Ваше обращение 295920900 по теме Культура от 4 сентября 2025 г. рассмотрено.
Уважаемый Евгений Аркадьевич! Ещё раз благодарим Вас за обращение и углубленный интерес к краеведению. Вместе с тем Ваши выводы не находят подтверждение в историографии региона, в том числе включая работы специалистов по истории древней Вятки современного периода (труды Л. Д. Макарова, В. В. Низова, А. Л. Мусихина и других). Убедительно просим с уважением относиться к мнению профессионального сообщества...
А я ведь как раз труды Л.Д. Макарова и приводил в пример. О том самом Кокшарове, который якобы Котельнич в "Повести о стране Вятской". Раскопки на Ковровском и Шабалинском городищах проводились им в 1979, 1981 гг., и найденные артефакты не подтверждают наличие там марийского присутствия:
В Энциклопедии Земли Вятской эти сведения опубликованы (ЭЗВ, т. 4, с.76 – 91. Исторические очерки. Л.Д. Макаров. Русские переселенцы на берегах Вятки). Полностью статью приводить не буду. Лишь фрагмент о Кокшарове-Котельниче.
«Но вернёмся вновь к тексту «Повести о стране Вятской». Она сообщает, что, «узнав об успешной акции первого отряда, оставшиеся в городе на Каме новгородцы также решили попытать счастья на Вятке. Они «внидоша во устие Вятки реки и идоша по ней вверх до Черемишских жилищ и дошедше до Кокшарова городка обладаема Черемисою (…) и начаша ко граду приступати, и (…) той Кокшаров гряд взяша и обладаша, и те Новгородцы распространишася и начаша жити по всей Вятской стране и посылаху от себя для ведения вверх по Вятке реке места усматривающе».
Обычно под Кокшаровом историки и краеведы усматривают будущий Котельнич, тем более, что ниже «Повесть» прямо указывает, что Кокшаров «(…) ныне же нарицается Котельнич». Однако, имеется ряд неувязок, противоречащих этой традиции. Во-первых, в окрестностях Котельнича полностью отсутствуют топонимы, созвучные названию захваченного марийского городка, зато таковые имеются к западу и югу от р. Пижмы: притоки р. Ветлуги – Малая и Большая Какша, притоки Волги – Большая и Малая Кокшага, приток р. Лаж, впадающий в р. Немду, - Кокша. Во-вторых, северная граница расселения черемисов (марийцев) в X-XIII вв. едва ли доходила до Пижмы и верховий Ветлуги, что делает невозможным связывать с их племенами городок к северу от Пижмы.
В-третьих, археологические раскопки на Котельничском городище принесли лишь единичные финно-угорские находки при абсолютном отсутствии лепной посуды. Последняя обнаружена на Ковровском городище вместе с вещами VIII-XII вв., однако имеет прикамский (т.е. древнеудмуртский, в данном случае) облик. Бронзовые же вещи, найденные на Скорняковском городище, оставлены населением более раннего, худяковского, времени. Таким образом, древнемарийское присутствие в Котельниче и его окрестностях остаётся недоказанным.
Представляется, что составитель «Повести», создавший окончательный её вариант где-то на рубеже XVII-XVIII вв., свёл воедино два разновременных события. Одно из них – захват известного нам городка Кокшарова, под которым здесь мы видим пока Пижемское городище близ Кукарки (Советска). Здесь вместе с финно-угорскими находками рубежа I-II тыс. н. э. археологами найдены и немногочисленные славянские вещи, среди которых особенно важны наконечники боевых стрел, а также ножи, фрагменты русских горшков и некоторые другие предметы. Любопытно, что, по сведениям кукарского археолога А.С.Лебедева, у местных жителей существовало предание о расположении на городище культового места черемисов-язычников и о русско-черемисских битвах. Вниз по течению р. Вятки и в среднем течении Пижмы в последние годы выявлены древнерусские памятники XII - начала XV в., что позволяет говорить о существовании в этом районе Вятского края русского населения, возможно, объединённого в особую (назовём её Пижемской) волость. Центром её и стал, вероятно, летописный Кокшаров, а значит, и Пижемское городище». Конец цитаты.
Найденные же артефакты на Ковровском городище, в частности, печать-матрица с зеркальной надписью "Печать Григориева" и свинцовые вислые печати показывают здесь наличие административного центра, однако, никто из историков этим как-то не заинтересовался. "Ваши выводы не находят подтверждения в историографии региона", - написано в ответе из Герценки. Потому и не находят, что историография региона писана на "Повести о стране Вятской" (предвижу уточнения, что мол не только на "Повести", но и на других источниках). Кто из предложенных специалистов работал по Котельничской волости? Алексей Леонидович Мусихин? Так его "Вятка - символы и смыслы" предполагает историографию по А.В. Эммаусскому, общепринятую "профессиональным историческим сообществом". К мнению профессионалов надо относится с уважением. Спрашивал я и мнение профессионалов: А Машковцева, В.А. Бердинских. Андрей Машковцев ответил:

Речь шла о праздновании 650-летия города Кирова и о том, что предположение А.В. Эммаусского, что Хлынов и есть Вятка, опровергается таким источником как Книга Большому Чертежу, где есть и городок Хлынов на его законном месте, и "городы Вятка", что "по Котельнич сверху", то есть, в пределах одной масштабной единицы карты 10-вёрстки. А это и есть Ковровское и Шабалинское городища. (расстояние между городами по Вятке отмечено в десятках вёрст). Текст такой: "От Слободы Л верстъ городокъ Хлыновъ. А ниж Хлынова N верстъ городъ Орловец. А ниж Орловца Л верстъ на Вятке городъ Котелничь... А по Вятке реке по Котелничь сверху городы Вятка.
У Алексея Леонидовича Мусихина такая интерпретация. Он считает, что городы Вятка ошибочно написаны. Надо писать или толковать это выражение: "А по Вятке реке по Котельнич сверху города (Котельнича) Вятка (Вятская земля)", тогда как выражение "...вытекла река Вятка отъ верху реки Камы и потекла под Вятцкие городы" его устраивает. Он пишет: "Чтобы как можно точнее восстановить первоначальный текст письменного памятника (протографа), необходимо выявить максимально возможное число его списков, проанализировать, классифицировать их по редакциям и только после этого по возможности реконструировать текст. И привёл 8 вариантов списков Книги Большому Чертежу. Это что получается? Надо взять нечто среднеарифметическое: сколько раз в списках написано "городы, сколько раз - города или город? А не проще ли не рассматривал типографские копии? Они же явно не являются протографами. Или копии с ошибочным написанием городов - явно не относящиеся к оригиналу. А ещё написанные реформированной в 1708 г. кириллицей. Алексей Леонидович любит "накидать" пару-тройку вариантов с теми же топографическими картами. Неужели иностранцы лучше знали местность и точнее отметили вятские города? Он пишет, что не было никакой Вятки (почему-то, в 17-м, в 18-м веках, а не ранее) кроме Вятки-Хлынова (а сам же выставляет карты, где есть и Вятка, и Хлынов). Так это никто не оспаривает. Древняя Вятка в устье Моломы была ранее. В КБЧ отмечены не только жилые города, но и городища, важные в археологическом плане. Это написано в аннотации к КБЧ 1699 г. "В мезенцевских «росписях полю» отражены, помимо всего прочего, важные историко-археологические данные по юго-востоку Руси эпохи позднего средневековья и начала Нового времени (местоположение городищ, курганов, засек, военно-торговых путей и т. д.)". Важные историко-археологические данные - местоположение городищ Ковровского и Шабалинского - и относится к этой категории. А ещё наличие здесь "военно-торгового пути" - водно-волокового пути от Булгара по Волге, Каме, Вятке, Моломе с волоком по р. Кае в р. Юг и далее по Северной Двине или Вычегде на Север.
"Ну как, кировчане, отпраздновали юбилей? - писал А.Л. Мусихин в блоге. - А задумывался ли кто из вас что вы на самом деле праздновали? А праздновали вы 650-летие со дня разграбления новгородскими ушкуйниками Вятской земли! Ни больше, ни меньше. Основание города в 1374 году - плод теоретизирования историка А.В. Эммаусского. Об эволюции его взглядов на этот вопрос я опубликовал статью в 2005 г. Отрицание даты 1181 год, записанных в целом ряде местных летописных источников (не менее 5 произведений), было выполнено историками без учёта внешней критики этих источников, без их всестороннего текстологического анализа. Об этом в 2014 году была опубликована ещё одна моя статья к 640-летию Кирова. И, наконец, придуманная В.В. Низовым дата основания города 22 сентября фактически из ничего, критикуется мной в нынешней статье." А.Л. Мусихин сообщает также о касабе Афаткун в египетской энциклопедии 1340-х годов "Масалик аль-абсар...", что означает "маленький город", а за топонимом Афаткун скрывается город Вятка.
Так, какая Вятка скрывается за топонимом Афаткун? Источник сведений об Афаткуне, странствующий купец Бадр ад-Дин Хасан ар-Руми сам побывал в этом городе и делал там топографические измерения. Его данные таковы: 20 дней пути пешком от Булгара на север и длительность самой короткой ночи 3,5 часа соответствуют ок. 58 град. с. ш., и это местоположение соответствует району Котельнича или устья Моломы. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, каким путём мог идти Бадр ад-Дин. От Булгара на Казань, где легко мог переправиться через Волгу, а далее без проблем по правобережью Вятки до устья Моломы. Крупных рек по пути не было. Идти напрямую на Вятку-Хлынов по неизведанному пути с переправой где-то через Каму было нереально. Да и логика подсказывает, что странствующий купец не просто путешествовал, а разведывал путь до касабы Афаткун с торговой целью. Хлынов не мог быть такой целью, даже, если бы тогда существовал, поскольку был в стороне от торговых путей. Опять же, если Хлынов не знал о существовании Волжской Булгарии, откуда было Волжской Булгарии знать о какой-то Вятке-Хлынове, не упомянутой в булгарской хронике, и направлять туда странствующего купца? Вот такая получается историография "восточного" полушария вятского глобуса. А "западное" полушарие кто будет освещать?
О рекомендованных мне специалистах по истории древней Вятки я упомянул. Только они противоречат друг другу в описании этой истории, хотя являются приверженцами "Повести о стране Вятской". "Повесть", конечно, громко сказано. Повесть и совесть - однокоренные слова с корнем "весть" - правда, истина. Повесть - произведение, написанное на достоверных фактах - "по правде", совесть, значит, с вестью, с правдой. Алексей Леонидович недавно сделал для себя открытие - нашёл документ, подтверждающий, что погост в Никулицыно находится на территории болванского городка, взятого новгородцами у вотяков в 1181 году. Очевидно, автор (дьячок Попов), собиравший для архиепископа Ионы сведения о церквях и крестных ходах, (в сане могу ошибаться) пользовался именно этим документом. Правда, публикатор повести (вероятно, Н.П. Рычков) добавил для пущей важности явно надуманные сведения, что новгородцы перед взятием болванского городка молились страстотерпцам Борису и Глебу, чтобы они помогли взять городок как помогли Александру Невскому в его битве со шведами. Александр Невский в 1181 году ещё не родился. Таких эпизодов в "Повести" предостаточно. Это и рассказ о неверных жёнах, бежавших со своими холопами, когда их мужья после долгого похода возвратились с войны. А.И. Вештомов в "Истории вятчан" (1807-1808 гг.) считает побег новгородцев на Вятку следствием междоусобных войн между князьями. Но поселение их в городке близ устья Камы на территории Волжской Булгарии нереальным. Кто бы их туда пустил? Однако, дата 1181 год фигурирует и в булгарской хронике "Джагфар тарихы".
"В 1181 году, однако, взгляд неистового кана на время оторвался от Саклана. В тот год обнаглевшие галиджийцы (новгородцы), притворившись балынскими (суздальскими) рыбаками, проследовали мимо беспомощного Учеля (Казани) и спящего Болгара в Нукрат-Идель и разграбили замок кана Ибрагима "Аламир Султан". От замка уцелела лишь башня Алабуга. Сын Акбалыка Масгут, поставленный тарханом Тамты, погнался за разбойниками и уничтожил их всех у города отца Каргатун на Чулмане (Каме). А уничтожил ли? Может быть, только отчитался. Если новгородские ушкуйники пошли в верховья Камы, свернули в правый её приток (р. Иж), поднялись по нему и перенесли ушкуи в верховья Чепцы, они могли, спустившись до Вятки, захватить болванский городок и там поселиться. Кто-кто, а ушкуйники прекрасно знали речные пути. Другое дело, бежавшие из новгорода жители. Как они добрались до устья Камы, нашли без проводника путь в верховья Чепцы, где добыли плавсредства, чтобы спуститься из верховьев до устья, были ли вооружены, чтобы взять болванский городок? К тому же переселенцы должны были нести с собой (а, если ещё с семьями) орудия труда, какой-то скарб, продовольствие? "Повесть" подробности не описывает.
После погрома замка "Аламир-Султан" (Елабужское городище, в КБЧ - Чортов город) булгары зимой следующего года совершили ответные набеги, "выжгли окрестности города Кана (Мурома), Кул-Асмы (Клязьмы), ещё через год - Раджиль (Радилов)". Сып-Булат (сын Юрия Долгорукого Всеволод Большое Гнездо) уговорил уруских беков (князей) помочь ему и летом вторгся в Державу".
Оставим пока развитие событий в "восточном полушарии вятского глобуса" - что происходило там до 1374 года, из "Повести" неясно. Осветим кратко "западное полушарие" - устье реки Моломы.
В 1150 году сын Джурги Хан-Тюряй (сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский) осмелился отказаться от джирской дани (дань платили булгарам за отнятые у них ростовские земли, Джир - Ростов). Одновременно галиджийцы стали тревожить своими набегами области Бийсу: Нукрат (Вятку)... и даже окрестности острога Туймас-Артан на реке Бий-су (Печоре), куда заходили из Чулманского (Баренцева) моря садумские (скандинавские) корабли и съезжались для торговли охотники, рыбаки и пастухи племён Туная (севера) - тунайцы... Встревоженный поведением ульчийцев (славян) Колын вызвал Курная и сказал ему: "Я помог тебе и твоим людям в трудное время ради благополучия Державы. Теперь приспело время вам расплатиться со мной и совершить большой поход на Тунай... Зимой 1150 года они выступили вдвоём во главе курсыбая (постоянного войска хана) и ак-чирмышей (наёмного ополчения) на Тунай, где заложили новый центр Бийсу (Вису) - город Колын возле балика Нукрат на Нукрат-су (возле городка Вятки на Вятке-реке), разгромили несколько острогов галиджийцев (новгородцев) на реке Тун (Северной Двине) и, в завершение, осадили Ар-Аслан и ушли из него, получив по шкурке белки с каждого двора."
Колын - новый центр Бийсу, а старый назывался Гусман-Катау и находился на реке Джук (Юг) в районе Кичменгского городка в опасной близости от земель русских князей, но вдалеке от Булгарии. Раньше торговый путь на Север проходил по Вятке. От неё сухопутно до Гусман-Катау, далее по р. Юг, Северной Двине, Вычегде, Ижме в Печору и Баренцево море, куда "заходили садумские корабли". Со строительством крепости Колына логистика Нукратского торгового пути изменилась, миновав сухопутный отрезок, сразу из Вятки в Молому с волоком по р. Кае в приток р. Юг и далее по прежнему пути. Изменился и статус древней Нукрат-Вятки. Здесь появился таможенный пункт и перевалочная база товаров с малых судов Севера (типа ушкуев) на большие суда крупных рек. По северным рекам с переволоками крупным судам было не пройти.
1150 год - первое упоминание города Нукрата-Вятки. Ныне ему исполнилось бы 875 лет. Вот чей юбилей следовало отмечать. (продолжение следует).
В целом, можно описать одной фразой - на колу мочало, начинаем все сначала.. Наверное поэтому нет никакой реакции, ни от сторонников ни от противников.
Алексей Леонидович недавно сделал для себя открытие - нашёл документ, подтверждающий, что погост в Никулицыно находится на территории болванского городка (с)
Разве ж он только для себя это открыл? Зачем принижать, с моей т.з. это Событие, найден документ доселе неизвестный, не каждый год, скорее даже не каждое десятилетие такое случается. Это не чушь из ДТ, сто раз повторенная.
Евгений Аркадьевич, я полностью поддерживаю ваше стремление к выяснению роли в истории средневековой Вятки городов в устье Моломы, писал на эту тему уже много раз течение 20 лет. Однако, некоторые ваши аргументы не представляются мне основательными. Их всего два.
1. Прежде я разделял мнение С. Ухова в трактовке сообщения КБЧ "а по Котельнич сверху город Вятка", в котором он видел упоминание города Вятка в устье Моломы. Но после знакомства с оригиналами рукописи КБЧ, трактовка А.Л. Мусихина кажется более логичной: под "городы Вятка" понимаются перечисленные до того Вятские города Шестаков, Слободской, Хлынов и Орлов. Более интересным мне кажется наименование "городок Хлынов". Городками в ту пору звали небольшие крепости без посада, то есть военно-административные центры. Таковым был ранний Хлынов в середине 16 века, время создания первого варианта Чертежа.
2. Отождествление "Афаткуна" с неким Вятским городом, ныне кажется мне совершенно не убедительным. На средней Вятке в районах известных городищ 13-14 веков нет мусульманских могильников. Таковой с надгробием 1326 г. (что соответствует времени составления цитируемой египетской энциклопедии) есть на Чепце возле Глазова. Городища Чепецкой АК запустели в середине 13 века, население разошлось кто-куда в силу изменившейся политическо-экономической ситуации в нижнем Прикамье. Но главное из них, городище Иднакар, по археологии в 14 веке еще было заселено, видимо, бежавшими от монголов булгарами. Сюда и ходил арабский путешественник, путь которого шел мимо упомянутой им Елабужской башни, где была переправа через Каму.
После появления работ историков об отождествлении Чепецкой АК с третьей Русью - Артанией, упоминаемой в сообщениях арабов 10 -12 веков, топоним "Афаткун", с учетом вариантов перевода, более похож на Артан, а не на Вятку. Куда девалось начальное А!?
Евгений Анатольевич! По первому вопросу могу сказать следующее. Книга Большому Чертежу 1699 г. написана красивым профессиональным почерком. Это книжный памятник Национальной Электронной Библиотеки (НЭБ, Архангельск)), копия сделана со списка, хранящегося в библиотеке Академии Наук под № 418 (насколько я помню). Основной текст более раннего происхождения. Датировка 1699 г. по дополнительному тексту, выполненному другим почерком с добавлением информации по вновь открытым новгородским епархиям. Если обратили внимание, текст написан на дореформенной кириллице (до 1708 г.)., где число 50 писалось буквой "наш" - латинской N, а не "ижа" - Н, означавшей число 8. В одной из копий перевода А.М. "А протоку реки Вятки от Котельнича" написано не 550 верст, а 508. В других он поправился и написал 550, хотя в тексте "Ниже Хлынова 50 верст ... стоит буква Н, очевидно, уже послереформенная. То есть, список сделан после реформы кириллицы 1708 г. (гражданский алфавит). Только в 2-х списках "А по Вятке реке по Котелничь "городы Вятка", аналогично, ...и потекла под Вятские городы", то есть, во множественном числе. Если в начале уже было указано, что "Река Вятка пала в реку Каму с правой стороны, а вытекла река Вятка от верху Каму и потекла под вятские городы", зачем же после перечня этих городов с указанием расстояний между ними писать ещё то же самое, только в обратном направлении: "А по Вятке реке по Котелничь сверху городы Вятка", если иметь ввиду, что в начале уже было писано? Фраза "сверху городы Вятка" во множественном числе и показывает два города выше Котельнича в пределах одной масштабной единицы в 10 вёрст. Как иначе до них расстояние определить? Это как раз Ковровское и Шабалинское городища, которые отражены как "важные историко-археологические данные по юго-востоку Руси эпохи позднего средневековья и начала Нового времени". К тому же, здесь проходил "военно-торговый путь", также важный с точки зрения историко-археологических данных. Что и отмечено в аннотации к КБЧ 1699 г. Нельзя не обратить внимание и на город Котельнич, до которого указано расстояние как от верховьев Вятки, так и от устья Вятки. То есть, не городок Хлынов - "пуп земли", а город Котельнич, стоящий на стратегически важном месте. По моему здесь всё логично. Захотел бы Афанасий Иванович Мезенцев написать, что это Вятская земля, так бы и написал. Он же не с чужой карты список делал, а с "Чертежа полю", который сам и составлял в картографическом отделе Разрядного Приказа в Москве в 1627 году по указу царя.
По второму вопросу, мне кажется, тоже вопросов быть не должно. Само название касаба Афаткун - городок Вяткин и называется так потому, что находится он на Вятке. Это не значит, что в нём жили булгары-мусульмане. Зачем бы им уезжать из Болгара на край света? В лучшем случае, здесь располагались купцы и служивые люди, тот же Садык и его окружение. В Колыне стоял гарнизон наёмных солдат. Тархан Колына Мер-Чура ведь не был мусульманином до 1183 года, как и нукратцы, включая удмуртов. Это после освобождения их из плена Мер-Чура и (не обязательно все) нукратцы приняли ислам. А с приходом монголов (через 40 с небольшим лет) в Вятке уже было пришлое русское население. Может быть, те же устюжане и даже вятичи. Колын Селим родился на землях вятичей. Там и возмужал. Ушёл на службу в Державу после того, как Юрий Долгорукий и суздальцы эти земли захватили. С суздальцами, сыновьями Юрия Долгорукого, в разное время и в союзниках был, и воевал.
Насчёт того, куда делось первое "А" в Афаткуне, лучше бы у лингвистов спросить. Это же их перевод (В.В. Напольского). Если посмотреть на перевод имён русских князей, можно заметить такую особенность: в словах учитываются по созвучию чаще согласные буквы: Кинзяслап - кИнЗЯСЛА(п=В); Джурга - дж - это ю = ЮуРК(г)А = Юрка; Сып-Булат - СВ(б)ЛД(т) = вСеВоЛоД(т). Гласных в арабском языке, кажись, только 3 буквы и те ставятся произвольно: где-то Буляр, где-то Биляр. В слове батыши заменить "б" на мягкую "в" и получится что-то типа вятыши или вятичи. Вот и кан Колын, по-русски, читалось бы как хан Холын, а город, соответственно, звучал бы как Холынов город. В 1374 году новгородские ушкуйники пограбили Вятку в устье Моломы (не своих же сородичей-новгородцев в якобы Вятке-Хлынове?) В 1391 году на Вятку напал золотоордынский Бектут царевич. В 1418 году в устье Моломы была битва Анфала Никитина с Михаилом Россохиным уже за власть на Вятской земле. Логично было бы перенести административный центр из Колына (здесь найдены "Печать Григориева" и свинцовые вислые печати) в более безопасное место. Об этом и сообщает "Повесть о стране Вятской": "котельничане (на деле, вятчане) и никулицынцы договорились и построили новый крепкий город, назвали его Хлынов. Странное, вроде, название. На деле - закономерное: имя бывшего административного центра Холынова перенесли на новый административный центр, назвали Холынов или Хлынов. Тамга-печать Мер-Чуры (и Нукратской губернии) с изображением лука и стрелы Хлынову досталась по наследству.
Справка от ИИ:
Историк Смокотина В. С. выдвинула версию о локализации Артании (одного из трех центров русов, упоминаемых восточными авторами X века) в Прикамье, отождествляя ее с Чепецкой археологической культурой (АК).
Эта гипотеза предполагает, что центр Артании, город Арса (Уртаб), мог находиться в Нижнем Прикамье, например, на Солдырском городище (более известном как Иднакар). Версия Смокотиной считается одной из наиболее обоснованных и подкрепляется работами других исследователей, в частности, докторской диссертацией Л. Д. Макарова.
Таким образом, ключевой тезис заключается в том, что Артания, которую часто связывают с Русским Севером или другими регионами, по мнению Смокотиной и ряда поддержавших её историков, располагалась именно на территории, занимаемой племенами Чепецкой культуры 9-13 веков. Конец цитаты.
Добавлю, на карте Идриси 12 века к северу от Булгара в европейском варианте карты 1929г. нанесен город ARTAN.
Солдырь на 80 км севернее Афаткуна, следовательно это не он.
В нашем деле 80км значения не имеют!)) Расчеты очень приблизительны и у арабов и у вас. В частности, что считать "продолжительностью ночи"? Время между закатом и рассветом или время темноты? - сразу после заката Солнца за горизонт, еще какое-то время сохраняется заметная освещенность (заря), причем, в северных широтах этот период дольше, чем на юге. С учетом этого, Афкун севернее.
У арабов все точно как в аптеке, они были знакомы с Альмагестом Птоломея и известны как звездочеты древнего мира. Конечно, приложив фантазию, можно заслать Афаткун куда сердцу милее, но точный расчет дает более южное положение Афаткуна. Читайте статью А.Л. Мусихина, это прекрасная статья. Я прикинул тоже, у меня получилось даже несколько более южное положение, чем описано в статье, такую погрешность можно принять. Но не в 80 км.
А я, между прочим, в молодости учился на факультете Астрономогеодезия в МИИГАиК!)) Кое-что еще помню.
Евгений Анатольевич! Я ведь ничего не имею против Артании, одного из трёх центров русов (или урусов, по-булгарски). Я пытаюсь убедить вас (не Вас лично, а вятское историческое сообщество), что городок Нукрат-Вятка, или Афаткун-Вятка, изначально не был русским городом. Стоящий на отшибе Волжской Булгарии, в глуши, вероятно, он мало кого интересовал до поры до времени. Да, была здесь когда-то у булгар дорожная станция БоТуК (Б-Т-К = В-Т-К = ВоТяК или ВяТКа), с которой из устья Моломы начинался сухопутный участок торгового (или военно-торгового) пути в Гусман-Катау, центр Бийсу. Роль таких центров ты знаешь: собирать дань с провинции и получать указания из центра: «… в конце концов Насыр предоставил беку право назначать своих послов-наместников в северных болгарских провинциях Бийсу, Ура и Байгул для надзора за благонадёжностью тамошних улугбеков-тарханов и сбором дани. По приказу Нуретдина были построены главные крепости провинции Канкура и Каргадан (на Каме), бывший центром Ура, куда съезжались северные бии для получения назначений, отчёта и передачи «подарочной дани». А бии с Мосхи (Сухоны) и Унджи (Унжи) съезжались в Гусман-Катау на реке Джук-су (Юге-реке)».
Когда Гусман-Катау при освоении новгородцами северных территорий оказался в опасной близости от урусов, кан Колын и заложил в 1150 году новый центр Бийсу в устье Моломы возле балика Нукрат на Нукрат-су. С тех пор уже Колын и Нукрат выполняли на торговом пути функции Гусман-Катау. Потому персы и египтяне заинтересовались неким городком касаба Афаткун (Нукрат-Вятка или Вяткин). Это же вполне логично. До публикации в 1993 году "Джагфар тарихы" историки и понятия не имели о Волжской Булгарии. И до сих пор оставались бы в неведении, если бы Ф. Нурутдинов не опубликовал переводы своего дяди Ибрагима Мохаммед-Каримовича Нигматуллина (1916-1941). Заметьте, переводчику было всего 25 лет, когда в первые дни войны он погиб на границе. "ДТ" не без участия "открытого общества" Сороса заклеймили фальсификатом. Причина известная - нет оригинала-первоисточника. Но, если в 1939 г. НКВД уничтожала арабоязычные тексты (сами-то прочитать не могли, а вдруг там крамола или шпионские сведения), спасибо переводчику, что хотя бы часть информации сохранилась в виде ИЗЛОЖЕНИЯ, а не академического труда явно талантливого человека. И цель была не в научных исследованиях, а в сохранении памяти о своих предках (отдельные части написаны от первого лица его пращура). Кто мог сфальсифицировать тексты свода ДТ? Бахши Иман, секретарь канцелярии сеида Джагфара, вождя булгарского освободительного движения, составивший этот свод в 1680 году? (В своде порядка 500 топографических и этнических названий, родословные десятка (-ов) исторических персон, хронология событий, которую можно проверить и другими источниками). 25-летний И.М-К. Нигматуллин, погибший в первые дни войны или его племянник? С какой целью? Особенно, если это касается сведений о древней Вятке. Абсурд.
Прочитал статью В.В. Низова "Хлынов - рождение города". 1999 г. Там одних ссылок на источники - 94! Большой труд, но... напрасный. Всё та же "Повесть о стране Вятской", тот же поход новгородских ушкуйников, то ли в 1374 году, то ли в 1375 году, в разных вариантах и с разными маршрутами движения, сравнение разных летописей и... торчат всё те же "уши" вездесущего Н.П. Рычкова. Из нового - установление точной даты (!) рождения города Хлынова. Однако, сколько ни перебирай одно и то же в разных вариантах, вятского летописания не обнаружено, что и следовало ожидать. Не была Вятская земля в сфере влияния русских летописцев, поскольку была частью Волжской Булгарии, окраинной, но важной со стратегической точки зрения, но, так сказать, "западным полушарием Вятского глобуса". А "восточное полушарие", до поры до времени, описывалось фантазиями авторов. Я и предлагаю заняться-таки изучением свода "Джагфар тарихы" в той его части, что касается Вятской земли.
Дата, 1181 год в "Повести", когда дружина новгородцев пришла на Вятку и захватила болванский городок чуди или отяков не могла быть случайным совпадением. Именно в этом году новгородские ушкуйники под видом суздальских рыбаков прошли мимо "беспомощного Учеля и спящего Болгара и разграбили замок кана Ибрагима "Аламир Султан". Не утверждаю, что эти ушкуйники, уходя от погони, свернули в один из Камских притоков и ушли по Чепце на Вятку, где могли захватить болванский городок и остаться на зимовку. Но и, согласно "Повести", считать, что беглые холопы с неверными жёнами этим путём пришли на Вятку и захватили болванский городок, тоже абсурдно. А.И. Вештомов тоже этому не верит и считает бегство новгородцев из города Н. результатом междоусобных войн русских князей, когда, что называется, "брат на брата пошёл", о чём есть свидетельства русских летописей. В Волжской Булгарии была та же картина, о чём я уже писал. Ахад Мосха скрывался от захватившего трон брата Адама в землях вятичей, построил там свою резиденцию (Мосха), а сын Ахада Селим, прозвищем Колын, будучи взрослым, ушёл на службу в Булгарию, когда Юрий Долгорукий захватил эти земли вятичей. Свою версию выдвигает Александр Балыбердин: новгородцы попали на Вятку в поисках свободных земель и облюбовали место на той же широте, что и Новгород - ок 58 град. с. ш. Пришлось, таки, отяков со своего места в болванском городке выгнать.
После ограбления замка "Аламир Султан" булгары в отместку сожгли русские города, а великий князь Всеволод Большое Гнездо (Сып-Булат, по-булгарски), уговорив русских князей, напал в 1183 году на Булгарию и осадил столицу её город Буляр. В ней в тюрьме "Шайтан Бугаз" сидели более 300 нукратцев (вятчан) во главе с тарханом города Колына Мер-Чурой за бунт и нежелание платить удвоенную джирскую дань. В городе бунтовали и местные, свергли кана Габдулу Чельбира, поставили каном эмира Чалмати (кан - великий князь, эмир - воевода, по-русски). Во время осады бунтовщики выпустили из тюрьмы пленных для защиты города. После двухнедельной осады "на рассвете Мамиль поднялся на высокий минарет, чтобы призвать правоверных к утренней молитве, но, увидев, что урусы, измученные долгой и непрерывной осадой, спят крепким сном. Тогда булярцы вместо привычного призыва услышали от муллы призыв к нападению на вражеский лагерь. Чалмати, которого бунтовщики поставили каном, не мешкая, открыл Красные и Бычьи ворота и атаковал станы врагов. Ему удалось вырубить лагерь шамлынцев (смоленцев) и канцев (муромцев), но Кизяслап (князь Изяслав Глебович, не его ли отца Халиба-Глеба разбил на Сухоне-Мосхе Ахад, за что и получил прозвище Мосха) сумел поднять своих и ударить Чалмати в бок тяжёлым копьём. Эмир упал и вскоре скончался, а булярцы поспешно отступили за стены. Бросившийся за ними Кинзяслап также был сражён стрелой Мер-Чуры, и урусы были отбиты". Всеволод Юрьевич снял осаду и заключил мирный договор с Булгарией, может быть, потому, что потерял своего племянника Изяслава Глебовича. Мер-Чура и нукратцы были выпущены из тюрьмы и прощены Габдулой Чельбиром, восстановившим свой трон. А Мер-Чура за меткий выстрел и спасение столицы от разорения получил тамгу-печать с изображением лука и стрелы, которая потом стала печатью Нукратской и Бийсуйской губернии. Кан вернул ему и должность тархана Колына (и губернатора). Эта история отражена и в русских летописях, но в несколько ином ключе. Молодые князья сами без приказа ввязались в битву, когда увидели, что булярцы вышли за ворота города. А старшие князья в это время вели совет, как взять город. Но факт осады Буляра и гибель Изяслава Глебовича подтверждается, как и дата события. Нам же эта история ценна тем, что имеет важное совпадение: лук и стрела на тамге-печати и лук и стрела на "вятьцкой печати" на большом гербе Ивана Грозного - идентичные атрибуты. А другое совпадение - название городка Хлынова и города Колына-Холынова в устье Моломы - даёт разгадку в споре, откуда на гербе Хлынова-Вятки-Кирова такой герб. И даже рука из облака, натягивающая стрелу на луке, знак Божественного Провидения, не противоречит смыслу. Союзники Всеволода Юрьевича, половцы князя Аепы, его родственника, грабя окрестности города, порушили и христианскую церковь в Буляре. Гибель Изяслава Глебовича не наказание ли Божие за порушение христианской святыни?
В начале года вопрос подробно обсуждался в блоге Мусихина Афаткун: Вятка или Рождественское городище: историография вопроса | Родная Вятка. Специалист сделал резюме - АФТАКУН а не Афаткун! Дальнейшее уточнение привело к вероятной фонетике АРТАН, - название упоминается в арабских хрониках в качестве одного из центров Руси, как ближайший к Булгару, но малодоступный для мусульманских путешественников. По археологии это отдельная развитая Чепецкая АК 10-13 веков. По-видимому, Артания была разгромлена монголо-татарами вблизи переправы через Каму, о чем есть довольно подробное сообщение в хронике похода монголов на страну Пулар. Это было еще до вторжения в Булгарию. Верхушка артанцев бежала на север Норвегии, где получила разрешение на жительство (о чем есть сообщение под 1251 годом о "бежавших от татар биармов").
К началу 14 века на опустевшей Чепце поселились булгаро-татары (надгробие в Гордино 1323г., с этим связан интерес арабского путешественника к удаленному анклаву (хан Узбек ввел Ислам как государственную религию Орды).
На средней Вятке арабу было делать нечего, вятские разбойники в момент бы оторвали ему голову вместе с песочными часами)).
Алексей Леонидович сам заявлял, что Вятка как минимум на 30 лет старше, чем первое упоминание о ней в 1374 г., ссылаясь на ту же египетскую энциклопедию. К тому же А-Ф-Т-Кун без гласных. Букву "а" кто-то ставит перед "Т", а кто-то после "Т". Такие же специалисты-лингвисты. Производное Ф(В)-Т-К всё равно переводится как ВяТКа или Вяткин. Будь то Афаткун или Афтакун. Как-то разбирались с марийским Кокшаровым - Кокшаров или Кошкаров? В Тужинском районе есть деревня Кошканур, а в народе иногда говорят: "ходил в Кокшанур - "ш" и "к" меняют местами - кш или шк. Я не настаиваю на том, как будет переводиться Афаткун и как Афтакун, но из согласных букв Артан всё равно не получается. С КБЧ и без Афаткуна-Вятки можно обойтись. А трактовка А.Л. Мусихина в том, что "по Вятке реке по Котельнич сверху не "городы Вятка", а Вятская земля", то есть, те города, что были показаны ранее, то и писались бы "города ВяткИ" - Как может быть "по Котельнич сверху" Вятская земля? А сам Котельнич? Это не Вятская земля? А данный в 1551 году Каше Мартьянову Иваном Грозным по жалованной грамоте "луг ниже Котельнича" - не Вятская земля? А "луг среди Разбойничьяго бора вниз по реке Вятке до речки Кишкиля" Петра Яковлева Сухово, также полученный им по жалованной грамоте Ивана Грозного от 7062 (1553) г. октября 29, - это не Вятская земля? Алексей Леонидович просто не подумал, заявив это, или решил "потролить" автора. Про Артанский путь мне известно, как и про Нукратский путь. Но Нукратский путь не имел пеших отрезков, а шёл по рекам, а это удобнее, чем перегружать товары и везти их сухопутным транспортом. А в каком месте в рукописи странствующий купец упоминал о переправе через Каму возле Елабужской башни? Есть ли цитата?
Прочитал статью В.В. Напольного. В ней всё-таки касаба Афаткун, а не Афтакун. А Рождественское городище как и другие городища Родановского ареала доживали последние дни. С другой стороны выход на историческую арену Вятской земли происходит именно в начале XIV века, и появление упоминания о ней в источнике, отражающем новейшие данные именно этого времени, вполне естественно. Стоит отметить, что до Котельнича даже через Малмыж вдоль реки расстояние получается на 100 км ближе (порядка 500 км), чем до Кирова. А, если через Казань, - это, практически, по прямой линии, на Пижму и далее. Кстати, в своде русских летописей, в упоминании битвы вятчан в устье Моломы с казанскими татарами в 1542 г. А.А. Спицын сделал ссылку о том, что "черемисы ушли лесами на Пижму". Под "лесами" он предполагал яранский волок, то есть, дорогу с Котельнича на Яранск. Яранска тогда конечно не было, но дорога-то была давно натоптана.
Про Елабужское городище я понял, но в цитате нет упоминания о путешествии Бадр ад-Дина по этому маршруту. Это только Ваше предположение. Про Иднакар в статье В.В. Напольного не упоминается, а сведения о появлении на исторической арене Вятской земли вполне естественны. Само же название говорит об Афаткуне-Вятке, а Вятка, по КБЧ, была действительно в устье Моломы, то есть, возле Котельнича. Была центром Бийсу и Нукратской губернии. Зачем же ещё искать другую Вятку и не на реке Вятке, а на Чепце? Зачем наводить тень на плетень? Тем более, в Булгарии Нукрат-Вятка известна по многим событиям, об Иднакаре в ДТ слова нет. Евгений Анатольевич, ты же первый опубликовал сведения о Вятке в устье Моломы. И когда в русском источнике появляются доказательства достоверности ДТ, ты идёшь на попятную.
Работа Напольских про Вятку и Джулман немного устарела, появились новые идеи и факты (существование Иднакара в начале 14 века, отождествление Чепецкой АК с Артаном, более точный перевод топонима "Афкун" и др.) Замечу, что о Вятке в начале 14 века никаких сообщений НЕТ, как она могла выйти на арену!? Лишь в ДТ и Нариман Тарихы кое-что есть, но их не считают достойными доверия. Есть только появление русских городов по археологии, но небольших и не богатых. Рост их начался с середины 14 век.
Чепецкая АК особая, не Родановская.
Евгений Анатольевич! Понимаю, что булгарская хроника вятским историкам не указ, но она, таки, подтверждается и русскими источниками. Работа Напольских не могла устареть, поскольку связана с лингвистикой. В существовании Иднакара я не сомневаюсь, но по этой же лингвистике, в словах должны быть похожие буквы. А логика подсказывает, что Афаткун-Вяткин и должен быть на Вятке. О Вятке в начале XIV века нет никаких сообщений, но есть сообщения, что русские князья ходили воевать булгар ещё в XII веке. Что могут знать вятские историки о древнем Нукрате-Вятке, если булгарская хроника была опубликована только в 1993 году? К тому же на неё наложено табу в годы "правления" открытого общества Сороса? Но, ведь, информация ДТ сходится с русскими источниками. В конце концов, даже на иностранных картах существуют Вятка и Хлынов одновременно, как и в КБЧ. Давай выстраивать логистические цепочки и уже на них делать предположения.
Колын - булгарский город, центр Бийсуйской и Нукратской губерний, основанный на месте булгарского мензеля Ботук, возник, по данным Мусы ибн Халиля, в 866 году... Мензель - дорожная станция с постоялым двором. Что подсказывает логика? Уже в IX веке через устье Моломы была дорога, торговая ли, военная ли (обычно, и то, и другое). По сведениям хроники, Нукратский торговый путь от Нукрата-Вятки до Гусман-Катау изначально был сухопутным. Очевидно, должна была существовать и дорожная станция с постоялым двором. Не ночевать же при перегрузке товара под открытым небом? Ботук, в переводе на русский, учитывая, что булгарская "б" пишется как "в" (батыши - вятыши или вятичи), ботук (б-т-к = в-т-к) писалось бы как ВяТКа или ВоТяК. Поскольку Вятка произошла от вад - вотяка или наоборот вотяк от вад-ка (Вятки), дорожная станция, по-русски, называлась бы Вятка, очевидно, по названию реки. В 1150 году кан Колын заложил новый центр Бийсу (Вису) город Колын возле балика Нукрат на Нукрат-су - возле городка Вятки на Вятке-реке - логистика поменялась. То есть, в это время возле Ботука уже стоял целый городок, а не одна дорожная станция. Логично? - Без сомнения. Если помнишь, проводилась раньше в Котельниче большая Алексеевская ярмарка. В XIX веке длилась она к ряду 20 (!) дней (вторая после Елабуги в губернии). В Вятке (Кирове), точно не помню, кажется 4 раза в год по 4 или 5 дней (надо уточнить). Котельнич жил за счёт этой ярмарки, сдавая квартиры для купцов, закупая товары по оптовым ценам и продавая их уже с наценкой в течение года. А велик ли был город? Откуда такая популярность? А всё из-за логистики - стоял на перекрёстке торговых путей. А что, раньше было не так? Чем занимался Садык в Нукрате-Вятке? Торговлей. Сюда приезжали купцы с Булгара (и из других мест) с оптовой торговлей одних товаров и закупкой мелкими (или крупными) партиями товаров с Севера, которые в Булгаре (а иные и в низовьях Волги) продавали за дорого. Здесь же платили пошлину за торговлю в бюджет Державы. Логичные выводы?
Откуда на Ковровском городище в артефактах ювелирные украшения IX-XI веков? (бронзовый бубенчик, глазовская серебряная гривна). Вероятно, ещё от Ботука (Вятки) остались.
"Купцы наших стран, говорил Нусман, не забираются дальше города Булгара; а купцы булгарские ездят до Джулмана (Чулмана - Камы?), а купцы джулманские ездят до земель Югорских, которые на окраине Севера." Да, это описан Чулманский путь (с Камы), а был ещё Нукратский путь - с Вятки. Оба описаны в булгарской хронике. И, если в записках Бадр ад-Дина показана Афаткун-Вятка, то это Вятка в устье Моломы, которая, по логике, чуть моложе мензеля Ботук. Не стояла же дорожная станция одна в чистом поле? Рядом с ней должен был появиться населённый пункт, поселиться ремесленники, торговцы, рабочие по тем же погрузочно-разгрузочным работам, сельхозпроизводители. Должны же были люди питаться, обслуживать купцов, их челядь.
В другом свете будут теперь казаться Репейные исады - пристань ниже Ковровского городища, бобыльская слободка на Репейных исадах, где в 1646 году проживали порядка 15 семей, тогда как в окрестных деревнях по 2-3 семьи. И Волостка Городок уже имеет реальное название. Самой Вятки уже не было в XVII веке. Административный центр давно перенесён из Холынова в Хлынов, жители Колына и Вятки переселились в Котельнич или деревни Волостки Городок. Возможно, сохранялась ещё Вятская застава для защиты от набегов неприятеля. Как минимум, до 1542 года она существовала, когда вятчане казанских татар наголову разбили, "толко ушла лесом казанская черемиса на Пижму". В Царственной книге за 1545 год написано, что, выступив из Котельнича, "кн. Василей (Серебряной), идучи Вяткою и Камою, многих людей казанских побил, и вятские воеводы со кн. С. Пунковым сошлися на Казанском устье (в Троицын день) во един час, яко из единаго двора..." И Вятский полк во главе с воеводой Бахтеяром Зюзиным в 1551 году явно не в Хлынове прохлаждался. "...а с Вятки велел (Иван Васильевич) идти Бахтеяру Зюзину с вятчаны на Каму, да сверху Волгою послал многих казаков, и велел (вятчанам и казакам) стати по всем перевозом, по Каме и по Волге и Вятке реке, чтоб воинские люди из Казани и в Казань не ездили". В это время крымцы (бывшие в Казани) 300 человек уланов и князей и мурз и казаков добрых, опричь их людей, пометав жён и детей (в Казани), побежали вверх по Каме и прибежали к Вятке (р.), а тут уж не чаяли великаго князя людей; стояли бо утаяся по сторожам. А стоял Бахтеяр Зюзин с вятчаны да казаки да Федка Павлов да Северга. И крымцы, поделав тары, да везлися; и пришёл на них Бахтеяр с вятчаны да казаки да их (крымцев) побили наголову и потопили, а живых изымали, Кощака улана (главного, Иш-Махумета мурзу Сулешева, брата крымского (хана?) и иных уланов и князей и ко государю (в Москву) привезли 46 человек" (Царств. кн. под 1551 г.). Среди сопровождавших татар был и Каша Мартьянов, который получил по жалованной грамоте для себя луг ниже Котельнича, а для брата Тита Мартьянова по жалованной грамоте Ивана Грозного Шабуровский остров с между Вяткою и Моломою. В Кашиной грамоте была приписка: "А наперёд того сего ж году в генваре дана была Каше на тот луг моя царя и великаго князя грамоте жалованная такова ж, и ту деи у него грамоту взяли Казанская Черемиса за Устюгом на Кае на реке, тогды как Каша ехал с Москвы на Вятку з Бахтеяром Зюзиным". Приписка эта подтверждает статус Тита и Каши Мартьяновых как ближайших соратников Бахтеяра Зюзина и показывает направление из Москвы на Вятку по водно-волоковому пути через р. Каю на Молому и далее по реке к Котельничу. Родовое гнездо Мартьяновых (дер. Мартьяновская и Кириловская) было чуть выше Шабалинского городища (г. Вятки). Очевидно, и служба их была в Котельничском гарнизоне.
Достаточно ли убедительно описал я местоположение Вятки и аргументировал её нахождение именно там?
Не следует валить всё в одну кучу. В 11-12 веках устье Моломы контролировали булгары через свою крепость Колын, куда добирались их купцы для торговли с новгородцами. Второй путь шел из Булгара на Чепцу и Обву. Далее на север ходили торговцы Иднакара (вероятно, бывали они и в устье Моломы).
С появлением монголов и создания ими своего государства с центрами в Поволжье, политическая и экономическая ситуация совершенно изменилась. Артания на Чепце перестала существовать. Торговля с русскими была заменена собиранием дани, булгарские торговцы переориентировались на Югру и Сибирь. Путь как раз шел через Алабугу и Чепцу, далее Обва и Чулман в верховьях Камы. На Чепце в районе Иднакара его пересекал Сибирский тракт с Устюга на восток до Кара-Корума. Этот перекресток и обжили булгаро-татары. Нукратский путь на север до Новгорода и Скандинавов, по которому ранее ходили артанские купцы (они же вису и биармы) стал не актуален в виду отсутствия самих артанцев (в ДТ их не раз упоминают, но местоположение не ясно). Кроме того, средняя Вятка с начала 13 века начала заселяться славяно-русами, анклав получил некоторую самостоятельность от монголов, вятчане контролировали участок пути с Устюга до Иднакара.
С ослаблением и постепенным распадом Орды во второй половине 14 века ситуация вновь стала меняться. Вятка стала усиливаться до полной самостоятельности, "вышла на арену", начались набеги на Булгар и Поволжье, а также походы на север до Печоры и Юры (спорной с новгородцами, поселившимися на С. Двине).
Евгений Анатольевич! "Не стоит валить всё в одну кучу. В 11-12 веках устье Моломы контролировали булгары через свою крепость Колын", - пишете Вы. Но крепость была поставлена в 1150 году возле уже существовавшего городка Нукрата-Вятки и на месте мензеля Ботук, название которого тоже читается как Вятка (БоТуК = В-Т-К = ВяТКа). Насчёт Артана, в блоге А.Л. Мусихина, на которого Вы ссылаетесь, я писал, что в словаре к ДТ Артан - это Прибалтика или Литва. Булгарский купец Туймас, торговавший с Артаном, организовал Туймас-Артан в то время, когда Угыр (Игорь) Башту закрыл Артанский путь через Галидж (Новгород). На булгарской карте 9-13 века Артан (Туймас-Артан) показан в устье Печоры.
Евгений Аркадьевич. Вот цитата из ДТ:
Евгений Анатольевич! Я о том и говорил. Артанский путь в Прибалтику (или из Прибалтики) - это путь "из варяг в греки". Когда его перекрывали литовцы или русские, булгары открыли для себя другой путь для торговли со скандинавами - Туймас-Артан (по имени первооткрывателя), или Ак -(восточный)- Артан. Садык продавал в Ак-Артане хлеб садумским (скандинавским) кораблям, отчего новгородцы убили его людей в 1208 г. Нукратцы (вятчане) побили новгородцев и захватили их вожаков (биев) - 24 человека. Хан обещал выпускать за откуп по 3 бия в год, если новгородцы прекратят разбойные походы на Булгарию, или убивать по 3 бия в год, если будут такие нападения. Садык же нашёл себе новых людей для торговли со скандинавами. Естественно, продавая хлеб скандинавам, Садык получал европейские товары для продажи их в Волжской Булгарии. В ДТ ещё написано, как Гутман, возвращаясь из Скандинавии, во время бури молился богу с обещанием построить город за его спасение. Его корабль укрылся в бухте в устье, очевидно, реки Мезени, а потом по её правому притоку уходил на восток, чтобы выйти на Печору. Очевидно, это были реки Пижма мезенская и Пижма печорская, сходящиеся истоками у Ямозера. Гусман выполнил своё обещание, построив крепость Гусман-Катау на реке Юг - первый центр Бийсу (Вису). Я стараюсь не распыляться по окраинам Булгарии, а касаться только Вятской (Нукратской) земли. Нукратский и Чулманский торговые пути описаны в ДТ. И Чулман - это Кама, а Чулманское море - Баренцево море. ("Масгут, поставленный тарханом Тамты, погнался за разбойниками и уничтожил их всех у города отца Каргатун на Чулмане".) В статье В.В. Напольского "Афаткун, Джулман, Сэбэр..." и т.д. только предположения, где могли быть эти топографические названия, в ДТ ясно просматривается, что Афанкун - Вяткин - это Нукрат-Вятка, центр Бийсу (включая бассейн Бий-су (Печоры), где тарханом Мер-Чура, принявший после принятия ислама имя Юсуф-Алей. Джулман (Чулман) - Кама на которой город Каргатун, центр провинции Ура, для Масгута и Мер-Чуры (Юсуфа Алеевича) - город их отца, тархана Алей-бата. Брат отца Акбалык, их дядя, был тарханом провинции Байгул. А Сэбэр (Сибирь, земли ханты и манси).
"Кан действительно пошел на Колын (Нукрат-Вятку) — столицу провинции Бийсу — через Учель (Казань), ибо тамошний тархан Мер-Чура возмутился удвоением дани. Мер Чуру тайно вдохновлял его отец — урский (провинция Ура) тархан сэбэрец Алей-бат, который ожидал того же. Брат Алей-бата, Акбалык, был тарханом провинции Байгул и также исподтишка поддерживал мятеж. Выступать открыто братьям мешал страх перед тарханом Тамты Инсаном и Тургенем".
Еще раз подчеркну, нет никаких оснований отождествлять "Афкун" начала 14 века с городками в устье Моломы, которые, видимо звались Колын и Нукрат. Странно было бы если булгарский информатор вместо распространенного в Булгарии (и позже в Казанском ханстве) названия Нукрат употребил русское название Вятка. Артан (Иднакар) на Чепце более подходит, там жили мусульмане в ту пору, тогда как на средней Вятке следов их не обнаружено. Вообще, переносить ситуацию 12 века в трактовке ДТ на сто лет позже не корректно. Возможно, в Колыне были тогда ставленники булгар, но после монгольского завоевания многое изменилось.
Под Каргатуном на Чулмане можно видеть лишь один заметный центр с булгарскими артефактами - археологический комплекс на Обве. Сомневаюсь только, что туда можно быстро пробраться из Колына по воде или по посуху (400 км по прямой). Разве что были лесные дороги с проводниками. Центры северных провинций - это, скорее, мелкие фактории для скупки мехов у аборигенов. Артан был более крупной самостоятельной единицей, его купцы сами возили товары в Булгар зимой (летом на судах их не пускали из опасений прямых торгов с арабами). И наоборот, артанцы не допускали к себе иноземцев.
vostlit.info/Texts/rus16/al-Omari/text3.phtml цитата на стр 219 в тексте
Пришёл на них Бахтеяр с вятчаны да казаки да их (крымцев) побили наголову и потопили, а живых изымали, Кощака улана (главного, Иш-Махумета мурзу Сулешева, брата крымского (хана?) и иных уланов и князей и ко государю (в Москву) привезли 46 человек" (Царств. кн. под 1551 г.). Среди сопровождавших татар был и Каша Мартьянов, который получил по жалованной грамоте для себя луг ниже Котельнича, а для брата Тита Мартьянова по жалованной грамоте Ивана Грозного Шабуровский остров с между Вяткою и Моломою. (с)
Бахтияр Зюзин прибыл на Вятку впервые в конце зимы 1551 года, тогда по пути в генваре-феврале его на Кае на реке встретили черемисы. Каш Мартьянов ехал с Зюзиным либо 1) потому, что были вместе командированы, тогда Каш действительно сослуживец Зюзина, но необязательно близкий соратник , либо 2) они просто были попутчиками, Каш возвращаясь естественно предпочел бы держаться любого отряда, следующего на Вятку. Каш Мартьянов ту первую грамоту, которую отобрали, порлучил в Генваре 1551 года, а засада на Каме была в июле-августе 1551 года, следовательно никакой связи с доставкой пленных в Москву и грамотой нет, и нет повода считать, что Каш Мартьянов доставлял пленных и вообще участвовал в Камской засаде, раз грамоту он получил за более ранние заслуги при других воеводах.
п.с.: Давно пора восстановить биографию Зюзина, я было начал, да отвлекся и половину источников уже потерял, а дело это нужное и важное, надо сообща попытаться.
Вы половину источников потеряли, а я помню, что Вы писали, что Бахтеяр Зюзин отсутствовал с 1549 года, а в 1552 появился в Твери и отправился на службу в другое место. Во взятии Казани он не принимал участие. Тогда Вятский полк был в арьергарде полка князя Серебряного. Впервые на Вятку прибыл из Москвы не вместе с Кашей Мартьяновым в январе 1551 года. В жалованной грамоте Ивана Грозного написано, что Каша "СЛУЖИЛ нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы". Вероятно, собирался в отставку. И получил по жалованной грамоте не свободные земли - луг ниже Котельнича, а уже бывшие на оброке земли Петруши Яковлева Сухово, тоже котельничанина. С чего бы вдруг у одного отнять, а другому отдать? Значит, заслужил, и по статусу выше был. Может быть, в Москву и ездил за поручением сопроводить (если уж Бахтеяр не в 1549 прибыл, а зимой 1551 года) нового вятского воеводу. Но никак не с ним вместе прибыл. Какую "казанскую службу" он бы служил в Твери "зиме и лете по вся годы"? Все годы он жил в устье Моломы в родовой дер. Мартьяновской и служил, вероятно, в Вятском полку здесь при городе Котельниче (или древней Вятке) на стратегически важном участке. И явно не менее 10 лет, то есть, принимал участие и в битве с казанскими татарами в 1542 году, когда вятчане наголову разбили татар, разоривших Устюг и возвращавшихся с добычей домой. Засада на крымских татар была в июле 1551 года. Каша сопровождал пленных в Москву и там получил повторную жалованную грамоту на себя и грамоту на брата Тита Мартьянова, который СЛУЖИТ "нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы". И выслужился до прозвания Вершина, от которого и пошла наша фамилия.
Если вы помните, в своём послании Президент РФ В.В. Путин говорил о неразрывности истории. Нельзя историю писать кулуарно, в отдельно взятом мирке, что и случилось с вятской историей. А.А. Спицын ещё при выпуске из С-Пб университета свою выпускную кандидатскую написал про "Повесть о стране Вятской", где резонно заметил, что автор "Повести" выполнял определённую задачу по заданию преосвященного Ионы, чтобы собрать сведения по старинным церквям и крестным ходам, и ничего более. Публикаторы сделали из неё нечто фантастическое, добавив различные нереальные сюжеты. Выпускную кандидатскую у А.А. Спицына отклонили, посчитав, что критика "Повести" подрывает авторитет известных учёных, работающих с ней как с летописным источником. А.А. Спицын выбрал другую тему для кандидатской, но статью позднее опубликовал. Многие историки обращались к "Повести о стране Вятской": А.И. Вештомов, А.С. Верещагин, П.Н. Луппов, А.В. Эммаусский, из моих современников - В.В. Низов, А.Л. Мусихин, А.А. Марков. Кто-то с критикой оппонентов, кто-то с развитием темы. Два столетия провели в поисках вятских летописей и ничего не обнаружили. А их попросту и не было. Историю Вятской земли писали булгарские писцы в рамках территорий, зависимых от Волжской Булгарии. Посмотрите на контуры Приволжского федерального округа. Разве он территориально не напоминает контуры Волжской Булгарии? Да, после нашествия монголо-татар бывшая Держава, простоявшая с IX по XIII вв., исчезла с карты, ассимилировавшись в Казанское ханство, но народы, жившие вокруг неё никуда не делись. Это те же республики, области, бывшие губерниями (провинциями), подчинёнными Булгарии, платившие ей дань, участвовавшие в походах на соседние территории. Их связывала общая история, хозяйственные связи и даже культура. Отчего даже Вятскую землю, обозначив её Вятским глобусом, я разделил на два полушария: восточное, основанное на болванском городке с прилегающими к нему территориями в районе Хлынова-Вятки, и западное с устьем Моломы и Котельничем. Вся вятская история строится на восточном полушарии - "Повести о стране Вятской". Какую роль играют в вятской истории археологические находки под Котельничем, в устье Моломы? Их не замечают, игнорируют документы (ту же КБЧ). То же - с южным полушарием. Где на вятском глобусе "Антарктида"? - Пижемское городище и территории южной части Вятской губернии? Об "Арктике" - северной части вятского глобуса много ли писано в вятской истории? Хотя бы среднюю Вятку в восточном и западном полушарии объединили. Если "Повесть о стране Вятской" - пустышка, которую груднички сосут, можно ли на ней вятскую историю взрастить? Давайте уже другую пищу распробуем из нашего общего котла с булгарами. Только аккуратно. Там не всё съедобно. Надо со здравым смыслом к употреблению подходить.
Евгений Аркадьевич, здравствуйте! На региональном уровне Ваши исследования не особенно воспринимают. Наверное, настало время Вам и вашим единомышленникам обратиться с этим вопросом к доктору исторических наук профессору Мединскому Владимиру Ростиславовичу для создания комиссии по средневековой истории Земли Вятской с учетом новых обнаруженных источников или упомянутых Вами источников, которые не принимались ранее историками во внимание. Через публикации этой темы на портале "Родная Вятка" у Вас мало шансов. Успехов в Ваших начинаниях! С уважением, Яровиков А.А.
Вот приедет Барин - барин нас рассудит))
Если есть барин - есть и холопы. Мединский - не барин.
Страницы