По благодати, дара и власти всесвятаго и животворящаго Духа, даннѣй намъ от самого Великаго Архіерея Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа чрезъ святыя и священныя Его Апостолы і их намѣстники и преемники. Благословили мы и дали сію храмозданную грамоту епархій нашей, вѣдомства Кукарскаго духовнаго правленія, села Пижанки Христорождественской церкви священноицерковнослужителемъ и старосте церковному с приходскими людми для того, что сего 1772 году маия 17 дня присланнымъ к намъ из Кукарского духовного правленія доношеніемъ с пріобщеніемъ означенной Христорождественской церкви от приходских людей заручного приговора требовано о построеніи в показанномъ Пижанском селѣ, вмѣсто ветхой деревянной Христорождественской церкви, вновь в тож проименованіе с предѣломъ Рождества Пресвятыя Богородицы каменной церкви, а ветхой деревянной о разобраніи и о употребленіи из оной лѣсу на обжегъ кирпича і извески резолюціи, при чемъ тѣмъ Кукарскимъ духовнымъ правленіемъ засвидѣтелствовано, что при оной церкви имѣется приходских ясашных и разднопомѣстных крестьянъ и новокрещенских всего четыреста сорокъ дворовь, священноицерковнослужителей находится попов трое, діаконовъ двое, дьячковъ трое и пономарей троежъ; на содержаніе коихъ от приходских людей отведено пашенной земли в полѣ по посѣву на шестнатцеть четвертей, а вдву потому ж, сенныхъ покосовъ на полтораста копень, хлѣбной руги от прихожанъ дается неопредѣленное число, но по доброхотству и по возможности, а по справке в консисторіи оказалось обоего пола три тысячи девятьсот тридцать душъ. По присланнымъ изъ Святѣйшаго Правителствующаго Синода указом велено, по 1-му, 1726 году декабря отъ 22 дня по прошеніямъ всякихъ чиновъ людей, кто пожелаетъ, где прежде были и вновь строить каменныя и деревянныя церкви, о техъ, по свидѣтелству, ежели конечно где тому церковному строенію быть надлежит, и какъ духовному регламенту и указомъ противности и никакого препятствія не будет, таковымъ просителемъ, обязывая ихъ в надлежащемъ писмянно, с рукоприкладствиемъ, о строенiи оныхъ церквей давать позволеніи, по синодалной области в духовной дикастеріи, в епархiяхъ преосвященнымъ архиереомъ, чтоб от нестроенiя, где конечная імѣется нужда, во всякихъ церковныхъ испривленіяхъ, по закону христіянскому, в техъ мѣстахъ обывателемъ никакой нужды не произходило. По 2-му, октября от 9-го дня 1742 году: построя церковь убрать святыми иконами и протчимъ церковнымъ благолѣпіемъ, какъ святыя правила и церковныя уставы и состоявшейся въ 1734-мъ сентября 13 дня указъ повелѣваютъ, дабы престолы были в вышину аршина шести вершков и со дскою, в длину аршина осми вершковъ, в ширину аршина четырехъ вершковъ, и ко освященію приличное все изготовить, чтоб церковныя сосуды были сребрянныя, а по самой необходимой нуждѣ оловянныя, из чистого олова, олтарныя одежды и священнослужителскія облаченія имѣлись хотяб шелковые и книгами всего церковного круга (разве кромѣ одних предѣлных церквей) удоволствованы и тѣ книги на имя тоя церкви по листомъ подписаныбъ были. А когда та церков построится и оное приличествующее ко освященію со всѣмъ изготовлено будетъ, тогда оное все от духовныхъ правленей описавъ з достовѣрнымъ свидѣтелствомъ тѣ описи прислать къ епархіалнымъ архиереомъ при доно- шеніях, при чемъ и о опредѣленной к церкви пашенной землѣ и сенных покосѣхъ всяль оная земля за священноицерковнослужителми во владѣніи и коликое число имѣется и коликожъ двороваго числа и в них мужеска и женска пола душъ вналичіи в приходе тоя церкви находится объявлять имянно и по усмотрѣнію из таковаго репорта, естли тѣ церкви с помянутымъ удоволствіемъ совершенно окажутся, тогда і о освященіи ихъ чинить позволеніе, а без такого свидѣтелства о освященіи церквей позволенія отнюдъ не чинить. По 3-му, декабря от 10 дня 1770 году: гдѣ прежде церкви были, но после обетшаютъ или згорятъ, таковыя хотя на основаніи 1722 году октября 24 дня Святѣйшаго Правителствующаго Синода в силу имянного Блаженныя и вѣчнодостойныя памяти Государя Императора Петра Великого, состоявшагося тогожъ 1722 году іюля 13 дня указа опредѣленія вновь строить епархиалнымъ преосвященнымъ архиереямъ и дозволять, но с таковымъ при томъ дополненіемъ, что ежели гдѣ в приходе будетъ в селѣхъ менее сорока, а в городѣхъ менее дватцати дворов и при них напредъ сего церкви были, но оныя обетшаютъ или згорятъ, то таковыхъ к построенію не представя Святѣйшему Синоду и не получа указу позволенія не давать, а представленіи о том Святѣйшему Синоду чинить на точномъ основаніи помянутого учиненнаго октября 24 дня 1722 году опредѣленія, а естли к построенію таковыхъ при малых приходахъ церквей резоновъ не у смотрится, в таком случаѣ тѣ приходскія дворы приписывать по способности к другимъ церквамъ и впредь церквей уже тутъ не строить, дабы таковымъ благоучрежденіемъ церкви Божіи и духовенство можно было привести в лутчее состояніе. Того ради объявленнымъ просителемъ по сей храмозданной грамоте объявленную обетшавшую церковь разобрать и лѣсъ употребить на обжегъ кирпича и извески и вмѣсто ее в тожъ проименованіе с предѣлом Рожества Пресвятыя Богородицы вновь каменную церковь, заложа по церковному чиноположенію, строить, какъ выше сего въ указех предписано, а какъ та церковь и в ней престолы и жертвенники в совершенство и правилно строеніемъ окончены, и в силу вышепрописанного указного повелѣнія всею церковною утварію удоволствованы будутъ, тогда о освященіи той церкви с пріобщеніемъ и с засвидѣтелствомъ обо всѣхъ указных подробностяхъ поповского закащика описи подать намъ особое доношеніе, а естли та церковь по построеніи всею церковною утварію удоволствована не будетъ, то оная, за таковымъ неудоволствіемъ, освящена не будетъ. Писана в богоспасаемомъ градѣ Хлыновѣ в духовной нашей Консисторіи. Маия 29 дня 1772 году. № 876. Подлинную грамоту священникъ Петръ Кириловъ принял и росписался.
Примечание: Отпускъ въ дѣлѣ Вятск. Духовн. Консист. 1772 г. № 187
Стр. 226 — 228
Источник: Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
Публикация о создании данного раздела: Сборник храмозданных грамот в разделе «Церковные приходы»