Раскольники деревни Контузлы, 1905 год.

Раскольники деревни Контузлы, 1905 год.

(Источник: ГАКО Ф. 237, Оп. 76, Д. 1186, л. 76)

Благодаря вятским энтузиастам в ГАКО совместно была выкуплена копия архивного дела по Сарапульскому викариатству со списками коренных раскольников за 1905 год. Все заинтересованные лица приглашаются к расшифровке этого дела. Охват населённых пунктов – значителен. Географию населённых пунктов, отмеченных в деле, можно оценить на карте:

Раскольники Сарапульского викариатства (1905)

Автор карты: BVI9

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Мы решили внести свой вклад в расшифровку материалов из этого дела по интересующей нас деревне Контузла Пьяноборской волости Елабужского уезда, чьи раскольники из числа единоверцев входили в далёкий от своей деревни приход Богоявленской единоверческой церкви села Серсак-Арёмы, начиная с 1895 года. В 1904 году в деревне Контузле Пьяноборской волости, согласно "Ведомости Богоявленской Единоверческой церкви села Серсака Елабужскаго уезда, значащихся при оной церкви в приходе раскольников, перечисленных от Троицкаго прихода указом Сарапульскаго Духовнаго Правления от 10 Августа 1895 года", раскольничьих дворов имелось всего четыре: 3 двора Коробейниковых и 1 двор Колбиных, указанных как "уклоняющиеся в бегло-поповскую секту с 1863 года" (Источник: ЦГАКО Ф. 237, Оп. 76, Д.1183, л.л. 68-69об.). Расшифровка материалов за 1904 год опубликована на портале «Родная Вятка» в работе коллеги – Надежды Николаевны Соболевой.

Представленные в расшифровке за 1905 год семьи на протяжении всего XIX века относились к раскольникам, которых церковь старательно не замечала вплоть до 1840 года. Каноническую церковь они игнорировали, упоминаний об их религиозной православной активности в церковных метриках нет, зато можно обнаружить другое. Семейства на протяжении десятилетий фигурировали в исповедных ведомостях нерадивыми прихожанами, игнорирующими ежегодные исповеди. В 1840 году наконец их «заметили» и внесли в списки раскольников, зачислив их в 1840 году в «раскольники толка бес поповщины». С ведомостью контузлинских раскольников за 1840 год можно ознакомиться в нашей публикации. Начиная с 1840 года раскольники «внезапно» оказываются в фокусе общественного внимания, к ним применяются различные формы «воспитательного» воздействия. Из этих семейств изымались дети и передавались на воспитание чужим людям в «благополучные семьи», молодых парней из этих семейств чаще остальных рекрутировали, домой они возвращались редко. Вернувшихся отставников в приказном порядке с припиской «по распоряжению начальства» присоединяли к православию, как и незаконнорожденных детей в семьях контузлинских раскольников. Если у раскольников рождались дети-инвалиды, то уродства младенцев в церковных книгах изощрённо и подробно описывались, священники вели себя своеобразно и «смаковали» в деталях детские уродства. Современные потомки этих семейств до сих пор сохраняют стойкую неприязнь к канонической церкви.

По ведомости раскольников за 1904 год семьи контузлинских раскольников были указаны как «уклоняющиеся в Бегло-поповскую секту с 1863 года». Посетившие их странствующие проповедники увлекли беспоповцев в свою секту, кроме этих семейств других представителей беглопоповцев в Пьяноборском приходе не было, увлечь в беглопоповскую секту староверов из деревень Ильнеш, Прокошево и Волково «миссионерам» не удалось, за исключением уехавших следом за ними из своих деревень оболваненных крестьян.

Одно из раскольнических семейств для автора представляет особый интерес, упомянутый в документе холостой ещё Иван Мокеев Коробейников вскоре женится и в будущем станет свёкром бабушки автора, по первому её мужу. В 1924 году, или около того, свёкр погибнет от рук грабителей по дороге на базар в село Салауши, куда он направлялся для покупки лошади. В 1932 году его сын Кузьма женится на бабушке автора, ныне покойной Фатинье Максимовне, в девичестве Чулкиной. Кузьма Иванович Коробейников переживёт советско-финскую войну, но пропадёт без вести на фронте в 1941 году. Его следы до сих пор не обнаружены. Благодаря этому печальному событию после войны на свет появился отец автора, от второго брака овдовевшей Фатиньи.

Итак, перед вами ведомость коренных раскольников деревни Контузлы, в которой пропущены главы домохозяйств со своими супругами, перечисленные в аналогичной ведомости за год до этого. Незатейливым, хитрым приёмом, количество раскольников в деревне за один календарный год уменьшилось в два раза, сократив число таких семейств и продемонстрировав позитивную динамику в нелёгком деле борьбы с раскольничеством в отдельно взятом приходе.

 

 

Ведомость Вятской епархии Богоявленской Единоверческой церкви села Серсака, Елабужскаго уезда, значащихся при оной церкви в приходе раскольников, перечисленных от Троицкаго прихода указом Сарапульскаго Духовнаго Правления от 10го августа 1895 года за № 1660, за 1905 год.

… (л. 76)

 

 

Число

Раскольники крестьяне и их домашние

Деревни Кунтузлы Пьяноборской волости

Лета от рождения

Показание секты -Беглопоповской секты

Домов или дворов

Людей

Муж. пола

Жен. пола

Муж. пола

Жен. пола

 

 

 

Уклонившагося из православия в раскол Карпа Ефимова [КОРОБЕЙНИКОВА] дети:

 

 

 

76

304

-

Иаков

24

-

 

 

-

299

Александра

-

22

 

 

-

300

Параскева

-

21

 

 

305

-

и Матфей

19

-

 

 

 

 

Уклонившейся из православия в раскол вдовы Марии Тихоновой КОРОБЕЙНИКОВОЙ дети:

 

 

 

 

306

-

Трифон [Поликарпов]

39

-

 

 

307

-

Иустин [Поликарпов]

24

-

 

 

-

301

и Христина [Поликарпова]

-

19

 

 

-

302

Трифона жена Параскева Кириллова

-

40

 

77

308

-

Сын их Порфирий

17

-

 

 

309

-

Мокия Стефанова КОРОБЕЙНИКОВА сын Иоанн

25

-

 

 

 

 

Трофима Вавилова КОРОБЕЙНИКОВА дети:

 

 

 

 

-

303

Мария

-

31

 

 

310

-

и Диомид

26

 

 

 

 

 

Егора Савватиева КОЛБИНА дети:

 

 

 

 

311

-

Филимон

32

-

 

 

-

304

Ирина

-

27

 

78

312

-

Иван

22

-

 

 

313

-

и Павел

19

-

 

 

 

 

Итого:

10

6

 

 

 

 

/Итого, для сравнения, в 1904 году:/

14

11

 

/Далее идёт перепись раскольников починка Шаршады Алнашской волости/

 

Комментарии

Аватар пользователя BVI9

Все заинтересованные лица приглашаются к расшифровке этого дела. 

Беру в работу весь приход Старой Тушки, часть НП уже расшифрована.
Карта будет дополнена архивным указателем, а также ссылками на расшифровки.