Начало Онтропьевой слободы.
Часть VIII. Заключительная часть.
Обобщение.
В Части VI сделано предположение, что строительство новой большой дороги в Пермь Великую началось после событий там 1505 года. А в Части VII выяснилось, что спустя некоторое время, примерно в 1532-1547 гг., было проложено две дороги: первая в Сольвычегодск, вторая — ответвление от первой к реке Вилядь, параллельно реке Вычегда. На этих дорогах были созданы четыре слободки с общим названием слободки Юшки Роспопова. В Части VII проанализированы несколько грамот на создание слобод. Для завершения изысканий по Онтропьевой слободе нужны собственно две: 1517 и 1656 годов. Первая интересна датой и близостью территориально*, вторая детально расписанными указаниями. Как было оговорено, что нет возможности ее заказать, поэтому остается положиться на Арсеева А.Н. [автора статьи "Четыре слободки Юшки Распопова] — анализ текста статьи позволяет утверждать, что она близка к тексту грамоты 1656 г.
— — —
* Примечание: Вондокурский стан Устюжского уезда. Это на левой стороне Сев. Двины напротив устья Вычегды. ПК 1623-1626 г. следы слободы не найдены.
— — —
Уточним дату создания Онтропьевой слободы. Если исходить из даты 1505 г., т.е. из событий в Перми Великой, то нужно разбираться с ходом этих событий. Но это не гарантирует нужный результат, так как более существенное значение имеет когда новым великим князем было принято соответствующее решение. Поэтому просто принимаю 1506 год. А так как в то время год начинался с 1 сентября, то 1505/1506 г. Это нижний предел. По факту это могло быть годом позже или раньше. Смотрим верхний предел. Деревня Старостинская продана в 7020 году без указания месяца (см. опубликованную Ю.С. Ноговицыным купчую). Иначе это 1511/12 г. Можно предположить, что на этот момент истек срок льготных лет. Отсюда льгота была предоставлена на 6 лет, что вписывается в интервал 5-15 лет.
Теоретически, по прежнему, ранней датой мог быть 1500 г., точнее 1512 - 15 = 1497 г. Но для этого нужно дополнительный факт в пользу этой даты. Дата 1506-1512 гг. вписываются факты, изложенные выше. Если такие данные появятся, то изменится и эта дата.
***
Новый документ.
Имеется информация о документе: 1535 г., апрель 5. Льготная грамота, выданная сольвычегодским волостелем Тимофеем Ивановым Совьиным крестьянину Семену Астафьеву "на дикий лес" (Воскобойникова Н.П «Описание древнейших актов московских приказов за XVI-XVII вв.» 1994 г. Стр. 127). Это из документов (списков), собранных сольвычегодскими писцами в 1625 г. с крестьян Онтропьевой слободы. Иначе на этой территории находится этот лес. Здесь ребус: сольвычегодский волостель в 1535 г. и слобода Онтропьева. Дело в том, что в 1535 г. был один Устюжский уезд, значит была Сольвычегодская волость, а не уезд. Но она далеко от Онтропьевой слободы. Как вариант, в 1535 г. Сольвычегодской волостью управлял волостель. Он же мог быть и волостелем Онтропьевой слободы. Все определяется размером оклада Совьина.
В моем блоге "Ранняя история Лузского района. Часть II." на основании данных Н.Е. Носова в его "Земская реформа на Русском Севере XVI в. (об отмене кормлений и введении земских учреждений)" о кормлении Петра Протасьевича Протасьева в 1555 г. в волости Луза и о Лузском кормлении, на котором сидел в качестве волостеля В. А. Белого с окладом в 50 рублей были сделаны расчеты, а на их основе вывод, что Лузская Пермца не входила в сослав волости Луза, а так же не входила Онтропьева слобода. Напомним, что по мнению Носова: "В состав Лузских волостей, как можно судить по переписным книгам XVII в., входили: волость или стан Ратмеровский; волость Антропьева слобода; волость Лальская; волость Учецкая; волость или стан Андреевский; и, наконец, волость Лузская Пермца в верховьях р. Лузы. Эти земли в XVI веке и составляли, видимо, единую большую Лузскую волость." Тогда относительно слободы это было только предположение. Теперь оно нашло подтверждение. Конечно желательно найти более более веское доказательство, например, оклад Совьина и произвести соответствующие расчеты, как это делали дьяки в Москве, когда назначали кормление. Но для данного краеведческого изыскания считаю этого достаточно, в противном случае это уже будет научная монография — оставим это для историков-специалистов.
В Части V приведены данные реконструкции: 1500 г. — 55-60 деревень и 41-45 починков, в них 150-166 дворов, в них 166 чел. [половина численности 1619 г.]; 1560 г. — общее количество дворов составило 200-226 дворов, а в них 226 чел. и столько же семей. Уточнение: трудно предположить, сколько починков возникло дополнительно в результате получения слободской льготы; можно только предполагать, что это починки на маршруте большой дороги. Как она прошла рассмотрим ниже. Здесь закончим со статусом округа. Получение округом статуса слободы выделило ее поселения из числа поселений волости Луза. Это обусловило дальнейшее "свободное плавание" этой территории. Как скоро не известно, но промежуточным статусом к волости, на мой взгляд, был статус волостка. "Волостка — группа деревень." (Богословский, т. 1, стр. 18). Волостки известны по первым писцовым книгам Новгородской земли, 1495-1500 гг. Это часть погоста или волости, деревни которой принадлежат крупном владельцу, например, великому князю. Поэтому можно утверждать, что в 1535 г. такой статус имела Онтропьева слобода и она была дана в кормление волостелю Сольвычегодской волости в добавок.
***
Большая дорога.
Продолжаю считать, что в основе получения статуса слободы лежало прокладка и обустройство новой дороги в Пермь Великую. Дополнительным фактом к этому служат слободки Юшки Распопова — рассредоточение доставки грузов в Пермь Великую. В Части V на основании анализа географии местности сделал предположение о первичном прохождении дороги по левому берегу реки Луза. Посылом для таких изысканий послужила информация на одном из сайтов
http://znamia-truda.ru/krome-togo/dorogi-po-kotorym-hodili-nashi-predki-...
"Почему именно так проходили дороги? Они определялись местами, куда стремились люди, рельефом местности, местами, удобными для переправ через реки и ручьи. Все эти факторы в совокупности, влияя друг на друга, и определяли, где пройдет дорога. Далеко не во всех местах можно организовать переправу, пригодную для большого транспортного потока. Река являлась серьезным препятствием для движения. Например, через Двину их было всего две. Около Устюга и ниже Котласа в Ускурье. Через Вычегду около Сольвычегодска и выше устья Виледи. Туда и выходили дороги."
Действительно, смотрим фрагмент карты 1870 г . Устюг — Лальск. Большая дорога у дер. Михайловской пересекает Сев. Двину. По карте она через анклав Онтропьевой слободы деревни Копылово - Челма - Каменка уходит на Лальск. Но это поздний маршрут. Слобода возникла в 1506-1512 гг. Даже допустив, что это произошло около 1490 г., все равно возникает вопрос — а раньше как? Раньше 1472 г., когда Пермь Великая перешла в подчинение Москве, вообще не может быть речи об дороге в нее. Волость Луза в это время была заселена и был погост Городецкий [по карте]. Фактически в то время был предшественник городка Ратмо(е)рово Городище [условное название], известен с 1470-1480 гг. (см. Часть II). Значит была дорога к нему. Если не было еще Копылово и других деревень, то логично допустить, что дорога шла вдоль берега. Действительно видим множество деревень вдоль берега. Двигаемся по этой цепочке поселений до пог. Иоанна Богослова и дальше. Возможно, из дер. Козминская через дер. Гавриловская был проезд в другую дер. Козминская, срезая дугу реки. Дальше дер. Челанова и вдоль правого берега реки Луза до пог. Городецкого.
На этом пути в районе пог. Рождественского по данным знатока этой местности Ю. С. Ноговицына имеется переправа через реку Лузу. Поэтому с большой вероятностью с появлением потребности новой дороги в Пермь Великую, дальше она прошла левым берегом. Ели посмотреть карту 1870 г., то в Турининской дуге возникает аналогичная ситуация с Лальской дугой: ниже реки значительно больше деревень, они явно связаны с прохождением дороги — они обеспечивают прохождение обоза по прямой пог. Рождественской — дер. Самковская и далее в дер. Гладышевская. Таким образом эта дорога позволяет значительно сократить путь, а значит и время в пути. В итоге общий выигрыш движения обоза по левому берегу реки Луза резко увеличивается и он сразу попадает в деревни будущей Андреевской волости. Только появление таможни в городе Лальске обусловило смещение большой дороги на правый берег.
Данные П. А. Колесникова об особенностях поселений по реке Сухона (Подробнее см. Часть VI) дополнительно подтверждают данную версию. Да, это косвенное доказательство. Прямым доказательством может быть только чертеж дороги середины XVI в. или его описание с перечислением деревень, через которые дорога проходила. Но, это явно из невозможного. Остается только предполагать, что собственно я и делаю/сделал.
Еще одним из косвенных доказательств являются данные о перемещении Дудиных. Коллеги могут оспаривать данное доказательство, но само перемещение имеет документальное подтверждение. Трактовать можно по разному. Но просматривается связь изменения маршрута дороги и перемещения Дудиных. [Данный абзац пишу в большей степени для Дудиных, которые ведут свою родословную от Михаила Дуды из деревни Дрищев Прислон, а Дудиха тоже, его сыновей и внуков.]
1539 г. Михаил Дуда приобретает починок Дрищевской. Дата и купчая указаны в ПК 1619/20 г. Ратмеровской волости (стана). Именование покупателя восстанавливается из родословной. [На сайте есть несколько описаний в помощь].
1584 г. Купчая Ивана и Андрея Михайловых Дуткиных на продажу ими трети деревни Ершевской. (Воскобойникова Н.П «Описание древнейших актов московских приказов за XVI-XVII вв.» 1994 г., стр. 109).
Комментарии. Дер. Дудиха и дер. Ершова расположены на левом берегу реки Луза. На фрагменте карты 1870 г. N 1 (см. Часть V) дер. Дудиха расположена рядом с пог. Коровайково, а дер. Ершова рядом с дер. Демидовская [За дер. Самковская, выше по течению реки, на карте не показана]. Братья прожили в одном дворе предположительно 15-20 лет. На момент продажи двор так и не был разделен, хотя Ивану 49 лет, а Андрею 38 лет, у обоих семьи. [Что вызывает удивление, по крайней мере, кругом много свободной земли, занимай и обустраивайся].
1584 г. Купчая Ивана Михайлова Дудкину на четверти дер. Турышкина, (стр. 122).
1601 г. Купчая Андрея Михайлова Дудкина на восьмую часть дер. в Турышкине. (стр. 123).
Комментарии. Дер. Турышкино находится на правом берегу реки Луза, севернее деревни Старостинская, рядом с дер. Б. Сухарино (см. Часть V).
1588 г. Купчая Ивана Михайлова Дудкина на поч. Семёновской (стр. 127).
Комментарии. Дер. Семеновская — правый берег реки Луза, анклав за Лальском, прямая дорога на пог. Объячево [минуя Андреевской стан]. В 1623 г. сын Ивана Леонтий продал двор в деревня что был починок Безсоновской, а Фроловской тож на речке Лале [Залеская]. (ПК 1625 г.). Это рядом с дер. Ханюг.
1589 г. Деревня что был починок Хонюг, на той же земле в другой выставке (Верхний Ханюг): во дворе Юшка Михайлов (Иванов сын Дунилов-Дудин), во дворе брат ево Тимошка (Иванов сын Михайлов-Дудин), владеют по купчей 1589 году. (ПК 1625 г.).
1614 г. Купчая Русина Андреева Дудкина на четверть дер. Ханюги. (стр. 125).
Комментарии. Дер. Ханюг расположена на окончательном варианте большой дороги Вел. Устюг — Лальск. [Карты ПГМ, ориентировочно 1796 г. и 1870 г.]
Широкая полоса деревень вдоль основного маршрута большой дороги в Ратмеровской и Учецкой волостях и левобережной части Онтропьевой слободы объясняются, на мой взгляд, тем, что деревни нужны не только для отдыха людей, но и для лошадей. Смотрим Часть IV— “Купцы же, шедшие с “бремены тяжкими” на своих постоянных конях со скоростью 35 км. в день, вынуждены были делать промежуточные ночевки между двумя “почтовыми станциями”, а в самих станциях, возможно, устраивать “дневки”, т.е. дополнительный отдых”. Есть и другие источники, описывающие гужевой извоз, например, Катионов О. Н. ‘’Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII-XIX вв.: монография.’’ Период более поздний, но груз есть груз и лошадь есть лошадь. Менялись организационно-правовые условия и отношения, выражаясь современным языком. А объяснение простое — деревня в 2-3 двора и тем более однодворный починок не всегда могли всех приютить. Поэтому проехать 1-3 лишних версты в соседнее селение, расположенное в стороне от тракта, не составляло проблемы.
Подвяжем дорогу в Сольвычегодск. В Части VII описаны четыре слободки Юшки Распопова, образованные ориентировочно в начале 1530-х годов. Там же имеется фрагмент карты. Дорога из Сольвычегодска проходит через Пырскую слободку, далее Ямскую (Емскую) и выходит на речку Лалу Залесскую. Отметим, что это по статье Арсеева они так названы. Погост Пырской появился значительно позже. Как эта слободка называлась на момент образования нет возможности узнать. Автор статьи указал, что грамота по их созданию не сохранилась. Продолжение дороги смотрим по карте 1870 г. Лучше смотреть фрагмент N 1 в Части V. Слобода и большие дороги. Здесь описана система больших дорог по картам XVIII в. В частности упомянута карта Лальской округи конца XVIII в. (1794 г.) и на ней указана большая дорога Никольск — Лальск. Вот об этой дороге и пойдет речь.
Но для начала напомним, что в данном исследовании рассматриваются события, когда города/городка Лальского еще нет, нет и городка Ботище, да и существование самого погоста Николы Чюдотворца на реке Лала требует уточнения. Погост известен с лета 7020 (1511/12 г.), благодаря стараниям Ю.С. Ноговицына по записи из Мазуринской Кормчей книги. (см. Часть I). Зададим вопрос — когда начали строить церковь? Сколько времени нужно для возведения церкви? Церковь Дмитрия Селунского на погосте Слободском начала строиться в 1515 г. после пожертвования земли под нее. По моему убеждению Никольский погост возник, как чисто церковное место. Более того, мне представляется, что и церковь была построена по инициативе церковников, точнее монахов — здесь они построили кельи и заложили церковь. А столетием позже здесь возник монастырь. Иначе можно предположить, что здесь предполагался монастырь или пустыня. И отсрочка возникла из-за переселения 60 новгородцев. Именно они и изменили географию и историю региона. Но это будет полустолетием позже. А в 1506 г. не известно были ли кельи на Лале. Они точно были в лето 7020 (1511/12 г.) — где-то же жил Васюк Попов сын Гаврилов Вычегжанин. А Васюк в лето 7012 (1504) начал писать Евангелию в обители святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Югу [реке]. Допустим он писал книгу 1-2 года. По ее завершению и переселился на реку Лалу. Возможно в это время и началось выходцами из погоста Иоанна Богослова осваивание территории на Лале. Как минимум год ушел на вырубку участка леса. Таким образом, вполне, могло быть, что в 1506 г. самой церкви еще не было.
Возможно, что поселение новгородцев изменило всю ситуацию в Сольвычегодском уезде в целом. Приведем цитату из статьи Арсеева: "Дело в том, что в 1535 или 1537 году неподалеку от его временных владений два монаха, Лонгин и Симон, вырубили на берегу реки Вычегды участок леса, расчистили место, построили келью и часовню, заложив, таким образом, основу будущего Николо-Коряжемского монастыря. Правители Московского государства к этому времени имели давнюю традицию пожалования церковным общинам земельных владений." Возможно, был бы Николо-Лальский монастырь, а так столетием позже появился Михаил-Архангельской монастырь.
Возвращаемся к большим дорогам. Итак в условиях, когда не было Лальского погоста или он только-только начал формироваться логично предположить, что дорога из Сольвычегодска имела другой маршрут в пределах Онтропьевой слободы. Дорога после Сретинского погоста продолжила идти вдоль берега Лалы Залесской до изгиба реки. Где-то там переправилась на другой берег и вышла на дер. Пьянковская, если она уже существовала, и далее через дер. Старостина достигала изгиба реки Луза. Напомним, что здесь у дер. Лопатина есть переправа. Деревня на карте не обозначена, но есть соседняя Самковская. Через деревни Базуноская и Демидовская по карте 1794 года проходила большая дорога Никольск — Лальск. В исследуемое время деревни Базуновская и Лопатина могли быть на дороге Никольск — Сольвычегодск. [Напомним, также, что описание делается по карте 1870 г.: по ней указываются ориентиры, а в исследуемое время их могло и не быть, но дорога все равно какая-то проходила — она объективная необходимость. А примером поездок в то время является описание поездки иностранца из Москвы в Троки через Вязьму и Смоленск в условиях отсутствия ямов — взято из книги Гурлянда. Подробности см. Часть V.]. Продолжаем: не известно была ли дорога из/на Никольск(а) в исследуемое время, так как слободки Юшки Распопова возникли позже на двадцать с лишним лет. А сам маршрут из Москвы дублировал основной путь через Тотьму. Но, если уже существовала дорога на/из Сольвычегодска, то дер. Старостинская могла стоять на большой дороге. В таком варианте Онтропьева слобода действительно контролировала большие дороги на данной территории, идущие в четырех направлениях. Ни в будущих Ратмеровском стане, ни в Учецкой волости, ни в Андреевской стане такого не было. Подобное появится позже у Лальской волости с появлением городка Ботище, когда к нему потянулись дороги. И окончательно этот контроль закрепился с появлением в городе/городке Лальском таможни.
***
Собственно Онтропьева слобода.
За неимением прямых источников, привлекаем аналоги. За основу принимаем слободу в Вондокурском стане Устюжского уезда 1517 года. Точнее восприятие данных о ней через статью Арсеева "Четыре слободки Юшки Распопова". [До получения копии жалованной грамоты. Процесс ее получения из РГАДА не быстрый]. Для начала сформулируем основные положения [предполагаемые по статье] — Жалованная льготная грамота великого князя Василия Ивановича Степанку, Осифку и Володьке Федоровым детям Лукина и Ромашке Фролову сыну на лес дикий, старый, липовый в Вондокурской волости Устюжского уезда // РГАДА. Ф. 1278. Оп. 2. Д. 1./.
1) Грамота адресована персонально четырем человекам.
2) В самом заголовке документа предусматривается льгота.
3) "В 1517 году четыре жителя Великого Устюга по фамилии Лукины получили от великого князя Василия III грамоту на дикий лес Вондокурской волости – ставить дворы, распахивать землю и созывать людей.
Им дана была льгота во всех податях на 15 лет и несудимость от устюжских наместников по большинству преступлений, которые могут совершить новые поселенцы (за исключением убийств)*2." Это цитаты из статьи Арсеева. В ней ссылка на данную грамоту.
Комментарии. Можно трактовать, что это разрешение на создание слободы. Слободчики получили право судить жителей слободы.
4) Еще одна цитата из статьи: "Особой привилегией каждого слободчика являлось право брать явочную пошлину со всех, кто будет приезжать в его владения, или проезжать через них." Здесь явное обобщение данных двух грамот 1517 г. и 1656 г.
Комментарии. Последняя подробно рассмотрена в Части VII. В то же время нет прямой отсылки к грамоте 1517 г. Возможно, Арсееву обобщение понадобилось для экстраполирования на слободки Юшки Распопова, как общее правило. Собственно я делаю тоже самое применительно к Онтропьевой слободе — ищу аналоги и обобщаю.
Оговорив условия принятия решений, переходим к их принятию.
1) Слободчик или староста. В Части VII сделано предположение, что должность слободчик и староста имеют схожесть, а главное отличие их прав и обязанностей в сборе таможенных пошлин. Поэтому разбираемся с этим. Раньше были два момента, которые не позволяли принять решение. Первое и главное — как обеспечить безусловность прохождения таможни всеми и что делать с теми, которые проехали мимо, не уплатив положенного. Второе — сама процедура сбора таможенных пошлин. Предполагалось, что нужны специальные люди. Ответ найден в грамоте 1656 г.: "Следить, чтобы мимо слобод никто не проезжал и новые дороги не прокладывал. В случае необходимости посылали погонщиков, выбирая их из числа крестьян." Понятно, что это другие условия: начало XVI в. и середина XVII в. Понятно, что в случае неподчинения погонщикам, явно подключались служилые. Но и в Онтропьевой слободе в начале XVI в. могли быть такие условия, тем более, что территория была заселена. И тем более, что собственно государевы люди и грузы шли безпошлинно и были государевы грамоты на льготный проезд для отдельных лиц. Сама процедура сбора пошлин возложена на слободчика и на целовальника, опять же выбранного из крестьян. Проблема, пожалуй, была в том, чтобы найти грамотного человека, способного вести учётные книги. Но это уже деловые и организационные способности слободчика найти нужных людей. А расценки подробно расписаны в грамоте. После истечения льготных лет сборы, по всей видимости, продолжались, но другими людьми и на другой основе — мне не известны случаи, когда государство отказывалось от каких-либо сборов, кроме их уменьшения в результате крестьянских протестов [массовых побегов или даже бунтов]. Тем более, что в случае с Онтропьевой слободой, как и в других регионах, пошлины брались с купцов и других частников. Но это вторично. В данном случае, по моему мнению, само государство было заинтересовано в прокладке новой большой дороги и кроме слободчика был еще тиун великого князя. Кроме того здесь были стройщики дорог [те кто проложил маршруты]. Поэтому представляется, что слободчику основной задачей было установлено взаимодействие с местными крестьянами и с их выборными старостой и другими лицами.
Обоснование такому решению — Андрей Онтропьев продал деревню Старостинскую. Как-то объяснить такой поступок для местного крестьянина трудно. Но для приезжего вполне приемлемая ситуация: получил задание — выполнил — уехал по новому поручению. Название деревни Старостинская противоречит слободчику. Но в Части VII есть определение, данное В.И. Далем: "Слободчик стар. — слободской староста, кому приказана слобода." В регионе могло быть несколько земских старост, слободской по рангу явно выше, потому и назначенный, как и тиун великого князя, их числа приближенных.
Продолжаем, разбираемся кто же был первым слободским старостой и кто дал свое имя слободе. Для меня определяющим являются два достоверных факта, подтверждаемых документально — кучей на землю Старостинскую: именование продавца и оформление купчей. Приведем начало ее и окончание: "Се яз Офонасей да яз Захар(и)я да Семен Максимовы дети купили есмя у Ондрея у Нечяя у Васил(ь)ева сына у Онтроп(ь)ева ево вотчину землю Старостинскую, чем ево от(е)цъ бл(а)г(о)словил и з двором и с овином и с мовницею и с пожнями и с путики и с бритеребы (притеребы!) и со всеми угод(ь)и, што к той земле и(с) старины потягло, без вывода и (с) Старостиным лугом и с Полоуснов пожнею...
А купчюю писал Васюк Григорьев сын лета з(7000)двацатаго (1511/1512) году. А ся купчяя и отводная грамота список с купчие слово в слово." Выделил ключевые моменты.
В Части VI обратил внимание на то, как названы покупатель и продавец. На мой взгляд, полное четырех членное именование Андрея Онтропьева указывает на его статус — староста. "Вотчина" и "чем, его отец благословил" указывают на то, что основателем починка был отец. Название починка, а потом и деревни Стростинская указывает на должность основателя — староста. В итоге имеем двух старост-слободчиков. Здесь возможно два варианта: а) последовательно старостой слободы были Василий Онтропьев и Андрей Онтропьев; б) слободчиками они были одновременно. Второй вариант, по моему мнению, является предпочтительным, учитывая преклонный возраст Василия Онтропьева. Умудренный опытом Василий Онтропьев, скорее всего, служил по месту. А молодой Андрей Онтропьев был больше в разъездах в поисках переселенцев. Отсюда название слободы по именованию старшего по возрасту — Василия Онтропьева.
Закончим анализ купчей. Указание в купчей "з двором и с овином" указывает, на мой взгляд: двор— земля и все дворовые постройки; овин — продан весь урожай. Мовница — здесь ситуация сложнее. Вернемся позже.
Отводная грамота. В других купчих не встречал. В интернете не нашел. Есть только у — Копанев А.И. Крестьянство Руского Севера в XVI в. — Акты, закрепляющие уже совершившийся ранее переход земельного владения: мировые, отводные, духовные. (стр. 15). Но отводная грамота и купчая грамота документа одного порядка. Есть между ними нюансы. Не будем в них вникать. Отметим только, что отводная грамота, как документ существовал до половины XVI в. Косвенно — Отказная сущ. ж. духовная, завещанье, вообще отказное письмо, коим кто отказывает, передает кому именье, или отказывается от прав, сана и пр. (Даль). Получается, что покупатели явно подстраховались и обезопасили себя двойным документом. [А как же все таки человек великого князя].
2) Центр слободы. В Части I, когда со ссылкой на Богословского говорилось о двух типах погоста: церковное место и административный сельский округ, не было четкого понимания, а собственно что он из себя представляет. Пришло время разобраться с этим. Все мои изыскания идут методом приближения, пошагового решения той или иной проблемы.
Для начала напомним определения Богословского. Первый по сути — “место, на котором стоит храм, обыкновенно с кладбищем, с дворами притча, с кельями с призреваемых при церкви нищих людей, иногда с несколькими бобыльскими и крестьянскими дворами. Эти погосты не округа, а просто церковные места”. Второй — “административный сельский округ, т.е. группа селений, связанных общим управлением”. В последнем случае по погостам раскладывались подати и повинности в уездах, где были черные земли.
Обратимся к исторической справке. Впервые административно-территориальное деление в Древней Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты и установив для них уроки; тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница). Поскольку после распространения христианства на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать населённый пункт с приходской церковью и кладбищем при ней, что отразилось на топонимии. (Википедия). Иначе в обоих типах погоста была церковь.
Рассматриваем ситуацию с Онтропьевой слободой. Слобода группа поселений, т.е. тот же сельский округ, выделенный из большего округа в 1506 г., и значит самоуправляющийся, а церковь на погосте Слободском начала строиться только с 1515 г. Вот с этим пробуем разобраться — где был центр власти в этом промежутке?
В Части VII выяснено, что столетием позже с момента образования слободок Юшки Роспопова, их центрами были деревни, что были починками, т.е. обычные поселения. Трудно предполагать сохранили ли они свое самоуправление с передачей их в собственность монастырю. Для настоящих изысканий важно, что до этого момента они как-то управлялись слободчиком. Разброс по территории большой, поэтому ему, скорее всего, помогали старосты или десятники, выбранные из крестьян каждой слободки. [см. П.9 грамоты 1656 г. в Части VII]. Это органы власти. А где они располагалась и где вели свою работу? Из интернета известно, что административный центр слободы — съезжая изба, в которой располагались канцелярия и тюрьма. Правда, это данные для городских слобод. Но, есть сведения, что воевода тоже имел съезжую избу, где располагалась его канцелярия. Таким образом, обобщая, можно утверждать, что была особая съезжая изба — это и есть центр управления слободой. А вот где она находилась — вот с этим именно и разбираемся.
Логично предположить, что это или в починке Старостинском, потом в деревне Старостинской, или в другом починке или деревне. Рядом, в двух верстах, вскоре была построена церковь и появился полноценный погост. Можно предположить, что это не случайно и там до этого и была эта искомая изба. К тому же название погоста достаточно символично — Слободской.
Начнем с деревни Старостинская. По аналогии с слободками Юшки Распопова здесь жили слободчики отец и сын Онтропьевы. Старостинская — так она названа по купчей 1511/12 г. В ПК 1619/20 г. — Старостино, на карте 1870 г. — Старостина. Как починок, по всей видимости, назывался Старостинский или Старостин. Классически починок должен был называться Васильев(ской) или Онтропьев(ской) или по гидрониму — деревня Старостино на Варжице (ПК 1619/20). Возможно, он так и назывался, но народ дал вскоре другое название потому, что здесь была эта особая изба. Ищем ее следы. Я уже писал, что заинтересовало слово “мовница” в купчей 1511/12 г. И хотя коллеги считают, что это баня, ссылаясь на Словарь Даля: “МОВНЯ, мовница (от мыть) стар. и ныне зап. южн. мыльня, умывальня, баня, лазня; | от молвить: мовня, слух, молва; | поговорка или присловье. Мовник м. -ница ж. стар. мыльщик, парщик. Мовный, умывальный; банный.” Они выбрали первое значение. Мне больше нравится второе: молвить — говорить, сказывать (Даль). Мовница — разговорница, переговорная. Даже, если в купчей все же баня, то съезжая изба все равно где-то была рядом. Продолжим поиски ниже, а пока закончим со статусом селения. На момент продажи, т.е. в 1511/12 г. земля Старостинская = деревня Старостинская. У меня есть наработка по этой теме. Она не закончена по объективным причинам. Здесь отмечу существенный момент, важный для настоящей статьи: время изменения статуса поселения в ней определяется по ряду писцовых книг. В данном случае ситуация иная. П.А. Соколовский “Очерк истории сельской общины на Севере России. СПБ, 1877: “Название поселка починкомъ удерживалось обыкновенно только до истечения льготнаго срока, на который поселенецъ освобождался отъ платы дохода помещику или оброка князю. Съ этого же времени починокъ становился деревнею.” Исходя из этого, починок стал возводиться в 1505/6 году. Льготный срок слободчику закончился в 1511/12 г., по принятой мною версии. И это уже деревня.
Рассмотрим погост. Есть две статьи двух авторов о первой церкви в Онтропьевой слободе: Ю.Ф. Страздынь « Спасо-Преображенская церковь в Антропьевой слободе» и Марина Колеватых. "Слобода. Церковь Спаса Преображения". Первоисточником является запись на Евангелии. В Части I было приведено часть записи. Здесь приведем ее полностью, но в исправленном виде. «Лета 7023 (1515), месяца июня 26 дня. На память преподобнаго отца нашего Давида Селунскаго положена бысть сия книга глаголема тетроевангелие в храме Великомученика Дмитрия Селунскаго. Всем приходом Дмитрея великаго да я Тимофей да я Данило Фомины дети поддали есмя землю под церковь Дмитрея великомученика и в дом. А межа той земле по перечному истоку да по истоку вниз по большому до сохры да по сохре до Сухарины речки. Да я Михаило Клобуков да Борис Онфилофьев поддали есмя в дом Дмитрею Святому землю за Сухариной ре(ч)кой. А межа той земле с мостища по край новины в лыву. Да поддали с угодия в дом Дмитрею Святому со сми плугов с четвертию Духовое озеро и с полъистоком с перечным да и с полуистоком большим священноиерею Ивану начальному служителю Святаго Димитрия да и на весь крылос, или которые священникы будут иные у Дмитрея Святаго вперед ино ему тою землею владети и угоди.» /Летопись Слободской Спасо-Преображенской церкви (ВУФ ГАВО, ф. 584, оп. 29, д. 8)/.
Собственно делается попытка выяснить, что было до 1515 г. Был ли здесь здесь починок, который передали полностью под храм. Приведем строку из купчей 1511/12 г.: "А межа той земле з Ригорцевсков землею по старым межам, а с Михайлом с (К)лобуковым по старым межам да с Тимофеем да з Данилом с Фомиными дет(ь)ми по старым межам". В Части III определено, что Ригорцевская земля = деревня Гришинская. А вот Михайло Клобуков и братья Тимофей и Данило Фомины — соседи Онтропьевых. Их же видим в записи на Евангелии. Кроме их есть ещё Борис Онфилофьев и весь приход будущей церкви.
Обратимся к картам. З основу принял ниже опубликованную. Здесь деревня Родионовская Гора, по ПК 1619/20 г. Родионовская, так же по старым картам. Масштаб выбран такой, чтобы появилось обозначение церкви. Деревня Захаровская, в нужное время и на картах Старостино, не существует. Ее положение на разных картах разнится. Оно и понятно: вряд-ли избы стояли на одном месте все 600 лет. Поля, по всей видимости, тоже несколько перемещались. Главное наблюдение по доступным картам — дер. Родионовская была почти на одной линии: Старостинская — погост или чуть выше этой линии. Дер. Старостинская находилась в 0,9 км. на юго-восток ниже от дер. Ивашево. Нет данных деревня Родионовская в 1515 г. уже существовала или починок возник позже. Иначе ее поля препятствовали возможности межевания деревни Старостинская и погоста, точнее земли, переданной братьями Фомиными и Михаилом Клобуковым под церковь, или нет. Расстояние от погоста до дер. Родионовская 0,9 км., а до Старостинская 2,3 км. Обычно пашни примыкают к деревне. Но, теоретически, отдельные участки могли быть удаленными или это были пожни. Вот эти делянки земли и были отписаны церкви, независимо от того существовала дер. Родионовская или нет. Главное, что эти земли до их дачи под церковь относились к деревне Старостинской. Съезжая изба на них не могла находиться. Скорее всего она находилась на подворье Старостных и при продаже была выделена по типу дворового места бобыля. В пользу такой ситуации отношу и участие всего прихода — просто коллективно расчистили лес до нужного размера и постановили общиной платить оброк.
Таким образом погост возник в 1515 г. на новом месте, условно диком участке леса. Значит в 1506-1512 гг. административным центром был починок Старостинской, а затем деревня Старостинская. Именно здесь была съезжая изба. Потом, по всей видимости, она была перенесена на погост. Произошло это, скорее всего, после освящения церкви Дмитрия Селунского.
***
Итоговые выводы.
1) Вначале была проложена дорога — большая дорога Великий Устюг — Пермь Великая, прошедшая по левому берегу реки Луза в пределах волости Луза.
2) Слобода образована для обустройства нового маршрута, а главное для начала ее работы: обеспечение движения служилых и перевозки государевых грузов силами крестьян этого округа в счет тягла [по типу старинной подводной повинности]. Льгота им была дана по выплате оброка, предположительно на 6 лет с 1506 г. по 1512 г.
3) Слободчиками были отец и сын Василий Онтропьев и Андрей Онтропьев. Скорее всего, они из другого региона, не местные, а присланные великим князем или его тиуном, после завершения службы Андрей Онтропьев покинул слободу.
4) Починок Старостинской возник раньше погоста и какое-то время был административным центром Онтропьевой слободы.
5) После строительства церкви и появления погоста Онтропьева слобода стала волосткой. В 1535 г. слобода могла иметь статус волости.
6) В грамоте на основание слободы, по всей видимости, было указание, что в последующие годы крестьяне на вновь заселяемой территории имеют льготу по оброку. Это позволяло изменять маршрут большой дороги или дорог на отдельных участках, обустраивать их за счет образования анклавов Онтропьевой слободы.
***

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.