О Вятской истории

Пытался ли кто-нибудь обратиться в областные ведомства, почему история Вятской земли столь однобока и историки игнорируют вновь появившиеся сведения по археологии Вятки и вновь (или даже десятки лет назад) опубликованные исторические документы?

Пришёл очередной ответ из Кировской областной научной библиотеки им. Герцена:

Ваше обращение 295920900 по теме Культура от 4 сентября 2025 г. рассмотрено.
Ответ ведомства:
 
Уважаемый Евгений Аркадьевич! Ещё раз благодарим Вас за обращение и углубленный интерес к краеведению. Вместе с тем Ваши выводы не находят подтверждение в историографии региона, в том числе включая работы специалистов по истории древней Вятки современного периода (труды Л. Д. Макарова, В. В. Низова, А. Л. Мусихина и других). Убедительно просим с уважением относиться к мнению профессионального сообщества...
А я ведь как раз труды Л.Д. Макарова и приводил в пример. О том самом Кокшарове, который якобы Котельнич в "Повести о стране Вятской". Раскопки на Ковровском и Шабалинском городищах проводились им в 1979, 1981 гг., и найденные артефакты не подтверждают наличие там марийского присутствия:

В Энциклопедии Земли Вятской эти сведения опубликованы (ЭЗВ, т. 4, с.76 – 91. Исторические очерки. Л.Д. Макаров. Русские переселенцы на берегах Вятки). Полностью статью приводить не буду. Лишь фрагмент о Кокшарове-Котельниче.

«Но вернёмся вновь к тексту «Повести о стране Вятской». Она сообщает, что, «узнав об успешной акции первого отряда, оставшиеся в городе на Каме новгородцы также решили попытать счастья на Вятке. Они «внидоша во устие Вятки реки и идоша по ней вверх до Черемишских жилищ и дошедше до Кокшарова городка обладаема Черемисою (…) и начаша ко граду приступати, и (…) той Кокшаров гряд взяша и обладаша, и те Новгородцы распространишася и начаша жити по всей Вятской стране и посылаху от себя для ведения вверх по Вятке реке места усматривающе».

Обычно под Кокшаровом историки и краеведы усматривают будущий Котельнич, тем более, что ниже «Повесть» прямо указывает, что Кокшаров «(…) ныне же нарицается Котельнич». Однако, имеется ряд неувязок, противоречащих этой традиции. Во-первых, в окрестностях Котельнича полностью отсутствуют топонимы, созвучные названию захваченного марийского городка, зато таковые имеются к западу и югу от р. Пижмы: притоки р. Ветлуги – Малая и Большая Какша, притоки Волги – Большая и Малая Кокшага, приток р. Лаж, впадающий в р. Немду, - Кокша. Во-вторых, северная граница расселения черемисов (марийцев) в X-XIII вв. едва ли доходила до Пижмы и верховий Ветлуги, что делает невозможным связывать с их племенами городок к северу от Пижмы.

В-третьих, археологические раскопки на Котельничском городище принесли лишь единичные финно-угорские находки при абсолютном отсутствии лепной посуды. Последняя обнаружена на Ковровском городище вместе с вещами VIII-XII вв., однако имеет прикамский (т.е. древнеудмуртский, в данном случае) облик. Бронзовые же вещи, найденные на Скорняковском городище, оставлены населением более раннего, худяковского, времени. Таким образом, древнемарийское присутствие в Котельниче и его окрестностях остаётся недоказанным.

Представляется, что составитель «Повести», создавший окончательный её вариант где-то на рубеже XVII-XVIII вв., свёл воедино два разновременных события. Одно из них – захват известного нам городка Кокшарова, под которым здесь мы видим пока Пижемское городище близ Кукарки (Советска). Здесь вместе с финно-угорскими находками рубежа I-II тыс. н. э. археологами найдены и немногочисленные славянские вещи, среди которых особенно важны наконечники боевых стрел, а также ножи, фрагменты русских горшков и некоторые другие предметы. Любопытно, что, по сведениям кукарского археолога А.С.Лебедева, у местных жителей существовало предание о расположении на городище культового места черемисов-язычников и о русско-черемисских битвах. Вниз по течению р. Вятки и в среднем течении Пижмы в последние годы выявлены древнерусские памятники XII - начала XV в., что позволяет говорить о существовании в этом районе Вятского края русского населения, возможно, объединённого в особую (назовём её Пижемской) волость. Центром её и стал, вероятно, летописный Кокшаров, а значит, и Пижемское городище». Конец цитаты.

Найденные же артефакты на Ковровском городище, в частности, печать-матрица с зеркальной надписью "Печать Григориева" и свинцовые вислые печати показывают здесь наличие административного центра, однако, никто из историков этим как-то не заинтересовался. "Ваши выводы не находят подтверждения в историографии региона", - написано в ответе из Герценки. Потому и не находят, что историография региона писана на "Повести о стране Вятской" (предвижу уточнения, что мол не только на "Повести", но и на других источниках). Кто из предложенных специалистов работал по Котельничской волости? Алексей Леонидович Мусихин? Так его "Вятка - символы и смыслы" предполагает историографию по А.В. Эммаусскому, общепринятую "профессиональным историческим сообществом". К мнению профессионалов надо относится с уважением. Спрашивал я и мнение профессионалов: А Машковцева, В.А. Бердинских. Андрей Машковцев ответил: 

Речь шла о праздновании 650-летия города Кирова и о том, что предположение А.В. Эммаусского, что Хлынов и есть Вятка, опровергается таким источником как Книга Большому Чертежу, где есть и городок Хлынов на его законном месте, и "городы Вятка", что "по Котельнич сверху", то есть, в пределах одной масштабной единицы карты 10-вёрстки. А это и есть Ковровское и Шабалинское городища. (расстояние между городами по Вятке отмечено в десятках вёрст). Текст такой: "От Слободы Л верстъ городокъ Хлыновъ. А ниж Хлынова N верстъ городъ Орловец. А ниж Орловца Л верстъ на Вятке городъ Котелничь... А по Вятке реке по Котелничь сверху городы Вятка.
У Алексея Леонидовича Мусихина такая интерпретация. Он считает, что городы Вятка ошибочно написаны. Надо писать или толковать это выражение: "А по Вятке реке по Котельнич сверху города (Котельнича) Вятка (Вятская земля)", тогда как выражение  "...вытекла река Вятка отъ верху реки Камы и потекла под Вятцкие городы" его устраивает. Он пишет: "Чтобы как можно точнее восстановить первоначальный текст письменного памятника (протографа), необходимо выявить максимально возможное число его списков, проанализировать, классифицировать их по редакциям и только после этого по возможности реконструировать текст. И привёл 8 вариантов списков Книги Большому Чертежу. Это что получается? Надо взять нечто среднеарифметическое: сколько раз в списках написано "городы, сколько раз - города или город? А не проще ли не рассматривал типографские копии? Они же явно не являются протографами. Или копии с ошибочным написанием городов - явно не относящиеся к оригиналу. А ещё написанные реформированной в 1708 г. кириллицей. Алексей Леонидович любит "накидать" пару-тройку вариантов с теми же топографическими картами. Неужели иностранцы лучше знали местность и точнее отметили вятские города? Он пишет, что не было никакой Вятки (почему-то, в 17-м, в 18-м веках, а не ранее) кроме Вятки-Хлынова (а сам же выставляет карты, где есть и Вятка, и Хлынов). Так это никто не оспаривает. Древняя Вятка в устье Моломы была ранее. В КБЧ отмечены не только жилые города, но и городища, важные в археологическом плане. Это написано в аннотации к КБЧ 1699 г. "В мезенцевских «росписях полю» отражены, помимо всего прочего, важные историко-археологические данные по юго-востоку Руси эпохи позднего средневековья и начала Нового времени (местоположение городищ, курганов, засек, военно-торговых путей и т. д.)". Важные историко-археологические данные - местоположение городищ Ковровского и Шабалинского - и относится к этой категории. А ещё наличие здесь "военно-торгового пути" - водно-волокового пути от Булгара по Волге, Каме, Вятке, Моломе с волоком по р. Кае в р. Юг и далее по Северной Двине или Вычегде на Север.

"Ну как, кировчане, отпраздновали юбилей? - писал А.Л. Мусихин в блоге. - А задумывался ли кто из вас что вы на самом деле праздновали? А праздновали вы 650-летие со дня разграбления новгородскими ушкуйниками Вятской земли! Ни больше, ни меньше. Основание города в 1374 году - плод теоретизирования историка А.В. Эммаусского. Об эволюции его взглядов на этот вопрос я опубликовал статью в 2005 г. Отрицание даты 1181 год, записанных в целом ряде местных летописных источников (не менее 5 произведений), было выполнено историками без учёта внешней критики этих источников, без их всестороннего текстологического анализа. Об этом в 2014 году была опубликована ещё одна моя статья к 640-летию Кирова. И, наконец, придуманная В.В. Низовым дата основания города 22 сентября фактически из ничего, критикуется мной в нынешней статье." А.Л. Мусихин сообщает также о касабе Афаткун в египетской энциклопедии 1340-х годов "Масалик аль-абсар...", что означает "маленький город", а за топонимом Афаткун скрывается город Вятка.

Так, какая Вятка скрывается за топонимом Афаткун? Источник сведений об Афаткуне, странствующий купец Бадр ад-Дин Хасан ар-Руми сам побывал в этом городе и делал там топографические измерения. Его данные таковы: 20 дней пути пешком от Булгара на север и длительность самой короткой ночи 3,5 часа соответствуют ок. 58 град. с. ш., и это местоположение соответствует району Котельнича или устья Моломы. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, каким путём мог идти Бадр ад-Дин. От Булгара на Казань, где легко мог переправиться через Волгу, а далее без проблем по правобережью Вятки до устья Моломы. Крупных рек по пути не было. Идти напрямую на Вятку-Хлынов по неизведанному пути с переправой где-то через Каму было нереально. Да и логика подсказывает, что странствующий купец не просто путешествовал, а разведывал путь до касабы Афаткун с торговой целью. Хлынов не мог быть такой целью, даже, если бы тогда существовал, поскольку был в стороне от торговых путей. Опять же, если Хлынов не знал о существовании Волжской Булгарии, откуда было Волжской Булгарии знать о какой-то Вятке-Хлынове, не упомянутой в булгарской хронике, и направлять туда странствующего купца? Вот такая получается историография "восточного" полушария вятского глобуса. А "западное" полушарие кто будет освещать?

 

 

   

Комментарии

Аватар пользователя дядя Женя

Андрей Александрович, спасибо за поддержку! На региональном уровне мои выводы "не находят подтверждения в историографии региона", потому, что историография Вятской земли строится не на исторических источниках, а на "Повести о стране Вятской", написанной 500 лет спустя описанных в ней событий. Вятских летописей не обнаружено, поскольку Вятская (Нукратская) земля описывалась булгарскими летописцами, а общерусские источники, включая Книгу Большому Чертежу, игнорируются, хотя и Вятка, и Хлынов записаны там в разных местах. Следовательно, все события до средины XV века, приписанные якобы Вятке-Хлынову, относятся к Вятке в устье Моломы, что "по Котельнич сверху". Это ограбление Вятки новгородскими ушкуйниками в 1374 г., поход Бектута царевича в 1391 году и даже битва Анфала Никитина с Михаилом Россохиным за власть на Вятке, когда устюжане и вятчане, "своя своих не познаша и убиша", умудрились в Раздерихинском овраге убить от 5 до 9 тысяч воинов с обеих сторон. Да такое количество их там штабелями было бы не уложить.

На Мединского вряд ли удастся выйти, он занят важным делом: лекции по ТВ, создание учебников. Разве, что на Прямую линию Президента с описанием всех обстоятельств.

Аватар пользователя Акулов Олег

Историю Вятской земли писали булгарские писцы в рамках территорий, зависимых от Волжской Булгарии.Если "Повесть о стране Вятской" - пустышка...можно ли на ней вятскую историю взрастить? Давайте уже другую пищу распробуем из нашего общего котла с булгарами. Только аккуратно. Там не всё съедобно.  (с)

  Там совершенно несъедобный хан Колын сын Аликпера  или как там его,  родившийся  в Москве (!), принадлежавшей его отцу (!),    и   заложивший  в 1150-м году  Колын-град на Новгородской реке  - он же Хлынов на Вятке. 

  Это не история,  "это публицистика"  (с). 

Аватар пользователя Акулов Олег

"Летопись "  попросту ничего не знает о происхождении Хлынова,  поэтому на белый свет появляется  литературный персонаж "хан Колын" ,  о Новгородской реке  авторы тоже  не догадываются ( нельзя объять необъятного  и все  учесть, поэтому  прокол за проколом),  что она Новгородская и  сочинили смешную чепуху,  и не только про Вятку.   Попадалово Златы Львовой можно объяснить только затмением мозга,    время было дикое,  наука вдруг исчезла, отдав все на откуп  разным шарлатанам.    С фальсификацией истории, допустим, необходимо бороться ( если таковая найдена,  а это ещё вопрос- найдена ли?) ,    но не при помощи другой фальсификации.   

Аватар пользователя дядя Женя

Олег, у Вас одна важная информация была озвучена, Вы и её сумели позабыть. Продолжу в другом блоге, Вас прошу не беспокоится по поводу Вятской истории. Со специалистами готов общаться, а всякую пургу выслушивать - только время терять.

Аватар пользователя Акулов Олег

у Вас одна важная информация была озвучена, Вы и её сумели позабыть. (с)

Возможно,  не я позабыл,  а вы неверно процитировали,   о Зюзине на самом деле не так уж много информации, чтобы что-то забыть,   четыре-пять  записей -  из  предположительно тверского рода,   перешедшего на сторону  Литвы и уехавшего туда,  потом частью  перешедшего обратно на службу   к великому князю,  такие качели туда -сюда тогда  многие делали (это было вполне этично в то время,  предать вовремя значит предвидеть),   один представитель  добился  высшего положения при дворе,  другие менее известные,  Бахтияр Григорьев Зюзин - суздальский боярин,   стал воеводой,   отличился в известной  засадной операции на Каме,  позже  был воеводой в Чебоксарах  сроком  год ,  и кажется ещё  в каком то городе  вроде Пронска или Курска,  участвовал в южном походе на крымчан  в передовом отряде,  в конце карьеры  покинул Русь и уехал в Литву (  на других Зюзиных  царь опалы не наложил).    Это все по памяти,  надо собрать воедино, может ещё что уточнить,   и  с датами и ссылками  записать.   

   Вас прошу не беспокоится по поводу Вятской истории. (с) 

Есть о чем беспокоиться,  с фальсификацией надо бороться. 

Аватар пользователя skygrad

Из Москвы могут прислать очередную идеологическую поделку вроде Сказания о вятчанах - и тогда пляшите в рамках этой директивы. А кто отклонился - тот фальсификатор со всеми суровыми оргвыводами. Так что не будите Лихо пока оно тихо))

Аватар пользователя Акулов Олег

 Мы любители,  надо хоть немного критически осознавать свое место под солнцем,   наши исследования  хороши  для семьи,   а не для отрицания работы все исторической науки  в течении  столетий,  с выходом на президента.  Безграмотные изыскания на основе лжелетописи  и  близко не стоят , например,  с открытием  в архиве крошечного нового фрагмента  про Болванский городок.    

 А то тут  уже строятся планы "космического масштаба и космической же глупости". (с)

 

Аватар пользователя дядя Женя

Краеведы тем отличаются от историков, что занимаются изысканием из личного интереса в личное время и постоянно, за свои деньги, не за зарплату. Профессионалы изучают и ведут какую-то одну тему, чтобы повысить свой статус (написать диссертацию). Преподавание в институте, школе не предполагает научно-исследовательской работы. Там некогда этим заниматься. Пре-подаватели - это пере-подаватели, передают ученикам, студентам то, что требуется по программе. Олег, Вы можете "хоть немного осознавать своё место под солнцем", а я предпочитаю работать осознанно, логически, рассматривать всю картину исторических процессов и, по-возможности, одни и те же события рассматривать с разных позиций, естественно, делать скидку на предвзятость летописцев. Как пример, история с Изяславом Глебовичем, погибшим при осаде Буляра в 1183 году. Если русские летописи пишут о нём как о молодом князе, решившем показать свою удаль, без приказа бросившемся на вышедших за ворота булярцев, когда старшие князья обсуждали, как пойти на приступ крепостных стен. Булгарская хроника пишет о нём как о герое. Когда булярцы на утре напали на утомившихся от долгой осады и спящих бойцов неприятеля, вырубили часть неприятельского лагеря, Изяслав сумел поднять своих и ударить в бок тяжёлым копьём эмира Чалмати, руководившего нападением. Тот упал и вскоре скончался. Сам же Изяслав, преследуя убегавших за крепостные ворота булярцев, получил через бронь со стены города смертельный выстрел от Мер-Чуры. Здесь и Мер-Чура оказался героем, спасшим город от разорения. Всеволод Большое Гнездо, потеряв племянника, не решился на продолжение осады, заключил мирный договор с булгарами. Отчего же русские летописи не рассказали о геройстве Изяслава? Это бы бросило тень на великого князя, не сумевшего организовать охрану лагеря осаждавших. С другой стороны, именно булгарская хроника подсказала, почему на Вятском гербе появился лук со стрелой. Мер-Чура получил от кана Габдулы Чельбира за меткий выстрел в Изяслава Глебовича тамге-печать с изображением лука и стрелы. Она стала и печатью Нукратской и Бийсуйской губернии. Естественно, по наследству вместе с передачей административных функций могла перейти от Колына-Холынова новопостроенному адм. центру Холынову-Хлынову, когда Вятская земля стала уже самостоятельной. Это же вполне логично. Чему тут удивляться? Абсурдно то, что Хлынов получил название от мелкой речушки, кем-то названной Хлыновицей, когда стоял на большой реке Вятке. Откуда новгородцы узнали, что речушка Хлыновицей называется, а ни как-нибудь ещё? От вотяков-удмуртов? Поди, ещё и переводчика с собой брали, когда Болванский городок захватывали? Пораскиньте умом-то. "Наши исследования хороши для семьи, а не для отрицания работы всей исторической науки в течении столетий". А на сколько продвинулась историческая наука за эти столетия, если фраза "Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли её" Н.И. Костомарова актуальна до сих пор? Что смогли почерпнуть историки, если не обнаружили ни одной вятской летописи, которых и быть не могло, поскольку Вятская земля была частью Волжской Булгарии и летописалась булгарскими летописцами. Столько понаписано о "Повести о стране Вятской", что теперь стыдно от этого отказываться. И как убедить на исследования "Джагфар тарихы" А.Л. Мусихина, который уже вложил в свои изыскания  20 лет и уйму денег и опубликовал две книги "Вятка: символы и смыслы"? А, кроме него, (из рекомендуемых "специалистов по истории древней Вятки современного периода (труды Л.Д. Макарова, В.В. Низова, А.Л. Мусихина и др.") в живых нет. (Цитата из ответа Мин. Культуры Кировской области).

Аватар пользователя skygrad

Вятской историей часто занимались не профессиональные историки, такие как Вештомов, Верещагин. Интересные работы есть у С. Ухова. Лично я считаю себя Народным историком, так как за рамки краеведа далеко выхожу в силу широкого охвата материалов и множества публикаций на данную тему. В целом это попытка создания картины исторических событий в Вост. Европе ранних веков. Конечно, многое оформлено публицистично и по дилетантски, так как не ставил задачу писания научных трудов. Мои работы - собрание осмысленных фактов и мнений, своего рода энциклопедия исторических знаний.

Аватар пользователя дядя Женя

Сергей Владиславович Ухов и писал статью в альманахе Герценка: Вятские записки -  "Об имени "Вятка". Вып. 12, 2007 г. Там и про исследование В.В. Напольских про Афаткун - Вятку, и про Книгу Большому Чертежу, только он комментировал печатный вариант списка, тот, что у мена в книжке "И вновь о Вятке. Историки о Вятской земле". Киров, 2023 г. С рукописным списком 1699 г. большая разница. Сергей Владиславович только предполагал, что, кроме жилых городов, в списке отмечены и отдельные городища, такие, как Чортово городище или город Булгар, который запустел в XV веке, значит, тоже является городищем. То же и Вятка. Как Вы, Евгений, заметили, что в рукописном списке Хлынов записан городком, в отличие от других вятских городов, а Вятка записана как "городы Вятка". И это не ошибки, которые в печатном издании отредактированы. Картограф Афанасий Мезенцев знал, что писал, поскольку пользовался свои "Чертежом полю" и под именем "городы Вятка" имел в виду два города: Колын и Нукрат-Вятка, на ту пору, городища, Ковровское и Шабалинское. В мезенцевских «росписях полю» отражены, помимо всего прочего, важные историко-археологические данные по юго-востоку Руси эпохи позднего средневековья и начала Нового времени (местоположение городищ, курганов, засек, военно-торговых путей и т. д.). Эти самые важные историко-археологические данные - местоположение городищ и военно-торговые пути и отражены в списке КБЧ 1699 г. "А по Вятке реке по Котелничь сверху городы Вятка". Тут и городища, и военно-торговый путь (водно-волоковый) в устье Моломы. Жаль, что каждому приходится отдельно всё это растолковывать. Что говорить о тех, что принципиально отрицает булгарские летописи, на которых и строится история Вятской земли. А всё это топтание вокруг "Повести"... У В.В. Низова в статье 92 ссылки, в том числе, и на свои статьи. Да, по всем ссылкам ходить - быстрее в своих записях всё найти. В очередном блоге я и выбрал у В.В. Низова 3 варианта описания похода ушкуйников на Болгар в 1374 году. В двух есть движение по разным маршрутам и ограбление Вятки, в третьем - по одному из альтернативных маршрутов без упоминания Вятки, но со строительством Хлынова в 1374 году. Предпочтительнее и логичнее вариант из булгарской хроники ДТ. Какой из вариантов фальсификатом будем считать?

Страницы