По благодати, дара и власти всесвятаго и животворящаго Духа, даннѣй намъ от самаго великаго Архиерея Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа чрезъ святыя и священныя Его Апостолы і ихъ намѣстники і преемники. Благословили мы о дали сію храмозданную грамоту епархіи нашей, вѣдомства Кукарского духовного правленія, села Сорвижскаго, Васильевской церкви священноицерковнослужителемъ и старостѣ церковному с приходскими людми для того, что сего 1771 года маия 30 дня поданнымъ к намъ доношеніемъ з заручнымъ приговором просили они о построеніи в показанномъ Сорвижскомъ селѣ вмѣсто згорѣвшей деревянной во имя Василія Великаго вновь в тож проименованіе с предѣломъ во имя святаго священномученика Власія деревянной же церкви резолюціи. А по справкѣ в консисторіи моей при оной Васильевской церкви имѣется приходских священноицерковнослужителских и государственных черносошных крестьянъ двѣсти семдесят девять дворовъ, в них мужеска тысяча пятисотъ семнатцать, женска тысяча пятисотъ шестидесяти, обоего три тысячи семдесятъ семь душъ, по указомже присланным із Святѣйшаго Правителствующаго Синода по 1-му 1726 году декабря отъ 22 дня: по прошеніямъ всякихъ чиновъ людей, кто пожелаетъ, где прежде были и вновь строить каменныя и деревянныя церкви, о техъ, по свидѣтелству, ежели конечно где тому церковному строенію быть надлежит, и какъ духовному регламенту и указомъ противности и никакого препятствія не будет, таковымъ просителемъ, обязывая ихъ в надлежащемъ писмянно, с рукоприкладствиемъ, о строенiи оныхъ церквей давать позволеніи, по синодалной области в духовной дикастеріи, в епархiяхъ преосвященнымъ архиереомъ, чтоб от нестроенiя, где конечная імѣется нужда, во всякихъ церковныхъ испривленіяхъ, по закону христіянскому, в техъ мѣстахъ обывателемъ никакой нужды не произходило. По 2 му октября отъ 9 дня 1742 году: построя церковь убрать святыми иконами и протчимъ церковнымъ благолѣпиемъ, какъ святыя правила и церковныя уставы і состоявшейся въ 1734 году сентября 13 дня указ повелѣваютъ, дабы престолы были в вышину аршина шести вершков и со дскою, в длину аршина осми вершковъ, в ширину аршина четырех вершковъ, і ко освященію приличное все изготовить, чтоб церковныя сосуды были сребрянныя, а по самой необходимой нуждѣ оловянныя, из чистого олова, олтарныя одежды і священнослужителския облаченіи имѣлись хотяб шелковыя и книгами всего церковного круга (развѣ кромѣ одних предѣлных церквей) удоволствованы и тѣ книги на имя тоя церкви по листом подписаны были. А когда та церковь построится и оное приличествующее ко освященію совсѣмъ ізготовлено будет, тогда оное все от духовных правленей описав з достовѣрным свидѣтелством тѣ описи прислать въ Епархиалнымъ архиереомъ при доношениях, при чемъ и о опредѣленной к церкви пашенной землѣ и сенных покосѣхъ всяль оная земля за священноицерковнослужителми во владѣніи і коликое число имѣется и колико ж двороваго числа и в них мужеска и женска пола душъ вналичіи в приходе тоя церкви находится объявлять имянно и по усмотренію из таковаго репорта, естли тѣ церкви с помянутыми удоволствиемъ совершенно окажутся, тогда і о освященіи их чинить позволеніе, а без такого свидѣтелетва о освященіи церквей позволенія отнюд не чинить. По 3-му декабря отъ 10 дня 1770 году: гдѣ прежде церкви были, но после обетшаютъ или згорятъ, таковыя хотя на основаніи 1722 году октября 24 дня Святѣйшаго Правителствующаго Синода в силу імяннаго Блаженныя і вѣчно достойныя памяти Государя Императора Петра Великаго, состоявшегося тогож 1722 году июля 13-го указа опредѣленія вновь строить Епархиалным Преосвященным архиереямъ и дозволять, но с таковым при том дополнениемъ, что ежели гдѣ в приходѣ будетъ в селѣх менее сорока, а в городѣх менѣе двадцати дворовъ и при них напредъ сего церкви были, но оныя обѣтшаютъ или згорятъ, то таковых к построению не представя Святѣйшему Синоду и не получа указу позволения не давать, а представленіи о том Святѣйшему Синоду чинит на точномъ основаніи помянутого учиненного октября 24 дня 1722 году опредѣления, а естли к построенію таковых при малых приходах церквей резоновъ не усмотрится, в такомъ случае тѣ приходския дворы приписывать по способности к другим церквами, и впред церквей уже тутъ не строить, дабы таковым благоучреждениемъ церкви Божія и духовенство можно было привести в лутчее состояніе. Того ради объявленным просителемъ по сей храмозданной грамоте вмѣсто объявленной згорѣвшей в тож проименованіе с предѣлом вновь деревянную церков заложа по церковному чиноположенію строить, какъ выше сего в указѣх предписано, а какъ та церков і в ней престолы і жертвенники в совершенство и правилно строеніемъ окончены и в силу вышепрописанного указного повелѣнія всею церковною утварію, а священноицерковнослужители пашенною землею с покосы или вмѣсто того денежною и хлѣбною ругою удоволствованы будутъ, тогда о освященіи той церкви с пріобщениемъ и с засвидѣтелством обовсѣх указных подробностях поповского закащика описи подат нам особое доношеніе, а естли та церковь по построеніи всею церковною утварію, а священноицерковнослужители пашенною землею с покосы или ж вмѣсто того денежною и хлѣбною ругою удоволствованы не будутъ, то оная, за таковым неудоволствіемъ, освящена не будетъ Писана в богоспасаемом градѣ Хлыновѣ в духовной нашей Консисторіи. Маия 31 дня 1771 году. № 632.
На подлинной грамоте подписано Его Преосвященством тако: Смиренный Варѳоломей Епископъ вятскій і великопермскій
На той же грамоте печать приложена із красного сургуча.
Подлинную грамоту священникъ Харитонь Александровъ принялъ.
Примечание: Отпускъ въ дѣлѣ Вятск. Духовн. Консист. 1771 г., № 168
Стр. 218 — 221
Источник: Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
Публикация о создании данного раздела: Сборник храмозданных грамот в разделе «Церковные приходы»