Попалась статья психолога. Внутри каждого из нас голоса. Невидимые правила, негласные законы по которым жили наши предки. И, по мнению психолога, эти правила могут мешать нашей сегодняшней жизни. И надо поменять их, проработать, мысленно ведя разговор со своими прапра…
Думаю, моя прабабка Татьяна Гаврилова – дочь крестьянина из вотяков Гаврила Иванова из села Верхне-Игринского, которая родилась в 1861 году, могла бы поведать такую историю о своей жизни.
«До замужества я жила в селе Верхняя Игра Граховской волости Елабужского уезда. Село большое и церковь была, и училище, и мельница водяная. Чтобы считаться красивой, девушка должна была быть среднего роста, достаточной полноты и округленности, с большими полными руками и большими же, толстыми ногами, как признак её рабочей силы. Лицо должно быть круглое, бело-румяное, и не должно быть шадровито. «Шатдровитой» не была, но росточком и округлостями не выдалась. Да и рано замуж меня не отдавали. Дома держали, чтобы подольше по дому помогала. А как отец помер, сосватали. Ладно, хоть о моем согласии спросили.
До сватовства жениха и не видела. Мы же в разных местах жили. От моего села до Грахово верст пятнадцать, да от Грахова до его деревни Нижние Адам-Учи еще три версты. Вот подружка моя замуж собралась в своем селе, так они почти все ночи вместе проводили, И угощала она его разными лакомствами и кумышкой поила. И родители не возражали. Есть такая поговорка у вотяков «Если не будут любить молодые люди, не будет любить и Бог». Не знаю, как уж меня выбрали, но к матери приехал старший брат Артемия из деревни Нижние Адам-Учи со свахой. «Аж ветлись» она называлась. Мать стол накрыла чистой скатертью, каравай с солью выставила, а они свой каравай да четверть водки привезли. Я в клети сидела, мне выходить не положено. Только когда сваха ко мне пришла – я подарок передала – полотенце вышитое. А за свой подарок получила несколько денежек. О каком «кулыме» договорились, мне не рассказывали. Думаю много не взяли. Свадьбы у нас совершали перед сенокосом, вскоре после Петрова поста. Вот и наша с Артемием свадьба была 11 июля 1882 года. Мне тогда 23 года было, а жениху 18. Приехали за мной накануне венчания в тряской кибитке два брата Артемия и сестра Степанида. Степану лет 27 было, он уже второй раз женат был и четверых детей имел. И Федор. Тому еще шестнадцать было. Угостили их как у нас положено. А наутро как причитания я сказала «О маменька, все родственники! вот вы меня до сего времени воспитывали и вырастили; вот теперь и отдаляюсь я от вас. После этого я вас скоро не увижу, от вас милых слов не услышу…» и мать меня благословила, погрузили сундуки с приданым и в церковь поехали в Грахово.
Жить стали в доме свекра Захара Филиппова. Старший сын его Степан уже отделился и жил своим двором. Да недолго родители мужа пожили - в 1885 году свекр умер от опухоли, а в 1888 году и матушка Ирина Герасимова скончалась. В деревне Нижние Адам-Учи было дворов 50. Жили вотяки и русские. Землю пахали, скотину держали, пчел разводили. На женщине нелегкие домашние обязанности по уходу за скотиной, готовке пищи, заготовке продуктов впрок. Так что работы хватало и в дневное и, иногда, и в вечернее время. Муж мне достался молчун. Слова не дождешься ни доброго, ни плохого. Свои дела делал, мои не трогал. У нас принято было, когда жена беременная мужики часть её работ по хозяйству на себя брали. Мой нет. Пальцем не трогал, но жил своей жизнью. Не одни заботы были, были и радости. Любила я на кросно полотно ткать, обязательно с узорами. Хорошо у меня получалось. В гости ходили, песни пели. Молодые ведь.
Понесла не сразу. Первенец, сыночек Васятка родился в феврале 1884 года. Уж как рада была, так бы и зацеловала. Совсем из пеленок выпестовался, и вдруг в годик зауросил, зауросил и помер. Сколько слез пролила. Второй сынок – Ванечка - тоже только полгода пожил. Бог прибрал. Все говорили, родимец у обоих был. Что это за болезнь такая? У младенчиков судороги начинаются, плачут они, плачут, и никакие молитвы и снадобья не помогают. То-то горе… Десять лет замужем жила и детей в семье не было. Ведь у нас мало уважают баб бездетных. Если жена много детей родила, правильно их воспитывает и не ленивы они к работе, тогда она и голос в семье имеет. Муж не очень попрекал, но в душе обиду таил. А я больно переживала. Свечку в храме ставила, даже к бабкам ходила. В 1892 году мужиков в деревне записали в «запасные солдаты». Говорили, будто временно это, что никуда они не пойдут и после окончания службы возвратятся в прежнее свое крестьянское состояние. Но теперь мы любых известий о войне очень сильно бояться стали. В декабре 1893 гола родился, наконец, сын Санька. Когда он из младенчества вырос, немного успокоилась. И жизнь в семье стала налаживаться. Еще дети родились в 1895 году дочь Акулина, в 1989 году - сын Герасим, в 1901 году - Григорий, в 1903 году - Петр. Герасим и Петр маленькими померли от скарлатины да поноса. Последыш – сын Анисим родился в 1906 году. Мне тогда уж сорок пять лет было.
Жить бы нам, да жить. Да тут муж Артемий слег. Вроде ноги заболели, озноб начался. Лечили как простуду. А через несколько дней красная сыпь появилась. Оказалось сыпной тиф. Много той весной в нашем краю нестарых мужиков сыпной тиф скосил, только в нашей деревне одиннадцать человек померли. И мой попал туда же. Всего сорок семь лет было. В апреле 1909 года схоронили. Вот и осталась я одна с четырьмя детьми, а младшему три года. Ну, хозяйство и раньше на мне было, но мужские дела надо было делать. Пока сыновья не подросли, брат Артемия Степан очень помогал. В 1911 году старшего сына Александра женила. Отделился и стал жить своим двором. В 1914 году призвали его на воинскую службу и война началась. Первая мировая. В 1916 году получили извещение, что убит. А он жив, оказался, только ранен. Вернулся в родную деревню. Но потом на другой войне, гражданской, сгинул. На гражданскую войну и Григория забрали. В 1917 году дочь Акулину замуж отдала в деревню Байтуганову. Недолго она там пожила. И первенец - внучка моя у нее померла и, вскорости, муж скончался. Дочь характер проявила, отказалась за брата мужа замуж выходить, обратно в родную деревню вернулась. Завели семьи и младшие сыновья, появились внуки. Еще до общей коллективизации мужики решили с соседними деревнями добровольно объединились в сельскохозяйственную артель. Мои сыновья в первых рядах. А раз они передовые, то и нам с невестками тоже покоя не было. Мы первые на работах должны были быть. Потом Анисим в районе работать стал, там дневал и ночевал, квартиру снял. Домой не часто появлялся. За ним и Григорий на ветврача выучился, в районе работу нашел. Хоть и не нравилось мне, что в деревню они нечасто наведываются, но кто меня слушать будет….»
Не знаю, сколько лет она прожила, но есть она на семейном снимке 1938 года. Мы с моей прабабкой Татьяной Гавриловой родились с разницей в столетие, прожили одинаковый отрезок времени. Жизнь совсем изменилась. Стала стремительней, сильно улучшилась в бытовом плане, появились новые термины – эго, гендерные установки, личностный рост. Но житейские женские проблемы практически не изменились. Нам также хочется мира и лада в доме, получать чуть больше внимания от мужей, чтобы были живы и здоровы наши дети и внуки. Наши бабушки и прабабушки без психологов искали силы для жизни внутри собственного сердца. И их правило «терпеть надо» - не бессилие, не неподъемная скала, а философское понимание судьбы. Все проходит. Это как волна, выравнивающая прибрежный песок, на котором можно писать книгу жизни дальше.

Спасибо. Очень правдиво у Вас получилось, с любовью, как будто бабушка присела на лавку и рассказывает, неспешно, никого не осуждая, ни на что не жалуясь. Философски, как Вы сказали, глядя на свою жизнь со стороны. Часто задумываюсь, что за каждым именем, которое мы находим в своей родословной, человек со своею судьбой, скорее несладкой и нелегкой. А человек - это вселенная, огромная и непознанная. Насколько же огромен мир, который мы приоткрываем! А ведь это только верхушка айсберга...
Отличное повествование получилось, Елена!