Маркеллъ, Преосвященный Митрополитъ Казанскій и Свіяжскій.
Къ Преосвященному Митрополиту, Сетюмской волости, деревни Копыловы, Кондрашка сынъ Косминъ Медвѣдевъ, да починка Мирякина Іванко Степановъ сынъ Собансовъ, деревни Мельниковой Перфиленко Даниловъ сынъ Щекотовъ, деревни Софоновы Софонко Даниловъ сынъ Петровыхъ, деревни Нижней Савка Порфирьевъ сынъ Чекмаревъ, починка Новаго Куска Никитинъ сынъ Захаровъ, деревни Копыловы Васка Никитинъ сынъ Дебеневъ и всѣхъ тѣхъ вышеписанныхъ деревень крестьяна и подали за руками челобитну, а в челобитнѣ ихъ написано: въ прошломъ томъ 199 году били челомъ намъ, преосвященному митрополиту, они вышеписанные челобитчики, чтобъ имъ построить на полѣ на яру подлѣ Копыловы деревни вновь церковь Божію во имя Рождества Христова, и в то время было у нихъ по переписке Іаранскаго закащика Знаменской церкви іерея Лаврентія Емеліанова двадцать одинъ дворъ, да к той церкви іерею с причетники пашенной земли на пятнадцать четвертей въ полѣ, а в двухъ потомужъ, да сенныхъ покосовъ на сто копенъ, а нынѣ де у нихъ поселились на черемискихъ іасакахъ вновь двадцать девять дворовъ. И к той же церкви прибавили они іерею с причетники пашенной земли на пять четвертей в полѣ, а в двухъ потомужъ, да сенныхъ покосовъ на сто копенъ и обоего будетъ пашенной земли двадцать четвертей в полѣ, а в двухъ потомужъ, да сенныхъ покосовъ на двести копенъ, и намъ, преосвященному митрополиту, пожаловати бы ихъ, благословити и велѣть имъ в томъ мѣсте на яру подлѣ Копыловы деревни построити вновь церковь во имя Рождества Христова. По строеніи (на построеніе) тоя церкви дати нашу архіерейскую благословенную грамоту, почему имъ тою церковь вновь строити. И мы, преосвященный Маркеллъ, митрополитъ Казанскій и Свіяжскій, слушавъ ихъ челобитню, благословили и велѣли имъ челобитчикамъ на томъ мѣстѣ на яру подлѣ Копыловы деревни тою церковь во имя Рождества Христова вновь строити, а на основаніи тоя церкви быти іерею и діакону, а вначалѣ на основаніи тоя церкви крестъ водрузити и молебенъ пѣти и святою водою кропити и все строити почину, какъ о томъ напечатано в новоисправномъ большомъ требникѣ, и строити тую церковь почину православнаго и уставнаго законоположенія, какъ о семъ правила и уставъ церковный повелѣваютъ, о единой или о трехъ или о пяти главахъ, а шатровыхъ церквей отнюдь бы не строили, и чтобъ олтарь былъ пространен и свѣтелъ, престолъ учинить о пяти столбцахъ въ среднемъ пятомъ столбцѣ сдѣлать сокровенное хранилище, в немъже полагаются мощи святыхъ мучениковь, а запрестольный образъ поставить одаль престола, чтобъ во время іерейскаго служенія іерею в каженіи межъ престола и запрестольнаго образа пройти было свободно, во святый олтарь изъ церкви учинить трои двери царскіе, сѣверные и южные, и въ церковь учинити же трои двери, сѣверные, южные и западные, пред западными дверми учинить паперть, а въ началѣ на правой странѣ царскихъ дверей поставить образъ Вседержителя Спаса з благословляющею рукою, возлѣ Спасова образа поставить образъ настоящаго храма, возлѣ храмоваго образа прочыя образы по своему обѣщанію, на лѣвой странѣ царскихъ дверей поставить образъ Пречистыя Богородицы с предвѣчнымъ младенцемъ и прочыя святыя образы по чину, такожде и вверху выконостасѣ поставить образы по чину же, и чтобъ у тоя церкви без нашего архіерейскаго указу предѣловъ не строити, и к той церкви іерею с причетники справить церковная земля и сенныя покосы противъ указу великихъ Государей и Соборнаго уложенія и под тою новопостроенную церковь отвесть под кладбище и попу с причетники подле села бы земли длиннику и поперешнику по осьмидесяти сажень, а пашенную землю и сенные покосы въ церковные земли отвесть, сверхъ сего къ усаду в ближнемъ мѣсте и нерозни снолна, и при писцахъ таю землю написать в писцовыя книги к той церкви в церковные земли и обмежевать. И какъ та церковь совершена и со всѣмъ церковнымъ украшеніемъ ко освященію изготовлена, и къ той церкви іерею с причетники церковная земля и сѣнные покосы, противъ указу великихъ Государей и Соборнаго уложенія справлена и под тою новопостроенную церковь подъ кладбище и попу с причетники подлѣ села бы земли длиннику и поперешнику по осмидесатъ саженъ отведено будетъ, и о томъ намъ преосвященному митрополиту учинить вѣдомо, и по нашему указу о освященіи тоя церкви указь и освященный антиминсъ посланъ будетъ к вамъ; а будетъ та церковь построена напротивъ нашего вышеписаннаго указу или образы не почину поставлены будутъ, такъже буде они прихожена под тою новопостроенную церковь под кладбище и попу с причетники подлѣ села бы земли длинннку и поперешнику по осмидесятъ саженъ не отведуть и пашенную землю и сѣнные покосы в церковные земли сверхъ того кусаду в ближнихъ мѣстехъ сряду и нерозни сполна отведена и при писцахъ та земля написана в писцовые книги к той церкви в церковные земли и обмежевана не будетъ, и по нашему указу той церкви освященной не быть, потому что противно православному законоположенію и церковному уставу, а что от того церковнаго строенія останется лѣсу и щепъ и тотъ лѣсъ скласть особъ и никому того лѣсу на строеніе мирскихъ домовъ непродавать, кромѣ церковнаго строенія, а щепы отдать просфорницѣ и велѣть тѣми щепами топить печь, в которой просфоры пекутся, и все учинить по вышеписанному нашему архіерейскому указу. Писася в нашемъ митрополіи домѣ при каѳедральномъ храмѣ Благовѣщенія Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и присно дѣвы Маріи. Лѣта 7201 (1693) Февруарія въ 14 день. При грамотѣ красная сургучная печать митрополита. На оборотной сторонѣ грамоты написано: Діакъ Зиновій Дружининъ.
Примечание: Грамота помѣщена въ Вят. Еп. Вѣд. 1898 г. № 13, стр. 662
Стр. 51 — 54
Источник: Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
Публикация о создании данного раздела: Сборник храмозданных грамот в разделе «Церковные приходы»