Божіею милостію Великій Господинъ Преосвященнѣйшій Сйлвестръ, Митрополитъ Казанскій и Свіажскій. Въ нынѣшнемъ 1731 году Маія въ 12 день били челомъ Его Архипастырству Казанского уѣзду Зюреискіе дороги Елабужского заказа ясашные рускіе и новокрещены новопоселенные деревни Челновъ крестьяня староста Ѳедоръ Ѳедосѣевъ сынъ Щтениковъ, выборной Сергѣй Костентиновъ да новокрещены деревни Мукай староста Василей Ивановъ, деревни Гришкины Осипъ Васильевъ, Василей Кириловъ, деревни Сентяку Данило Петровъ, Иванъ Васильевъ съ товарыщи и всѣхъ оныхъ деревень обыватели, а въ заручномъ ихъ прошеніи написано: помянутые де деревни Челновъ крестьяня жили въ селѣ Сараляхъ и отъ хлѣбнаго недороду перешли на татарскую покинутую землю тому лѣтъ съ десять, а нынѣ де помянутыхъ деревень рускіе и новокрещеные къ церкви Божіей прихожи во оное село Сарали, а оное де село отъ жилищъ ихъ не вблизости растояніемъ верстахъ десяти, и въ вещнее время за рѣками во оное де село и къ церкви Божіей ходить намъ невозможно, такожъ за далностію отъ оной церкви роженицы безъ покаянія и новорожденые младенцы безъ крещенія и безъ молитвы помираютъ и нынѣ де они, просители, по согласiю со общаго совѣту, обѣщаютца построить въ помянутой новопоселенной деревнѣ Челнахъ святую церковь во имя Рожества Пресвятыя Богородицы древяную вновь, а безъ благословенныя грамматы строить не смѣютъ, и чтобы Преосвященнѣйшему Митрополиту пожаловати ихъ, челобитчиковъ, благословити и повелѣти въ вышеписанной ихъ деревнѣ Челнахъ помянутую вновь церковь во имя Рожества Пресвятая Богородицы построить и дати благословенную граммату. И сего жъ Маія въ 17 день Великіи Господинъ Преосвященнѣйшій Силвестръ, Митрополитъ Казанскій и Свіажскій, слушавъ вышеозначенного ихъ заручного челобитья, указалъ противъ оного челобитья церковь вновь строить ненужно съ краснымъ осмерикомъ (?) добрымъ мастерствомъ и далъ благословенную граммату. А вначалѣ на основаніи тоя церкви быти іерею, крестъ водрузити и молебенъ пѣти и святою водою кропити и все строити по чину, какъ о томъ напечатано въ новоисправномъ болшомъ требникѣ и строить бы ту церковь по чину правилного и уставного законоположенія, какъ о семъ правила и уставъ церковной повелѣваютъ о единой или о трехъ или о пяти главахъ, а шатровыхъ церквей отнюдъ бы не строити, и чтобъ олтарь былъ пространенъ и свѣтелъ съ прирубными петистенными стенами, престолъ учинить о четырехъ столпцахъ, а запрестолной образъ поставить одаль престола, чтобъ во время іерейского служенія іерею въ кажденіи межъ престола и запрестолнаго образа пройти было свободно; во святой олтарь изъ церкви учинить же трои двери: царскіе, северные, южные, и въ церковь учинить же трои двери: северные, южные, западные; предь западными дверми учинить паперть. А вначилѣ на правой сторонѣ царскихъ дверей поставить образъ всемилостиваго Спаса съ благословящею рукою, потомъ же и протчіи образы по своему обѣщанію; на лѣвой сторонѣ царскихъ дверей поставить образъ настоящаго храма Рожества Божіей Матери и прочіи св. образы ПО чину, такожде и вверху въ иконостасѣ поставить образы по чину же, и чтобъ у святой церкви безъ Ево Архипастырского указу предѣловъ не строити и къ той церкви съ причетники справить церковную землю и сѣнные покосы противъ указа Ея Императорскаго Величества и соборнаго уложенія и подъ тое новопостроенную церковь отвѣсть подъ кладбище и попу съ причетники подъ сельбу (селидбу) земли длиннику и поперешнику но осмидесяти саженъ, а пашенную землю и сѣнные покосы по силѣ оныхъ просителей и обязателства отвѣсть сряду въ ближнихъ мѣстахъ, а не врозни, и приписать тое землю въ писцовые книги кь той церкви въ церковные земли и обмежевать. И какъ та церковь сооружена и со всѣмъ церковнымъ украшеніемъ ко освященію изготовлена и къ той церкви іерею съ причетники церковная земля и сѣнные покосы противъ указа Ея Императерскаго Величества и соборного уложенія и по силѣ ихъ подписки справлена и подъ тое новопостроенную церковь подъ кладбище и попу съ причетники подъ селидбу земли длиннику и поперешнику по осмидесяти саженъ отведено будетъ, и о томъ Ево Преосвященству учинить извѣстіе и по Ево архипастырскому указу о освященіи той церкви указъ и освященный антиминсъ посланъ будетъ къ вамъ. А буде та церковь построена не противъ вышеписаннаго указу или образы не по чину поставлены будутъ и по Ево Архипастырскому указу той церкви освященной не быть, потому что противно правилному законоположенію и церковному уставу. А что отъ того церковного строенія останется лѣсу и щепъ и тотъ лѣсъ скласть особъ и изъ того лѣсу на строеніе мирскихъ домовъ не продавать, кромѣ церковного строенія, а щепы отдать просфорницѣ и велѣть тѣми щепами топить печь, въ которой просфоры пекутся и все учинить по вышеписанному Его Архипастырства указу. Писася въ Его Архипастырскомъ домѣ при Каѳедралномъ храмѣ Благовѣщенія Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и приснодѣвы Маріи 1731 году Маія въ 20 день. Подлинную подписалъ Казначей игуменъ Германъ, справилъ Алексій Плетеневскій.
У подлинной приложена съ благословляющею рукою печать.
Примечание: Копія съ грамоты находится въ дѣлѣ Вятской Духовной Консисторіи 1850 г., № 2332
Стр. 124 — 127
Источник: Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
Публикация о создании данного раздела: Сборник храмозданных грамот в разделе «Церковные приходы»