Раздельная

Тип: ж/д станция
Статус: существующий н.п.

Населённый пункт при железнодорожной станции на 60-м километре Гайно-Кайской железной дороги, в междуречье верхнего течения р. Сысола (бассейн р. Северная Двина) и р. Има (приток р. Порыш, бассейн р. Кама). 

Посёлок был основан в начале 1940-х гг. как отдельный лагерный пункт № 13 (лесозаготовительное отделение [1]) Вятского ИТЛ.  В военные годы на 13-м лагпункте помимо заключённых размещались «следственно-заключённые» [2 с.55], «трудмобилизованные» немцы [1, 2 с.56]. Начальником 13-го ОЛП в 1940-е гг. был некто Авруцкий [1, 3 ч.1].

В 1943 году 13-й ОЛП имел следующую структуру [2 с. 117-118]:

Подразделение

Заключённых

Трудармейцев

Мужчин

Женщин

Всего

Мужчин

Женщин

Всего

Штабной лагпункт

581

419

1000

145

-

145

Подкомандировка бывшего 15-го лагпункта

333

380

713

18

-

18

Подкомандировка «Сельхоз»

1

-

1

14

-

14

Специальная подкомандировка

-

-

-

16

-

16

Всего по 13-му ОЛП

915

799

1714

193

-

193

 

В 1945 году 13-й ОЛП имел штабной лагпункт (1150 человек) и две подкомандировки (на 500 человек – «бывший 15-й л/п» и на 150 человек – «бывший 16-й л/п») [2 с. 118-119]. В 1947 году лагпункт имел 4 подразделения [1]. По данным за 1954 год, помимо общей зоны на 13-м лагпункте была также пересылка (место кратковременного содержания прибывших заключённых, для последующего этапирования их далее) [1].

По сведениям жителя Раздельной Виталия Засухина, на рубеже 1940-х и 1950-х гг. станция Раздельная состояла из зоны 13-го ОЛП примерно на 1000 заключённых и посёлка, население которого обслуживало железнодорожную станцию и зону. На зоне были как мужские, так и женские бараки (что видно и из приведенной выше статистики). Рядом с зоной находились два служебных барака, один для охраны (охрану лагеря осуществлял взвод ВОХР), а другой для администрации ОЛП. В посёлке была своя электростанция. В лесу за лагерем был устроен «взводный» огород для выращивания картофеля и капусты для охраны лагеря. В полукилометре к северу от основной части посёлка находился конный парк («конпарк»), где содержалось до 30 лошадей. [3 ч.1]

Основной деятельностью лагпункта были лесозаготовки, которые велись в радиусе 10 километров от посёлка [3 ч.1]. Известно, что в 1947 году лагпункт имел план лесозаготовок 120 тысяч кубометров [1]. Заключённые валили лес, обрубали сучья, раскряжевывали, грузили в вагоны. Всё делалось вручную, с использованием лучковых и поперечных пил и топоров. Бревна с делянок к месту погрузки перевозили по круглолежневым дорогам на специальных телегах-сцепах, состоящих из двух колесных пар, соединенных дышлом, с использованием конной силы местного конпарка. К погрузочным эстакадам были проведены железнодорожные усы. Загруженные вагоны выводились на станцию, где из них формировались составы для отправки на лесозавод в посёлке Лесной. [3 ч.1]

К северу от станции Раздельная от магистральной линии ГКЖД отделялась т.н. «Гидаевская» ветка, которая вела в восточном направлении и имела путевое развитие. На этой ветке находились несколько лагпунктов:  16-й, 19-й, 22-й, 23-й, 24-й. [5, 6, 7] Также к северу от станции Раздельная на запад до р. Сысола до закрытия лагпункта существовала лесовозная железнодорожная ветка длиной около 3,5 км. [3 ч.6]

В связи с исчерпанием лесного фонда в 1954 году лагпункт был закрыт [3 ч.1] и в структуре Вятского ИТЛ за 1954 год уже не указан [2 с. 120-121]. Постройки лагпункта были разобраны и с этого момента станция Раздельная стала функционировать только как подразделение Гайно-Кайской железной дороги [4 с.3].

Название «Раздельная» населённому пункту было официально присвоено в 1958 году (Решением Кировского облисполкома от 3 марта 1958 г. № 173), тогда же из Верх-Сысольского сельсовета она была передана в состав Лесного поссовета [9].

Население посёлка в начале 1950-х гг. составляло до 200 человек. Среди жителей было много освободившихся из лагерей бывших политзаключённых, а также сосланных в Вятлаг («трудмобилизованных») немцев Поволжья. По воспоминаниям бывшего жителя Раздельной Валерия Шапши, это были порядочные, трудолюбивые люди. Люди жили в бараках и отдельных домах домах, вели домашнее хозяйство, имели огороды, держали коров [4].

Жители работали на железной дороге: обслуживали участок ГКЖД, закрепленный за станцией, работали в составе паровозных бригад, выполняли мелкий ремонт паровозов в депо, экипировали паровозы углем, обслуживали инфраструктуру самой станции (семафоры, стрелочные переводы и т.д.). [4 с.3]

План станции Раздельная в конце 1950-х гг. представлен на схеме Валерия Шапши [4 с.5]

Основная часть строений, магазин, электростанция, школа, клуб, фельдшерский пункт и  здание железнодорожной станции размещались на запад от рельсовых путей. Несколько домов, железнодорожное депо и угольная экипировка размещались к востоку от железнодорожных путей, и это место называли - «за линией». По станции проходили три железнодорожных пути. В конце станции, тоже за линией, была угольная экипировка. К ней подходила отдельная коротенькая железнодорожная ветка. Туда привозили вагоны с углем и сваливали уголь вдоль этой ветки. По рельсам ходил паровой экскаватор. [4 с.4]

Начальная школа размещалась сначала в бараке, а в 1963 году было построено новое здание из литого шлакобетона. В этой школе было два больших классных помещения, учительская и большой коридор. В школе училось примерно 40 учеников. Учителем долгое время работала Карпова А.А. При школе в летнее время организовывали пионерский лагерь.

В клубе, который также размещался в бараке, время от времени показывали кинофильмы, по праздникам силами местной художественной самодеятельности устраивались небольшие концерты, и ставились сцены из спектаклей. В середине 1960-х гг. на Раздельную пригнали вагон-клуб, сняли с него колёса и установили стационарно. В новом клубе был небольшой зал, где смотрели кино, в одном купе был радиоузел, ещё в одном библиотека.  [4]

Постепенно посёлок несколько расширился. Население в 1960-е – 1970-е составляло около 200 человек. План станции Раздельная в конце 1970-х гг. представлен на схеме Виталия Засухина [4 с.32]

Как было сказано выше, в 1950-е гг. станция Раздельная была узловой, связывая с магистральной линией целый куст лагпунктов на Гидаевской ветке. Однако в конце 1950-х – начале 1960-х большая часть этих лагпунктов закрылась, и остался только 19-й – посёлки Сосновка-1 и Сосновка-2. Этот лагпункт (с конца 1960-х гг. – исправительно-трудовая колония) был достаточно большой, вел лесозаготовки с использованием развитой сети узкоколейных железных дорог, а потому Гидаевская ветка продолжала существовать и была загружена. Между Сосновкой и Раздельной ходила пассажирская дрезина (до 1970-х прицепной вагон) [3]. Около 1990 г. ИТК-19 в Сосновке была закрыта [10,11], и Гидаевская ветка разобрана. Cтанция была преобразована в «Раздельный пункт 60-й километр» [11].

В 1990-е гг. населенный пункт постепенно пришёл в упадок, население разъехалось. В 2004 году жило всего 22 человека, в основном пенсионеры. При этом с 1998 года из-за дороговизны топлива была отключена электростанция и население осталось без электроэнергии (к единой энергосистеме станция подключена не была). У одного из местных жителей В.Я. Гельдта был свой дизель-генератор. [8]

План станции Раздельная в 2008-2009 гг., составила Мария Гельдт [4 с.46].

По данным ВПН-2010, на станции Раздельная оставалось лишь 7 жителей.

В настоящее время железная дорога в районе станции разобрана, здания находятся в состоянии развалин.

Источники

1. Бердинских, В.А. История одного лагеря (Вятлаг) – М.: Аграф, 2001

2. Белых, Н.Ю. Экономика ГУЛАГа как система подневольного труда (на материалах Вятлага 1938-1953 гг.). Москва, 2011

3. Засухин, Виталий. Рассказы о Раздельной. http://rodnaya-vyatka.ru/books/rasskazy-o-razdelnoy

4. Шапша, Валерий. Наша малая родина – станция Раздельная (сборник воспоминаний). http://rodnaya-vyatka.ru/books/nasha-malaya-rodina-stanciya-razdelnaya

5. Топографическая карта P-39-141,142 1962 г.

6. Топографическая карта P-39-141,142 прибл. 1990-х гг.

7. Воспоминания Виталия Засухина, схема лагпунктов Гидаевской ветки.

8. Андреев, Андрей. В зоне бедствия // Вятский край, 6 октября 2004 г.

9. Административно-территориальное деление Вятской губернии - Кировской области 1917-2009 г.г. Справочник. Киров 2011 г.

10. Структура Вятского УЛИТУ в 1980, 1985, 1990 гг.

11. http://infojd.ru/dop/poezdka2011viatlag.html

Денис Шабалин

Местоположение:
План станции Раздельная в конце 1950-х гг. Составил Валерий Шапша
План станции Раздельная в конце 1950-х гг. Составил Валерий Шапша
План станции Раздельная на конец 1970-х гг. Составил Виталий Засухин
План станции Раздельная на конец 1970-х гг. Составил Виталий Засухин
План станции Раздельная 2008-2009 гг. Составила Мария Гельдт
План станции Раздельная 2008-2009 гг. Составила Мария Гельдт
Станция Раздельная, середина 1950-х гг. www.vyatlag.ru
Станция Раздельная, середина 1950-х гг. www.vyatlag.ru
Учащиеся Раздельновской начальной школы, 1959 год (из книги В.Шапши)
Учащиеся Раздельновской начальной школы, 1959 год (из книги В.Шапши)
Пионерский лагерь в Раздельной, 1966 год (из книги В. Шапши)
Пионерский лагерь в Раздельной, 1966 год (из книги В. Шапши)
Береза на бывшем школьном дворе. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Береза на бывшем школьном дворе. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Бывший школьный двор. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Бывший школьный двор. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Бывший вагон-клуб. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Бывший вагон-клуб. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Двухквартирный дом. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Двухквартирный дом. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Последний обитаемый дом. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Последний обитаемый дом. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Жители Раздельной. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Жители Раздельной. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Кобыла Зорька. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Кобыла Зорька. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Колодец. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Колодец. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Нежилой дом. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Нежилой дом. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Нежилые дома. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Нежилые дома. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Развалины школы. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Развалины школы. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Снятая линия ГКЖД. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Снятая линия ГКЖД. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Центральная улица. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Центральная улица. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Электростанция. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru
Электростанция. 2013. Фото Виталия Засухина. www.vyatlag.ru

Фотографии вблизи этого места с сайта

Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

ст.Раздельная (Денис Логиновский (denlog))
ст.Раздельная (Денис Логиновский (denlog))
ст.Раздельная (Денис Логиновский (denlog))
ст.Раздельная (Денис Логиновский (denlog))
ст.Раздельная (Денис Логиновский (denlog))
ст.Раздельная (Денис Логиновский (denlog))

Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
5008ж. д. станцияРаздельнаяВерхнекамский районЛесной поссовет31

Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
5012ж. д. станцияРаздельнаяВерхнекамский районпгт Лесной31

Всероссийская перепись населения 2010 года

Код ТЕРСОНТипНазваниеРегионРайон или городской округПоселениеМужчинЖенщинВсё населениеКатегория населения
33207554006железнодорожная станцияРаздельнаяКировская областьВерхнекамский муниципальный районЛесное городское поселение437сельское

Государственный каталог географических названий (АГКГН)

Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
30010ж.-д.ст.(нп)РаздельнаяВерхнекамский район

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.