Боровецкое

Тип: село
Статус: часть другого н.п.

Борове́цкое ныне — это микрорайон в составе Автозаводского района города Набережные Челны Республики Татарстан. В начале 2000-х годов микрорайон юридически ещё являлся селом в Тукаевском районе республики, после присоединения к городу получив адресное наименование "микрорайон 50А", в обиходе именуемый Боровецкое / микрорайон Боровецкое / село Боровецкое. Село Боровецкое находилось в северной части территории современного города Набережные Челны Республики Татарстан, располагалось на реке Шильна, в 26 км от железнодорожной станции Круглое Поле, в 12 км от пристани Набережные Челны. По состоянию на август 2001 года село еще являлось самостоятельной административной единицей в составе Малошильнинского сельского совета местного самоуправления, последним старостой села был В. Кузнецов.

Основано село Боровецкое в XVII веке. В дореволюционных источниках известно под названием Вознесенское, в самый ранний период своего существования называлось Нижняя Шильна.  До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, изготовлением телег и саней, пилкой леса, пчеловодством. В начале 20 века в Боровецком функционировали Вознесенская церковь (построена в 1872-89 гг. на средства Д.И. Стахеева, памятник архитектуры), земское училище, водяная мельница, винная и 3 бакалейные лавки. В тот период земельный надел сельской общины составлял 4519,9 дес. В сельский период существования села Боровецкого его жители занимались молочным скотоводством.

История села Боровецкое начинается в первой половине XVII века и тесно связана с монастырской колонизацией в Казанском крае. Возникновение поселения произошло благодаря появлению здесь мужского Казанского Богородицкого монастыря. События развивались следующим образом. 23 марта 1640 года старец Давид с братией подали челобитную на имя уфимского воеводы Льва Плещеева — «чтобы нам их богомольцев своих пожаловать, велети им на устье Челны речки на верхнем бору под пустынь расчистить место и устроить монастырь». Разрешение было получено. Монастырь, судя по документам, был устроен на Мысовской (ныне Элеваторной) горе и территориально с нынешним селом Боровецким связан не был. Устроив монастырь, старец Давид вновь обратились к уфимскому воеводе Льву Плещееву с просьбой — «пожаловать к тому монастырю велеть дать пашни и сенных покосов, чем бы им сытыми быть». На основании этой челобитной монастырю были выделены пашенные земли и угодья: «пашенные земли вверх по Шильне речке полянка промеж черного лесу и дубровки за речкою Башкиркою до речки Чалны... Да с устья Шильны речки вверх по Каме реке до речки Пещанки луга и сенные покосы и с дубровками по Шильне речке вверх до мельницы и с хоромным лесом...»

В переписной книге 1647 года называется первое поселение монастырских крестьян — «Челнинского ж починка на реке Шильне Новый починок монастыря Пречистые Богородицы Казанские». В этом монастырском починке имелось всего три крестьянских двора, из которых один был пуст. Проживали в этих дворах три человека мужского пола — Артюшка Гаврилов с сыном Ларькой, да Фролко Лукьянов. Как считают историки, это и были первые поселенцы, проживавшие на месте будущего села Боровецкого.

В конце 40-х-начале 50-х годов XVII века в монастырском починке поселился Степан Боровецкой. Занимался он торговлей, платил в казну довольно большой оброк — тридцать алтын. Кроме того, на реке Шильне у него имелась мельница, с которой полагалось оброка еще почти четыре рубля. Для небольшого починка Степан Боровецкой был человеком заметным и даже выдающимся. Не удивительно, что за починком (а затем и селом) постепенно закрепилось его имя. Таково происхождение названия села Боровецкого, по мнению челнинского краеведа - Владимира Ермакова. Большинство же краеведов считают, что название села произошло от слова «бор», поскольку в его окрестностях произрастали прекрасные сосновые леса. Человек, чьей фамилией, вероятно, было названо село Боровецкое, в середине 40-х годов XVII века числился в селе Мыс «для откупного кабацкого и таможенного промыслу» в принадлежащем ему торговом дворе: - «Стенька Игнатов Боровецкой з братом двоюродным Стенкою ж Мишиным сыном Комовым». Именно числился, так как по свидетельству Стенки Комова, уже года с три прошло, как Стенка Боровецкой переехал из Челнов во Владимир, где и живет в тягле. А в селе Мыс он поручил своему двоюродному брату торговать из двух амбаров хлебом и солью. Да у них же еще «на монастырской земле солодовня, растят солод и отпускают в Астрахань». Немалые доходы получали они и с довольно крупной водяной мельницы. Сфера деятельности первых челнинских предпринимателей простиралась аж до Астрахани.

Вначале на месте села находились небольшие поселения — деревня Корелина, починок Шестоперов, чуть позже встречается название Нижняя Шильна. В 1651 году Нижне-Шильнинский мужской монастырь переименовали в Богородский, а спустя много лет Нижняя Шильна стало селом Боровецким. Судьба Казанского Богородицкого монастыря сложилась трагично. Он оказался разрушенным и сожженным восставшими башкирами и татарами в ходе национального восстания 1682-1684 годов и с тех пор больше не восстанавливался. Выписка из писцовых книг Приказа Казанского дворца, датируемая концом XVII века, прямо подтверждала, что «Казанский монастырь воровские люди в бывшие инородческие бунты сожгли». Земли и угодья монастыря перешли к Казанской Седмиозерной пустыни, которая владела ими вплоть до 1764 года.

В перепись 1710 года Боровецкое значилось починком, но уже в первую ревизию 1719-1721 года починок уже стал ясашным селом, числившимся в Зюрейской дороге Казанского уезда. По второй ревизии 1748 года и третьей ревизии 1762 года село также территориально числилось в Зюрейской дороге Казанского уезда, однако относилось к вотчине Казанской Седмиозёрной Пустыни, его жители значились в сословии монастырских крестьян. После секуляризации монастырских земель, крестьяне были переданы в ведение экономической коллегии, случилось это к 1764 году. В XVIII веке Боровецкое являлось уже селом, в нем имелась деревянная церковь. Уже ко времени Пугачевского бунта это был населенный пункт с развитой, как бы сейчас сказали, производственной инфраструктурой. Имел четыре кузницы, где в декабре 1773 года отряд пугачевцев ковал себе пики, копья, сабли.

По результатам V ревизии 1795 года в селе Боровецком проживали экономические (бывшие монастырские) крестьяне — 74 души мужского и 71 душа женского пола. Кроме того, в селе насчитывалось 309 душ мужского пола и 307 душ женского пола государственных (ясашных) крестьян. Они являлись приписными крестьянами, поскольку были приписаны к Воткинскому казенному заводу.

Приписные крестьяне появились в России в связи с развитием горнозаводской промышленности, где остро не хватало рабочих рук. Условия их жизни и труда были очень тяжелыми. Заводская работа продолжалась 10-14 часов в сутки в течение трех-четырех месяцев в году. Жителей Боровецкого заставляли выполнять главным образом вспомогательные работы — рубить дрова, пережигать их на уголь, возить землю для устройства и ремонта плотин, сплавлять суда по рекам с готовой продукцией. За малейшие упущения они подвергались большим штрафам и жестоким наказаниям. Свой протест против такого тяжелого положения они выражали в форме массового бегства с заводов, стихийных бунтов. Жители села Боровецкого, в отличие от дворцовых крестьян сел Бережных Челнов, Мысовых Челнов, Орловки, самым решительным образом поддержали восстание под руководством Е. Пугачева.

При Павле Первом село Боровецкое стало центром волости. 

Крестьянская реформа 60-х годов XIX века затронула и государственных крестьян. 24 ноября 1866 года был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях». В соответствии с ним крестьяне получали в надел те земли, которыми они пользовались ранее, но не свыше 8 десятин на мужскую душу. Расцвет Боровецкого пришелся на середину XIX века, после отмены крепостного права. Расширяется торговля. Появились кирпичный и кожевенный заводы, маслобойка, три зерносушилки. Открылось трехгодичное смешанное училище.

Во время Первой Всероссийской переписи 1897 года Боровецкое насчитывало почти 300 крестьянских дворов, в которых проживало 1387 человек — 624 мужчины и 763 женщины. Главным занятием жителей Боровецкого было сельское хозяйство. Большинство крестьянских хозяйств располагали земельными участками от 10 до 15 десятин. Четыре хозяйства имели земли более 40 десятин каждое. Безземельных хозяйств было всего два. Поскольку земля находилась в общинной собственности, через определенный период производился передел земельных участков между крестьянами. Так что село Боровецкое можно отнести к типичным крестьянским поселениям дореволюционной России.

Помимо земледельческого труда, многие крестьяне зарабатывали дополнительные средства, занимаясь промыслами. Так, четыре семьи села Боровецкого разводили пчел и содержали 100 ульев. 57 крестьянских хозяйств находили себе заработок в других видах промыслов. Промышленность была представлена в селе небольшими крестьянскими заведениями. Имелась в Боровецком 1-поставная водяная мельница, принадлежавшая крестьянскому обществу. Арендовал ее крестьянин В. Киршин. Мельница размалывала в сутки около 30 пудов зерна и приносила доход 50 рублей в год. Крестьяне Г. Прохоров и Г. Судариков являлись хозяевами ветряных 2-поставных мельниц с доходностью соответственно 48 и 107 рублей в год. Крестьяне В. Назаров и В. Елесин также владели ветряными 2-поставными мельницами, а также сушилками и полбенными обдирками. Имелась в селе также шерсточесалка крестьянина М. Кузнецова (25 рублей), овчинное заведение Ивана Филиппова (19 рублей), а также одна каменная и две деревянные кузницы, принадлежавшие крестьянам Г. Филиппову, Г. Прохорову и В. Назарову (при мельнице). Работали в этих заведениях, как правило, сами хозяева, без применения наемной силы.

Розничную торговлю (на 1917 год) в селе Боровецком представляли десять бакалейных лавок, в которых продавались самые необходимые для крестьянской жизни продовольственные товары. Все они принадлежали крестьянам. Хозяевами лавок были А. Бычкова (две), Г. Судаков, К. Башурова, П. Лаптев, А. Богданов (арендовал К. Мингазетдинов), И. Самойлов (арендовало Общество потребителей), С. Ананин (арендовал Г. Нигаматуллин), В. Назаров (арендовал Г. Галиуллин), П. Судариков. Половина торговых заведений были каменными, остальные — деревянными. Получаемый от них годовой доход был незначительный — от 22 до 44 рублей в год. Торговали в лавках сами хозяева или арендаторы.

В XIX веке жители Боровецкого впервые получили возможность обучать своих детей грамоте. Земское начальное училище было открыто в селе 10 января 1879 года. Вначале оно размещалось в наемном помещении, но земство вскоре построило на свои средства собственное училищное здание. В 1880-1881 учебном году в нем обучалось 36 мальчиков и 6 девочек, то есть только очень небольшая часть юных жителей села. Учителем был А. Шулятиков, из крестьян, получивший образование и звание сельского учителя в Вятском училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний. Закон Божий преподавал священник Смирнов. Центром духовной жизни села Боровецкого была церковь. Вначале она была деревянной. Каменная церковь строилась более 10 лет, с 1872 по 1882 годы, на основе реконструкции другой каменной Вознесенской церкви, построенной в 1828 году. В годы Советской власти церковь была разорена и разрушена, и вновь восстановлена лишь в 90-ые годы.

История каменного храма

Трехпрестольная Вознесенская церковь начала строиться в 1872 году. В 1882 был освящен левый придел во имя великомученика Димитрия Солунского, в 1885 году — правый придел в честь Воздвижения Креста Господня, а в 1889 — главный престол в честь Вознесения Господня. Основную часть средств на постройку нового храма выделил Дмитрий Иванович Стахеев (1840-1918) — представитель знаменитой елабужской купеческой династии, известный в конце XIX века писатель.

В результате был выстроен крупный храм в стиле эклектики классицистического направления. Долгие десятилетия запустения, а потом реконструкция первой половины 1990-х годов довольно сильно изменили первоначальный облик храма. При церкви существовало попечительство. До революции число прихожан составляло 1935 человек (жители села и трех деревень) — 906 мужчин и 1029 женщин. В годы советской власти, когда церковь подвергалась гонениям, храм был разрушен, и служение в нем прекратилось. Точных сведений о том, когда это произошло, нет, предположительно служить в нем перестали в 1937 году. В последнее время церковь находилась в ведении местного колхоза и использовалась под электрическую мельницу, которая размещалась в алтарной части. Со временем гонения на Церковь прекратились, и храм был предан забвению. Затем наступили времена перестройки, многое в государстве стало меняться, изменилось и отношение к религии.

В 1989 году начались работы по восстановлению храма. Сразу же здесь появилась бригада строителей, сделали новую крышу, отремонтировала и выкрасила купола. Генподрядчиком на реставрации церкви выступило управление «Отделстрой-2» (начальник Н.С. Рукин). Хоры для певчих изготовили рабочие бригады Бакунина, одного из предприятий БСИ, они же восстановили лестницу на колокольню. Пять колоколов были привезены из Воронежа. Самый тяжелый колокол весит 30 пудов (491 кг). Вокруг церкви была установлена ажурная ограда. Сделали ограду рабочие литейного завода. К кому бы представители прихода в городе ни обращались, помогали, чем могли. Ночью 7 января 1990 года, в праздник Рождества Христова, после многолетнего перерыва, по просьбам прихожан состоялось первое богослужение.

C 2004 года Вознесенский собор распоряжением архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия был возведен в статус архиерейского подворья. Храм является главным в Закамском благочинии. В настоящее время при соборе ведут свою деятельность Духовно-просветительский центрШкола катехизаторовклуб юных спасателей «Спас», а также функционируют взрослая и детская воскресные школы.

В Первую мировую войну было мобилизовано 650 жителей села. Далеко не все из них вернулись домой, где бушевала война другая – Гражданская… Трагические события гражданской войны непосредственно коснулись поддержавших советскую власть жителей села, колчаковцы оставили о себе недобрую память.16 апреля 1919 г. в село Боровецское прибыл колчаковский отряд и несколько дней без суда и следствия преследовал сторонников Советской власти. 17 апреля был убит бывший командир 361 полка Красной армии Наумов Сифор Михайлович, вернувшийся в село для поправки здоровья после ранения. Его раздели и долгое время били нагайками, затем загнали в реку и застрелили. Особенно выделялся своим зверством уроженец села П.В. Судариков. Издеваясь исстегал плетью односельчанина Н.Г. Колдыбаева только за то, что он ухаживал за девушкой, которую потом Судариков взял в жены. 19 апреля он пристрелил своего соперника и не велел хоронить его, сказав: «Пусть валяется на улице». 23 апреля 1919 года подверглась жестокому истязанию жена красноармейца Заключнова Домна Федотовна за то, что она была женой комиссара. Ее стегали плетьми до потери сознания. При активном содействии дезертира И.М. Колупаева в ночь на 20 апреля была арестована и зверски избита жена комиссара Макарьевского волисполкома И.С. Толстова – Афимея Яковлевна. Ее, избитую до потери сознания, повезли в Челны, по дороге признали ее мертвой и выбросили в Малошильнинский лог, утром женщину подобрали и привезли домой. Как только она очнулась, ее забрали в контрразведку, где били шомполами, посыпая раны солью. Ее отправили в Мензелинскую тюрьму, ее вина была только в том, что она была женой комиссара. Арестованы были члены Ильбухтинского комитета бедноты И.Я. Раздьяконов, И.В. Хорьков, Н.К. Бузин, их тоже отправили в Мензелинскую тюрьму, но они освободились за взятку.

В Великую Отечественную войну солдатскую форму надело уже меньше сельчан, чем в августе 1914 года. И, конечно, эта война не увеличила население Боровецкого. Четырнадцать Кузнецовых и пятнадцать Недопекиных ушли на фронт – и все погибли.

До 1920 село Боровецкое относилось к Мензелинскому уезду Уфимской губернии (на 1879 год и далее - в Макарьевской волости). С 1920 года - в составе Мензелинского, с 1922  года - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10 августа 1930 года - в Тукаевском (Челнинском) районе. Со второй половины 2000-х в составе г. Набережные Челны. С 1930 г. - в составе Боровецкого сельсовета Челнинского района, с 1976 г. – Большешильнинского, с 1992 г. – Малошильнинского сельсоветов Тукаевского района (в Тукаевском районе - с 20.04.1976 г.).

Число жителей: в 1724 году - 219, в 1795 - 381 душа мужского пола; в 1859 - 1368, в 1870 - 1398, в 1897 - 1387, в 1913 - 1660, в 1920 - 1594, в 1926 - 1362 (русские), в 1938 - 749 (русские), в 1949 - 593 (русские), в 1958 - 398 (русские), в 1970 - 654 (русские), в 1979 - 576 (русские), в 1989 - 205 (русские), в 1997 - 130 (русские), в 2002 году - 121 человек.

Близ села Боровецкое находится памятник природы Боровецкие Ключи.

В 1 км к северу от микрорайона "Боровецкое" на правом берегу Шильны расположен Боровецкий лес — часть национального парка «Нижняя Кама».

/Автор информационной справки о населённом пункте: Собин С.А./

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      Навесной мост (Alexey Knyazev)
      Навесной мост (Alexey Knyazev)
      Мечеть. (BOBO4KA)
      Мечеть. (BOBO4KA)
      Мечеть Нур-Ихлас (Инна Соколова)
      Мечеть Нур-Ихлас (Инна Соколова)
      Северная часть города (Aleksey Gunko)
      Северная часть города (Aleksey Gunko)
      Боровецкая церковь (Инна Соколова)
      Боровецкая церковь (Инна Соколова)
      48/06г с улицы Усманова (newzorov)
      48/06г с улицы Усманова (newzorov)
      Протоки р. Шильны. (Вадим Качалков)
      Протоки р. Шильны. (Вадим Качалков)
      Боровецкая церковь. Свято-Вознесенский собор (Inga C.)
      Боровецкая церковь. Свято-Вознесенский собор (Inga C.)
      Речка в Боровецком (Rustem Agzamoff)
      Речка в Боровецком (Rustem Agzamoff)
      Пасхальные купола (Инна Соколова)
      Пасхальные купола (Инна Соколова)
      Колокольня, звонарь. (Вадим Качалков)
      Колокольня, звонарь. (Вадим Качалков)
      Дорога в национальный парк. (Вадим Качалков)
      Дорога в национальный парк. (Вадим Качалков)
      Usmanova St. - 130 (04.01.2008) (aleks_yakovlev)
      Usmanova St. - 130 (04.01.2008) (aleks_yakovlev)
      Дом 51/04 (Stanislaw Mikulski)
      Дом 51/04 (Stanislaw Mikulski)
      Стройка. (Вадим Качалков)
      Стройка. (Вадим Качалков)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1646, РГАДА 1209-1-6468, 1646 г.
      4130150Чалнынского ж Починка на реке на Шильне нового починка монастыря Пречистые богородицы Казанские[+]Российское царство, Приказ Казанского дворца, Уфимский уезддворцовые села, дворцовое село в Чалнинском Починке на реке на Каме на усть речки Чалны с деревнями2209
      4130157Нового монастыря[+]Российское царство, Приказ Казанского дворца, Уфимский уезддворцовые села, дворцовое село в Чалнинском Починке на реке на Каме на усть речки Чалны с деревнями212об
      Перепись 1710, РГАДА 237-1-154, 1710 г.
      2760129в починке Боровецкомв вотчине Семиозерные пустыни3♂ 16 ♀ 10 Σ 26331—331об
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-1091, 1720—1721 г.
      3210319ясашного села Вознесенского Боровецкое тожКазанская губернияЗюрейская дорога78
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1141, 1748 г.
      2240235В селе Вознесенском Боровецкое тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездЗюрейская дорога, Вотчины Седмиозерной пустыниВознесенского монастыря крестьяне♂ 44148458—148501799—801 об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1149, 1748 г.
      2881213села Вознесенского Боровецкое тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездЗюрейская дорога, Вотчины Седмиозерной пустыниис крестьян1271—1272178об—179
      2881351села Вознесенского Боровецкое тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездЗюрейская дорога, Аиткулова сотня Тоганаеваиз ясашных крестьян1448196об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1142, 1748 г.
      3760044в селе Вознесенском Боровецкое тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездЗюрейская дорога, Аиткулова сотня Тоганаевагосударственные ясашные крестьяне приписные заводчиков казанских жителей Ивана и Кирилы Ивановых детей Небогатовых к медно плавиленному их Шилвинскому заводу для заводских работ♂ 226152571—152796180—189
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-1155, 1748 г.
      3780122в селе Вознесенском Боровецкое тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездЗюрейская дорога, Вотчины Седмиозерной пустыникрестьяне♂ 2167066—67086234—234 об
      3780163в селе Вознесенском Боровецкое тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездЗюрейская дорога, Аиткулова сотня Тоганаевагосударственных ясашных крестьян♂ 12769407—69533307—310 об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1201, 1762—1765 г.
      2280048в селе БоровецкомКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездЗюрейская дорога, Ведомства коллегии экономии (бывшие архиерейские и монастырские вотчины)крестьяне♂ 44 ♀ 59727—732
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1203, 1762—1771 г.
      4140003в селе Вознесенском Боровецкое тоже приписные к Камскому Его Сиятелтства железному молотовому Ижевскому заводуКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездЗюрейская дорога, Аксюкова [Алексеева] сотня Кирилова бывшая Таганаева сотня Бехтимироваприписные к Ижевскому заводу крестьяне♂ 252 ♀ 25641—71

      Комментарии

      Аватар пользователя iousupov
      государственные ясашные крестьяне приписные заводчиков казанских жителей Ивана и Кирилы Ивановых детей Небогатовых к медно плавильному их Шилвинскому заводу для заводских работ , указанные во 2‑ой ревизия, РГАДА 350-2-1142, 1748 г. к селу Боровецкому/Вознесенскому отношения не имеют.  Шильвинский (Боровецкий) медеплавильный завод находился в 3-х верстах выше по течению реки Шильны от села Боровецкого/Вознесенского. Возникло это поселение на месте деревни Красной Арской дороги.