Источник: РГАДА 350-2-1133 (листы 62-63об.)
Сказки об умерших, бежавших и других выбывших после переписи дворцовых, архиерейских, монастырских, помещичьих и ясачных (русские, татары, мари, удмурты) крестьянах и разночинцев Арской, Галицкой и Зюрейской дорог Казанского уезда, дворовых и ясачных крестьянах Уфимского у. (лл. 59-82), помещичьих, монастырских и ясачных крестьянах и разночинцев Уржумского у. (лл. 926-976), положенных в подушный оклад на содержание Вологодского драгунского полка.
Уфинский уезд, дворцовая Каракулинская волость, д. Пермяковы.
Коментарий наборщика.
(Шапка) название дела у всех населенных пунктов в данной ревизии общая. Вступление и концовка тоже однотипные, вероятно написаны все одной рукой, отличия незначительные в тексте предложения. Запятых в оригинале нет совсем, наборщик их ставил не везде, правила русского языка, в полном объеме, не соблюдая, отделены лишь имена друг от друга. Предложения отделены тоже наборщиком, текст был написан на одном дыхании без знаков препинания.
В комментариях к первой публикации (с. Каракулина) прозвучала мысль о расшифровке Метрических книг Соборной Николаевской церкви с. Каракулина. Не вижу в этом смысла. Они в свободном доступе, читаются просто замечательно, за что священникам Кибардиным низкий поклон. Наборщик их изучил все. Ни чего нового, кроме дворцовых крестьян вы там не найдете. Священники Кибардины родные братья Иван и Василей Васильевы дети из крестьян села Каракулина. Позднее будут их дети и внуки. Расшифровать и оцифровать, на мой взгляд, следует Исповедные росписи, там мы найдем больше информации о сословиях. В настоящее время наборщик работает над ИР 1799 года.
Деревня (село) Пермяково это ближний пригород села Каракулина, в метрических книгах написано Пермякова слободка. В Каракулино была еще одна церковь Воскресенская, в метрических книгах этой церкви написаны только жители Пермякова, за редким исключением. Не удивительно, что впоследствии, церковь была разобрана и перенесена в Пермяково.
Здесь мы наблюдаем Дуровых, вероятно предков знаменитых Дуровых.
- В скобках ( ) указаны пропущенные буквы, либо фамилия по другим документам.
- (?) – неразборчивый текс, возможны ошибки в написании.
Текст ревизии.
Лист 62
1725 го ноября в 13. По указу ея Императорского величества самодержицы всероссийской и поданной инструкцыи ис канцелярии переписи и свидетельства о мужеска полу душ и расположения полков Казанской и Астраханской губерней майору господину Лукину Казанского уезду дистрикта Вологоцкого драгунскаго полку полковника господина Доригни Уфинского уезду дворцовой Каракулинской волости деревни Пермяковы староста Емельян Анисимов сын Удалчиков, выборной Кирило Михеев сын Черницын, рядовые Прохор Артемев сын Чернышев, Корнило Борисов сын Устюженин, Петр Иванов Че(Р)ницын под страхом смертной казни сказали после подания сказок 719 году и пополнитеньях и после переписи и свидетельства о мужеска полу душ 722 году в той нашей деревне убыло сего ноября по вышеписанное число, а кто имяны тому при сей сказке прилагается реестр.
После подания сказок в 719 году померли Иван Красилников, Дмитрей Андреев, Василей Коро(С)тин, Никита Солов, Терентей Истомин сын Козмакулин (Каракулин?), Матвей Дурнеев, Сергей Прохоров, Прокофей, Алексей Фадеевы дети Вострецовы, Михайло Онфилов, итого одиннацать человек. В том же году бежали Степан Трифонов, Игнатей Андронов, Григорей Ефимов, итого три человека.
В 720 году померли Петр Саратов, Антон Маклысев,
Лист 62 об.
итого два человека. В том же году бежали Андрей Политов, Евдоким Рожнев, Иван Мунгуров, итого три человека.
В 721 году померли Николай Силин, Василей Матвеев, Тимофей Саратов, Иван Фомин, Гаврила Чернышев, Григорей Елфимов сын Маклацев (Машкавцев?), итого шесть человек. В том же году бежали Павел Вохмин, Иван Чупряков, Прокофей, Андрей Андреевы дети Шугалевы, Игнатей Пьянков, у него сын Степан, Иван Коро(С)тин, у него сын Михайло, итого восемь человек.
После переписи в 722 году померли Прокофей Машковцов, Семен Шадрин, Григорей Чернышов, Ларион Филипин, Осип Дубцов, итого пять человек. В том же году бежали Фрол Зобнин, Иван Хохлов (?), итого два человека. В том же году взят в салдаты Семен Иванов сын Кажевников.
В 723 году померли Семен Устюжанин, Федор Марамыгин, Петр Марамыгин, Лука Терентьев, Лука Дуров, Никита Артемьев, Иван Потрепухин, итого восемь человек. В том же году бежали Никита Кожевников, у него брат Яков, итого два человека. В том же году взят в салдаты Иван Лукин сын Дуров.
В 724 году померли Егор Андреев, Степан Обросимов, Микифор Ильин, Агофон Пономарев, у него пасынок Михайло Семенов
Лист 63
сын Шадрин, Иван Прохоров, Назар Вохмин, Сава Юлданов (?), Тимофей Селев, Яков Вяков (?), Иван Иванов сын Каравин (Коровин?), итого одиннадцать человек.
В 725 году померли Семен Паздеков, Сидор Демешев, итого два человека.
Написаны вдвоя Трофим Харитонов сын Лобов, у него сын Василей, у него племянник Осип Иванов вторично написаны в дворцовой Сарапульской волости в селе Мамылеве.
В 722 году выслан на старые жилища Семен Иванов сын Кожевников в Сибирскую губернию в давыдцов солиссарской вотчину господ барон Строгановых в село Сергиевское. Итого умерших сорок пять, беглых восемнадцать, вдвоя три, взятых в салдаты два, выслан на старое жилище один. Всего убыло шестьдесят девять человек. И вышеписанные куды бежали и где живут не знаем. По побеге их явочного челобитья нигде не записано. И после переписи и свидетельства мужеска полу душ вновь прибылых и утаенных от нынешней переписи и пришедших из бегов ни единое мужеска полу души нет. И в сей сказке написали мы самую истинную правду, а буде что сказали ложно или кого утаили и за тоб указала ея Императорское Величество учинит нам смертную казнь.
К сей сказке вместо старосты Емельяна Удальчикова, выборного Кирила Черницына, рядовых Прохора Чернышева,
Лист 63 об.
Корнила Устюженина, Петра Черницына по их велению Воскресенской церкви дьячек Иван Золотухин руку приложил.
Два любопытных момента: Пермякова на данный момент деревня, подписывает сказку дьячек Иван Золотухин Воскресенской церкви, его семейство в лице Егора Иванова Золотухина в 1795м упоминается по ревизской сказке священнослужителей села Пьяный Бор, как раз из Воскресенской церкви села Пермякова, ранее относившейся к Каракулино.
Второй момент это упоминаемые Вохмины. Вохмины это беглецы, крестьянского сословия. Благодаря таким беглецам пополнялся состав многих дворцовых деревень, даже соседних волостей того же ведомства. Существует легенда об основании казаками Пьяного Бора. Но когда заглядываешь в ревизские сказки, то понимаешь: они все беглецы, и легендарный "казак" Вохма", чьи потомки носили фамилию Вохминых не исключение, как и Чигвинец и др. Беглецы-крестьяне, получившие временную свободу, затем легализовавшиеся, зачисленные в разряд дворцовых крестьян, и вполне возможно, принявших участие в обороне этих мест при восстаниях башкиров во времена Алдаевщины и Акаевщины.
В северовеликорусских говорах казак синоним слова батрак (безземельный крестьянин) - ссылка, противоречия нет
Отличный комментарий! Это многое расставляет по своим местам. Казак - не потому, что он казак в нашем привычном понимании, а потому что так называли батраков и безземельных крестьян. Спустя 100 лет под казаками уже имелось в виду совсем другое. )
В Уфе по Ландратской переписи (дело 440) очень много казацких дворов переписано, около 10 фамилий этих казаков встречаются и в Каракулино. Постараюсь расшифровать этот раздел переписи.