По благодати, дару и власти всесвятаго і животворящаго Духа, даннѣй намъ от самаго великаго архіерея Господа нашего Іисуса Христа чрезъ святыя і священныя Его Апостолы і ихъ намѣстники і преемники. Благословили мы і дали храмозданную грамоту Яранского уѣзду, Какшинских починковъ старостѣ Івану Овдокимову с мирскими людми для того, что сего 1765 году Июня 14 дня в присланномъ к намъ із Яранского Духовного Правленія доношеніи представлено, что де по непремѣнному от совершенныя по благочестію ревности усердію желаютъ они в помянутых Какшинских починках построить вновь деревянную церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы с придѣломъ Святаго Апостола Андрея Первозванного, при которой імѣетъ быть пятдесят седмь дворовъ, ири коей церкви по числу дворов принадлежитъ быть священнику, дьячку и пономарю, кои на пропитаніе какъ пашенною землею і сѣнными покосы, такъ денежною і хлѣбною ругою, в силу межевой инструкціи, удоволствованы быть імѣютъ без всякого прекословія, ибо де оная церковь вновь построить потребна быть в тѣхъ Какшинских починках в благопристойном мѣстѣ для слѣдующих необходимых нуждъ, что оныя просители живутъ от прежней при коей были в приходѣ, також і от протчих окрестных церквей вдалности болѣе пятидесяти верстъ, а особливо к той прежней своей приходской церкви проѣздъ за великими лѣсами и болотами Какшею, Неею і мелкими рѣками в вешнее і осеннее время за неимѣніем мостовъ и переправ переходить і переѣзжать ніпокоторои мѣрѣ невозможно, от чего случается болящіе, також родилницы, умираютъ без исповѣди и причастія, а младенцы без крещенія, а прежней церкви, при коей оныя просители в приходѣ были, никакого із того недостатка быть не можетъ, а имѣетъ доволствоватся оставшиміся прихожаны без нужды, а по указу блаженныя і вѣчнодостойныя памяти Великия Государыни Імператрицы Екатерины Алексиевны 1726 году Декабря 22 дня состоявшемуся в Святѣйшем Правителствующем Синодѣ, между протчимъ, повелѣно по прошеніямъ всякихъ чиновъ людей, кто пожелаетъ, где прежде были и вновь строить каменныя и деревянныя церкви, о техъ, по свидѣтелству, ежели конечно где тому церковному строенію быть надлежит, и какъ духовному регламенту и указомъ противности и никакого препятствія не будет, таковымъ просителемъ, обязывая ихъ в надлежащемъ писмянно, с рукоприкладствиемъ, о строенiи оныхъ церквей давать позволеніи, по синодалной области в духовной дикастеріи, в епархiяхъ преосвященнымъ архиереомъ, чтоб от нестроенiя, где конечная імѣется нужда, во всякихъ церковныхъ испривленіяхъ, по закону христіянскому, в техъ мѣстахъ обывателемъ никакой нужды не произходило. Которою храмозданною грамотою за силу вышеобъявленного указа вновь деревянную во имя Покрова Пресвятыя Богородицы с предѣлом Святаго Апостола Андрея Первозванного в (К)ашинских починках церковь, заложа по церковному чиноположенію, построить і по устроенiи тое церковь і предѣлъ убрать іконостасом і святымі иконамі і протчим церковным благолѣпіемъ, какъ святыя правила и церковныя уставы повелѣваютъ, по подобію другихъ грекороссійских церквей, и оныя святыя иконы написаны бъ были самым добрым и искуснымъ мастерством, по греческому обыкновенiю, а не по расколнически, престолы построить по силѣ присланного из Святѣйшаго Правителствующаго Синода в прошломъ 1734 году Октября 28 дня указа препорцiалные, а имянно: в вышину аршина шести вершковъ и со дскою, в длину аршина осми вершковъ, в ширину аршина четырех вершков, да и жертвенники поставіть на востокъ такъ, какъ и престолы, і все ко освященію тоі церкви подлежащее ізъготовить, і чтоб церковныя сосуды былі сребрянныя, а по самоі необходимоі нуждѣ оловянные, із чистаго олова здѣланные, і олтарные одежды и священнослужителскія облаченіи хотя шелковыя і книгами всего церковного круга удоволствованаб была новоисправнымі, в том числѣ былъ бы катихизисъ іли православное ісповѣданіе і букварь і тѣ книги на имя тои церкви по листам подписать. А когда та церковь построена будет правилно і все оное приличествующее ко освященію со всѣм ізготовлено будет, тогда Яранскому духовному правленію, описавъ з достовѣрным свидѣтелствомъ, і тое опись прислать в духовную нашу консисторію на разсмотреніе при доношеніи, а ежели та церковь предѣлъ построены будутъ не по силѣ святых отецъ правил іли в чемлибо против вышеписанного надлежащаго до церкви і священноицерковнослужителем в землѣ іли ругѣ указного удоволствія учинено не будетъ, то оная церковь, за таковым неудоволствіем, освящена не будет. Писана в богоспасаемом градѣ Хлыновѣ в духовноі нашей Консисторіи Іюня 15 дня 1765 года.
Подлинная грамота подписана Его Преосвященствомь тако: Божіею милостію Смиренный Варфоломеи Епископъ Вятскіи і Великопермскіи.
Подлинная грамота отдана выборному Тереньтью Хаимову того ж числа.
Примечание: Отпускъ вь дѣлѣ Вятск. Духовн. Консист. 1765 г. № 141. Примѣч. Церковь села Рождественскаго, Хмелевскаго тожъ. Нынѣ это село, а такъ же и село Какша входятъ въ составъ Костромской епархіи. [Ветлужский уезд Костромской губернии]
Стр. 165 — 167
Источник: Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
Публикация о создании данного раздела: Сборник храмозданных грамот в разделе «Церковные приходы»