ID: 79095
Населённый пункт при железнодорожной станции на 60-м километре Гайно-Кайской железной дороги, в междуречье верхнего течения р. Сысола (бассейн р. Северная Двина) и р. Има (приток р. Порыш, бассейн р. Кама).
Посёлок был основан в начале 1940-х гг. как отдельный лагерный пункт № 13 (лесозаготовительное отделение [1]) Вятского ИТЛ. В военные годы на 13-м лагпункте помимо заключённых размещались «следственно-заключённые» [2 с.55], «трудмобилизованные» немцы [1, 2 с.56]. Начальником 13-го ОЛП в 1940-е гг. был некто Авруцкий [1, 3 ч.1].
В 1943 году 13-й ОЛП имел следующую структуру [2 с. 117-118]:
Подразделение |
Заключённых |
Трудармейцев |
||||
Мужчин |
Женщин |
Всего |
Мужчин |
Женщин |
Всего |
|
Штабной лагпункт |
581 |
419 |
1000 |
145 |
- |
145 |
Подкомандировка бывшего 15-го лагпункта |
333 |
380 |
713 |
18 |
- |
18 |
Подкомандировка «Сельхоз» |
1 |
- |
1 |
14 |
- |
14 |
Специальная подкомандировка |
- |
- |
- |
16 |
- |
16 |
Всего по 13-му ОЛП |
915 |
799 |
1714 |
193 |
- |
193 |
В 1945 году 13-й ОЛП имел штабной лагпункт (1150 человек) и две подкомандировки (на 500 человек – «бывший 15-й л/п» и на 150 человек – «бывший 16-й л/п») [2 с. 118-119]. В 1947 году лагпункт имел 4 подразделения [1]. По данным за 1954 год, помимо общей зоны на 13-м лагпункте была также пересылка (место кратковременного содержания прибывших заключённых, для последующего этапирования их далее) [1].
По сведениям жителя Раздельной Виталия Засухина, на рубеже 1940-х и 1950-х гг. станция Раздельная состояла из зоны 13-го ОЛП примерно на 1000 заключённых и посёлка, население которого обслуживало железнодорожную станцию и зону. На зоне были как мужские, так и женские бараки (что видно и из приведенной выше статистики). Рядом с зоной находились два служебных барака, один для охраны (охрану лагеря осуществлял взвод ВОХР), а другой для администрации ОЛП. В посёлке была своя электростанция. В лесу за лагерем был устроен «взводный» огород для выращивания картофеля и капусты для охраны лагеря. В полукилометре к северу от основной части посёлка находился конный парк («конпарк»), где содержалось до 30 лошадей. [3 ч.1]
Основной деятельностью лагпункта были лесозаготовки, которые велись в радиусе 10 километров от посёлка [3 ч.1]. Известно, что в 1947 году лагпункт имел план лесозаготовок 120 тысяч кубометров [1]. Заключённые валили лес, обрубали сучья, раскряжевывали, грузили в вагоны. Всё делалось вручную, с использованием лучковых и поперечных пил и топоров. Бревна с делянок к месту погрузки перевозили по круглолежневым дорогам на специальных телегах-сцепах, состоящих из двух колесных пар, соединенных дышлом, с использованием конной силы местного конпарка. К погрузочным эстакадам были проведены железнодорожные усы. Загруженные вагоны выводились на станцию, где из них формировались составы для отправки на лесозавод в посёлке Лесной. [3 ч.1]
К северу от станции Раздельная от магистральной линии ГКЖД отделялась т.н. «Гидаевская» ветка, которая вела в восточном направлении и имела путевое развитие. На этой ветке находились несколько лагпунктов: 16-й, 19-й, 22-й, 23-й, 24-й. [5, 6, 7] Также к северу от станции Раздельная на запад до р. Сысола до закрытия лагпункта существовала лесовозная железнодорожная ветка длиной около 3,5 км. [3 ч.6]
В связи с исчерпанием лесного фонда в 1954 году лагпункт был закрыт [3 ч.1] и в структуре Вятского ИТЛ за 1954 год уже не указан [2 с. 120-121]. Постройки лагпункта были разобраны и с этого момента станция Раздельная стала функционировать только как подразделение Гайно-Кайской железной дороги [4 с.3].
Название «Раздельная» населённому пункту было официально присвоено в 1958 году (Решением Кировского облисполкома от 3 марта 1958 г. № 173), тогда же из Верх-Сысольского сельсовета она была передана в состав Лесного поссовета [9].
Население посёлка в начале 1950-х гг. составляло до 200 человек. Среди жителей было много освободившихся из лагерей бывших политзаключённых, а также сосланных в Вятлаг («трудмобилизованных») немцев Поволжья. По воспоминаниям бывшего жителя Раздельной Валерия Шапши, это были порядочные, трудолюбивые люди. Люди жили в бараках и отдельных домах домах, вели домашнее хозяйство, имели огороды, держали коров [4].
Жители работали на железной дороге: обслуживали участок ГКЖД, закрепленный за станцией, работали в составе паровозных бригад, выполняли мелкий ремонт паровозов в депо, экипировали паровозы углем, обслуживали инфраструктуру самой станции (семафоры, стрелочные переводы и т.д.). [4 с.3]
План станции Раздельная в конце 1950-х гг. представлен на схеме Валерия Шапши [4 с.5]
Основная часть строений, магазин, электростанция, школа, клуб, фельдшерский пункт и здание железнодорожной станции размещались на запад от рельсовых путей. Несколько домов, железнодорожное депо и угольная экипировка размещались к востоку от железнодорожных путей, и это место называли - «за линией». По станции проходили три железнодорожных пути. В конце станции, тоже за линией, была угольная экипировка. К ней подходила отдельная коротенькая железнодорожная ветка. Туда привозили вагоны с углем и сваливали уголь вдоль этой ветки. По рельсам ходил паровой экскаватор. [4 с.4]
Начальная школа размещалась сначала в бараке, а в 1963 году было построено новое здание из литого шлакобетона. В этой школе было два больших классных помещения, учительская и большой коридор. В школе училось примерно 40 учеников. Учителем долгое время работала Карпова А.А. При школе в летнее время организовывали пионерский лагерь.
В клубе, который также размещался в бараке, время от времени показывали кинофильмы, по праздникам силами местной художественной самодеятельности устраивались небольшие концерты, и ставились сцены из спектаклей. В середине 1960-х гг. на Раздельную пригнали вагон-клуб, сняли с него колёса и установили стационарно. В новом клубе был небольшой зал, где смотрели кино, в одном купе был радиоузел, ещё в одном библиотека. [4]
Постепенно посёлок несколько расширился. Население в 1960-е – 1970-е составляло около 200 человек. План станции Раздельная в конце 1970-х гг. представлен на схеме Виталия Засухина [4 с.32]
Как было сказано выше, в 1950-е гг. станция Раздельная была узловой, связывая с магистральной линией целый куст лагпунктов на Гидаевской ветке. Однако в конце 1950-х – начале 1960-х большая часть этих лагпунктов закрылась, и остался только 19-й – посёлки Сосновка-1 и Сосновка-2. Этот лагпункт (с конца 1960-х гг. – исправительно-трудовая колония) был достаточно большой, вел лесозаготовки с использованием развитой сети узкоколейных железных дорог, а потому Гидаевская ветка продолжала существовать и была загружена. Между Сосновкой и Раздельной ходила пассажирская дрезина (до 1970-х прицепной вагон) [3]. Около 1990 г. ИТК-19 в Сосновке была закрыта [10,11], и Гидаевская ветка разобрана. Cтанция была преобразована в «Раздельный пункт 60-й километр» [11].
В 1990-е гг. населенный пункт постепенно пришёл в упадок, население разъехалось. В 2004 году жило всего 22 человека, в основном пенсионеры. При этом с 1998 года из-за дороговизны топлива была отключена электростанция и население осталось без электроэнергии (к единой энергосистеме станция подключена не была). У одного из местных жителей В.Я. Гельдта был свой дизель-генератор. [8]
План станции Раздельная в 2008-2009 гг., составила Мария Гельдт [4 с.46].
По данным ВПН-2010, на станции Раздельная оставалось лишь 7 жителей.
В настоящее время железная дорога в районе станции разобрана, здания находятся в состоянии развалин.
Источники
1. Бердинских, В.А. История одного лагеря (Вятлаг) – М.: Аграф, 2001
2. Белых, Н.Ю. Экономика ГУЛАГа как система подневольного труда (на материалах Вятлага 1938-1953 гг.). Москва, 2011
3. Засухин, Виталий. Рассказы о Раздельной. http://rodnaya-vyatka.ru/books/rasskazy-o-razdelnoy
4. Шапша, Валерий. Наша малая родина – станция Раздельная (сборник воспоминаний). http://rodnaya-vyatka.ru/books/nasha-malaya-rodina-stanciya-razdelnaya
5. Топографическая карта P-39-141,142 1962 г.
6. Топографическая карта P-39-141,142 прибл. 1990-х гг.
7. Воспоминания Виталия Засухина, схема лагпунктов Гидаевской ветки.
8. Андреев, Андрей. В зоне бедствия // Вятский край, 6 октября 2004 г.
9. Административно-территориальное деление Вятской губернии - Кировской области 1917-2009 г.г. Справочник. Киров 2011 г.
10. Структура Вятского УЛИТУ в 1980, 1985, 1990 гг.
11. http://infojd.ru/dop/poezdka2011viatlag.html
Денис Шабалин
- Подробные
- Обзорные
Изображения
Фотографии вблизи этого места с сайта
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам
Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.
№ | Тип | Название | Район или город обл. п. | Сельсовет | Расст. до ц. с/с |
---|---|---|---|---|---|
5008 | ж. д. станция | Раздельная | Верхнекамский район | Лесной поссовет | 31 |
Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года
№ (код) | Тип н.п. | Название | Район | Сельсовет |
|
| Категория населения | Источник | ? | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ж. д. станция | Раздельная | Верхнекамский район | Лесной поссовет | 53 | 28 | 25 | 61 | 33 | 28 | сельское | 1, с. 44 |
Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.
№ | Тип | Название | Район или город обл. зн. | Округ | Расст. до ц. округа |
---|---|---|---|---|---|
5012 | ж. д. станция | Раздельная | Верхнекамский район | пгт Лесной | 31 |
Всероссийская перепись населения 2002 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Национальность (%) | Категория населения | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ж.д. станция | Раздельная | Кировская область | Верхнекамский район | пгт. Лесной (с подчин. нас. пунктами) | 13 | 7 | 6 | русские: 92 % | сельское | 1, 2 |
Всероссийская перепись населения 2010 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Категория населения | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
железнодорожная станция | Раздельная | Кировская область | Верхнекамский муниципальный район | Лесное городское поселение | 7 | 4 | 3 | сельское |
Государственный каталог географических названий (АГКГН)
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область
Рег. № | Род объекта | Название объекта | Административный район |
---|---|---|---|
30010 | ж.-д.ст.(нп) | Раздельная | Верхнекамский район |
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | |
---|---|---|---|---|---|---|
ж/д ст | Раздельная | Кировская область | Верхнекамский муниципальный район | Городское поселение Лесное |
ст.Раздельная. 13 ОЛП. ВятЛаг. 09.09.2016