Шежере (родословная) Нуруллы. Часть 1. Предки Нуруллы

На фото - уголок Муслюмовского района в Татарстане https://vk.com/wall178274968_2983

Уясни предков.

 

Чингисхан

 

Благодарю всех моих родственников со стороны отца за всемерную помощь при написании этой родословной, в их числе:
Фирдавис Нуруллин, Гульнара Хатбуллина, Марьям Минниярова, Альфина Халиуллина и другие. Огромна роль в составлении Шежере уже ушедших от нас Гунчи Халиуллиной (Нуруллиной), Габдуллы и Михрафа Нуруллиных, которые передали в устной форме предания о нашем роде. В настоящий момент известны пять женщин и пять мужчин, носящих фамилию Нуруллин (а), из них только двое молодых мужчин 2003 и 2005 годов рождения, можно сказать, что род Нуруллы находится под угрозой исчезновения.
Написание имён на русском языке может отличаться от правильного написания на татарском, за что приношу свои извинения.
При написании родословной использовались книги и работы: «Аулы мензелинских башкир» Асфандиярова А.З. , Уфа:Китап, 2009 г., История башкирских родов, т.36, Буляр, 2020, а также ревизские сказки и метрические книги по различным населённым пунктам.
Немного географии и этнографии. Село Сикия расположено в Муслюмовском районе Татарстана, на одноимённой реке, которая впадает в реку Сюнь, последняя впадает в Белую (Агидель), которая является самым крупным притоком Камы. Эта часть северо-восточного Татарстана называется Восточным Закамьем и этнически является одним целым с северо-западным Башкортостаном, населяют эту территорию преимущественно татары.
Известно, что в средние века на эту территорию мигрировали, в частности, жители Западного Татарстана. Многие сёла Восточного Закамья были основаны в 18 веке, что говорит о значительных миграциях и в этот исторический период.
Вопрос о том, кто были наши предки: татары или башкиры является спорным, но ни один из наших родственников не говорит на башкирском языке, который практически не отличается от татарского. В любом случае, башкирское влияние имело место, в частности, третья жена Нуруллы Шамсинур была, вероятно, башкиркой.
На сегодняшний день Родословная Нуруллы имеет 11 колен :
1) Мамлюк (родился в первой половине 18 века);2) Каранай (1753);3) Ибатулла (1791/1793);4)Рахметулла (1828);5) Нурулла (1857/1859-1922); Имена людей поколений 6-11 будут указаны в других частях Шежере. Первый известный нам предок носил имя Мамлюк (Мавлюк), который, возможно, жил в Дагестане и был кумыком. Как известно, кумыки Дагестана, как и другие кипчаки, были тесно связаны с мамлюками Египта уже в 13 веке, правители Египта массово покупали рабов-мальчиков в качестве будущих воинов. Слово мамлюк означает раб, невольник. Сын Мамлюка Каранай Мамлюкеев (Мавлюкеев), живший в Сикии, ныне Муслюмовского района Татарстана, по семейной легенде был «аваром», однако надо помнить, что аварцы – самый многочисленный народ Дагестана, часть которого раньше называлась Аварией, и Каранай мог сообщить своим родственникам не национальность, а географическое название. В Каякентском районе Дагестана, в котором проживают, в основном, кумыки, есть село Каранайаул. Отметим, что кумыкский, башкирский и татарский языки одной кипчакской группы и жёна Караная могла свободно общаться с мужем, если он был кумыком. Согласно семейной легенде, разбойники одной из шаек Емельяна Пугачёва отобрали табун лошадей у Караная, который оказал сопротивление, за что был избит. Он не вернулся на родину, а остался на территории современного Татарстана, поселился в Сикии и женился, скорее всего, на татарке. Однако гипотеза нашего кавказского происхождения не подтверждается результатами ДНК-теста по Y-хромосоме, сданного Георгием Нуруллиным в 2025 году – наша гаплогруппа N1а1 не является типичной для Кавказа и, скорее всего мы - финно-угры, принявшие ислам (гипотеза одного из авторов книги "Генофонд татар: историко-генетическое исследование. Гаплогруппы Y-хромосомы" Олега Владимирова).
Такую гаплогруппу имеют 80% якутов,68% финнов, 56% удмуртов, 48% бурят, 42% литовцев, 38% латышей, 34% эстонцев и 14% русских.
Отметим, что ВСЕ мужчины по всем НЕПРЕРЫВНЫМ мужским линиям имеют одинаковую гаплогруппу, т.е. в нашем случае это линии Габдуллы и Габдельахата Нуруллиных.
Народ с именем татары известен как минимум с 732 года из надписи на стелле об огуз-татарах в честь Куль-Тегина (стелла находится в долине реки Орхон в Монголии), буквальный перевод названия «огуз-татары» тридцать татар, т.е. союз тридцати племён, в который, в частности, входили 9 племён татар. Понятно, что племена татар могли достигать берегов Волги и Камы во времена тюркских каганатов в 6-8 веках, поскольку территория первого каганата охватывала нижнюю Волгу. Предками татар считаются хунну или сюнну, которые известны с третьего века до нашей эры, именно против них была возведена Великая китайская стена. В Европе они были известны как гунны, которые в пятом веке при Атилле завоевали в ней огромные территории.
Согласно 6-й ревизии 1811 года по Сикии, Карабаю (Каранаю) Мамлюкееву (Мавлюкееву) 58 лет (1753), у него есть дети: Хабибулла 33 лет (1778), Ибатулла 18 лет (1793), Хисматулла 1 года (умер в 1796 году), Габидулла 13 лет (1798), Гибадулла 10 лет (1801), Фаткулла 6 лет (1805), Хамидулла 5 лет (1806). Мы не видим здесь имён жены и дочерей по той простой причине, что в связи с приближающейся войной с Наполеоном, женщины не переписывались. Согласно этой же переписи у Хабибуллы Карабаева (Каранаева), сына Карабая (Караная) Мамлюкеева, есть дети: Мусейфулла 8 лет (1803) и Калимулла 5 лет (1806).
Согласно 8-й ревизии 1834 года по Сикии, мы видим, что семья Караная процветает: жив сам Каранай, которому уже 80 лет и у него родились ещё два сына: Гатаулла 14 лет (1820) и Габдулла 11 лет (1823), причём последний родился, когда Каранаю было 69 лет! У Караная появились внуки: от урядника Габидуллы - Гайнулла 19 лет (1815), Губайдулла 11 лет (1823),от Гибадуллы - Абдрахман 13 лет (1821), Абдрахим 11 лет (1823), Абдулгафар 4 года (1830), от Феткуллы - Рахматулла 3 года (1831), Тохфатулла 1год (1833), от урядника Хамидуллы - Гисметулла 6 лет (1828), Нигематулла 2 года (1832)).
Также Каранаю посчастливилось увидеть правнуков по линии старшего сына Хабибуллы Карабаева 55 лет (1778), сыновья Хабибуллы: Мусифулла 30 лет (1804) (внук Агидиулла 6 лет (1828)), Калимулла 27 лет (1807) (внуки Шагидулла 4 года (1830), Гарифулла 3 года (1831)), и Валиулла 20 лет (1814).
Согласно 7-й ревизии 1816 года по Кадырметево, Гибатулла (в Сикии был записан как Ибатулла) Каранаев уже живёт в Кадырметево с двумя жёнами: Бадигульжамал 24 года (1792) и Маймуной 20 лет (1796), у него уже есть дочь Фатима (1814) от первой жены. Согласно ревизии 1834 года, все жители Сикии (известна с 1735 года) - башкиры Булярской тюбы Булярской (с 1866 Байсаровской) волости, однако в начале 18 века в Сикии было много башкир и Енейской тюбы. Людей, прибывающих из западного Татарстана называли по-разному: ясачные татары, тептяри, мещеряки и эти люди, говорившие на татарском языке, очевидно, ассимилировали местных башкир. В двадцатом веке, после 1920 года (образование ТАССР) и в Сикии и Кадырметево мы уже видим почти одних татар.
Согласно 8-й ревизии 1834 года в деревне Кадырметево, у Гибетуллы (в 7-й ревизии записан как Гибадулла) Каранаева есть дочь Хасиба 16 лет (1817) от первой жены и от второй жены дочери Фахрикамал 12 лет (1821), Микавар 9лет (1825), Махубжамал 3 года (1831) и Хабибжамал 1 года (1833). Мы не видим в данной ревизии его первой жены Бадигульжамал (умерла?) и дочери Фатимы (вышла замуж?). Согласно этой же ревизии, Гибетулла Каранаев 43 лет, указной мулла, средней тюбы припущенник, который переехал из Сикии в 1813 году (об этом в ревизии есть специальная запись, можно предположить, что Гибетулла закончил где-то медресе), его 18-летний сын Абдулла (1816) от первой жены и 6-летний сын Рахметулла (1828) от второй жены. Жители записаны в 1834 году как башкиры, но ни один из наших родственников не говорит на башкирском языке. Башкиры эти были Богадинской тюбы Енейской (с 1866 года Байсаровской) волости.
Фамилия Нуруллин произошла от имени сына Рахметуллы Нуруллы. В переводе с арабского языка слово нур (نور) означает «свет». В современном казахском языке слово нұр также переводится как «свет», «сияние», «луч солнца». Символическое значение этого имени — очень светлый, очень хороший. Широко используется при формировании сложносоставных имен, неся пожелание для его носителя только хороших событий в жизни. Арабское слово Алла (الله) означает Единого и Единственного Бога.

 

Георгий Нуруллин, 19.11.2025

 

Комментарии

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Георгий, на мой взгляд, вы уделяете излишнее внимание этнической стороне вопроса. Имея жену-татарку и занимаясь её шежере, мне пришлось немного погрузиться в эту проблему, и я пришёл к твёрдому выводу, что казанские татары и башкиры в принятом для народов региональном масштабе обобщения - это один народ, этнических различий между ними нет, а разные названия возникли по сугубо политическим причинам. Разумеется, и у татар, и у башкир - сложная внутриэтническая структура, но это уже другой, местечковый масштаб.  Споры между Татарстаном и Башкортостаном об этнической принадлежности пограничных территорий не утихают до сих, и там бьются профессионалы уровня повыше нашего, а решить не могут. Потому что решения нет - разделение республик якобы по этническому признаку произошло не просто волюнтаристски, а искусственно, без всяких оснований.

В Российской же империи всё было проще: никаких национальностей, регистрировалось только вероисповедание и сословие, иногда язык. Язык и вероисповедание у татар и башкир общие, а вот сословия - разные, они и дали названия народам. Башкиры - землевладельцы, они вошли в Россию с условием сохранения наследственного землевладения (я не знаю других примеров для РИ, вобщем-то во всей остальной империи земля принадлежала царю). А татары, как вы правильно заметили - разные, были "мещеряки" (татарские казаки, служилое сословие центрального подчинения), было служилое сословие уездного/губернского подчинения - "служилые татары", были свободные крестьяне, аналогичные русским государственным крестьянам - "ясашные татары", были безземельные крестьяне, аналогичные русским бобылям - "тептяри", наконец, кое-где были и крепостные крестьяне, которые ничем не отличались от русских крепостных и поэтому никак особо не назывались (как и татарские дворяне). Все они в поздних документах РИ именуются "татарами", как и множество других групп населения от Дальнего Востока до Кавказа и Крыма. Так что такая запись в дореволюционных документах вам ничего не скажет об этнической принадлежности.  Но если ваших предков в РИ писали "башкирами" - то значит они имели землю, которую в основном сдавали в аренду татарам и русским. При этом этническое самосознание у них вполне могло тяготеть к Казани, а не к Уфе. А могло и не тяготеть. В любом случае, когда после революции граница между республиками была проведена (и совсем не так, как проходила граница между Казанской и Уфимской губерниями) - всех тюркоязычных мусульман, оказавшихся слева писали "татарами", а оказавшихся справа - "башкирами". Правда, почти сразу же, когда начались стройки социализма, всё опять перемешалось, в основном из-за массовой миграции татар в Башкирию и на Урал (и теперь говорят в Уфе татар больше, чем башкир), но первая этническая идентификация, хоть и почти насильственная, оказалась живучей, и уфимские татары уже несколько поколений её хранят и отказываются обашкириваться.     

Так что ничего странного и более того - ничего существенного нет в том, что ваши предки писались то башкирами, то татарами. Никакого "влияния" или "ассимиляции", одни условности.  

Аватар пользователя georn

Юрий, благодарю за проявленный интерес - вы в курсе этнических проблем в Татарстане и Башкирии, от которых я всеми силами стараюсь дистанцироваться. Возможно, не всегда получается, главное для меня - человек. Буду рад вашим критическим замечаниям в будущем. Георгий

Аватар пользователя Shulmin

После восстания Пугачева, которое активно поддержали башкиры во главе с Салаватом Юлаевым, их фактически лишили права на землю. На бумаге продолжали писать "башкиры-тарханы" и формально никто у них ничего не забирал, но в реальности на сделки с земельной недвижимостью был введен запрет, а на владения башкир стали заселять отставных солдат, татар разных сословий, мордву, чувашей. 

 Я немного в курсе темы, поскольку в процессе изучения родных мест матери (север Оренбургской области) нашел в питерском РГИА дело, жалобу башкир-тарханов в Сенат на захват их земель русскими и прочими крестьянами. 

К вашему достаточно емкому и информативному комментарию хочу еще добавить, что особенностью башкирского сословия было собственное административно-территориальное деление на кантоны и юрты, и организация башкир имеет черты казачества. В ревизских сказках у башкир встречаются хорунжие и есаулы, были походные муллы (имамы); так что до какого-то времени башкиры тоже были служилым сословием. 

Аватар пользователя georn

Максим, благодарю за проявленный интерес к данной теме.

Аватар пользователя skygrad

Затронуты сложные вопросы, наука оперирует понятием этнос, а не народ или национальность.

Этнос (от греч. ἔθνος — «народ») — это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, объединенная рядом общих признаков, отличающих ее от других подобных групп. Проще говоря, это группа людей, которых можно назвать одним народом. 

К основным признакам этноса относятся: 

  • Общая территория длительного совместного проживания.
  • Общий язык (хотя бывают исключения, когда разные этносы говорят на одном языке).
  • Общая культура и традиции (обычаи, обряды, нормы поведения, искусство и т.д.).
  • Общая история.
  • Этническое самосознание — осознание людьми своей принадлежности к данной общности и наличие общего самоназвания (эндоэтнонима). 
  • Этнос отличается от нации тем, что нация, помимо этих признаков, также основывается на политических и экономических связях и наличии собственного государства или стремлении к его созданию. Этнос же может существовать и без этих политических структур.

  • Имя татары первоначально носила одно из крупнейших монгольских племен, были подчинены монголами Чингисхана и составили основу их воинства в качестве легко вооруженной татарской конницы. Сами монголы составляли гвардию и ночную стражу (тайную полицию). В какой-то момент татары восстали и были перебиты все мужчины. Войско татарское стало пополняться иными степняками, но название сохранилось прежнее. Позже в него набирали добровольно-принудительно и русских. Татары составили большинство населения и войска Орды. В городах они не жили, там формировался особый тип ордынцев - смешение среднеазиатских мусульман и булгар, что вызвало переход к данной религии при хане Узбеке.  С ослаблением Орды, степные татары расселялись на север в пограничье с русскими княжествами, а отчасти и внутри их, постепенно переходя к оседлости и смешиваясь с финно-уграми и другими народами. При этом, бывшая Волжская Булгария стала Казанским ханством - новым татарским государством. Жившие там булгары, предки удмуртов, башкир, чуваш и мари втягивались в становление нового татаро-казанского этноса. Однако, процесс этот не успел завершиться, Казань пала в ходе войн с Москвой. В результате перемены власти возникли сложности самоидентификации.

  • Для примера замечу, если бы СССР просуществовал 300 лет, то все его граждане смешались в один Советско-русский народ с одной Коммунистической религией. Процесс в таком направлении шел, но был прерван с распадом государства. 

Аватар пользователя georn

Евгений, благодарю за проявленный интерес и дополнительную информацию. Всё  правильно, но я не согласен с тем, что татары были одним из монгольских племён, всё указывает на их тюркское происхождение. Правда, имела место монголизация тюркских народов, лично я считаю, что буряты иркутской области это омонголившиеся тюрки. Те, кто не хотел подчиниться монголам вынуждены были мигрировать из Прибайкалья, например якуты.

Аватар пользователя skygrad

Вот ответ ИИ на вопрос о начальных татарах:

Ключевые различия и взаимоотношения

  • Разные народы: Первоначально татары были тюркоязычным народом (или группой племен), а монголы — монголоязычным.
  • Исторические соседи и соперники: До возвышения Чингисхана племена, которые впоследствии стали называть монголами, и татарские племена вели между собой постоянные войны и соперничали за доминирование в степи.
  • Завоевание татар: Чингисхан (Темучин) в начале XIII века разгромил татарские племена и включил их в состав своей формирующейся империи. Многие татары были уничтожены или ассимилированы монголами.
  • Общее название: Название «татары» закрепилось за всем огромным войском Чингисхана, которое пришло на Русь и в Европу, потому что это имя было уже известно в Европе и воспринималось как синоним кочевников из Центральной Азии.
  • Современные татары: Современные татары, живущие в Поволжье и других регионах, в основном являются потомками тюркских народов (например, волжских булгар, половцев), которые были завоеваны монголами и переняли их название. 

Таким образом, татары были отдельным народом, который стал частью монгольской империи и дал свое название всему завоевательному движению в западных источниках.

Конец цитат.

В своем комменте я наверно выразился не вполне ясно, когда имел в виду территорию современной Монголии, на части которой жили татары. В таком понимании они были одним из монгольских племен. В остальном ИИ подтвердил мои мысли.

 

 

Аватар пользователя georn

Спасибо, Евгений, этногенез татар весьма сложный процесс, большую роль в нём сыграли, в частности, угро-финны. Это видно, например, по моей  мужской гаплогруппе N1a1, это и гаплогруппа моего отца, который считается "чистым татарином".

Аватар пользователя Мокеров Сергей

Охренеть, здесь серьёзные ребята собрались или учни спецшколы для особенных. Какой ИИ!!! какая ассимиляция народов Поволжья "монголами", хватит уже сказки бабушки Кати№2 транслировать...Генетика давно уже всё на 95% подтвердила...нет следов монголов тут, разве что все они были исключительно кастратами и потомства не оставили...

Аватар пользователя skygrad

В Советское время в Поволжье проводили раскопки могильников времен Орды, были обнаружены статусные захоронения с характерными монголоидными черепами. Современные татары имеют от 2 до 10 % чисто монгольских генов, немного, но примерно столько и пришло монголов в Вост. Европу. 

Имеется в виду ассимиляция первоначальных татар - соседей монголов, в большой части уничтоженных ими, оставили женщин и малых детей. К Поволжью это не относиться. 

Аватар пользователя skygrad

grekov_bd_iakubovskii_aiu_zolotaia_orda_i_eio_padenie.rar — Яндекс Диск

Греков Б. Д.Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. — М.Л. : Издательство АН СССР, 1950.

Советую ознакомиться с этим трудом, начинал когда-то с него)).