Кто отец Онисима, или трудности перевода в Старселе Верх-Ушнуре

Очередная моя попытка выяснить, как завязаны родственные связи в семье мари-новокрещенов их д. Старсела Верх-Ушнура, по-моему, не увенчалась успехом. Сложно с ними; хотя, вроде, и покрестились между 2 и 3 Ревизиями. Хочу подтвердить линию моего прапра... деда Онисима Михайлова (Тарасова), но пока имеются следующие разноречивые данные:

1790 ИР Верх-Ушнур
Илья Григорьев
жена ево Матрена Прокопиева
дети их Панкратей
Данило
Алексей Михайлов
жена ево Матрена Петрова
 
Макар Васильев
жена ево Матрена Филипова
у Макара братья Никита
Сергей
Алексей Тимофеев
у него брат Петр
племянник их Андрей
племянницы Параскевия
Анисия
Евдокия
 
1795 РС Верх-Ушнур
Афанасей Михайлов вдов (32) умре в 1790 г
Герасим Михайлов (25) умре в 1788 г
У него жена Федосья Иванова (15) умре в 1782 г
У Афонасья дети рожденные после ревизии
Иван () 9, Андрей () 8, Анисим () 6
л. 4
Егор () 5
дочь Федосья () 2
 
Петр Афонасьев сын Тойбактин (24) 37
у него братья написанные в последнюю пред сей ревизию
Алексей, холост (25) 38
Макар (4) 17
 
1802 ИР Верх-Ушнур
21 Алексей Тимофеев,
Макар Тимофеев
Петр Афонасьев холост
племянники ево
Михайло Михайлов
Онисим Михайлов
 
1811 РС В селе Верхнем Ушуте ясашные из черемис новокрещены
5
Петр Афанасьев Тоибахтин (37) умер в 1809 г
Петра братья Алексей (38) 54
Макар (17) 33
Иван (9) 25
Андрей (8) отдан в рекруты 1806 года
Анисим (6) 22
Егор (5) 21
 
1816 РС села Верхняго Ушута новокрещены
7
Алексей Тимофеев а не Афанасьев (54) 58
Алексея сын Егор (21) 25
Алексея братья Макар (33) 37,
Иван (25) рекрут в 1812
157об-158
8
Анисим Михайлов а не Афанасьев (22) 26
Анисима Михайлова жена Марья 21
Его же дочери Александра 2, Дарья 1
 
1820 ИР
Макар Тимофеев холост
Егор Алексеев Тоспулатов
жена ево Матрона Федорова
Онисим Михайлов
жена ево Марья Ефимова
дети их Моисей
Александра

Я предполагаю, что это следующее семейство из РС 3 Верх-Ушут, судя по Петру Афанасьеву, который Тойбахтин;

Изинбайка Яшпахтин вдов 52 умре в 752 году
У него дети написанные в бывшую ревизию 
Елмекейка а покрещен Михайла Данилов 37  54
Тойбалта вдов 29 умре в 759 году
Паймар а покрещен Яков Федоров холост 15  32
У Елмекейки жена Анна Адреева 30 лет взятая Царевококшайского уезду из деревни Болшой Муны новокрещенка 
У них дети рожденные после ревизии 
Афонасей   12
Гарасим   2
У Тойбалты дети сын рожденной после ревизии 
Петр Афонасьев   4
Дочь Анна 5 лет 

Но как конкретно привязать Онисима к РС 3 у меня пока нет ответа, несмотря на количество источников. С благодарностью приму подсказки и советы, куда копать дальше.

Комментарии

Аватар пользователя Katze

История  запутанная. Возможно, были три Афанасия Михайлова. один Тойбалта, другой , отец Анисима, в третьей ревизии еще не фигурирует, так как  был утаен и третий в возрасте 12 лет.

Аватар пользователя TAnka

Спасибо за интересную версию. Об утаенных я тоже думала; мне они, правда, на момент РС 5 уже не встречались. Тогда получается, отец Онисима вообще в РС переписан никогда не был, что тоже возможно.

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

А я вообще не вижу путаницы. Всё чётко написано. Вы бы хоть указали - где разночтения? 

Анисим - племянник Петра Афанасьева (в одном месте указано, что брат, но далее поправлено). Он - сын брата Петра, который ни разу не переписан, т.к. либо умер до 1790 г., либо ушёл в другую деревню (склоняюсь ко второму, т.к. дети у него рождались до 1793 года - дочь Федосья). Записи о детях появляются в РС-1795, жили они у Афанасия Михайлова, из-за чего Анисима  потом ошибочно принимали за его сына. Но он не мог быть отцом Анисима и его братьев и сестёр, т.к. уже давно был вдов, а в 1790 г. и сам умер. Вероятно, дети жили где-то как минимум до 1793 г. с обоими родителями, но незадолго до РС-1795 родители исчезли, возможно умерли. И после РС-1795 дети перешли к брату отца - Петру Михайлову. Вроде всё ясно.

Теперь перемещаемся в прошлое и в РС-1763 д.Верх-Ушнур встречаем сразу двух знакомых: Петра Афанасьева-Тойбахтина и его двоюродного брата Афанасия Михайлова. У Петра братьев нет, а родители умерли, то есть, если отец Анисима - ему брат, то не родной, а двоюродный. Значит, дед Анисима - родной брат деда Петра, а звали их соответственно Елмекей (в крещении Михаил) и Тойбалта (некрещёный). У Елмекея/Михаила в 1763 г. уже были два сына - Афанасий и Герасим (так вот почему Анисим и его братья и сёстры жили у Афанасия Михайлова) и вполне могли родиться ещё. Важно, что у детей Елмекея - христианские имена, значит у его внуков отчества будут по именам детей. Анисим - не Афанасьевич и не Герасимович, а Михайлович, значит младшего сына Елмекея, отца Анисима, родившегося после РС-1763 и умершего до РС-1795, звали Михаил.  

Вероятность того, что Анисим - сын самого Елмекея/Михаила, который дожил как минимум до 1793 года и родил младшую дочь Федосью в возрасте 84 года, считаю ничтожной.  К тому же он скорее всего жил на одном месте, и следовательно должен был быть указан в РС-1795 как умерший. Если же у него был сын Михаил, то он во время 4-й ревизии мог жить отдельно от родителей в другой деревне и поэтому в РС-1795 не указан. 

Аватар пользователя TAnka

Спасибо внимание к моей просьбе и за идею! И точно - Федосья по РС-1795 родилась после сметри записанного ее "отца" Афанасия Михайлова. В РС-1795 (да и в РС 1811) в деревне еще много язычников. То есть, отец Онисима в РС-1795 должен быть переписан; но не как Михаил, а как, скажем, Елтыбай, а Онисим при крещении записан Михайловичем по крестному отцу. Единственное, что меня смущает в этой версии - как ребенок (Онисим ли, Федосья ли) мог быть крещен без ведома родителей, которые не приняли христианство.

С другой стороны, я согласна с версией, что Онисим не мог быть сыном Елмекея/Михаила из РС 1764; и у Михаила мог быть сын Михаил, отец Онисима.

Ситуацию осложняет то, что откуда-то взялась фамилия Тарасовы, а Тарас по РС-3 был один и совсем не связан с семьей Михаила Данилова.

Я думаю, мне, возможно, надо найти запись о рождении Онисима (это МК Верх-Ушнура), чтобы узнать, кто-таки его родитель. 

Upd. МК Верхоушнура за 1785-1787 оцифрованы, 1788-1791 - отсутствуют (и запись о рождении Онисима мне, получается, не найти?...), 1792-1793 - не НФС (выдаются?), 1794 оцифрована, 1795-1798 - тоже нет в списке НФС. Но как здорово, что многие МК оцифровали! Большое спасибо архиву и активистам за работу! 

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Про отца Анисима вы можете узнать не только в записи о крещении самого Анисима (предп.1789 г.), но и в записях о крещении его братьев и сестёр Ивана (ок.1786), Андрея (ок.1787), Егора (ок.1790) и Федосьи (1793). Судя по вашему списку - МК записи в годы рождения Ивана и Андрея вполне доступны. Но нет уверенности, что все эти дети рождались и крестились, проживая именно в Верх-Ушнуре.

Учтите, что в ИР-1790 по Верх-Ушнуру никого из них нет! То есть, они либо жили в другом месте, либо покрестились уже после 1790 г. (после смерти родителей?). 

Что же касается фамилии "Тарасовы", то она возможно вообще не связана с этой историей. Многие фамилии у марийцев повились только в начале 20 века, а да этого они (в т.ч. новокерещены) спокойно обходились бех них. Бывало и что в 19 веке была одна фамилия, а в 20-м (и сейчас) - совсем другая. 

Аватар пользователя TAnka

Да, спасибо. Я думаю, мне нужно просмотреть эти МК, чтобы найти других детей в семье (или семьях - потому что, как мне кажется, Егор - это все-таки сын Алексея/Тоспулата, судя по данным ИР 1820).

Честно говоря, если семейство находилось в сотне на РС 3, и в РС 1795 указаны числящимися в том же селе на момент РС 1782, то я не могу представить, что они "отъезжали" куда-то между 1782 и 1795. Могли покреститься скопом после 1790, а мог просто священник пропустить в ИР 1790. 

Сыновья Онисима записаны в МК как Тарасовы с середины 19 века. Младший сын женится на русской девушке. То есть, я полагаю, за полвека семья обрусела значительно, и смешанные браки стали возможны. Но в Списке домохозяев 1891г. они указаны без фамилии. Тем не менее, фамилия прижилась и в последующих поколениях. Но почему они стали Тарасовы, я пока выяснить не могу.

Анисим Михайлов а не Афанасьев (22) 26

Здравствуйте, Анна!

С новокрещенами не так всё просто.
У родных братьев могли быть разные отчества.
Имя отца могло не стать отчеством для его детей
У отца и его детей могли быть разные фамилии.
Всё зависело от крёстного.
У членов одной семьи могли быть разные крёстные.

В то же время члены разных семей могли иметь одно отчество и одну фамилию, если их крестил один человек.
Это тоже может вводить в заблуждение.

Аватар пользователя TAnka

Альфия Наильевна, здравствуйте!

Спасибо, да, понимаю, что новокрещенов могли записать по крестному - и отчество, и фамилию. В данном населенном пункте такое встречалось даже в РС 1858: два родных брата - один Максим Филиппов Басов, второй Николай Ильин Виногоров (от последнего, кстати, по моему мнению, пошла семья Виногоровых из мари; все остальные вятские Виногоровы из русской дер. Тимофеево, и Илья Виногоров оттуда выступал в качестве крестного).

Я все же надеюсь, что Михаил и Онисим Михайловы, племянники Петра Афонасьева из ИР 1802, - из одной семьи, и ее по дедичеству Петра Афонасьева можно привязать к семье Тойбахты из РС 3. Доказать это, правда, наверняка вряд ли возможно. Но хочу попробовать все же посмотреть МК по Старсела Верх-Ушнуру.

Здравствуйте, Анна!

Непонятно, в чём Вы сомневаетесь?
Анисим хорошо прослеживается по трём РС - 1795, 1811, 1816 г.г.
Анисим Михайлов из РС 1816 г. - это сын Афанасия Михайлова из РС 1795 г.
Почему не Афанасьев, ну, может быть, потому что отец у него Михайлов, и его записали Михайловым.

Аватар пользователя TAnka

В РС 1795 у Афанасия (умершего в 1790) записана невозможная дочь 2 лет; Егор, записанный сыном у Афанасия в 1795 году, оказывается сыном Алексея Тимофеевича по РС 1816. Иван, сын Афанасия в 1795, оказывается братом Петра Афансьевича в 1811 и Тимофеевичем (а не Афанасьевичем) в РС 1816. То есть, вариант, что Онисим в РС 1795 тоже не сын Афанасия - вполне реален.

Иван, сын Афанасия в 1795, оказывается братом Петра Афансьевича в 1811 и Тимофеевичем (а не Афанасьевичем)

Иван - не сын Афанасия.
В ревизии 1795 года указано, что Афанасей Михайлов вдов, значит, жена умерла.
Сам он тоже умер.
Брат Афанасия, Герасим с женой также умерли.
Дети Афанасия - Иван, Андрей, Онисим и Егор - остались полными сиротами.
В ревизии 1811 года они записаны во дворе двоюродного брата отца - Петра Афанасьевича Тойбахтина.
При этом у детей Афанасия с Петром Тойбахтиным не указана степень родства .

У Федосьи возраст точно 2 года, а не 12?

Аватар пользователя TAnka

Федосья точно 2.

И еще внезапный вопрос. Если в РС 1795 указано, что Афанасей Михайлов вдов, но не указано, когда умерла его жена, возможен ли вариант, что она умерла до РС 1782? Или ее просто забыли указать в РС 1795?

Мне кажется, что между Афанасием Михайловым и Анисимом должен быть еще кто-то (призрак отца Анисима, ха-ха), но я голову уже сломала, кто это может быть.

Или ее просто забыли указать в РС 1795?

Здравствуйте, Анна!

Она, вероятнее всего, должна была умереть между ревизиями, но до смерти мужа.

Мне кажется, что между Афанасием Михайловым и Анисимом должен быть еще кто-то (призрак отца Анисима, ха-ха), но я голову уже сломала, кто это может быть.

Если есть возможность - надо изучать метрические книги.

Аватар пользователя TAnka

да, спасибо, похоже - это единственный вариант.

Егор, записанный сыном у Афанасия в 1795 году, оказывается сыном Алексея Тимофеевича по РС 1816

Алексей в ревизии 1795 года - холост.
У него не мог быть сын Егор.

Аватар пользователя TAnka

Спасибо большое! Тут, оказывается, нестыковок даже больше, чем я засекла.

Аватар пользователя osokins

Совпадений персоналий по ИР 1790 и РС 1795 нет (в данном приходе несколько нп, где могло быть выявлено совпадение, но оно не выявлено).

Аватар пользователя TAnka

Алена, добрый день. Я не очень поняла Ваш комментарий.

В РС 1795 гораздо больше персоналий, чем в ИР 1790, поэтому я сомневаюсь в правильности записи в ИР.

Аватар пользователя osokins

Анна, добрый день!

Если в ИР1790 меньше персоналий, чем в РС1795, то часть кр-н отнесены к другому приходу. 

Например, исследуя д.Киневерь и окресности, где "смешанное" население - потомки духовенства и потомки новокрещенов в одном приходе не состояли. Похожее положение по Пектубаево, Кужмаре, Сретенскому.

По-моему, пропущены этапы поиска:

1. 1860 Захар,  СтарСела Верх-Ушнура умершего Онисима Михайлова дочь девка Ирина. Воспреемник СтарСела Верх-Ушнура Евстаф Федоров Попов.

2. ок 1840г - рождение Ирины у Анисима Михайлова (...)

3. Брак А.М. -?

4. Рождение Анисима у Михаила (отчество?) - ?

5. Брак Михаила-?

6. Рождение Михаила-?

Аватар пользователя TAnka

Алена, большое спасибо! Я знаю, что Ирина родилась в 1828 году. Первый известный ребенок в семье Анисима родился в 1812 году, то есть примерно тогда же надо искать и брак. Но я не уверена, что запись о браке мне поможет,.. или на начало 1810-х требовалось указывать отца венчающихся? МК на год рождения Анисима (1788-1791) в ЦГАКО отсутствуют. Ему могли дать отчество по имени крестного, а не отца (частое явление на тот момент). Поэтому я даже не знаю, с какой стороны подходить к вопросу.

Расскажите, пожалуйста, подробнее, о том, как потомки духовенства и новокрещенов не состояли в одном приходе. Мне такое не встречалось. Я сомневаюсь, что новокрещены, живущие в одном селе, относились бы к приходу другого села. В ИР Верх-Ушнура, которые я видела, сначала описаны духовные, затем новокрещены и ясашные русские - все из одного прихода.

Аватар пользователя osokins

"надо искать и брак. Но я не уверена, что запись о браке мне поможет"-??

Анна, в отсутствии записей о рождениях от одного и того же родителя (Анисима Михайлова) в 1812(?) и 1828(Ирины) и без нахождения брака родителя детей(Анисима Михайлова),  считаю преждевременным искать отца Анисима. Иные подробности о вероятности разных приходов тут не помогут,- это как участие в строительстве "замка на песке". По Пектубаеву,Кужмаре есть ИР и МК с 1760г(новокрещены). Мои предки в 1800г перебрались в Нурмучакш(под Пектубаево) и в Шукшандюрь(под Кужмару) - указаны в РС (в ИР их нет). В приходе там они появились только с 1843(Пектубаево) и 1827(Кужмара), а до появления - все в Колянурском, Кичменском и Сретенском приходах(Толмань) - это два-три поколения на исповедь, венчаться и детей крестить в течение 20-40 лет ходили к прежнему их духовнику. Причем в Кужмаре и Сретенском по две церкви на 1760г. 

Я посмотрела Верх-ушут, - по нему никакой информации на начало 19 века:

"В 1874 году деревня Верх-Ушут состояла из 38 дворов, 19 марийских и 19 русских, в ней проживало 130 мужчин и 146 женщин"

Я правильно понимаю, что РС 1858, 1843, 1825, 1816, 1811, 1795, 1783 остаются не исследованными и сразу "скачек" к волости сотника с двумя нп в 3РС?

Аватар пользователя TAnka

Алена, в моем начальном посте есть данные из РС 1816, 1811, 1795. Они изучены. Данные из более поздних РС я не приводила. Скачок к РС 3 был возможен только по дедичеству дяди Анисима Петра Афанасьева сына Тойбахтина. Ну найду я запись о браке Анисима Михайлова и Марии Ефимовой - это будет ценно только в плане нахождения места рождения Марии Ефимовой. Или я что-то упускаю? То есть, я, конечно, планирую найти эту запись, но в качестве привязки к родителям Анисима она вряд ли поможет.

Деревня Верх-Ушут до 1819 года была селом Верх-Ушнур (Покровское), пока оттуда церковь не перенесли в нынешнее село Верх-Ушнур. После переноса церкви у деревни стало название СтарСело. Вся информация про Верх-Ушнур до 1819 года применима к нынешней деревне Верх-Ушут.

Как я понимаю, Ваши предки-переселенцы из русских нп после переселения продолжали какое-то время ходить к прежним духовникам. В моем случае предки марийцы-новокрещены никуда не двигались; где жили, там и покрестились. В ИР (1790, 1802, 1820) их писали (если не пропускали, конечно), что они не были на причастии "по лености и нерадению".

Аватар пользователя osokins

Анна, посмотрела из Ваших исследований, выложу то, что кажется значимым: 

1819 Верх-ушнур - деревни Тумью-мучашу Онисимом Степановым.

(строительство нового иконостаса в каменной Петропавловской церкви: Выборным по Церковному Строению Новокрещеным Алексеем Апаковым и рядовыми(...) Алексеем Степановым,(...) Степаном Михайловым, (...) Михайлом Ивановым, (...) деревни Немецроды, (...) Анисимом Ефремовым, (...)Починка Шогали (...) Анисимом Корневым, (...) Села Верх-Ушнура (...) Михаилом Григорьевым (...)

Саранской мещанин Максим Макаров Кузнецов и подписуюсь.

 

1795 - пономарь церкви Афонасий Михайлов сын Пономарев

 

Не прослеживали ли Вы род Алексея Апакова ранее 1819.

Вы много исследовали, но все же с учетом "дефицита" информации я с трудом обнаруживаю связь поколений в данном исследовании.

 

Все записи относительно корней имеют важную роль, даже если пищик в ИР/РС по ошибке записал не то отчество, бывает, все нужно сопоставлять, сличать, иметь представление о реставрационных работах, когда съезжаются мастера из окресностей с семьями и бытуют годами, учитывать солдат(у которых наряду с местным населением рождаются детки), смену духовенства и т.п.

Найдены записи или не найдены - другой вопрос, но как по "технике безопасности", правила написаны "кровью", надо соблюдать, ведь не исключено усыновление, повторные браки, незаконнорожденность.

На РВ СОТНИ примеров с соблюдением логики генеалогического поиска - вот один из недавних примеров(смотрела и радовалась) - Чепчаны. И масса примеров щепетильного поиска и соблюдения "правил" у Альфии Наильевны, Юрия Ивановича, ТатьяныМ(устану перечислять) Каждая запись имеет важное значение и зацепки, нельзя упускать.

 

Кроме того, если нет МК 1810-1827 - то не означает, что население не посещало церковь, ходили временно в другой приход, а данная церковь ремонтировалась или перестраивалась(не действовала)

1802 -  (ЦГАКО 273-71-793 лл. 980-1010):

с. Верх-Ушнур Ильинского волостного правления

Аватар пользователя TAnka

Спасибо большое за советы. Присмотрюсь внимательнее к Афанасию Михайлову Пономареву и его семейству. Его отец пономарь Михаил Васильев Пономарев был восприеиником у многих рожденных в конце 1780-х (по данным МК 1786 и 1787), пока его не перевели в крестьянство за малограмотностью (по данным РС 1795).

Я нигде не писала, что церковь Верх-Ушнура в какой-то период переставала действовать. Я написала, что МК за 1788-1791 года в архиве отсутствуют. За начало 19 века все МК есть в наличии; правда, многие в НФС. Мне еще предстроит по ним работа.

Аватар пользователя osokins

Могли ходить в Петропавловскую с.Ишлык (Епархия то одна - Яранская)

с.Ишлык ц.Петропавловская Яранский 1810 г. 237 75 1729
с.Ишлык ц.Петропавловская Яранский 1811 г. 237 75 1729
с.Ишлык ц.Петропавловская Яранский 1812 г. 237 75 1729
с.Ишлык ц.Петропавловская Яранский 1822 г. 237 75 2098
с.Ишлык ц.Петропавловская Яранский 1823 г. 237 75 2101
с.Ишлык ц.Петропавловская Яранский 1824 г. 237 75 2105

 

Еще в это время появляется село Петровское/Петропавловское(второе в Яранском уезде) - о нем я прочитала у Дмитрия Козака на сайте (shura). Думаю, что это оно, в нем уже была Воскресенская церковь и в какое-то(до 1858) время появляется домовая Петровская церковь

 

1762 - Священник Тарас Григорьев Токтар. Вероятно, кого крестил Тарас стали Тарасовы (новокрещены). Остальные все Поповы...

Аватар пользователя TAnka

Буду признательна за точную ссылку на то, что Вы прочитали у Дмитрия Козака, и особенно за информацию, откуда были взяты данные, что Тарас Григорьев Токтар был священником в 1762 году.