Мурис (9-й ОЛП)

Тип: посёлок
Статус: ныне не существует

Посёлок на левом берегу р. Мурис, на ветке Гайно-Кайской железной дороги. В нём в разные годы размещались подразделения Вятского ИТЛ и лагеря военнопленных.

В списке подразделений Вятского ИТЛ на конец 1943 года упоминается подкомандировка «Мурис» (контингент - трудармейцы, 4 мужчины) в составе 12-го лесозаготовительного отделения (ЛЗО) [1 с.118]. В структуре лагеря на начало 1945 г. упоминается 2-й лагпункт («Мурис») в составе того же 12-го лесозаготовительного отделения (ЛЗО) с лимитом размещения спеконтингента 420 человек. [1, с.119].

На карте III-O-39 1946 г. (изд. 1948 г.) в этом месте отмечены бараки без названия, к которым подходит железнодорожная ветка, а также грунтовая дорога с 12-го посёлка (раз. Има) [2]. Наличие на карте данной грунтовой дороги и отсутствие собственного названия косвенно подтверждает, что в этот период здесь находилось подразделение учреждения, размещённого на разъезде Има (12-го ЛЗО).

В 1943-1945 гг. на базе ряда лагпунктов Вятлага существовали отделения 101-го лагеря военнопленных. На Мурисе находилась подкомандировка 3-го отделения, которое размещалось на ст. Има. В конце 1945 г. лагерь № 101 вошёл в состав Вятского ИТЛ. Приказом от 25 декабря 1945 года были созданы подразделения для военнопленных, в том числе «9-й ОЛП (военнопленных) на Мурисе» [1, с. 193]. Ранее 9-й номер, по-видимому, имел другой лагпункт (п. Брусничный).

По данным 1 марта 1947 г., 9-й ОЛП был в числе подразделений Вятского ИТЛ, находился на ж. д. ветке Мурис, направление деятельности - лесозаготовка, программа на 1947 год - 130 тыс. куб. м. [1 с.78].

В 1947 г. контингент военнопленных был полностью выведен из Вятлага [1, с. 85].

В списке подразделений Вятского ИТЛ на 1 января 1953 г. не значится. Вероятно, к этому времени 9-й ОЛП был ликвидирован (по крайней мере, как отдельное подразделение Вятлага) [1, с.86]. 

На топографической карте масштаба 1 км, изданной в 1962 году (состояние местности - конец 1950-х гг.) отмечена действующая железнодорожная ветка, а на месте посёлка бараки без названия и предприятие с надписью "лесп." [4]. На аналогичной карте 1975 г. ж/д ветка разобрана, у бараков отметка: нежилые [5].

Вблизи посёлка существовало кладбище военнопленных. Сведения из акта проверки состояния кладбищ лагеря № 101 от 30.09.1950: «Кладбище подкомандировка 3 лаготделения, находится от жел.дорожной станции Мурис в восточном направлении по бывш.разобранной жел.дороге, на расстоянии 9-ти километров и по лежневой дороге через 17 ОЛП - 5 километров. Размер кладбища 50х50 метров. Кладбище огорожено» [3]

Источники

1. Белых Н.Ю. Экономика ГУЛАГа как система подневольного труда (на материалах Вятлага 1938-1953 гг.). Москва, 2011

2. Топографическая карта III-O-39 (Омутнинск), 1946 г. (изд. 1948 г.)

3. Бердинских, В.А. История одного лагеря (Вятлаг) – М. : Аграф, 2001.

4. Карта 1 км O-39-009 1962 г.

5. Карта 1 км O-39-009 1975 г.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      map_fragment
      Фрагмент карты III-O-39, 1946 г. (изд. 1948 г.)
      document
      Приказ о структуре лагеря военнопленных (из книги Белых)
      plan
      Спутниковый снимок территории бывшего лагпункта. 2010-е гг. Источник: bing.maps.com (на более свежих снимках видно, что территория быстро заростает)

      Персоналии из этого населённого пункта

      Комментарии