"Мы, люди, преданные Советскому Союзу"

Все дальше уходят от нас события Великой Отечественной вой­ны 1941-1945 гг. Но остается еще множество "белых пятен" в освещении тех страшных дней. Многие документы военного времени скрывались под грифом "секретно" и лишь сейчас становятся доступными. Рассекреченные документы Политотдела Вятлага НКВД дают представление о судьбе репрессированных народов, в частности, поволжских немцев, которые были наказаны лишь за то, что родились немцами. Жизнь и судьба их оказалась связанной с Вятским краем.

До войны они жили в АССР Немцев Повожья - части Саратовского края, являясь потомками немцев-колонистов, переселившихся в Россию из Юго-Западной Германии еще в 70-х годах 18 века. Проживали компактно, учились в национальных школах, многие не умели ни говорить, ни писать по-русски. С началом войны АССР Немцев Поволжья была ликвидирована, а немцы переселены в Красноярский и Алтайский края, Казахскую ССР, Новосибирскую, Кемеровскую, Омскую и ряд других областей. В начале 1942 года многих немцев-спецпоселенцев мобилизовали в трудармию НКВД, часть отправили в Вятлаг, что преподносилось как гуманность советского правительства, не отправившего их воевать со своими соплеменниками, а пославшего на лесозаготовки.'

На 15 апреля 1942 года Вятлаг имел 35 подразделений, на которых содержалось 19896 заключенных и 6961 - мобилизованных немцев. Простые советские люди, до войны трудармейцы были учителями, медиками, артистами театра, колхозниками. Учился в г. Энгельсе в 10 классе школы Куфельд Эдуард Давидович, в техникуме - Келлер Иван Богданович, в Саратовском медицинском институте - Крейг Э.Г. , была отличницей в школе Магель Эрна Робертовна, работал в колхозе Фрицлер Иван Карлович. В Вятлаге им пришлось осваивать новые профессиии лесорубов, грузчиков, возчиков, тяжелые лесозаготовительные работы. Среди немцев-трудармейцев были члены партии, комсомольцы. Вятлаговская парторганизация после их прибытия более чем наполовину состояла из коммунистов-трудармейцев, то же и комсомольская организация. И здесь они проводили собрания, обсуждая производственные показатели, житье-бытье, помощь фронту.

Из докладных записок политотдела: "...За период с февраля 1942 года по 1 июля 1944 года поступило немцев-трудармейцев 8207 человек... За это время убыло 5283 человека, в т.ч. умерло 1428 человек, осуждено 365 человек, демобилизовано 1581 человек, бежало 7 человек, находится в отпуске 1079 человек. На 1 июля находится налицо 2924 человека..." ”. . . Немцы-трудармейцы в основном размешены на ЛЗО (лесозаготовительном отряде) № 12, кроме того, небольшие группы от 100-150 человек на 4, 6, 10, 13 ОЛП (отдельных лагерных пунктах). Мобилизованные немки размешены на подкомандировке 3 ОЛП  600 чел.) и на сельхозподкомандировке совхоза № 2 (свыше 300 чел. )». Те же доклады сообщают, что работают трудармейцы хорошо ”...по основным показателям ЛЗО № 12... значительная часть трудармейцев нормы выработки выполняют .. ле­сорубные бригады №№ 12, 13, 14 и 19 в декабре месяце [ 1943 г. ] имели производительность труда 120-200 %. Мобилизованные немки на подкомандировке 3 ОЛП работают на разделке дров балансирными пилами и работают хорошо. Так, например, бригада № 6 (бригадир т. Изгейм) в декабре месяце план выполнила на 131,7 % при 173 % производительности труда..."

Из числа мобилизованных немцев создали 11 комсомольско-молодежных бригад, организовывалось соцсоревнование, стахановские вахты, появлялись свои двухсотники и трехсотники. Из доклада о работе политотдела Вятлага за 1943 год: "...Встав на стахановскую вахту 31 декабря 56 молодых трудармейцев б. 9 ЛЗО и все члены комсомольско-молодежных бригад 12 ЛЗО дали от 300 до 356 % производительности труда. . . "

Для нужд фронта Вятлаг заготавливал авиасосну, палубник, понтонник, авиаберезу, выпускал ружболванку, ствольную накладку.

Работа трудармейцев в Вятлаге сродни настоящему трудовому героизму. Чтобы мы его оценили по достоинству, давайте познакомимся с бытом трудармейцев.

Разместили их в бараках-казармах. На одного человека отводилось лишь 1,04 кв.м, спать приходилось на сплошных нарах, которые лишь в 1944 году заменены на "вагонку".

Из протоколов партсобраний. Говорят трудармейцы:

Кисснер: "....У нас в казармах грязно и холодно, многие мобилизованные спят, не раздеваясь ... умывальнйков в казармах нет...",

Вегнер: "...Сушилки часто совершенно не отапливаются. Люди вынуждены в мокрых валенках выходить на работу и отмораживают ноги..." Ну а летом: "...мухи и клопы в казармах не дают покоя людям ни днем, ни ночью... Уборные и помойные яммы расположены слишком близко от казарм. Далеко не все бригады обеспечиваются на производстве кипяченой водой, и люди часто вынуждены пить сырую болотную воду... ”

Что до питания, то не раз в докладах отмечается плохое качество и недостаток продуктов, вместо мяса давались субпродукты - хвосты, желудки, бараньи ножки с копытами, вместо овощей и картофеля - турнепс, капустный лист. Иногда пиша не додавалась или ее не хватало на всех. При этом, как говорил на партсобрании трудармеец А.Г.Дитц:        "...Столовая имеет очень неприглядный вид,... повара в грязной одежде, с немытыми руками..."

О том, что содержались трудармейцы почти на положении заключенных говорит и тот факт, что практиковалась регулярная проверка их вещей, проще говоря, обыски. За пререкания, отказ от работы, пусть и по состоянию здоровья, за прочие провинности можно было попасть на гауптвахту.

Тяжелый характер работ, в основном лесозаготовительных с дальними заходами, при недостаточном питании, скученность в размещении порождали и тяжелые болезни. Из доклада политотдела за 1944 год: "...Значительная часть немцев-трудармейцев болеет воспалением легких, туберкулезом и элементарной дистрофией..."

Не все выдерживали такие экстремальные условия. Трудармеец Хаттейс жаловался товарищам: "Я сильно физически ослаб. До сего времени я работал безотказно. Теперь я стал хуже работать, потояу что ослаб..."

Рыблях: "... Я стал хуже работать, потому что отморозил себе пальцы ноги... Я сильно ослаб... работать хорошо не могу, мне требуется помощь...» Были случаи членовредительства, дезертирства. В 1943 году дезертировало 12 мобилизованных немцев, в в 1944 - 19. Бежать удалось семи...

Отповедь слабым давали сами трудармейцы. Трудармеец Рейш:

«...У многих мобилизованных существует мнение, что питание слишком слабое и лучше работать при этом нельзя. Нам нельзя забывать, что мы живем в момент Великой Отечественной войны и такие вредные мнения и разговоры следует разбить..." Гофман: "...В любой бригаде есть плохие и хорошие работники при одних и тех же условиях питания... Нас правительство мобилизовало на трудовой фронт. «мы должны доказать, что мы люди, преданные Советскому Союзу..."

И доказывали.

Доказывали своим трудом, доказывали, участвуя в подписке на второй Государственный заем, распространяя билеты третьей денежно-вещевой лотереи.

В июле 1943 года решили помочь детям, пострадавшим от фашистской оккупации, осиротевшим детям партизан и воинов Красной Армии. За сутки собрали для этой цели 18 тысяч рублей.

В марте 1944 года по инициативе трудармейцев комсомольско-молодежной бригады № 40 12 ЛЗО (бригадир Юнг) коллектив Вятлага собрал на строительство боевых самолетов "Лаврентий Берия" (по распоряжению которого и оказались немцы в Кайских лесах) более 500 тысяч рублей, за что получили благодарность от Сталина. Сами трудармейцы 12 и 13 ЛЗО собрали около 100 тыс. руб.

Стационарные больные собирали ягоды в фонд обороны.

Ежедневно на разводе зачитывались сообщения Совинформбюро о положении на фронте, в свободное время организовывались читки газеты "Лес-стране", выпускали свои стенгазеты "Трудармеец" и другие. Агитаторы, что в то время было обязательно, проводили беседы и читки по книгам Сталина "О Великой Отечественной войне Советскотского Союза" и "Краткий курс истории ВКП(б)".

Во всех подразделениях работали кружки художественной самодеятельности, где принимали участие и артисты - профессионалы, работавшие ранее в театрах Немецкой республики и любители. Кружок художественной самодеятельности 12 ЛЗО дал за 1943 год 32 концерта и 15 спектаклей, поставлены пьесы "Чужой ребенок" Шкваркина. "Синий платочек" Катаева.

По документам сложно установить, когда трудармейцы были демобилизованы. В докладе политотдела за 1946 год их уже не называют трудармейцами, а - спецпоселенцами, и идет речь о переводе их на другое место жительства.

Публикуемый материал дает представление о их положении в Вятлаге, о еще одной, конечно, не самой светлой, странице истории Кировской области.

 

ГАСПИ КО. Ф. П-5991. Оn. 1. Д. 200, 202, 213, 215, 216, 220, 347, 371, 372, 436, 438, 467, 480.

Комментарии

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Ну, может по лагерным документам и сложно установить, когда трудармейцы были демобилизованы, но вобщем-то есть конкретный документ об их демобилизации - постановление Совнаркома. вышедшее в марте 1946 г.

При чтении этой заметки складывается представление, что в трудотрядах Вятлага были только репрессированные немцы (т.е. немцы из трёх поволжских регионов - указ СНК о выселении касался только их). Это не так: в Трудармию были мобилизованы все немцы СССР призыных категорий (и соответственно в XII 1941 г. все немцы были выведены из состава РККА), не только репрессированные. Но сама Трудармия была весьма неопределённым понятием, а не единой организацией: более половины трудармейцев работали в системе НКВД (как в этом примере - при Вятлаге) - 182 тыс.чел. из общего числа немцев-трудармейцев в 316 тыс.чел., остальные - в наркоматах путей сообщения (гл.обр. строили железные дороги), боеприпасов, нефтяной, угольной и пищевой промышленности. 

Аватар пользователя Владимир Жаравин

Спасибо за комментарий. По личным делам трудармейцев Вятлага, имеющихся в архиве, просматривается мобилизации из трех указанных регионов.

Аватар пользователя ru-danko

Спасибо, интересно! Конечно, сложно представить в наше время, что можно целый народ взять и расселить...

По поводу дислокации перечисленных в статье мест размещения трудармейцев.

Вот какие данные приводятся в книге Белых "Экономика Гулага..." (стр. 116-117), список подразделений Вятского ИТЛ на 1943 год, с указанием количества заключённых и трудармейцев. Любопытства ради сравнил эти данные в теми, что приведены в заметке.

Как по данным заметки, так и по этой таблице, основные места размещения трудармейцев следующие:

  • Лесозаготовительный отряд № 12 - местоположение точно не известно: по одним данным, он располагался на станции Има (в частности, там он отмечен на схеме Веремьева, а также на карте Кировской области 1953 года станция Има отмечена как "Посёлок №12"), по другим (по воспоминаниям бывших жителей) - в лесу северо-восточнее Имы, примерно там сейчас отмечен на сайте, но это могла быть подкомандировка (в списке выше у 12-го ЛЗО отмечено 3 подкомандировки, где они находились - неясно).
  • ОЛП № 4 - ныне посёлки Полевой-1, Полевой-2
  • ОЛП № 6 - посёлок Брусничный. Судя по приведенной выше информации, основная часть размещалась в т.н. 1-м лагпункте, бывшем 9-м лагпункте (Мурис). В заметке упоминается как "б. 9 ЛЗО". По данным Белых (стр. 193), на этом лагпункте с декабря 1945 по начало 1948 года было размещено лагерное отделение для военнопленных. Также есть упоминания, что там было кладбище военнопленных.
  • ОЛП № 10 - станция Фосфоритная, подкомандировки Старцево (упоминается в заметке как сельхозподкомандировка совхоз №2), Дымное болото, а также 6-й разъезд (ныне ст. Тонкино Омутнинского района), "Фаленки" (ныне пос. Первомайский Фаленского района (?))
  • ОЛП № 13 - станция Раздельная, подкомандировки: "п/к бывшего 15-го л/п" (возможно, это 15-й лагпункт), "п/к Сельхоз" и "специальная п/к" (местоположение не ясно).
  • ОЛП № 3 - располагался на станции Малый Созим, к северу от пос. Созимский. У него было несколько лагпунктов, и их расположение установлено приблизительно. Трудармейцы располагалались, судя по этим данным, на 2-м лагпункте. в заметке приводится, что "мобилизованные немки размешены на подкомандировке 3 ОЛП  600 чел." - видимо, это оно и есть. Скорее всего, имеется в виду Сорда.

В Списке у Н.Ю. Белых по п/к Фаленки ошибка в количестве заключеных: 8 мужчин, 0 женщин, всего 50?

В Фаленском районе немцы поволжья, действительно, были поселены в пос. Первомайский, но в 1943 г. их либо переселили в другое место, либо, что довольно сомнительно, но как пишут: "отпустили, кто куда хотел" ( http://www.falenki.ru/story/poselok-pervomayskiy ). На их место привезли военнопленных, и лагероь военнопленных действовал до 1947 г.

Хотя, здесь: http://russianalbion.narod.ru/simpleRazTeatr6.html     в истории музыкально-драматического театра Вятлага рассказывается об их гастрольной поездке в Фаленский вятлаговский совхоз. И ни слова о пленых немцах, только обычные заключенные.

Кстати, в Фаленском муниципальном архиве хранятся Книги приказов по личному составу по совхозу №4 "Вятлага" МЮ с/х ЛО за 1946-55 гг. (до 1953 г. №4 "Вятлага" МВД с/х ОЛП). А после 1955 г. слово "Вятлаг" в названии совхоза №4 уже отсутствует: http://fk.archiv-kirov.ru/ensa/%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4/ba35a33d93dec983...

 

Аватар пользователя Mikiando

Трудармейцы может и были приписаны к ОЛП №2, но проживали они и в самом посёлке и около, на подкомандировках, и было их очень много (600! человек по документам). Не так давно узнала, что и захоронения их есть около кладбища, безымянные, может и холмиков уже не видно.

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Денис Юрьевич, ну я же своим комментарием хотел как раз ещё раз напомнить, что российские немцы - это гораздо более широкое понятие, чем поволжские немцы, а вы опять повторяете это заблуждение. "Целый народ" не расселяли, но целый народ, независимо от того, где они жили, был подвергнут репрессиям в виде трёх мобилизаций в т.наз. "Трудармию" в 1941, 1942 и 1943 гг. (последняя - практически тотальная) и в виде ограничения свободы (режим спецкомендатур) с 1945 по 1954 г.

Что касается "сомнительно, что трудармейцев отпустили кто куда хотел" в 1943 г. - чего ж сомнительно, ведь трудармейцы - не заключённые, поэтому как правило они жили именно кто где хотел, другое дело что в местах, где они трудились, особого выбора часто не было. 

Аватар пользователя ru-danko

Ну я с этим же не спорю. Я говорю о том, что жил компактно народ (немцы Поволжья), а сейчас их нет там, где длительное время жили их предки.

Юрий Иванович, "сомнительно, что трудармейцев отпустили кто куда хотел" в 1943 г. Так ведь и после войны не получили они права вернуться на свою родину в Поволжье. Под видом мобилизаций (в военное время естественная мера), проведена депортация немцев из Поволжья.

Да, не заключенные, но ссыльные. Да и не заключенные ли? В Вятлаге - в исправительно-трудовых лагерях они находились. Если почитать воспоминания пожилых людей-кировчан, получается, что местное население воспринимало их так же, как и заключенных.

Аватар пользователя Lyu-belos

По Призывным спискам Слободского района а марте 1942 г десятками призывались в колонны № 2187 и 2188 г. Кирово-Чепецка. А это что за колонны? Тоже трудармия? Правда из них некоторые потом оказывались на фронте.

Аватар пользователя Владимир Жаравин

Про стройколонны у меня недавно опубликован материал "Немецкий стройбат на Вятке" http://rodnaya-vyatka.ru/blog/3766/104888

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Денис Юрьевич - я вас понял, всё правильно. Поволжские немцы фактически остались депортированными, т.к. собственность им не вернули до сих пор.

Вкитор Иванович - вы всё же путаете: к поволжским немцам была применена именно ссылка (депортация), и она проводилсь не "под видом мобилизаций", а именно как депортация, по конкретному постановлению, в котором прописана их конкретная "вина". Остальные российские немцы (многие из которых издавна жили в Сибири) не были ссыльными, но мобилизовывали в трудотряды всех (и ссыльных поволжских в том числе). Трудотрядовцы не были заключёнными, т.е. были "лично свободными", но примерно настолько, насколько "свободны" военнослужащие - т.е. конечно же они были подневольными, и естественно так и воспринимались местным населением. "Отпустили кто куда хотел" - это же не означает, что их демобилизовали. А вот после демобилизации (в марте 1946) бывшие трудотрядовцы могли вернуться в места, откуда они призывались (для ссыльных это конечно не родные места, поэтому многие остались в городах, где они служили, и наоборот - вызвали к себе родных), а после отмены режима спецкомендатур в 1954 г. - вообще могли поселиться где угодно.

Рабочие колонны - да, жто Трудармия и есть. Трудармия - понятие неофициальное и неопределённое: все кого в войну мобилизовывали, но направляли не в РККА или НКВД, а на какие-нибудь работы - это и есть трудармия. К немцам это применялось на 100 %, к русским - обычно по здоровью.  

Юрий Иванович, я Вас понял. Вы считаете, что следует различать депортацию немцев поволжья в 1941 г. и мобилизацию советских немцев в 1942 г.

Тогда получается, что в нашу область депортация немцев в 1941 г. не производилась, производилась только мобилизация, в т.ч. и ранее депортированых, в трудовые колонны.

Кстати, здесь: http://www.herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number8&ELEMENT... рассказывается, что была еще "вторая волна депортации граждан немецкой национальности в 1945–1947 гг., когда в нашу область была направлена многочисленная группа российских немцев, известная под названием «немцы – репатрианты». Согласно справке управления КГБ при СМ СССР по Кировской области (1974 г.), «после окончания Великой Отечественной войны в течение 1945–1947 гг. в Кировскую область было выселено несколько тысяч немцев, ранее проживавших в районах, подвергшихся временной оккупации немецко-фашистскими войсками. Многие из них, как советские граждане, были репатриированы из Германии, Польши, Франции, Бельгии и других европейских стран, куда они были вывезены по распоряжению властей фашистской Германии или добровольно бежали..."

 

По Трудармии много вопросов. Например, относились ли к ней местные жители, включая подростков с 14 лет, которых собирали с деревень и направляли на строительство 2-го пути Горьковской железной дороги или на те же лесозаготовки? За самовольный уход им грозило наказание, считались ли они мобилизоваными в трудармию?

 

Аватар пользователя Зуенко Ю.И.

Ну да, я считаю, что всё же нужно различать. По этому поводу у меня было много дискуссий, многие немцы не склонны копаться в деталях: "мы много страдали" - и точка. Но всё же поволжские немцы подверглись политическим репрессиям, по политическим мотивам, а, скажем, сибирские - тоже много страдали (мобилизованные - в Трудармии, немобилизованные - оставшись без родителей), но в измене Родине их никто не обвинял, и в списках "Мемориала" их нет. Мне кажется, что это важно.

Да, в Кировскую область немцев не депортировали, в постановлении о поволжских немцах конкретно указано - в районы Сибири, Казахстана и Средней Азии.

Послевоенная ссылка репатриантов была, но она проводилась не по национальному принципу, а по принципу неблагонадёжности. Точных цифр не знаю, но предполагаю, что немцы составляли не основную часть послевоенных ссыльных (ссылали ведь только репатриированных советских граждан, а скажем кёнигсбергских немцев - выселяли в Германию). Кстати сами эти репатрианты - та же Трудармия, только немецкая: немцы на оккупированных территориях тоже проводили насильственную мобилизацию в рабочие колонны.

Трудармия - неофициальное понятие, поэтому обсуждать: относилась ли та или иная трудовая повинность к Трудармии - бессмысленно. Если эти местные жители свои отряды так называли - значит, так и было. Хотя вобщем-то настоящая мобилизация должна проходить через военкоматы, во всяком случае немцев (включая женщин и подростков) мобилизовывали через военкоматы. 

На работу в лес молодежь вызывали так же по повесткам, через председателей колхозов. Но что это были за повестки? От военкоматов или из других органов управления? Не знаю.