Верхне-Кырмыжское

Тип: село
Статус: часть другого н.п.

 Село Верхне-Кырмыжское (Верхокырмыжское, Верх-Кырмыж) своим возникновением обязано  церковному приходу, открытому в 1889 году, и построенной в 1894 году деревянной Успенской церкви. С этого времени здесь поселились церковнослужители со своими семьями. Церковь объединила вокруг себя территорию, ставшую самостоятельной административной единицей - селом Верхокырмыжским, рядом с которым находилась деревня Большой Перелаз, известная по документам с 1710 года. 

 Село возникло на крутом правом берегу реки Кырмыжки в живописном возвышенном месте, на юго-западном склоне горы, со всех сторон было окружено еловыми лесами. Его было видно издалека из соседних деревень и починков - с западной и южной стороны от реки территория хорошо просматривалась. Своё название село получило неслучайно -  оно располагалось на землях по верхнему течению реки Кырмыжки ( от села до истока реки не более 6 км).

 Основными жителями села Верхне-Кырмыжское были церковнослужители со своими семьями и местные жители, работающие при церкви. В 1890 году в с.Верхний Кырмыж дьяконом на вакансии псаломщика служил Князев Василий Александрович (информация с сайта "Вятка. Наследие"). С момента открытия церкви и церковно-приходской школы много лет  священником  служил Тукмачёв Михаил Алексеевич. Он имел очень большую семью, все члены которой были грамотны. Его отец и старший сын тоже имели сан священника, другой сын был учителем ( информация из материалов Всероссийской  сельскохозяйственной и поземельной переписи  1916-17 года, ГАКО, ф.574, оп.6, д.374). Согласно материалам этой переписи в 1916-17 гг. в селе Верхний Кырмыж было 3 прочих хозяйства, в которых проживало 9 мужчин и 9 женщин, всего 18 человек ( вместе с детьми). По данным переписи 1926 года в селе Верхне-Кырмыжское было 5 прочих хозяйств, в них мужчин -3, женщин -8, всего 11 человек.

 Приход Успенской церкви был небольшой, прихожане жили в 15 селениях, расположенных в радиусе от 1 до 6 км от села Верхне-Кырмыжского. Согласно клировым ведомостям за 1915 год ( ГАКО, ф.237, оп.70, д.385) в приход входили деревни: Анкушовская, Большой Перелаз, Волонихинская, Городчиковская, Загайновская, Закаринская, Зуянская, Конкинская, Молоковская, Симахинская, Ситниковская, Сырцевская, Хлебниковская, Хомовская, Шуравинская. Основным занятием прихожан было земледелие.

 На небольшой компактной территории села Верхне-Кырмыжское были расположены церковь (деревянная, каменную построили позднее), казённые квартиры и хозяйственные постройки служителей церкви, церковно-приходская школа ( располагалась в нескольких зданиях). В советское время на территории села Верх-Кырмыж находились: школа ( до 1936 г. была начальной, затем семилетней), школьный интернат, библиотека (изба-читальня), сельский совет, почтовое отделение. Медпункт был в д.Большой Перелаз.

  Церковь Успения Пресвятой Богородицы стояла в селе до 1936 года, её закрыли и разрушили. Временем исчезновения села Верх-Кырмыж считается 1939 год ( из материалов книги " В центре Вятского края. Кумёнский район: история, события, люди /под ред. Ю.В.Грачёва). Территория села вошла в состав деревни Большой Перелаз со всеми объектами соцкультбыта. Местные жители ещё долго в обиходе использовали название " село Верх-Кырмыж". На протяжении всего времени существования рядом эти населённые пункты всегда были одним целым.

 В ГАКО сохранились метрические книги Успенской церкви с.Верхний Кырмыж с 1895 года до 1918 года ( ф.237, оп.227, дела с 41 по 54) - за все годы существования церкви до советского периода ( в неплохом  состоянии, хорошо читаемы).

 

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      former_settlement
      Село Верх-Кырмыж располагалось на возвышенном месте - справа площадь, на которой раньше стояла церковь, слева стояли дома церковнослужителей ( в настоящее время - это южная часть деревни Большой Перелаз .
      former_settlement
      Здесь стояла церковь Успения Пресвятой Богородицы - недавно был установлен памятник, расположенный на площади в д.Большой Перелаз ( ранее на территории села Верхне-Кырмыжское).

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      д. Б. Перелаз. Река (вид с моста на д. Шуравницы) (MagDi)
      д. Б. Перелаз. Река (вид с моста на д. Шуравницы) (MagDi)
      д. Красногорье (вид с горы на реку) (MagDi)
      д. Красногорье (вид с горы на реку) (MagDi)
      д. Б. Перелаз. Мемориал павшим в ВОв (MagDi)
      д. Б. Перелаз. Мемориал павшим в ВОв (MagDi)

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.Всего
      1-04-039селоВерхне-КырмыжскоеВятский уезд,
      Куменская волость
      Четвериковский7,5 км553811

      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Успенская церковь

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      ВерхокырмыжУспенскаяВятский уезд2-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село ВерхокырмыжскоеУспенская церковьВятский уезд2-й благочиннический округ

      5) Село Верхокырмыжское – Успенская церковь, деревянная, построена в 1894 г.; расстоянием от г. Вятки в 68 вер., от благоч. в 8 вер.; причта по штату положено: 1 свящ. и 1 псал.; квартиры для причта казенные; земли: пахотн. 15 д. 140 с., сенок. 12 д. 1356 с., лес. 5 д. 904 с., усад. 1500 с.; братский денежный доход: св. 840 р. и сбору на 60 р., пс. 280 р. и сбору на 20 руб.; руги соб. на весь причт до 30 п. ржи и 100 п. овса; прихожан правосл. рус. 928 м. п. 978 ж. п., приход состоит из 15 селений, расст. 1 – 6 вер.

      Село расположено на возвышениом месте, богатом хвойным лесом. В селе смешанная церк.-прих. школа. Главное занятие прихожан земледелие. Волост. прав. Кименское и фельдшерский мед. пун. в 8 вер. Парох. прист. в г. Вятке, ст. ж. д. Просница в 40 вер. Село стоит вдали от трактовой и проселочной дороги.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. Верхний КырмыжУспенская церковьВятский уезд2-й благочиннический округ
      Число населённых мест в приходе: 15 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО, ф. 237, оп. 70, д. 385)
      Справочник по составу приходов церквей Вятского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу

      Комментарии

      Аватар пользователя ru-danko

      Отметил по данным сообщения на форуме форума: http://sobory.ru/forum3/viewtopic.php?t=27014&start=25

      Дмитрий L ... Съездил в Большой Перелаз, спросил местных жителей о существовании Верхо-Кырмыжа. Указали на южную часть Большого Перелаза, что это и был Верхо-Кырмыж, позже сросшийся с Большим Перелазом ...

      Аватар пользователя lana956

        Добрый день, уважаемые форумчане! Действительно, село Верхне-Кырмыжское являлось частью другого населённого пункта и располагалось в южной части д.Большой Перелаз Кумёнского района в пределах современной "площади"- сейчас на ней стоит памятник воинам-землякам и мемориал  павшим в годы  ВОВ. Церковь была построена как раз в центре ( на фото - слева между памятником и мемориалом). Метка о нахождении с.Верхне-Кырмыжского (чаще говорили и писали "село Верх-Кырмыж") на карте поставлена правильно - при увеличении изображения видна территория "площади", с востока и юга оаймлённая лесом, церковь располагалась справа от изгиба дороги на совр. улицу Советскую. От церкви до первого дома д. Б.Перелаз было не больше 40-50 м. Дома, в которых жили служители церкви, стояли через дорогу, за развилкой: первый дом был двухэтажный, с мезонином, его называли "поповский", за ним через небольшой сад (сейчас там тополя) стоял другой дом ( в нём было несколько комнат) - как раз напротив первого дома деревни. Мой папа рассказывал, что каменная церковь существовала до 1930 года, её разобрали, из красного кирпича построили школу в Кумёнах. На этой же площади стояла деревянная церковь (возможно южнее), её разобрали в конце 1940-х годов. В "поповском " доме была школа, в мансарде жили учителя. Одновременно дети занимались и в деревянной церкви. Во время моего детства и юности "поповский" дом был уже одноэтажным (м.б. перестроенным), в нём длительное время находился магазин. Другой дом использовался под жильё. Южнее этих домов находились другие постройки. Раньше, до постройки этих церквей, при д. Б.Перелаз существовала православная часовня. По рассказам (старожилов), которые передавались следующим поколениям, первое поселение людей было недалеко от современной деревни, восточнее,  вдоль  северной стороны лога ( оврага), уходящего вершиной к кладбищу - возможно там и располагалась часовня.

       Д.Большой Перелаз и село Верх-Кырмыж - моя родина. Когда моя мама после окончания института приехала работать учителем в Верх-Кырмыжскую школу в 1951 году, то в разговорах, в письмах, на фото употреблялось "Верх-Кырмыж", возможно они с подругами жили в общежитии, здание которого раньше использовалось как казённое жильё для работников церкви. В материалах Всероссийской сельскохозяйственной  и поземельной переписи 1916-17 гг.(ф.574,оп.6,д.374)  дер.Большой Перелаз, село Верхний Кырмыж ( Верхо-Кырмыж) семьи священника, дьякона и просвирницы переписаны отдельно. До какого времени существовало село официально, пока информацией не располагаю.

       

       

      Аватар пользователя ru-danko

      Светлана Васильевна, большое спасибо за столь подробный комментарий!

      Если вы пожелаете, можем передать вам права на редактирование страниц Большой Перелаз и Верхне-Кырмыжское. Поскольку вы интересуетесь историей своей малой родины, вы, возможно, пожелаете сделать описание для этих населённых пунктов, по вашим воспоминаниям и по архивным документам, которые у вас имеются.

      Аватар пользователя lana956

       И Вам спасибо за предложение - обязательно попробую! Мыслей в голове и воспоминаний много, есть немного материалов из архива. Хотела плавно перейти в своих поисках к д.Большой Перелаз и д.Загайновцы (поч. Братухинский) - папиной родине после окончания работы по маминой линии родословия ( д.Федотовцы Кумёнского района, ранее поч.Вверх Лыстани речки Вожгальской волости) - перестроюсь.

      Аватар пользователя ru-danko

      Хорошо! Эти два населённых пункта передал вам. Будет желание получить также Загайновцы и Федотовцы - пишите мне, сделаем.

      Аватар пользователя lana956

      Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Верх-Кырмыж была освящена в 1894 году. Приход был открыт по указу святого синода от 19 января 1889 года, состоял из 15 селений, находящихся на расстоянии 1-6 вёрст от села. Церковно-приходская шола была открыта 3 декабря 1895 года. Об этом свидетельствует донесение вятского уездного наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты вятскому епархиальному наблюдателю А.Н.Чемоданову от 1 августа 1897 года. В донесении сообщается, что в Верх-Кырмыжской церковно-приходской школе обучаются 79 человек: 57 мальчиков и 22 девочки. Школа построена на средства Вятского епархиального училищного совета. Все учащиеся православные, крестьянского сословия. Заведующим и законоучителем школы с момента её открытия является священник Михаил Тукмачёв. Учительница школы - Таисия Агафонникова, её помощница - Варвара Чернышова. Церковному пению учащихся школы обучал псаломщик Василий Глушков. По мнению вятского уездного наблюдателя церковно-приходских школ, Верх-Кырмыжская школа может быть причислена к числу "хороших" школ Вятского уезда ( из материалов книги " В центре Вятского края. Кумёнский район: история. события, люди"/ под редакцией Ю.В.Грачёва, 2011 год ).

      В селе Верх-Кырмыж во время проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи в 1916-17 году отмечено 3 прочих хозяйства. 1.Семья священника Тукмачёва Михаила Алексеевича ( 51 г.) была большая: шесть сыновей от 7 до 26 лет ( второй сын - священник, учитель), отец ( 72 г., священник), жена ( 45 лет), две сестры 12 и 23 лет. Все члены семьи были граммотные. В хозяйстве жили прислуга ( 21 г.) - неграмотная и просвирница (19 л. ) - грамотная. Семья жила в казённой квартире, на казённой земле, держали скот (лошадь, жеребёнка, двух коров, бычка, свиней), иимели все необходимые сельскохозяйственные орудия труда, ииспользовали наёмных подённых работников. Имели землю (пашню и сенокос), пашню сдавали в аренду в чужую деревню. Хлеб не сеяли. 2 хозяйство -  дьякона Дрягина Николая Алексеевича ( 27 лет), духовного,  жена ( 21 г.), хозяин с женой - грамотные, дочь( 2 г.). В семье жила просвирница (50 л.) - неграмотная. Жили на церковной земле и в церковной квартире, держали домашний скот (корову, козу, свиней), имели змлю ( пашню и сенокос), нанимали подённых рабочих, сеяли хлеб ( рожь и овёс). 3 хозяйство - просвирницы Скрябиной Матроны Ермолаевны ( 56 л.), мещанки, грамотной,  работала по найму, жила на казённой квартире ( ГАКО  ф.574, оп.6, д.374 ).

      Дополнения по клировым ведомостям за 1921 год по Успенской церкви с. Верхнего-Кырмыжского Вятского уезда, 2-го благочинного округа ( л.38).

      1. Перемен в церкви в составе причта в означенном году не произошло.

      2. Члены причта живут в ветхих казённых квартирах , в каких жили и прежде, т.е. до 1917 года, священник живёт в квартире, предназначенной для его, а также и псаломщик, и просвирница.

      3. При причтовом доме имеется земля для огорода, в количестве приблизительно 1 дес., одной половиной её пользуется священник, а другой половиной - псаломщик и просвирница.

      4. Церковным старостой при церкви служит гражданин д.Конкинской Матфей Андрианов Ермолаев с 15 ноября 1921 г., за усердную службу старшиной по Кумёнской волости имеет награду - серебряную медаль. Помощником старосты служит гражданин д.Шуравинской Андриан Иониов Фалалеев .

      5. Преседателем приходского совета, по выбору членов совета, служит гражданин д. Городчиковской Евгений Стефанов Костров.

      6. Членами приходского совета состоят граждане :

      1) дер. Большого Перелаза Харитон Городчиков

      2) дер.Загайновской Иаков Лобанов

      3) дер. Молоки Никандр Матвеев Бабкин

      4) дер. Шуравинской Иоанн Николаев Фалалеев

      5) дер. Конкины Терентий Ипатиев Чучкалов

      6) дер. Анкуши Иоанн Федотов Коровин

      7) дер. Симахинской Матвей Иоакимов Лагунов

      8) дер. Хомовской Афанасий Григорьев Корякин

      9) дер. Волонихи гражданин Филипп Иосипов Фалалеев.

      ( ГАКО  ф.250, оп.1, д.7 - Ведомости о церкви, приходе и священноцерковнослужителях за 1921 год )

      Аватар пользователя lana956

      После сохранения комментарий получился по диагонали, не сообразила, как отредактировать.

      Аватар пользователя Иван Зыков

      Отредактировал ваше сообщение. Чтобы перенос на новую строку сделать, нажимайте клавишу Enter, пробелами для этого не надо пользоваться, текст «едет» как попало.

      Аватар пользователя lana956

      Спасибо! Интервал показался слишком широким.

      Аватар пользователя lana956

      Давно не работала с текстами и совсем забыла о вредоносной силе "пробела". Комментарий по Федотовцам написала  раньше, чем прочитала ваши ответы. Хотела отменить, но не получилось - умная программа всё равно отправила его. Спасибо вам обоим за помощь, исправлюсь - я адекватно реагирую на все подсказки и даже замечания.

      Аватар пользователя ru-danko

      Светлана Васильевна, мы вам передали права на редактирование страниц Верхне-Кырмыжа и Большого Перелаза. Лучше описание перенести в описание населённого пункта. Вверху найдите кнопку "Редактировать".

      Аватар пользователя lana956

       Хорошо, спасибо!

      Аватар пользователя lana956

       Перечитала "Правила добавления населённых пунктов", поняла, что значит "редактировать"; были сомнения. что информацию размещаю не там. Может быть её изменить, придерживаясь структуры правил ? Пока не имею достаточно материала по данному н.п. По возможности подсказывайте - учиться никому и никогда не поздно. Как перенести описание - копировать? Ещё раз спасибо!