Дом Михаила архангела в Слободском

 

  
    []
  
   "В числе сохранившихся памятников вятского деревянного зодчества есть одно здание, построенное в начале семнадцатого века - в 1610-1614 гг. Срублен тот храм из сосновых бревен диаметром 8-10 вершков. Больше двухсот годовых колец можно насчитать на срезе бревна. Постройку древнего здания связывают с именем Преподобного Трифона. Основатель мужского монастыря в Хлынове, он был не в ладах с жителями города и в начале семнадцатого века, оставя монастырь, ушел из Хлынова. Сначала в Москву, потом в Сольвычегодск, в Соловецкий монастырь. В 1608 году он вернулся на Вятку, но остался в Слободском, где его принял только еще обустраивающийся Богоявленский монастырь. При его участии в 1610 году в монастыре была заложена воротная сторожевая башня с надвратной церковью на ее втором этаже. Освятили ее во имя Архистратига Михаила уже после смерти Трифона 3 июля 1614 года. В качестве деревянной крепостной башни памятник является самым древним из числа сохранившихся на всей территории бывшего СССР и потому принадлежит истории не только Вятской земли, но и истории России. Во второй половине XVIII века Башня была уже ветхой. В донесении иеромонаха Романа с братиею от 27 сентября 1768 года о ней сообщалось так: 'Церковь деревянная над святыми враты ветхая, во имя святаго Архистратига Михаила, без трапезы, только при оной церкви одна паперть'.
   Открытие столь древнего памятника на территории меховой фабрики 'Белка' (точнее, на территории мехового профтех училища, устроенного в бывшем монастыре) было в какой-то мере неожиданным. Трудно было предположить, что под уродливой обшивкой и современной железной кровлей скрывается во всей своей красе сооружение начала XVII века, - пишут исследователи, освободившие сруб от обшивки девятнадцатого века.
   В семидесятых годах, после реставрации, выполненной под присмотром архитектора Б. В. Гнедовского, обновленный памятник показался 'во всей красе'. Как и следовало ожидать, он имел дна разных по характеру фасада, отразивших две его сути: восточный, внешний, принадлежал сторожевой башне и потому прорезан лишь двумя щелями-бойницами да проемом ворот, и западный, дворовый фасад часовни, украшенный приподнятой над воротами, разместившейся на выпусках бревен ажурной галереей, из которой можно было, переступив высокий порог, попасть в помещение часовни; на галерею вела одномаршевая пристенная лестница на южном фасаде. Со стороны двора башня больше походила на боярский терем, и только обитая лемехом главка и крест указывали на принадтежность его церкви.
   Вскоре после окончания реставрации памятник был разобран и отправлен в Париж как экспонат выставки, с большим успехом представивший там пластику русского деревянного зодчества. После возвращения на родину для него нашли место в центре города". http://archidesignfrom.ru/archihistory_2/817-derevyannye-kletskie-i-shat...
  
    []
  
   От автора. Монастыри в древности имели вид небольших крепостей, часто выполняя оборонительные функции на подступах к городам. Как любая крепость, территория монастыря была ограждена стенами с башнями по углам. Башни кроме своих основных оборонительных функций выполняли и другие. Они использовались под амбары, жилье, на них устраивались колокольни и часовни. Особое значение имела воротная башня, в ней находились хорошо защищенные входные ворота. Учитывая ограниченность территории и достаточную свободу нравов того времени, в качестве церкви-часовни часто использовали одну из башен, обычно воротную. Здесь хранили христианские святыни, особая икона висела над входом, при этом общие службы совершались под открытым небом. Отрывок из книга Раппопорта.
   'Характерной чертой башен некоторых крепостей было наличие в них навесных балконов-часовен над въездными воротами. Некоторые исследователи исключали культовое назначение навесных балконов и целиком относили их появление к задаче усиления обороны въездных ворот крепости. Это предположение, однако, не подкрепляется ни архивными источниками, ни конкретными сохранившимися памятниками. С самого начала балконы-свесы устраивались в качестве часовен, чему можно найти подтверждение в архивных исторических документах. Описание Илимского острога воеводой Качановым в 1703 году показывает, что в крепости было три башни с 'часовнями на свесе'. У Спасской башни одна часовня была 'снаружи за острогом, а другая в остроге'. Стоявшая напротив Спасской Богоявленская башня имела одну часовню - 'за острожною стеною'. На культовое назначение часовен указывает не только их название, но и описание конструкции и отдельных форм ('вершена бочкою, а наверх бочки маковица с крестом, опаяно белым железом, а бочка и маковица обита лемехом'), а также перечень главных икон с описанием их содержания. С 'часовней на свесе', обращенной за пределы острога, была третья проездная башня Илимского острога - Введенская. Устройство часовен над проездными башнями не было случайным. Как наиболее слабое место в системе оборонительного сооружения, воротные башни получали 'покровительство' святых. Для размещения икон и устраивались навесные часовни. Можно отметить также, что часто иконы размещались непосредственно над воротами'.
   При наличии у башни-часовни балкона, открывали его ставни, выставляли иконы и служили. Слободская деревянная часовня относится именно к таким. При этом она является самой ранней из сохранившихся. В своём облике она сохраняет черты оборонительного сооружения, но в целом это уже только дань прежней традиции. Балкон был обращен во внутрь монастыря.
   Разрешение на обустройство и строительство Богоявленского (с конца 18 века Крестовоздвиженского) монастыря было получено в 1599 году, но неофициально силами самих слобожан монастырь в Слободском городе существовал и ранее. Надвратная часовня была построена в ходе возведения ограждений территории монастыря. Известно, что еще в одной башне позже была Троицкая церковь.
   Михаил архангел относится к 'воинственным' святым Русской и Западноевропейской церквей. Он был первым святым у крестившихся норманов (монастырь Сен-Мишель). В это число также входят Георгий Победоносец, Илия Пророк и Николай чудотворец Мирликийский. Иконы этих святых особо почитали наши предки, занятые войнами и походами. Их брали с собой в далёкие и опасные военно-торговые экспедиции русские викинги, а позже их наследники, основатели Вятской республики 14-15 веков, ушкуйники, плававшие по рекам на своих лёгких 20-местных судах - ушкуях. Из документов следует, что в 16-17 веках Дом Михаила архангела (церковь) помимо Слободского монастыря был также в Шестаковском городке и, возможно, на Чуршинском городище.
   К 20 веку деревянная часовня уже не использовалась по назначению и находилась внутри расширившейся территории монастыря, а после событий 1917 года (и последовавшего закрытия монастырей и большинства церквей в России) о ней вообще забыли. Однако в 1973 году на волне интереса к деревянной архитектуре северной Руси сруб отреставрировали и первым делом отправили в Париж на выставку. Надо отметить, что от прежней конструкции сохранилось не более половины брёвен, все детали (купол-маковка с крестом, крыша, ворота, боковая лестница и балкон) были сделаны заново. В настоящее время часовня является одним из главных архитектурных памятников нашего города, и чуть ли не главной приманкой для редких пока ещё у нас туристов.
   Внутри часовни (ставшей филиалом Слободского краеведческого музея) размещена экспозиция предметов христианского культа 18-19 веков. Здесь особо выделяются полтора десятка небольших деревянных скульптур ангелов и святых, привезённых в Советское время откуда-то с севера области, где в глухих местах еще хранились традиции прошлого. Экспозиция открыта для посетителей по выходным дням в летнее время. Надо сказать, что кое-что из собранного здесь ранее - иконостас и часть скульптур - вывезли в Кировский музей. В настоящее время по особо чтимым православным праздникам (в Михайлов день) в часовне проходят службы.
  
    []
  
   Проездная башня с надвратной часовней построена талантливыми вятскими мастерами без пилы и гвоздей. В отличии от самых ранних клетских церквей Михал-Архангельская имеет восьмискатную крышу. Стены их срублены в 'обло с остатком', на консольно выпущенных бревнах -'помочках' уст-роены сени. Для ограждения сеней - западного придела использована более лёгкая и экономичная каркасная конструкция. Многовековой строительный опыт русских плотников помог выработать со-временную и остроумную конструкцию, называемой 'безгвоздевой-самцовой' кровли, все части кото-рой крепились без помощи дорогостоящего железа. Конструкция такой кровли была такова, что не допускала проникновению влаги и гниения деревянных деталей, а само здание было построено с расчётом на естественное проветривание стен. В начале прошлого столетия Михаил-Архангельская часовня приобрела другой облик. Рубленные стены были зашиты тёсом и покрашены, крыша и глава покрыты жестью. Появились и новые украшения - окружные окошки, металлические решетки. Подобная участь постигла все деревянные церкви и часовни России. Первоначальный вид был им возвра-щен только в середине нынешнего века. До недавнего времени крепостная башня с часовней Михаи-ла Архангела Благовещенского монастыря - это чудом дошедший до нас памятник военной и куль-турной архитектуры - оставалась вне поля зрения исследователей. Трудно было предположить, что под уродливой обшивкой и современной железной кровлей скрывается во всей своей красе сооруже-ние начала 17 века. Дошла до нас и утварь этой древней часовни. Очень интересен здесь старый тябловый иконостас, перенесённый недавно из Слободского в Кировский художественный музей. В нижнем ряду находятся древние, может быть действительно времён Трифона, иконы Спаса Неруко-творного, Богоматери, Николы Чудотворца. Но больше других привлекает внимание четвёртая икона нижнего рада - Трифона Вятского и Прокопия юродивого, изображающая этих местных 'святых' с их подлинно индивидуальными чертами. Среди древних достопримечательностей Михаило-Архангельской часовни - 'сухие свечи' 17 века, которые теперь уже почти не встретишь в убранстве храмов, разве что в помещениях некоторых музеев. Их поверхность покрыта полихромной темперной росписью; черные, оливковые, красные полосы по белому фону образуют живописные зигзаги, чере-дуясь с конусовидным орнаментом. В часовне стояли и два кресла с богатой барочной резьбой и мно-гоцветной росписью, выполненные в середине 18 века Башня - часовня Благовещенского монастыря в Слободском -древнейший архитектурный памятник Кировской области и вместе с тем самое раннее деревянное сооружение, сохранившееся на территории России.
   В феврале 1973 года часовню отправили в Париж на выставку 'Русская деревян-ная пластика от древнейших времён до наших дней'. Французы были в восторге. Рассказывают, что одна богатая парижанка обратилась к организаторам вы-ставки с просьбой помочь ей купить эту часовню, причём она была готова за-платить названную сумму. http://www.sloblib.narod.ru/slob/xronika3.htm
  
   Сообщение с http://rusprogram.ru/va14 :
   "Дошла до нас и утварь этой древней часовни. Очень интересен здесь старый тябловый иконостас, перенесенный недавно из Слободского в Кировский художественный музей. В нижнем ряду нахо-дятся древние, может быть действительно времен Трифона, иконы Спаса Нерукотворного, Бого-матери, Николы Чудотворца. Но больше других привлекает внимание четвертая икона нижнего ряда - Трифона Вятского и Прокопия юродивого, изображающая этих местных 'святых' с их подлинно индивидуальными чертами. Пробные расчистки художников, приоткрывая завесу вре-мени, позволяют нам реально представить облик Трифона - одного из 'главных действующих лиц' вятской истории рубежа XVI-XVII вв., отзвуки которой мы постоянно слышим на нашем пути.
   Среди древних достопримечательностей Михаило-Архангельской часовни - 'сухие свечи' XVII в., которые теперь уже почти не встретишь в убранстве храмов, разве что в коллекциях некоторых музеев. Их поверхность покрыта полихромной темперной росписью: черные, оливковые, красные полосы по белому фону образуют живописные зигзаги, чередуясь с конусовидным орнаментом. В часовне стояли и два кресла с богатой барочной резьбой и многоцветной росписью, выполненные в середине XVIII в. Одно из них, находившееся в Екатерининской церкви, уничтожено слободскими церковниками, другое передано в Кировский музей".
  
   Икона Вятские св. Трифон и Прокопий:
    []
  
    []
  
   От автора. В настоящее время в часовне осталась часть скульптур и деревянный крест.
    []
    []
  
    []
   Часовня ныне стоит на Городской площади (виднеется слева за фонарем возле фонтана).
  

Комментарии

Аватар пользователя skygrad

Проехавший летом 1914 года по Слободскому уезду член Вятской Ученой Архивной Комиссии протоиерей И. Осокин кратко описал Трифоновскую часовню: «Лес древний. При часовне крыльцо со старинными перилами и колоннами, на крыше, уже прогнившей, купол с крестом железным». Далее священник сообщает, что «часовня ныне обшита и заключается как бы в футляре, галереи с западной и на половину с южной стороны. С боку с севера пристройка – трапеза для временного помещения причта и монахов при крестных ходах».

 

Аватар пользователя skygrad

«Побывав в Москве, в Сольвычегодске и в Соловецком монастыре, преподобный отправился в город Слободской. Жители этого города обрадовались приходу подвижника. Еще в 1599 г. они получили разрешение от патриарха Иова на устройство монастыря, но дело почему-то замедлилось. Когда же преподобный сказал им, что хочет устроить у них монастырь, они с радостью приняли его, отвели место для обители, усердно стали помогать ему. Вскоре построили церковь и освятили ее в честь Богоявления Господня. К преподобному начали собираться люди, искавшие иноческих подвигов, и принимали от него пострижение. Подвижник наставлял их и укреплял в иноческих трудах, служа всем примером. Поставили келлии, обвели монастырь оградой и над воротами монастырскими построили церковь во имя Архистратига Михаила». 

Из жития Трифона.

 

Я слышал, вернее, даже, кажется, читал в 1980-тые годы в газете про  Парижскую выставку, для доставки на которую часовню разбирали и собирали вновь. Что по возвращению в Слободской не досчитались двух брёвен.

Правда это или выдумка?

Аватар пользователя skygrad

 при возвращении домой под Ленинградом с одного из грузовиков бесследно пропали все бревна. Было заведено уголовное дело, но похитителей обнаружить не удалось. К сожалению, о вояже церкви Михаила Архангела в Париж известно очень мало — никто из слобожан в пути ее не сопровождал. Кировская область в те времена была закрытой, удивительно, что церковь вообще выпустили за границу. 

Аватар пользователя skygrad

http://kurantynew.ru/new/2013/02/21/2013022107/

Новых бревен около трети. Также заново сделана крыша и балкон с лестницей. Видимо, пропал и крест.