Агафоников Александр Владимирович

 Агафоников Александр Владимирович
Агафоников Александр Владимирович

священномученик протоиерей Александр Владимирович Агафоников (+14.10.1937), р. 3.12.1881 с. Медяны Вятского у. Вятской губ., окончил ВДС, сл. с. Кырчан Нолинского у., с.Монастырщина и  с.Спасо-Талица Орловского у., Покровской церкви и Знаменской (Царево-Константиновской) церкви и  Троицкой церкви слоб. Макарье г. Вятка, Троицкий собор г. Котельнич, г. Глазов, арест 6.01.1927 и ложное осуждение  28.03.1927 в Сибирь, арест 14.09.1937 и ложное осуждение  10.10.1937  и убит на полигоне Бутово под Москвой, прославлен 20.08.2000

Жизнеописание

Агафоников Александр Владимирович (1881 - 1937), протоиерей, священномученик.

Память 1 октября, в Соборе Вятских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.

Родился 3 декабря 1881 года в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова, впоследствии священника. Мать, Мария Андреевна, была дочерью псаломщика Андрея Яковлевича и Пелагии Ивановны Трониных. Мария Андреевна обладала прекрасным слухом и хорошим голосом и знала наизусть около трехсот народных песен, в которых отражались нравственные воззрения и исторические предания русского народа, что оказало немалое влияние на её детей.

Большое влияние имел на братьев известный в Вятской земле пастырь и проповедник Николай Михайлович Зубарев, который был крестным отцом Александра и Василия Агафониковых, и впоследствии, когда Александру пришло время учиться, отец Николай настоял, чтобы родители отдали Александра в женскую церковноприходскую школу, которой он заведовал, а не в мужскую земскую, куда тот должен был идти и в которой, как и почти во всех земских школах, в то время нарочито процветало безбожие. После поступления в школу старшего брата Александра туда же поступил и Василий, хотя ему в то время исполнилось всего шесть с половиной лет.

Обучался в Вятской духовной семинарии, в 1903 году уволен из 5-го класса по прошению.

В 1903 году поступил учителем в Сычевскую церковноприходскую школу Вятского уезда.

В 1904 г. женился на дочери умершего диакона с. Макарье Лупповой Надежде Николаевне. Впоследствии в семье родилось четверо сыновей:

  • Геннадий (1913 г.) - умер в детстве,
  • Сергей (1915 г.),
  • Ерминингельд (1917 г.),
  • Николай (1922 или 1923 г.).

 

18 июня 1904 года он был рукоположен во диакона епископом Вятским и Слободским Никоном, был определен ко храму в селе Кырчаны Нолинского уезда Вятской губернии. С 15 сентября 1904 г. состоял законоучителем Кырчанской церковно-приходской школы.

29 октября 1906 года рукоположен во священника епископом Филаретом ко храму в селе Тойкине Сарапульского уезда Вятской губернии. С 20 декабря 1906 года состоял заведующим и законоучителем Кокушинской церковно-приходской школы. С 14 сентября 1907 года состоял законоучителем Тойкинского земского училища.

24 ноября 1907 года был переведен в храм села Монастырщины Орловского уезда Вятской губернии.

В 1911 году был избран депутатом от духовенства на епархиальный съезд, а в 1913 году – депутатом на окружной училищный съезд.

27 августа 1915 года был переведен в Рождественский храм в селе Спасо-Талицы Орловского уезда Вятской губернии и назначен законоучителем женского и мужского земских училищ. Состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества. О. Александр также прекрасно владел скрипкой.

В 1915–1917 годах избирался депутатом на епархиальные съезды, а в мае 1917 года был избран благочинным 1-го округа Орловского уезда.

С 1918 года стал служить в городе Вятке в Покровской церкви.

C 19 июля 1919 года стал служить в Троицком соборе в городе Котельнич (Вятская губ.). Исполнял должность благочинного с октября 1921 года. В 1920 году служил в Ветеринарно-санитарном отделе, в 1921-1922гг. - заведующим учетной секции при уездном отделе труда. В ноябре 1922 г. ему был выдан аттестат "За весьма полезную образцовую службу и весьма корректное отношение к подчиненным".

Был арестован около 1923 года, но через некоторое время был освобожден.

На состоявшемся в 1923 году благочинническом собрании было принято решение просить Патриарха Тихона об учреждении в Котельничах отдельного викариатства. Отец Александр предложил в качестве кандидата на занятие епископской кафедры иеромонаха Флавиана (Сорокина), подвизавшегося в Златоустовском монастыре в Москве.

В начале 1924 года иеромонах Флавиан был хиротонисан во епископа Котельнического, викария Вятской епархии. По приезде в Котельнич епископ Флавиан был вызван в уездный исполнительный комитет, где у него спросили, собирается ли он создавать при себе епархиальное управление, на что он ответил, что нет. В этот период отец Александр исполнял обязанности городского благочинного и был ближайшим помощником архиерея. Епископ Флавиан управлял викариатством около года, а затем был арестован и сослан. Из ссылки он написал отцу Александру, что попал в чрезвычайно тяжелые материальные обстоятельства и нуждается в самом необходимом; в ответ на просьбу о помощи отец Александр стал ежемесячно высылать епископу деньги.

В это время в Котельничах развязалась борьба обновленцев с православными; обновленцы были активно поддержаны советской властью, и ОГПУ стало собирать сведения обо всех наиболее непримиримых противниках обновленцев.

21 декабря 1926 г. на квартире о. Александра был произведен обыск в связи с арестом митрополита Кирилла (Смирнова). О.Александр был допрошен в Вятгуботделе ОГПУ.

"29 декабря 1926 г. уполномоченный I СПО СОЧ Вятгуботдела ОГПУ, рассмотрев материалы на священника гор. Котельнича АГАФОНИКОВА Александра Владимировича Н А Ш Е Л: ГООГПУ было известно, что священник гор. Котельнича гр-н Агафоников Александр, будучи благочинным в 1925 году сгруппировав вокруг себя реакционный элемент из духовенства гор. Котельнича и монашек, повел усиленную работу по укреплению в пределах уезда "старого православия" для более усиленной борьбы с т.н. группой обновленческого духовенства. Он повел работу по организации в городе Котельничи специальной епископской кафедры, что ему и удалось. В конце 1925 года в гор. Котельнич приехал епископ Флавиан, который вскоре за антисоветскую деятельность в Ижевске Коллегией ОГПУ был выслан в ссылку. Перед арестом Флавиан дал Агафоникову строгий наказ держаться за "старое", быть стойким и не бояться никаких преследований со стороны существующей власти и поручил ему нелегально исполнять должность наместника управляющего епархией. ...Исполняя нелегально административные функции епископа, Агафоников, ...собирая по 1 рублю ежемесячно с причта, ...эти деньги направлял еп.Флавиану по месту его ссылки. Все это делалось скрыто от Котельничского духовенства. Будучи реакционно настроен против Соввласти, Агафоников в церкви устраивал посвященные "страдальцам за веру православную" молебны, на которых демонстративно произносил многолетия "страдальцам за веру православную изгнанникам архиепископу Павлу, епископам Виктору и Флавиану", этим самым фанатично верующую публику натравливая на существующий государственный строй. После пожара в гор.Котельниче, идущие пожертвования в помощь погорельцам гор. Котельнича, Агафоников употреблял вопреки желаниям населения на ремонт сгоревших церквей. После приезда в гор.Котельнич митрополита Кирилла, Агафоников группировал вокруг его черносотенно-реакционный элемент. Способствовал агитации монашек среди верующего населения о прибытии в Котельнич "святого митрополита" и паломничеству к нему той же публики. Пытался привлечь монахинь ликвидированных монастырей, для использования их среди верующей публики с целью агитации "за старое" и мобилизации мнения верующей публики в пользу лиц, осужденных Соввластью за контрреволюционную деятельность. Указанные действия Агафоникова подтверждаются документами и материалами обыска, произведенного в его квартире 21/XII-26 года, в связи с арестом гр-на Смирнова К.И. На основании вышеизложенного ПОЛАГАЮ: священника Агафоникова арестовать с привлечением к ответственности по обвинению в преступлениях ст.61 и 187 У.К., материалы приобщить к делу N 65 по обвин. Смирнова.

Отец Александр Агафоников был арестован в сочельник Рождества Христова – 6 января 1927 года. 20 января следователь зачитал ему постановление о предъявлении обвинения, что «после ареста епископа Флавиана он возглавлял нелегально Котельническое епархиальное управление, на каковое производил денежные сборы и концентрировал их в фонд помощи антисоветскому элементу, находящемуся в ссылке. Являлся организатором денежных сборов тому же элементу. Вокруг себя сгруппировал черносотенный реакционный элемент города Котельнич, из которого намеревался организовать нелегальный сестринский кружок, ставивший своей целью содействие антисоветской деятельности проживавшего в городе Котельнич административно ссыльного митрополита Кирилла. После пожара в городе Котельничах поступающие пожертвования на погорельцев Агафоников вопреки желаниям населения расходовал на ремонт церквей и частично из них отправлял осужденному за контрреволюционную деятельность епископу».

25 января священник был допрошен. Отвечая на вопросы следователя, отец Александр сказал:

«Прошло приблизительно полгода после отъезда епископа Флавиана, когда я получил от него письмо, в котором он указывал на свое тяжелое материальное положение. Из чувства долга и сострадания к нему я послал пятьдесят рублей, а после того, как узнал его постоянный адрес, стал посылать ежемесячно по пятьдесят рублей. Деньги, собранные на епархиальные нужды, я считаю, должны находиться в полном распоряжении епископа Флавиана, так как у нас другого епископа нет, почему и считаю просьбы его о высылке денег вполне законными просьбами. Деньги, поступившие на ремонт церкви, расходовались по прямому назначению, и все они своевременно оприходовались в приходно-расходный журнал. Митрополиту Кириллу также оказывал материальную помощь из средств епископа».

20 марта 1927 года уполномоченный секретного отделения 6-го отдела ОГПУ Казанский, составляя окончательное заключение охарактеризовал его:

"АГАФОНИКОВ - наиболее активный антисоветский деятель г.Котельнича, агитировавший во время Кронштадтского мятежа среди церковников о "конце власти", создатель и руководитель разных реакционных мирянских объединений, организатор помощи высланному за антисоветскую деятельность епископату, переславший за один год более 500 рублей, каковая деятельность доказана рядом показаний и имеющимися в деле обнаруженными при обыске квитанциями, решил, как он сам сказал... подслужиться к митрополиту КИРИЛЛУ. Скоро он стал играть роль поверенного и секретаря Кирилла и имел для него связи с церковными деятелями гор.Москвы и другими. Кирилл и АГАФОНИКОВ, первый лично, второй письменно - получили сведения от черносотенной группировки церковников о назначении патриархом Кирилла. В письме АГАФОНИКОВА предупреждали из Москвы держать дело как можно секретнее, так как власти могут подслушать, узнать и "предположить заговор"... Он же получил для Кирилла указание, что "ссыльные и пострадавшие за веру епископы против того, чтобы сколько-нибудь легализоваться", т.е. иначе говоря - решили продолжать вести церковную политику в антисоветском духе... Виновность АГАФОНИКОВА и СМИРНОВА - полагаю считать доказанной."

28 марта 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило проходивших по одному делу митрополита Кирилла (Смирнова) и священника Александра Агафоникова по ст.58-6,58-10 УК РСФСР к трем годам ссылки в Сибирь. Ссылку отбывал в Челябинской обл., Кузнецкий р., Кузнецкстрой. По окончании срока ссылки отцу Александру было запрещено жить в ряде крупных городов, в которые, однако, не входила Вятка, куда он и приехал и где жил под надзором ОГПУ три года.

После отбытия наказания с 1930 года о. Александр жил в Вятке, несколько месяцев работал на лесопилке. Служил в Знаменской (Царево-Константиновской) церкви.

14 мая 1931 года приходской совет Троицкой церкви с. Макарье постановил принять протоиерея Александра Агафоникова постоянно священником религиозной общины. Ныне с. Макарье находится в черте г. Кирова (Вятки). 24 марта 1933 г. в Епархиальный совет поступило прошение от о. Александра: "Ввиду смертельной болезни жены и невозможных условий во время весенней распутицы, а также непосильного налогового обременения дальнейшее служение мое в с. Макарье становится для меня невозможным, а поэтому прошу временно уволить меня заштат". Жена о.Александра Надежда Николаевна умерла 1 апреля 1933 г. Неизвестно, было ли удовлетворено это прошение.

Осенью 1933 г. перемещен к Преображенскому собору г. Глазова Вятской области, однако служил там очень недолго.

Когда срок надзора окончился и отец Александр мог ехать куда пожелает, он воспользовался предложением своего брата, протоиерея Николая, который был благочинным, переехать в Московскую область и был назначен в Ильинскую церковь в селе Лемешово Подольского района.

 

 
 

14 сентября 1937 года отец Александр был арестован, заключен в тюрьму в городе Серпухове и на следующий день допрошен. На убеждения следователя признать себя виновным он ответил отказом, сказав, что виновным себя не признает. В тот же день были допрошены лжесвидетели.

Один из них, колхозный сторож, сказал:«Агафоников в беседе со мной неоднократно выказывал свои враждебные взгляды на советскую власть, заявляя о том, что советская власть их притесняет, прижимает во всем, "вот возьми, например, меня: сидел в тюрьме, находился в ссылке, а за что советская власть высылала – ни за что, напрасно, потому что она не дает народу свободы вероисповедания и, не считаясь с требованием верующих, высылает нас, чтобы уничтожить религию"».

Другой свидетель, местный уроженец, рабочий и член коммунистической партии, показал:«В начале августа я шел к церкви, где был улей с моими пчелами. У церкви я встретился с Агафониковым, который разговаривал с верующими. О чем он с ними беседовал до того, как я подошел, не знаю. Агафоников, остановив меня, завел сначала разговор о пчелах, в дальнейшем он перевел на разговор о плохой жизни при советской власти, заявив в присутствии верующих: "С каждым днем все тяжелее становится жить народу, доходов у крестьян стало мало, и живут они впроголодь". Я ему стал возражать и доказывать обратное, но Агафоников разговор со мной прекратил и пошел вместе с верующими к своему дому». После этих «показаний» следователь снова допросил отца Александра.

– Весной 1937 года вы в своем доме неоднократно вели контрреволюционные разговоры против советской власти с повстанческим направлением, заявляя, что рабочим и колхозникам плохо живется, крестьянство терпит от советской власти бедствия и что это долго продолжаться не будет и окончится крестьянским восстанием. Признаете ли вы себя виновным?
– Нет, я таких разговоров не вел и виновность свою отрицаю.
– Следствием установлено, что вы в августе 1937 года в группе верующих около церкви вели контрреволюционную агитацию против существующего строя и о плохой жизни при советской власти. Признаете ли вы себя виновным и будете ли вы давать правдивые показания?
– Виновность свою я отрицаю, таких разговоров я с верующими не вел, а если и были разговоры, то о службе на могилках.

10 октября 1937 года тройка НКВД по ст.58-10 ч.1 УК РСФСР (вел активную контрреволюционную деятельность с повстанческим направлением против существующего строя) приговорила отца Александра по "групповому делу прот. Александра Агафоникова и др." к расстрелу.

Расстрелян 14 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В августе 2000 года причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Истоник Сайт Древо


События из жизни персоны

СобытиеДатаМестоОписание
Осуждение10.10.1937ложное осуждение 10.10.1937
Родился03.12.1881 юл/ст.село Медяны (Юрьянский район, Кировская область) - существующий н.п.р. 3.12.1881 с. Медяны Вятского уеузда Вятской губурнии
Вятская Духовная семинарияМежду 1898 и 1903город Киров (Вятка, Хлынов) (Город Киров, Кировская область) - существующий н.п.Обучался в Вятской духовной семинарии г.Вятка, в 1903 году уволен из 5-го класса по прошению.
учитель1903деревня Сычево (Матвеевская) (Юрьянский район, Кировская область) - ныне не существуетВ 1903 году поступил учителем в Сычевскую церковноприходскую школу Вятского уезда.
служил диаконМежду 18.06.1904 юл/ст. и 29.10.1906 юл/ст.село Кырчаны (Богоявленское) (Нолинский район, Кировская область) - существующий н.п.18 июня 1904 года он был рукоположен во диакона епископом Вятским и Слободским Никоном, был определен ко храму в селе Кырчан Нолинского уезда Вятской губернии. С 15 сентября 1904 г. состоял законоучителем Кырчанской церковно-приходской школы.
служил священникомМежду 29.10.1906 юл/ст. и 24.11.1907 юл/ст.село Тойкино (Большесосновский район, Пермский край) - существующий н.п.29 октября 1906 года рукоположен во священника епископом Филаретом ко храму в селе Тойкине Сарапульского уезда Вятской губернии.
служил священникомМежду 24.11.1907 юл/ст. и 27.08.1915 юл/ст.село Монастырщина (Красная Деревня, Холуницкий) (Оричевский район, Кировская область) - существующий н.п.24 ноября 1907 года был переведен в храм села Монастырщины Орловского уезда Вятской губернии.
служил священникомМежду 27.08.1915 юл/ст. и 1918 юл/ст.село Спас-Талица (Оричевский район, Кировская область) - существующий н.п.ереведен в Рождественский храм в селе Спасо-Талицы Орловского уезда Вятской губернии
служил священникомМежду 1918 и 19.07.1919город Киров (Вятка, Хлынов) (Город Киров, Кировская область) - существующий н.п.служил в городе Вятка в Покровской церкви
служил священникомМежду 19.07.1919 и 06.01.1927город Котельнич (Котельничский район, Кировская область) - существующий н.п.служил в Троицком соборе в городе Котельнич Вятская губерния
Арест1923город Котельнич (Котельничский район, Кировская область) - существующий н.п.Был арестован около 1923 года, но через некоторое время был освобожден
Арест06.01.1927город Котельнич (Котельничский район, Кировская область) - существующий н.п.арестован в сочельник Рождества Христова – 6 января 1927 года.
Осуждение-город Киров (Вятка, Хлынов) (Город Киров, Кировская область) - существующий н.п.28 марта 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило проходивших по одному делу митрополита Кирилла (Смирнова) и священника Александра Агафоникова по ст.58-6,58-10 УК РСФСР к трем годам ссылки в Сибирь
Осбожден1930После отбытия наказания с 1930 года о. Александр жил в Вятке
служил священникомМежду 1930 и 14.05.1931город Киров (Вятка, Хлынов) (Город Киров, Кировская область) - существующий н.п.Служил в Знаменской (Царево-Константиновской) церкви г. Вятка
служил священникомМежду 14.05.1931 и 1933слобода Макарье (Город Киров, Кировская область) - часть другого н.п.служил в Троицкой церкви с. Макарье (ныне слобода Макарье в черте г.Кирова)
служил священником1933город Глазов (Глазовский район, Удмуртская Республика) - существующий н.п.Осенью 1933 г. перемещен к Преображенскому собору г. Глазова Вятской области, однако служил там очень недолго.
Погиб14.10.1937убит на полигоне Бутово под Москвой

Книга Памяти жертв политических репрессий CCСР

Данные из базы данных общества «Мемориал» «Жертвы политического террора в СССР»

сортировать по убываниюФИОБиографияПреследованиеРеабилитацияИсточник?Отправить уведомление об опечатке
1260590Агафонников Александр ВладимировичРод. 1881, Кировская обл., с. Медяны
Национальность: русский
Проживание: Московская обл., Подольский р-н, с. Лемешево
Занятие: священник с.Лемешево
Арест: 14.09.1937
Обвинение: контрреволюционной деятельности
Осуждение: 10.10.1937, тройкой при УНКВД по Московской обл.
Расстрел: 14.10.1937, место захоронения - Московская обл., Бутово
Дата: 09.08.1957Москва, расстрельные списки - Бутовский полигон

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.