Агафоников Николай Владимирович

священномученик протоиерей Николай Владимирович Агафоников (+5.11.1937), р. 1.09.1876 с. Лекма Слободского у. Вятской губ., окончил ВДС, сл. г.Слободской, с.Загарье Вятского у., Спасском Соборе  и Преображенском женском монастыре г. Вятка, арест февраль до 8.07.1923, арест 16.10.1937 и ложное осуждение  3.11.1937 и убит на полигоне Бутово под Москвой, прославлен 20.08.2000

Биография

Николай Владимирович Агафоников (1876 - 1937), протоиерей, священномученик

Память 23 октября (ст.ст), в Соборах Вятских и Московских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборах Бутовских и Подольских новомучеников

Родился 1 сентября 1876 года в селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова, впоследствии священника, и супруги его Марии Андреевны, дочери псаломщика Андрея Яковлевича и Пелагии Ивановны Трониных. Мария Андреевна обладала прекрасным слухом и хорошим голосом и знала наизусть около трёхсот народных песен. Николай имел младших братьев, Александра (1881 - 1937) и Василия (1885 - 1937).

По смерти последнего сынка, младенца Иоанна, – писал впоследствии отец Николай в своих воспоминаниях, – моя дорогая мамаша дала обещание святителю Николаю Чудотворцу (Великорецкому), что если по молитвам его перед Господом у неё будет сын, то она посвящает его ему, называя его именем, когда бы он ни родился, и при первом удобном случае отправляется на место явления его святой иконы на Великую реку и там служит благодарственный молебен...

В их доме царили мир и покой. Родители вели примерную семейную жизнь, оба отличались добропорядочностью, трудолюбием, долготерпением, отзывчивостью ко всему живому, старались воспитать эти качества и в своём сыне. Мать Коли обладала редкой добротой, глубокой набожностью и старалась с детства приучить его к искренней молитве, приводя в пример слова Иоанна Златоуста о том, что душа без молитвенного обращения к Богу мертва и бездыханна. С самого раннего детства Коля приобщился к церковной жизни при храме в своём родном селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии. В своих воспоминаниях о. Николай пишет: «...Лет с шести я с матерью ходил на клирос и пел с нею, а с семи лет уже читал часы и даже Шестопсалмие...». В это же время он прислуживал пономарем.

С семи лет обучался в Медянском мужском земском начальном училище, затем - в Вятском духовном училище. Сдал вступительные экзамены довольно легко благодаря бойкому чтению на русском и славянском языках и хорошей подготовке по Закону Божьему. Тем не менее, в последующем, из-за плохой успеваемости по арифметике, он должен был остаться в первом классе на повторный курс.

В 1897 году окончил Вятскую духовную семинарию.

Женился на Нине Васильевне, урождённой Фёдоровой. Отец Николай был очень начитанным, любил музыку. Играл на скрипке, рояле, имел прекрасный голос. У него было четыре сына: Герман (род. 1901), Серафим (род. 1903), Владимир (род. 1904), Николай (род. 1918) и две дочери: Варвара (род. 1900) и Лидия (род. 1910). Все дети были очень музыкальны. Когда собиралась вся семья, то любимым занятием было вместе петь духовные песнопения. И впоследствии, почти все дети пели в церковном хоре. Два сына были регентами в храме. Отец Николай очень любил природу, особенно любил собирать грибы. После отца Николая осталось большое литературное наследие. Наиболее ранний образец его литературного творчества представляет дневник ученика 1-го класса семинарии, который он довольно аккуратно вел на протяжении всего учебного года.

17 сентября 1899 года был рукоположен во диакона к Никольской церкви города Слободской Вятской губернии. В том же году был рукоположен во священника ко храму в селе Загарье Вятского уезда.

10 июня 1900 года отец Николай снова начал вести записи, озаглавленные "Мои записки и дневник". Они содержат довольно подробные сведения о его пастырском служении, миссионерской деятельности, диспутах с раскольниками. Записи приводятся с большими перерывами, в них есть ссылка на "Путевые заметки путешествия в Чернигов 1902 г.", о паломничестве по обету к мощам Феодосия Черниговского отца Николая с матушкой Ниной с заездом в Троице-Сергиеву Лавру, Москву и Киев.

В 1910 году был назначен заведующим Загарской церковноприходской школой.

16 августа 1916 года был назначен уездным наблюдателем церковно-приходских школ Вятского уезда. С 1 сентября 1916 года утверждён в должности законоучителя Вятского IV начального училища.

8 сентября 1916 года был определён к Вятскому Спасскому собору без права получения доходов.

С 15 декабря 1917 года служит священником в Вятском Преображенском женском монастыре.

С 8 ноября 1918 года был завхозом Вятского Народного университета. 23 января 1923 года был избран в состав епархиального управления, независимого от обновленческого Высшего церковного управления.

В феврале 1923 года был арестован в Вятке за "контрреволюционную деятельность" и заключён во внутреннюю тюрьму на Лубянке. Потом был переведен в Таганскую тюрьму. Пробыл в тюрьме 4,5 месяца, выпущен 8 июня за отсутствием улик.

Осенью 1923 года получил назначение в Знаменскую (Царево-Константиновскую) церковь в Вятке и был возведён в сан протоиерея.

Отец Николай знал несколько языков: греческий, французский, татарский. В 1926 году он переписывает ряд остросатирических произведений Бориса Самсонова (Записки товарища Баррикадова и другие). В конце 1926 года отец Николай был вынужден покинуть Вятку. Этот тяжёлый период его жизни нашел отражение в письмах, адресованных вятским родным и знакомым. В них причиной он называет клевету, возведенную на него недоброжелателями, будто бы он в свое время был в тесных сношениях с обновленцами Поповым, Ковиным и Кряжевских и даже назначение свое в Царево-Константиновскую Знаменскую церковь получил от "врагов церкви Христовой". В эту клевету поверили его духовный отец протоиерей Всехсвятской церкви А. Серебренников и тогдашний временный управляющий Вятской епархией епископ Виктор (Островидов).

 
 

В 1927 году служит в селе Ворсино Подольского района Московской области.

В 1928 году стал служить в Покровской церкви села Ерино Подольского района Московской области, в 1930 году стал настоятелем. Назначен благочинным Подольского округа. Здесь отец Николай начал работу над своим главным литературным трудом - мемуарами. В них он довольно полно описывает свое детство и родословную, много размышляет о воспитании в семье, дальнейшее повествование касается времени учебы отца Николая в земском и духовном училищах, в семинарии. Этот автобиографический труд остался неоконченным. Все труды отца Николая являются важными неопубликованными источниками по истории, в особенности церковной, Вятского края на рубеже XIX-XX веков.

16 октября 1937 года арестован по обвинению в тесной связи с контреволюционно настроенной группой лиц и проведении антисоветской деятельности. Из обвинительного заключения:

АГАФОНИКОВ, будучи враждебно настроен к Соввласти, имел тесную связь с к/р настроенной группой лиц - АГАФОНИКОВЫМ А.В., ФИШЕР Е.В. и ПОДУЗОВЫМ В.В., ныне арестованными органами НКВД за к/р деятельность, совместно с ними организованно проводил а/сов. деятельность среди населения.

Отец Николай виновным себя ни в чем не признал. Заключён в тюрьму в городе Подольске, Серпухове, а затем был переведен в Москву, в Таганскую тюрьму.

3 ноября 1937 года тройка НКВД по ст.58-10 ч.1 УК РСФСР приговорила отца Николая к расстрелу.

Расстрелян 5 ноября 1937 на полигоне Бутово под Москвой, погребен в безвестной общей могиле.

В августе 2000 года причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

8 сентября 2006 года в Подольске был освящен храм во имя священномученика Николая.

 

Источник сайт Древо


События из жизни персоны

СобытиеДатаМестоОписание
Родился01.09.1876 юл/ст.село Лекма (Знаменское) (Слободской район, Кировская область) - существующий н.п.Родился 1 сентября 1876 года в селе Лекма Слободского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова, впоследствии священника, и супруги его Марии Андреевны,
Учился-село Медяны (Юрьянский район, Кировская область) - существующий н.п.С семи лет обучался в Медянском мужском земском начальном училище
Учился1886 (прибл.) - 1897город Киров (Вятка, Хлынов) (Город Киров, Кировская область) - существующий н.п.учился в Вятском духовном училище. В 1897 году окончил Вятскую духовную семинарию.
служил диакон17.09.1899 юл/ст.город Слободской (Слободской район, Кировская область) - существующий н.п.17 сентября 1899 года был рукоположен во диакона к Никольской церкви города Слободской Вятской губернии
служил священником1899 - 08.09.1916 юл/ст.село Загарье (Мартыновская) (Юрьянский район, Кировская область) - существующий н.п.рукоположен во священника ко храму в селе Загарье Вятского уезда.
служил08.09.1916 юл/ст. - 15.12.1917город Киров (Вятка, Хлынов) (Город Киров, Кировская область) - существующий н.п.определён к Вятскому Спасскому собору без права получения доходов.
АрестФевраль 1923город Киров (Вятка, Хлынов) (Город Киров, Кировская область) - существующий н.п.В феврале 1923 года был арестован в Вятке
заключение в тюрьмеМежду Февраль 1923 и 08.06.1923г. Москвазаключён во внутреннюю тюрьму на Лубянке. Потом был переведен в Таганскую тюрьму. Пробыл в тюрьме 4,5 месяца, выпущен 8 июня за отсутствием улик.
служил1923 - 1926город Киров (Вятка, Хлынов) (Город Киров, Кировская область) - существующий н.п.Осенью 1923 года получил назначение в Знаменскую (Царево-Константиновскую) церковь в Вятке
служил15.12.1917 юл/ст. - Февраль 1923город Киров (Вятка, Хлынов) (Город Киров, Кировская область) - существующий н.п.С 15 декабря 1917 года служит священником в Вятском Преображенском женском монастыре.
Погиб05.11.1937 убит на полигоне Бутово под Москвой

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.