Филипьев Владимир Михайлович

о.Владимир (1874-1937), священник
о.Владимир (1874-1937), священник

ИЕРЕЙ В.М.ФИЛИПЬЕВ (1874-1937 ГГ.): ЖИЗНЬ И СУДЬБА 

Аннотация. Важные для страны события нашли отражение в судьбах людей, ставших современниками Великой Российской революции. Революция четко разделила жизнь каждого человека на "до" и "после". Для отдельных категорий населения жизнь "после" - это лишения, невзгоды, семейные и личные трагедии. В статье рассмотрены жизненные реалии представителя сельской духовной интеллигенции В.М.Филипьева.  Отец Владимир разделил судьбу миллионов российских граждан, отдавших жизнь за веру и служение Отечеству.  

Ключевые слова: духовная интеллигенция, сельский священник,   законоучитель, земские школы. 

Великая Российская революция 1917 г. четко разделила жизнь страны и каждого ее жителя на две части. До 1917 г. - традиционный для поколений российских граждан уклад жизни, сложившаяся веками иерархия ценностей, социальная структура, картина мира и духовная жизнь. После 1917 г. за короткое время привычные жизненные реалии трансформируются, определены новые ценностные категории, уничтожена старая и создана новая иерархия социальных групп, из которой исключены целые сословия, которым новая власть отказала в гражданских правах, они превратились в "бывших" граждан, потеряли собственность, право на профессию, а зачастую, и на жизнь. Часть "бывших" рассматривали эмиграцию как единственный способ спасения. В то же время значительная часть представителей "опасных" сословий осталась в России, разделив трагическую судьбу тысяч своих сограждан.  

До революции 1917 г. особое место в сословном реестре занимало духовенство, значительную часть которого составляли сельские приходские священники, имевшие несомненное влияние на умы и души своей паствы. Можно по праву отнести представителей сельского духовенства к категории духовной интеллигенции, разделяющей с крестьянским миром бытовые трудности, семейные невзгоды, а также драматические страницы истории страны. 

Потребность проследить судьбы многих героев революционных и постреволюционных событий связана с необходимостью восстановить реальную картину российской драмы 1917 г., пережитой каждым человеком, семьей, обществом в целом. Реалии повседневности, отраженные в личных документах, фотографиях, воспоминаниях современников, и безусловно, отложенные в архивных фондах, - все это дает возможность рассмотреть историю отдельного человека сквозь призму истории страны. В статье предпринята попытка проследить жизненные реалии потомственного священника В.М.Филипьева, более 40 лет прослужившего настоятелем небольших сельских приходов Вятской губернии.  

Владимир Михайлович Филипьев родился в 1874 г. в семье сельского священника в с.Верховино Вятской губернии. В семье было семеро детей, и после ранней смерти отца мать Афанасия Ивановна вырастила их одна. В клировой ведомости Преображенской церкви села Верховино  1890 г. в составе причта значится "просфорница-вдова Афанасия Иоаннова, умершего священника сей церкви Михаила Филипьева жена, 39 лет. На должность просфорницы определена 9 ноября 1885 г. Пропитывается добровольным подаянием от прихожан с получением из Вятского о бедных духовного звания попечительства по 15 руб. в год и от церкви по 9 руб. [ 1] 

В 1895 г. Владимир окончил Вятскую духовную семинарию с аттестатом 1 разряда. Получивший такой аттестат семинарист мог продолжать образование в Духовной академии, но юноша выбрал иное: стал сельским священником, как отец. Владимир Михайлович был рукоположен в сан иерея и определён на службу в Пророко-Ильинскую церковь с. Балахна Котельничского уезда Вятской губернии, в январе 1897 г. переведён в Предтеченскую церковь с. Монастырское Орловского уезда Вятской губернии, в которой прослужил двадцать лет.  

Жизнь сельского священника проходила в разнообразных трудах и заботах. Крестьянская община и церковь жили в едином ритме, в соответствии с церковным календарем и событийными обрядами (венчания, крещения, отпевания). Таким образом, настоятель оставался, пожалуй, главным лицом крестьянского мира,  общественной и частной жизни общества. Священническая деятельность отца Владимира была отмечена церковным начальством. Так,  в 1899г. он награждён набедренником, в 1904г. скуфьёй, в 1913г. камилавкой [2]. В клировой ведомости Предтеченской церкви села Монастырское на 1907 г. записано о В.М.Филипьеве: "Имеет грамоту. Поведения отличного. Весьма усерден в благоустройстве своего приходского храма... Живет в новом деревянном церковном доме на церковной земле. Постоянного жалования не получает. Пропитывается он со своим семейством от получения добровольной платы за требоисправления и добровольных сборов от прихожан. Средняя денежная доходность по братской книге за последнее трехлетие выражается суммой 975 руб., 14 коп., из коих на долю священника приходит 487 руб.57 коп. Председатель церковно-приходского попечительства при церкви с 13 августа 1900 г."[3]  

В 1915 г. доходы священника составляют: "содержания из казны 294 руб. в год, за требоисправления  555 р.75 коп.; за законоучительство в земских училищах по 60 руб. и в церковной школе 30 руб."[4] В семье священника к этому времени было трое детей, поэтому для "пропитания" держали птицу и скотину, разводили огород, а также "держали стол" для чужих  людей. 
Кроме основной, собственно, священнической деятельности, в обязанности сельского священника входило обучение крестьянских детей Закону Божьему. На территории прихода имелись школы: "церковная  Монастырская с 1896 г.; земские - Монастырская с 1881 г., Старцевская с 1908 года и 2-я Коршуновская с 1909 г. Отец Владимир с 1 апреля 1897 г. состоял в должности законоучителя Монастырской земской школы, а с 27 сентября 1908 г. одновременно  и Старцевской земской школы. Его педагогическая деятельность проходила успешно. В течении нескольких лет (1909-1911гг. и 1913-1915гг.) священник избирался депутатом Вятского училищного съезда. 

В.М.Филипьев не только преподавал в земских школах, он взял на себя обязанность опекать молодых учителей, направляя их педагогическую деятельность и духовное развитие. Так, в начале ХХ века в земские школы уезда были направлены молодые учительницы - выпускницы Татианинской Орловской женской гимназии. Закрепилось неофициальное название этой гимназии - крестьянская, связанное с тем обстоятельством, что в гимназию за казенный счет принимали девочек из крестьянских семей, имеющих определенные способности и желание учиться. Так, одной из выпускниц 8 (педагогического) класса Орловской гимназии была Ирина Михайловна Багаева, сирота из беднейшей крестьянской семьи. Окончив с отличием 8 (педагогический) класс гимназии в 1909 году, Ирина Багаева получила назначение в Монастырскую земскую школу. [5] Молодые учительницы столовались в семье отца Владимира. Матушка взяла шефство над молодыми учительницами-простолюдинками, помогала одеваться, советовала, что читать, наставляла в жизни. Священник и его жена опекали девушек до свадьбы, а матушка стала крестной матерью для их детей. 

Первая мировая война изменила привычный порядок жизни, оказала серьезное влияние на умонастроения населения. По мнению С.В.Казаковцева, "первоначальный патриотический угар прошел довольно быстро, сменившись на рутинную жизнь, каждодневно приносившую лишь 
ухудшение положения большинству населения" [6]. Мобилизация еще более усугубила тяжелое положение крестьянских семей, многие оказались на грани голода и нуждались в помощи. В период войны проводили свою работу наряду с государственными также и общественные благотворительные организации для помощи семьям солдат, оказавшимся без кормильца. Практически в каждой губернии были созданы попечительские общества, отделения которых плодотворно работали в уездах и волостях. Во главе этих организаций стояли авторитетные для общества люди. В Монастырской волости председателем попечительства избран иерей В.М.Филипьев. 

В трудные военные годы осуществилась мечта отца Владимира о работе в приходе отца. 16 октября 1916 г. согласно прошению он перемещён на настоятельскую священническую вакансию в церковь с. Верховино Орловского уезда.  

Преображенская церковь с.Верховино упоминается в документах с начала XVII в. в связи с обретением чудотворного образа Преображения Господня ("Спас Колотый"). В 1750-1755 гг. на месте старого деревянного храма построена каменная церковь, в 1865 г. возведен новый теплый храм. В 1816 г. "в 50 саженях от церкви на месте  появления Чудотворной иконы Преображения Господня" построена каменная часовня.[7]  

В селе работали больница, школа, библиотека, открытые врачом-подвижником С.И. Сычуговым в конце XIX в., а также сельское училище и земская станция. Помимо службы в храме отец Владимир "проходил должность" законоучителя Верховского двухклассного училища с 1 декабря 1916 г. 

1917 год стал разделительной линией между "старой" и "новой" жизнью каждого человека. Вятская губерния оказалась на линии фронта Гражданской войны в 1918-1919 гг. "Постановлением Чрезвычайного штаба 2 августа 1918 г. Вятка и Вятская губерния были объявлены на военном положении, в августе военные действия вплотную  приблизились к территории Вятской губернии, в ряде уездов вспыхнули восстания. К середине ноября 1918 г. вся территория Вятской губернии была освобождена от белогвардейских частей, мятежи подавлены. В 1919 г. на вятские земли наступали части Колчака, в ноябре 1919 г. Орловский в числе других северных вятских уездов был объявлен на военном положении. Только к концу 1919 г. красные части смогли отбросить отряды Колчака с территории губернии. [8] 

Иерей Владимир Филипьев являлся последним настоятелем храма Преображения Господня, исполнял свой профессиональный долг вплоть до закрытия храма в феврале 1937 г.[9]  После 1917 г. профессиональная причастность к "служению культу", принадлежность к духовному сословию являлись основанием для различного рода притеснений со стороны властей, а также судебного преследования.  

Первый арест и судебное разбирательство был осуществлен по отношению к В.М.Филипьеву в 1930 году. Он был осужден по с.62 УК РСФСР (Организованное по взаимному соглашению сокрытие или неверное показание количества подлежащих обложению или учету предметов). "Гражданский суд 25 декабря 1930 г. за неплатеж церковных налогов приговорил на год принудительной работы, каковую выполнил, и к штрафу 1000 рублей. Постановлением президиума крайсуда от 4 мая 1932 г. приговор отменен и судебное дело прекращено за отсутствием состава преступления. Выдана выписка из протокола заседания президиума суда № 21 от 4 мая 1932 г."[ 10]. 

Советская власть продолжала наступление на представителей "чуждых" классов: лишает семью В.М.Филипьева дома. "Гражданским судом 4 мая 1931 г. по иску райисполкома, собственный дом с постройками, устроенный в 1924-25 гг. по законам советского правительства на коммунальной земле, признан муниципализированным. "[11] Также на священника возложены обязательства по мясопоставкам. В ответ на его жалобу в Кировский краисполком "служителю культа Филипьеву Владимиру Михайловичу, проживающему в деревне Погорелка Верховинского сельсовета Верховинского района" от 9 июня 1935 г. указано: крайисполком считает решение Верховинского райисполкома правильным и одновременно разъясняет, что согласно постановления ВЦИК от 25 декабря 1934 г. служители культа, не имеющие кулацких признаков, привлекаются к мясопоставкам по нормам как крестьяне-единоличники. Поэтому Вашу жалобу возвращаем без удовлетворения".[12] Как видно из текста документа, после "муниципализации" дома, семья священника вынуждена переселится в д.Погорелки (3 км от Верховино), откуда священник каждый день пешком ходил в храм на службу.  

Второй раз В.М.Филипьев арестован и осужден в 1936 г. по ст. 162. (Тайное похищение чужого имущества (кража). К сожалению, данные о деталях данного судебного процесса отсутствуют, однако сам факт ареста и суда по несправедливому обвинению, несомненно, нанесли пожилому иерею душевный удар, но он продолжал службу в храме  вплоть до его закрытия в феврале 1937 г.  

В конце 1930-х гг. Преображенский храм постигла та же судьба, что и большинство церквей в соседних селах: склады, мастерские в алтарях, зернохранилища... Чудотворный образ "Спас Колотый" был украден или уничтожен большевиками, с тех пор его следы теряются. Пожилой батюшка и его жена остались без средств существования и Владимир Михайлович  вынужден был устроиться на работу в лесоучасток. Работа была тяжелая для 64-летнего священника, к тому же оплату  производили крайне не регулярно, что вызывало недовольство рабочих. 

16 ноября 1937 г. В.М.Филипьев был арестован Верховинским РО НКВД. Ему предъявлено обвинение по ст.58-10 УК РСФСР. Владимир Михайлович обвинялся в том, что в 1936 и 1937 гг. вел активную контрреволюционную деятельность, а "августе м-це 1937 года, используя финансовое затруднение лесоучастка вел активную к-р агитацию, организуя рабочих не выходить на работы, заявляя, что денег нет, хлеба тоже, рабочих морят с голоду, советская власть задушила, надо организовано не  выходить на работу... В октябре м -це ...1937 года при разделке древесины забивал в кряжи железные предметы для производства аварийности, с тем, чтобы сорвать работу лесопильного завода..." "В период весеннего сева 1937 года Филипьев вел контрреволюционную агитацию за срыв сева, объяснял тем, что надо недодавать кормов лошадям и выводить их из строя, чтобы сорвать сев". [13] 

В.М.Филипьев не признал себя виновным ни по одному пункту обвинения. Так, в протоколах допроса от 19 ноября 1937 г. Владимир Михайлович не признает участие во "вредительской и диверсионной работе, направленной на срыв выполнения государственного плана лесозаготовок", объясняя, что работал "на разделке древесины на погореловском лесоучастке всего два месяца (октябрь и сентябрь 1937 г.), проводил разделку мелкой древесины,  никакой вредительской работы не вел, виновным себя не признаю". В.М.Филипьев дает отрицательные ответы и на следующие вопросы: " Вы умышленно забивали в древесину гвозди с целью аварийности лесопильного завода? Признаете ли Вы, что вели контрреволюционную пораженческую агитацию, направленную против колхозного строительства?" [14] 

27 ноября 1937 года на заседании Особой Тройки при УНКВД Кировской области было заслушано "Дело №5490 Верховинского РО УНКВД по обвинению Филипьева Владимира Михайловича, 1874 г.рождения, служ.культа. Судимый 1 раз за кражу. Обвиняется в том, что вел среди рабочих лесоучастка к-р.повстанческую агитацию, и призывал к забастовке. Постановили: Филипьева Владимира Михайловича заключить в исправтрудлагерь сроком на десять лет, считая срок с 15 ноября 1937 г." [15] К сожалению, проследить дальше жизненный путь В.М.Филипьева не представляется возможным, не известна судьба его жены Надежды Васильевны и детей. В 1931 г. был осужден по ст.58-10 брат Владимира Михайловича - Иван Михайлович, протоиерей церкви с. Анкушино Кирово-Чепецкого района Кировской области  (реабилитирован 06.05.1989). [16] 14 апреля 1989 г. прокуратурой Кировской области В.М. Филипьев был реабилитирован на основании действия ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов".[17] 

Жизнь замечательного человека, наставника, священника и учителя Владимира Михайловича Филипьева является примером беззаветного служения народу, честного исполнения своего долга. Он разделил судьбу невинно осужденных, казненных, умерших в лагерях священников, крестьян, рабочих, десятков тысяч российских граждан, на долю которых выпало жить в России в годы великих испытаний.  

Литература и источники 

1. Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф.237. Оп.70. Д.1216. лл.32об.-34. 

2. ГАКО. Ф. 237.Оп. 70.Дд. 1218,1258, 1073, 1216. 

3. ГАКО. Ф.237. Оп.70. д.1258. лл.87,88 об., 89, 95об. 

4. ГАКО. Ф.237, оп.70, д.1260, лл.163об., 164. 

5. ГАКО. Ф.Р-1140. Оп.2. Д.131. Лл.180-180об. 

6. Казаковцев С.В. Вятская губерния в годы первой мировой войны: 
эволюция общественных настроений// Известия Томского политехнического университета. 2007. Т. 310. № 3. С.184-188. 

7. ГАКО. Ф.237. Оп.70. Д.1073. Л.821. 

8. Очерки истории Кировской организации КПСС. Часть вторая. 1918-1968 г. Волговятское кн.изд-во. Горький. 1961.  С.21,24,37,49. 

9. Зуев А.В. История Преображенской церкви с.Верховино в XVII - начале XXI вв./А.В.Зуев. - изд. - 1-е - Юрья, 2015. С.59. 

10. ГАКО. Ф.Р-2168. Оп.4. Д.76. Л.4. 

11. ГАКО. Ф.Р-2168. Оп.4. Д.76. 

12. ГАКО. Ф.Р-2168. Оп.4. Д.76. 

13. Государственный архив социально-политической истории Кировской области (ГАСПИ КО). Ф.Р-6799. Оп.6.Д.СУ-8350. Л.34. 

14. ГАСПИ КО. Ф.Р-6799. Оп.6.Д.СУ-8350. Л.31-31об. 

15. ГАСПИ КО. Ф.Р-6799. Оп.6.Д.СУ-8350. Л.34. 

16. Сухих А., прот. Вспомним поименно: Кн.4. Киров, 2005.   
С.98–99.  

17. ГАСПИ КО. Ф.Р-6799. Оп.6.Д.СУ-8350.  Л.40.  

Изображения

Священник с.Монастырского от.Владимир (Филипьев), матушка Надежда (крайняя слева) и земские учительницы И.М.Багаева (Скопина) - вторая слева, А.С.Филимонова14 мая 1914 г
document
Выписка из протокола № 22 заседания Особой Тройки при УНКВД (ГАСПИ КО. Ф.Р-6799. Оп.6.Д. СУ-8350. Т.1. Л.34).
document
Лист протокола допроса (ГАСПИ КО. Ф.Р-6799. Оп.6.Д. СУ-8350. Т.1. Л.31).
document
Лист протокола допроса (ГАСПИ КО. Ф.Р-6799. Оп.6.Д. СУ-8350. Т.1. Л.31 об).
document
Лист анкеты арестованного (ГАСПИ КО. Ф.Р-6799. Оп.6.Д. СУ-8350. Т.1. Л.28).
document
Лист анкеты арестованного (ГАСПИ КО. Ф.Р-6799. Оп.6.Д. СУ-8350. Т.1. Л.28 об).
document
Заключение о реабилитации (ГАСПИ КО. Ф.Р-6799. Оп.6.Д. СУ-8350. Т.1. Л.40).

События из жизни персоны

СобытиеДатаМестоОписание
Родился1874село Верховино (Юрьянский район, Кировская область) - существующий н.п.

Книга Памяти жертв политических репрессий CCСР

Данные из базы данных общества «Мемориал» «Жертвы политического террора в СССР»

сортировать по убываниюФИОБиографияПреследованиеРеабилитацияИсточник?Отправить уведомление об опечатке
1932439Филипьев Владимир МихайловичРод. 1874, Юрьянский (Верховинский) р-н, с. Верховино, Верховинский с/с
Национальность: русский
Проживание: Юрьянский (Верховинский) р-н, с. Верховино, Верховинский с/с
Занятие: без определенных занятий.
Обвинение: по ст. 58 п. 10 УК РСФСР
Осуждение: 27.11.1937, особая тройка при УНКВД по Кировской обл.
Приговор: 10 лет лишения свободы.
Дата: 14.04.1989Книга Памяти Кировской обл. (тт. 1-4)

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.