Для просмотра информации по выбранному приходу щёлкните ссылке [+].
9) Село Можга – Казанско-Богородицкая церковь, каменная, построена в 1816 году: расстоянием от г. Вятки в 350 вер., от уездного города в 80 вер.; причта по штату положено: 3 св., 1 диак., 3 пс.; квартиры для причта казенные, кроме св. Маракулина, диакона Сырнева и пс. Замятина, которые имеют свои дома; земли: усад. 5 д. 1600 с., пах. 29 д. 1700 с., сенок. 7 д. 400 с., неудобн. 6 д. 2300 с.; братский денежный доход по общей кружке 1116 р. 85 к. и по частной кружке 576 р. 33 к.; руги собир. на весь причт до 300 п.; прихожан: правосл. рус. 3174 м. п., 3390 ж. п., крещ. вотяк. 3002 м. п., 3182 ж. п.; приход состоит из 39 селений, расст. 2 – 13 вер.
Село расположено на полугоре при реке Ныше, в лесной местности. В селе три школы: одноклассная женская церковно приходская, одноклассная смешанная земская при приюте и земская двухклассная. Кроме сих школ, в приходе тринадцать школ, из которых земские при починках: Каменногорском в 8 вер., Александровском в 10 вер., Русских Сибах в 10 вер., Русском Сюгаиле в 11 в., Гущинском в 5 вер., Больших Сибах в 4 в., Чумойуле в 10 вер., СТАРОМЪБЕРЕЗНИКЕ в 13 в.; в Сюгинском стекольном заводе в 10 вер. – частная, а остальные четыре школы церк.-прих. в деревне: Вишуре в 5 вер., Кватчах вь 8 вер., Почешуре в 6 вер., Ягуле в 10 вер. Прихожане, преимущественно вотяки, занимаются извозом стекла из Сюгинского завода. Во многих деревнях вотяки и русские занимаются приготовлением кулей. Среди русских более всего развито кузнечное мастерство, есть столяры, шорники, сапожники, горшечники. Почти все прихожане зимою занимаются выработкою леса и дров в казенных дачах, Сюгинского завода и своих. Дрова сбывают на заводы Сюгинский и Кокманский. В селе имеются: волост. правл., почтово-телеграфная контора, земская больница; квартиры; земского начальника, судебного следователя, податного инспектора, лесничего, станового пристава, ветеринарного врача, акцизного. Парох. прист. Тихогорская в 60 вер.; ст. ж. д. Чепца в 250 вер. Село стоит на проселке, идущем в город Малмыж.
В церкви сохранились старинные книги: евангелие напрест.ольное изд. 1751 г., постная триодь; обе книги даны из Казанской конторы новокрещенских дел в 1753 г. Библия, выходной лист который утерян, пачинается с 4 страницы приложением, а приложена дединация св. синода, поднесенная Государыне Императрице Елисавете Петровне в 1751 г. За дединациею следуют: 1) три предисловия: а) на первое свящ. Библии в 1663 г. издание, б) на издание св. Библии лета 1751 г. – предисловие это касается книг Ветхого Завета, в) третье предисловие касается книг Нового Завета. За предисловиями оглавление книги. Затем краткое указание содержания книг в сей Библии и наконец синопсис иже во святых отца нашего Афанасия Великого. После сего иачинается текст Библии и книги Бытия. Четвертая книга – Кормчая изд. 1787 года.
9) Село Можга – Казанско-Богородицкая церковь, каменная, построена въ 1816 году: разстояніемъ отъ г. Вятки въ 350 вер., отъ уѣзднаго города въ 80 вер.; причта по штату положено: 3 св., 1 діак., 3 пс.; квартиры для причта казенныя, кромѣ св. Маракулина, діакона Сырнева и пс. Замятина, которые имѣютъ свои дома; земли: усад. 5 д. 1600 с., пах. 29 д. 1700 с., сѣнок. 7 д. 400 с., неудобн. 6 д. 2300 с.; братскій денежный доходъ по общей кружкѣ 1116 р. 85 к. и по частной кружкѣ 576 р. 33 к.; руги собир. на весь причтъ до 300 п.; прихожанъ: правосл. рус. 3174 м. п., 3390 ж. п., крещ. вотяк. 3002 м. п., 3182 ж. п.; приходъ состоитъ изъ 39 селеній, разст. 2 – 13 вер.
Село расположено на полугорѣ при рѣкѣ Нышѣ, въ лѣсной мѣстности. Въ селѣ три школы: одноклассная женская церковно приходская, одноклассная смѣшанная земская при пріютѣ и земская двухклассная. Кромѣ сихъ школъ, въ приходѣ тринадцать школъ, изъ которыхъ земскія при починкахъ: Каменногорскомъ въ 8 вер., Александровскомъ въ 10 вер., Русскихъ Сибахъ въ 10 вер., Русскомъ Сюгаилѣ въ 11 в., Гущинскомъ въ 5 вер., Большихъ Сибахъ въ 4 в., Чумойулѣ въ 10 вер., СтаромъБерезникѣ въ 13 в.; въ Сюгинскомъ стекольномъ заводѣ въ 10 вер. – частная, а остальныя четыре школы церк.-прих. въ деревнѣ: Вишурѣ въ 5 вер., Кватчахъ вь 8 вер., Почешурѣ въ 6 вер., Ягулѣ въ 10 вер. Прихожане, преимущественно вотяки, занимаются извозомъ стекла изъ Сюгинскаго завода. Во многихъ деревняхъ вотяки и русскіе занимаются приготовленіемъ кулей. Среди русскихъ болѣе всего развито кузнечное мастерство, есть столяры, шорники, сапожники, горшечники. Почти всѣ прихожане зимою занимаются выработкою лѣса и дровъ въ казенныхъ дачахъ, Сюгинскаго завода и своихъ. Дрова сбываютъ на заводы Сюгинскій и Кокманскій. Въ селѣ имѣются: волост. правл., почтово-телеграфная контора, земская больница; квартиры; земскаго начальника, судебнаго слѣдователя, податного инспектора, лѣсничаго, станового пристава, ветеринарнаго врача, акцизнаго. Парох. прист. Тихогорская въ 60 вер.; ст. ж. д. Чепца въ 250 вер. Село стоитъ на проселкѣ, идущемъ въ городъ Малмыжъ.
Въ церкви сохранились старинныя книги: евангеліе напрест.ольное изд. 1751 г., постная тріодь; обѣ книги даны изъ Казанской конторы новокрещенскихъ дѣлъ въ 1753 г. Библія, выходной листъ который утерянъ, пачинается съ 4 страницы приложеніемъ, а приложена дединація св. синода, поднесенная Государынѣ Императрицѣ Елисаветѣ Петровнѣ въ 1751 г. За дединаціею слѣдуютъ: 1) три предисловія: а) на первое свящ. Библіи въ 1663 г. изданіе, б) на изданіе св. Библіи лѣта 1751 г. – предисловіе это касается книгъ Ветхаго Завѣта, в) третье предисловіе касается книгъ Новаго Завѣта. За предисловіями оглавленіе книги. Затѣмъ краткое указаніе содержанія книгъ въ сей Библіи и наконецъ синопсисъ иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго. Послѣ сего иачинается текстъ Библіи и книги Бытія. Четвертая книга – Кормчая изд. 1787 года.
Благочинный священник села Биляра Николай Николаевич Загуляев.
Источник: Вятская епархия — Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912. Автор описания церковных приходов: архивариус Духовной Консистории В. И. Шабалин.