Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.

В поисках решения вопроса  заселения Вятки и основания г.Хлынова выписал из госреестра географических названий https://cgkipd.ru/science/names/reestry-gkgn.php гидронимы и ойконимы европейской части России с основами «Холуй (Холун)», «Холын (Хлын)» и похожие, которые посчитал родственными. Прибавил к ним найденные в исторических источниках, ныне не существующие или переименованные в годы СССР.   Использовал  в основном  карты, подготовленные Коряковым Юрием Борисовичем,  они более других подходили для точного наложения топонимов  поверх уже начертанного.  Понятное дело,  многие объекты , например  реки  имеют протяженность  в  десятки км,  другие - компактные (деревни, села) ,    всех их одинаково  обозначил  кружочками  одного размера : красные -  гидронимы,   черные - ойконимы.  

  Одна маленькая странность  - найденные топонимы часто оказываются на границах княжеств и земель,    специально  границ не подбирал,   как легли  так легли,  иногда точность попадания на границу,  проведенную.  картографами, такая  высокая, что  удивительно. Возможно,  из сопоставления   топонимов между собой можно сделать кое-какие выводы  о   времени расселения славян  на  Вятке,     об основании Хлынова  и др.     Мне не хватает аналитических способностей  в одиночку  решить проблему,    может коллективно  получится  сообразить.     Топонимы старался ставить максимально точно,   насколько позволяла кучность и масштаб,  в некоторых местах они достаточно густо идут  и не вмещаются на положенное место.   Большинство топонимов я рассмотрел  вблизи  на яндекс картах,  и их место определил очень точно. 

  Карта 1 :    Русь в 11 веке,   1015 -1113 годы

Обратите внимание,   все топонимы, имеющие  в составе "Хлын"   - расположены исключительно  на землях вятичей. Исключение - р.Хлыновка, приток Лузы.   Это необычно,  едва ли это москвичи так хитро подошли к вопросу расселения вятчан,    думаю, что "Хлын" - это  чисто вятическая, характерная только для Оки и Москвы-реки топонимическая  форма,  гласную после Х    вятичи сократили.   У новгородцев  гласная присутствует всегда - либо -О-, либо -А-, либо -И-.   На землях, где нет ни вятичей ни словен,  соотв-но  нет и топонимов интересующего нас вида,  ни одного. 

На границы  разных княжеств и земель попали топонимы , в явном виде-   р.Холуйца, р.Хилинка, д Хилово, р.Холынка (пр.Волги) р.Хлыновка (пр.Лузы) , р.Хлынья,  д.Хлыниха, д.Хлынино* ,   четыре (!) Холуя -  три деревни и одно озеро.

-*:  д.Хлынино исчезла  к 1578-му году,  локализуется точно  по  реке, на которой она стояла.  На карте я её обозначил несколько правее, чем нужно,    надо сдвинуть по границе влево.   

   В неявном виде  (надо знать исторический контекст) к стоящим  на границах   прибавляются  р. Халынь - на границе с Ладожской землей,   д. Холуи, Хилино,   озеро Холуй и р. Холынка (Тверск.)  - на границах  новгородских пятин.     Рязанская деревня Хлынино, возможно, тоже  на границе - Черниговского княжества,   на  карте выше  граница прочерчена  восточнее,  но  есть карты, где эта область показана штриховкой, как  переходная, или,  например, на этой карте (см.ниже)  граница к середине 11-го века проходит по Старой Рязани, оставляя  д.Хлынино  вообще за пределами Руси,  -   можно сделать такой вывод, что   правильное место  топонима Хлынино (кстати,  как и Халымово ( Хлыново)  чуть ниже по Оке)  - тоже на границе,  в данном случае на границе  Руси:

  Карта к положению рязанских  д.Хлыино и Халымово (Хлыново),  линия проходит через Старую Рязань. Эта карта отлично соответствует желанию Юрия Долгорукого превратить Городец-Мещерский (ныне Касимов)   "в пограничную крепость Ростово-Суздальского княжества в 1152 году. "    Т.е. даже тогда  это была граница.   Халымово (Хлыново) - в 5-ти км от городища Городца -Мещерского.   Халымово это Х(о)лыново с татарским акцентом (  касимовские татары) ,  есть ещё  один случай такой татарской переделки - р. Халымка она же Холынка  вблизи г.Дорогобужа ( тоже татары, поселенные во времена ВКЛ)  

Карта к положению коломенских  д. Хлынино (до 1578 г)  на реке  Городенке  и  д.Хлыново  ( обратите внимание, это вторая пара Хлынино +Хлыново рядышком,   а третья похожая пара - в Курской губернии), на карте  показана  короткая река Городенка, точное положении Хлынино на ней не известно,    но попадание на границу Суздальского княжества в любом случае есть.  

 

Карта к положению  р.Халыни: 

 

Карта к положению  д.Холуи, Хилино,  озера Холуй и р.Холынки (Твер).  Отмечены красным.  Вблизи д.Холуи ( 12-16км вверх по р.Луге -   важный новгородский  волок с Луги на Мшагу.   Вблизи р. Холынки важнейший  торговый путь. 

 

Карта к положению  рек Холуйца, Хилинка и др. на границе  с  полоцким княжеством: Здесь проходил путь "Из варяг в греки"  -  из Новгорода  по р.Ловати  до волоков на р.Торопу,  по Торопе до впадения в Зап.Двину,     с Двины открывались ворота  через  г.Усвяты  и Витебск  на полоцкую землю  либо дальше  на Смоленск.   Враги шли тем же путем с полоцких земель  на Новгород  и  Торжок.   

 

    Карта 2 Русь  в 12 веке,   1113-1194 годы.

 Новое попадание на границу -  д. Хлынино на границе Новгород-Северского княжества, вместе со вторым, более южным Хлынино,  образует третью пару названий (первые две -   коломенская и рязанская) - "мы с Тамарой ходим парой"  . Второе Хлынино за границей,  но возможно карта не точна,  и   второе Хлынино тоже должно быть на границе?    Урочище Холуи в  Черниговском княжестве тоже относительно недалеко от границы. 

 Зато есть и  топонимы прежде чётко сидевшие на границе, а теперь остались в глубине  расширившейся Руси.   Например,   один Холуй ( из 4-х)  бывший прежде на границе Суздальского княжества  -больше не на  границе,   теперь это земля в глубине  Владимирского княжества.    Думаю,  что таким образом  можно  датировать все четыре Холуя  тем  временем, когда они были на границе Суздальского княжества :  по разделу Ярослава Мудрого -  1054 год  (см. обозначения к карте 1)  это нижняя оценка,   и  по границе на 1113 год - верхняя оценка.  Я лично  за 1113 год  для  всех четырех Холуев,  граница Владимирского княжества совпадает с прежней Суздальской.    Главное, что  топонимическая модель одна  для всех селений ( Холуй) ,  значит теоретически  с поправкой на время миграции   можно прикинуть время появления любого Холуя, где бы он ни был.   Сколько по времени может жить одна  топонимическая модель -   десятки лет?    Или сотни?     За сотню лет, думаю,  уже накопились бы языковые изменения,  вкусы, возможно, что и традиции,  это приведет к перемене топонимической модели.  Не зря  мы наблюдаем  несколько типовых форм :  с -У-, с -Ы-,  с -ица,  с -янка,  и т.д. 

 

Карта 3:  Русские земли в конце 14 века,    граница проведена на 1389 год.

Русь прибавила территорий,   соотв-но  нанес на карту  новые топонимы,    которые прежде  не имело смысла наносить, т.к.  эти земли были вне Руси.   Прибавилась  Вятка  и    два названия  в Нижегородской области -  урочище Холуянка и озеро Холуйное  - на  границе 1389 года. Обратите внимание,  на Вятке  тоже  целых три речки Холуянки,  выстроившихся в ряд  одна над другой:  Кроме того, на границу  попадает вятская деревня Холуй. Деревня известна с 1762 года  как Починок Холуевский,    соотв-но  деревня  не могла существовать в 14 веке и ранее.  Но могла существовать пустошь, урочище, давшие название починку. В общем,  факт -  очередной Холуй  на границе.    Речка Хилово  попадает почти на границу с Торопецким княжеством,   точнее  до границы  14 км. 

  На границы новгородского анклава Волока-Ламского  попадают р. Хлынья со стороны вятичей   и д. Хилово со стороны  словен.     Хилово попадает не точно,  но  вполне ожидаемо очень близко.    Рядом с Хилово  группа из 24-х курганов, датированных по находкам  11- м -  первой половиной 12 века.   Курганы относятся именно к Хилово,  а нек чему то ещё, т.к.    другое Хилово ( на Волге выше Ржевы)  тоже  имеет курганную группу из 6-ти курганов и 10-ти могил другого типа. Датировка та же -  11-12 века.      Т..е.  все Хилово  можно датировать боле менее -четко  границей 11 го и 12 го веков.    

  Карта к положению вятских р.Холуянок.      Между прочим,  если  топонимы   не просто кажутся ,  а  действительно  расположены  на границах  ( вблизи границ,  я уверен, что специально никто границ не маркировал  топонимами,  если это случилось , то  стихийно в связи с естестсвенной болотистой местностью как линией раздела или с   военными поселениями  -городками)  , тогда  речки  Холуйницы вероятно  очерчивают границы русской Вятки,  и  Котельнич остается единственным городом  вне этих границ , по кр. мере на то время.   И городища  в устье Моломы тоже оказываются за бортом.      

 Если нижегородское урочище Холуянка  датировать  по положению на границе Руси  1389 годом,    видимо теми же годами нужно датировать и вятские речки Холуянки (?)     Топонимическая модель та же самая,    время жизни модели не может быть неограниченным,    появилась,   пожила какое-то время и всё,  больше к таким названиям  не возвращались,  примеров больше нет.      Таким образом, получается  топонимическая датировка  речек Холуянок  - около 1389-го года  плюс минус  несколько лет.   Хлынов , суда по такой же топонимической модели  на Оке и Москве -реке ,  намного древнее.

   На границу княжеств попали новые названия  -  урочище Холуи,  речка Холуня  и деревня Хлыново (возле Тулы)   - все на бывшей черниговской  вятической земле,    но первые два - не вятического происхождения,  скорее словенского.    Холуи и Холуня  попали на границу  Козельского уд.княжества  ( начало княжества между 1181 и 1201 годами, конец княжества — 1371, вхождение в Литву).  Теоретически,    Холуи и Холуню   можно попробовать датировать 1200-м годом,    потом можно поправить. Видимо,  это датировка распространяется на всю  модель,  Холуи есть еще  возле Новгорода ,  те, которые недалеко от волока  ( 12-16 км, дневной переход войска в средней тяжести условиях ).     Холуня - единственная,   сестер -близнецов с -У- нет,  видимо исходно  Холун-Ь-я. Есть Холынья (вариант Холыня)  вдоль р. Ловати ( Ильмень),   пару образуют Холынья и Холынка ( известны  два парных случая) , т.е. это устойчивое сочетание.  

  Деревня Хлыново попала на границу двух княжеств  и Руси в целом.  Попытка датировки ( и без того спорная)  Хлыново по этим границам  кажется невозможной,   история верховых княжеств  очень запутанная и  в целом выглядит как недостоверная,  основанная на подложных родословных тамошних князей. Жаль.   Название  той же модели, что и Хлынов вятский .  Правда Хлынов он же  ещё и  Хилин, Хилинов и Хилынов,  но это может быть новгородский вариант.  Вятический вариант -   Хлынов.  Хлынов с вятичами роднит и название реки -Вятка,   и поход 1172 года , в котором принимали участие рязанские князья  с войском.  Если не ошибаюсь, они даже  были главными  предводителями,  часть их могла зимой  ( это очень хорошо, что зимой )  пойти на разведку и выйти куда следовало. 

Карта 4:  Московское княжество,  середина 15 века.

.   На границе  прибавилось новое название  -   урочище  Халуная  вблизи р. Ветлуги,  это граница  1450-й года  ( середина 15 века).   На Вятке  мы наблюдаем три реки с точно таким же названием  Холуная,  соотв-но датируем их  1450-м годом,   плюс- минус  конечно   -  урочище на границе  1450-го года скорей всего гидроним,  получил название   после  того,  как эта территория  была взята под контроль ,  очищена от черемисов  и т.д.,  -  почти что перед  самым московским взятием  Хлынова.   Во всяком случае  вятские  речки Холуные   и Халуная на Ветлуге  -  одновременные  названия,  с  поправкой на время миграции  модели  на 350 км к востоку.    

   Главный вопрос,  можно ли извлечь из   карт  и исторического контекста топонимов информацию о  времени возникновения Хлынова  и  начала заселения вятки.    Дополнительно, то, что нашел поиском по некоторым из  топонимов,  которые мне показались важными,  помещу  в  дополнительный блог.   

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Акулов Олег

Здравствуйте,  

 до  монгольского нашествия  славяне селились в  речных долинах,  у самой воды,   что  и отразилось в названиях  ранних поселений, в том числе и вятского Хлынова.     С середины 13-го  века  началась  внутренняя миграция из речных долин на холмы.     В Европе  то же самое  случилось  с  1050  по 1250 годы,   на Руси толчком  по одной из теорий  послужило нашествие Батыя,  по другой  - это было закономерное  развитие  культуры,  освоение  передовых  методов хозяйствования,    научились рыть колодцы,    появилось трехпольное земледелие  и т.д.   Это явление к настоящему времени выглядит достаточно хорошо изученным,  получило название  "взлет на холмы". 

Чернов С.З.  "Взлет на холмы.  Внутренняя колонизация"   http://www.rusarch.ru/chernov6.htm

Земля  наша велика и обильна,  рек много,  народу мало,   поэтому  мы лет на 200 позже  других   "взлетели на холмы" .     Что важно -   даты,    свое название Хлынов  мог получить  только находясь у самой воды,   как поселение раннего типа,    т.е.  домонгольских времен.    А крепость "Хлынов"  -  это уже типичный  взлет на холмы, название крепости явный анахронизм,  перенос с более раннего поселения   на  новое место.   

      Предположу, что интересные топонимы  хорошо совпадают с маршрутом Батыя, потому что они все или их большинство  - раннего типа,   у самой реки,   а Батый как раз шел  низкими местами,  используя  реки как дорогу,   что совершенно естественно   для того времени,   по другому и не ходили.   Поэтому   создается впечатление, что  все "хлыны"  как нарочно попали и на границы княжеств  и в путевой лист Батыя  -   и то и другое проходит   по  речным долинам.   А не потому, что их туда  Батыево войско с Вятки принесло. 

    

Аватар пользователя skygrad

НАПОМИНАНИЕ от ИИ

 

Слова "хлын" и "холун" имеют разные, хотя в некоторых источниках пересекающиеся, версии происхождения, часто связанные с диалектными значениями и топонимами. 

Этимология слова "хлын"

Существует несколько версий происхождения слова "хлын":

  • Диалектное происхождение: По словарю Даля, в ряде диалектов (нижегородском, вятском, казанском) слово "хлын" означало "вор, обманщик, мошенник, барышник". Также встречаются значения "бездельник", "бродяга", "плут".
  • Историческое значение: В XIV–XV веках слово могло иметь менее негативное значение и обозначать "удалих молодцев" или членов вооруженных ватаг, совершавших набеги на дальние земли.
  • Связь с топонимом: Слово тесно связано с названием города Хлынов (старое название Кирова). Название города, по одной из версий, могло произойти от прозвищного имени Хлын, которым могли звать основателя поселения. Существуют также предположения о связи с татарским словом "Колын", что близко по звучанию к "Хлын". 
  • Общеславянская этимология слова "хлынуть", от которого, возможно, произошло "хлын", до конца не выяснена. 

    Этимология слова "холун"

    Слово "холун" менее распространено в современном русском языке, но его происхождение также может быть связано с диалектными словами и топонимами:

  • Связь с "холуй": В некоторых источниках "холун" и "холуй" упоминаются как синонимы, обозначающие речную отмель.
  • Связь с "холоп": Возможно, слово "холун" является диалектным вариантом или родственным слову "холоп" (раб, слуга), хотя прямых подтверждений этому в найденных источниках нет.
  • Связь с топонимом: Как и в случае со словом "хлын", "холун" также мог быть вариантом названия отмели (например, реки Хлыновки) или иметь отношение к названию города Хлынов.

КОММ.

В ПСВ первых поселившихся на Вятке русских именуют беглыми новгородскими холопами (правда, автор-составитель ПСВ опровергает эту версию). Это еще один козырь в пользу Вятского происхождения. Остальные перечислены выше. Итак, кроме Вятки иных географических привязок нет, раскиданные по другим землях топонимы свидетельствуют лишь о расселение вятчан и распространении слов с ними связанных. То же можно сказать о слове Вятка. Интересно было бы сравнить на карте расположение тех и других.

Аватар пользователя Акулов Олег

Контрпродуктивно (с)  повторять, что Вятка  родина слонов,   на этой почве  украинцы впереди планеты всей с их придуманной историей.   Нам то зачем такое. 

    п.с.:  "холун"  -не существовало такой формы ,  это было начальное предположение, тем мы знаем, что было "холуй",  а от него уже  форма с потерянной Й - "холуное", "холуница"  и т.п. 

Аватар пользователя Акулов Олег

Хлынино, Фатежский рн,  Курской обл. , стоит на речке Грязной Рудке,  пойма почти по всей длине реки такая (  ~9км длины ) ,   рядом с Хлынино   ширина  достигает почти 300 метров,  в разлив  вероятно больше.   Деревня вытянута вдоль берега  в один ряд дворов.  Грязная Рудка впадает в р.Руду,   там пойма имеет такой же характер,  только в три раза шире-   более километра в нек. местах.   Очень сырая пойма,  может настоящее болото,    название реки говорящее,   о ней  сложено несколько местных легенд  -  О черном коне,  о погибшей девушке,     когда-то давно согласно преданиям река была очень полноводной, по ней ходили суда (!) 

Аватар пользователя Акулов Олег

Средневековый температурный оптимум,  идеально совпавший по времени со становлением Руси  -  850-1250 гг. ,  про него бы не забыть. Другое распределение жидкостей на поверхности,  меньше ледники,  реки полноводнее,  уровень грунтовых вод выше  и т.п. ,  конкретную  местность через  800 лет можно не узнать.   

Аватар пользователя Акулов Олег

Ещё  пример,   дер.Хилово  Дедовичский р-н  Новгородской обл.,  5 км  до реки Шелони. 

  На карте  видно, что деревня окружена  болотами,    слева  видна  дренажная система каналов,  уровень деревни вровень с болотным,    слева от Хилово деревня с  названием Мокрово.  п.с.:Срок хранения фото на сервере ограничен 29 днями,   видимо после этого фото будет недоступно. 

Аватар пользователя Акулов Олег

Ещё одно Хилово,  Селижаровский р-н,   в неск. километрах от места впадения в Волгу, на развилке рек  Селижаровки и Тихвинки.   В километре от Хилово курганная группа, датированная 11-12 веком.    Судя по измерению в  https://votetovid.ru   уровень Хилово  ниже, чем у реки  на 4 метра.  У Хиловца показывает тоже  в лучшем случае вровень с рекой,  а в целом ниже на 1 -2 метра.   Проверил по линиям горизонталей,  показания верные.   В общем, даже если инструмент  врет на метр-другой,  похоже  что деревни лежат   вровень с рекой  и должны хорошо заливаться  при малейшем паводке. 

 Срок хранения фото на сервере ограничен 29 днями,   видимо после этого фото будет недоступно. 

Аватар пользователя Акулов Олег

  Хилово  на речке Уза,  притоке Шелони, Порховский р-н  Псковской обл.  На территории расположен известный грязевой санаторий "Хилово".   "Лечение в санатории «Хилово» проводится с использованием природных лечебных факторов - минеральных вод и рассолов, сапропелевой грязи, добываемой из озера Лунёво в нескольких (?? -   в 11-ти км по прямой) километрах от санатория."  (С)

     "Впервые населенный пункт с названием Хилово упоминается в Новгородских писцовых книгах Шелонской пятины под 1539 г., когда оно принадлежало благочинному Порховского Благовещенского монастыря Р.Ф. Ускому. " 

  -  т.е. известно с самых ранних  сохранившихся книг. 

  В  2010  году в результате паводка  затоплена Подстанция "Хилово"  в  километре от реки,  фотография затопления :  https://informpskov.ru/news/62261.html  ( скопировать открыть в новом окне), до того  подобный паводок  был в 1987 году.  

 Хилово, фото Яндекса,  положение подстанции : 

Окрестности Хилово:

 

Аватар пользователя Акулов Олег

  Возвращаясь к Московскому Хлынову. 

Паламарчук П. Г.  " Сорок сороков". Т. 2: Москва в границах Садового кольца",   ссылка на пдф-файл издания https://imwerden.de/pdf/palamarchuk_sorok_sorokov_tom2_1988__ocr.pdf  ,  стр. 187,  если не открываются  - ссылки копировать и открыть в новом окне :

  " Хлыновский тупик назван в XVIII в. по стоявшей здесь церкви "Николы в Хлынове". Урочище Хлыново известно с 1410 г. /это мы уже знаем/.   Здесь был монастырь, известный с 1390 г., упраздненный в 1629 г. и называвшийся Николо-Введенским женским". (с)

   Появляется новая дата  -  1390 г.,  с которого известен Николо-Введенский женский монастырь в Хлыново.  В обоснование приводится  ссылка  на  издание 1881 года  "Москва. Соборы, монастыри и церкви",  известное также , как  "альбом Найденова" .     Нашёл это издание, т.2 "Белый город" ,  ссылка на пдф издания :   https://imwerden.de/pdf/najdenov_moskovskie_sobory_tom2_1882.pdf,  этот том открывается перечнем объектов, среди которых  под номером 22:

"церковь Николая Чудотворца что в Хлынове,  бывший в древние времена Никольский женский монастырь, известный уже в  1390 году. "  (с)

  Итого,  существует источник 1390 года,   в котором упомянут женский Никольский монастырь стоявший  на московском  урочище Хлынов,  само название  "Хлыново"  известно по записи 1410 года,  как примыкавшее к владениям села Кудрино князя В.А. Серпуховского.    Хлыново  не называется  селом или слободой  ни в каком источнике, представляет собой  протяженное  урочище,   см. выше в комментариях аналогичное мнение историка Верещагина.     К Хлынову  с  северо-запада  примыкает Козье болото, известное под таким названием  вследствие бесчисленного  числа коз, пасшихся здесь по описаниям современников. 

   Положение Никольского женского монастыря реконструируется одинаково,   см. например https://vladimirdar.livejournal.com/358880.html     или современную  карту  ( 1350- 1450 гг)  https://retromap.ru/101375_55.758249,37.606544  

 На карте это объект "церковь" номер 32.    Почвоведческие исследования проводились в 190 метрах к северу,  они  показывают, что в месте  взятия пробы  рос непаханный лес,   см. значки на карте.  

 п.с.:  С 14 го века известно как минимум несколько московских и подмосковных монастырей ,  мужских и женских.     А  ещё раньше,  со времен Батыя  известно, что уже тогда вокруг Москвы  монастырей было много.    

Аватар пользователя Акулов Олег

Цитата  из Фехнер М.В.  "Москва и ее окрестности в 15-16 вв."    http://www.rusarch.ru/fehner2.htm

стр. 111  ( почти все нам уже известно) : 

Кудрино (Большое Кудрино) (площадь Восстания, б. Кудринская). Село принадлежало кн. Владимиру Андреевичу Серпуховскому. Земельные владения Большого Кудрина были очень обширны, они простирались до р. Ходынки, впадающей в Москву-реку северо-западнее города (р. Ходынка в рамки плана не попадает), доходили до Тверской дороги, граничили затем с владениями с. Сущева и Хлынова и подходили к Дорогомиловскому перевозу на Москве-реке. На этой территории находилось 14 деревень (1410—1431 гг.; АЮБ, II, 563). После смерти Владимира Андреевича вдова его Елена Ольгердовна передала все эти земли «в дом пречистой Богородицы Фотею, митрополиту всеа Русии», который в свою очередь передал село с угодиями в Новинский монастырь. В летописях Кудрино упоминается под 1412 г. (ПСРЛ, XI, 219). В АЮБ (I, 493) приведена грамота 1486 г. «о принятии Иваном Ощерою в пожизненное владение села Кудрина, принадлежащего Новинскому монастырю».

Один из тех случаев,  когда Хлыново  названо селом,  по неочевидной причине,  все хлыновские церкви сколько их было - 5 или 6 числом  сменяющих друг друга ,  все   стояли на территории бывшего Никольского монастыря,  а это не село. 

К  с.Кудрино относилась такая огромная территория под  14 деревнями,   что  к Хлыново   не понятно  куда прилегающие деревни разместить,  если Хлыново было селом.  

  Прежде  я ошибочно считал, что Хлыново тоже входило во владения князя Серпуховского  и было отдано Новинскому монастырю.   Оказалось,  нет,   Хлыново  было под  Никольским монастырем.

  Также в тему компиляцию по Никольской церкви :  http://temples.ru/card.php?ID=1865http://temples.ru/card.php?ID=1865

 

Аватар пользователя skygrad

Монастыри в средние века часто использовались в качестве тюрем. Вполне вероятно, что в Никольском м-ре держали пленных вятских хлынов, приведенных в Москву в 1391 году.

Аватар пользователя Акулов Олег

Монастырь то женский.   Хотя конечно,  какое это имеет значение. 

Продолжение следует...

Аватар пользователя skygrad

Вятчане были выведены с семьями, поэтому вполне вероятно, что были временно размещены в только что построенном монастыре, еще малозаселенном. Со временем часть вятчан вернули на родину за выкуп, остальных расселили вокруг монастыря, где они занялись своими делами (торговлей, ремеслом, огородами). Такие слободки всегда сопутствовали монастырям.

Аватар пользователя Акулов Олег

Здравствуйте! 

 История вопроса, эволюция взглядов : 

 1)   Первоначально, когда наука впервые заинтересовалась московским  Хлыновым,   считалось ( а кое-где  у "блогеров" и до сих пор можно перепечатку встретить), что название идет от  хлыновской иконы Ник. Чуд.,  привезенной в Москву в 1555 году.     Позже был найден известный  документ  1410 года  с упоминанием в нем московского  "Хлыново",  и  первая по счету версия  отпала.    Появилась статья Верещагина  "Что древнее - Хлынов или Хлыново"   ,    древнее по письменным источникам оказалось Хлыново .   

2) Тем не менее, родилось убеждение, что московское Хлыново это особая слобода - "Слобода Хлыново" -  в которую поселили выведенных в 1489 году  с Вятки "хлынов"  - грубых нехороших парней,  бандитов,    дурная слава о которых  из Москвы  проникла в самые отдаленные окраины Руси  и   слово  "хлын"  стало нарицательным.    Видимо,   не все еще  знали о документе 1410 года или игнорировали его.   

В итоге оказалось,  что слободы Хлыново  не существовало.   

3)   Подкорректировали версию,  согласились считать  московское Хлыново не слободой, а селом,  населенным вятскими "хлынами".  С учетом документа 1410 года подкорректировали и  время вывода с Вятки  - теперь  это как будто 1391-93  годы,  а  "хлыны"   это как будто   пленные вятчане,  захваченные булгарами и привезенные в Москву.  Почему бы они жили селом, а не разбежались -не вопрос,  надо чтобы жили  вот и живут.   Документов на этот счет никаких,  только умозрительные предположения.     

   В итоге, о казалось, что известно только урочище Хлыново,  т.е. некая неопределенных размеров  территория, о чем писал ещё Верещагин в 19 веке.   Оказалось также, что на  территории Хлынова стоял женский Никольский монастырь,  известный письменно   с 1390 года.   См.  в том числе цитату из И.Е.Забелин "История Москвы" , стр. 71 

 4)    Очередная и последняя на сегодняшний момент корректировка версии про "хлынов",    -    вятских  плененных татарами  или булгарами  грубых парней  поселили в женском монастыре. 

 

   А что было на самом деле,  факты:

1)  Со времен Батыя   известно о множестве  монастырей и сел вокруг Москвы.  п.с.:  Если Хлыново было селом, то одним из древнейших  и могло быть уничтожено  ещё Батыем. 

2)     С 1390 года  есть известия о женском монастыре на территории Хлыново. Название Хлыново  впервые письменно появляется в 1410 г. 

3)  В непосредственной близи от монастыря  протекает река Черторой,  а  на удалении 200-500 метров от монастыря  находится  Козье болото, из которого Черторой вытекает.  

4)  название"Хлыново"   связано с   болотом, заливным лугом,  сырой низиной  (см. холын, хила, холуй и т.п.  выше в комментариях,  и  оппоненты  с этим как будто согласны ) .

 

Аватар пользователя Акулов Олег

Согласно ДТ  кан  Колын  родился именно в Москве, а Москву принадлежала его отцу,    значит можно считать, что Хлыново ( Колыново) это дом родной кана Колына, его родовое гнездо,  откуда  он вылетел на Новгородскую реку   и там основал Хлынов номер 2  в  1150 году.     Зачем нужен хоровод с "хлынами"  ,  если в  ДТ  все написано  как оно "было" .

Аватар пользователя skygrad

В ДТ говорится, что беглый булгарский бек Ахад Мосха (качкын-беглец) получил убежище на северной окраине земли вятичей, где поставил усадьбу, ставшую известной как городок  Кучково-Москва. Его сын Селим (видимо, с вятичами из своего окружения) перебрался на Вятку (реку Холын) и построил здесь (на важном перекрестке путей) городок, по которому получил прозвище Колын (Селим Колынский). Так что все логично! Все топонимы и имена идут с Вятки от ее второго имени Холын - Колын - Гелон.

Замечу, эмир Колын  не был формальным ханом Булгарии, но, по данным «Джагфар тарихы», обладал огромным влиянием и властью, превосходившей ханскую. 

Аватар пользователя Акулов Олег

Вятчане были выведены с семьями, поэтому вполне вероятно, что были временно размещены в только что построенном монастыре, еще малозаселенном. Со временем часть вятчан вернули на родину за выкуп, остальных расселили вокруг монастыря, где они занялись своими делами (торговлей, ремеслом, огородами). Такие слободки всегда сопутствовали монастырям.  (с)

      Само собой,    и монастырь  новенький готовенький  специально к новоселью  и слободки при нем.   Фантазии это, творческий  полёт!      Историк не должен срываться в полет фантазии.    Есть женский монастырь,  и точка.  Больше ничего не известно.     Если честно, даже и про монастырь пока что условно известно,  т.к. не из первоисточников, но вы уже  перестроились  и населили его вятчанами,  они  конечно монахинь  перепортили,  через что   и пошла  о хлыновцах дурная слава :).  Сюжет для романа. 

    В общем,  недавно мы ( и вы)   разбирали  тему Ботища  в Лузской земле  (см. блог Александра Федоровича) , я вспомнил,   что там тоже  остро дискутировался  вопрос, почему Ботище стоит в очень  сыром месте,   выяснили что сначала там стоял монастырь и монахи запруживали старичный рукав Лузы,   для разведения рыбы.   Я ещё нашел книжку  о Ботище  https://djvu.online/file/5SVXo0zkWr18A  стр. 15  ( ссылку скопировать и открыть в новом окне),    объясняющую любовь  поселенцев и монахов в  особенности   к  сырости.  

 Здесь тот же случай.   Козье болото.   Притом 900 лет назад  могло быть обширнее  и пейзаж был  не таким, как в 19-21 веках.   В  сырости в укромном месте появление монастырь видится  вполне логичным, это и  пассивная защита и доступ к воде  и  одновременно схима .   Почвоведческие исследования  в этих местах  проводились  только точечные,  две три точки на обширный район.   Болотная земля подтверждена,   да это и исторически  хорошо известно, что там было большое болото.

Аватар пользователя Акулов Олег

В ДТ говорится, что беглый булгарский бек Ахад Мосха (качкын-беглец) получил убежище на северной окраине земли вятичей, где поставил усадьбу, ставшую известной как городок  Кучково-Москва. Его сын Селим (видимо, с вятичами из своего окружения) перебрался на Вятку (реку Холын) и построил здесь (на важном перекрестке путей) городок, по которому получил прозвище Колын (Селим Колынский). Так что все логично!  (С)

 Вот и я про то,    зачем нужны хлыны ,  если  вся история уже  заботливо написана  всезнающими булгарскими учеными мужами  и сразу на русском языке.  

  Мне больше нравится предложение Иловайского, Ходаковского  и других,  что Москва - от  "мосток" (мост)  - Мосткова.     Напротив нынешнего кремля  было порожистое место,   река была судоходна только до этого места,    дальше разгрузка  и  мостками.   Подробности см. И.Е. Забелин "История Москвы" стр.58,     и где-то  выше  по тексту в той же книжке  было.    https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_02000006050?page=93&rotate=0&t...

Аватар пользователя skygrad

Версий происхождения названия Москва множество, это говорит о том, что ни одна из них не достаточно убедительна. У меня тоже есть своя, но не стану здесь задевать эту тему дабы не травить собак))

Я беру из ДТ только проверяемые по другим источникам сообщения, полностью (дословно) доверять ничему нельзя.

Кстати, добавлю, в самом женском монастыре могли поместить только женщин с детьми, а мужчины жили возле - без семей не сбегут. Лет через пять пообвыклись на новом месте и стали жить вместе.

Аватар пользователя Акулов Олег

 Это лишние художественные подробности,  просто тут было болото,  поэтому и название "Хлыново"  - как Холынский погост  и десятки других мест по всей Руси с той же основой ( см.  выше).  На болоте поставили монастырь,   такое мы видели  уже дважды -   Устюжский Гледень и  Лальское Батище,   этот Никольский женский -третий по счету известный (нам) .   Никаких вятчан сюда не приводили,  тем более не называли в честь них  ни сёла, ни слободы. 

 Село Хлыново вероятно было сожжено ещё Батыем  среди других самых ранних сел,  реалистичная картина.   

Точка не поставлена,  надо будет дальше  смотреть, читать,  может получится  подтвердить чем -нибудь существенным.   Следов ранней пашни тут не найти,   если использовался подсечно-огневой метод на раннем этапе, землю не пахали, сажали в золу.  

Ботище стоит в очень  сыром месте,   выяснили что сначала там стоял монастырь и монахи запруживали старичный рукав Лузы,   для разведения рыбы.

На болоте поставили монастырь,   такое мы видели  уже дважды -   Устюжский Гледень и  Лальское Батище.

Здравствуйте. Ни Гледен, ни Ботище на болоте не стояли. Гледен находился на высоком берегу реки, он подмывался, но болота там нет и не было. Городок Ботище стоял хоть и не на высоком берегу, но место не такое уж и сырое, иначе городок там не поставили бы. Кстати, не на Лузе, а на Лале. Монастырь образовался после того, как городок перестал существовать. В ПК 1620 и 1625 гг. сказано, что церковь Михаила Архангела "ставят ново" - вероятно, потому что старая, которая была в городке, пришла в ветхость. В ПК 1645 г. значится монастырь, причём, небольшой, всего 4 кельи, в ПК 1646 г. - 2 старца. А на новое место его перенесли, потому что тоже подмыло берег, да и время пришло строить каменные церковь и стены, а на прежнем месте - ненадёжно.

Аватар пользователя Акулов Олег

Спасибо!  Это было про страницу 15 книжки,  монастырь в версте от городища, сократил до Гледена, лучше наверное сразу страницы с текстом помещать, чем ссылку на них давать, но не всегда удобно.   Подозреваю, что да,  монастырь не мог стоять непосредственно в  болоте ,   он стоял рядом  на  некотором возвышении. 

Про Гледен утверждать не стану. Нынешняя Троицкая церковь (бывший монастырь) стоит на высоком месте. А про Лальский монастырь, скорее всего, автор книги неправильно поняла. Он образовался между 1625 и 1645 годами, а в это время защищаться было не от кого, разве что от местных разбойников. Причём, в это время уже стоял острог вокруг Никольского погоста. Именно там хранили казну и в случае опасности скрывались местные жители.

Ещё одно замечание: если использовался подсечно-огневой метод на раннем этапе, землю не пахали, сажали в золу. Как же не пахали? Золу нужно перепахать с землёй, иначе ничего не вырастет.

Аватар пользователя Акулов Олег

 Как же не пахали? Золу нужно перепахать с землёй, иначе ничего не вырастет. (с)

 Так точно,  можно было не пахать вообще,  сажать прямо в золу,  урожайность первых лет  в 10-20 раз ( насчет 20-ти...  возможно ошибаюсь, но  про 10 - точно)  превышала трехпольную пашню.      Источник сразу не скажу,  у меня есть, но искать надо,  привожу близко к тексту.   Интересовался в связи вопросами  земледелия Бежецкой пятины.   п.с.:  В подмосковье недавно найдена "богатая деревня"  с дорогими перстнями,  подсечно-огневого типа аж 14-16 веков. (  статья от 28 августа 2025 года, т.е. только недавно)  Это как раз к тому, что ранние деревни и села возле Москвы  точно могли быть  подсечно -огневыми и очень урожайными при малой площади "поля".    Пашни как таковой  не было.

Аватар пользователя Акулов Олег

Да, вот,  я не ошибся,  несколько месяцев назад  оставлял сообщение по горячим следам в вашей теме про Лальск,  как раз незадолго  до того  я нашел данное утверждение  про посадку в золу в большой монографии,  у вы сейчас сходу не назову.    https://rodnaya-vyatka.ru/comment/107414#comment-107414

Да нет, с подсечно-огневым способом всё понятно. Но золу нужно обязательно запахать в землю, а то её просто разнесёт ветром. К тому же, это чистое удобрение, а в нём семена погибнут. Это основы агрономии. Но дело в том, что в первые несколько лет, пока не перегниют мелкие корни и стебли, оставшиеся в почве, пахать трудно, поэтому пахали на небольшую глубину. Потому и можно считать, что вспашки как таковой не было. Да если хотя бы не рыхлить почву, то вырастет дёрн, и уже на второй год ничего посеять будет нельзя. 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Подсечно-огневое_земледелие

Ссылка плохо открывается, нужно открыть в отдельном окне.

Вас, вероятно, вводит в заблуждение фраза: "производили сев прямо в золу". Имеется в виду, что не применялось никаких других удобрений, из которых, собственно говоря, был только навоз, вывозить который на поля - тоже большой труд. Золу нужно обязательно перемешать с землёй, а после посева ещё и хорошо заборонить. А в последующие годы нужно регулярно перепахивать, чтобы не образовывался дёрн. Отвальных плугов тогда не было, пахали сохой, которая, по сути, просто рыхлит почву, но не переворачивает пласт. 

Аватар пользователя Акулов Олег

  Спасибо!   Должно быть вы правы!   

    Заодно сделаю мааленький анонс:    только что   наткнулся на  существенное подтверждение  своих взглядов относительно происхождения топонимов   типа  "хлын".    Обсудим,  кому интересно.  

 

Аватар пользователя Акулов Олег

  Вот о чем речь:  в   самой новой  и обстоятельной реконструкции древней Москвы    , текст :  И.А. Бойцов  "Реконструкция ландшафтов средневековой Москвы"  1997 г. ,  http://www.rusarch.ru/boitsov2.htm

  которое сопровождается очень интересными картами, сведениями о взятии проб,  раскопок и т.д.,    можно найти такие строки: см. фото,  читать всю страницу,    + дополнительно  выделил красным   самые ударные места.    Все сказанное относится  к  древнейшему ландшафту  12-13 веков. 

   В этот ряд ландшафтных уточнений   встает  "Николо-Введенский монастырь  в хлынове"    и  последующие  церкви  на этом месте (как  "Николы Чудотворца  в хлынове" ),  под этим  понималось не населенное место,   а некая  хлынь  как известный ландшафт ( как в Рязани " Хлынь -Болото" ) .  Просто  И.А.Бойцов этого не заметил, т.к. не занимался вопросом,  для него как и для большинства  Хлынов  это  либо  вятский город, либо соотв-но подмосковное село.     "Никольский монастырь  что в хлынове"  ,  сравните   с  "Крестовоздвиженский монастырь что  на острове" ,  " церковь Николы в хлынове"   с  "церковь Гребневской Богородицы  под сосенками"   и т.д.   Все это  уточнения ландшафтного порядка.       Ещё  Верещагин  150 лет назад заметил, что Хлыново  это протяженная местность, а не село,  местность с какими-то своими топографическими особенностями, понятными человеку того времени,    сегодня наиболее просто описать её как "болотистая",  но  это может быть сырая низменность,  сезонный разлив,  подтопление, высокий уровень  грунтовых вод и т.д.  Отсюда следствие  -      название не связано с вятскими перемещенными лицами ( разбойниками -хлынами)  и с Вяткой.  С литературным персонажем каном Колыном из древней булгарской летописи 1992 года  тоже  связи нет.  

Аватар пользователя Акулов Олег

Плюс московское Хлыново склоняется даже в позднее  время:   " в хлынове",    "напротив хлынова" ,  " к хлынову" ,  т.е.  попадает в ряд  таких слов как  зарево  ( в зареве,  к зареву),   марево (в мареве, к мареву) ,  варево,  и подобных.

Страницы