ID: 135785
Этот уголок братья Новоселовы облюбовали для себя еще в середине XIX века: вековые ели, лесная полянка и небольшая тихая речка Матюг. И земля - тяжелый суглинок. Трудиться братья умели. И появился на рижской земле новый починок. А через некоторое время пришёл сюда странного вида мужик – и дома сгорели. Выбрали соседнюю полянку и построили новые дома, но и их постигла та же участь. Новоселовы отступать не любили - отстроили дома в третий раз и назвали это место Погорелкой. К началу 30-х годов прошлого века починок вырос до 36 домов и стал красивой деревней. Почти половина мужиков были пимокатами - катали валенки почти на всю Круглыжскую волость. Эту историю поведал мне ветеран войны и труда Аркадий Акилович Новоселов, которому на днях исполнилось 85 лет.
В начале 30-х годов в деревне образовали колхоз. Вступила в него и многодетная семья инвалида Первой мировой войны Акилы Астафьевича Новоселова. Конечно, не так-то легко было расставаться с нажитым нелегким, трудом имуществом, но мужики решили, что сообща они будут жить лучше и назвали колхоз «Дружбой». А председателем избрали Акилу Астафьевича.
- Война застала меня в 12-летнем возрасте, - вспоминает Аркадий Акилович, - учебу в школе пришлось оставить, а потом почти всю сознательную жизнь учиться в вечерней школе и заочно. Старший брат Леонид сразу же ушел на фронт. На отца-инвалида, которого по его просьбе перед войной освободили от должности председателя колхоза, снова взвалили нелегкую председательскую ношу, а я, как старший мужчина в семье, взял на себя всю мужскую работу. Такова была судьба большинства подростков в нашей стране, которых война лишила детства. Я был рослым парнем - и в 13-летнем возрасте меня назначили молотобойцем в колхозной кузнице, а в 14 - вручили мобилизационную повестку на курсы трактористов при Круглыжской МТС. Весной 1944 года я уже работал на колесном тракторе с железными шпорами – СТЗ. Тяжелая была машина, неповоротливая. Меня взял к себе в напарники один из старейших механизаторов района П.Ф. Пересторонин. В 1950 году призвали в армию, к этому времени у меня было уже 5 лет механизаторского стажа.
Служил в мирное время, но в течение года и 8 месяцев пришлось участвовать в боевых действиях. Дивизию в составе авиационного корпуса под командованием четырежды Героя Советского Союза генерала И. Кожедуба в секретном порядке направили в Корею. Надо сказать, что корейцы встречали нас как освободителей. Об этой неизвестной войне до сих пор почти ничего не говорят и не пишут. А та война была кровопролитной. Наша зенитная часть прикрывала переправы сухопутных войск через крупные реки и часто подвергалась жестоким бомбардировкам американской авиации (американцы использовали запрещенные до сих пор средства: напалм, кассетные бомбы). Потолок полета американских бомбардировщиков Б-52 был таким, что наши зенитки не могли достать их. Во время одной из бомбежек я был контужен и больше месяца отлежал в госпитале. Но мы их все же вытеснили южнее 38-й параллели, в результате чего образовались два государства: Северная и Южная Корея. Последний год дослуживал в Иркутске. После армии хотел податься на Урал, но тяга к родной земле оказалась сильнее.
Вернулся в начале декабря, а в конце месяца к дому подъехала легковая автомашина с начальником Круглыжской МТС. Он пригласил вернуться на работу и предложил новый гусеничный трактор ДТ-54, а предварительно - пройти курсовую подготовку. От такого предложения отказаться, конечно же, не смог. Летом работал на тракторе, а зимой - на локомобиле, который обеспечивал электричеством мастерские. Последний год перед ликвидацией МТС трудился участковым механиком. В 1959 году переехал в Свечу, где работал механизатором в лесхозе, моторном цехе «Сельхозтехники», а после окончания сельхозтехникума – заведующим торговой базой СХТ. С организацией района меня пригласили на работу в качестве инженера Гостехнадзора райсельхозуправления, а затем инженера по технике безопасности, где трудился около 20 лет.
Работая здесь, заочно окончил Кировский с е л ь с к о х о з я й с т в е нный институт, после чего мне поступило, честно говоря, неожиданное предложение: возглавить вновь образованное в районе предприятие – нехозрасчетный прорабский участок НХПУ «Кировсельхозмонтажкомплект». Предприятие специализировалось на монтаже оборудования на производственных объектах и объектах соцкультбыта. По сути, мы завершали объекты и сдавали их в эксплуатацию. Тогда в хозяйствах района велось большое капитальное строительство, вводилось в эксплуатацию много объектов. Мы смонтировали технологическое оборудование на коровниках в колхозах имени 18 Марта, «Красное знамя», «Память Ильича», «Шмелевский», а также в детском саду в Рыбаковщине и т.д. На некоторых из них оно функционирует до сих пор. Значит, трудились мы не зря.
Уже 25 лет Аркадий Акилович находится на пенсии, из них около 7 лет ухаживал за своей тяжелобольной женой, которая после перенесенного инсульта не могла вставать. Это тоже своего рода человеческий подвиг. До болезни жены он постоянно участвовал в художественной самодеятельности, ветеранских мероприятиях, радовал игрой на гармошке своих сверстников и молодежь. Нелегко жить одному, да еще в таком возрасте, но он не падает духом: его навещают родственники, друзья, знакомые, а иногда он берет в руки гармошку и не чувствует себя одиноким.
(Статья из газеты "Свеча" от 11 февраля 2014 года № 18 (9516). Автор Эдуард Кулаков).
События из жизни персоны
Событие | Дата | Место | Описание |
---|---|---|---|
Родился | 25.01.1929 | деревня Большая Погорелка (Свечинский район, Кировская область) - ныне не существует | |
Умер | Июль 2016 | пгт Свеча (Свечинский район, Кировская область) - существующий н.п. |
К данному материалу не добавлено ни одного комментария.