовой, и наказная память слободчикам Афанасью Гилеву и Фролу Арапову, о управлении вновь устроенными слободами 1656 января 31 и мая 15. (Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 4. СПб., 1851. С. 45-46, 46-52.). 

Вначале наказная память. [В свободном изложении.]

1) Челобитная Верхотурского уезда новой Чюсовской слободы крестьян Офонки Гелева и Фролки Аранова — по их челобитной в 159 году на Верхотурье воевода ... и подъячей ... дали им даную [грамоту] на пустое место на Чюсовой реке на прямой Сибирской дороге и велели строить там слободу. Но в 162 году прикащик Верхотурский ... стал чинить им препятствия и беды. 

2) По указу и грамоте царя и великого князя Алексея Михайловича Офонке и Фролке в Верхотурском уезде новые слободы строить и вновь крестьян на льготу из оброку призывать. А прикащика выслать вон. А льготы в “государеве денежному годовому оброке” дано с нынешнего году 164 с 11 мая по тоже число 169 года. "А которые крестьяне и после сей даной прибраны будут, и тем давать льготу на 5 лет." А двум семьям слободчиков — льгота на 8 лет. 

Комментарии. Вначале челобитная, в ответ поступает грамота с отводом территории. Разрешение на устройство слободы дают: воевода или сам царь. Льгота — освобождение на указанный срок от уплаты оброка. 

3) Велено Офонке и Фролку в Верхотурском уезде в новой Чюсовской и на Утке реке быть в слободчиках.

4) В те льготные годы свои дворы поставить, сенные покосы росчистить и крестьян поселить, и то место без государева указа не покинуть, не продать и не заложить, а новопроборным крестьянам постоянно жить. [Арсеев использовал собственно этот момент].

5) Офонке и Фролку, будучи в слободчиках, судить крестьян и всяких людей во всех делах, кроме разбойных и убойных дел в 5 рублей, а свыше не судить — отсылать в Верхотурье. А пошлины со всех судных дел иметь по гривне с рубля [перечислены расценки пошлин], записывать в книги и присылать в Верхотурье [т.е. сдавать в казну].

6) Им самим от обид и насильства крестьян оберегать, налог и убытков, насильства не чинить, всякие государевы дела делать по государеву указу и по Тобольским и Верхотурским памятям.

7) Выбирать целовальника из крестьян для государевым разным доходам. Офонке и Фролку, будучи слободчиках в тех слободках, всякие дела в таможне с целовальником делать. [Далее описаны расценки пошлин]. Вести учет всех сборов и все деньги привозить в Верхотурье, сдавать в казну сполна.

8) Следить, чтобы мимо слобод никто не проезжал и новые дороги не прокладывал. В случае необходимости посылали погонщиков, выбирая их из числа крестьян.

9) Для береженья от воровства крестьян избирать старост, целовальников и десятников из добрых крестьян.

10) Указания по пушнине.

11) Указания по охране крестьян от военных людей.

12) Указания по наказанию в случае не исполнения ими своих обязанностей. 

Комментарии. По сути слободчик — управитель территории низшего уровня, назначаемый царем или воеводой. 

Грамота воеводе.

Цитата: “А прикащика Томилка Нефедьева из тех новых слобод выслать вон, и впредь у них с Верхотурья в те слободы, покамест изо льготы выйдут, прикащиков посылать не велел, чтобы от тех прикащиков в тех новых слободах крестьяном никакие напрасные налоги и тесноты и убытков и в строении ни в чем помешки не были.” (стр. 44-45)

Комментарии. Получается срок полномочий слободчиков ограничен сроком льготы, в данном случае это 8 лет.

Вторую грамоту по ссылке Арсеева нет возможности заказать. Поэтому обратимся к его статье: "К сожалению, в архивах не сохранилась жалованная грамота, предоставленная Юшке Распопову. Но имеется достаточно много других, знакомство с которыми раскрывает суть данного документа. Приведем один пример, близкий как по времени, так и по территории. В 1517 году четыре жителя Великого Устюга по фамилии Лукины получили от великого князя Василия III грамоту на дикий лес Вондокурской волости – ставить дворы, распахивать землю и созывать людей.

Им дана была льгота во всех податях на 15 лет и несудимость от устюжских наместников по большинству преступлений, которые могут совершить новые поселенцы (за исключением убийств). Право судить своих людей и исключительная подсудность великому князю опять же были предоставлены слободчикам. Обычно они могли вести судебные разбирательства по челобитным, кроме дел о разбое, убийствах, воровстве.

Особой привилегией каждого слободчика являлось право брать явочную пошлину со всех, кто будет приезжать в его владения, или проезжать через них. В других землях такое право принадлежало только представителям князя, а собранные пошлины сразу отправлялись в княжескую казну."

Комментарии. Здесь срок льготы 15 лет. Последняя фраза, на мой взгляд, вызывает сомнение — можно понять, что сборы шли в доход слободчика, но предыдущей грамотой [наказной памятью] не подтверждается. Разбираемся с эти вопросом дополнительно, чтобы понять в чем собственно заключался личный интерес слободчика. Для этого обратимся к таможенным книгам Великого Устюга, Сольвычегодска и Лальска. Сохранились книги сбора пошлин и сохранились книги расходов таможен. 

1635—1636 (7144) г.—Расходная книга устюжской таможни.

И всего по государеву указу и по грамотам и по воеводцким памятей в отдаче на Устюге 2698 р. 31 ал.

Да на Устюге же в росходе по государевым грамотам за приписью диака Пантелея Чирикова таможенным дьячком Емельяну Григорьеву да Проньке Лазареву дано жалованья за таможенное всякое письмо и за книги таможенные по 10-ти р. человеку, итого 20 р.

Да таможенным сторожем Петрушке Иванову да Тихонку Родионову дано годового жалованья по 2 р. человеку, итого 4 р.

Да на бумагу издержано для таможенного дела 3 р. Да на свечи сальные 2 р. з гривною. Печать серебреная делана в таможню, серебра и от дела дано 4 ал.

На Колмогорах для припуску устюжского весу целовальник Семен Скрябин делал гирю пудовую да безмен пудовой, от дела и за железо дал рубль 8 ал. 4 д.

На Устюге же в важне по государеву указу весчие гири переделываны против колмогорского таможенного весу, от дела, и за прибавочное железо, и за уголье кузнецу Второму Кузовлеву дано рубль 6 ал. 4 д. Да 2 пятна таможенные орлы железные деланы печатать однем полумеры хлебные, а другим безмены, от дела и за железо дано 13 ал. 2 д.

На Приводинские 3 ярманги для таможенного збору ездили целовальники, внаем от подвод издержано 29 ал. 4 д.

На Устюге же вместо ветхие государевы таможенные бани новая баня поставлена. На ту баню лесу большего куплено 100 ослядей, дано 3 р., да мелкого лесу, и тесу, и драниц, и мху куплено на 20 ал. На 2 д. отдела от бани, и от поставки, и что землю на баню подымали, от того дано плотником и роботным людей Пятому Митрофанову с то-варыщи, б р. 7 ал. 4 д. На каменницу в баню кирпичю и каменья и от дела Петру Василискову дано 3 р. 13 ал. 2 д. У бани же колодец починиван, дано от дела и за лес 11 ал. 2 д. И всего баня и с колодешною починкою стала 13 р. 19 ал. 2 д.

И всего росходу, что по государевым грамотам таможенным дьячком и сторожем дано жалованье, и на бумагу, и на свечи, и на всю издершку, и з банею, что в сей статьи писано, 46 р. 18 ал. 2 д.

А за отдачею и за росходом, и за осталыми невзятыми пошлинами осталось налицо денег 331 р. 1 ал. полчетверты деньги.

Комментарии. Всего жалованная выплачено 24 рубля (10х2 + 2х2).

 1634—1635 (7143) г.— Расходная книга сольвычегодской таможни. 143-го году книга Соли Вычегодцкой таможни росход деньгам.

Дано государева жалованья подьячему Пятуньке Сергееву 12 р.

Дано коморнику Стеньке Кондратьеву от избного топленья 2 р.

Свеч и з дров издержано на 2 р. И всего таможенного росходу 16 р.

А за таможенным росходом налицо денег усольского посадцкого таможенного збору всего 894 р. 14 ал. 3 д.2

Комментарии. Всего жалованная выплачено 14 рублей (12 + 2).

1634—1635 (7143) г—Расходная книга лальской таможни. 143-го году книги розход таможенным деньгам.

Купили целовальники бумаги на таможенной розход и на таможенные книги на рубль на 11 ал.

Дано коморнику Ивашку от-ызбного топленья и за дрова 3 р.

Дано государева жалованья таможенному диячку Ивашку Васильеву от таможенных книг от письма и от, таможенного дела на год 4 р.

Куплено сальных свеч в таможню 21 ал. 4 д.

И всего таможенного розходу по книгам 8 р. 32 ал. 4 д.

А за таможенным розходом налицо таможенных денег всего 97 р. 32 ал. полпяты деньги.

Комментарии. Всего жалования выплачено 4 руб. + ?

В целом: таможня, по всей видимости, получала часть от общих сборов пошлин. А главное ее работники получали жалование. Отсюда можно предположить, что слободчики и целовальник имели тоже жалование или часть дохода. Это резко уменьшает доход слободчика [по мнению некоторых авторов, например, Арсеева сборы шли в пользу слободчика], хотя доля могла быть существенной. 

Соглашусь с Арсеевым: "Причем он [Юшка Роспопов], естественно, мог выбрать для себя самый удобный и большой участок с плодородной землей, расположенный поближе к торговому пути. Впоследствии он мог продать двор кому-либо и заработать на этом." [Возможно, что-то подобное было в Онтропьевой слободе с землей Старостинской — пожни на 15 лошадей и цена продажи 40 руб.]. Более существенным доходом, на мой взгляд, является ссуда — "крестьян прибрали 20 семей и хлебною ссудою и всяким крестьянским заводом крестьян ссужали собою" — из челобитной Афанасия Гилева и Фрола Арапова царю (стр. 45). В общем тема личного интереса слободчика сложная и требует отдельного изучения. Пока представляется, что для ситуации в Онтропьевой слободе это не имеет существенного значения. Главное то, что слободчики обладали рядом качеств делового и предпринимательского характера, обладали организаторскими способностями.

Для изысканий по Онтропьевой слободе важна дата возникновения слободок Юшки Роспопова. Документ по их созданию не сохранился, поэтому определимся ориентировочно. А.Н. Арсеев в своей статье пишет: "Нам неизвестны годы, в которые Юшка Распопов обустраивал четыре свои слободки. Но есть одно указание на то, что его деятельность могла закончиться в середине 1540-х годов... Сохранилась жалованная тарханно-оброчная и несудимая грамота царя Ивана IV Васильевича от 28 января 1547 года, которая закрепила за Николо-Коряжемским монастырем не только пустые места на речке Коряжемке, но и слободку некоего Софронки, а также все четыре слободки Юшки Распопова." 

Отсюда: 1547 - 15 = 1532 г., где 15 — срок льготы по грамоте жителям Великого Устюга по фамилии Лукины [см. Выше]. 

Отсюда эти слободки возникли несколько позже, чем Онтропьева слобода, но совсем не на много, что позволяет предположить схожесть подходов в их создании. Первая очевидна — все они находятся на дорогах: слободы Юшки Роспопова на дорогах в Устьсысольск и далее в Пермь Великую, а Онтропьева слобода — на новой дороге в Пермь Великую.

Вторая — принципиальное отличие: территория будущей Онтропьевой слободы была частично заселена, а четыре слободки Юшки Распопова созданы, по всей видимости, на абсолютно безлюдной территории — явно сначала была проложены дороги, намечены маршруты, а потом Емская и Пырская слободы возникли в нужных местах. Здесь еще можно как-то допустить, что были отдельные единичные поселения. Но их вероятность оцениваю, как маловероятное событие — как-то Емская слобода удачно расположена: примерно по середине между Онтропьевой слободой, ее погостом и городом Сольвычегодск. При этом в этом промежутке нет ни одного поселения. И тем более удивительно решение устроителей дорог — в Пырской слободе есть ответвление дороги параллельно реке Вычегда. Правда, статус ее — проезжая, что не исключает движение по ней обозов. Иначе все же в начале была проложена дорога, а потом она заселена. Возможно, создание дорог и слободок шло параллельно. 

Разбираемся со статусом этих слободок. Вроде все понятно — слобода: особая территория. Но нас интересует слобода, как административная единица. В ПК 1625 г. Сольвычегодского уезда запись: "В Вилегоцской волости Николы Чюдотворца Коряжемского монастыря деревни в слободке Юшки Роспопова на речке на Городошной в слободке Моршенина да в Шалимове да в Пырской да в Емской." (Л. 827). И далее раздельно описаны деревни слободок: Моршенина, Шалимова, Пырской и Емской. Отсюда слободка Юшки Роспопова общее название четырех перечисленных. Все четыре слободки — собственность Коряжемского монастыря и расположены на территории Вилегоцкой волости. Цитата из статьи Арсеева: "В 1586 году во владения монастыря прибыли переписчики А.И. Емельянов и И.И. Григорьев, которые провели первую сохранившуюся до наших дней перепись населения этой местности. Поэтому мы знаем, что к концу царствования Ивана Грозного в четырех слободках Юшки Распопова находилось 69 населенных пунктов (16 деревень и 53 починка), в которых располагались 138 крестьянских дворов и примерно шесть сотен жителей [по всей видимости, общая численность]. По ПК 1625 г. числилось: Моршенина — 9 НП; Шалимова — 34; Пырская — 23 и Емская — 24. Всего 70 НП. 

Иначе здесь слобода (слободка) — часть волости. 

Обратимся к Богословскому, что об этом написал классик. Несколько цитат или несколько его соображений в свободном изложении из: Богословский М.М. Земское самоуправление на русском Севере в XVII в. Том 1. 1909 г. "По книгам 1620-х годов уезд [Тотемский Вологодской губернии] разделился на 19 волостей, кроме того в нем было еще 2 округа, не носивших название волостей, один состоял из двух слобод и одной деревни, другой, именовавшийся "Посухонские слободки и деревни" — из 2 слободок и 8 деревень. (стр. 24). 

Группа поселений, образующую волость, могли создаваться в результате колонизации территории путем освоения рядом с первоначальным поселением новых деревень и починков поселенцами-колонистами, приходящими из другой местности. С умножением численности населения отдельные поселки превращались в группу поселков, а те свою очередь в волость. "По переписям того же года [1678] в Хлыновском уезде, наряду с прежними 6-ю станами, на которые делился этот уезд, появился округ, названный в книге по имени центрального его селения "Новая Слободка Филиппова”. (стр. 33). Округ оказался обширным. По этой переписи в нем 148 деревень и починков, в них 348 дворов, в них 1772 чел. мужского пола (там же).

Подведем итог — слобода из нескольких поселений по сути — сельский округ. В зависимости от числа селений и дворов в нем мог иметь различный статус, в том числе волость. 

Разбираемся с названиями слободок: Ямская (Емская) по речке Ямская (Емская); Пырская — нет данных, возможно, по аналогии с Ямской — гидроним; Моршенина и Шалимова — нет данных, но есть предположение, что по именованию старосты.

В словарях находим: 

МОРШЕЧНИК: «Микитка Кузмин Моршечник», г. Великий Устюг. // Писц. кн. 1623 • Делов. прозв. Моршечник - «кто изготавливает или торгует моршнями (бабьими головными уборами или обувью из загнутых толстых кусков кожи)»; ср. моршечник - «оборванец» //А. В. Кузнецов. Народный именослов Русского Севера XV - XVII веков: происхождение имен (прозвищ), отчеств, названий деревень. Вологда. 2020/

ШАЛИМКО: «Шалимко Микитин Кулик», г. Великий Устюг. // Писц. кн. 1623. • Ср. Шалим (царь, властитель) - татарское муж. имя, заимствованное в русский язык. > Отч. Шалимов, Усол. уезд (1586). #Дер. Шалимово; Шалимовская, Вологод. уезд (1589), Важ. уезд (1692). Кузнецов. // там же/

 ***

Появились новые должности: слободчик и приказчик. Разбираемся с их значениями.

Слободчик. 1) Фамилия [Слободчиков] восходит к слову слободчик, которым называли жителя слободы; основателя и первое административное лицо слободы; сборщика податей (в тверских говорах).//Интернет/ 

2) Слободчик стар. вольный, неприписанный к земле человек. | Слободской староста, кому приказана слобода. | Твер. сборщик податей. //Даль/. 

3) Слободчиков. Усол. уезд (1586), Великий Устюг (1676). < Прозв. *Слободчик, ср. слободчик - «вольный, неприписанный к земле чел.» или «земской староста, кому приказана слобода». Слободчики получали грамоты «лес сечи, дворы ставити, пашни пахати, пожни чистити, людей к себе звати на те места» и освобождались на 10 лет от уплаты податей, а также получали право феодального суда над будущим населением своей слободы. В первом случае отч. Слободчиков ведёт начало из дер. Слободка на р. Березовце Усол. Уезда. #Дер. Слободчиково, Ярен. уезд (1678). //Народный именослов Русского Севера XV - XVII веков: происхождение имен (прозвищ), отчеств, названий деревень / составитель А. В. Кузнецов. - Вологда : 2020./

Комментарии. В итоге: основатель и первое административное лицо слободы, но может быть и староста.

Приказчик. 1) В период т. н. кормлений, в допетровской Руси, прежде всего Московской, существовала должность городового приказчика, в чьи обязанности входило управление городом, а после введения института городского управления воеводами — бывшим приказным человеком, наряду с наместниками временно исполняющим обязанности по управлению городом. Городовые приказчики собирали подати в городах, отводили земли монастырям и исполняли некоторые полицейские и судебные обязанности. //Википедия/. 

2) ПРИКАЗЧИК и пр. см. приказывать. Приказывать где или чем, быть начальником, большаком, заведывать, управлять, начальствовать. Кто у вас приказывает? “Старшина есть.” А он чем приказывает тут? “Заводом”. | - что, кому, поручать, отдавать на руки, на попечение, отдать под чье начальство. //Даль/.

3) Прикащиков, Устюж. уезд (1623). < Прозв. *Прикащик, ср. прикащик - «кто отдаёт приказания; доверенное лицо» или «большак, старший между младшими» и проч. // Кузнецов/

4) Приказчик – тот, кто приказывает; представитель помещика, заводовладельца, доверенное лицо хозяина. Приказчиков. Приказчиковы проживали в Молчановском районе Томской обл. //Русские имена, прозвища, фамилии. Материалы к именослову. Часть 1. Русские имена славянского происхождения /Автор-составитель Н. И. Решетников. М., 2020./

Комментарии. Приказчик — управленец низшей администрации. Порученец, возможно, аналог тиуна великого князя. Но выше по рангу слободчика.

Рассмотрим еще один момент — центры этих слободок. Смотрим ПК 1625 г. И исходим из предположения, что главное поселение записано первым: Моршенина — дер. Казакова; Шалимова — деревня, что был починок над рекою над Онисимовкою верх Ольховки; Пырская — деревня, что был починок Огафоновской над речкою над Зажигиною; Емская — деревня, что был починок Куимовской на речке на Нимянде. Здесь один гидроним и три антропонимических названий. Кто это давшие название этих поселений нет данных. Для изысканий по Онтропьевой слободе важно, что названия дер. Старостинская и пог. Слободской явно не вписываются в этот ряд. 

***

На сайте РВ появилась подробная информация о двух слободках. Рассмотрим их с целью получения необходимой информации для использования в завершении темы "Начало Онтропьевой слободы".

1. Филипова слободка.

vikt0r. "Филипова слободка Чепецкого стана Хлыновского уезда. История ее появления вкратце такова. Несмотря на уменьшительное название, слободка эта занимала огромную территория левобережья Чепцы от р. Филипповки до р. Святицы (ныне Кирово-Чепецкий, Зуевский и Фаленский районы). В 1637 г. крестьяне во главе с Пахомом Кощеевым написали царю челобитную на эти земли. В 1641 г. пришла государева грамота хлыновскому воеводе провести обыск по этим землям. Выяснилось, что не все земли пустуют, началась переписка, тяжба (подробности опускаем). Наконец, был получен государев указ Алексея Михайловича, на основе которого в 1648 г. выдана отводная выпись хлыновского воеводы Ухтомского Пахому Кощееву с товарищами на эти земли.

Но заселение территории государственными крестьянами во главе с Пахомом Кощеевым уже шло до получения отводной выписи. Здесь были основаны села Коса (1643), Филиппово (предположительно в 1646 г.), позднее Святица (1651), Полынка (1686) и т.д."

Им же дана ссылка на работу Луппова П.Н. "Документы по истории Удмуртии ХV-ХVII веков. Ижевск. 1958." В ней приведена "Отводная выпись хлыновского воеводы князя И.Т. Ухтомского Пахому Кощееву с товарищами 1648 г. на черный лес, дикое раменье и на угодья на левом берегу реки Чепцы". Основное содержание: 1) челобитная крестьян во главе с Пахомом Кощеевым. Они жили на церковной земле, т.е. были половниками; 2) по указу царя воевода выделил землю — "и в те лготные лета ему Пахомку тот черной лес, дикое раменье, по тем межам росчистить и пашня роспахать, и дворы поставить и жилцов устроить, и впусте не покинуть". 

 3) льгота на 5 лет. 

Было выделено 13 вытей земли, всего 156 четей. Традиционно в трех полях получается 234 дес. Если на двор по 3,5 дес., то получается 67 дворов. Соответственно к 1678 г. получился огромный округ, что и отметил Богословский.

Комментарии. Ситуация с Филипповой слободской сводится к тому, что группа половников захотела обзавестись собственной пашней, присмотрела территорию и запросила разрешение на ее освоение. Даже, если здесь были и крестьяне, точнее сыновья крестьян, суть не меняется. Для усиления заинтересованности власти пообещали построить церковь и увеличить размер оброка. 

2. Торощины слободки.

ElenaZ "В Актовых материалах «Книги по льготным дачам» есть запись на получение льготы на черное раменье в Спасской и Куринской волостях котельничанином Ивашкой Торощиным. ( РГАДА. Ф. 1113. Оп. 1. Ед. хр.6). 17.01.1636 17.01.1636—Генваря в 17 день по государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии грамоте за приписью диака Максима Матюшкина дано на лготу, а после лготы на оброк к церкве ко Всемилостивому Спасу и Покрову святей Богородицы на церковное строенье котельничанину Ивашку Торощину в Котельницком уезде в Спаской и в Куринской волостях черное раменье, а межа... как розчиститца будет на 8 чети пашни, а лготы ему дано на 8 годов с нынешнего 144-го году генваря с 17-го числа да по 152-й год генваря по 17-е ж число, а как лгота отойдет и ему Ивашку с того раменья с черново лесу с 8 четвертей пашни в государеву цареву... казну оброку платить с церковные земли по 20 алтын на год с мирскими людьми вместе, а порука..."

"Ивашка Агеев сын Торощин, вероятно, был человеком предприимчивым, уважаемым, может быть старостой общества и с определенными финансовыми возможностями. В июле 1662 года узаконивает (получает грамоту) на распаханную с товарищами сверх прежних дач землю в Куринской и Спасской волостях на территории будущих Торощиных слободок (РГАДА 1113-1-10)."

Дополнение. В этой грамоте речь идет о пашни размером чуть больше 2 вытей или около 12 дес. Иначе в обоих грамотах, доступных для изучения, земельные наделы позволяют обосновать два отдельных поселения. Возможно, поэтому общее их название Торощины слободки, т.е. совокупность отдельных поселений, а не группа поселений, как другие выше описанные. 

Дополнение из родословной Торощиных. Иван Агеев сын Торощин, около 1600 года рождения. Имя отца восстанавливается — Агей, около 1560 г.р. Он толи Торощин, толи Тороща(ша). Прямой записи по нему нет. Отсюда теоретически Агей может быть Торощин. Но без нахождения носителя прозвища Тороща(ша) говорить о статусе именования Торощин нельзя. Для настоящих изысканий достаточно, что название Торощиных слободок имеет антропометрическое происхождение

***

Подведем итоги.

1) Слобода, как сельский округ, создавался по распоряжению либо самого великого князя (позже царя), либо чиновника высокого ранга: позже воеводы, а до введения такого управления, предположительно наместника или волостеля [аналогия ранга]. Нужно дополнительно с этим разбираться, так как их обязанности по отношению к местному населению сводились исключительно к суду уголовному и гражданскому [по имеющейся у меня информации]. 

2) В известных, мне случаях, инициатива по созданию слободы, исходила снизу: в Новгородской земле от помещика (ПКНЗ, том 3, стр. 45), а в описанных выше случаях от группы крестьян. 

3) Льгота предоставлялась на разные сроки от 5 до 15 лет. Суть льготы — освобождение в указанные годы от выплаты оброка великому князю. 

4) На период действия льготный лет данным сельским округом управлял слободчик. Полномочия которого устанавливается грамотой великого князя (царя) или соответствующего чиновника. 

5) В случаях Торощиных слободок и Новой Филипповой слободки полномочия управляющего не оговорены. Можно предположить, что ими управляли земские старосты этих округов, выбранные в соответствии с земской реформой. Можно предположить, что слободчик и староста близкие должности, но не тождественные. Основное отличие, по всей видимости, в сборах таможенных пошлин. При этом эти сборы продолжались по окончанию льготных лет или нет требует дополнительного изучения.

***

 

Комментарии